Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как

Задания для ШЭ ВсОШ «Русский язык. 9 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 20 20 –202 1 уч. г.

Задание 1 (6 баллов)

Представьте, что в современном русском языке сочетания ОЙ и АЙ между согласными стали произноситься как [э]. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.

Чеки кричат на берегу, сэки щебечут в лесу.

Наш добрый бэкер починил сломанный бэлер.

Где твоя бэковая мэка? – Это тэна!

снэпера вэлочный чехол и лэковые перчатки. Когда подскажет тэмер, я отправлюсь на лэнер.

Какая часть речи слово «мэна»?

Задание 2 (7 баллов)

Представьте, что формы кляча, чешуя это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.

«Деепричастие» 1-е л. ед. ч. 3-е л. ед. ч. 3-е л. мн. ч. Инфинитив

Задание 3 (12 баллов)

Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии).

Старый, предусмотрительный, общий, актуальный, близорукий, специальный, молодой, дальнозоркий, частный.

Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.

Задание 4 (6 баллов)

Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание.

За доверчивость ей в жизни (НЕ)РАЗ пришлось поплатиться значи-

тельной суммой денег и потерянным (В)ПУСТУЮ временем.

Маша училась (В)ДАЛЕКЕ от родного города, (ПО)ЭТОМУ виделись они с сестрой редко.

Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал

(НА)ХОДУ, даже не задумываясь.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ,

а потом снова полез (В)ВЕРХ.

Левин ни о чём не думал, ничего не желал, кроме одного: ЧТО(БЫ) не отстать от мужиков и работать ТАК(ЖЕ) хорошо, как они.

Эксперт написал, что один выделенный крупным шрифтом фрагмент неудачен.

Этот фрагмент делает всё задание некорректным. Поясните мнение эксперта.

Измените задание так, чтобы оно стало корректным.

Задание 5 (11 баллов)

(А) субтитр, (Б) субтропики, (В) субординация, (Г) субмарина, (Д) суббота.

Задание 6 (7 баллов)

Ниже даны сложные предложения, в которых выделенное слово является средством связи частей и в то же время членом предложения во второй (придаточной) части. Как называются такие средства связи? Перечислите номера примеров, в которых выделенные средства связи являются изменяемыми. Укажите номер примера, в котором к придаточной части можно поставить два вопроса, запишите эти вопросы.

Я очень хорошо помню тот день, когда я впервые попал в цирк.

Номер, что открывал представление, меня просто поразил.

Трюки, что выполняли акробаты, были очень сложными.

Во втором отделении были дрессированные тигры, которые прыгали через горящий обруч.

Дикие звери подчинялись требованиям дрессировщика, чьё самообладание восхищало публику.

С того места, где мы сидели, всё было отлично видно.

Внимание зрителей было приковано к шляпе, из которой фокусник доставал всё новые предметы.

Задание 7 (10 баллов)

Ниже даны по-белорусски названия некоторых частей речи. Попробуйте догадаться, каким названиям они соответствуют в русском языке. Почему вы так решили? Заполните ответ в виде таблицы.

название части речи

Пояснение к решению

Прочитайте отрывки из разных произведений. Сформулируйте значение выде-ленного слова; укажите современное значение этого слова и его стилистическую характеристику, приведите пример современного употребления.

А. Одним французам честь сия предоставлена была; а вы осмеливаетесь поносить сих людей, которые достойны всего нашего почтения, всея доверенности, всякия благодарности и всякого возмездия (Н.И. Новиков. «Кошёлек. Еженедельное сочинение»).

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида какПредставьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как

Б. Словом, невозможно мне собою пожертвовать без хотя несколько соразмерного возмездия (А.С. Грибоедов, Письмо С.Н. Бегичеву).

. Основываясь на этом, мы просим позволения, в виде возмездия за потерю мсье Жозефа, представить Осипа Евсеича (А.И. Герцен., «Кто виноват?»).

Г. Вы хотите, чтобы государь наш без всякого возмездия отдал вам богатую землю и лишился всех морских пристаней, необходимых для свободного сообщения России с иными державами (Н.М. Карамзин. «История государства Российского». Том 9). Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как

Задание 9 (5 баллов)

Задание 10 (10 баллов)

В церковнославянском языке использовался особый знак. Как называется знак, используемый для подобной записи слов? Запишите указанные ниже слова полностью.

Бг҃ъ, Гс҃дь, оц҃ъ, дх҃ъ, тр҃ца, сн҃ъ, вл҃дка, кр҃стъ, прп҃ный.

Максимальный балл за все выполненные задания – 84.

Источник

Деепричастие — признаки и примеры

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Источник

Школьный этап 2019-2020 по русскому языку ответы и задания всероссийская олимпиада школьников

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку школьный этап 2019-2020 учебный год, официальная дата проведения в Москве 23-29 сентября 2019 год.

Ссылка для скачивания заданий русский язык 4 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 5 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 6 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 7 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 8 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 9 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 10 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Ссылка для скачивания заданий русский язык 11 класс школьный этап 2019-2020: скачать

Русский язык 4 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 5 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 6 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 7 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 8 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 9 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 10 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Русский язык 11 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:

Получить все ответы на задания русский язык школьный этап 2019-2020

Некоторые задания с олимпиады:

1)Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар: ясный, полный, злой, пасмурный, худой, добрый, пустой, невнятный, частичный, маленький, спорный.

2)Как по-древнерусски будет «быть достаточным»? Используя текст словарной статьи, напишите слово

3)Можно ли считать, что слово воля является историческим родственником слова довольный? Докажите (выпишите из текста корневое гнездо, данное автором статьи для этого слова).

4)Бывает так, что сочетания согласных в некоторых языках подвергаются упрощению: какой-то из согласных перестаёт произноситься. Например, в древнерусском языке сочетания согласных *ТМ, *ДМ стали произноситься как М: время из *вертмен, корень тот же, что в глаголе вертеть; семь из *седмь. Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания ТМ (ТМ’), ДМ (ДМ’). Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.

5)Представьте, что кенгуру – это не известное вам несклоняемое существительное, а какое-то другое слово, с другим лексическим значением, причём это слово является склоняемым существительным. Формой каких падежей и каких чисел могло бы быть в этом случае слово кенгуру? Какой бы была в каждом случае его начальная форма? Учтите все возможные варианты.

7)Известно, что иногда в просторечии слова пальто, метро склоняются, как обычные существительные среднего рода. А почему слова вроде реле и желе не склоняются даже в просторечии?

8)Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы). И посла сн҃а своего кн҃зѩ ѳедора юрьевича резаньскаго к безбожьномоу цр҃ю батъiю съ дары и моленiи великими чтобы не воевалъ резанскыѧ земли.

9)Почему слово прах нельзя, если не знать его значение, принять за существительное в форме предложного падежа множественного числа?

10)Бывает так, что гласные в языках изменяют своё качество под воздействием предыдущих согласных. Например, в старочешском языке гласный а между мягкими согласными изменился в е (kričati – křičeti) (кричать).

11)Иностранец, изучающий русский язык, подумал, что слово ешь – это форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения от глагола ехать. Почему он так подумал? Как бы этот глагол спрягался в настоящем времени, если бы у него действительно была такая форма повелительного наклонения?

12)В некоторых языках бывает так, что дифтонги (сочетания двух гласных в пределах одного слога) преобразуются в монофтонги (чистые гласные). Например, в общеславянском языке дифтонги *oi и *ai перед согласным иногда переходили в чистый гласный ē (ѣ, давший в русском е): *поити – петь, *дваи – две.

13)Представьте, что формы кляча, чешуя – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.

14)Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания: ОР и АР → ОРО; ОЛ и АЛ → ОЛО; ЕР → ЕРЕ; ЕЛ (ЁЛ) → ЕЛО между согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Жолоко голоку пугать полокой. Короманы у пиджака просто шикороные, шелоковые! У него весь коротуз в перехоти. Сыграю-ка я поротию в короты в пороке! Болода, ты не знаешь толок в моде: зачем тебе голостук с форотуком? За веребами показалась морода волока. Сперева белока сгрызла семечко, а затем кусок торота. В пороту стоит мой борокас.

15)Представьте, что формы леща, шея – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.

16)Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): скупой, неумелый, слабый, щедрый, грубый, подробный, искусный, сильный, крепкий.

17)Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись сочетания ОЙ и АЙ между согласными, первый из которых – К, Г или Х. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Спрашиваю о цене – он отвечает на странном цене.

18)По форме слова выем, если не знать его значения и не видеть в нём одной из форм глагола особого спряжения выесть, можно было бы подумать, что это глагол первого лица множественного числа первого спряжения, но такому толкованию препятствуют закономерности формообразования, обусловленные морфемным составом слова. Какие это закономерности? Опишите их.

Смотрите также задания и ответы для других предметов школьного этапа ВСОШ 2019-2020:

Источник

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как

Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного вида как

ТЕМА. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

ЦЕЛЬ УРОКА.
Формирование умения образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Да-нет», карточки для исследовательской работы)

— Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы готовы получать новые знания. Значит, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем.

«Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

— Назови, что ты выбираешь из них.

— Произнеси это 5 раз.

Протянуть руку и взять ложку.

— Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Ну что, вы готовы? Тогда в путь. Желаю удачи.

— Для начала проверим домашнее задание. Начнем проверку с опроса теоретического материала. В этом нам поможет черный ящик. В нем вопросы, которые вы достаете и отвечаете только «да» или «нет».

1. Деепричастие – это самостоятельная часть речи (да)

2. Деепричастие изменяется по падежам и лицам (нет)

3. Деепричастие обозначает признак предмета, проявляющийся во времени, по его действию (нет)

4.Деепричастие обозначает добавочное действие к основному глаголу (да)

5. Деепричастие в предложении выполняет роль определения (нет)

6. Деепричастие в предложении выполняет роль обстоятельства (да)

7. Деепричастие может быть настоящего, будущего и прошедшего времени (нет)

8.Деепричастие и деепричастные обороты выделяются запятыми (да)

9. Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида (да).

— Молодцы! Запомнили, что такое деепричастие.

(Не) задумываясь, (не) замолчав, (не) навидя, (не) давая, (не) годуя,

— Как распределили? Почему?

— Когда «не» с деепричастием пишется слитно, раздельно?

— Какое слово не выписали? Почему? Что необходимо помнить?

Нет слова не могя; не от всех глаголов можно образовать деепричастия, нельзя образовать деепричастия от глаголов ждать и лить. Устаревшую форму лия можно встретить в поэтической речи: «И слёзы горькие лия..»

Да, ребята, верно. Нельзя образовать деепричастия (несовершенного вида) от некоторых глаголов:

-с основой на г, к (бегут, текут);

-с основой на шипящий (мажут, чешут);

-с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);

-от глаголов с чередованием с — ш (пишут — писать)

-В черном ящике у нас остался вопрос. Давайте достанем его.

-Почему у вас возникло затруднение?

Пока не знаем правила, по которому можно определить вид деепричастия.

— Значит, какова цель вашей деятельности? (Узнать правило определения видов деепричастий.)

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Деепричастия совершенного и несовершенного вида.)

Запись темы в рабочую тетрадь.

-Ребята, на доске слова. Выделим суффикс, определим вид деепричастия.

— Какие действия называют глаголы несовершенного вида и на какой вопрос отвечают?

Незаконченные действия на момент речи, что делать?

— Какие действия называют глаголы совершенного вида и на какой вопрос отвечают?

Законченные действия, что сделать?

— Как вы думаете, на какие вопросы будут отвечать деепричастия несовершенного вида и совершенного вида?

что сделать? поиграть

что сделав? поиграв

-Вы знаете, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии. Добавочные действия могут совершаться одновременно с основным или предшествовать ему.

Как вы думаете, деепричастия несовершенного вида какие обозначают действия?

Одновременные с основными действиями

Мы идём разговаривая. Мы шли разговаривая.

— Какие действия обозначают деепричастия совершенного вида?

Предшествующие основному действию

Подпрыгнув, он смог достать до перекладины.

— Не что? Понятно? Тогда выполним следующее задание: образуйте от глаголов деепричастия. У каждого глагола выделите основу, укажите его форму (вид, время). У деепричастия укажите основу и суффикс.

Не забудьте, деепричастие – неизменяемая часть речи, а это значит, что у деепричастия нет окончания

Несов. вид (наст. вр.) сов. вид (неопр. ф.)

Услышат – услыша, услышав

Простое будущее время

-Кто сможет сделать вывод?

— Теперь откроем учебники на стр.83 и 85 и сравним: правильный ли вывод мы сделали, и закрепим полученные знания.

Вас ждет задание по группам.

Закончить, почистить, порезаться, растаять, броситься.

Зависеть, развить, запереть, сбежать, запыхаться.

зависев, развив, заперев, сбежав, запыхавшись – сов. вид 4 группа. Образуйте деепричастия от глаголов. Обозначьте суффикс, укажите вид.

Жевать, брезговать, воевать, принести, наклеить.

Черпать, баловаться, держать, ликовать, заметить

чЕрпая, балУясь, держа, ликуя – несов. Вид; заметя – сов.в

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте отдохнем.

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ.

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: «Поработать нужно!»

-Сейчас вас ждет исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)

Как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи?

Мерцаньем ярким ослепляя Снежинки в воздухе летая Ложась на коврик серебристый Свежат нам воздух зимний, чистый.

Локоны седые облаков

Заструились по вершинам гор.

Звёзды, словно искры от костров,

Прожигают вновь небес шатёр…

И спустившись к нам на облаках

Сказка ночью по земле идёт.

Задание: установите соответствие, прочитайте полученные пословицы.

Назовите деепричастия, определите их вид. Не зная броду, Не замочив руки, Говорить не думая –Кто не подумав говорит, Не развязав мешок, А) не умоешься.

Б) не узнаешь, что в нем.

В) тот вечно вздор твердит.

До сих пор мы работали в группах, пришло время для самостоятельной работы.

1. Деепричастие – это ….

А) самостоятельная часть речи

В) особая неизменяемая форма глагола

С) неизменяемая часть слова

А) добавочное действие при основном действии

В) признак предмета по действию

С) признак другого признака

3. Деепричастие совершенного вида:

4.Деепричастие несовершенного вида:

5. Каким членом предложения является деепричастие:

Не любя, невозможно понять жизни.

Ключ : 1-А, 2-А, 3-А, 4-А, 5-А.

Подведение итогов по листу контроля. Самооценка. Оценка учителя.

— Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

6. у меня получилось…

Домашнее задание : п. 31,32 теория упр.197/202 (на выбор)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *