Представьте что вам предложили создать телешоу задача которого популяризировать чтение
Проект «Планета книголюбов»
I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
I. Актуальность проекта
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.
К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.
1. Подготовительный этап.
1. Создание проекта “Планета книголюбов”.
Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.
2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.
Дата проведения
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой.
3. Встреча с писателем А. Л. Барто.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Навыки выбора книги.
3. Встреча с писателем К.И. Чуковским.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Как читать книгу.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Отзывы о книгах.
2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке”
3. Библиотечный час. Книжные выставки.
Вельц Н.В.
3. Встреча с писателем С.Я. Маршаком.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Рекомендательные списки. Использование в работе компьютера.
2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.
1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.
Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.
а) Ознакомление читателя с книгой.
В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.
б) Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.
в) Навыки выбора книги.
С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.
г) Как читать книгу.
Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.
е) Наглядные формы пропаганды книги.
В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.
Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.
ж) Книжные выставки.
Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.
з) Библиотечные плакаты.
Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.
и) Рекомендательные списки.
В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано
к) Использование в работе компьютера.
При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.
2) Массовые мероприятия.
Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.
1. Громкое чтение и художественное рассказывание.
Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.
Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.
В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.
2. Обзоры литературы.
Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).
Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
4. Литературные утренники и вечера.
Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.
5. Встречи с писателями.
Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.
6. Литературные игры.
Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.
Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.
8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.
Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.
3) Работа с родителями.
а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:
II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:
б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.
Памятка 1 для родителей
Памятка 2 для детей
Памятка 3 для детей
Памятка 4 для детей и родителей
Памятка 5 для родителей
в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).
Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2. Составление плана работы на 2010–2011 учебный год.
Новые технологии в популяризации литературы среди школьников: опыт и проблемы
Марина Семенютина
Новые технологии в популяризации литературы среди школьников: опыт и проблемы
Сегодня новые технологии формируют новое информационное пространство, которое, несомненно, влияет на все сферы жизни человека. В том числе на формы общения библиотеки и читателя, книги и читателя.
Школьнаябиблиотека решает с педагогических позиций специфичные именно для нее задачи: эффективно объединяет традиционные для школы формы работы (уроки внеклассного чтения, занятия по развитию навыков пользования книгой и другое) с большим арсеналом библиотечных форм и методов, дающих возможность ей эффективно реализовать свой педагогический потенциал.
Какие бы технологии ни появлялись, как бы политические системы ни менялись, а чтение на любых носителях – необходимый элемент развития мыслящего человека. Поэтому приоритетным направлением деятельности любой библиотеки, сегодня должно стать продвижение и популяризация чтения, а новые информационные технологии позволяют найти новые подходы к проблеме развития интереса и любви к чтению.
Тема обновления технологий популяризации литературы в работе школьной библиотеки на основе имеющегося опыта и вновь поставленных задач – одна из актуальных проблем современного школьного библиотекаря.
В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут, особенно, востребованы в развивающемся информационном обществе – «обществе знаний».
Инновационные процессы в работе школьных библиотек
Те перемены, которые происходят сегодня в общеобразовательной школе, возрождение национальной сознательности заставляют педагогов и учащихся все чаще обращаться к самостоятельной работе с книгой, периодическими изданиями, справочной литературой.
Школьные библиотеки учат детей систематично и осмысленно читать, учить пользоваться библиотекой, популяризует литературу книжную, периодическую печать, справочную.
В настоящее время происходит интенсивный процесс изменения традиционного образа библиотек, их модернизация, в ходе которой изменяются направления, методы работы с читателями. Особенно это заметно в сфере освоения библиотекарями новейших информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс сопровождается существенными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются новые содержание и подходы, новые отношения, новые инновационные технологии в работе школьных библиотек.
Сегодня печатная книга уже не в состоянии удовлетворить все коммуникационные и познавательные запросы наших пользователей; с появлением новых технологий само понятие чтения кардинально меняется и включает не только чтение книг, но и работу с широким кругом информационных источников, в том числе, электронных.
Современные информационные технологии позволяют расширить деятельность библиотеки и вывести их работу на качественно новый уровень. Таким новым уровнем стал Интернет.
Интернет предоставляет множество новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных.
В последнее время сложилось мнение, что молодежь перестает читать, потому что компьютер вытесняет книгу, и скоро вытеснит совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит, и влиять на него мы не можем.
Книги всегда будут востребованы, даже если в будущем электронные издания и заменят бумажные.Хочется вспомнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой».
Поскольку школьная библиотека является обязательной структурной единицей учебного заведения, то все стратегические образовательно-воспитательные задания, которые предстоит решить национальной школе, трансформируются в задачи и деятельность школьной библиотеки.
В современных условиях школьная библиотека решает проблемы:
— наиболее полное содействие реализации государственной политики в области образования:
— обучение школьников технологиям пользования библиотекой;
— воспитание информационной культуры, постоянного стремления к поиску информации;
— формирование авторских программ читательского развития учащихся, воспитание мыслящего, вдумчивого, грамотного читателя с высоким уровнем библиографической культуры.
Вот почему школьный библиотекарь большое внимание уделяет
поиску целенаправленных новейших технологий по популяризации художественной литературы, которые формируют у учащихся ежедневную необходимость в чтении книг, работе с ними.
Новые формы и методы популяризации литературы в работе библиотеки школы
В последние годы ощущается необходимость повышения роли школьной библиотеки в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания влияния чтения на процесс социализации личности в любом возрасте. Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной социальной группы и самой активной категории читателей, нуждающейся в знаниях. Отсюда возрастает роль современной библиотеки, которая всегда являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.
Для поддержки и развития чтения необходимо:
— стимулировать читательскую активность посредством проведения различных конкурсов и других мероприятий;
— рекламировать в библиотеке, в местных средствах массовой информации чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности;
— создать социальную рекламу, адресованную детям, подросткам, юношеству и формирующую в их среде моду на чтение;
— активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;
— внедрять в практику современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;
— активно информировать специалистов, работающих с детьми и юношеством, о новинках отечественной и зарубежной литературы;
— активно популяризировать традиции семейного чтения;
— повышать квалификацию, углублять собственные знания библиотекарей, занимающихся продвижением чтения, в том числе через проведение различных профессиональных конкурсов;
— уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;
— продвигать произведения местных авторов;
— формировать в местном сообществе позитивный образ библиотеки, используя в этих целях современные PR-технологии.
«Книга – главный способ обучения». Умению систематически и осмысленно читать детей обучает школьная библиотека. И многое в школьной читательской биографии ребенка зависит от того, насколько школьный библиотекарь вместе с учителями школы приобщает его к книге, учит овладевать искусством литературного чтения, активно популяризует родную литературу, закрепляет читательские умения и навыки, формирует национальное сознание. Вот почему школьные библиотекари большое внимание уделяют технологиям популяризации литературы, которые способствуют формированию у школьников читательской культуры.
Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Именно это в самом общем определении составляет целевое назначение рассматриваемой книги. Данная функция, наряду с просветительской и ознакомительно-образовательной, во все времена являлась ведущей. Пропагандируя научные знания, ученый передает массам последнее слово в науке и тем самым знакомит их с этим новым знанием, способствуя повышению их образовательного уровня и решая просветительскую задачу. Научные знания духовно обогащают читателя научно-популярной книги, пробуждая в нем дальнейший познавательный интерес, способствуют развитию его творческой инициативы, наконец, приобщают к знанию.
В практике школьных библиотек изучаются методы индивидуального и массового руководства чтением. В основе индивидуального руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития, его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарю применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение ребенка, формируя у него тем самым читательскую культуру.
Целесообразность использования группового и массового (фронтального) направлений библиотечно-библиографического обслуживания подтверждена отечественной и мировой библиотечной теорией и практикой. Но переход от индивидуального обслуживания к массовому требует разработки новых способов удовлетворения потребностей, здесь соединяются возможности слушателя и читателя, раскрывается потенциал устной речи как основы общения.
Условием популяризации являются:
1. доступность изложения (для каждой аудитории произведения
учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается 2-мя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а если абстрактные рассуждения –должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т. д.).
2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными читателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала.
3.Занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие автора, авторские отступления (о его позиции по данному вопросу).
4. Эффект непосредственного общения автора с читательской аудиторией.
Использование новых форм привлечения к чтению в соответствии с традиционными мероприятиями, интересными для школьников с помощью информационных технологий, которые идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы, в том числе и по привлечению ребёнка к чтению.
Одна из широко распространенных форм работы по воспитанию культуры чтения учащихся – библиографический обзор. Это живая, действенная технология популяризации литературы. Она помогает лучше раскрыть книжный фонд библиотеки, шире популяризовать художественную, научно-популярную, познавательно-справочную литературу. При выборе темы и книг школьный библиотекарь учитывает интересы и спросы читателей. Библиографический обзор – устный рассказ о книгах, стремление подсказать лучшее издания. Обзор проводят с целью показать разнообразие родной и зарубежной литературы в школьной библиотеке, расширить читательский спрос.
Формированию культуры чтения учащихся способствует проведение тематических библиотечных вечеров, которые являются одной из форм рекомендации книги, обладающей ярко выраженной позитивно- иллюстрированной направленностью, проявляющейся в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах, с жизнью и деятельностью их авторов. При этом произведения зачастую раскрываются перед читателями с новых, неожиданных для них сторон.
Для усиления привлекательности библиотечных мероприятий в глазах школьников, особенно учащихся начальных классов, библиотеки все чаще включают в мероприятия игровые моменты, элементы соревновательности и самодеятельного творчества детей. Наиболее распространенные формы пропаганды литературы в библиотеках – это викторины и конкурсы.
Комментированное чтение – форма устного знакомства с произведением литературы, предусматривающая чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного. Данная форма работы бытует в отечественных библиотеках с конца XIX века, но до настоящего времени не исчерпала всех своих возможностей, особенно в аудиториях младших и средних школьников, в семейном кругу.
Литературные чтения – предполагают художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера».
В школьных библиотеках могут проводиться циклы чтений – массовых мероприятий, посвященных событиям, жизни замечательных людей. Например, педагогические чтения, правовые чтения, лекции.
Модифицированной формой чтения является прослушивание аудиозаписей, в том числе театральных версий лучших образцов литературы, адресованной младшим школьникам.
Одной из эффективных и распространенных форм популяризации книги и чтения является выставочная работа. Книжная выставка – это широко распространенная форма популяризации литературы. Основной отличительной чертой книжной выставки является показ на ней самих произведений печати, что дает возможность читателю непосредственно ознакомиться с книгой и – при открытом доступе немедленно получить ее.
Тенденцией последних лет стало размещение виртуальных (электронных) выставок на библиотечных сайтах. Посещение таких выставок часто является первым шагом к знакомству пользователя с ресурсами библиотеки. Виртуальная выставка, имея в своем арсенале ссылки на сторонние ресурсы, библиографические списки, графические изображения, тексты, другие дополнительные материалы значительно расширяет возможности обычной книжной выставки. Важно и то, что существуют архивы виртуальных выставок.
Работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами, издательская и проектная деятельность, новейшие информационные технологии делают школьную библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения» и позволяет выполнять свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.
У детей школьного возраста современные требования к книгам и книжным героям, навеянные СМИ и Интернетом. Этих героев они желают видеть и на страницах библиотечных книг.
Поэтому условием успешной деятельности школьной библиотеки в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. При этом миссия библиотеки – привлечение к чтению – не меняется, а обретает новую форму и содержание, получает новый потенциал. Современные технологии могут стать инструментом, который способен развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему. С помощью интернет-пространства можно организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в наполняя его социально ценным содержанием, помогая учащимся школы ориентироваться в литературном потоке, налаживая с ними взаимодействие, которое имело бы продолжение в реальном библиотечном пространстве.
Возможности Интернета позволяют заниматься продвижением книги и чтения вне территориальных и временных рамок. Современным и удобным инструментом для этого может быть сайт школьной библиотеки.
Современным инструментом продвижения книги и чтения в веб-среде являются социальные медиа – вид массовой коммуникации, использующий набор онлайновых технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Среди социальных медиа: блоги и микроблоги, социальные сети, форумы, фото и видеохостинги.
Библиотечный блог – это своеобразный дневник, где записи, изображения или мультимедиа, открытые для чтения, просмотра и комментирования, расположены в обратном хронологическом порядке. Среди целей создания библиотечных блогов – обмен опытом по продвижению книги и чтения, информирование о предстоящих библиотечных мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, создание он-лайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.
Библиотечная блогосфера развивается очень активно. Об этом свидетельствуют всевозможные каталоги библиотечных блогов. На мой взгляд, наиболее полным является перечень в блоге «Миры библиотек». В нем уже зафиксированы более тысячи блогов российских библиотек и библиотек ближнего зарубежья.
В современных условиях задачи популяризации литературы расширились и усложнились, потому что «вырос» и сильно изменился читатель. Расширились и функции научно-популярной книги. В ней нуждаются не только широкие массы читателей, но и ученые, и специалисты самых разных направлений. Она нужна тем, кто учится, и тем, кто окончил учебное заведение. Нужна она и в послевузовском образовании. На этом этапе знания дает самостоятельная работа, и этому помогает научно-популярная книга. Проблемы современной науки и техники в широком плане интересуют и врача, и педагога, и юриста, и артиста, и художника.
Таким образом, получается, что ныне научно-популярная книга стала всеобщей потребностью. Вместе с тем, очевидно, что она не может быть единой для всех. Следовательно, необходимо отчетливо представлять уровень подготовки и потребности конкретных групп читателей. Только при этом условии можно обеспечить читателя нужной ему книгой.
Литература – это не только неиссякаемый источник знаний, но и огромный океан жизненного опыта. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувство красоты – литература дает понимание жизни, всех ее трудностей, делает читателя мудрее.
Задача школьного библиотекаря – содействовать обучению детей чтению не только для школьных нужд, но научить читать с интересом и не спеша для удовлетворения собственного ума и души.
Важно научить читать детей много и вдумчиво, но важнее научить их самим делать свой выбор, учитывая, какую роль сыграла книга, выбранная читателем, в истории человеческой культуры, чтобы стать классической.
Классическое произведение – то, которое выдержало проверку часом. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо развивать у читателя интерес к современной литературе, ведь существует много форм и методов воспитания культурного человека, привития любви к книге. И вся работа направлена на конкретного ребенка, способствуя гармоничному развитию личности, которая способна быть наследником и продолжателем прогрессивных национальных традиций.
Подводя итог можно уверенно сказать, что современные технологии, если правильно ими воспользоваться, не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь к чтению. Это инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению.
Опыт работы «Патриотическое воспитание младших школьников» «Воспитание чувства любви к Родине начинается с того времени, как ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. » В. Сухомлинский.
Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось.
Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения» В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое.
Презентация «Новые технологии оздоровления» Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья сформировать у него необходимые.
Правовые технологии воспитания младших школьников На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путемвоздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания.
Презентация «Новые технологии оздоровления» «Современные здоровьесберегающие технологии» «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.
Презентация «Здоровьесберегающие технологии при обучении младших школьников» в презентации представлены; информационно-диагностическая карта, анкета-микроисследование, группы здоровья и их характеристики, анкета «Моё.
Родительское собрание «Неуспеваемость младших школьников: причины и способы решения проблемы» Цели: 1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся; 2. Помочь родителям искоренить эти причины. Задачи: 1. Разработать совместно с родителями.
Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Новые логопедические технологии в коррекционном обучении Современные требования к дошкольному образованию ставят акцент на необходимости.
- Представьте что вам предложили создать законы
- Представьте что вам предстоит убедить эраста не покидать лизу