Превышение средней скорости движения что это такое
Эксперты назвали недостатки возможных штрафов за среднюю скорость
Штраф для автомобилистов за превышение средней скорости может быть начислен с ошибками. Например, если водитель часть пути ехал со скоростью 100 км/ч, а где-то стоял в пробке, система, которая будет рассчитывать среднюю скорость автомобиля, может неправильно выписать штраф, рассказал РБК член движения автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Так он прокомментировал идею Минюста, который разрабатывает норму о штрафах за превышении водителями средней скорости. Об этом ведомство сообщило Autonews. В министерстве рассказали, что в планах закрепление административной ответственности за это нарушение. Расчетами средней скорости будут заниматься автоматические дорожные комплексы.
МВД и Минтранс в настоящее время прорабатывают понятие средней скорости в законодательстве, сообщили Autonews в Минтрансе.
Сейчас де-факто штрафы за превышение средней скорости уже присылают автомобилистам, но те вполне могут их опротестовать, рассказал РБК партнер аналитического агентства «Автостат» автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Де-факто это происходит и так, просто де-юре не прописано в законе, потому что понятия «средняя скорость» нет ни в ПДД, ни в КоАП. Эти штрафы очень часто опротестовываются, и суды идут навстречу автомобилистам» — рассказал он.
По словам Моржаретто, если такое понятие появится, надо разработать жесткие правила установки камер. «В Европе на этот счет довольно жесткие правила, например в туннелях либо на прямых ровных участках без примыканий. У нас, пока это не прописано, такие нарушения трактуются очень широко», — добавил он.
Холодов отмечает, что оценивать ситуацию нужно с двух сторон. «Как автомобилист, которому придется платить больше штрафов, я оцениваю инициативу отрицательно, но как человек, который задумывается об эффективности, могу отметить, что это отлично работает», — добавил он. По словам эксперта, идея в России может быть реализована на скоростных дорогах, таких как трасса Москва — Санкт Петербург (М-11), Западный скоростной диаметр в Петербурге (ЗСД), МКАД и КАД.
«Если штрафы будут введены, то должно появиться понятие средней скорости. Если водитель ехал не менее 125 км/ч, скорее всего, на первых порах сумма штрафов будет эквивалентна сумме штрафа за превышение скорости до 125 км/ч. Эта скорость установлена математическим путем, но реальная его скорость могла быть выше, а значит позже могут ввести штрафы на более крупные суммы», — рассказал Холодов.
Отмена штрафов за превышение средней скорости движения
Внимание! Данная статья опубликована в разделе «Законы в разработке». Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
Одним из самых распространенных нарушений правил дорожного движения является превышение разрешенной скорости движения. Количество штрафов за скорость превышает количество штрафов за любое другое нарушение правил.
Превышение скорости может быть зафиксировано с помощью автоматических камер. При этом есть 2 алгоритма работы подобных устройств:
Рассматриваемый в этой статье законопроект предлагает отменить второй вариант наложения штрафа:
Информация о законопроекте
18.12.2019 Законопроект № 494136-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения условий привлечения к административной ответственности» принят Государственной Думой в первом чтении.
Правонарушение в конкретное время и в конкретном месте
В первую очередь рассмотрим изменения, которые могут быть внесены в статьи 1.7 и 1.8 КоАП:
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
1. Лицо, совершившее административное правонарушение в конкретно установленное время, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации в конкретно установленном месте, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Суть предлагаемых изменений сводится к тому, что для каждого нарушения должны быть известны место и время его совершения.
Однако непонятным остается, как именно будут определяться время и место для других нарушений:
Подобных примеров в КоАП можно найти довольно много.
Запрет штрафов за среднюю скорость
Еще одно нововведение затрагивает примечание к статье 1.5 КоАП:
Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Не является доказательством административного правонарушения фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании расчета средней скорости движения транспортного средства на данном участке, а также фиксация нарушения правил расположения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании фиксации расположения транспортного средства в начале и в конце данного участка, без фиксации правонарушения в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.
В данном пункте содержатся 2 нововведения:
1. Штрафы за превышение скорости, выписанные на основании вычисления средней скорости автомобиля, считаются незаконными. То есть допускается только фиксация мгновенной скорости.
Кроме того, в статью 12.9 КоАП, предусматривающую штрафы за превышение скорости, вносится новое примечание:
Примечание. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, допустимо только в случае фиксации превышения установленной скорости движения транспортного средства в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.
В данном пункте еще раз говорится о том, что штрафы за превышение скорости могут быть выписаны только при наличии мгновенного значения скорости автомобиля, а не по среднему значению.
Почему хотят отменить штрафы за среднюю скорость?
Ответ на данный вопрос приводится в пояснительной записке к законопроекту:
Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчетов недопустимо.
Если данный законопроект в итоге будет принят, то у ГИБДД исчезнет возможность контролировать скоростной режим на участке дороги с помощью двух камер, установленных в начале и в конце участка. То есть для полного контроля того же самого участка дороги потребуются десятки или даже сотни автоматических камер, установка которых может оказаться слишком дорогой.
К сожалению, для многих водителей только камеры являются стимулом для того, чтобы соблюдать скоростной режим. А уменьшение их количества может привести к тому, что скорости на дорогах возрастут, а безопасность водителей, пассажиров и пешеходов уменьшится.
Так что с точки зрения здравого смысла не совсем понятно, какую именно цель преследуют законодатели в данном законопроекте. Если у Вас есть мысли по этому поводу, то напишите их в комментариях к данной статье.
Ну а в заключение хочу напомнить, что за превышение скорости в 2021 году водителя ждет наказание от 500 до 5 000 рублей (а при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД возможно также и лишение прав):
Превышение и наказание
В Московской области на 15 участках измерения средней скорости, работавших непрерывно не менее полугода, количество ДТП за первое полугодие этого года снизилось на 17% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Среднюю скорость давно используют в Европе. В России пока в порядке эксперимента этот метод действует также в Тверской области, Татарстане, Башкирии. Теперь его предлагают распространить на всю страну. С помощью системы удастся быстрее достичь цели, поставленной в нацпроекте «Безопасные и качественные автодороги», говорят в ассоциации. В минтрансе «РГ» пояснили, что готовы рассмотреть такие предложения, но они пока не поступали.
Применение фиксации средней скорости вызывает гораздо больше вопросов. В нарушение рекомендаций ГИБДД, их устанавливают не на прямых коротких участках. Верховный суд недавно отменял штраф, который был вынесен за превышение средней скорости на 40-километровом участке, причем с разной подведомственностью. Кроме того, после того, как камеры, фиксирующие моментальную скорость, стали фиксировать и среднюю, водители стали получать по два штрафа за одно нарушение. А один получил даже три штрафа: с первого столба, где установлена камера, со второго, а также за среднюю скорость проезда между ними. Среднюю скорость, также вопреки рекомендациям, стали устанавливать на участках с разными скоростными режимами. Такое использование камер говорит не столько о стремлении к безопасности на дорогах, сколько о желании пополнить региональные бюджеты.
ГИБДД отказалась от наказаний за превышение средней скорости
В нем говорится, что используемые в настоящее время Госавтоинспекцией формы федерального статистического наблюдения не содержат сведений по делам о правонарушениях по статье 12.9 КоАП на протяженном участке дороги, зафиксированных в автоматическом режиме.
Такое решение вызвано тем, что у судов нет однозначного понимания, как расценивать такие штрафы. После громкого решения Верховного суда по такому делу, практика довольно обширна. Это решение было принято еще в 2019 году. Тогда автомобилист обжаловал вынесенный ему штраф за среднюю скорость в Смоленской области. Впрочем, и штраф был выдающийся: среднюю скорость автовладельцу измерили на участке длиной более 70 км.
Верховный суд тогда указал, что нарушение согласно постановлению Пленума Верховного суда характеризуется в том числе местом и временем его совершения. Материалы, формируемые автоматическими камерами, должны содержать эту информацию. Указание отдельного участка дороги в качестве места совершения нарушения недопустимо, в том числе и потому, что на данный участок может распространяться юрисдикция не одного суда, а нескольких.
К тому же водитель мог остановиться или съехать на объездную дорогу, в результате скорость в какой-то момент могла быть выше, а значит, по вменяемой части данной статьи водителя привлекать нельзя, указал ВС и направил дело на новое рассмотрение в Вяземский районный суд Смоленской области.
Однако этот суд не внял разъяснениям ВС. Он указал, что в законе время и место совершения нарушения не закреплены. Закреплены лишь обстоятельства. Похоже, постановление Пленума ВС для этого суда не указ. А что касается того, что скорость могла быть выше, то на это районный суд указал, что не может применять другую часть данной статьи, потому что она ухудшит положение нарушителя. Смоленский областной суд это решение поддержал.
Помимо судов Смоленской области исправно поддерживали штрафы за среднюю скорость суды Мурманской области, а также Татарстана.
Но большинство остальных судов при рассмотрении подобных дел в первую очередь ставило вопрос о месте и времени совершения нарушения. Не получив на него ответа, они отменяли штрафы. И такая практика расширялась. Понятно, что особого смысла выносить штраф, который позже будет отменен в суде, нет. Это и стало поводом для отказа от такого рода фиксации нарушений.
Чтобы применять подобный способ, необходимо его закрепить в законодательстве. Но при этом надо как-то обойти время и место совершения нарушения.
Впрочем, как считает адвокат Сергей Радько, среднюю скорость не требуется прописывать в законодательстве. Большинство камер, которое измеряет даже, так называемую, моментальную скорость, все равно измеряет среднюю. Просто делает это на очень коротком участке дороги за очень короткое время. Если расстояния между камерами измеряющими среднюю скорость будут не по несколько километров, то проблем с установлением времени и места нарушения возникать не будет.
В общем, сама практика установки камер средней скорости привела к тому, что от них пришлось отказаться. Мало того, что между ними могло быть несколько десятков километров, так их еще ставили на участках с разными ограничениями скорости. А это уже вообще никакой логике не поддается.
Российских водителей предупредили о новом штрафе за превышение средней скорости
В законодательстве в скором времени может появиться отдельная норма, регулирующая наказание в случае превышения водителями допустимой средней скорости на протяженных участках дорог, пишет Autonews.ru.
В Министерстве юстиции рассказали изданию, что вопрос о закреплении в законах административного наказания за это нарушение с использованием автоматических дорожных комплексов прорабатывают в МВД совместно с Минюстом и Минтрансом.
По словам юриста Дмитрия Дугина, отсутствие в документе точного адреса нарушения дает возможность автомобилистам оспаривать штрафы, так как в КоАП отсутствует норма о превышении средней скорости.
«Учитывая, что суды сейчас такие постановления отменяют, можно сделать вывод, что выписывают их без законного на то основания. Сейчас есть требования о том, что место совершения правонарушения обязательно должно быть указано и отметка о том, что это произошло где-то в радиусе 20 км суды не устраивает», — сказал он в комментарии Autonews.ru.
Специалисты считают, что уточнение норм в законе могло бы легализовать штрафы, но Дугин напомнил, что эта идея обсуждается порядка пяти лет и ее тормозят профильные ведомства. Например, сам Autonews.ru год назад писал о том, что Минюст рассматривает такую возможность и проведут ее анализ «вместе с заинтересованными органами государственной власти». Но за год ничего не изменилось.
Тем не менее в России есть участки дорог, где устанавливается средняя скорость, с которой двигаются машины. Например, в Татарстане более 950 км автомагистралей контролируются таким образом. Директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Татарстана Рифкат Минниханов ранее заявил, что планирует отстаивает позицию по введению в законодательство понятия средняя скорость.
Однако здесь есть ряд сложностей. «Российская газета» отмечала, что в Татарстане камеры расположены на участках, где установлены разные ограничения скорости. В связи с такой ситуацией, Общероссийский народный фронт предлагал в формулировке «средняя скорость» точно указать четкие требования: «средняя скорость может измеряться на участке, где установлен единый скоростной режим, и нет примыканий, позволяющих проехать этот участок за более короткое время», пишет «РГ».
В ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» рассказали Autonews.ru, что «речь идет об одном конкретном виде нарушения ПДД». «Превышение установленной скорости движения, ст. 12.9 КоАП. А «средняя скорость» — это метод измерения скорости транспортного средства на участке дороги с помощью двух синхронизированных камер фотовидеофиксации, установленных в начале и в конце участка контроля», — сказали в компании.
Отмечается, что этот контроль «основан на формуле: V=S/t, то есть скорость определяется исходя из времени, за которое проходится определенное расстояние».
Эксперты считают, что на участке, где установлены такие камеры, должно быть единое на всем протяжении ограничение максимальной разрешенной скорости и не должно быть объездных путей. Специалисты пояснили, что одна из камер «фиксирует время въезда автомобиля на участок контроля, а вторая — момент, когда автомобиль выезжает за его пределы». «Время на камерах синхронизируется по сигналу спутников ГЛОНАСС/GPS», — добавили в компании «Око».
Издание отмечает, что чаще всего средняя скорость измеряется на скоростных магистралях. В Московской области сейчас есть порядка 170 участков «средней скорости».