Презентационные навыки что это
Презентационные навыки: от амёбы до звезды
«День добрый! Наверное, каждый выступающий хотел бы сказать „Выключите ваши телефоны“ и, конечно, это никто не сделает. Everslide поможет обратить это в вашу пользу, чтобы вы могли сказать „Включите ваши телефоны!“».
— Пример вступления презентации Everslide.
Слайды
Маркированные списки в презентациях — моветон. Старайтесь избавиться от списков, но если вы не можете без списков, то воспользуйтесь советами из статьи «Как акцентировать внимание зрителя на слайдах», мы описали, как можно отобразить списки и сделать их более легкими для восприятия зрителем.
Большое количество текста на слайде приводит к тому, что зритель начинает читать и, соответственно, вас не слышит.
Зритель должен смотреть на вас, а не читать слайд!
Для быстрого и легкого восприятия текста, шрифт должен быть крупным и четким.
Уже давно доказано, что изображения воспринимаются легче и во много раз быстрее, чем текст. Поэтому используйте качественные изображения, отражающие суть слайда.
Количество воспринимаемой информации со слайда, в зависимости от вида информации.
Исходя их графика выше, отдавайте предпочтение крупным и четким изображениям отражающим суть слайда.
Чтобы снизить создавшееся напряжение и заставить аудиторию немного расслабиться, расскажите занимательную историю или пошутите. Придание юмористического оттенка вступлению может помочь растопить лед между вами и аудиторией. Точно так же, как и история, ваша шутка должна иметь отношение к теме презентации.
Содержание презентации
Содержание презентации это не только ваша речь, интонация, голос, но и ваши движения — ваш образ целиком.
Во время выступления, ваша речь должна быть уверенной и ровной, но не без эмоциональной. Вы можете говорить с небольшими паузами, но старайтесь избавиться от слов-паразитов вроде «мм», «хм. » и других. Слова-паразиты в речи очень сильно портят впечатление от выступления и создают ощущение, что выступающий «плавает» в теме.
Чтобы быть более уверенным тренируйте свое выступление, сначала про себя, потом перед зеркалом, потом перед семьей.
Как упоминалось в статье «Шесть советов для первоклассной презентации», если аудитория большая, то «сканируйте» горизонт. Если размер аудитории позволяет, то встречайтесь взглядом со зрителями — устанавливайте зрительный контакт.
Также, во время выступления, следите за языком тела. Делайте движения открыто и естественно. Маловыразительные движения снижают доверие к выступающему, вследствие чего вам придется приложить дополнительные усилия для успешного выступления.
Ваше выступление должно быть интересным не только темой, но и тем как вы рассказываете. Монотонная речь «убивает» зрителя, а если выступление живое и похоже на разговор с аудиторией, то внимание зрителя будет вашим.
Чтобы ваше выступление было ровным и последовательным, вам надо выучить его и репетировать до тех пор, пока вы без единой запинки и ошибки не сможете повторить его от начала и до конца, а потом еще пару раз.
Признанный профессионал выступлений Стив Джобс репетировал свою речь по много часов к ряду. Он выкидывал лишнее и полировал свое выступление, не только текст и речь, но и движения, мимику, паузы. Когда выступление становится частью тебя, то оно выглядит естественно и воспринимается аудиторией положительно и с высоким кредитом доверия.
Дополнительно
Если вы будете «плавать» в теме выступления, то вас могут свалить всего одним вопросом. Вы не обязаны знать ответы на все вопросы, то на 99% точно.
Если вы не знаете рынок, то вы не сможете ответить на вопросы о вашем проекте в проекции на рынок, а значит, ваше выступление рассказывать о тепличном проекте, оторванным от рынка.
В вашем выступлении должны быть даны ответы на основополагающие вопросы: «Что?», «Кто?», «Почему?» и «Для кого?».
Выступление на 2 часа без разбиения на тематические блоки это очень тяжело для восприятия. Необходимо разбивать выступление на блоки, что позволит не потерять внимание зрителя и переключать его с одного вопроса на другой, в рамках презентации.
Путь к звезде выступлений постигается только на практике, книжки только могут направить, но дорога к звездному выступлению лежит через монотонные выступления, засыпающих зрителей, каверзные вопросы, растерянность, страх и многое другое.
Презентационные навыки: талант или ораторское искусство?
«Современная аудитория – будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом – хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, так, как будто он беседует с одним человеком»
Современное общество все больше обращается к публичным выступлениям, ведь это прекрасный способ заявить о себе, своем деле, компании, продукте. Однако не все владеют презентационными навыками, опасаются выступать, тем самым теряя заслуженное признание, известность, востребованность. Сегодня действительно очень мало хороших ораторов, которые захватывают внимание аудитории с первого слова. В основном на выступлениях публика скучает, вяло откликается на общение и проявляет низкую активность.
Слушатель сегодня совсем другой, поэтому просто выйти и выдать порцию полезной информации недостаточно. Оратору необходимо использовать специальные приемы, инструменты и применять эффективные презентационные методики, – именно это позволит ему держать аудиторию и не терять контакт со зрителем. Умелый оратор ведет презентацию так, что каждый в зале думает, что выступающий обращается именно к нему.
Рассмотрим основные презентационные компетенции, которые применяют известные люди в своих выступлениях.
Этим приемом в совершенстве владел Стив Джобс. Во время презентации он никогда не смотрел поверх голов аудитории: 98% времени он держал зрительный контакт с публикой. Он выбирал в зале то одну, то другую группу людей, а то и отдельного человека, и вел презентацию так, как будто рассказывал о продукте только ему.
Какие секреты помогают развить навыки презентации, а именно держать зрительный контакт? Все просто: оратор должен в совершенстве знать материал, чтобы не читать его с листа. Пользуетесь демонстрационными слайдами? Отлично. Но на них должно быть минимум текста: зрителю интересно, когда картинка играет сопровождающую роль, а не главную. Обилие текста заставит аудиторию читать надписи, а не смотреть слайды, и она неизбежно заскучает.
Чтобы аудитория не заскучала, нужно вовремя менять способ представления информации. Помимо основной речевой части успешная презентация включает ролики и слайды, визуальные демонстрации продукта и подкреплена эффектным выходом на сцену популярного гостя (знаменитости).
Смена подачи информации дает аудитории передышку, и в то же время вовлекает ее в происходящее на сцене. Однообразное выступление ничем не запомнится зрителю. Однако всего несколько интересных переходов и неожиданных перемен, и презентация становится запоминающейся и яркой.
Человеческий мозг способен усвоить огромное количество информации, но запомнить, сохранить в «базе данных» – всего три или четыре фрагмента из всего выступления. Об этом законе «трех» отлично знал Стив Джобс и использовал его во время своих презентаций. Он готовил обширный доклад, основой которого выбирал три позиции: например, три новинки: iPhone, iPod, iTunes или «три революционных продукта», которые будут объединены в один продукт.
Помните об этом, когда начинаете готовить свое выступление. О чем должна узнать ваша аудитория? На чем она должна сфокусировать внимание? Определите три ключевых темы (продукта) и обыграйте их в презентации. Повторяйте несколько раз их название, акцентируйте позиции, и слушатели сохранят в памяти эту важную информацию. Обсудить множество тем можно в письменном формате, но в рамках презентации лучше придерживаться закона «трех».
Чтение с листа и монотонная речь – главные причины провальных выступлений. Развитие презентационных компетенций во многом зависит от владения своей речью. Чтобы сосредоточить внимание слушателя, выделить главную мысль и акцентировать выводы, необходимо применять речевые паузы. Этот прием помогает сделать выступление ярким, придать ему выразительности и заинтересовать аудиторию.
В то же время паузы в выступлении помогают оратору внести в него порядок, взять время на обдумывание мыслей для логического перехода к следующей части доклада. Смена интонаций вносит в речь эмоциональное содержание, делает ее более насыщенной, живой и позволяет сделать выступление действительно интересным.
Юмор: дозированный и прицельный
О силе юмора в ораторстве говорили даже Цицерон и Квинтилиан, позиционируя его инструментом, удерживающем внимание публики. Шутки разряжают обстановку, делают общение с аудиторией простым и открытым. Однако юмор не должен быть самоцелью выступающего. В первую очередь шутки должны быть уместными: не стоит отпускать колкости об уровне безработицы или высмеивать правительство.
Хороший юмор естественный, дозированный и спонтанный. Когда выступающий рассказывает анекдот, он не производит такого эффекта, как неожиданная и точная шутка. Поэтому не нужно предупреждать публику: сделайте юмор естественным включением в презентацию, и аудитория оценит это.
Этот прием поможет тем, кто ставит перед собой цель развить презентационные навыки и в любой сложившейся ситуации научиться владеть собой и ситуацией. Вспомним утку: в процессе плавания по воде она совершает колоссальную работу: усердно отталкивается от воды и преодолевает сильное сопротивление. Но сама при этом остается безмятежной.
Воспоминания об этом во многом помогут выступающему. Помните: вы – утка. Что бы ни случилось в эту минуту – в квартире потоп, а проектор отказывается работать, – улыбайтесь и продолжайте презентацию. Любую ошибку можно всегда перевести в шутку, а проектор заменить флипчартом. Главное – презентация останется под контролем, и аудитория не заметит, что у вас произошел форс-мажор.
Рассказ о том, как конкретная ситуация повлияла на ваши дальнейшие действия (жизнь), может стать живым примером для публики и подтверждением ваших слов. Это может быть личная история, пережитый опыт, наблюдение. История может быть как веселой, так и печальной, но в любом случае она покажет, как это сработало в вашем случае или помогло принять важное решение. После такого рассказа аудитория увидит в выступающем «своего парня» и станет прислушиваться к его советам. К тому же, небольшая личная история является своеобразным отступлением и хорошим приемом для снижения накаленной атмосферы в зале.
Подготовка и репетиция
Какой бы простой ни была презентация, она требует подготовки и многократных репетиций. Этим правилом пользуются все успешные ораторы. Перед выступлением необходимо продумать каждую деталь: подобрать одежду, подготовить речь, проработать основные тезисы, сделать пометки в местах, где будут уместны небольшие отступления. Подготовка к презентации – первый шаг к уверенному выступлению и удержанию контакта с аудиторией. Поэтому заготовка демонстрационных, речевых и визуальных компонентов презентации очень важна.
Не пренебрегайте советами знаменитых ораторов, просматривайте записи конференций TED. Запоминайте приемы мастеров выступлений, пробуйте применить их в своей практике, ведь развитие навыков презентации не придет само собой. Чтобы стать успешным оратором, нужно оттачивать мастерство, а также репетировать, репетировать, репетировать.
Финальная точка презентации – самая запоминающая часть выступления. В эпилоге лучше всего подвести итоги, озвучить важные моменты, подчеркнуть главные мысли. Именно в заключительной части лучше всего выделить время для ответов на вопросы. Не стоит отвечать на них в процессе основной части доклада: это негативно повлияет на его структуру и уведет в сторону от основной темы. К тому же, стоит лимитировать время выступления, чтобы оно не казалось аудитории бесконечным. Поэтому все вопросы – после презентации, и договариваться с публикой об этом нужно заранее.
Выработка презентационных навыков – это долгая работа над собой. В единичных случаях эти компетенции даны от природы: в основном умение выступать приходит с длительными репетициями и практикой. Но если вы сегодня на сцене, значит именно сейчас ваш звездный час. Не теряйте возможность заявить о себе и приложите все усилия для того, чтобы завоевать аудиторию!
«Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задача хорошего оратора – максимальное сближение этих двух вещей»
Совершенствуем презентационные навыки
Презентационные навыки — это универсальный инструмент, полезный практически в любой профессии, связанной с общением. Нужно ли вам выступить перед аудиторией с докладом, отчитаться о проделанной работе на совещании или защитить свою идею перед комиссией экспертов — во всем этом важно умение кратко и емко излагать мысли, увлечь слушателей своим энтузиазмом, убедить их в обоснованности выводов. Это и есть презентационные навыки, и они подлежат тренировке, как любые другие профессиональные качества.
Содержание — ЧТО говорить
● Добросовестно поработайте над структурой презентации. Выделите в ней вступительную часть, несколько опорных пунктов, относящихся к основной теме, и заключительную часть (выводы). Тщательно сформулируйте тему. Важно, чтобы вы сами имели четкое представление о круге вопросов, которые необходимо осветить — это позволит вам все время двигаться в едином русле, не отклоняясь от темы.
● Составьте регламент. Он необходим для того чтобы за отведенное время вы осветили все запланированные пункты. Когда презентация заканчивается на полуслове и оратор, с удивлением посмотрев на часы, говорит: «Ну вот, не успели. Что же, прочитаете об этом сами» – это признак некачественной организации выступления. Прорепетируйте свою речь и засеките, сколько времени уйдет на каждый пункт. Без сожалений сокращайте количество информации — пусть в итоге останется самое главное. Это и есть суть, ее и запомнит аудитория.
Не забудьте о том, в вашем регламенте обязательно должно остаться время на вопросы слушателей.
● В вашей презентации должны быть моменты, отраженные на слайдах, или те, которые слушатели смогут записать по пунктам. Структурированная информация запоминается лучше, особенно если она отражена графически (диаграммы, графики, схемы).
● Используйте яркие примеры для иллюстрирования своих мыслей. Это могут быть данные статистики, интересные факты или живые образные сравнения — в зависимости от предмета презентации. Проявите творчество в этом пункте и не ленитесь добыть яркий иллюстративный материал.
Форма — КАК говорить
● Если у вас нет большого опыта публичных выступлений, обязательно проведите репетицию. Лучше, если вы сделаете это не в пустой комнате, а пригласите в качестве слушателей кого-то из знакомых — так вы создадите условия, приближенные к боевым. Хорошо, если вы сможете записать выступление на видео. Дело в том, что увидеть и услышать нюансы в собственной речи, мимике и движениях мы можем только со стороны. Возможно, у вас есть привычка теребить ухо или поглаживать подбородок, говорить «э-э-э», «ну-у-у-у» – когда такие действия повторяются часто, они раздражают слушателей. Выявите отрицательные нюансы — это полезно не только для проведения презентации, но и для общения в повседневной жизни.
● Презентация будет успешной даже у непрофессионального оратора в том случае, если он по-настоящему увлечен предметом выступления. Ваша задача — говорить со знанием дела, постараться передать аудитории интерес к теме, а для этого важна искренность. Пусть ваша презентация на 80% состоит из сухих цифр — добавьте в нее яркие выводы, приведите выразительную цитату. Упомяните случай из собственного опыта, расскажите что-то от себя лично — это сделает презентацию более живой.
● Заранее отработайте позу, в которой вы будете говорить, проследите за своей осанкой. Ссутуленные плечи, руки, которые не знают, куда себя деть, не добавляют оратору очков. Перед выступлением постарайтесь сделать хотя бы небольшую разминку — помашите руками с большой амплитудой, покрутите головой, сделайте несколько наклонов, глубоко подышите. Это поможет избавиться от мышечных зажимов, которые сковывают тело и самым непосредственным образом влияют на качество речи.
● Избегайте фраз вроде «я, к сожалению, не специалист в этой области, поэтому не претендую на полную объективность». На снисходительность аудитории рассчитывать не стоит — явные промахи будут замечены, и по реакции слушателей вы сразу это поймете.
Пожалуй, в этом и заключается один из главных секретов хорошей презентации – отличное владение материалом. Глубокое знание темы – это уверенность в себе. Добавьте к этому долю искреннего желания поделиться мыслями с аудиторией – и ваша презентация имеет все шансы на успех.
Презентационные навыки: от амёбы до звезды
Во вступлении, мы показали, как может начинаться презентация команды Everslide.
Любая презентация состоит двух частей:
Рассмотрим каждую часть по отдельности и выведем правила.
Слайды
Большое количество текста на слайде приводит к тому, что зритель начинает читать и, соответственно, вас не слышит.
Зритель должен смотреть на вас, а не читать слайд!
Для быстрого и легкого восприятия текста, шрифт должен быть крупным и четким.
Уже давно доказано, что изображения воспринимаются легче и во много раз быстрее, чем текст. Поэтому используйте качественные изображения, отражающие суть слайда.
Количество воспринимаемой информации со слайда, в зависимости от вида информации.
Исходя их графика выше, отдавайте предпочтение крупным и четким изображениям отражающим суть слайда.
Чтобы снизить создавшееся напряжение и заставить аудиторию немного расслабиться, расскажите занимательную историю или пошутите. Придание юмористического оттенка вступлению может помочь растопить лед между вами и аудиторией. Точно так же, как и история, ваша шутка должна иметь отношение к теме презентации.
Содержание презентации
Содержание презентации это не только ваша речь, интонация, голос, но и ваши движения — ваш образ целиком.
Во время выступления, ваша речь должна быть уверенной и ровной, но не без эмоциональной. Вы можете говорить с небольшими паузами, но старайтесь избавиться от слов-паразитов вроде «мм», «хм. » и других. Слова-паразиты в речи очень сильно портят впечатление от выступления и создают ощущение, что выступающий «плавает» в теме.
Чтобы быть более уверенным тренируйте свое выступление, сначала про себя, потом перед зеркалом, потом перед семьей.
Также, во время выступления, следите за языком тела. Делайте движения открыто и естественно. Маловыразительные движения снижают доверие к выступающему, вследствие чего вам придется приложить дополнительные усилия для успешного выступления.
Ваше выступление должно быть интересным не только темой, но и тем как вы рассказываете. Монотонная речь «убивает» зрителя, а если выступление живое и похоже на разговор с аудиторией, то внимание зрителя будет вашим.
Чтобы ваше выступление было ровным и последовательным, вам надо выучить его и репетировать до тех пор, пока вы без единой запинки и ошибки не сможете повторить его от начала и до конца, а потом еще пару раз.
Признанный профессионал выступлений Стив Джобс репетировал свою речь по много часов к ряду. Он выкидывал лишнее и полировал свое выступление, не только текст и речь, но и движения, мимику, паузы. Когда выступление становится частью тебя, то оно выглядит естественно и воспринимается аудиторией положительно и с высоким кредитом доверия.
Дополнительно
Если вы будете «плавать» в теме выступления, то вас могут свалить всего одним вопросом. Вы не обязаны знать ответы на все вопросы, то на 99% точно.
Если вы не знаете рынок, то вы не сможете ответить на вопросы о вашем проекте в проекции на рынок, а значит, ваше выступление рассказывать о тепличном проекте, оторванным от рынка.
В вашем выступлении должны быть даны ответы на основополагающие вопросы: «Что?», «Кто?», «Почему?» и «Для кого?».
Выступление на 2 часа без разбиения на тематические блоки это очень тяжело для восприятия. Необходимо разбивать выступление на блоки, что позволит не потерять внимание зрителя и переключать его с одного вопроса на другой, в рамках презентации.
Путь к звезде выступлений постигается только на практике, книжки только могут направить, но дорога к звездному выступлению лежит через монотонные выступления, засыпающих зрителей, каверзные вопросы, растерянность, страх и многое другое.
Карта презентационных компетенций
Кто такой идеальный спикер? Какими качествами и умениями нужно обладать, чтобы проводить презентации, достойные оваций? Как научиться выступать публично? Эти и другие вопросы продолжают интересовать людей из года в год. Это актуально не только потенциальным ораторам, но и тренерам, т.е. тем, кто находится по другую сторону баррикад, занимаясь обучением и развитием.
С появлением различных тренинговых программ и «гуру» презентаций споры вокруг ключа к успеху на сцене звучат только громче. Одни утверждают, что важна харизма, другие стоят на защите актерских умений оратора, третьи отстаивают идею первостепенной значимости контента. Но
на что опираться специалисту по обучению и развитию персонала, который выбирает тренинг и провайдера? Как найти не пустую программу, а курс, который действительно развивает?
Эксперты: 8 специалистов, занимающихся тренингами. Они не только владеют методологией обучения взрослых, но и разбираются в сфере публичных выступлений; шесть из восьми специализируются именно на презентационной тематике. Мы сознательно ушли от опроса неспециалистов, т.к. высока вероятность получения стереотипных суждений об ораторских умениях (например, часто звучит харизма или лидерский потенциал, которые невозможно измерить).
Случайная группа: респонденты, которых мы привлекали для вспомогательной, а не основной части работы; не являются экспертами/тренерами в области презентаций, однако имеют опыт проведения публичных выступлений, 4 человека.
— приводит к цели (т.е. аудитория делает или думает в том направлении, которое заложил спикер)
— несет новую информацию (т.е. у зрителей есть прирост знания)
— аудитория понимает материал (у зрителя есть ощущение «всё понятно»)
— мотивирует/вдохновляет на изменения (есть желание действовать)
— выступление интересное, увлекательное (есть ощущение «это было интересно»)
— убедительная и конкретная, а не голословная (т.е. есть аргументы, конкретика)
— есть ожидаемая положительная обратная связь (т.е. аудитория во время и/или после реагировала так, как хотел того спикер)
В отношении таких презентаций нами был сформулирован ключевой вопрос: «Какие умения, навыки или качества (компетенции) позволяют людям с большей вероятностью проводить успешные и эффективные презентации?»
Эксперты давали ответы на вопрос в свободной форме. После получения ответов мы отбраковали такие, которые содержали указание на личностные характеристики. Например: креативность, честность, позитивность. Также из дальнейшего рассмотрения были удалены такие ответы, которые формально являлись умениями, но сомнения вызывала возможность обучения им в тренинге. Пример: умение рассмешить аудиторию, ролевая гибкость, умение понятно объяснять.
Для проверки результатов нашего «ментального Ф.А.» мы пригласили четырех добровольцев, которые также должны были сгруппировать ответы экспертов. В итоге они фактически повторили выделение наших групп, где-то объединив первую и вторую, где-то разбив четвертую на две разных. Эти разночтения мы считаем несущественными терминологическими деталями.
Среди полученных от экспертов ответов мы видели повторяющиеся формулировки. Примечательно, что лидировало по количеству упоминаний владение голосом. Мы выделили ответы, которые встречались три и более раза (более 30% от числа экспертов) и составили short-list умений презентатора:
Мы определили набор компетенций, которыми должен владеть спикер, чтобы уверенно и результативно проводить презентации. В этом перечне все показатели измеримы, осязаемы (можно их проследить), применимы для анализа и оценки выступлений.
В дальнейшем планируем оценивать компетенции не с помощью чек-листов, а посредством электронного сервиса, который каждый участник обучения сможет использовать на своем мобильном устройстве. Также, как уже сказано выше, дальнейший интерес представляют профили презентационных ситуаций и определение оптимумов умений для них.