Прежде чем приказывать научись повиноваться фигуры речи
Презентация Изобразительно-выразительные средства художественной речи на уроках русского родного языка 9 класс
Главная цель обучения родному языку в современной школе заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, помочь им овладеть основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация Изобразительно-выразительные средства художественной речи на уроках русского родного языка 9 класс»
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.
Троп – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.
Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение слова.
В античной и средневековой риторике выделялось 11 основных тропов. Рассмотрим некоторые из них.
Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттеняется на второй план и становится фоном для переносного.
Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора.
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, сидит в углу.
И тополь – король. Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы:
Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма.
Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.
Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого и левого крыла!
Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным.
Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет :
Золотая голубятня у воды
Ласковой и млеюще-зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы.
Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан.
Среди метонимических переносов много привычных, таких, которые мы даже не замечаем
(шерсть – «волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него»
Золото – «металл» и «медаль, сделанная из этого материала»)
Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части по целому.
Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы.
Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении.
Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии:
«Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу.
Гипербол много и в обычной разговорной речи:
сто лет не виделись;
век живи – век учись;
я так голоден, что готов слона съесть.
Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события.
Дни стали короче воробьиного носа.
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова:
Петербург – «город Петра», «город на Неве».
Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил, например, С.Есенин:
месяц – «всадник унылый»
мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным»
трактора – «стальная конница»
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в художественной.
Например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес»,
О глупом, тупом – «наш Ломоносов».
В басне Крылова к ослу обращаются с вопросом:
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?»
Реминисценция – скрытая цитация.
начало пушкинского «Евгения Онегина» –
реминисценция из басни Крылова:
«Осел был самых честных правил»
Разграничьте в следующих примерах:
1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)
2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)
3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)
4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)
4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)
3)И солнце , колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)
Разграничьте в следующих примерах:
1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)
2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок)
3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)
4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий)
1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)
3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)
«Служенье муз не терпит суеты» ( А.Пушкин)
Разграничьте в следующих примерах:
1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)
2)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал . (А.Пушкин)
3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)
4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)
1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)
3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)
4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)
Разграничьте в следующих примерах:
1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе … (А.Пушкин)
2)Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей . (В.Маяковский)
3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи . (В.Высоцкий)
4)Вас притягивали луны двух огромных глаз . (М.Цветаева)
4)Вас притягивали луны двух огромных глаз .(М.Цветаева)
1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе …(А.Пушкин)
3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи .(В.Высоцкий)
Разграничьте в следующих примерах:
1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)
2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)
3)Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам)
1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)
2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)
Разграничьте в следующих примерах:
1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)
2)Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)
3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)
4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)
3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)
1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)
4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)
2) Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)
Термин «фигура» античная риторика заимствовала из искусства танца: риторическая фигура – это необычный оборот речи, особое синтаксическое построение, предназначенное для ее украшения, усиления эмоционального воздействия.
Фигура всегда состоит из нескольких слов.
Анафора в афоризмах:
«Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно , и не больше, чем нужно » (Ф.Ларошфуко).
Параллелизм (синтаксический параллелизм) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций.
«Заткнуть глотку дураку – невежливо, но позволить ему продолжить – жестоко» (Б.Франклин)
«Бедняку не хватает многого, алчному – решительно всего» (Публий Сир).
Нередко параллелизм сочетается с анафорой и эпифорой.
«Кто видел нищету мужчины, тот ничего не видел – нужно видеть нищету женщины; кто видел нищету женщины, тот тоже ничего не видел – нужно видеть нищету ребенка» (В.Гюго) (параллелизм плюс анафора)
«Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды» (параллелизм плюс эпифора)
Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей.
«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым» (царь Соломон)
«Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы» (Вивьен Ли)
Очень часто в антитезе используются антонимы:
«Ум – это способность находить убедительные оправдания собственной глупости»
«Прежде чем приказывать, научись повиноваться» (Солон)
Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.
«Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости» (В.Гюго)
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее.
«Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.Некрасов)
«дружба в настоящем, подлинном, классическом смысле этого слова – прекраснейшая жемчужина мысли» (К.Маркс)
Инверсия – изменение обычного порядка слов.
В русском языке обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение; определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом начале или в конце предложения.
«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства». (М.Е.Салтыков-Щедрин)
(дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентируя два противоположных слова:
для передвижения – для воровства )
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности.
«Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь.Мать.Учитель.Шекспир.Бог. (М.Эмис)
Парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом;
В противном случае это речевая ошибка. (Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали)
Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание.
«Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все» (М.Цветаева)
«Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер)
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания.
«И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А.Блок)
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
«Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов)
«Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий)
Эллипсис придает высказыванию лаконизм и энергию.
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
Г – риторический вопрос
1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)
2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)
3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)
4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)
1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)
А – антитеза В – анафора
2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)
А – антитеза Б – параллелизм В – анафора
3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)
А – антитеза Г – риторический вопрос
4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
В – риторическое обращение
1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)
2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)
3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)
1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)
2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)
А – параллелизм Г – эпифора
3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)
В – риторическое обращение
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
Г – риторический вопрос
1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)
2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)
3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)
4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)
1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)
А – антитеза В – параллелизм
2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)
3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)
4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)
2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)
3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)
4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)
1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)
2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)
3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)
4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
Б – риторическое восклицание
Д – риторический вопрос
1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)
2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?
3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)
Б – риторическое восклицание
1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)
3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.
Д – риторический вопрос
2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?
Е – риторическое обращение
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)
2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)
3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.
4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)
2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)
1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)
3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.
4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – параллелизм Б – антитеза
В – анафора Г – эпифора
Д – оксюморон Е – градация
Ж – гипербола З – метафора
1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)
2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель)
3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини)
4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет)
1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)
А – параллелизм Б – антитеза В – анафора Г – эпифора
2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель ) Д – оксюморон
3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини) Е – градация З – метафора
4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет ) Ж – гипербола
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – параллелизм Б – метафора
В – антитеза Г – эпифора
Д – оксюморон Е – эпитет
1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)
2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)
3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)
4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)
1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)
А – параллелизм Б – метафора В – антитеза
2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)
А – параллелизм Б – метафора
3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)
В – антитеза Е – эпитет
4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – параллелизм Б – антитеза
В – парцелляция Г – оксюморон
1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)
2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)
3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)
4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)
1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)
А – параллелизм Б – антитеза
2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)
3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)
4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)
А – параллелизм Д – метафора