Представьте что формы кляча чешуя это деепричастие несовершенного
Представьте что леща и шея это деепричастие
Задание 197 Деепричастия несовершенного вида. Русский язык. 7 класс. Т.А. Ладыженская ГДЗ
Хай пиплы, как образовать деепричастия от глаголов?
Спишите, заменяя глаголы в неопределённой форме деепричастиями несовершенного вида. От каких глаголов вы не образовали деепричастий? Объясните почему.
Произв..дить гре..ки правой и левой рукой, отталк..ваться от стенк.. ба(с, сс)ейна, плавать без замети..й усталост. вып..лнять движения в воде, на дистанции плыть брассом, в совершенств.. владеть техникой плавания, пр..одолевать д..станцию, ждать с..гнала, д..ржаться г..ризонтально, поворач..вать голову, пр..ближаться к фин..шу, махать руками, показ..ваться над водой, лить воду.
Школьный этап 2019-2020 по русскому языку ответы и задания всероссийская олимпиада школьников
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ответы и задания Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку школьный этап 2019-2020 учебный год, официальная дата проведения в Москве 23-29 сентября 2019 год.
Ссылка для скачивания заданий русский язык 4 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 5 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 6 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 7 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 8 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 9 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 10 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 11 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Русский язык 4 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 5 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 6 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 7 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 8 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 9 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 10 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 11 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Получить все ответы на задания русский язык школьный этап 2019-2020
Некоторые задания с олимпиады:
1)Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар: ясный, полный, злой, пасмурный, худой, добрый, пустой, невнятный, частичный, маленький, спорный.
2)Как по-древнерусски будет «быть достаточным»? Используя текст словарной статьи, напишите слово
3)Можно ли считать, что слово воля является историческим родственником слова довольный? Докажите (выпишите из текста корневое гнездо, данное автором статьи для этого слова).
4)Бывает так, что сочетания согласных в некоторых языках подвергаются упрощению: какой-то из согласных перестаёт произноситься. Например, в древнерусском языке сочетания согласных *ТМ, *ДМ стали произноситься как М: время из *вертмен, корень тот же, что в глаголе вертеть; семь из *седмь. Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания ТМ (ТМ’), ДМ (ДМ’). Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.
5)Представьте, что кенгуру – это не известное вам несклоняемое существительное, а какое-то другое слово, с другим лексическим значением, причём это слово является склоняемым существительным. Формой каких падежей и каких чисел могло бы быть в этом случае слово кенгуру? Какой бы была в каждом случае его начальная форма? Учтите все возможные варианты.
7)Известно, что иногда в просторечии слова пальто, метро склоняются, как обычные существительные среднего рода. А почему слова вроде реле и желе не склоняются даже в просторечии?
8)Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы). И посла сн҃а своего кн҃зѩ ѳедора юрьевича резаньскаго к безбожьномоу цр҃ю батъiю съ дары и моленiи великими чтобы не воевалъ резанскыѧ земли.
9)Почему слово прах нельзя, если не знать его значение, принять за существительное в форме предложного падежа множественного числа?
10)Бывает так, что гласные в языках изменяют своё качество под воздействием предыдущих согласных. Например, в старочешском языке гласный а между мягкими согласными изменился в е (kričati – křičeti) (кричать).
11)Иностранец, изучающий русский язык, подумал, что слово ешь – это форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения от глагола ехать. Почему он так подумал? Как бы этот глагол спрягался в настоящем времени, если бы у него действительно была такая форма повелительного наклонения?
12)В некоторых языках бывает так, что дифтонги (сочетания двух гласных в пределах одного слога) преобразуются в монофтонги (чистые гласные). Например, в общеславянском языке дифтонги *oi и *ai перед согласным иногда переходили в чистый гласный ē (ѣ, давший в русском е): *поити – петь, *дваи – две.
13)Представьте, что формы кляча, чешуя – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.
14)Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания: ОР и АР → ОРО; ОЛ и АЛ → ОЛО; ЕР → ЕРЕ; ЕЛ (ЁЛ) → ЕЛО между согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Жолоко голоку пугать полокой. Короманы у пиджака просто шикороные, шелоковые! У него весь коротуз в перехоти. Сыграю-ка я поротию в короты в пороке! Болода, ты не знаешь толок в моде: зачем тебе голостук с форотуком? За веребами показалась морода волока. Сперева белока сгрызла семечко, а затем кусок торота. В пороту стоит мой борокас.
15)Представьте, что формы леща, шея – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.
16)Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): скупой, неумелый, слабый, щедрый, грубый, подробный, искусный, сильный, крепкий.
17)Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись сочетания ОЙ и АЙ между согласными, первый из которых – К, Г или Х. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Спрашиваю о цене – он отвечает на странном цене.
18)По форме слова выем, если не знать его значения и не видеть в нём одной из форм глагола особого спряжения выесть, можно было бы подумать, что это глагол первого лица множественного числа первого спряжения, но такому толкованию препятствуют закономерности формообразования, обусловленные морфемным составом слова. Какие это закономерности? Опишите их.
Смотрите также задания и ответы для других предметов школьного этапа ВСОШ 2019-2020:
Задания для ШЭ ВсОШ «Русский язык. 10-11 класс»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 20 20 –202 1 уч. г.
Задание 1 (8 баллов)
Представьте, что в современном русском языке преобразованиям подверглись современные сочетания: ОР и АР → ОРО ; ОЛ и АЛ → ОЛО ; ЕР → ЕРЕ ; ЕЛ ( ЁЛ ) → ЕЛО между согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.
Жолоко голоку пугать полокой.
Короманы у пиджака просто шикороные, шелоковые!
У него весь коротуз в перехоти.
Сыграю-ка я поротию в короты в пороке!
Болода, ты не знаешь толок в моде: зачем тебе голостук с форотуком?
За веребами показалась морода волока.
Сперева белока сгрызла семечко, а затем кусок торота.
В пороту стоит мой борокас.
Задание 2 (9 баллов)
Представьте, что формы леща, шея – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.
Задание 3 (12 баллов)
Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар
(речь идёт о языковой антонимии): скупой, неумелый, слабый, щедрый, грубый, подробный, искусный, сильный, крепкий.
Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.
Задание 4 (6 баллов)
Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание.
Укажите вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна
та же буква. Запишите номер ответа.
замеш..нный, (он) бре..тся
обгрыз..нное (яблоко), (они) тащ..т
вид..мый, (он) тон..т (в воде)
раста..вший, (они) пропол..т (грядки)
Эксперт написал, что одно «неудачное» слово делает всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.
Задание 6 (10 баллов)
Выберите соответствующую грамматическим нормам форму сказуемых, выделенных курсивом в частях данных ниже сложноподчинённых предложений. Объясните, чем обусловлена форма сказуемого.
Те, кто помогал.. тебе, заслужива..т благодарности.
Я не могу ответить на вопрос, что случил..сь с экспедицией.
Задание 7 (5 баллов)
Ниже даны названия некоторых частей речи по-украински. Попробуйте догадаться, каким названиям они соответствуют в русском языке. Почему вы так решили? Заполните ответ в виде таблицы.
название части речи
Задание 8 (9 баллов)
Даны примеры из газет. В каком из них выражение пополнить список употреблено не так, как в других? Обоснуйте ответ, поясняя значение слова.
(А) США пополнили список стран, где вводится запрет на электронные сигареты.
(Б) Союз охраны природы пополнил список исчезающих растений.
(В) Фильм, снятый по бестселлеру Лайонел Шрайвер, пополнил список интересных экранизаций.
(Г) Бизнесмен в 1982 году пополнил список 400 богатейших людей.
(Д) Россия может пополнить список стран, где артистам запрещено петь под
фонограмму.
Задание 9 (6 баллов)
Рассмотрите таблицу, отражающую фонетические особенности диалектных говоров.
В говоре зафиксировано произношение [в’азý], [в’из’и́].
Определите тип системы гласных (эканье, иканье и т.д.) первого безударного слога, который характеризует данный говор. Свой ответ обоснуйте.
Задание 10 (6 баллов)
Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический и исторический комментарий подчёркнутому слову (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы).
шестый же м ҃сць посъланъ быстъ аг҃лъ гавьри i лъ отъ б ҃га въ градъ галиле i скъ емоу же i мѧ назаретъ к дѣвѣ обрѫченѣ мѫжеви емоуже i мѧ i осифъ отъ домоу давидова i мѧ дѣвѣ мария.
Максимальный балл за все выполненные задания – 74.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-1377736
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России создали сообщество активных родителей
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор планирует вернуть обязательную сдачу ЕГЭ по базовой математике
Время чтения: 1 минута
Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Представьте что леща шея это деепричастия несовершенного вида
Школьный этап 2019-2020 по русскому языку ответы и задания всероссийская олимпиада школьников
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ответы и задания Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку школьный этап 2019-2020 учебный год, официальная дата проведения в Москве 23-29 сентября 2019 год.
Ссылка для скачивания заданий русский язык 4 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 5 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 6 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 7 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 8 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 9 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 10 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Ссылка для скачивания заданий русский язык 11 класс школьный этап 2019-2020: скачать
Русский язык 4 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 5 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 6 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 7 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 8 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 9 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 10 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Русский язык 11 класс школьный этап 2019-2020 г. Москва задания и ответы онлайн:
Получить все ответы на задания русский язык школьный этап 2019-2020
Некоторые задания с олимпиады:
1)Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар: ясный, полный, злой, пасмурный, худой, добрый, пустой, невнятный, частичный, маленький, спорный.
2)Как по-древнерусски будет «быть достаточным»? Используя текст словарной статьи, напишите слово
3)Можно ли считать, что слово воля является историческим родственником слова довольный? Докажите (выпишите из текста корневое гнездо, данное автором статьи для этого слова).
4)Бывает так, что сочетания согласных в некоторых языках подвергаются упрощению: какой-то из согласных перестаёт произноситься. Например, в древнерусском языке сочетания согласных *ТМ, *ДМ стали произноситься как М: время из *вертмен, корень тот же, что в глаголе вертеть; семь из *седмь. Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания ТМ (ТМ’), ДМ (ДМ’). Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.
5)Представьте, что кенгуру – это не известное вам несклоняемое существительное, а какое-то другое слово, с другим лексическим значением, причём это слово является склоняемым существительным. Формой каких падежей и каких чисел могло бы быть в этом случае слово кенгуру? Какой бы была в каждом случае его начальная форма? Учтите все возможные варианты.
7)Известно, что иногда в просторечии слова пальто, метро склоняются, как обычные существительные среднего рода. А почему слова вроде реле и желе не склоняются даже в просторечии?
8)Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический комментарий подчёркнутым словам (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы). И посла сн҃а своего кн҃зѩ ѳедора юрьевича резаньскаго к безбожьномоу цр҃ю батъiю съ дары и моленiи великими чтобы не воевалъ резанскыѧ земли.
9)Почему слово прах нельзя, если не знать его значение, принять за существительное в форме предложного падежа множественного числа?
10)Бывает так, что гласные в языках изменяют своё качество под воздействием предыдущих согласных. Например, в старочешском языке гласный а между мягкими согласными изменился в е (kričati – křičeti) (кричать).
11)Иностранец, изучающий русский язык, подумал, что слово ешь – это форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения от глагола ехать. Почему он так подумал? Как бы этот глагол спрягался в настоящем времени, если бы у него действительно была такая форма повелительного наклонения?
12)В некоторых языках бывает так, что дифтонги (сочетания двух гласных в пределах одного слога) преобразуются в монофтонги (чистые гласные). Например, в общеславянском языке дифтонги *oi и *ai перед согласным иногда переходили в чистый гласный ē (ѣ, давший в русском е): *поити – петь, *дваи – две.
13)Представьте, что формы кляча, чешуя – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.
14)Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания: ОР и АР → ОРО; ОЛ и АЛ → ОЛО; ЕР → ЕРЕ; ЕЛ (ЁЛ) → ЕЛО между согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Жолоко голоку пугать полокой. Короманы у пиджака просто шикороные, шелоковые! У него весь коротуз в перехоти. Сыграю-ка я поротию в короты в пороке! Болода, ты не знаешь толок в моде: зачем тебе голостук с форотуком? За веребами показалась морода волока. Сперева белока сгрызла семечко, а затем кусок торота. В пороту стоит мой борокас.
15)Представьте, что формы леща, шея – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.
16)Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): скупой, неумелый, слабый, щедрый, грубый, подробный, искусный, сильный, крепкий.
17)Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись сочетания ОЙ и АЙ между согласными, первый из которых – К, Г или Х. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Спрашиваю о цене – он отвечает на странном цене.
18)По форме слова выем, если не знать его значения и не видеть в нём одной из форм глагола особого спряжения выесть, можно было бы подумать, что это глагол первого лица множественного числа первого спряжения, но такому толкованию препятствуют закономерности формообразования, обусловленные морфемным составом слова. Какие это закономерности? Опишите их.
Смотрите также задания и ответы для других предметов школьного этапа ВСОШ 2019-2020:
Задания, ответы и критерии оценивания Задание 1 (8 баллов) Модель ответа и критерии оценивания Итого 8 баллов.
1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задание 1 (8 баллов) В некоторых языках бывает так, что закрытый (заканчивающийся на согласный звук) слог преобразуется в открытый (заканчивающийся на гласный). Например, в древнерусском языке праславянские сочетания ОР, ОЛ, ЕР и ЕЛ между согласными превратились в полногласные сочетания ОРО, ОЛО, ЕРЕ и ОЛО (ЕЛО), а в других родственных языках слова с тем же общим корнем такому преобразованию не подверглись: сравните корова и литовское karvė (корова), голова и литовское galva (голова), берег и немецкое Berg (гора), древнерусское шеломъ (шлем) и немецкое Helm (шлем). Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подверглись современные сочетания: ОР и АР ОРО; ОЛ и АЛ ОЛО; ЕР ЕРЕ; ЕЛ (ЁЛ) ЕЛО между согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований. Жолоко голоку пугать полокой. Короманы у пиджака просто шикороные, шелоковые! У него весь коротуз в перехоти. Сыграю-ка я поротию в короты в пороке! Болода, ты не знаешь толок в моде: зачем тебе голостук с форотуком? За веребами показалась морода волока. Сперева белока сгрызла семечко, а затем кусок торота. В пороту стоит мой борокас. Жалко галку пугать палкой. Карманы у пиджака просто шикарные, шёлковые! У него весь картуз в перхоти. Сыграю-ка я партию в карты в парке! Балда, ты не знаешь толк в моде: зачем тебе галстук с фартуком? За вербами показалась морда волка. Сперва белка сгрызла семечко, а затем кусок торта. В порту стоит мой баркас. По 1 баллу за каждую фразу. Итого 8 баллов. 1
2 Задание 2 (9 баллов) Представьте, что формы леща, шея это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы. «Деепричастие» 1-е л. ед. ч. 3-е л. ед. ч. 3-е л. мн. ч. Инфинитив леща шея «Деепричастие» 1-е л. ед. ч. 3-е л. ед. ч. 3-е л. мн. ч. Инфинитив леща лещу лещет лещут лескать лещит лещат лещать лещит лещат лещить шея шею (1 балл) шеет шеют шеять шеит шеят шеить За каждое правильно вставленное слово, кроме шею 0,5 балла. Итого 9 баллов. Задание 3 (12 баллов) 1. Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар (речь идёт о языковой антонимии): скупой, неумелый, слабый, щедрый, грубый, подробный, искусный, сильный, крепкий. Дополнительные условия: одно слово может входить в несколько антонимических пар; некоторые слова могут не войти ни в одну антонимическую пару. 2. Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре. Скупой щедрый (скупой купец, щедрый купец). Скупой подробный (скупое изложение фактов, подробное изложение фактов). Слабый сильный (слабый свет, сильный свет). Слабый крепкий (слабый чай, крепкий чай). Искусный грубый (искусная работа, грубая работа). Искусный неумелый (искусный художник, неумелый художник). *Если будут предложены иные антонимические пары, подтверждённые корректными примерами, их следует рассматривать как правильный ответ и соответствующе оценивать. 2
3 За каждую пару антонимов по 1 баллу. За каждые два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в паре, по 1 баллу. Итого 12 баллов. Задание 4 (6 баллов) Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Укажите вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номер ответа. 1) предусмотр..нный, вспомн..в 2) замеш..нный, (он) бре..тся 3) обгрыз..нное (яблоко), (они) тащ..т 4) вид..мый, (он) тон..т (в воде) 5) раста..вший, (они) пропол..т (грядки) Эксперт написал, что одно «неудачное» слово делает всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным. В варианте ответа (2) слово замеш..нный может быть написано как через Е (замешенный раствор), так и через А (замешанный в преступлении). Чтобы выбор написания стал очевиден, необходимо либо заменить это слово на другое, либо изменить контекст, например: замешенный (в жидкости). За указание на возможность двоякого написания слова 4 балла. За корректное изменение задания 2 балла. Итого 6 баллов. Задание 5 (10 баллов) Этимология это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Ниже приведены пары толкований слов, являющихся этимологически родственными. Будьте внимательны: слова из разных пар могут не являться исторически родственными! Определите слова, пользуясь данными толкованиями. А. «Старая русская мера, равная примерно 409 граммам», «английская мера, равная примерно 453 граммам», слово, являющееся омонимом названию одной денежной единицы «мера, равная около 16,4 кг» и «гиря такого веса», а также «нечто очень тяжелое». Б. Лингв. «Обозначение того, кто совершает действие» искусств. «в литературе, драматургии, театре, кино и играх ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока)». 3
4 В. «Устройство для выведения изображения на поверхность» «прибор, дающий сильный пучок света». Г. «Дополнение к основному мясному или рыбному блюду» «часть войска, защищающая города и крепости в военное время, а в мирное несущая караулы в городе, наряды и т. п., а также охраняющая общественное спокойствие». А. Фунт (1,5 балла) пуд (1,5 балла). Б. Субъект (1 балл) сюжет (1,5 балла). В. Проектор (1 балл) прожектор (1 балла). Г. Гарнир (1 балл) гарнизон (1,5 балла). Итого 10 баллов. Задание 6 (8 баллов) Выберите соответствующую грамматическим нормам форму сказуемых, выделенных курсивом в частях данных ниже сложноподчинённых предложений. Назовите виды придаточных. Объясните, чем обусловлена форма сказуемого. Для какого вида придаточных эта закономерность нарушается и почему? 1. Те, кто помогал.. тебе, заслужива..т благодарности. 2. Назови всех, кто тебе помогал Перечисли всё, что здесь лежал Я не могу ответить на вопрос, что случил..сь с экспедицией. 5. Вспомни, кто сюда приходил Вспомни гостей, что сюда приходил Вспомни девушку, что сюда приходил. 1) помогал, заслуживают, 2) помогал; 3) лежало; 4) случилось; 5) приходил; 6) приходили; 7) приходила 3 балла (каждая ошибка приводит к потере 1 балла; если допущено три ошибки и более, то баллы за эту часть задания не начисляются). Придаточные местоименно-определительные (местоименносоотносительные) примеры 1, 2, 3; изъяснительные (изъяснительнообъектные) примеры 4, 5; определительные (присубстантивноатрибутивные) примеры 6, 7 (3 балла за правильный ответ; за каждую ошибку снимается балл не более трёх ошибок). Форма сказуемого в придаточных местоименно-определительном и изъяснительном обусловлена согласованием (координацией) с грамматическими свойствами местоимений «что» (ср. р. ед. числа) и «кто» (муж. р. ед. числа). В придаточных определительных форма сказуемого обусловлена не грамматическими свойствами союзного слова «что», а значением числа и рода существительного, к которому относится придаточное и заменой которого является союзное слово (2 балла). Итого 8 баллов. 4
5 Задание 7 (5 баллов) Ниже даны названия некоторых частей речи по-украински. Попробуйте догадаться, каким названиям они соответствуют в русском языке. Почему вы так решили? Заполните ответ в виде таблицы. Украинское название части речи дієслово прийменник іменник займенник сполучник Соответствующее русское название Модель ответа и критерии оценки Украинское Соответствующее название части речи русское название дієслово глагол Объяснение решения Объяснение решения Есть корень, соответствующий русскому де/дей прийменник предлог То, что при имени іменник существительное То, что именует предмет займенник местоимение Как русское заменять, то, что заменяет, а местоимение заменяет другое слово сполучник союз То, что соединяет (как бы «случает») части предложения За каждую угаданную часть речи по 0,5 балла. За каждое корректное объяснение (в модели показан лишь приблизительный ход рассуждения) по 0,5 балла. Итого 5 баллов. Задание 8 (9 баллов) Прочитайте отрывок из «Фауста» И.-В. Гёте в переводе Ф.И. Тютчева. Сформулируйте то/те значение/-я, в котором/-ых употреблено выделенное слово. Однозначно ли определяется в этом контексте значение данного слова? Поясните свою точку зрения. Державный Дух! Ты дал мне, дал мне всё, О чём молил я! Ты в мирную ведёшь меня пещеру, И самого меня являешь Ты Очам души моей и мир её, Чудесный мир, разоблачаешь мне! 5
6 В данном отрывке значение выделенного слова невозможно определить однозначно (1 балл за указание на неоднозначность), потому что контекстное окружение данного слова (мир души становится виден 1 балл за указание на контекст), его сочетаемость с другими словами в тексте (разоблачаешь мне 1 балл за указание на сочетаемость), его морфемно-словообразовательные особенности (разоблачать преступника и разоблачиться в значении раздеться) (3 балла за указание на эту особенность и корректные иллюстрации) указывают на то, что значение данного слова может быть интерпретировано двояко: вопервых, делать ясным, хорошо доступным зрению; во-вторых, лишать покрова, снимать завесу (3 балла 1 балл за указание на двойственность интерпретации; по 1 баллу за корректно сформулированное каждое значение). Для справки: на эту тему опубликована статья А.Л. Голованевского в журнале «Вопросы языкознания», 2006, 6. Итого 9 баллов. Задание 9 (8 баллов) Как известно, русские диалекты делятся на две группы в зависимости от того, как в них ведут себя гласные [а] и [о] в первом предударном слоге. В этом положении гласные [и], [ы], [у] не изменяют своего звучания по сравнению с тем, как они произносятся под ударением, а вот гласные на месте ударных [а], [э], [о] образуют самые разнообразные системы. В одних на месте ударного [о] в безударном слоге произносится [о], а на месте [а] [а]: п[о]ход, но з[а]ход (поскольку имеется возможность проверить безударный гласный, ср.: п[о]ход п[о ]вод; з[а]ход з[а ]пись, т. е. можно подобрать слово с другим корнем, но с той же морфемой под ударением). В другой части говоров русского языка эти [а] и [о] совпадают друг с другом (чаще всего в звуке [а], но это может быть и другой звук): п[а]ход = з[а]ход. Различение в безударном положении гласных, соответствующих ударным [а] и [о], называется оканьем, оно распространено в севернорусских говорах; совпадение аканьем (в южнорусских). В акающих говорах гласные на месте ударных [э], [а] и [о] после мягких согласных в первом предударном слоге могут совпадать: всегда в звуке [э], получаем систему «эканье»; всегда в звуке [и] «иканье» (аналогичную систему можно наблюдать в литературном языке); всегда в звуке [а] «сильное яканье»; перед мягким согласным в звуке [и], а перед твёрдым согласным в звуке [а], такая система называется умеренным яканьем. 6
7 Приведём примеры. Сильное Умеренное Пример Эканье Иканье яканье яканье пятак [п’эта к] [п ита к] [п ата к] [п ата к] пяти [п эт и ] [п ит и ] [п ат и ] [п ит и ] несла [н эсла ] [н исла ] [н асла ] [н асла ] несу [н эсу ] [н ису ] [н асу ] [н асу ] неси [н эс и ] [н ис и ] [н ас и ] [н ис и ] река [р эка ] [р ика ] [р ака ] [р ака ] реки [р эк и ] [р ик и ] [р ак и ] [р ик и ] В говоре зафиксировано произношение [н асý], [н ис и ]. Определите тип системы гласных первого безударного слога, который характеризует данный говор. Как в этом говоре произносится гласный первого предударного слога в словах смеётся, песок, грибок, пенёк? Свой ответ обоснуйте. 1. Предударный [а] после мягкого согласного не на месте исходного [а] ([н асý]) возможен только при яканье. При эканье и иканье гласные в первом предударном слоге совпали бы в [э] и [и] соответственно. В данном случае яканье не может быть сильным, так как [а] произносится не во всех позициях, ср.: [н ис и ]. Это умеренное яканье (перед твёрдым согласным произносится [а], перед мягким [и]) (за указание на тип вокализма 2 балла, за корректное объяснение 4 балла, всего 6 баллов). 2. См[и]ётся, п[ а]сок, гр[и]бок, п[и]нёк. По 0,5 балла за слово, всего 2 балла. Итого 8 баллов. 7
8 Задание 10 (8 баллов) Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический и исторический комментарий подчёркнутому слову (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы). В шестый же м сць посъланъ быстъ аг лъ гавьриiлъ отъ б га въ градъ галилеiскъ емоу же iмѧ назаретъ к дѣвѣ обрѫченѣ мѫжеви емоуже iмѧ iосифъ отъ домоу давидова iмѧ дѣвѣ мария. В (на) шестой месяц был послан от Бога ангел Гавриил в город Галилейский Назарет к деве Марии, обручённой с мужем Иосифом из рода Давидова. Обрѫченѣ «обручённой», страдательное причастие прош. вр., ж. р., ед. ч., дат. п. Морфемный состав: об-руч-ен-ѣ. Тот же корень, что и в слове «рука» с чередованием к//ч. За корректный перевод 6 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл текста, снимается 1 балл. Отрицательный балл не ставится. За корректный комментарий 2 балла. Итого 8 баллов. Максимальный балл за все выполненные задания 83. 8
Задания для ШЭ ВсОШ «Русский язык. 10-11 класс»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 20 20 –202 1 уч. г.
Задание 1 (8 баллов)
Представьте, что в современном русском языке преобразованиям подверглись современные сочетания: ОР и АР → ОРО ; ОЛ и АЛ → ОЛО ; ЕР → ЕРЕ ; ЕЛ ( ЁЛ ) → ЕЛО между согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.
Жолоко голоку пугать полокой.
Короманы у пиджака просто шикороные, шелоковые!
У него весь коротуз в перехоти.
Сыграю-ка я поротию в короты в пороке!
Болода, ты не знаешь толок в моде: зачем тебе голостук с форотуком?
За веребами показалась морода волока.
Сперева белока сгрызла семечко, а затем кусок торота.
В пороту стоит мой борокас.
Задание 2 (9 баллов)
Представьте, что формы леща, шея – это деепричастия несовершенного вида. Как бы в таком случае выглядели другие формы «глаголов», от которых эти деепричастия образованы? Оформите ответ в виде следующей таблицы.
Задание 3 (12 баллов)
Составьте из ряда прилагательных как можно больше антонимических пар
(речь идёт о языковой антонимии): скупой, неумелый, слабый, щедрый, грубый, подробный, искусный, сильный, крепкий.
Составьте с каждой парой антонимов по два словосочетания, раскрывающие антонимические отношения в этой паре.
Задание 4 (6 баллов)
Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание.
Укажите вариант ответа, в котором в обоих словах одного ряда пропущена одна
та же буква. Запишите номер ответа.
замеш..нный, (он) бре..тся
обгрыз..нное (яблоко), (они) тащ..т
вид..мый, (он) тон..т (в воде)
раста..вший, (они) пропол..т (грядки)
Эксперт написал, что одно «неудачное» слово делает всё задание целиком некорректным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало корректным.
Задание 6 (10 баллов)
Выберите соответствующую грамматическим нормам форму сказуемых, выделенных курсивом в частях данных ниже сложноподчинённых предложений. Объясните, чем обусловлена форма сказуемого.
Те, кто помогал.. тебе, заслужива..т благодарности.
Я не могу ответить на вопрос, что случил..сь с экспедицией.
Задание 7 (5 баллов)
Ниже даны названия некоторых частей речи по-украински. Попробуйте догадаться, каким названиям они соответствуют в русском языке. Почему вы так решили? Заполните ответ в виде таблицы.
название части речи
Задание 8 (9 баллов)
Даны примеры из газет. В каком из них выражение пополнить список употреблено не так, как в других? Обоснуйте ответ, поясняя значение слова.
(А) США пополнили список стран, где вводится запрет на электронные сигареты.
(Б) Союз охраны природы пополнил список исчезающих растений.
(В) Фильм, снятый по бестселлеру Лайонел Шрайвер, пополнил список интересных экранизаций.
(Г) Бизнесмен в 1982 году пополнил список 400 богатейших людей.
(Д) Россия может пополнить список стран, где артистам запрещено петь под
фонограмму.
Задание 9 (6 баллов)
Рассмотрите таблицу, отражающую фонетические особенности диалектных говоров.
В говоре зафиксировано произношение [в’азý], [в’из’и́].
Определите тип системы гласных (эканье, иканье и т.д.) первого безударного слога, который характеризует данный говор. Свой ответ обоснуйте.
Задание 10 (6 баллов)
Прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный русский язык. Дайте лексико-грамматический и исторический комментарий подчёркнутому слову (укажите лексическое значение слова в данном контексте, а также особенности его формы).
шестый же м ҃сць посъланъ быстъ аг҃лъ гавьри i лъ отъ б ҃га въ градъ галиле i скъ емоу же i мѧ назаретъ к дѣвѣ обрѫченѣ мѫжеви емоуже i мѧ i осифъ отъ домоу давидова i мѧ дѣвѣ мария.
Максимальный балл за все выполненные задания – 74.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-1377736
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
- 03.10.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России
Время чтения: 1 минута
В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.