Прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо ответ
Экологический эрудицион. Праздник «День Земли» в 9–10-х классах
Разделы: Экология
Данный эрудицион знакомит детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека.
Оформление: на заднем плане размещается изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это своеобразное табло, на котором фиксируется результат игры. При каждом заработанном балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек).
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный – он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
Ведущий 1: 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Ведущий 2: Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?
Ведущий 1: За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.
Ведущий 2: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Ведущий 1: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Ведущий 2: Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(представление команд, знакомство с правилами игры)
I тур. “Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек”
Команды получают по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос на слайде высвечиваются три варианта ответа.
(После окончания работы судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются “отходы”, соответствующие заработанным каждой командой очкам.)
II тур. Не спешите выбрасывать свое будущее, “Устами младенца”.
IV тур. Что может сделать один?
(Подводятся итоги игры. Команда победительница награждается дипломом 1-ой степени.)
Ведущий 1: Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам и не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Ведущий 1: Нам тоже небезразлична судьба планеты, и поэтому мы попытаемся сделать такой же флаг, только в миниатюре.(Идет сбор подписей “В защиту природы!”)
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?
Викторина по биологии(6 класс)
Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обусловливает потребность в дополнительном экологическом образовании. Цель данного экологического эрудициона познакомить детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счете, само существование человека, продолжить воспитание экологически грамотного человека.
В период подготовки формируются команды – участницы (8-11 кл), определяется состав жюри и счетной комиссии, выбирается ведущий.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наш эрудицион необычный – он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда большая его часть – 97%- идет… в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков в развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай… А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь:
Вопрос «куда деть мусор?» становится все актуальней. И мы попробуем сегодня ответить на него.
1 тур. «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»
Команды получают по три таблички – указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа, жюри сразу оценивает.
Вопросы: Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1. Производство упаковочных материалов
2. Переработка мусора
3. Производство автомобилей
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
2. Собрать в одном месте
Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
2. Сжечь при специальных условиях
Первоочередная забота при выборе места свалки
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод
2. Ограждение места свалки
3. Укомплектование соответствующей техникой
Появление «партизанских» свалок влечет за собой:
1. Загрязнение почвы
2. Уродство ландшафта
3. Изменение климатических условий
Основа для разработки санитарных норм, а так же для решений об открытии или остановке того или иного производства:
1. Предельно допустимая концентрация вещества
2. Наличие тяжелых металлов
3. Государственный стандарт качества.
Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение
2. На близлежащие регионы
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
Самая страшная «добавка» к воде:
3. Минеральные удобрения
Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»:
Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
1. На тяжелую промышленность
2. На легкую промышленность
3. На сельское хозяйство
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеиваются в окружающую среду?
3. Твердые вещества
Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
2. Разработка правовых механизмов регулирование процесса
3. Рециркуляция( повторное использование отходов )
Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
2. Экологическим кризисом
Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
2. Нефте- и газопереработка
Что такое вермикультура:
1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны
2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы)
3. Способ определения степени чистоты воды
Оптимальное решение энергетической проблемы
2. Развитие атомной энергетики
3. Развитие ветроэнергетики
1. Наука о доме, местопребывании
2. Наука, изучающая почву
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
Выброшенную бумагу «съедят» невидимки – микробы за:
2 тур. Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы) «Устами младенца»
В этом туре ребята знакомятся с наиболее распространенными отходами, возможностью их вторичном использования. Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах, загрязнениях. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой верно назовет отходы. Если команда дала неверный ответ, из дальнейшей борьбы в этом туре она выбывает.
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен
3. Когда его слишком много, это становится бедствием
4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться
5. Его необходимо компостировать
1. У меня очень много игрушек сделано из нее
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят
4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается
1. Ее изобрели китайцы
2. У нас ее получают из дерева
4. Из нее получается очень много мусора
5. На ней обычно пишут и рисуют
1. Его делают из песка
2. Чаще всего оно прозрачное
3. Когда падает, оно разбивается
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара
1. Это то, чего много в городе, но мало а деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становиться еще больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
1. Этого почти не видно.
3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
4. Это могут собирать на свои листья зеленые растения.
5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
1. Это получается, когда становиться старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
1. Всегда черного цвета.
2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
3. Это очень вредно.
4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
5. Этого много при горении.
1. Это то, без чего уже не можем прожить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5. С помощью этого все становиться чище.
2. Это может плавать на воде и не тонет.
3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
4. Это мешает дышать рыбам.
5. Это надо удалять с поверхности воды
Главный союзник экологов (конкурс капитанов).
По внешнему виду и состоянию растений можно без химических исследований определить, какие загрязнения находятся от них в непосредственной близости.
Команды получают гербарии растений, поврежденных в результате загрязнения окружающей среды. По внешнему виду засушенных растений надо определить, какой загрязнитель вызвал изменения тех или иных органов. Команда, правильно назвавшая загрязнители, получают очередные очки.
1. Некроз верхушки и краев листьев у гладиолуса, тюльпана, касатки, петрушки свидетельствует о том, что в ОС имеется… (фтористый водород)
2. Наличие мертвых пятен на верхней стороне листьев табака, шпината свидетельствует о воздействии…(Озона)
3. Если все части растения (люцерна, подорожник, горох, клевер) желтые, а на листьях межжилковые некрозы, (двуокись серы)
4. Межжилковые некрозы у шпината, махорки, сельдерея вызывает …(двуокись азота)
5. Закручивание листа у салата и томата – результат действия …(этилена)
6. Если стебли злаков пурпурной окраски, а листья темно-зеленые, значит …(в почве, на которой произрастали они, повышенное содержание алюминия)
7. Бурые края листьев у бобовых, моркови, редиса, шпината, овса, красноватые жилки и черешки, скрученные листья и бурые недоразвитые корни сигнализируют о повышенном содержании в почве…(кадмия)
8. Буровато – черные или красные некротические пятна на листьях злаков, бобовых, картофеля, капусты, отмирание старых листьев, засыхание кончиков листьев указывают на большое загрязнение среды…(марганцем).
9. Изменение окраски лепестков мака, розы на голубую или даже на черную свидетельствуют о наличии в окружающей среде больших концентраций…(меди).
Что может сделать один?
Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
1. Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов …(из переработанной макулатуры)
2. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно …(использовать много раз, сдать в магазин).
3. Не покупайте больше, чем может …(понадобиться тебе)
4. Экономьте электроэнергию и горючее; если можно, пользуйтесь больше …(общественным транспортом)
5. Одежду, которую ты уже не носишь, можно …(отдать нуждающимся)
6. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут …(кому-то понадобиться)
7. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и …(сдай туда использованную бумагу)
8. Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки …(вымой их и согни)
9. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую …(можно сдать)
10. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для …(приготовления удобрений)
11. Старайся не использовать пенопласт, так как он практически …(не разлагается в природе)
12. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы …(ее выбрасывать)
(По окончании игры подводятся итоги. Жюри представляет команды – победительницы.)
ВЕДУЩИЙ. Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо ответ
Автор: Перепечина Людмила Джаватовна
Организация: МАОУ СОШ №1 – «ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ»
Населенный пункт: г. Тамбов
Цель мероприятия: привлечение внимания взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды.
Ход экологического диктанта :
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Мы сегодня проведем
И мы попробуем сегодня ответить на него.
1 тур. «Экологическая разминка»
На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего команды поднимают табличку с номером ответа (1,2,3).
Вопросы:
Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса (правильный ответ).
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
2. Сжечь при специальных условиях.
Первоочередная забота при выборе места свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
1. Газы.
3. Твердые вещества.
Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
3. Автотранспорт.
· Оптимальное решение энергетической проблемы:
1. Экономия энергии.
3. Развитие ветроэнергетики.
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
3. 100 лет и более.
2 тур. «Рассуждалки»
Рассуждение №1
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
Рассуждение №2
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут.
Рассуждение №3
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
Рассуждение №4
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает аллергию или другое заболевание.
Рассуждение №5
1. Это получается, когда становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
Рассуждение №6
1. Это то, без, чего уже не можем прожить.
2. Этим мы пользуемся каждый день.
3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
5. С помощью этого все становится чище.
(стиральные порошки и моющие средства)
3 тур. «Решаем экологические проблемы»
Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
Не покупай больше, чем может. (понадобиться тебе).
Экономь горючее; если можно, пользуйся больше. ( общественным транспортом ).
Одежду, которую ты уже не носишь, можно. (отдать нуждающимся).
Не выбрасывай старые игрушки, книги: они МОГУТ. (кому-то понадобиться).
Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и. (сдай туда использованную бумагу).
Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки. (вымой их и сомни).
Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для. (приготовления одобрений).
Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически. (не разлагается в природе).
Подведение итогов экологического диктанта.
Жизнь после бака: как сейчас выглядит система утилизации отходов
Содержание
Путь от общего контейнера к утилизации
«Через 30 лет мы можем утонуть в мусоре», — такая фраза прозвучала в новом докладе «Экономика разомкнутого цикла», который подготовила общественная организация «Гринпис». Этим выводом экологи и активисты вряд ли хотели напугать жителей страны. Они лишь еще раз акцентировали внимание на том, что мусорная проблема гораздо серьезнее, чем кажется.
По данным Счетной палаты РФ, в 2019 году образовано около 65 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). Каждый год показатель растет на 1–2%. К 2050 году общий объем отходов может составить 100 млн т.
Оператор по обращению с отходами «ЭкоЛайн» проанализировал состав баков. Проведя детализацию, компания пришла к выводу, что пластик занимает 55% объема мусора и все это упаковка. На бумагу приходится 23% от общего количества отходов, на металл и тетрапак — 13,5%, на стекло — 8%, на шины и электроприборы — 0,5%.
Весь этот мусор из общего контейнера отправляется на утилизацию. Но жизнь отходов в баке не заканчивается, а только начинается.
Как происходит утилизация отходов в России и других странах
Сейчас в мире существует несколько основных способов утилизации отходов: переработка, сжигание и захоронение. В развитых странах обычно используют комбинированный подход.
К примеру, основную часть материала отправляют на переработку, а непригодную — на сжигание. В США сжигается лишь 13% мусора, в Италии — 19%, в Германии — 32%.
Гораздо чаще в развитых странах используется способ переработки твердых коммунальных отходов. В Германии 48% мусора получает «вторую жизнь», во Франции — 22%, в США — 34%. В России же свыше 90% отходов отправляется на полигоны и свалки, и лишь 7% — на переработку.
Основные способы утилизации
В нашей стране переработка пока не занимает лидирующие позиции. Основной объем мусора попадает на свалки и полигоны. Отдельные компании занимаются переработкой, а сжиганию подвергается еще меньший объем отходов. Но у каждого способа есть свои особенности.
Свалки и полигоны
По последним данным Росприроднадзора, в Государственный реестр объектов размещения отходов внесено более 1 тыс. полигонов. С таким приростом ТКО в год (1–2%) их возможности будут исчерпаны уже скоро. Где-то это произойдет в следующем году, а где-то — через три года.
Создавать новые полигоны большинству регионов мешает не только отсутствие средств, но и их низкая эффективность. Обычно объекты занимают большие площади, которые подвержены ветровой и водной эрозии, вымыванию токсичных веществ и их миграции.
Но, помимо полигонов, есть и несанкционированные места скопления отходов. В 2019 году в разных городах страны выявили более 27 тыс. незаконных свалок. Они появляются в самых неожиданных местах: в лесу, в полях, у трасс и рядом с жилыми комплексами.
Некоторые россияне даже вынуждены жить рядом с такими свалками, надеясь, что когда-нибудь они будут ликвидированы. К примеру, во Всеволожском районе Ленинградской области обнаружили свалку старой мебели. В Дзержинске у трассы М-7 нашли свалку гниющего лука. Другая свалка появилась на землях сельхозназначения в деревне Сиговка Тверской области. А в городе Туймазы Республики Башкортостан нашли неизвестный склад медицинских отходов, вывезенных из местного госпиталя.
И такие сообщения в СМИ появляются ежедневно. Процесс рекультивации и ликвидации свалок пока идет медленнее, чем хотелось бы экологам.
Сжигание
В России сжигается менее 2% мусора. На данный момент в стране насчитывается шесть мусоросжигательных заводов (МСЗ): три в Москве, по одному в Пятигорске, Мурманске и Владивостоке. Сейчас идет строительство пяти новых заводов в Подмосковье и Казани. Сторонники этого способа утилизации говорят, что МСЗ помогают перерабатывать отходы в энергию. Однако в «Гринпис» такую позицию не поддерживают. По данным экспертов, главный минус этого способа утилизации — количество выброшенных в атмосферу химических веществ. Экологи уверены, что переработка позволяет сохранять больше энергии.
Переработка
Большие надежды в борьбе с отходами возлагаются именно на этот способ утилизации. Если темпы переработки будут наращиваться, то удастся уменьшить процент мусора, отправляемого на полигоны, минимум на 75%. Сейчас же из общего количества отходов (65 млн т) лишь 18 млн т проходит сортировку.
Мусор, который люди выбрасывают в контейнеры, при грамотном использовании может превратиться в полезные изделия. К примеру, макулатура может пойти на создание упаковок из картона, гофрокартона, упаковочной бумаги, строительных материалов. Пластик используется в создании ПЭТ-бутылок, контейнеров, ящиков и даже одежды. Упаковки тетрапака превращаются в бумажные пакеты, канцелярскую и туалетную бумагу. А 400 алюминиевых банок могут вернуться в виде велосипеда, утверждают в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Москвы.
При переработке каждого материала используются инновационные, передовые технологии. Доступны они не только зарубежным переработчикам. В России в 2018 году была образована ассоциация производителей продукции в упаковке «РусПРО». Она объединила крупные международные компании PepsiCo, Coca-Cola HBC, Unilever, Tetra Pak, Nestlé, Danone. Производители объединились с одной целью: следовать концепции расширенной ответственности производителей (РОП).
РОП дает производителю три варианта на выбор: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию мусора или организовать процесс самостоятельно. Ассоциация «РусПРО» в интересах производителей продуктов питания сотрудничает с переработчиками, которые принимают упаковку, и предоставляет акты утилизации.
Однако в портфелях крупных производителей есть ряд сложных в переработке упаковок.
Утилизацией такой асептической упаковки занимается компания Tetra Pak. Два года назад переработчик объединил свои силы с L-PAK в Липецке. Они запустили современную линию переработки использованных упаковок от напитков. Общая сумма инвестиций на создание новой линии составила €2,2 млн.
Благодаря новой линии компании смогут перерабатывать 12 тыс. т картонных упаковок в год. Сырье для переработки поступает на завод не только из России, но и из Белоруссии.
Тетрапак на 75% состоит из картона. L-PAK создает из него гофрокартон и другие материалы. Отделенный от упаковки полиалюминий (полиэтилен и алюминиевая фольга) отправляется еще одной партнерской компании. Investal перерабатывает все в гранулы, которые потом используются при создании других потребительских и промышленных товаров (скамеек, ящиков и авторучек).
Но сырья для переработки все равно не хватает. Дело в том, что выделить асептическую упаковку (тетрапак) из общего потока достаточно сложно. Поэтому эксперты компании Tetra Pak совместно с PepsiCo провели эксперимент в Липецке по раздельному сбору такой тары. За время действия пилотного проекта компании пришли к интересным выводам. Результатами они планируют поделиться уже в ближайшее время.
На территории страны есть один завод, который использует уникальную технологию bottle-to-bottle. Завод «Пларус» открыл производство в 2007 году в Солнечногорске. Предприятие перерабатывает от 1 800 до 2 500 т пластиковых бутылок. Их везут со всей Москвы и Подмосковья.
На завод бутылки приезжают в прессованном виде, разделенные по цветам. Сначала кипы с бутылками попадают в первый цех. Здесь сотрудники вручную сортируют бутылки, убирая этикетки и мусор. Уже отсортированная тара вновь прессуется и попадает во второй цех. Там ее моют в несколько этапов с применением специальных средств. После таких «банных процедур» чистые бутылки вновь попадают на ручную сортировку. Только после этого их отправляют на дробление. Полученные хлопья проходят еще несколько технических этапов и становятся ПЭТ-гранулятом. Его используют для создания бутылок.
Именно в виде гранулята пластик попадает к заказчикам, которые используют его по назначению. Однако сейчас завод работает не на полную мощность. Исходного сырья не хватает для покрытия нужд завода.
Проблема такой тары заключается в многослойности. Она состоит из полиэтилена, полипропилена и металла. Такую упаковку сложно не только переработать, но и собрать. В целом объемы такой упаковки в России небольшие.
В октябре прошлого года ГК EcoPartners (ранее ГК «ЭкоТехнологии»), PepsiCo, Nestlé и Unilever, Mars и Mondelez International решили запустить пилотный проект по сбору и переработке гибкой пластиковой упаковки.
В течение нескольких месяцев компании оценивали возможный объем сбора упаковок от чипсов, шоколада, мороженого, печенья и других снеков. Производители уверены, что они могут стать отличным сырьем при изготовлении лавочек, лотков, корзин для покупок.
Собранная «снековая» упаковка будет переработана на мощностях Тверского завода вторичных полимеров. Полученную гранулу передадут производителям для изготовления новых товаров.
После завершения проекта организаторы будут готовы поделиться результатом.
Материалом для создания крышек обычно служит полиэтилен. Он прост в переработке и позволяет получить высококачественное сырье. Процесс переработки состоит из нескольких этапов. На первом крышки отделяют от бутылок. Потом собирают, сортируют и измельчают. На втором этапе сырье проходит процесс очистки и отправляется на расплавление и экструзию. В итоге получаются гранулы, которые становятся основой для новых изделий.
К проблеме переработки крышек привлекают внимание многие компании. Так, сеть супермаркетов «Перекресток», Henkel и ГК EcoPartners совместно с благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» в начале апреля 2021 года запустили проект под названием «Добрые крышечки». В 343 магазинах сети в Москве, Московской области, Волгограде, Самаре, Твери и Туле установлены боксы для сбора крышек.
Сырье будет отправлено на Тверской завод вторичных полимеров. Средства, собранные от продажи переработанных крышек, передадут фонду. Еще переработчики изготовят пандусы, которые будут установлены у супермаркетов «Перекресток». Для создания одного 7-метрового пандуса нужно 18 550 крышек.
Стекло подлежит стопроцентной переработке. Ежегодно в стране создается до 20 млн т стекла разных видов. На вторичную переработку попадает около 20% от общего объема. По некоторым данным, повторное использование вторичного сырья из стекла позволяет экономить исчерпаемые и невозобновляемые ресурсы.
Процесс вторичной переработки состоит из нескольких этапов. Сначала от стеклобоя отделяются лишние материалы. Потом стекло измельчается. Затем различные автоматические сепараторы удаляют картон, бумагу и пластик, а магниты вытягивают железосодержащие материалы.
На втором этапе смесь отправляют на изготовление тары. Бой добавляют в исходное сырье (известь и сода). Все это перемешивается и нагревается до температуры 1500 °C. Готовая масса разливается в формовочные емкости, и выдуваются новые бутылки. До середины XX века стекло было главным материалом при создании упаковки для напитков. С появлением пластиковой тары интерес к стеклу стал снижаться. Тем не менее стеклянную тару до сих пор используют многие крупные компании, особенно производители пива.
К примеру, в 2013 году «Балтика» объявила о старте проекта по сбору отходов упаковки для переработки. За восемь лет им удалось установить более 10 тыс. контейнеров в 50 городах. «Балтика» сотрудничает с 69 компаниями по сбору и переработке отходов. С помощью контейнеров удается собирать ПЭТ, картон, стеклобой и алюминий. Вторсырье (стеклобой и алюминий) поставляется предприятиям — производителям тары для «Балтики», а также другим переработчикам. Как говорят в компании, все эти действия стимулируют рынок сбыта для переработки полезных фракций, к которым относятся стекло и алюминий.
Переработчики макулатуры в России тоже испытывают дефицит сырья. Причина в том, что в стране низкий уровень потребления целлюлозно-бумажной продукции. К примеру, если в Германии на одного человека приходится 241 кг такой продукции, то в России эта цифра составляет 50 кг.
Макулатура подвергается переработке не более семи раз. Когда волокна перестают схватываться друг с другом после дробления, сырье отправляется на тепловые электростанции.
При переработке этого материала обычно используют несколько способов, у каждого из которых есть свои этапы переработки. Количество этапов напрямую зависит от качества макулатуры и вида готового продукта. Если для производства туалетной бумаги нужно провести весь технологический цикл, то при производстве яичных лотков достаточно будет и трех этапов (сортировка, первичный роспуск, грубая очистка).
Как потребитель может помочь отрасли
Компании по переработке испытывают общую проблему: нехватку вторичного сырья. Помочь им могут ответственные потребители, которые готовы сортировать и сдавать в переработку свои отходы. Именно от их заинтересованности зависят объемы вторсырья, которые попадут в итоге к переработчикам. Для этого достаточно поддержать систему раздельного сбора отходов (РСО). Внести свой вклад может каждый, выполняя простые правила принципов zero waste или low waste.
Последователи образа жизни zero waste (ноль отходов) придерживаются пяти главных принципов:
При этом, как говорят активисты этого движения, вовсе не обязательно следовать всем этим правилам. Выбрав хотя бы два принципа из пяти, можно сделать первый шаг к улучшению экологической обстановки вокруг себя.
Сторонники low waste стараются минимизировать свой экологический след. В магазинах и супермаркетах они обращают внимание не только на упаковку, но и на другие критерии. Им важно, где был произведен товар, этичное ли производство, учитывались ли экологические стандарты, из чего сделана упаковка и не только. «Невидимый» след товара так же важен, как и итоговая продукция, уверены экоактивисты.
Вот такие доступные многим действия дают ощутимый результат и помогают привлечь к участию больше людей, которым не безразлична мусорная проблема.