Презентационная компетенция что это
Презентационные навыки: талант или ораторское искусство?
«Современная аудитория – будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом – хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, так, как будто он беседует с одним человеком»
Современное общество все больше обращается к публичным выступлениям, ведь это прекрасный способ заявить о себе, своем деле, компании, продукте. Однако не все владеют презентационными навыками, опасаются выступать, тем самым теряя заслуженное признание, известность, востребованность. Сегодня действительно очень мало хороших ораторов, которые захватывают внимание аудитории с первого слова. В основном на выступлениях публика скучает, вяло откликается на общение и проявляет низкую активность.
Слушатель сегодня совсем другой, поэтому просто выйти и выдать порцию полезной информации недостаточно. Оратору необходимо использовать специальные приемы, инструменты и применять эффективные презентационные методики, – именно это позволит ему держать аудиторию и не терять контакт со зрителем. Умелый оратор ведет презентацию так, что каждый в зале думает, что выступающий обращается именно к нему.
Рассмотрим основные презентационные компетенции, которые применяют известные люди в своих выступлениях.
Этим приемом в совершенстве владел Стив Джобс. Во время презентации он никогда не смотрел поверх голов аудитории: 98% времени он держал зрительный контакт с публикой. Он выбирал в зале то одну, то другую группу людей, а то и отдельного человека, и вел презентацию так, как будто рассказывал о продукте только ему.
Какие секреты помогают развить навыки презентации, а именно держать зрительный контакт? Все просто: оратор должен в совершенстве знать материал, чтобы не читать его с листа. Пользуетесь демонстрационными слайдами? Отлично. Но на них должно быть минимум текста: зрителю интересно, когда картинка играет сопровождающую роль, а не главную. Обилие текста заставит аудиторию читать надписи, а не смотреть слайды, и она неизбежно заскучает.
Чтобы аудитория не заскучала, нужно вовремя менять способ представления информации. Помимо основной речевой части успешная презентация включает ролики и слайды, визуальные демонстрации продукта и подкреплена эффектным выходом на сцену популярного гостя (знаменитости).
Смена подачи информации дает аудитории передышку, и в то же время вовлекает ее в происходящее на сцене. Однообразное выступление ничем не запомнится зрителю. Однако всего несколько интересных переходов и неожиданных перемен, и презентация становится запоминающейся и яркой.
Человеческий мозг способен усвоить огромное количество информации, но запомнить, сохранить в «базе данных» – всего три или четыре фрагмента из всего выступления. Об этом законе «трех» отлично знал Стив Джобс и использовал его во время своих презентаций. Он готовил обширный доклад, основой которого выбирал три позиции: например, три новинки: iPhone, iPod, iTunes или «три революционных продукта», которые будут объединены в один продукт.
Помните об этом, когда начинаете готовить свое выступление. О чем должна узнать ваша аудитория? На чем она должна сфокусировать внимание? Определите три ключевых темы (продукта) и обыграйте их в презентации. Повторяйте несколько раз их название, акцентируйте позиции, и слушатели сохранят в памяти эту важную информацию. Обсудить множество тем можно в письменном формате, но в рамках презентации лучше придерживаться закона «трех».
Чтение с листа и монотонная речь – главные причины провальных выступлений. Развитие презентационных компетенций во многом зависит от владения своей речью. Чтобы сосредоточить внимание слушателя, выделить главную мысль и акцентировать выводы, необходимо применять речевые паузы. Этот прием помогает сделать выступление ярким, придать ему выразительности и заинтересовать аудиторию.
В то же время паузы в выступлении помогают оратору внести в него порядок, взять время на обдумывание мыслей для логического перехода к следующей части доклада. Смена интонаций вносит в речь эмоциональное содержание, делает ее более насыщенной, живой и позволяет сделать выступление действительно интересным.
Юмор: дозированный и прицельный
О силе юмора в ораторстве говорили даже Цицерон и Квинтилиан, позиционируя его инструментом, удерживающем внимание публики. Шутки разряжают обстановку, делают общение с аудиторией простым и открытым. Однако юмор не должен быть самоцелью выступающего. В первую очередь шутки должны быть уместными: не стоит отпускать колкости об уровне безработицы или высмеивать правительство.
Хороший юмор естественный, дозированный и спонтанный. Когда выступающий рассказывает анекдот, он не производит такого эффекта, как неожиданная и точная шутка. Поэтому не нужно предупреждать публику: сделайте юмор естественным включением в презентацию, и аудитория оценит это.
Этот прием поможет тем, кто ставит перед собой цель развить презентационные навыки и в любой сложившейся ситуации научиться владеть собой и ситуацией. Вспомним утку: в процессе плавания по воде она совершает колоссальную работу: усердно отталкивается от воды и преодолевает сильное сопротивление. Но сама при этом остается безмятежной.
Воспоминания об этом во многом помогут выступающему. Помните: вы – утка. Что бы ни случилось в эту минуту – в квартире потоп, а проектор отказывается работать, – улыбайтесь и продолжайте презентацию. Любую ошибку можно всегда перевести в шутку, а проектор заменить флипчартом. Главное – презентация останется под контролем, и аудитория не заметит, что у вас произошел форс-мажор.
Рассказ о том, как конкретная ситуация повлияла на ваши дальнейшие действия (жизнь), может стать живым примером для публики и подтверждением ваших слов. Это может быть личная история, пережитый опыт, наблюдение. История может быть как веселой, так и печальной, но в любом случае она покажет, как это сработало в вашем случае или помогло принять важное решение. После такого рассказа аудитория увидит в выступающем «своего парня» и станет прислушиваться к его советам. К тому же, небольшая личная история является своеобразным отступлением и хорошим приемом для снижения накаленной атмосферы в зале.
Подготовка и репетиция
Какой бы простой ни была презентация, она требует подготовки и многократных репетиций. Этим правилом пользуются все успешные ораторы. Перед выступлением необходимо продумать каждую деталь: подобрать одежду, подготовить речь, проработать основные тезисы, сделать пометки в местах, где будут уместны небольшие отступления. Подготовка к презентации – первый шаг к уверенному выступлению и удержанию контакта с аудиторией. Поэтому заготовка демонстрационных, речевых и визуальных компонентов презентации очень важна.
Не пренебрегайте советами знаменитых ораторов, просматривайте записи конференций TED. Запоминайте приемы мастеров выступлений, пробуйте применить их в своей практике, ведь развитие навыков презентации не придет само собой. Чтобы стать успешным оратором, нужно оттачивать мастерство, а также репетировать, репетировать, репетировать.
Финальная точка презентации – самая запоминающая часть выступления. В эпилоге лучше всего подвести итоги, озвучить важные моменты, подчеркнуть главные мысли. Именно в заключительной части лучше всего выделить время для ответов на вопросы. Не стоит отвечать на них в процессе основной части доклада: это негативно повлияет на его структуру и уведет в сторону от основной темы. К тому же, стоит лимитировать время выступления, чтобы оно не казалось аудитории бесконечным. Поэтому все вопросы – после презентации, и договариваться с публикой об этом нужно заранее.
Выработка презентационных навыков – это долгая работа над собой. В единичных случаях эти компетенции даны от природы: в основном умение выступать приходит с длительными репетициями и практикой. Но если вы сегодня на сцене, значит именно сейчас ваш звездный час. Не теряйте возможность заявить о себе и приложите все усилия для того, чтобы завоевать аудиторию!
«Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задача хорошего оратора – максимальное сближение этих двух вещей»
Карта презентационных компетенций
Кто такой идеальный спикер? Какими качествами и умениями нужно обладать, чтобы проводить презентации, достойные оваций? Как научиться выступать публично? Эти и другие вопросы продолжают интересовать людей из года в год. Это актуально не только потенциальным ораторам, но и тренерам, т.е. тем, кто находится по другую сторону баррикад, занимаясь обучением и развитием.
С появлением различных тренинговых программ и «гуру» презентаций споры вокруг ключа к успеху на сцене звучат только громче. Одни утверждают, что важна харизма, другие стоят на защите актерских умений оратора, третьи отстаивают идею первостепенной значимости контента. Но
на что опираться специалисту по обучению и развитию персонала, который выбирает тренинг и провайдера? Как найти не пустую программу, а курс, который действительно развивает?
Эксперты: 8 специалистов, занимающихся тренингами. Они не только владеют методологией обучения взрослых, но и разбираются в сфере публичных выступлений; шесть из восьми специализируются именно на презентационной тематике. Мы сознательно ушли от опроса неспециалистов, т.к. высока вероятность получения стереотипных суждений об ораторских умениях (например, часто звучит харизма или лидерский потенциал, которые невозможно измерить).
Случайная группа: респонденты, которых мы привлекали для вспомогательной, а не основной части работы; не являются экспертами/тренерами в области презентаций, однако имеют опыт проведения публичных выступлений, 4 человека.
— приводит к цели (т.е. аудитория делает или думает в том направлении, которое заложил спикер)
— несет новую информацию (т.е. у зрителей есть прирост знания)
— аудитория понимает материал (у зрителя есть ощущение «всё понятно»)
— мотивирует/вдохновляет на изменения (есть желание действовать)
— выступление интересное, увлекательное (есть ощущение «это было интересно»)
— убедительная и конкретная, а не голословная (т.е. есть аргументы, конкретика)
— есть ожидаемая положительная обратная связь (т.е. аудитория во время и/или после реагировала так, как хотел того спикер)
В отношении таких презентаций нами был сформулирован ключевой вопрос: «Какие умения, навыки или качества (компетенции) позволяют людям с большей вероятностью проводить успешные и эффективные презентации?»
Эксперты давали ответы на вопрос в свободной форме. После получения ответов мы отбраковали такие, которые содержали указание на личностные характеристики. Например: креативность, честность, позитивность. Также из дальнейшего рассмотрения были удалены такие ответы, которые формально являлись умениями, но сомнения вызывала возможность обучения им в тренинге. Пример: умение рассмешить аудиторию, ролевая гибкость, умение понятно объяснять.
Для проверки результатов нашего «ментального Ф.А.» мы пригласили четырех добровольцев, которые также должны были сгруппировать ответы экспертов. В итоге они фактически повторили выделение наших групп, где-то объединив первую и вторую, где-то разбив четвертую на две разных. Эти разночтения мы считаем несущественными терминологическими деталями.
Среди полученных от экспертов ответов мы видели повторяющиеся формулировки. Примечательно, что лидировало по количеству упоминаний владение голосом. Мы выделили ответы, которые встречались три и более раза (более 30% от числа экспертов) и составили short-list умений презентатора:
Мы определили набор компетенций, которыми должен владеть спикер, чтобы уверенно и результативно проводить презентации. В этом перечне все показатели измеримы, осязаемы (можно их проследить), применимы для анализа и оценки выступлений.
В дальнейшем планируем оценивать компетенции не с помощью чек-листов, а посредством электронного сервиса, который каждый участник обучения сможет использовать на своем мобильном устройстве. Также, как уже сказано выше, дальнейший интерес представляют профили презентационных ситуаций и определение оптимумов умений для них.
Презентационная компетенция что это
Современное общество нуждается в специалисте, обладающем умениями проведения такой инновационной формы делового общения, как презентация на русском и иностранном языках. На наш взгляд, актуальность обучения презентации определяется тем, что в процессе обучения презентационным умениям начинается подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности.
Анкетирование обучающихся и анализ реальных устных и письменных образцов презентаций обучающихся показали, что студенты испытывают определенные трудности в подготовке и произнесении высказываний при обучении презентационным умениям на иностранном языке, потому что в системе профессиональной подготовки специалиста отсутствует целенаправленное аспектное обучение этому на русском языке. По мнению Л.А. Локтюшиной, основной причиной провалов в подготовке специалистов неязыковых специальностей к эффективному общению в профессиональной среде является отсутствие единства освоения профессионального и языкового опыта в процессе иноязычной подготовки в учебном заведении [4, с. 6].
Проблема исследования состоит в том, что государственный стандарт среднего профессионального образования не содержит ответа на главные вопросы методики: чему, зачем, как и в какой последовательности обучать презентации, как контролировать знания и как влиять на сознание будущих специалистов.
Развитию презентационных умений студентов способствует созданная авторами на основе интегрированного подхода методика обучения будущих специалистов в коммуникативном поведении в период презентации и произнесения презентационной речи.
В ходе создания методики был проведен анализ психолингвистической, психологической, лингвистической, методической, педагогической литературы, освещающей исследуемую проблему; анализ нормативных документов, определяющих образовательную политику Российской Федерации; анализ отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий, предназначенных для обучения студентов средних профессиональных учебных заведений иноязычному деловому общению, представленных в современных учебно-методических комплексах.
В литературе делаются попытки классифицировать презентации по разным основаниям. С.И. Ребрик выделяет различные виды презентаций: коммерческая, управленческая, рекламная, научная, политическая, паблик рилейшнз. Л. Аррендо дифференцирует презентации по отношению аудитории к презентатору. Он выделяет два типа презентаций: внешние и внутренние, которые в зависимости от позиции сторон делятся на нисходящие и восходящие. Как внешние, так и внутренние презентации могут быть продвигающими и информационными. По размеру аудитории презентации делятся на публичные, камерные и приватные.
Речь, по мнению Ч. Далецкого, отличается от других жанров концентрацией ряда качеств: эмоциональностью, четкостью постановки проблем, насыщенностью, конкретностью, действенностью, а также сжатыми временными границами. Е.В. Клюев рассматривает вопрос о выборе и презентации референта в коммуникативном акте.
Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова излагают теоретические основы красноречия, риторические приемы письменной и устной речи, направленные на повышение эффективности коммуникации и межличностного общения. С.Д. Чижова предлагает советы по красноречию в публичных выступлениях. В.А. Полякова даёт рекомендации как правильно подготовить и представить информацию о себе. Дж.М. Лэйхифф и Дж.М. Пенроуз выделяют следующие элементы в структуре презентационной речи: центральная идея, основные мысли, подтверждающие материалы.
А.В. Баринова, Р.Н. Ботавина, Л.А. Введенская проанализировали факторы интенции, коммуникантов, сферы употребления, содержания, характер информации, направленные на повышение эффективности коммуникации и межличностного общения. Факторы, позволяющие презентации пройти успешно: профессиональные знания; ясность; наглядность; постоянная направленность; ритм; повторение (основные положения мыслей); рамки передачи информации; юмор и ирония.
Под презентацией мы понимаем самостоятельное, осознанное планирование, организацию и осуществление профессиональной коммуникации с последующей саморефлексией деятельности.
Несмотря на то что уже сейчас нам представляется возможность из разных литературных источников освоить современные технологии подготовки и проведения публичных выступлений, это не дает полного понимания и умения, как следует на практике правильно и грамотно, а также эффективно проводить презентации и произносить презентационную речь. Это только лишь узконаправленные рекомендации.
В этой связи пристального внимания требует создание специальных психолого-педагогических условий формирования презентационных умений в образовательном процессе, среди которых исследователи выделяют: а) обеспечение учебно-профессионального взаимодействия участников на основе использования методов активного обучения; б) организацию групповой самостоятельной работы студентов над проектом; в) междисциплинарную интеграцию в процессе обучения презентации.
По нашему мнению, интегрированные учебные занятия являются наиболее целесообразной формой обучения презентации. При интегрированном подходе уменьшается разобщенность в преподавании различных дисциплин. В таких условиях расширяются возможности для синтеза знаний, формируются умения переноса знаний из одной сферы в другую. Они возможны на продвинутом этапе после тщательной предварительной работы. Занятия интегрируются на уровне понятийно-информационной сферы дисциплин: русский язык и литература, английский язык.
Предлагаемая методика обучения презентации включает три этапа. 1. Ознакомление с правилами построения презентации на занятиях русского языка и литературы; ознакомление с лексическими единицами и речевыми клише по темам делового общения на занятиях иностранного языка; обучение деловому общению. 2. Применение полученных знаний при выполнении проекта по заданной профессионально ориентированной тематике на английском языке. 3. Презентация проекта и оценка эффективности деятельности.
На подготовительном этапе отрабатываются грамматический материал и речевые конструкции, направленные на развитие умений осуществлять поиск необходимой информации из различных источников, включая интернет-ресурсы; умение выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; умение систематизировать информацию и обобщать полученные данные. Работа над лексикой ведется в различных формах. Она включает чтение текстов, содержащих обязательные лексико-грамматические единицы. Попутно отрабатывается умение студентов использовать основные смысловые единицы в предложении, среди которых наибольшее внимание уделяется различным видовременным формам глаголов.
На следующем этапе работы над презентацией развиваются умения передавать информацию в нужном формате в соответствии с поставленной целью. При этом развиваются умения обосновывать свои выводы, приводить примеры, опираясь на изученный материал.
На заключительном этапе, когда уже подходит непосредственная подготовка выступлений, обсуждаются организационные моменты презентации. На этом этапе происходят закрепление и активизация всех умений и навыков, выработанных на предыдущих этапах. Выбор активных и интерактивных форм и методов обучения (ролевые и деловые игры, дискуссии, кейсы и мини-презентации, просмотр и анализ видеоматериалов) обеспечивает возможность для достижения целей каждого этапа. Цели этапов развития презентационных умений приводятся в таблице 1.
Worldskills: что это за программа, кому она подойдёт и какие в ней есть компетенции
Популярное во всём мире движение Worldskills в Россию пришло всего несколько лет назад, поэтому о нём знает не так уж много студентов. Мы исправим это упущение и расскажем читателям блога про саму программу, компетенции и стандарты Ворлдскиллс.
Если не хотите пропустить ни одного интересного материала, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу. А во второй группе мы регулярно делимся информацией об акциях и скидках.
Что такое Worldskills
Ворлдскиллс — программа, направленная на повышение качества подготовки по рабочим специальностям и популяризацию этих профессий среди молодёжи.
Основной инструмент данной организации — соревнования-чемпионаты, участники которых демонстрируют профессиональное мастерство. Кроме этих чемпионатов, также действуют профильные образовательные центры — академии Ворлдскиллс, где проходят курсы переподготовки или повышения квалификации.
История движения Ворлдскиллс
Международная некоммерческая организация Worldskills возникла в 1947 году. В послевоенном мире остро стоял вопрос нехватки профессиональных кадров, нужных для восстановления индустрии и своеобразным ответом на него стало движение Worldskills. Оно выступало за повышение стандартов профессиональной подготовки и предлагало использовать для этого систему соревнований.
Где зародился Ворлдскиллс? Родина движения — Испания.
В 1950 году Worldskills приобретает международный формат. На сегодняшний день в нём участвует 87 государств.
Движение Ворлдскиллс в России
РФ также является страной-участницей организации Worldskills.
В каком году Россия вступила в Ворлдскиллс
Вступление России в программу состоялось в 2012 году. Первый чемпионат Ворлдскиллс прошёл в 2013 году. В нём участвовало более трехсот молодых людей в возрасте от 18 до 23 лет, команда победителей составила сборную РФ и представила страну на международном конкурсе в Лейпциге.
Особенности Ворлдскиллс в России
В нашей стране организация называется «Молодые профессионалы Worldskills Russia» и её главная цель — популяризация рабочих профессий и повышение качества обучения по этим направлениям. В мероприятиях программы активно участвуют студенты, которые учатся по программам среднего профессионального образования.
Чемпионаты по профильным компетенциям проводятся почти в каждом регионе государства, а победители национальных, европейских и мировых чемпионатов получают денежные премии.
В 2019 году российская сборная заняла на международном чемпионате 2-ое место.
Академия Вордскиллс
В странах-участницах программы действуют специальные организации — академии. В нашей стране также работает Академия Ворлдскиллс Россия, которая является одним из ведущих образовательных центров по повышению квалификации. Она даёт возможность поднять свой профессиональный уровень, пройти практику по специальности и получить специальный сертификат.
Один из последних интересных проектов академии — Ворлдскиллс экспресс обучение. Эта программа направлена на то, чтобы люди, пострадавшие от эпидемии коронавируса, могли пройти переподготовку или повышение квалификации бесплатно и в режиме express.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
На цифровой платформе ворлдскиллс можно найти много интересной информации
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс
Одним из ключевых терминов в движении Worldskills является понятие компетенции. Под стандартами понимают принципы проведения соревнований.
Что такое компетенция в терминологии Worldskills
Этим словом в движении Ворлсдкиллс называют отрасль, в которой проводятся соревнования. Такие чемпионаты по разным направлениям дают возможность понять, насколько участник подготовлен к решению профессиональных задач.
Какие типы компетенций существуют в Worldskills
Перечень компетенций Ворлдскиллс состоит из 6 блоков:
В каждом из этих блоков выделяют также отдельные компетенции. Вот ключевые из них.
Информационные и коммуникационные технологии | Производство и инженерия | Строительство |
---|---|---|
Программные решения для бизнеса | Электроника | Электромонтаж |
Веб-дизайн | Производство металлоконструкций | Кирпичная кладка |
Сетевое и системное администрирование | Лазерные технологии | Сантехника и отопление |
Информационные кабельные сети | Полимеханика и автоматика | Производство мебели |
Разработка компьютерных игр и приложений | Фрезерные работы на станках с ЧПУ | Ландшафтный дизайн |
Транспорт | Сфера услуг | Творчество и дизайн |
Ремонт и обслуживание автомобилей | Поварское дело | Фотография |
Управление железнодорожным транспортом | Парикмахерское искусство | Графический дизайн |
Обслуживание грузовой техники | Туризм | Технологии моды |
Экспедирование грузов | Ветеринария | Ювелирное дело |
Сервис на воздушном транспорте | Медицинский и социальный уход | Звукорежиссура |
Список компетенций Worldskills регулярно обновляется: если какая-то из них набрала маленькое число участников, на следующий год её могут заменить другой.
Стандарты Worldskills
Основные принципы организации соревнований:
Как проходят чемпионаты Worldskills
В ходе соревнований участники должны показать своё умение работать в выбранной сфере (компетенции). Есть индивидуальные задания, а есть и те, которые направлены на командную работу. Оценки выставляют сертифицированные эксперты, наблюдать за ходом чемпионата могут все желающие. Часто в их числе оказываются представители вузов и колледжей, а также потенциальные работодатели.
Узнать больше об этих соревнованиях, а также подать заявку на участие можно, зарегистрировавшись в системе Есим Ворлдскиллс (Esim Worldskills).
Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills
Кроме чемпионатов, Ворлдскиллс также проводит демонстрационные экзамены. С 2017 года они являются формой государственной аттестации для студентов колледжей и проф. тех. училищ. На таких экзаменах моделируют реальные профессиональные условия, в которых выпускник должен решить поставленную перед ним задачу.
Демокэзамен Ворлдскиллс 2020 прошёл преимущественно в дистанционном формате, с его материалами можно ознакомиться на сайте.
Как стать экспертом Ворлдскиллс
Чтобы стать экспертом Ворлдскиллс, нужно пройти обучение и по его итогам успешно сдать тест. Программа обучения включает в себя историю, принципы действия и регламент организации.
Обучение Ворлдскиллс занимает 24-40 часов, длительность зависит от того, экспертом какого уровня хочет стать претендент: демонстрационного экзамена или чемпионата. Конечно, при этом человек должен обладать знаниями и по выбранной компетенции.
Заявку на прохождение обучения можно подать в региональном центре или по электронной почте, обратившись по адресу academy@worldskills.ru.
К сожалению, многие студенты так заняты подготовкой учебных работ, что на участие в подобных программах времени у них не остаётся. Стать свободнее помогут эксперты студенческого сервиса: они возьмут на себя заботы о рефератах, курсовых, дипломных.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.