Прежде чем приказывать научись повиноваться
Приказывать
П Р И К А З Ы В А Т Ь
Добрая воля сильнее всякого приказа.
Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
Делай в жизни не то, что сердце велит, а то, что голова приказывает.
Отец мой не кланялся и мне не велел.
Кем приказано – того и ответ.
Приказ приказом, но и свой разум имей.
Нет памяти по приказу.
Эта зараза не ждёт приказа.
Нельзя по всякому случаю ждать приказа.
Кто не умеет выполнять, не умеет и приказывать.
Выполнение приказа – дело чести.
Где приказ – там и ответ.
Приказ скоро отдаётся, да не скоро делается.
Не каждый приказ с умом согласовывается.
На твой приказ мой отказ.
Сперва заслужи доверие, потом приказывай.
Приказывать, не байки рассказывать.
Скачи, враже, как пан скажет. (Украинская п.)
…Теперь Матиуш понял, что справедливо сердился вчера полковник сапёров, и ещё понял, что на войне каждый приказ должен быть выполнен быстро и без лишней болтовни.
Да, штатские могут слушаться или не слушаться, мешкать и рассуждать, но военный знает только одно:
Приказ должен быть выполнен без промедления, каждое поручение – точно. Вперёд – так вперёд, в тыл – так в тыл, рыть – так рать…
Взобрался Матиуш на вершину скалы, сердце его громко билось, он смотрел вдаль, на море, дышал глубоко и чувствовал себя счастливым.
А по возвращении домой записал в дневник:
«Воспитывать волю – значит делать то, чего не хочется делать. Король должен уметь себе приказывать…»
Януш Корчак «Король Матиуш»
Прежде чем начать командовать научись подчиняться.
Аристотель (384/383–323 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий мыслитель, логик, создатель философского языка, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского.
Аристотель получил приглашение от македонского царя Филиппа II стать воспитателем его 13-летнего сына Александра, будущего великого полководца Александра Македонского. Он был его учителем около 10 лет. Обучение было прервано в связи с тем, что царь Филипп II был убит, и молодому царевичу пришлось взять власть в свои руки. После того как его воспитанник Александр взошел на трон, Аристотель отправился в Афины, где организовал философскую школу.
Есть свидетельства того, что философ очень мало спал и даже во сне держал в руке бронзовый шар, который, падая в таз, будил философа. Всего Аристотелем было написано свыше 40 трудов по риторике, поэтике, этике, политике, метафизике, логике и естествознанию (космологии). «Метафизика» — фундаментальный труд Аристотеля, который представляет собой сборник сочинений, состоящий из 14 книг.
Через много лет филосовскую мысль «Прежде чем начать командовать научись подчиняться» повторил великий полководец Александр Васильевич Суворов, звучала она так «Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими».
Создано / Изменено: 11 января 2021 / 11 января 2021
Цитаты Солона
В коллекцию вошли фразы и цитаты Солона — Σόλων, годы жизни между 640 и 635 н. э. — 559 до н. э. — законодатель, афинский политик и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
Требуя ответа от других, и сам давай отчет
Опьянение есть истинное безумие.
Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь…
Пока человек не умрет, воздержись называть его блаженным, но лучше удачливым.
Законы подобны паутине: если в них попадается бессильный и легкий, они выдержат, если большой — он разорвёт их и вырвется.
Солона спросили: «Какое наказание ты назначаешь за безбрачие?» — «Брак», — ответил Солон.
Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
Царь лишь тот, кто всех сильней.
Пока живёшь — поучайся. Не жди, чтоб старость принесла с собой мудрость.
Проводящего жизнь в праздности всякий имеет право обвинить перед судом.
Молчание скрепляет речи, а своевременность молчание.
Со всеми людьми осторожен будь — Не таят ли злобу в сердце своем За светлым лицом, И из черной души Не двойной ли язык лукавит?
Мера человеческой жизни 70 лет.
В великих делах всем нравиться нельзя.
Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные. (по словам Плутарха)
Давая советы другу, старайся ему помочь, а не сделать ему приятное.
Когда он оплакивал сына, кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» — «Оттого и плачу, что бесполезно», — ответил Солон.
Избегай удовольствия, которое рождает печаль.
Друзей приобретай не спеша, а приобретённых не отвергай.
Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит — оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».
Кто для многих страшен, тот должен многих бояться.
Прекрасное дается нелегко.
Будучи поставлен во власть, не употребляй на должности при себе лукавых людей, ибо в чем согрешат они, в том обвинят тебя как начальника.
Во всём нужна мера.
Мне дороже всего жить под народовластием.
Слово есть образ дела.
начальника, замеченного в пьянстве, наказывать смертью.
Советуй не то, что всего приятнее, а то, что всего лучше.
Прежде чем повелевать, научись повиноваться.
Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду как свою.
От богатства родится пресыщение, от пресыщения — спесь.
Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться.
На вопрос, как изжить преступления среди людей, он ответил: Нужно, чтобы пострадавшим и не пострадавшим было одинаково тяжело.
Упрекай друга наедине, хвали — публично.
Забота об излишнем часто соединяется с потерей необходимого.
Темы выпуска: высказывания, афоризмы, изречения, фразы и цитаты Солона — он является первым афинским поэтом, политиком и законодателем, а также является одним из «семи мудрецов» Древней Греции.
Расскажите своим друзьям:
Сергей Евгеньевич Нарышкин — Цитаты
Александра Осиповна Смирнова — Цитаты
Марк Теренций Варрон — Цитаты
Разделы
Популярное
Новые Подборки:
Копирайт © 2021 Тематические подборки цитат vse-frazi.ru. Все права защищены.
Privacy Overview
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie | Duration | Description |
---|---|---|
cookielawinfo-checkbox-analytics | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Analytics». |
cookielawinfo-checkbox-functional | 11 months | The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category «Functional». |
cookielawinfo-checkbox-necessary | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category «Necessary». |
cookielawinfo-checkbox-others | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Other. |
cookielawinfo-checkbox-performance | 11 months | This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category «Performance». |
viewed_cookie_policy | 11 months | The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data. |
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.
Other uncategorized cookies are those that are being analyzed and have not been classified into a category as yet.
Философ Солон и его учение
Прекрасным и добрым верь больше, чем поклявшимся.
Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай.
Прежде чем приказывать, научись повиноваться.
Не советуй угодное, советуй лучшее.
Ум твой вожатый.
(Солон)
Диоген Лаэртский о Солоне
Солон, сын Эксекестида, с Соломина, прежде всего произвел в Афинах «снятие бремени» 52, то есть освобождение от кабалы людей и имуществ. Дело в том, что многие занимали деньги под залог самих себя и потом по безденежью попадали в кабалу. Солон первый отказался от долга в семь талантов, который причитался его отцу, и этим побудил к тому же самому и остальных. Закон этот был назван «снятием бремени» – причины такого названия понятны. А потом он издал и начертал на вращающихся столбах 53 остальные законы, перечислять которые было бы слишком долго.
Самое же главное: так как Саламин, его родное место, был предметом спора между афинянами и мегарянами и афиняне, претерпев в этой войне много поражений, постановили казнить смертью всякого, кто предложит вновь воевать за Саламин, – то Солон, притворившись сумасшедшим, в венке 54 ворвался на площадь, огласил перед афинянами через вестника свою волнующую элегию о Саламине и этим возбудил в них такой пыл, что они тотчас пошли войною на мегарян и благодаря Солону одержали победу. Строки, более всего воспламенившие афинян, были такие:
Писистрат – Солону. «Я не единственный среди эллинов посягнул на тираническую власть, и я достоин ее, ибо я из потомков Кодра; я лишь вернул себе то, что афиняне обещали воздавать Кодру и его роду, но не сдержали обещания. В остальном же на мне нет греха перед богом или перед людьми. Афинянам я оставляю тот же государственный уклад, какой установил им ты, и управляются они лучше, чем при народовластии, ибо я никому не дозволяю превозноситься. Хоть я и тиран, но не пользуюсь сверх меры ни званием, ни почестью, а только тем, что издревле причиталось царям. И хотя каждый афинянин платит десятину со своего надела, но не мне, а на расходы по всенародным жертвоприношениям и на другие общие траты, или же на случай войны. Тебя я не виню, что ты обличал мой умысел, – ибо делал ты это, желая добра отечеству, а не желая зла мне. Ты не знал, какое я установлю здесь правление, а если бы знал, то, быть может, и примирился бы с ним и не уходил бы в изгнание. Так воротись домой, поверь мне без клятвы, что ничего дурного Солону не будет от Писистрата. Знай, что даже из врагов моих никто не потерпел вреда, – если же ты почтёшь за благо стать одним из моих друзей, то будешь между них первым; ибо знаю, ты верен и нековарен. Если, наконец, захочешь ты жить в Афинах как-нибудь по-иному, то и на это будет тебе дозволение. Только не ожесточайся на отечество из-за нас». Таково письмо Писистрата.
Меру человеческой жизни Солон определил в семьдесят лет 60.
Некоторые законы его представляются превосходными: например, кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто растратит отцовское имущество – также; кто празден, на того всякий желающий вправе за это подать в суд. Впрочем, Лисий в речи против Никида говорит, что последний закон издан Драконтом. Солон же запретил говорить в собрании продажным распутникам.
Далее, Солон сократил награды за гимнастические состязания, положив 500 драхм за победу в Олимпии, 700 драхм – на Истме и соответственно в других местах: нехорошо, говорил он, излишествовать в таких наградах, когда столько есть граждан, павших в бою, чьих детей надо кормить и воспитывать на народный счет. Оттого-то и явилось столько прекрасных и благородных воинов, как Полизел, как Кинегир, как Каллимах, как все марафонские бойцы, как Гармодий, и Аристогитон, и Мильтиад, и тысячи других. Гимнастические же борцы и в учении недешевы, и в успехе небезопасны, и венцы принимают за победу не столько над неприятелем, сколько над отечеством; в старости же они, по Еврипидову слову,
Изношены, как плащ, рядном сквозящий 61, – это и имел в виду Солон, когда поощрял их столь сдержанно.
Песни Гомера он предписал читать перед народом по порядку: где остановится один чтец, там начинать другому: и этим Солон больше прояснил Гомера, чем Писистрат 63 (как утверждает Диевхид в V книге «О Мегарах»), – главным образом в тех стихах, где говорится: «Но мужей, населяющих град велелепный, Афины. » 64 и далее.
Солон впервые назвал тридцатый день месяца старым и новым 65. Он первый завел собрания девяти архонтов для собеседований (как говорит Аполлодор во II книге «О законодателях»). А когда начались раздоры, он не примкнул ни к городской стороне, ни к равнинной, ни к приморской 66.
Он говорил, что слово есть образ дела; что царь лишь тот, кто всех сильней; что законы подобны паутине: если в них попадается бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется. Он говорил, что молчание скрепляет речи, а своевременность скрепляет молчание. Те, кто в силе у тиранов, говорил он, подобны камешкам при счете: как камешек означает то большее число, то меньшее, так они при тиранах оказываются то в величии и блеске, то в презрении. На вопрос, почему он не установил закона против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился». На вопрос, как изжить преступления среди людей, он ответил: «Нужно, чтобы пострадавшим и непострадавшим было одинаково тяжело» – и добавил: «От богатства родится пресыщение, от пресыщения – спесь».
Афинянам он присоветовал считать дни по лунным месяцам. Феспиду он воспретил представлять трагедии, полагая, что притворство пагубно; и когда Писистрат сам себя изранил 67, Солон сказал: «Это у него от трагедий!»
Заветы его людям Аполлодор в книге «О философских школах» передает так: «Прекрасным и добрым верь больше, чем поклявшимся. Не лги. Пекись о важном. Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай. Прежде чем приказывать, научись повиноваться. Не советуй угодное, советуй лучшее. Ум твой вожатый. С дурными не общайся. Богам – почет, родителям – честь». Говорят, когда Мимнерм написал:
Если бы на земле без тяжких забот и страданий Лет шестьдесят прожить, чтобы потом умереть! – то Солон побранил его так: Если готов ты послушать меня, переделай все это И не сердись, если я лучше придумал, чем ты. Лигиастад! Измени свою песню и пой теперь вот как: «Восемь десятков прожить – и лишь потом умереть!» 68 Из песен ему принадлежит такая: Со всеми людьми осторожен будь – Не таят ли злобу в сердце своем За светлым лицом, И из черной души Не двойной ли язык лукавит?
Бесспорные его писания – это законы, речи к народу, наставления самому себе, элегические стихи о Саламине и об Афинском правлении, в которых 5000 строк, ямбы и эподы.
На изваянии его надпись такая: Здесь, в Саламинской земле, сокрушившей мидийскую дерзость. Законодатель рожден – богохранимый Солон 69. Расцвет его приходится на 46-ю олимпиаду, в 3-й год которой он был архонтом в Афинах (по словам Сосикрата); тогда он и издал свои законы. Скончался же он на Кипре, прожив восемьдесят лет, и завещал ближним отвезти его останки на Саламин и пеплом развеять по всему краю. Оттого и Кратин в «Хиронах» говорит от его лица: Гласит молва, что я живу на острове, Развеянный по всей земле Аянтовой. Есть и у нас эпиграмма в названной книге «Все размеры», где я писал о смерти всех знаменитых людей всеми размерами и ритмами, как в эпиграммах, так и в песенных стихах: Тело Солона огонь на Кипре пожрал отдаленном, Кости приял Саламин, злаки из праха взросли, Дух же его к небесам вознесли скрижальные оси, Ибо афинянам был легок Солонов закон 70. Изречение его, говорят, было: «Ничего слишком!»
Диоскурид в «Записках» рассказывает, что, когда он оплакивал сына (о котором более ничего не известно), кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» – «Оттого и плачу, что бесполезно», – ответил Солон.
Письма Солона
Известны такие его письма.
Солон – Периандру. «Ты пишешь, что против тебя есть много злоумышленников. Не медли же, если хочешь от них отделаться. Ведь злоумыслить против тебя может самый негаданный человек (иной – боясь за себя, иной – презирая тебя за то, что ты всего боишься), потому что, подстерегши миг твоего невнимания, он заслужил бы благодарность всего города. Самое лучшее для тебя – отречься, чтобы не осталось причин для страха; но если уж быть тираном во что бы то ни стало, то позаботься, чтобы чужеземное войско при тебе было сильнее, чем гражданское, – тогда никто тебе не будет страшен и никого не понадобится изгонять».
Солон – Писистрату. «Верю тебе, что не претерплю от тебя худого – ибо и до тирании твоей я был тебе другом и теперь враждебен тебе не более чем любой из афинян, кому не мила тирания. Лучше ли быть под владычеством единого, лучше ли под всенародным – об этом пусть из нас каждый судит сам. Я согласен, что из всех тиранов ты – наилучший; но возвращаться в Афины, думается, мне не к лицу, чтобы меня не попрекнули, будто я дал афинянам равноправие, отклонил возможность стать тираном, а теперъ-де вернулся одобрить твои дела».
Солон – Крезу. «Я счастлив твоим добрым расположением ко мне; и, клянусь Афиною, не будь мне дороже всего жить под народовластием, я охотнее принял бы кров в твоем дворце, чем в Афинах, где насильственно властвует Писистрат. Однако житье мне милее там, где для всех законы равные и справедливые. Все же я еду к тебе, готовый стать твоим гостем».
«Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими». Дисциплина. Терпение
Сложный вопрос – лидер и дисциплина. Казалось бы, он должен требовать дисциплинированности от других, от подчиненных. Но, во-первых, подчиненных еще нужно заслужить, а для этого пройти немало ступенек, на которых Вы будете подчиненным. И о Вас будут судить по тому, насколько точно, пунктуально Вы выполняете задания, которые сформулируют другие. Во-вторых, трудно требовать от других чего-то, в чем Вы сами не сильны. Человеку недисциплинированному не хватит даже терпения и желания наладить систему контроля за дисциплиной подчиненных. В-третьих, лидерство – это не в последнюю очередь самодисциплина.
«Самая высокая форма дисциплины – это самодисциплина».
Анатолий Васильевич Луначарский
«Дисциплина – мать победы». «Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими».
Александр Васильевич Суворов
Успешные лидеры крайне последовательны: они следуют своим ценностям и своим целям, испытанным методам. Их дисциплинированная целеустремленность беспощадна, непоколебима. При этом дисциплину не следует путать с регламентацией, слепым подчинением авторитетам, соблюдением бюрократических правил. Подлинная дисциплина требует независимости ума, способности не поддаваться давлению и стадному инстинкту.
Талант очень часто губит именно отсутствие самодисциплины. Все легко дается, все Вами восхищаются. Как тут не расслабиться?
«Гениальному человеку больше, чем кому бы то ни было, нужна строжайшая дисциплина».
Алексей Николаевич Толстой
Надо дисциплинированно делать так, чтобы каждый день приближал Вас хоть на шаг к достижению цели, не отступать, не изменять самому себе. Каждый день шаг за шагом идти к своей цели, стараясь поступать так, чтобы не было стыдно перед самим собой.
Для этого надо уметь терпеть. Терпение – великое качество для политика, для лидера.
«Терпенье дает уменье».
«Терпенье и труд все перетрут».
«Бог терпел, да и нам велел».
«В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям великодушие».
Иногда терпение может быть вообще единственной стратегией и тактикой. Как, например, в садоводстве.
«Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят».
«Не срывай яблока, пока зелено: созреет, и само упадет».
Но терпение не надо смешивать с терпимостью. К тому, что Вы считаете неправильным, несправедливым. И, конечно, терпение не может быть безграничным.
Исключительно важным качеством является умение сказать «нет». Когда Вы человека в чем-то обнадежили, просто чтобы не расстраивать, он может продолжать к Вам обращаться по одному и тому же вопросу много раз. В итоге Вы и человеку не помогли, и массу времени потеряли.
Однажды домой к Раневской пришел пионерско-тимуровский отряд с почетным поручением – взять шефство над актрисой. Фаина Георгиевна громко объявила: