Превышение средней скорости движения что это
ГИБДД перестала штрафовать за превышение средней скорости после решения Верховного суда
ГИБДД прекратила штрафовать водителей за превышение средней скорости. При этом причину отказа от этого наказания в Госавтоинспекции не раскрывают, пишет «Коммерсантъ» в четверг, 23 сентября.
Практика, когда нарушение фиксируют две камеры, находящиеся на расстоянии нескольких километров друг от друга, действовала в РФ почти семь лет. Она вызывала массу претензий со стороны граждан, поскольку даже понятие «средняя скорость» в правилах дорожного движения не содержится, отмечает газета.
Из официального комментария ГУОБДД МВД России, представленного в ответ на запрос издания, следует:
практика штрафов за нарушение средней скорости действительно прекращена.
«Используемые в настоящее время Госавтоинспекцией формы федерального статистического наблюдения не содержат сведений по делам о правонарушениях по статье 12.9 КоАП на протяженном участке дороги, зафиксированных в автоматическом режиме», — сообщили в ГУОБДД МВД России.
При этом сроки и причина отказа от преследования водителей за это нарушение в полиции не назвали. По сведениям «Ъ», в Москве такие штрафы не выносятся с августа, а в Московской области — с мая-июня.
В свою очередь, в ГИБДД подтвердили, что автоинспекторы перестали выписывать штрафы за превышение средней скорости. «После решения Верховного суда сократили эту деятельность», — сообщил «Газете.Ru» замначальника ведомства Владимир Кузин. Он не исключил, что правовые нормы, касающиеся вынесения штрафов за превышение средней скорости, появятся в будущем. «Пока сложно сказать, что будет прописано в законодательстве: работа над новым КоАП ведется», — подчеркнул Кузин.
Согласно позиции Верховного суда, правонарушение должно характеризоваться местом и временем его совершения, а факт превышения скорости (статья 12.9 КоАП РФ) не может быть длящимся — в постановлении должно содержаться точное время. Поэтому в 2019-2020 годах нескольким водителям, дошедшим до ВС России, удалось добиться отмены соответствующих штрафов.
Как измеряют среднюю скорость
Технология измерения средней скорости применяется с 2013 года. Сначала фиксирует время проезда машины первая камера, затем (через несколько километров или сотен метров) — вторая. Программа вычисляет среднюю скорость на участке – в зависимости от того, насколько превышен лимит, водитель может быть наказан на сумму от 500 руб. до 5 тыс. руб.
Активно использовали эту технологию в Татарстане, Смоленской и Московской областях. Как отмечали в полиции, она позволяла сократить аварийность на скоростных трассах. Споры о законности этих штрафов не прекращались на протяжении всего этого времени – прежде всего, из-за отсутствия самого понятия «средняя скорость» в правилах дорожного движения. Некоторые депутаты пытались запретить такую практику поправками к КоАП, но соответствующий законопроект не был принят. В то же время в отдельных регионах многим водителям удавалось отменять штрафы за среднюю скорость в судах.
Что думают автомобилисты
Ситуацию в беседе с «Газетой.Ru» прокомментировал председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин – по его оценкам, штрафы за превышение средней скорости были незаконными.
«Обязательным признаком любого правонарушения является место и время. Если место и время не установлены, то вы не доказали факт того нарушения. А средняя скорость как раз не фиксирует мест и время, когда было допущено превышение», — пояснил он свою позицию.
По его словам, Верховный суд по этому поводу занял «четкую, правильную правовую позицию», признав неправомерным использование такого рода видеокамер, которые фиксируют среднюю скорость и выписку соответствующих постановлений.
«Эта практика действовала давно. Началось все это безобразие в Татарстане, а затем распространилось по стране. Считали, что якобы водители под камеры сбрасывают скорость, а потом, когда камер нет, превышают. Чтобы это пресечь, тогда нужно ставить дороги под тотальное видеонаблюдение, я против этого не возражаю. Это публичное пространство, оно вполне может быть контролируемо полностью. Не хватает на это средств, возможностей — тогда изыскивайте другие способы борьбы с нарушениями, но это должно быть в рамках закона и не должны страдать ни в чем не повинные люди», — отметил Похмелкин.
Он сравнил штрафы за превышение средней скорости с ситуацией, когда человека привлекают за кражу, но при этом не установлено, когда и где она совершена. «Это нормально? Нет! Так и здесь то же самое. Это принципиально неправильно, поэтому если это будет пресечено раз и навсегда, то это можно только приветствовать. На мой взгляд, к этой практике больше возвращаться нельзя. Хотите фиксировать каждый метр дороги? Пожалуйста! Ставьте на каждый метр дороги камеры, но вы должны четко указать, что именно здесь, именно в этом месте, именно в это время было совершено такое-то конкретное правонарушение. Тогда это будет законно», — заключил председатель «Движения автомобилистов России».
Комментарий юриста
Обжаловать выписанные ранее штрафы за превышение средней скорости не представляется возможным – об этом рассказал «Газете.Ru» адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Обжаловать штраф можно только в течение 10 дней после получения копии. Если этот срок пропущен, то обжаловать постановление нельзя. Исключением являются ситуации, когда водитель может найти уважительные причины, по которым этого не было сделано вовремя — например, он был в командировке или в больнице. Закон пока не предусматривает возможности обжаловать штраф только потому, что практика изменилась», — пояснил он.
Радько поддержал инициативу отмены штрафов за превышение средней скорости, подчеркнув, что у водителей возникали сложности с обжалованием постановлений. «Я думаю, что это абсолютно правильная инициатива, потому что были неоднократно судебные решения, которые признавали постановления такого рода незаконными – по той причине, что
невозможно установить ни точное место, ни точное время нарушения.
Без выяснения этих обстоятельств постановление быть законным не может. К тому же, если участок, на котором измеряют среднюю скорость является длинным и относится к территории разных районов, то такой способ лишает водителя возможности обжаловать постановление — поскольку необходимо точно определиться с территорией, а место нарушения там не указывается. Поэтому такие постановления нарушают право на защиту, и с точки зрения презумпции невиновности, конечно, использоваться не должны», — рассказал юрист.
Мнение эксперта
Законодателям не следует исключать возможность взимания штрафа с водителей за превышение средней скорости – такой точки зрения придерживается, в свою очередь, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
По его мнению, нормы о фото- и видеофиксации подобных нарушений нужно прописать в законодательстве, чтобы не было противоречий.
«Это нормальная практика. Во многих странах штрафы за превышение средней скорости выписывают на основе данных с дорожных камер», — отметил он в беседе с «Газетой.Ru». Моржаретто добавил, что нормы об этих штрафах следует ввести в новую редакцию КоАП, пока она еще находится в разработке.
Эксперты назвали недостатки возможных штрафов за среднюю скорость
Штраф для автомобилистов за превышение средней скорости может быть начислен с ошибками. Например, если водитель часть пути ехал со скоростью 100 км/ч, а где-то стоял в пробке, система, которая будет рассчитывать среднюю скорость автомобиля, может неправильно выписать штраф, рассказал РБК член движения автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Так он прокомментировал идею Минюста, который разрабатывает норму о штрафах за превышении водителями средней скорости. Об этом ведомство сообщило Autonews. В министерстве рассказали, что в планах закрепление административной ответственности за это нарушение. Расчетами средней скорости будут заниматься автоматические дорожные комплексы.
МВД и Минтранс в настоящее время прорабатывают понятие средней скорости в законодательстве, сообщили Autonews в Минтрансе.
Сейчас де-факто штрафы за превышение средней скорости уже присылают автомобилистам, но те вполне могут их опротестовать, рассказал РБК партнер аналитического агентства «Автостат» автоэксперт Игорь Моржаретто.
«Де-факто это происходит и так, просто де-юре не прописано в законе, потому что понятия «средняя скорость» нет ни в ПДД, ни в КоАП. Эти штрафы очень часто опротестовываются, и суды идут навстречу автомобилистам» — рассказал он.
По словам Моржаретто, если такое понятие появится, надо разработать жесткие правила установки камер. «В Европе на этот счет довольно жесткие правила, например в туннелях либо на прямых ровных участках без примыканий. У нас, пока это не прописано, такие нарушения трактуются очень широко», — добавил он.
Холодов отмечает, что оценивать ситуацию нужно с двух сторон. «Как автомобилист, которому придется платить больше штрафов, я оцениваю инициативу отрицательно, но как человек, который задумывается об эффективности, могу отметить, что это отлично работает», — добавил он. По словам эксперта, идея в России может быть реализована на скоростных дорогах, таких как трасса Москва — Санкт Петербург (М-11), Западный скоростной диаметр в Петербурге (ЗСД), МКАД и КАД.
«Если штрафы будут введены, то должно появиться понятие средней скорости. Если водитель ехал не менее 125 км/ч, скорее всего, на первых порах сумма штрафов будет эквивалентна сумме штрафа за превышение скорости до 125 км/ч. Эта скорость установлена математическим путем, но реальная его скорость могла быть выше, а значит позже могут ввести штрафы на более крупные суммы», — рассказал Холодов.
Разработчики камер потребовали вернуть штрафы за среднюю скорость
Вернуть измерение и, соответственно, штрафы за превышение средней скорости на конкретных участках дорог потребовали производители камер автоматической фиксации из Ассоциации «ОКО», которая объединяет ключевых российских производителей и операторов систем фотовидеофиксации (занимают около 70% рынка). Производители считают, что это один из необходимых инструментов в борьбе со смертностью на дорогах. Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на ГУОБДД МВД России о прекращении практики взимания штрафов за нарушение средней скорости.
О том, что отказ от такой фиксации связан с претензиями Генпрокуратуры, Autonews.ru подтвердили знакомые с ситуацией юристы. Они обратили внимание на то, что в КоАП до сих пор нет нормы, на основании которой водителей можно штрафовать именно за превышение средней скорости при поездке на подконтрольном камера участке. При этом даже поправки в КоАП, по мнению юристов, не гарантируют полной легализации такой меры — именно на таких изменениях в законодательстве уже давно настаивают в ассоциации «Око».
Почему штрафы за среднюю скорость требуют вернуть
Средняя скорость автомобиля — это скорость, с который водитель проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля. Чтобы подсчитать среднюю величину, нужно контролируемую дистанцию разделить на время проезда. Как заявили Autonews.ru в ассоциации, контроль за средней скоростью помогает сделать автомобильный поток более равномерным и нейтрализует «эффект кенгуру» — ситуацию, когда водители тормозят перед камерой, а проехав ее снова набирают скорость.
«Этот метод контроля скорости в какой-то степени более удобен и для водителей. Если автомобилист совершил разовое небольшое превышение скорости на контролируемом участке, его можно компенсировать, сбавив скорость на остатке отрезка пути и не получить штраф», — уверены в ассоциации.
Разработчики объяснили: все камеры, как на мгновенную, так и на среднюю скорости, работают по принципу измерения средней скорости. Разница в том, что камеры для фиксации «мгновенной» скорости измеряют ее «на малом участке дороги». А комплексы на среднюю скорость контролируют скорость на протяженном участке.
«Несмотря на то, что метод контроля средней скорости на протяженном участке не вызывает никаких вопросов у экспертов и давно используется в ряде европейских стран, в России остается проблемой отставание закона от технологического прогресса, — считают в Ассоциации. — Вопрос остро стоит уже более года».
В Ассоциации напомнили, что вместе с рабочей группой политической партии Общероссийский народный фронт (ОНФ) направляли предложение о приведении КоАП в соответствие с существующими технологическими возможностями комплексов и внесении понятия «средней скорости» в КоАП в Минюст в мае 2020 года.
«В Московской области в местах установки камер на среднюю скорость результаты по борьбе с ДТП и их последствиями — выше средних по региону. По итогам 2020 года на участках применения контроля средней скорости общее количество ДТП сократилось на 45%, а в среднем на 17% по сравнению с 2019 годом. Количество погибших и пострадавших уменьшилось на 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а в среднем на 12%», — привели статистику в «Око».
Разработчики напомнили, что такой метод давно применяется во многих странах, в том числе в Великобритании, Ирландии, Австрии, Бельгии, Италии. Российские эксперты полагают, что благодаря методу контроля средней скорости можно бороться с так называемыми мигрирующими очагами ДТП. «Это ситуации, когда после установки в очаге аварийности камеры, он смещается на несколько сотен метров, но не исчезает окончательно. Комплексы контроля средней скорости предотвращают миграцию, так как закрывают большой участок дороги в несколько километров», — заявили в «Око».
В чем трудность штрафовать за среднюю скорость
Примечательно, что, по данным «Коммерсанта», такие штрафы не выносят в Москве с августа, а в Подмосковье — с мая-июня. В свою очередь юрист и эксперт в области ПДД Катерина Соловьева сообщила, что в Тамбовской области такая практика прекращена уже с начала 2021 года из-за претензий к законности таких штрафов со стороны прокуратуры. При этом в июне 2021 года в Минтрансе сообщили Autonews.ru, что поддерживают внесение в КоАП понятия контроля средней скорости. Там рассказывали, что МВД России совместно с Минтрансом прорабатывают вопрос регламентирования контроля «средней скорости» движения транспортных средств».
По мнению юриста Соловьевой, выносить постановления о штрафах за среднюю скорость незаконно и даже модернизация системы автофиксации ситуацию не исправит.
«Логика тут простая. Вот ставят 10 камер — это доход в виде штрафов, 100 камер — доход, а установка и обслуживание 1000 камер по расходам уже сравнимо с полученными с помощью устройств суммами штрафов, — считает Соловьева. — А если переходить на среднюю скорость, то и комплексов надо меньше. Закрываешь участок 2-3 камерами и все».
За и против: почему нужно штрафовать за превышение средней скорости
Идея депутатов фракции ЛДПР, которые предложили отменить штрафы за превышение водителями средней скорости, вызвала широкий резонанс среди автомобилистов. Одним из авторов инициативы выступил депутат Ярослав Нилов, который в колонке для Autonews.ru ранее обосновал свою позицию.
В свою очередь, в поддержку системы фотовидеофиксации, которая в дополнение к мгновенной скорости измеряет еще и среднюю на участках дорог, высказался экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов, который сейчас занимает должность директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» региона.
— К системе автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД всегда было особенное отношение как у водителей, так и у депутатов. Но внедрение этой системы не оказало никакого негативного влияния на законопослушных автомобилистов. Те, кто не нарушал ПДД, как не получали штрафов до этого, так и спокойно продолжили ездить без них после.
Статистика объективна: внедрение системы автоматической фиксации превышения разрешенной скорости движения помогло снизить количество погибших на дорогах. К примеру, только в Татарстане — с 880 человек в 2004 г. до 379 в 2018 году. Именно с появлением в 2008 г. автоматических приборов тенденция по снижению смертности приобрела устойчивый характер. Когда удалось успокоить скорость движения, автоматически снизилось и количество других нарушений — например, проездов на красный сигнал светофора, выездов на встречную полосу, непредоставлений преимущества пешеходам.
Логическим развитием автоматического контроля скорости движения стала система фиксации превышения установленной скорости на участках улично-дорожной сети — то, что принято называть фиксацией средней скорости. Строго говоря, это фиксация скорости движения транспортного средства не в конкретной точке, а на отрезке пути определенной протяженности.
Принципиального отличия с определением мгновенной скорости нет — превышение остается превышением, где бы оно ни совершалось. Датчики на границах отрезка фиксируют время проезда транспортного средства. Затем делят длину отрезка на время его прохождения. Так определяется средняя скорость движения транспортного средства. Если она оказывается выше установленного ПДД ограничения, водители получают штрафы.
Такой проступок наказывается, как и «обычное» превышение скорости, согласно установленным в КоАП нормам. Настраивается система следующим образом. Возьмем шоссе, где можно ехать 90 км в час. К нему мы пока прибавляем «нештрафуемый» лимит 20 км/ч (вот его давно пора отменить) и накидываем сверху еще 1–2 км/ч к скорости в зависимости от погрешности работы прибора. Все, что свыше, будет считаться превышением, и, чтобы «заработать» штраф с таким нарушением, нужно проехать определенный участок.
Подобные системы контроля соблюдения ограничения скорости — это не российское ноу-хау. За рубежом они давно и активно применяются для контроля движения в тоннелях. На самом деле такой подход даже более лоялен к водителю, поскольку позволяет компенсировать случайное превышение установленного ограничения скорости своевременной корректировкой манеры езды. Если же превышение будет иметь систематический характер, нарушение будет неизбежно зафиксировано. Обвинять автоматику в предвзятости абсурдно.
Согласиться с аргументами депутата Нилова о том, что превышающий скорость водитель может уйти от наказания, если съедет на заправку или в кафе, невозможно. Приведу ответный пример. Вот водитель едет со средней скоростью 150 км в час. Остановился в кафе. При этом его путь проходит через 144 участка, которые покрывают 100 камер. Да, на первом участке он может отсидеться и, возможно, штраф не получит. Но не будет же он все 144 раза заправляться или пить кофе. Водитель все равно будет ехать большую часть пути без остановок, и каждое нарушение будет зафиксировано — тотальный контроль обойти практически не получится.
Мне совершенно непонятно, почему у депутатов появилась инициатива запретить фиксацию превышений установленного ограничения скорости на участках дорог. Не лучше было бы сосредоточиться на том, как убрать с дороги тот самый второй лагерь автомобилистов — непримиримых сторонников действий «по ситуации», борцов за собственные ПДД без ограничений, без фотовидеофиксации, с которой невозможно договориться и которую невозможно обмануть?
Превышение и наказание
В Московской области на 15 участках измерения средней скорости, работавших непрерывно не менее полугода, количество ДТП за первое полугодие этого года снизилось на 17% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Среднюю скорость давно используют в Европе. В России пока в порядке эксперимента этот метод действует также в Тверской области, Татарстане, Башкирии. Теперь его предлагают распространить на всю страну. С помощью системы удастся быстрее достичь цели, поставленной в нацпроекте «Безопасные и качественные автодороги», говорят в ассоциации. В минтрансе «РГ» пояснили, что готовы рассмотреть такие предложения, но они пока не поступали.
Применение фиксации средней скорости вызывает гораздо больше вопросов. В нарушение рекомендаций ГИБДД, их устанавливают не на прямых коротких участках. Верховный суд недавно отменял штраф, который был вынесен за превышение средней скорости на 40-километровом участке, причем с разной подведомственностью. Кроме того, после того, как камеры, фиксирующие моментальную скорость, стали фиксировать и среднюю, водители стали получать по два штрафа за одно нарушение. А один получил даже три штрафа: с первого столба, где установлена камера, со второго, а также за среднюю скорость проезда между ними. Среднюю скорость, также вопреки рекомендациям, стали устанавливать на участках с разными скоростными режимами. Такое использование камер говорит не столько о стремлении к безопасности на дорогах, сколько о желании пополнить региональные бюджеты.