Представьте что вам предстоит убедить эраста не покидать лизу
Вопросы и задания для контроля при изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 8 класс.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».
Вопросы и задания для контроля.
-Какой общественный резонанс имела повесть, написанная в 1792 году? Что было в ней непривычным для читающей публики? В чем состояла новизна повести?
-Какой отклик получила повесть в среде писателей и критиков?
Первое впечатление о повести. Проверка усвоения содержания повести.
-Какое впечатление произвела на вас повесть? Что понравилось в произведении?
-Кто главные герои повести?
-Где происходят события повести?
-Передайте кратко сюжет.
Анализ системы образов произведения.
Образы природы и города.
-Какова роль описания места (окрестностей Симонова монастыря, Москвы-реки, Данилова монастыря, Воробьёвых гор, села Коломенского)? Какое настроение они создают? Как расширяют временные рамки произведения?
-Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести?
-Можно ли говорить о противопоставлении города и деревни в книге?
-Какую роль играют в произведении описания природы?
-Найдите и прочитайте фрагменты, которые предрекают дальнейшие события.
-Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы готовят героев и читателей к определенным событиям.
Задания по выбору учителя и учащихся:
1) Составьте цитатную характеристику героев.
2) Составьте сравнительную характеристику героев по следующим положениям:
-отношение к любимому человеку,
-авторское отношение к герою,
-приёмы и средства выразительности, используемые для изображения героев,
-Ваше отношение к герою.
3) Составьте подробную характеристику героини (героя) по заданным вопросам.
-Какое место занимает героиня в повести?
— Какой предстаёт Лиза в семье? Как её воспитали родители?
— Какие эпитеты использует автор по отношению к своей героине?
— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?
— В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
— Почему Лизе пришлось работать? Что значит для неё труд?
-Как развивается любовь Лизы к Эрасту?
-Почему её чувство оказалось серьёзнее и глубже, чем чувство Эраста?
— Какое место занимает герой в повести?
— Что мы узнаём об Эрасте до того момента, когда он повстречался с Лизой?
-Какими положительными чертами наделён герой?
— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
— Показывает ли писатель, как развивается чувство Эраста?
-В чём проявляется слабость героя? Почему чувство Эраста оказалось не таким глубоким и серьёзным, как любовь Лизы?
-Какой поступок по отношению к Лизе совершил Эраст? Как можно оценить этот поступок?
-В какой части произведения автор высказывает своё отношение к Эрасту?
-Как автор относится к своему герою?
-Почему он упоминает об Эрасте в конце повести и вскользь?
Автор и рассказчик.
-Объясните разницу между автором литературного произведения и рассказчиком. Кого можно считать героем повести?
-Кому принадлежит высказывание «крестьянки тоже любить умеют»?
-Какие композиционные элементы использует автор, чтобы донести до читателя свой замысел? Расскажите о роли описаний, диалогов.
-Какие композиционные приёмы помогают автору выразить идею о нравственном превосходстве «маленького человека»?
-Какие средства выразительности (тропы, стилистические фигуры и другие) использует автор, создавая образы?
-Каким вы представляете себе рассказчика? Участвует ли он в событиях?
-Можно ли назвать рассказчика главным героем произведения и почему?
-Кто даёт оценку героям и событиям: автор или рассказчик? Можно ли говорить о том, что способностью оценивать обладают и тот, и другой?
-Как автор вводит в произведение тему прошлого, истории Отечества?
-Что говорится в повести о социальном неравенстве? Есть ли в повести социальный конфликт?
-Как связан факт крестьянского происхождения главной героини с темой патриархальности?
-Как противопоставляются в книге «жизнь естественная» и «жизнь городская»?
Проблема маленького человека. Смысл названия повести.
-Какие проблемы ставит перед читателем автор «Бедной Лизы»?
-Какими чертами обладает «маленький человек» как тип героя русской литературы?
-Почему Лизу можно причислить к «маленьким людям»?
-В чём её нравственное превосходство перед Эрастом?
-Назовите значения слова «бедная». Какие из них можно отнести к героине? Какое значение, на ваш взгляд, является главным определением Лизы? Можно ли назвать бедным духовный мир девушки?
-Вы прочитали повесть И.А.Куприна «Гранатовый браслет». Сравните Лизу и г-на Желткова: что общего между ними и в чём их различие?
Темы творческих работ.
1) Дайте ответ на вопрос связным текстом (напишите небольшое сочинение по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»):
Критик В.Г.Белинский говорит, что русская публика привыкла «в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб», поверила, что «добродетель всегда награждается, а порок наказывается», а в повести Н.М.Карамзина впервые читатель впервые встретился «с горькой правдой жизни». Как вы считаете, почему и для чего писатель завершил повесть трагическим событием. Как изменился бы смысл повести, если бы у неё был счастливый конец?
2) Прочитайте высказывание из книги Г. Троепольского. С кем сопоставляет писатель цветок подснежника? Можно ли отнести слова Г. Троепольского к Лизе из повести Н.М.Карамзина и почему?
В повести «Бедная Лиза» также можно усмотреть сопоставление главной героини с цветами – с ландышами, которые продаёт девушка. Каков смысл этого сопоставления?
1)Как связаны описания мест в повести с топонимическими реалиями?
2)Отражение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» в литературных откликах современников писателя. Литературные подражания «Бедной Лизе».
Применение кейс-метода при анализе повести.
1)Представьте, что вам предстоит убедить Эраста не покидать Лизу. Какими доводами вы воспользуетесь в этой ситуации?
2)Смерть Лизы вызывает у читателей сильные переживания. Представьте, что у вас есть возможность спасти героиню от трагического шага. Как бы вы это сделали, как убедили бы героиню не совершать страшный поступок?
Представьте что вам предстоит убедить эраста не покидать лизу
1.1. Почему Лиза, прощаясь с Эрастом, «прощалась с душою своею»?
1.2. Как эпитеты, использованные в приведённом фрагменте, помогают передать авторскую позицию?
Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, — говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.
Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза. » Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.
Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1. Выберите другой фрагмент рассказа с участием Эраста. На основе анализа текста выявите черты героя, проявившиеся в данном фрагменте.
2.2. Выберите другой фрагмент рассказа, в котором рассказывается о Лизе. Проанализируйте отношение автора к своей героине.
2.1. Мы встречаемся с Эрастом первый раз, когда он покупает цветы у Лизы. Он производит впечатление приятного молодого человека. Увидев бедную девушку, пытается ей помочь, заплатив больше, чем Лиза просила за свои букетики. Видно, что девушка понравилась ему. Есть, правда, одна деталь, которая может быть расценена двояко: «Молодой человек не хотел удерживать ее, может быть, для того, что мимоходящие начали останавливаться и, смотря на них, коварно усмехались». Что это? Нежелание компрометировать Лизу или боязнь, что прохожие его увидят рядом с простой девушкой? Дальнейшее повествование подтверждает, что, видимо, всё-таки второе.
2.2. Отношение автора к своей героине проявляется с первых страниц рассказа: «Но всего чаще привлекает меня к стенам Си. нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Сразу становится очевидным, что автор сопереживает Лизе, она ему глубоко симпатична. Далее находим подтверждение этой мысли. Карамзин рассказывает о нелёгкой судьбе девушки, рано оставшейся без отца-кормильца, взявшей на себя заботу о матери. Писатель отмечает немало положительных черт девушки: трудолюбие, доброту, чувствительность — всё это глубоко симпатично автору.
1.1. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. Именно женщине Карамзин предназначил ввести в русскую литературу такую важную и определяющую тему, как возвышение человеческого духа через страдания. И, наконец, именно Карамзин определил, что женские образы в русской литературе будут воспитателями чувств.
Лиза добрая, честная, открытая, способна любить самозабвенно, отдаваясь чувству без остатка, она любит всем своим существом, растворившись в этой любви. Прощание с любимым для нее — прощание с самой собой. Именно поэтому в сцене прощания автор говорит, что девушка прощается «с душою своею».
1.2. Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу (бедная, томная, горестная) — читатель может сделать вывод, что рассказчик был человеком, которому глубоко симпатична героиня, он жалеет ее. Рассказчик в повести является выразителем авторского отношения, поэтому можно сказать, что Карамзин любит свою героиню.
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
Урок литературы по произведению Н. Карамзина Бедная Лиза. Любовь и рассудок в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза
Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».
*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)
*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)
*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)
*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)
*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )
2)Сопоставление героев (Слайд 26 )
Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.
Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)
Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:
Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?
Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к ден ь гам : «Мне не надобно лишнего».
«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».
— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?
— В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».
— Чем занималась Лиза целыми днями?
Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.
— А почему Лизе пришлось работать?
Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным п о селянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.
— Что можете сказать о матери Лизы?
Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
— С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?
Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток . Дочь воспитыв а ла пр а вильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядо ч ность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.
— Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?
Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым бар и ном .Э раст – новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая о б раз Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая полож и тельные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пр е сыщенным человеком.
— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в све т ских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.
— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.
— Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.
Он – с розовыми губами.
— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.
Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.
Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и н е порочны были их чувства.
5) Взаимоотношения героев.
— Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».
— Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?
Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.
— Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».
«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чу вств тв оих?»
Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»
«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»
— Чем закончились отношения героев?
Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.
Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?
Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молод о стью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.
IV. Подведение итогов.
— Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
Слайд 27 — Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).
— Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)
— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма :основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;
в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;
в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;
герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини — на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней — культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях).
Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)
— Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.
— Сравните образ героини в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и в его же стихотворении «Выбор жениха».V. Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный, демократичный, прогрессивный.
Оборудование: иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.
Музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» (Е.Дога)
Николай Михайлович Карамзин…
Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем она интересна современному читателю, насколько она актуальна сегодня? Давайте же продолжим работу над произведением.
Для начало вспомним об авторе.
– Как вы думаете, почему урок по повести Карамзина мы начали с этого стихотворения? (Похожие сюжеты)
– Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (Темы «твердого ума и нежнейшего чувства»)
– В повести речь идет о любви и о том вечном, что волнует сердце, заставляет порой терять разум.
– В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (Сентимитализм)
Ключи мудреца (слайд 7)
На слайде 8: набор слов
Чувственность, порядок, разум, душевность, слезы, ах, долг, природа, служенье, честь, убеждение, мечтанья, античность, гармония, надежда, потрясение, страдание, пропорциональность, оде, герой.
1 группа работает по течению «сентиментализм», вторая по течению «классицизм».
1. Чувственность, душевность, слезы, ах, природа, мечтанья, надежда, потрясенье, страдания (Сентиментализм)
2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, оде, герой. (Классицизм)
– Посмотрим как в повести прослеживается тема «Рассудка и любви». Давайте обратимся к героям повести. Предлагаю Вам тест для эрудитов. Ваша задача ответить на вопрос: Что не так на званом обеде?
На обед по поводу выхода в свет второй (первой), сентиментальной повести в русской литературе были приглашены Карамзин, Жуковский, Муравьев, Ломоносов, Державин. Туда же явился и Эраст, довольно бедный (богатый) дворянин, живший в Москве.
Приехали и родители Лизы, они прибыли из Симонова монастыря. (Саженях в семидесяти от монастырской стены в пустой хижине)
По казенной надобности была проездом (жила в Москве) и пожилая богатая вдова, влюбленная в Эраста
Анюта, которая находилась здесь тоже, была очень грустна и печальна.
– Набросайте пожалуйста всех персонажей этой повести. А теперь посмотрим, правы ли вы?
3. Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью
4. В чем Лиза видит свой долг перед матерью.
5. Сравните отношение Лизы к матери с отношениями героини из рассказа «Телеграмма». Чем занималась Лиза целыми днями?
6. А почему Лизе пришлось работать?
7. Что вы можете сказать о матери Лизы?
Задание. Составить акростих по образу Лизы.
2. «Плачевная судьба бедной Лизы» «прекрасная, любезная Лиза»
3. «Ты кормила меня грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть»
4. «Бог дал мне руки, чтобы работать».
5. Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала.
Работала, продавала ландыши и ягоды, вязала чулки, ткала холсты
6. Потому что отец умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином.
7. Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6-ой десяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудом своим и ничего не брать даром»
Слайд по образу Лизы.
2. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
3. При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
4. Как Вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
5. Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?
6. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
Задание. Составить ассоциативную карту по образу Эраста.
2. Вел рассеянный образ жизни. Думая о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.
3. Лиза продавала в городе ландыши.
4. Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительными.
6. Самые добрые «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив»
«Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих»
Группировка: проверка знания содержания повести. (разрезается и ищут пару) работа в парах.
1. Какая тема здесь не затронута? (Тема страсти)
2. Разбейте на эпизоды по содержанию
(– Хотят выдать замуж;
– Встреча с Эрастом;
– Объятия, поцелуй;
– и…)
3. Как развивается тема рассудка? (Лиза вспоминает о том, что у нее есть мать)
4. Какой момент повести вы считаете кульминационным? (Встреча Лизы с Эрастом спустя 2 месяца)
5. Как разрешается конфликт в повести? (Трагически)
6. Почему когда уже все совершилось, у Эраста изменилось отношение к Лизе?
7. Для кого написана эта повесть?
8. В чьих уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, ее разумный взгляд на выбор друзей)
9. Почему рассудку Лизы не суждено взять вверх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума)
10. Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за «падение»? (Не осуждает, он испытывает по отношению к Лизе – сочувствие, по отношению к Эрасту – сожаление)
Автор не осуждает, он не судья. По его мнению существует сила, которая выносит приговор, что это за сила. (природа). В чем особенность образа природы? (он делает ее полноправным героем повести)
Какие образы, взятые из природы характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарей, с майским утром. Можно провести параллель, Лиза – ландыш. Они белые, хрупкие)
Чем закончились отношения героев? (Эраст сообщает, что жениться на другой, дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета)
Какова судьба героев? (Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, был вынужден был жениться на старой вдове).
Назовите причины самоубийства Лизы?
1 группа : Колесо последствий
2 группа : Стратегия Исиковы
– Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет, он жалеет ее)
– А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы? Можно ли было найти другой выход?
– Вернемся к тому стихотворению, с которого начали свой урок.
– Так что же у поэта Пушкина побеждает рассудок или любовь? (Любовь)
– Чем же, по-вашему, нужно руководствоваться: рассудком или любовью?
Для Карамзина как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека, человеком, если они чисты и благородны.
Может быть и Вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш практичный век часто побеждает рассудок, еще чаще расчет. Старая добрая классика напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Карамзин и предупреждает: исполнение всех желаний есть самая опасное искушение любви, помните об этом. Писатели часто затрагивают проблему чувств и разума, но не дают ответа, ведь в этом и есть тайна, а выбор всегда за вами. И мой вам совет: прежде чем что-то совершить всегда включайте свой рассудок, что бы вам ни пришлось отвечать за последствия.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Рассудок и любовь»
Использовалась статья фестиваля «Открытый урок» 538039 (2008-2009)
Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).
Открытый урок по русской литературе на тему «Бедная Лиза» (8 класс)
Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть». (1792г)
1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» .
2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.
3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления
Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм
1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.
Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы будем сегодня говорить?
Какие выводы вы сделали для себя?
Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие . И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Как вы понимаете слова Е.Осетрова?
Какое литературное направление указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого литературного направления? ( сентиментализм )
Работа с иллюстрациями рисунков к повести.
4) Сообщение темы урока учащимися.(2мин) Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока сами.
5) (3 мин)Сообщение целей урока: Попытайтесь сформулировать цели урока.
6) (2мин)Работа над названием произведения.
Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? ( она главный герой, с ней связана основная мысль повести)
Почему произведение называется именно « Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная)
Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)
Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.
Слайд 6-17. Блиц-опрос:
1.В каком году написано произведение?(1792)
2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)
3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)
4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).
5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)
6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).
7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).
8.А почему Лизе пришлось работать?
9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)
10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)
11.Что случилось с главной героиней?
12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..
7) (12 мин) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи .
(3 мин) — Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.
— Сделайте презентацию: возможно, это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы. Время работы 10 минут.
Л атинское название «ландыш» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.
3.А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости.
Слезы тоже являются лейтмотивом повести.
8) Защита презентаций учащимися. (7 мин)
После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.
Работа с текстом. Найдите ключевые слова, которые помогут вам раскрыть образ лизы. Зачитайте.
8) (1 мин) Обобщение : На примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии чувства и разума.
9) «Синквейн» (3 мин) Групповая работа.
3 группа-Повесть «Бедная Лиза»
Учит, увлекает, наставляет
В жизни правит любовь
Притча:Никто не достоин слёз
Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел!
Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась.
Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, «что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать». После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который «не заставит её плакать».
«Соловьи монастырского ада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…»
(5 мин) Организация рефлексивного пространства.
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?
2. Какие чувства переполняют ее душу?
3. Помогают ли ей доводы рассудка?
6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?
8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста ?
Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? .
2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
3. Что привлекло Эраста в Лизе?
4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?
8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?
Рассказать о губительной силе денег.
Инструкция-схема для группы№3. (слезы)
1.Почему Лиза добровольно ушла из жизни?
2.Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд?
3.А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно ли прощать обиду, измену?
4.Какую развязку повести могли бы вы предложить?
5. Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда?
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На уроке мне было сложно.
Урок помог задуматься:
Самоанализ урока литературы в 8 «Б» классе.
Школа ____СОШ 31______ класс ___8 «Б»______ предмет ___Русская литература___________ Ф.И.О.учителя ________Баймагамбетова А.А.__________
Тема урока: «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть.
Вопросы для самоанализа
Примерный план самоанализа
Место данного урока в системе уроков. Тип урока.
3) обобщение и систематизация ЗУНов;
Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.
Образовательные задачи: формирование специальных умений и навыков.
Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, нравственного воспитания.
Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание.
Задачи развития когнитивных способностей: (познавательных интересов и способностей).
Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.
Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.
Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.
2) проверка ЗУНов, дом. задания;
3) изучение нового материала;
4) обобщение и систематизация знаний; закрепление;
5) проверка усвоения материала;
7) домашнее задание.
Оценка содержания каждого этапа урока.
Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.
Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:
1) словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;
2) наглядные – иллюстрация, демонстрация;
3) практические – опыты, упражнения, трудовые задания;
4) индуктивные и дедуктивные;
5) репродуктивные или поисковые;
6) методы самостоятельной работы;
7) методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;
8) методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.
Выступление ученика 10 «А» класса Опрышко Михаила на Районной научно-практической конференции с научным проектом на тему: «Национальные особенности речевого этикета».
Место проведения: Качирская СОШ №3 им.К.Оспановой.
Научный руководитель: Баймагамбетова А.А.
Одержал победу,занял 2 место. Молодец!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта «Инфоурок», но в дипломе форма обучения не указывается.
Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас:
Краткое описание документа:
Разработка открытого урока литературы в 8 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза »
Составила: учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Асадуллина Алсу Нургалиевна
Тема «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Цели: обучающая : совершенствовать
Знания теоретических понятий,
Умение применять их в речи, строить анализ на основе этих понятий;
Умение рассуждать, размышлять, доказывать, оспаривать, видеть, слушать и слышать, сотрудничать;
Умение сравнивать, находить общее;
Чувство милосердия к другим,
Окочина – оконное стекло
Геба – богиня вечной юности
Эраст – любовь «любящий»
Зефир (греч.) – ветерок
Цинтия – луна (имя богини Луны)
Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 рублей
Идиллия – чувствительное стихотворение о жизни простых людей.
Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги и девочки. Поприветствуйте, девчата, гостей и настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.
Мы продолжаем с вами говорить о нравственности на уроках литературы. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Осетрова
Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).
Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?
Во-первых, вспомнить определение «сентиментализм», назвать его черты, выявить различия западно-европейского и русского сентиментализма.
Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.
Так как лекцию по данной теме вы уже прослушали, то вам не составит труда вспомнить определение сентиментализма.
Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие»,«ТристрамШенди» Ричардсон «Кларисса Гарлоу»
Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или новая Элоиза»
Г) Основная тематика – любовная
Основные жанры : сентиментальная повесть, путешествие;
в лирике – идиллия или пастораль;
эпистолярный жанр – письма.
Идейная основа: протест против испорченности аристократического общества.
Основное свойство – представить героя в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики – «подражание природе, идеализация патриархального быта.
врожденной нравственной чистоты
общественная жизнь человека
Частная жизнь, эмоциональная сфера, богатый духовный мир людей низших сословий
Литературные нормы и правила
Нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи, персонажей. Роль пейзажа! Элементы психологизма
Е) Особенности русского сентиментализма:
Сильная дидактическая установка;
Выраженный просветительский характер;
Активное совершенствование литературного языка по средствам введения в него разговорных форм (просторечия).
Дидактический – наставительный, поучительный
Просветительский – передающий знания; распространяющий знания, культуру
Рационалистичный – рассудочный, опирающийся на требования рассудка
III. Лексическая работа
Струги – речные суда на веслах под парусами
Окочина – оконное стекло
Геба – богиня вечной юности
Эраст – любовь «любящий»
Зефир (греч.) – ветерок
Цинтия – луна (имя богини Луны)
Империал – дореволюционная русская золотая монета достоинством в 10 р.
Идиллия – чувствительное стих-ие о жизни простых людей.
А сейчас внимательно прочитайте эпиграф и скажите, о какой чувствительной душе идет речь?
Чтобы выяснить это, давайте начнем работу над повестью.
Не совсем, так как произведение необычное
Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.
От чьего лица ведется повествование?
От первого лица – повествователя.
V. Работа в группах (по карточкам)
Деятельность группы №1 (карточка №1)
Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?
Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».
«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».
Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?
В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».
Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма».
Дочь Настя 3 года не приезжала к матери и даже после прихода письма не поехала
Чем занималась Лиза целыми днями?
Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.
А почему Лизе пришлось работать?
Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.
Что можете сказать о матери Лизы?
Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».
Похожа ли она на современных матерей?
Не на всех, так как некоторые матери учат своих детей брать от жизни все, что можно; учат быть хитрыми, наглыми, говоря, что «наглость – второе счастье»
Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?
Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином.
Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.
При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.
Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.
Он – с розовыми губами.
Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.
Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.
Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.
Деятельность группы №3 (карточка №3)
Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».
Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?
Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.
Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».
«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»
Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»
«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»
Чем закончились отношения героев?
Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и про сит слугу вывести Лизу из кабинета.
Какова судьба героев?
Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове.
Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным. Многие же обвиняли автора в без нравственности.«Таким образом, скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»
А ваша позиция по поводу самоубийства Лизы?
Дети высказывают свое мнение
Как понимать финальную фразу повести?
«Теперь, может быть, они(Лиза и Эраст) уже примирились!»(в ином мире)
Какова главная мысль (идея) этого произведения? И какими словами из текста ее можно выразить?
1) «Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое… забыть меня.»
2) «Он любит другую? Я погибла! Мне нельзя жить…Горе мне!»
3) Скажи матушке, что «Лиза против нее винова та, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку, …он изменил мне, попроси, чтобы она простила»
4) «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом»
Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?
Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма : основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;
в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;
в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;
герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести;
Каков спектр эмоций, настроений, пропитывающих текст, и посредст вом чего, кроме пейзажа, они выражены автором? (Найдите образ-настроение, образ-переживание).
Почему так часто употребляется слово «слезы»?
VII. Выводы по повести
Был ли счастлив Эраст? Почему?
Нет, так как он, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове без любви и пренебрег бедной Лизой
Ваше отношение к Лизе? Почему все кончилось именно таким образом?
Обычно молодые люди бросают тех девушек, которые не берегут своей девичьей чести; ими только пользуются, а потом их бросают и заводят отношения с другими, покоряя новые рубиконы
Какой бы эпиграф вы хотели подобрать к концу урока?
«Береги платье снову, а честь смолоду»
VIII. Домашнее задание
2) Подобрать песни татарской и русской эстрады к классному часу по данной теме + похожие произведения для обсуждения.
1.Расскажите о Лизе.
2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?
3.Чему научили ее родители?
5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?
6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?
7.Сравните отношения Лизы к матери с отношениями героини из рассказа К.Паустовского «Телеграмма».
8.Чем занималась Лиза целыми днями?
9.Почему Лизе пришлось работать?
10.Что можете сказать о матери?
11.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?
12.Похожа ли она на современных матерей?
1.Расскажите об Эрасте.
Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?
2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?
4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?
5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.
1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?
2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?
3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
5Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба?
Степени сравнения прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых
Васильевой Ирины Олеговны учителя русского языка и литературы, по учебному курсу литература
Примерная Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (9-е издание, М. Просвещение 2007), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного
Рабочие программы по русскому языку и литературе для общеобразовательных учреждений 5-9 классы
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному у стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи и к положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного
«Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).
II. Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.
— Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.
Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.
Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.
Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.
После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.
Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).
Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.
Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.
Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.
Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его. »
Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»
*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.
Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.
IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).
Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:
Воспитание человека в духе верности государству, культ разума
- Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение
- Представьте что вам предстоит участвовать в научно практической конференции посвященной