Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

Задания для ШЭ ВсОШ «Русский язык. 9 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 20 20 –202 1 уч. г.

Задание 1 (6 баллов)

Представьте, что в современном русском языке сочетания ОЙ и АЙ между согласными стали произноситься как [э]. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.

Чеки кричат на берегу, сэки щебечут в лесу.

Наш добрый бэкер починил сломанный бэлер.

Где твоя бэковая мэка? – Это тэна!

снэпера вэлочный чехол и лэковые перчатки. Когда подскажет тэмер, я отправлюсь на лэнер.

Какая часть речи слово «мэна»?

Задание 2 (7 баллов)

Представьте, что формы кляча, чешуя это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.

«Деепричастие» 1-е л. ед. ч. 3-е л. ед. ч. 3-е л. мн. ч. Инфинитив

Задание 3 (12 баллов)

Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии).

Старый, предусмотрительный, общий, актуальный, близорукий, специальный, молодой, дальнозоркий, частный.

Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.

Задание 4 (6 баллов)

Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание.

За доверчивость ей в жизни (НЕ)РАЗ пришлось поплатиться значи-

тельной суммой денег и потерянным (В)ПУСТУЮ временем.

Маша училась (В)ДАЛЕКЕ от родного города, (ПО)ЭТОМУ виделись они с сестрой редко.

Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал

(НА)ХОДУ, даже не задумываясь.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ,

а потом снова полез (В)ВЕРХ.

Левин ни о чём не думал, ничего не желал, кроме одного: ЧТО(БЫ) не отстать от мужиков и работать ТАК(ЖЕ) хорошо, как они.

Эксперт написал, что один выделенный крупным шрифтом фрагмент неудачен.

Этот фрагмент делает всё задание некорректным. Поясните мнение эксперта.

Измените задание так, чтобы оно стало корректным.

Задание 5 (11 баллов)

(А) субтитр, (Б) субтропики, (В) субординация, (Г) субмарина, (Д) суббота.

Задание 6 (7 баллов)

Ниже даны сложные предложения, в которых выделенное слово является средством связи частей и в то же время членом предложения во второй (придаточной) части. Как называются такие средства связи? Перечислите номера примеров, в которых выделенные средства связи являются изменяемыми. Укажите номер примера, в котором к придаточной части можно поставить два вопроса, запишите эти вопросы.

Я очень хорошо помню тот день, когда я впервые попал в цирк.

Номер, что открывал представление, меня просто поразил.

Трюки, что выполняли акробаты, были очень сложными.

Во втором отделении были дрессированные тигры, которые прыгали через горящий обруч.

Дикие звери подчинялись требованиям дрессировщика, чьё самообладание восхищало публику.

С того места, где мы сидели, всё было отлично видно.

Внимание зрителей было приковано к шляпе, из которой фокусник доставал всё новые предметы.

Задание 7 (10 баллов)

Ниже даны по-белорусски названия некоторых частей речи. Попробуйте догадаться, каким названиям они соответствуют в русском языке. Почему вы так решили? Заполните ответ в виде таблицы.

название части речи

Пояснение к решению

Прочитайте отрывки из разных произведений. Сформулируйте значение выде-ленного слова; укажите современное значение этого слова и его стилистическую характеристику, приведите пример современного употребления.

А. Одним французам честь сия предоставлена была; а вы осмеливаетесь поносить сих людей, которые достойны всего нашего почтения, всея доверенности, всякия благодарности и всякого возмездия (Н.И. Новиков. «Кошёлек. Еженедельное сочинение»).

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного видаПредставьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

Б. Словом, невозможно мне собою пожертвовать без хотя несколько соразмерного возмездия (А.С. Грибоедов, Письмо С.Н. Бегичеву).

. Основываясь на этом, мы просим позволения, в виде возмездия за потерю мсье Жозефа, представить Осипа Евсеича (А.И. Герцен., «Кто виноват?»).

Г. Вы хотите, чтобы государь наш без всякого возмездия отдал вам богатую землю и лишился всех морских пристаней, необходимых для свободного сообщения России с иными державами (Н.М. Карамзин. «История государства Российского». Том 9). Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

Задание 9 (5 баллов)

Задание 10 (10 баллов)

В церковнославянском языке использовался особый знак. Как называется знак, используемый для подобной записи слов? Запишите указанные ниже слова полностью.

Бг҃ъ, Гс҃дь, оц҃ъ, дх҃ъ, тр҃ца, сн҃ъ, вл҃дка, кр҃стъ, прп҃ный.

Максимальный балл за все выполненные задания – 84.

Источник

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

ТЕМА. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

ЦЕЛЬ УРОКА.
Формирование умения образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Да-нет», карточки для исследовательской работы)

— Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы готовы получать новые знания. Значит, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

«Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

— Назови, что ты выбираешь из них.

— Произнеси это 5 раз.

Протянуть руку и взять ложку.

— Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Ну что, вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи.

— Для начала проверим домашнее задание. Начнем проверку с опроса теоретического материала. В этом нам поможет черный ящик. В нем вопросы, которые вы достаете и отвечаете только «да» или «нет».

1. Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да)

2. Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет)

3. Деепричастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени, по его действию (нет)

4.Деепричастие обозначает добавочное действие к основному глаголу (да)

5. Деепричастие в предложении выполняет роль определения (нет)

6. Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства (да)

7. Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет)

8.Деепричастие и деепричастные обороты выделяются запятыми (да)

9. Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да).

— Молодцы! Запомнили, что такое деепричастие.

(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,

— Как распределили? Почему?

— Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?

— Какое слово не выписали? Почему? Что необходимо помнить?

Нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»

Да, ребята, верно. Нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида) от некоторых глаголов:

-с основой на г, к (бегут, текут);

-с основой на шипящий (мажут, чешут);

-с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

-от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

-В черном ящике у нас остался вопрос. Давайте достанем его.

-Почему у вас возникло затруднение?

Пока не знаем правила, по которому можно определить вид деепричастия.

— Значит, какова цель вашей деятельности? (Узнать правило определения видов деепричастий.)

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида.)

Запись темы в рабочую тетрадь.

-Ребята, на доске слова. Выделим суффикс, определим вид деепричастия.

— Какие действия называют глаголы несовершенного вида и на какой вопрос отвечают?

Незаконченные действия на момент речи, что делать?

— Какие действия называют глаголы совершенного вида и на какой вопрос отвечают?

Законченные действия, что сделать?

— Как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?

что сделать? поиграть

что сделав? поиграв

-Вы знаете, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии. Добавочные действия могут совершаться одновременно с основным или предшествовать ему.

Как вы думаете, деепричастия несовершенного вида какие обозначают действия?

Одновременные с основными действиями

Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.

— Какие действия обозначают деепричастия совершенного вида?

Предшествующие основному действию

Подпрыгнув, он смог достать до перекладины.

— Не что? Понятно? Тогда выполним следующее задание: образуйте от глаголов деепричастия. У каждого глагола выделите основу, укажите его форму (вид, время). У деепричастия укажите основу и суффикс.

Не забудьте, деепричастие – неизменяемая часть речи, а это значит, что у деепричастия нет окончания

Несов. вид (наст. вр.) сов. вид (неопр. ф.)

Услышат – услыша, услышав

Простое будущее время

-Кто сможет сделать вывод?

— Теперь откроем учебники на стр.83 и 85 и сравним: правильный ли вывод мы сделали, и закрепим полученные знания.

Вас ждет задание по группам.

Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься.

Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.

зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид 4 группа. Образуйте деепричастия от глаголов. Обозначьте суффикс, укажите вид.

Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.

Черпать, баловаться, держать, ликовать, заметить

чЕрпая, балУясь, держа, ликуя – несов. Вид; заметя – сов.в

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте отдохнем.

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ.

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: «Поработать нужно!»

-Сейчас вас ждет исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)

Как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи?

Мерцаньем ярким ослепляя Снежинки в воздухе летая Ложась на коврик серебристый Свежат нам воздух зимний, чистый.

Локоны седые облаков

Заструились по вершинам гор.

Звёзды, словно искры от костров,

Прожигают вновь небес шатёр…

И спустившись к нам на облаках

Сказка ночью по земле идёт.

Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.

Назовите деепричастия, определите их вид. Не зная броду, Не замочив руки, Говорить не думая –Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, А) не умоешься.

Б) не узнаешь, что в нем.

В) тот вечно вздор твердит.

До сих пор мы работали в группах, пришло время для самостоятельной работы.

1. Деепричастие – это ….

А) самостоятельная часть речи

В) особая неизменяемая форма глагола

С) неизменяемая часть слова

А) добавочное действие при основном действии

В) признак предмета по действию

С) признак другого признака

3. Деепричастие совершенного вида:

4.Деепричастие несовершенного вида:

5. Каким членом предложения является деепричастие:

Не любя, невозможно понять жизни.

Ключ : 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-А.

Подведение итогов по листу контроля. Самооценка. Оценка учителя.

— Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

6. у меня получилось…

Домашнее задание : п. 31,32 теория упр.197/202 (на выбор)

Источник

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как бы в таком случае выглядели другие формы глаголы в которых эти деепричастия.

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

Ответы

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

олег, как вы себя развлекали в космосе? пробовали, как волк в мультфильме «ну погоди», ловить жидкости ртом?

– да, пару раз пробовал пить воду из шарика в невесомости. чем крупнее шар, тем меньше шансов его нормально выпить: если он большой, то когда касаешься его губами, он обволакивает тебе все лицо – дышать становится невозможно.

основное развлечение в космосе – это работа. у нас есть таск-лист, в нем перечень работ, которые ты при желании можешь выполнить в свободное время. часто мы выполняли их.

фотографировали много, смотрели фильмы. с земли нам постоянно сбрасывали новости – читали их. раньше было много книг, но сейчас от них практически отказались – они громоздкие, каждый грамм доставки на международную космическую станцию обходится дорого.

– какие фильмы смотрели в космосе?

– в основном советские, наши комедии – те же «джентльмены удачи», «в бой идут одни старики», фильмы гайдая.

– вы посмотрели фильм «гравитация»?

– меня заставили. все меня о нем спрашивают! посмотрел дома через интернет. времени на фильм мне жалко, тем более, на такой.

– наверное, смотрели его, прикрывая лицо рукой, верно?

– примерно так и было (улыбается). да, там красивые эффектные съемки, пусть и не особо правдивые. это же не документальный фильм, там все показано так, чтоб зритель не отрывался от экрана. в действительности в космосе идет постоянная работа, и эти пустые разговоры актеров ни о чем, какие-то их движения во время работы – это все нереально.

– можно включать музыку во время работы?

– на мкс шумно. если включим музыку так, чтоб мы ее слышали, то не услышим сообщения с земли.

– откуда на мкс взялась гитара? и зачем, если музыки не слышно?

– во время работы космонавт перемещается по всей станции. чтобы везде слышать музыку, ты должен сделать ее погромче. поэтому можно пропустить вызов по каналу радиосвязи с земли. а когда мы слушали игру нашего коллеги криса хадфилда, то находились рядом с ним. обычно он играл перед сном. гитару на мкс давно.

– не надоела ли вам космическая пища за время полета?

– еда на мкс вкусная. особенно мне понравились тигровые креветки. была черная икра, мы ее специально оставили на новый год. открыли в праздник – и разочаровались: она показалась резиновой. новый год, кстати, отмечали по москве, хотя все работы на станции выполняются по гринвичу.

еды в тюбиках уже довольно давно нет. в тубах остался только мед и приправы. все остальное находится в пакетах – там обезвоженная пища, фактически порошок. то есть все приготовлено, нам надо только воду добавить. еда не улетает – мы ее крепим в специально подготовленных местах на двухсторонний скотч или просто на скотч.

– правда, что космонавтам нельзя алкоголь даже на земле?

– у нас четыре медкомиссии в год – конечно, нельзя. бокал шампанского на новый год – вот и все.

– как себя поддерживали в форме в условиях невесомости?

– на спорт уделяется до четырех часов в день. на мкс есть велоэргометр, эдакий велосипед для космоса. он своеобразный: пристегиваешь ноги, туловище и вращаешь педали. перед выходом в открытый космос эту процедуру выполняют руками, чтобы они были сильнее. есть две беговые дорожки, одна из них установлена на стене, если смотреть относительно строительных плоскостей мкс. получается в горизонтальном положении бежишь по стене, глядя вниз. на американском сегменте есть хороший силовой тренажер ared, на нем за счет вакуума нагрузки, как будто ты жмешь штангу, пусть находишься в невесомости. можно делать приседания со штангой, жимы различного вида.

Источник

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совер­шен­но­го вида — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое пред­ше­ству­ет основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ю­щие на вопрос что сде­лав? что сделавши?

Выясним, что такое дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида, как обра­зу­ют­ся, но преж­де вспом­ним, какие сло­ва отно­сят к дее­при­ча­сти­ям в рус­ском языке.

Как осо­бая гла­голь­ная фор­ма, дее­при­ча­стие име­ет посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак — совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный вид.

Несовершенного вида

Совершенного вида

Рассмотрим более деталь­но, что обо­зна­ча­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида и как обра­зу­ют­ся от глаголов.

Что такое деепричастия совершенного вида?

Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ши­лось преж­де по отно­ше­нию к дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым.

Раскрыв зонт, Вера пошла по ули­це, зали­той дождём.

Сначала про­изо­шло дей­ствие, обо­зна­чен­ное сло­вом «рас­крыв». Вера сна­ча­ла рас­кры­ла зонт, а затем пошла по улице.

Слово «рас­крыв» не изме­ня­ет­ся, оно обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лав?

Это сло­во явля­ет­ся дее­при­ча­сти­ем. Оно сохра­ня­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию совер­шен­но­го вида гла­го­ла, от кото­ро­го образовано:

(что сде­лать?) рас­крыть — (что сде­лав?) рас­крыв

Точно так же обо­зна­ча­ют пред­ше­ству­ю­щее дей­ствие дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида в сле­ду­ю­щих предложениях.

Примеры

Смущенно улыб­нув­шись, девоч­ка побла­го­да­ри­ла за помощь.

Услышав при­ят­ную музы­ку, юно­ша сде­лал звук при­ём­ни­ка погромче.

Отправив сооб­ще­ние, она поло­жи­ла теле­фон в сумочку.

Приоткрыв дверь, ста­руш­ка посмот­ре­ла на звонивших.

Промокши до нит­ки под про­лив­ным дождём, он быст­ро пере­одел­ся в сухую одежду.

Как образуются деепричастия совершенного вида?

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида

В обра­зо­ва­нии дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида от воз­врат­ных гла­го­лов участ­ву­ет суф­фикс -вши-:

2. От основ гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на соглас­ный, обра­зу­ют­ся дее­при­ча­стия с помо­щью суф­фик­са -ши-:

3. Некоторые гла­го­лы обра­зу­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­са -а/-я от осно­вы буду­ще­го времени:

Ряд гла­го­лов могут обра­зо­вать парал­лель­ные фор­мы дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида как от осно­вы инфи­ни­ти­ва, так и от осно­вы про­шед­ше­го времени:

Речевые ошибки при использовании деепричастий

Используя дее­при­ча­стия в уст­ной и пись­мен­ной речи, сле­ду­ем опре­де­лён­ным правилам.

1. В пред­ло­же­нии необ­хо­ди­мо упо­треб­лять дее­при­ча­стие и гла­гол одно­го и того же вида:

(Что сде­лав?) Расправив пле­чи, спортс­мен (что сде­лал?) под­тя­нул­ся несколь­ко раз на турнике.

(Что делая?) Напевая песен­ку, девуш­ка (что дела­ла?) выши­ва­ла шёл­ком картину.

При несо­блю­де­нии одно­го и того же вида дее­при­ча­стия и гла­го­ла появ­ля­ет­ся рече­вая ошибка:

Найдя клю­чи в кар­мане, она откры­ла замок.

2. Деепричастие долж­но обо­зна­чать доба­воч­ное дей­ствие того субъ­ек­та, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное гла­го­лом, то есть дее­при­ча­стие, как и глагол-сказуемое, пояс­ня­ет подлежащее.

Если игно­ри­ро­вать это тре­бо­ва­ние, воз­ни­ка­ет так назы­ва­е­мое сво­бод­ное дее­при­ча­стие или обо­рот, кото­рый не отно­сит­ся к подлежащему:

Потеряв управ­ле­ние, авто­мо­биль съе­хал в кювет.

Кто поте­рял управ­ле­ние? Водитель или автомобиль?

Когда води­тель поте­рял управ­ле­ние, авто­мо­биль съе­хал в кювет.

Узнаем, в каких пред­ло­же­ни­ях не упо­треб­ля­ет­ся дее­при­част­ный оборот.

3. Не упо­треб­ля­ет­ся дее­при­ча­стие в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых нет и не может быть под­ле­жа­ще­го, обо­зна­ча­ю­ще­го про­из­во­ди­те­ля как основ­но­го, так и доба­воч­но­го действия.

Задавая вопрос, сле­ду­ет его фор­му­ли­ро­вать ясно и чётко.

Видеоурок «Деепричастия совершенного и несовершенного вида (7 класс)»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *