Предсмертная агония что это такое в исламе
Предсмертный миг
Самым решающим, важным и ответственным моментом в жизни каждого мусульманина является предсмертный миг, мгновение, от которого зависит определение его вечной обители.
Если в этот миг, в предсмертной агонии и страхе перед ангелом смерти его вера не пошатнётся, то пристанищем для него станет вечный Рай. А если же перед испитием чаши смерти он впадёт в неверие или его опутают сомнения в вере в Аллаха, то он станет топливом для вечного Ада.
Имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах) писал, что основной причиной плохого конца служат две вещи.
Предсмертная агония подобна началу пробуждения, в этот миг проясняется сущность некоторых вещей. Если человек имел неправильное убеждение в каком-то вопросе вероубеждения и в предсмертный миг для него это прояснится, то это может стать причиной для сомнения во всех пунктах веры.
Причиной тому то, что убеждённость во всех пунктах у него была одинаковой, а теперь же выяснилось, что его вера в один из пунктов была необоснованной. А может, вера в остальные пункты тоже?
В эти трудные минуты у человека нет ни времени, ни сил, ни желания размышлять. И если он умрёт в этих сомнениях или же вовсе отказавшись от веры, то он попадёт в Ад навечно. Пусть Аллах убережёт нас от этого.
Второе – охваченность сердца любовью к мирскому в совокупности со слабой верой. Если вера слаба, то любовь к Аллаху слабеет, а любовь к мирскому усиливается. Когда же человек приближается к смерти, любовь к Аллаху слабеет ещё больше, так как его сердце будет сгорать от горечи разлуки с миром, который он так полюбил.
Пусть Всевышний сохранит нашу веру в этот трудный момент. Амин!
Будем благодарны за репост!
Абдула Темирбулатов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Предшественники смерти
Один из пророков спросил ангела смерти: «Есть ли у тебя предшественники, которые напоминают о твоём скором приходе?» Он ответил: «Таких много. Таковыми являются болезнь, увечье, старость, слепота, глухота, немощь от старости». Даже после таких многочисленных посланников умирающий забывает и о Всевышнем, и о смерти. Затем приходит ангел смерти, становится у его изголовья и говорит: «Сколько посланников я к тебе послал, сколько раз тебя предупреждал о том, что я приду? После меня к тебе уже не пришлют посланников», – и забирает его душу, несмотря на его просьбы и увещевания.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если человек, которому дали возможность прожить до 60 лет, не подготовился к смерти, то ему нет никаких оправданий».
Счастливый и плохой конец жизни
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Всевышний Аллах хочет благ Своему рабу, Он даёт ему возможность перед смертью совершить много благих деяний. Также за год до смерти посылает к нему ангела, который не даёт ему сойти с истинного пути, и умрёт этот раб во время совершения самых благих деяний. Перед смертью Всевышний Аллах покажет ему Рай, который ему уготовил. Тогда этот человек пожелает умереть поскорей, чтобы встретиться со Всевышним Аллахом. А если Всевышний Аллах пожелает, чтобы раб умер без имана (веры), то за год до смерти отдалит от него ангелов, противодействующих шайтану, и он будет во власти шайтана, и умрёт во время совершения плохих деяний. Перед смертью Всевышний покажет ему Ад, в котором он будет находиться, и тогда он не захочет покинуть этот мир и встретиться с Аллахом».
Это такие деяния: пренебрежение к намазу и неполное исполнение его предписаний, употребление спиртного, притеснение и непослушание родителей, нанесение вреда мусульманам.
Предсмертные муки
Предсмертные муки – это боль, которую испытывает тело, когда отделяется душа. Она настолько сильна и мучительна, что если бы после смерти человека не ожидали мучения, кроме этих, то они были бы достаточны для того, чтобы человек не радовался вообще, не забывал о смерти и готовился к нему.
Предсмертные муки ещё называют «Сакрату мавти» – предсмертная «агония». От них человек словно пьянеет. Они настолько мучительны, что словами невозможно передать. Их истинную сущность понимают только пророки и люди, приближённые к Аллаху, которым Всевышний Аллах Своим нуром ещё до смерти дал возможность увидеть и познать их. Они говорят, что предсмертные муки настолько сильны, что их боль не прекращается до самого Судного дня, хотя тело исчезает и превращается в прах, боль будет продолжаться. Поэтому вали (святые) и пророки так сильно боятся смерти, что ночами не спят, проводят всю жизнь в служении, хотя и безгрешны.
Когда Всевышний спросил Пророка Ибрахима (мир ему) после смерти: «Какими ты нашёл предсмертные муки?», он ответил: «Это было подобно тому, будто моё тело протянули через игольное ушко»? Тогда Всевышний Аллах сказал ему: «Мы облегчили тебе смертные муки».
Когда Всевышний спросил у Пророка Мусы (мир ему), какими он нашёл предсмертные муки, он ответил: «Это можно сравнить с тем, что мясник содрал с меня кожу заживо».
Умар Асхаб попросил Кааба-ль-Ахбара, величайшего исламского учёного, описать ему смертные муки.
Он сказал: «О Умар, это можно приблизительно сравнить с тем, что из твоих внутренностей выдёргивают колючее дерево».
Мухаммад Хусайнию
По материалам книги «Маватинуль инсан«.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Агония смерти
Все, что мы нажили: заводы, дома, квартиры, машины; все, чего добились: высокая должность, почет, уважение, верность, преданность, – останется в этом мире. Наше место, пусть не сразу, но все же достанется кому-то другому.
«Смертельная агония явится с истиной. Вот то, чего ты избегал!» (50:19).
Аллах предупредил нас о неизбежности смерти. И дал нам эту жизнь как возможность подготовиться к ней. Кто воспользовался ею – поистине, возрадуется в Судный День. А кто постоянно находил «дела поважнее», нанесет вред только самому себе.
Но мы упорно избегаем любого напоминания о смерти. Стараемся не думать и не говорить о ней. «Мы еще молоды и здоровы», – вот наша любимая отговорка. Только ни молодость, ни здоровье, ни продвинутая медицина не определяют день нашей кончины. Аллах все предписал. А кто может тягаться с Ним?
А вот то, что человек приобрел для вечной жизни, останется с ним. Даже смерь не сможет лишить его такого богатства. Искреннее поклонение останется с ним, имущество, усилие, потраченное на пути Аллаха, останутся с ним. С этим добром он предстанет перед Всевышним в День Великого Суда. А Он по Своей Милости приумножит его в десятки раз. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам: «Трое последуют за умершим – его семья, имущество и деяния. Двое вернутся, а одно останется с ним. Семья и имущество вернутся, а деяния пребудут с ним».
И действительно, когда кто-либо уходит из жизни, семья, родные, близкие собираются, чтобы проводить его в последний путь. «Имущество следует за ним» – означает, что везут покойника на кладбище на его же машине, хоронят за его же деньги. После похорон родные покидают его. Конечно, они станут горевать, лить слезы, но постепенно боль потери утихнет и все встанет на прежнее место. Имущество тоже достанется тем, кто остался жить – жене, детям, родителям. А вот деяния, хорошие или плохие, уйдут с человеком в иной мир. За них придется держать ответ. Они либо помогут, либо погубят человека.
Смерть – тема нашего разговора сегодня. Но для чего мы избрали именно эту тему? Чтобы напугать? Для чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил о смерти? Чтобы вселить ужас в сердца верующих? Зачем Всевышний повелел напоминать о кончине? Чтобы держать нас в страхе? Ответим на эти вопросы простым примером. Представьте студента, которому скоро предстоит сдавать сложный экзамен. Преподаватель постоянно предупреждает: «Готовься, пока есть возможность, экзамен сложный. Потом будет поздно что-либо менять. А хорошая оценка на экзамене откроет перед тобой массу возможностей». Кто скажет, что цель преподавателя – запугать? Наоборот, он по-доброму, по-дружески наставляет, желает лишь блага. Так же и Всевышний Аллах. Он заботится о Своих творениях, хочет для них только лучшего. Аллах будет нас испытывать, но прежде Он дает нам возможность подготовиться к этому экзамену, самому сложному за все наше существование.
Смерть – испытание, экзамен для каждого человека. Только дата экзамена нам известна заранее. Мы можем спокойно жить в свое удовольствие и только за несколько недель или даже дней начать усердно готовиться. Обычно среди студентов так и бывает. А кому известна дата смерти – последнего экзамена? Кто гарантирует, что она не придет через месяц, или неделю, или даже завтра? Поэтому нужно быть подготовленным к ней. Важность ни одного мирского дела не покроет важности этого экзамена.
Ученые называют могилу первым жилищем в вечном мире. Как только человек умирает, для него начинается новая жизнь, которую он заслужил своими прежними поступками. Если он был из числа искренне верующих и поклоняющихся Единому Аллаху, его могила наполнится светом. Если в мирской жизни он предпочел следовать наущениям шайтана, его первое жилище превратится в жуткое место пыток. И первый и второй будут пребывать в таком состоянии вплоть до Судного Дня. Как сказал Всевышний: «Могилы – это место размышлений для обладающих разумом». Посланник Аллаха в одном из хадисов сообщает: «Вначале я удерживал вас от посещения могил. Но сейчас я повелеваю вам это. Потому что могилы послужат вам напоминанием о Судном Дне».
Теперь мы приходим на кладбище и видим, что все могилы одинаковые. Да, есть небольшие отличия – где-то более ухожено, где-то родственники постарались даже украсить могилу, но в основном все выглядят примерно одинаково. Над чем же здесь задумываться? – Над тем, что происходит в самой могиле. Вот тут-то все совсем по-разному. Могила может быть ухоженной и украшенной, но если внутри огонь, ее обитателя не спасут никакие украшения. Воздаяние – по содеянному. Пока мы можем посещать могилы, пока мы по эту сторону могил, давайте задумаемся о смерти, ведь она все равно придет. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас приветствовать умерших, приходя на кладбище: «Мир вам, о обитатели жилищ, правоверные и мусульмане! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам, и Аллах помилует тех из нас, кто ушел раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас».
Вот это завещал нам наш Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому наша сегодняшняя хутба – стремление не напугать, а пробудить. Наша жизнь не для того, чтобы пускать ее на самотек. Жизнь – это шанс, упустив который мы никогда не получим второго взамен. Не утратьте его, цените, а главное – пользуйтесь им подобающе. Пусть Аллах поможет нам в этом и убережет от страшных мук Огня.
Предвестники смерти
Болезнь. Правила поведения больного
Всякий человек, желающий избежать наказания Всевышнего Аллаха и получить Его награду и милость и войти в Рай, должен запрещать себе следовать мирским желаниям, терпеливо переносить трудности и тяготы, как сказал Всевышний Аллах (смысл): «Аллах ведь любит проявляющих терпение» (сура «Алу Имран», аят 146).
Для больного также сунной является проявлять терпение (сабур). Нежелательно (караха) для него слишком беспокоиться, терять покой, надоедать и жаловаться. Однако нет ничего предосудительного в том, чтобы жаловаться и обращаться к врачу, который присматривает за ним и занимается его лечением, также обращаться к друзьям и братьям по вере, чтобы они прочитали за больного хорошую мольбу (дуа).
Но всё же лучше и в таком случае не жаловаться, если боль слишком не тревожит или же если подобные жалобы не приносят облегчения для перенесения болезни. Даже если болезнь и беспокоит вас, лучше вместо жалоб заняться поминанием Всевышнего Аллаха. Сунной даже является рассказывать о состояниях праведников и занимать себя историями об их жизни, деятельности и благочестии.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: « Кто болеет одну ночь, но терпит и остаётся доволен Всевышним Аллахом, тот очищается от своих грехов, словно в день, когда его родила мать. И если вы заболеете, то не желайте выздоровления ».
Ещё Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если заболевает раб, Аллах посылает к нему двух ангелов и приказывает: “Послушайте, что говорит Мой раб”. И если он говорит: “Хвала Аллаху”, то это передают Аллаху, и Он всезнающий и говорит:
“Мой раб заслуживает того, чтобы Я ввёл его в Рай, если Я умерщвлю его, а если Я дам ему исцеление – чтобы Я заменил его мясо лучшим, заменил его кровь лучшей, чем сейчас, и чтобы Я простил его грехи”».
Для больного особо желательно читать многократно суры «Аль-Ихлас», конец суры «Аль-Хашр» (начиная со слов «Лав анзальна…»), также следующий аят (смысл): «Нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя, пречист Ты от всяких недостатков, поистине, я был из числа притеснивших себя» (сура «Аль-Анбия», аят 87).
Если человек, который болен предсмертной болезнью, часто будет произносить указанное выше, то есть надежда, что, по воле Всевышнего, исход у него будет благим, т. е. он покинет этот мир с истинной верой в сердце и на устах.
За чтение этих аятов предусмотрено огромное вознаграждение. Так пишется в книге «Бушра аль-карим». Аллах лучше знает!
Если больной 40 раз прочтёт аят «Ля иляха илля анта…» и затем он умрёт, то покинет этот мир шахидом, а если же выздоровеет – очистится от грехов.
Всё вышеперечисленное является духовными лекарствами, прекрасными дарами Всевышнего нам, которые очистят наши сердца от ржавчины и избавят наши тела от погибели.
Не бывает лекарства для того, кто не старается излечить себя посредством Священного Корана, и тому, кто не прибегает к Всевышнему при нужде, постижении трудностей и бед. Но смысл этого не в том, чтобы не пользовались лекарствами, напротив, Ислам вовсе не запрещает лечиться посредством медицины и медикаментов, он даже призывает нас к этому.
Пророк Ибрахим (мир ему) говорил: «И когда я болею, Он (Аллах) излечивает меня». Когда у одного больного спросили, что же ему сказал врач, он ответил, что Исцеляющий (т. е. Аллах) говорит, что Он делает всё, что Сам пожелает.
Поэтому человек, который убеждён, что лекарство и врач сами излечивают, и уповает на них, впадает в многобожие (ширк). Посещать врача и пользоваться лекарствами нам необходимо потому, что Создатель сделал их причиной, поводом нашего исцеления. Однако убеждённость сердца и упование человека должны быть на Всевышнего Аллаха.
Деяния, которые желательно соблюдать больному
В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Муслимом, говорится: « Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от огня Ада и ввели в Рай, в момент своей смерти окажется верующим в Аллаха и в Судный день! ».
Для больного желательно (сунна) украсить свой нрав благими качествами, уладить взаимоотношения с окружающими, не вести споры и пререкания по поводу мирских проблем и вопросов, добиться довольства всех, с кем он имеет связь: жены, детей, служащих, соседей, друзей, коллег по работе. Также необходимо выражать Всевышнему благодарность, иметь надежду на прощение Создателя.
Особенно этого должен придерживаться тот, у кого начинается предсмертная агония.
В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится: «Пусть никто из вас не умирает, кроме как имея надежду на прощение Всевышнего Аллаха».
Необходимо улучшить своё мнение о Всевышнем, например, так: «Аллах смилуется надо мной, Он простит меня, Он никак не нуждается в том, чтобы наказать меня, как не нуждается в моём поклонении и повиновении».
В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сказано, что Всевышний Аллах говорит: « Я таков по отношению к Своему рабу, как он думает обо Мне, поэтому пусть он думает обо Мне так, как пожелает ».
Это означает, что воздаяние Всевышнего Своему рабу, будь оно благое или плохое, будет соответствовать его мнению о Нём.
Следовательно, человеку, находящемуся в предсмертном состоянии, подобает, чтобы его надежда на прощение Всевышнего опережала, преобладала над боязнью перед Ним. Ведь он и так ничего не сможет изменить посредством преобладания своей боязни перед Создателем.
Однако у здорового, не болеющего человека надежда на Всевышнего и боязнь перед Ним должны быть наравне. Боязнь призовёт его совершать благие поступки и отказаться от поступков дурных, а надежда избавит его от отчаяния, потери всякой надежды на Творца. Потеря надежды на прощение Всевышнего является недостойным и порицаемым Шариатом деянием. (См. «Бушра аль-карим».)
В достоверном хадисе говорится, что если в человеке преобладает чувство отчаяния, то ему лучше увеличить надежду, если же он уверен в своей застрахованности от испытаний (макр) Аллаха, то ему следует вернуться к боязни, а если же не преобладает ни одна из них (надежда и боязнь), то лучше, чтобы они были на одном уровне. Аллах лучше знает!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Коран и Сунна о смерти и необходимости ее поминания
Согласно хадисам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), размышления о смерти способствуют выполнению верующим своих обязанностей, которые вменил ему Всевышний Аллах, и отдалению от всего, что Он запретил. Что же говорится в Коране и изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о поминании смерти? Этой теме посвящено множество аятов и хадисов.
Всевышний Аллах упоминает в Коране о смерти 164 раза, что говорит о значимости, придаваемой этому вопросу в Исламе. Мы ограничимся приведением лишь некоторых из них.
В других аятах благородного Корана говорится: Смысл: «Всякая душа вкусит смерть; в этой жизни Аллах испытывает вас вашими добрыми и плохими деяниями, а на том свете вы будете воскрешены и возвращены именно ко Мне и будете отвечать за все» (сура «Аль-Анбияъ», аят 35).
Смысл: «Скажи: “Ваши души отделит ангел смерти, которому поручено забрать ваши души, а после смерти вы будете воскрешены и возвратитесь к своему Господу”» (сура «Ас-Садждa», аят 11).
Смысл: «Поистине, ты (о Мухаммад) смертен, как смертны и другие люди» (сура «Аз-Зумар», аят 30).
Смысл: «И, воистину, наступила предсмертная агония, и это – истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (сура «Каф», аят 19).
Смысл: «Когда душа подступает к горлу умирающего, вы можете только смотреть, но не можете помочь ему» (сура «Аль-Ваки‘а», аяты 83–84).
Смысл: «Вовсе нет! Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, и те, кто рядом с умирающим, скажут: “Кто сможет спасти его и кто сможет сохранить жизнь ему?!”, тогда прояснится для него, что настало время расставания с этим миром. Тяготы мирской жизни сойдутся с тяготами потусторонней жизни, и в тот день к Господу твоему пригонят его душу» (сура «Аль-Кыйяма», аяты 26–30).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также многократно отмечал необходимость поминания смерти и подготовки к ней, ибо она неизбежно наступит. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), сказано: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т. е. смерть)». Этот достоверный хадис приводит ат-Тирмизи.
Мусульманские ученые-богословы сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен и совершенен с точки зрения поучения, увещевания, в нем мало слов, но он содержит в себе великий и глубокий смысл. Кто часто вспоминает о смерти, думает о том, что последует после нее, тот не будет гоняться за удовольствиями этой жизни, ее преходящими ценностями, нарушив границы дозволенного.
Поминание смерти подавляет желание проводить время бесцельно, думать только о благах этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху (мир ему и благословение). Такое поведение помогает верующему ослабить свою привязанность к мирским благам и обратиться к Всевышнему. Есть категория людей, думающая о жизни следующим ошибочным образом: пока они молоды, им якобы все дозволено и
необходимо провести свою молодость в веселье и погоне за мирскими удовольствиями, а соблюдением своих религиозных обязанностей они займутся в будущем, в старческом возрасте.
Никто не сможет избежать своего смертного часа. Возможно, завтра кого-то из нас не станет. А готовы ли мы к тому, чтобы отвечать за свои поступки? Достаточно ли мы совершили богоугодных деяний? Обо всем этом надо задуматься уже сегодня. Пока не поздно, мы должны исправиться, придерживаться пути Ислама, приобретать знания по религии, следовать им и чаще вспоминать о смерти, «разрушительнице удовольствий» и надежд на долгое будущее.
Именно с этой целью Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал нам чаще посещать кладбища. Согласно хадису, переданному супругой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах). Пророк (мир ему и благословение) каждый день и даже глубокой ночью отправлялся на кладбище, чтобы посетить могилы своих сподвижников. Также Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Раньше я запрещал вам посещать кладбища, теперь же я разрешаю вам это. Посещайте их, – поистине, это смягчает ваши сердца и наполняет глаза слезами смирения в этой жизни и напоминает вам о будущей». Этот хадис приводят Муслим, Абу Давуд и др.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шариату ради того, что будет после смерти. Беспомощным (слабовольным) из вас является тот, кто следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллах смилостивится над ним». Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
Если мусульманин контролирует себя и не поддается низменным желаниям, то он будет стремиться совершать благие дела (одобренные Аллахом), надеясь на Его милость. Он станет готовиться к будущей жизни: выполнять дела, угодные Создателю, стремиться не совершать грехи и часто поминать Всевышнего. Мусульманин знает, что только эти и другие предписания Ислама приносят пользу и могут помочь ему в Судный день. Слабовольный же человек следует своим греховным желаниям и не выполняет Повеления Аллаха.
Хасан аль-Басри сказал, что существуют люди, греховные желания которых, став их натурой, повлияли на образ их мышления и поведение. Уходят эти люди из жизни, не имея ни одного благого деяния. Боль, испытываемая человеком во время смерти (когда душа умирающего покидает тело), страшнее боли от тысячи ударов мечом, от распиливания или разрезания тела ножницами.
Жена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «В то время, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) лежал при смерти, в моих руках был сосуд с водой. Он опускал в нее свою руку и затем обтирал этой водой свое лицо и просил у Всевышнего Аллаха терпения во время смерти».
Передано от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что когда Пророк (мир ему и благословение) упомянул в своем изречении о Мункаре и Накире (имена двух ангелов, которые проводят допрос в могиле),
‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил у него: «О Посланник Аллаха! Возвращается ли к нам наш разум в могиле?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, в таком же виде, как и сегодня».
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был удивлен этому.
Ибн Хиббан передал от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) следующие слова: «Когда похоронят умершего человека, подходят к нему два ангела черно-синего цвета. Одного зовут Мункар, второго – Накир. Ангелы спрашивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде (мир ему и благословение)»? Умерший скажет то, что говорил о нем при жизни. Если умерший был верующим, то он скажет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и я знаю, верю сердцем и подтверждаю языком, что Мухаммад – Его раб и Посланник». И ангелы говорят ему: «Мы знали, что ты так ответишь».
Затем его могила расширяется до размеров 70 локтей и заполняется светом (нуром). И ангелы скажут ему: «Спи!» И он уснет словно молодожен, которого никто не будит, кроме самого любимого из его семьи, и он будет так спать до того времени, пока Аллах не поднимет его с этого ложа (пока не воскресит его)».
Однажды ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение): «Встанет ли кто-нибудь вместе с шахидами в Судный день?» Он ответил: «Да, встанет тот, кто каждые сутки 20 раз вспоминает о смерти».
Человек может бодрствовать не больше 20 часов в сутки, и если он один раз каждый час будет вспоминать о смерти, посмертной жизни, представляя себе то состояние, в котором он будет находиться, покидая сей мир, а также могильные муки, Судный день, Час суда, Рай, Ад, Сират и т. д., он не сможет грешить и будет жалеть о ранее совершенных грехах. Вспоминание смерти неизбежно ведет к тому, что человек отстраняется от дома соблазнов и начинает готовиться к загробной жизни. Может, поэтому Аллах и возвеличил такого человека. Но подобное вознаграждение можно получить не от простого произнесения слова «смерть». Необходимо осмыслить и почувствовать ее последствия, а, забывая о смерти, человек неизбежно утопает в желаниях земной жизни.
В хадисе, переданном аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», т. е. они не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.
Еще Пророк (мир ему и благословение) поведал: «Смерть достаточна как наставление» (аль-Када‘и).
Однажды сподвижники Пророка (мир ему и благословение) в его присутствии хвалили некоего человека, и тогда он спросил: «Тот, о ком вы говорите, часто ли вспоминал о смерти?» Сподвижники ответили: «Мы не слышали, чтобы он говорил о смерти». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тогда он не был тем, за кого вы его принимаете».
Один из ансаров (жители Медины) спросил у Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), кто самый умный и счастливый?» Он ответил: «Кто больше всего вспоминает о смерти и лучше подготовлен к ней – тот самый умный, он удостоится чести и достоинства на этом и том свете» (ат-Табарани, Ахмад).
Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) отметил: «Тот, кто вступит в могилу без необходимых припасов (т. е. без достаточных добрых деяний), подобен человеку, вышедшему в мореплавание без корабля».
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ценность мирской жизни заключается в материальном богатстве, а ценность жизни вечной (ахират) – в благих деяниях».
‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мирские думы и переживания – тьма для сердца. Думы и беспокойства о жизни вечной – свет (нур) для сердца».
‘Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) изрек: «Из благ этого мира тебе хватит Ислама, из занятий – повиновения Всевышнему, и как наставления тебе достаточно смерти».
Яхья, сын Му‘аза заметил: «Благой не ослушается Аллаха, мудрый не предпочтет бренный мир жизни вечной».
Пророк Давуд (мир ему) говорил: «В Псалтыре мне было ниспослано откровение, что разумному не следует быть занятым ничем иным, кроме трех вещей: 1) подготовкой провизии (т. е. благих деяний) для загробной жизни; 2) добыванием достаточных средств для существования в этой жизни; 3) получением наслаждения дозволенным путем».
Пророк Давуд (мир ему), когда вспоминал о смерти, начинал плакать так, что все части его тела немели, а когда он вспоминал Милость Всевышнего Аллаха, то приходил в себя.
Известный мудрец, племянник пророка Аюба Лукман аль-Хаким, о котором многократно упоминается и в Священном Коране, завещал своему сыну: «О сын мой! Поистине, люди состоят из трех частей: одна часть – для Аллаха, вторая – для самого человека, третья – для червей. Что касается той части, которая принадлежит Всевышнему, то это душа (рух) человека, для себя – его деяния, а для червей – его тело».
Один мудрец написал своему брату: «Брат мой! Бойся смерти в этом мире, прежде чем окажешься в мире, где ты будешь желать смерти, но не найдешь ее».
Ар-Раби‘ ибн Хусайм вырыл в своем доме могилу и ежедневно ложился в нее по нескольку раз – так он не давал себе забывать о смерти. Он говорил: «Если мое сердце забудет о смерти хотя бы на час, то станет порочным».
По материалам книги «Сущность смерти и похоронный обряд»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.