Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим в результате чего ухудшается
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.
Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например, теста Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
1. гипертимический(гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;
2. дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
3. циклоидный –общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);
4. эмотивный(эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;
5. демостративный –выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках;
6. возбудимый –повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
7. застревающий –«застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;
8. педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
9. тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
10. экзальтированный(лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
11. интровертированнный(шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким;
12. экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован предпочитает подчиняться. (Столяренко Л.Д.)
Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 2212 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим в результате чего ухудшается
Глава 1 Введение в психологию
1. Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение Своим названием и первым on-
слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Введение в психологию
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
1.1. Задачи и место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его
центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
1.2. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемКлавдия Швыдкина
Похожие презентации
3 АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ АКЦЕНТУАЦИИ ТЕМПЕРАМЕТА ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ДИСТИМИЧЕСКИЙ ЦИКЛОТИМИЧНЫЙ ЭМОТИВНЫЙ АФФЕКТИВНО- ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ПЕДАНТИЧНЫЙ ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ВОЗБУДИМЫЙ ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ
6 Акцентуации характера по А.Е. Личко Условная группа Акцентуации характера, входящие в эту группу Настроение Гипертимный, циклоидный, лабильный Тревога Сенситивный, астено невротический, психастенический Отношение к себе Шизоидный, истероидный, эпилептоидный Отношение к группе Неустойчивый, конформный
12 Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Выражены самолюбие и самоуважение. Радость от самого себя, любовь к себе. Развито чувство юмора, способен к самоиронии. Готов дружить со всеми, но без особой привязанности. Стремится к лидерству. Альтруистичен, любвеобилен, добр и незлопамятен. Любит дружить, общаться, устанавливать контакты. Харизма, лидерские качества. Довольно работоспособен, ему требуется совсем немного времени на отдых. Схватывает все на лету, легко усваивает информацию. Способен быстро добиться успеха в любом деле, но только в его начале (рутинная работа гасит интерес). Креативен, оригинален, источник идей.
14 Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Неустойчивая самооценка, которая сильно зависит от настроения. Отношения с людьми носят циклический характер: тяга к общению, новым знакомствам сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с близкими («все надоели») Успех деятельности зависит от настроения. Периоды активной работы и учебы сменяются периодами полного безразличия к предметам и заданиям.
18 Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Неустойчивая самооценка, которая сильно зависит от настроения. Зависит от поощрения со стороны окружающих, особенно близких, людей. Когда настроение хорошее – общителен, легко идет на контакт. Когда настроение плохое – раздражителен в процессе общения, обидчив. Интуитивно чувствует других людей, не переносит фальш. Успех деятельности зависит от того, нравится выполняемая работа или нет. Любимое дело может поднять настроение. Включаясь в работу, может забыть о неприятностях. Не управляем в периоды плохого настроения (рассеян, раздражителен, ворчлив, плаксив).
20 СЕНСИТИВНЫЙ ТИП (ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: ТРЕВОГА ПО ПОВОДУ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ РОБОСТЬ, ЗАСТЕНЧИВОСТЬ
24 Психастенический тип (ТРЕВОЖНО-БОЯЗЛИВЫЙ ПО К. ЛЕОНГАРДУ) Основные черты: Тревожная мнительность в виде опасений за свое будущее Склонность к порядку, формализм, педантичность Беспокойство по поводу порядка (вдруг что-то пойдет «не так») Склонность к самоанализу, «рассуждательству» Заниженная самооценка Склонность находить у себя несуществующие черты личности
27 Блок «Тревога» Боялись ли Вы в детстве грозы или собак? Вам страшно спускаться в темный подвал? Беспокоили ли мысли, что с Вами или родными что-нибудь может случиться? Потребуется ли Вам огромная сила воли, чтобы ночью пройти по кладбищу? Считаете ли Вы себя тревожным человеком?
30 Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Выражены самолюбие и самоуважение. Присутствует ощущение особенности, избранности. Характерна самодостаточность. Выражена способность довольствоваться общением с самим собой. Нуждается в глубоком и содержательном общении. В общении крайне избирателен. Не принимает или игнорирует принятые нормы этикета. Если есть друг (как правило, старше по возрасту), то в отношении него может быть часто назойливым, требующим особого внимания. Крайне работоспособен и максимально включен в работу, если она является значимой для него самого. Абсолютно отстранен, вял и апатичен в том случае, если предмет работы не интересен. В учебе может быть талантливым, но требует индивидуального подхода. Любит решать нестандартные задачи.
33 Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Выражены самолюбие, самолюбование. В силу высокого эгоцентризма не могут встать на позицию другого человека, посмотреть на себя со стороны. С подросткового возраста начинают задаваться вопросом «кто же я на самом деле?» и не могут найти ответ в течение всей жизни, так как склонны к постоянной смене ролей и игре на публику. Не испытывает особого уважения и любви к другим людям, но нуждается в них. Круг общения – те, кто так или иначе выражает свое восхищение, хвалит, поддерживает, отмечает талант и способности. Безразличен к чувствам других людей, только если эти чувства не имеют к нему отношения. Легко вводит других в заблуждение. Часто проявляет инициативу, вызывается на дело, даже если не является в нем компетентным (поднимает руку, даже если нечего сказать по существу). Стремиться удивить окружающих головокружительным результатом своей работы, поэтому невольно может себе присвоить результаты коллективной, групповой работы. Умеет красиво и грамотно преподнести сделанное посредством речи.
36 Структура характера Отношение к себе Отношение к другим Отношение к делу Самоуважение, ощущение собственной значимости, компетентности, авторитетности. Завышенная самооценка (при скромных способностях). Часто возникающее ощущение «достойности большего». Уверенность в себе. Склонен к самоорганизации, самовоспитанию и самоконтролю. Любит устоявшийся порядок в дружбе и общении. Выполняет все обязательства дружбы, любви, семейные обязательства. В отношениях – надежный человек, но только до тех пор, пока чувствует свой авторитет, не замечает инакомыслия, не столкнулся с изменой. Выражена склонность устанавливать и соблюдать иерархию отношений «власть – подчинение». Целеустремленный, настойчивый, упорный, решительный, исполнительный и аккуратный. Склонен следовать определенным инструкциям, нормам. К делу относится серьезно. Хороший руководитель, формальный лидер. Консервативен, рачителен, пунктуален. Требователен к полученному результату работы.
38 НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП Слабоволие, нежелание любого усилия Тяга к развлечениям, удовольствиям и праздности Поверхностность общения Склонность к аддикциям Живет настоящим Отсутствие четкой системы ценностей
40 КОНФОРМНЫЙ ТИП Основные черты: Конформизм Слабоволие Подверженность манипулированию Неумение самостоятельно определять цели Консерватизм
Основные понятия и положения темы. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми
Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.
Типы характера по Леонгарду:
Гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность.
Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;
Циклоидный (аффективно-лабильный) – свойственны частые переодические смены настроения. В периоды повышенного настроения общителен, приветлив и в манере поведения напоминает гипертимический тип. В периоды подавленного настроения замкнут и в манере поведения напоминает дистимический тип;
Эмотивный (эмоциональный) – эмоции доминируют в мотивации поведения, предпочитает общаться с ограниченным числом избранных лиц, с которыми у него хорошие отношения. Сам редко вступает в конфликты, однако обидчив, но обиды «носит в себе» и старается не показывать их окружающим. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, альтруизм, обостренное чувство долга, исполнительность. Однако чрезмерно чувствителен, впечатлителен и слезлив;
Демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. Склонен к интригам и провокации конфликтов. Может быть обходительным, способен увлечь других, поступки и мышление неординарные;
Возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;
Застревающий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;
Педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;
Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;
Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;
Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;
Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Тип акцентуированной личности, по А.Е. Личко (1983):
Гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты. При большом разнообразии увлечений такие подростки могут быть поверхностными и изменчивыми. Они нередко переоценивают свои возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить хорошее впечатление на окружающих.
Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонностью к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют крайне раздражительно, тяжело переживают происходящие с ними неприятности.
Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороны окружающих людей.
Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.
Сензитивный тип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и к человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же такие подростки бывают вполне открытыми и общительными, но только в узком кругу близких, хорошо знакомых людей. Общению со своими сверстниками часто предпочитают общение с взрослыми людьми и с малышами. Отличаются послушанием и привязанностью к своим родителям. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.
Психастенический тип. Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к размышлениям, к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.
Шизоидный тип. Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находиться в компании взрослых людей. Нередко проявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действительности.
Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм. Стараются угождать старшим, более сильным, чем они, и влиятельным людям.
Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кого-либо хвалят в его присутствии, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.
Неустойчивый тип. Это — слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью. Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлечения, практически не думает о своем, в том числе профессиональном будущем.
Конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых он зависит. Это — приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1. Проведение диагностики на определение акцентуации характера по адаптированному характерологическому опроснику Леонгарда-Шмишека (приложение 1)
5.4. Итоговый контроль знаний:
1. Что собой представляют акцентуальные теории характера? Какие личностно-характерологические типологии предложены в их рамках?
2. В чем сходство и различия в акцентуальных типологиях, предложенных К. Леонгардом и А.Е. Личко?
3. Зачем клиническому психологу изучение темы «акцентуальные теории характера»?