Принцип начисления подразумевает что
Новости
Учет по методу начисления
УЧЕТ ПО МЕТОДУ НАЧИСЛЕНИЯ
ЦЕЛЬ 2
Определить основные допущения, используемые при построении финансовой отчетности
МСФО 1(26)
Финансовая отчетность составляется по методу начисления. Согласно этому методу, результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.
По критериям МСФО это приводит к искажению финансовых результатов. В соответствии с международными стандартами необходимо начислять затраты даже при отсутствии первичных документов, например счетов, в том отчетном периоде, к которому они относятся.
Например, при условии, что счет за оказываемые услуги будет выставлен за период с октября по март включительно только в апреле, половина суммы счета должна быть учтена в отчетности за год, оканчивающийся 31 декабря, основываясь на сумме договора или на сумме аналогичных счетов за прошедшие периоды, показаниях индикаторов-счетчиков расхода того или иного ресурса (электроэнергии, тепловой энергии, пара, воды и пр.)
Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой и получением денежных средств, но также и об обязательствах заплатить деньги в будущем, а также о ресурсах, эквивалентных денежным средствам, которые будут получены в будущем. Таким образом, они обеспечивают информацией об операциях и событиях, произошедших в прошлом. Эта информация чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений.
В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» компания должна составлять финансовую отчетность согласно методу начисления. Исключением из этого правила является только представление информации о движении денежных средств.
Почему не используется кассовый метод?
Большинство компаний при ведении бухгалтерского учета используют метод начислений, при котором расходы и доходы признаются сразу после того, как они произошли, не принимая во внимание время поступления денежных средств или оплаты расходов. С другой стороны некоторые малые предприятия и индивидуальные предприниматели используют кассовый метод учета. При кассовом методе доход записывается только когда деньги поступили, а расходы признаются только после совершения платежа. При кассовом методе определение прибыли основано на информации о получении оплаты и выплаты расходов, а факты признания прибыли и расходов не принимаются во внимание. Поэтому, кассовый принцип учета не соответствует Международным стандартам финансовой отчетности.
В качестве основы современная экономика больше использует кредиты, чем наличные деньги. И именно метод начисления, а не кассовый метод, может показать все аспекты такого явления, как кредит. Инвесторы, кредиторы, и другие люди, принимающие решения, хотят иметь своевременно подробную информацию о будущих денежных потоках компании. Принцип начисления предоставляет такую информацию в Отчете о движении денежных средств, как только эти суммы могут быть определены с достаточной степенью точности. Дебиторская и кредиторская задолженности дают представление о будущих поступлениях и выплатах денежных средств. Другими словами, метод начисления помогает прогнозировать будущее движение денежных средств, отражая хозяйственные операции в то время, когда они происходят, а не когда деньги получены или выплачены.
Кассовый метод и метод начислений
При обработке информации о доходах и расходах, перед бухгалтером встает вопрос: «В каком месяце нужно списывать расходы?» С точки зрения теории бухгалтерского учета, существуют два метода признания: кассовый метод и метод начислений (раньше в России он назывался «по отгрузке»).
Согласно кассовому методу, доходы и расходы признаются, когда происходит движение связанных с ними потоков денежных средств. Кассовый метод удобно использовать, когда предприятие небольшое и результаты его деятельности сильно зависят от входящих и исходящих потоков денежных средств. В России он может использоваться при расчете ряда налогов. Но использование кассового метода не дает никакой информации о тех будущих входящих и исходящих потоках ресурсов, которые ожидают предприятие в будущем. Например, при использовании кассового метода из баланса пользователь не узнает о том, какие выплаты предприятие должно сделать своим поставщикам в ближайшем времени или какие ожидаются поступления от покупателей, получивших товары на условиях пост-оплаты.
По этому, стандарты большинства стран (в том числе и России, и МСФО) предусматривают использование метода начислений:
Согласно МСФО 1, финансовая отчетность, за исключением информации о движении денежных средств, должна составляться согласно методу начисления:
· операции и события признаются, регистрируются и представляются в отчетности тех периодов, к которым они относятся (а не по мере поступления денежных средств или их эквивалентов);
· расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основе сопоставления между понесенными расходами и заработанными доходами (концепция соотнесения).
Метод начислений определяет, как доходы и расходы распределяются по периодам. Важно, что правила признания доходов и расходов также базируются на предположении о постоянстве деятельности компании (т.е. предполагается, что предприятие будет существовать бесконечно долго, если нет обратных тому свидетельств).
Например, компания осуществила продажу в этом периоде, но получила деньги в следующем периоде. Так как продажа осуществилась в этом периоде, то доходы признаются в этом периоде. Далее, так как мы предположили, что компания будет существовать в будущем, следовательно, мы будем ожидать получение денег в будущем и для отражения этого факта мы будем использовать счет «Расчеты с заказчиками».
Финансовые отчеты, подготовленные на основе метода начислений, дают пользователю информацию не только о прошлых операциях, но также и об обязательствах по выплате денежных средств в будущем, и ресурсах в виде денежных средств, которые будут получены.
Правило признания расходов называется «принципом соответствия». Согласно этому правилу признание затрат может быть выполнено одним из трех способов:
· расходы ставятся в соответствие полученным доходам (например, себестоимость товаров списывается в момент их реализации)
· расходы признаются в периоде, в котором они совершены (например, расходы на электричество признаются в месяце, когда это электричество было потреблено)
· расходы, не приносящие выгоды в будущем, списываются в том периоде, когда это обнаружилось (например, при закрытии части производства необходимо немедленно списать все затраты, связанные с этим производством)
В большинстве случаев доходы признаются, когда товары проданы или услуги оказаны.
Предположим, что компания продает товары покупателям в кредит за 1000 рублей 10 июня 1997 года. Доход признается в этом периоде, так как товары были уже проданы, хотя деньги не были еще получены.
Согласно принципу соответствия расходы, возникшие в течение отчетного периода, должны быть поставлены в соответствие доходам, полученным в течение этого периода. Соответствие может быть достигнуто путем привязки к определенному проданному товару. Если расходы не могут быть сопоставлены с определенным продуктом, то они могут быть привязаны к отчетному периоду, в котором они возникли.
Например, зарплата признается как расход в течение периода, когда рабочие предоставили свои услуги (свой труд), даже если деньги будут выплачены позднее. Поэтому зарплаты, начисленные рабочим за работу в июне, признаются как затраты июня, хотя выплачены они будут в июле.
Часть расходов может быть отнесена на стоимость товара. Тогда эти расходы будут списаны в периоде, когда товар будет продан, так как согласно методу начислений себестоимость реализованных товаров признается в периоде, когда товары проданы.
Предположим, что 1 октября 2000 г. компания получила кредит в размере 4000 рублей по ставке 20% годовых сроком на 1 год. В 2000 г. нельзя признавать всю сумму начисленных процентов 800 рублей, а только расходы по процентам за три месяца в размере 200 рублей. При этом остальная часть будет признана в 2001 г.
При покупке основное средство признается как актив, а его стоимость распределяется на несколько периодов путем начисления амортизации, так как компания будет получать выгоду в течение всей жизни основного средства. Отметим, что эти проводки не имеют отношения к реальным деньгам, уплаченным при покупке. При записи амортизации сумма износа дебетуется на счета расходов для того, чтобы отразить, какая часть стоимости основного средства была использована в течение периода.
Метод начисления и кассовый метод
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
В бухгалтерском и налоговом учете признать доходы и расходы можно двумя способами.
Первый из них — метод начисления. Он связан с периодом фактического проведения хозяйственной операции. Учесть соответствующий доход или расход нужно в дату его возникновения по документам или в дату передачи сырья, оказания услуг, то есть в момент, когда доход или расход был начислен.
Второй вариант — кассовый метод. При его использовании признать доходы или расходы следует в периоде, когда произошел факт оплаты, то есть когда деньги поступили или покинули кассу или рассчетный счет или когда организация получила или передала иное имущество.
На практике чаще всего компании ведут учет первым способом, следуя указаниям бухгалтерских стандартов и Налогового кодекса. Считается, что признание доходов и расходов по факту отгрузки наиболее точно отражает результат работы бизнеса. Однако иногда предприятия могут или даже обязаны учесть расходы по факту оплаты.
Главное преимущество кассового метода — сокращение кассовых разрывов: исключается ситуация, когда компания должна уплатить налог, а денежные средства еще не поступили.
Кому можно вести налоговый учет доходов и расходов кассовым методом
Чаще всего на кассовый метод переходят плательщики УСН. Выбора такие компании не имеют: вести учет поступлений и затрат по отгрузке им нельзя. Некоторые организации на ОСНО также имеют право признавать доходы и расходы по факту оплаты при расчете налога на прибыль. Главное условие — величина средней выручки без учета НДС за предыдущие четыре квартала в каждом из них не должна превышать один миллион рублей.
Кому нельзя применять кассовый метод даже при соблюдении лимита выручки (ст. 273 НК РФ):
Еще одно ограничение для перечисленных организаций — запрет на заключение договоров доверительного управления имуществом, договоров простого или инвестиционного товарищества.
Ведите учет, платите зарплату, налоги и взносы, отчитывайтесь через интернет в Контур.Бухгалтерии. Веб-сервис сам рассчитает суммы, выберет проводки, сформирует отчеты.
Когда можно применять кассовый метод в бухгалтерском учете
Если говорить о бухгалтерском учете, в законодательстве указан ряд организаций, которые могут вести его упрощенным способом. Только таким предприятиям разрешается учитывать доходы и расходы в момент проведения платежа. К ним относятся малые предприятия, некоммерческие организации и компании со статусом участников проекта «Сколково». Есть некоторые исключения:
Способ признания доходов и расходов нужно обязательно закрепить в учетной политике. Если компания может применять способ учета по оплате и в бухгалтерском учете, и в налоговом, это значительно упростит документооборот в компании.
Когда можно перейти на кассовый метод
Компания может перейти на учет доходов и расходов по факту оплаты при соблюдении ограничения по выручке, начиная с 1 января следующего налогового периода. Вновь зарегистрированная фирма имеет право сразу применять такой способ учета. Это целесообразно, если в первое время работы ожидаются небольшие поступления.
Пример. Компания ООО «Янтарь» на режиме ОСНО планирует перейти на кассовый метод учета с 1 января 2022 г. Ее выручка без НДС в каждом квартале 2021 г. составляла:
1 квартал 2021 — 0,55 млн рублей;
2 квартал 2021 — 1,37 млн рублей;
3 квартал 2021 — 1,21 млн рублей;
4 квартал 2021 — 0,62 млн рублей.
Средняя выручка в нашем случае составила 0,94 млн руб. Это означает, что ООО «Янтарь» может признавать доходы и расходы по мере их оплаты.
Учет доходов при кассовом методе
Компания имеет право признать доходы в момент поступления оплаты наличными в кассу или на расчетный счет. При расчетах с помощью обмена дата получения дохода — это день поступления актива в организацию.
Учет расходов при кассовом методе
Факт оплаты — ключевое событие в кассовом методе. Под оплатой в рамках признания расходов понимается прекращение встречного обязательства перед продавцом. Отток средств должен быть обязательно связан с товарами, работами или услугами, которые приобретаются фирмой.
При признании отдельных видов расходов есть и дополнительные условия. Например, для компаний на ОСНО расходы на материалы и сырье можно учесть только по мере их отправки в производство. Амортизацию можно учесть, только если амортизируемое имущество оплачено и используется в производстве. Для организаций на упрощенке есть ограничение по учету расходов на товары для перепродажи: такие затраты списываются по мере реализации продукции.
Когда в расходах можно учесть аванс, выданный фирмой контрагенту? Даже если компания работает на кассовом методе, такой платеж признать расходом нельзя. Таким образом, учет предоплаты поставщикам на практике производят в момент отгрузки товара или оказания услуг/проведения работ.
Что будет, если организация нарушает условия
При учете кассовым методом компания должна постоянно контролировать соблюдение лимита доходов. Если предельное значение за последние четыре квартала превышено, нужно перейти на метод учета по отгрузке в текущем налоговом периоде. Так же следует поступить при заключении договора доверительного управления, создании простого или инвестиционного товарищества.
При возврате к методу начисления возникает либо переплата по налогу на прибыль, либо недоимка. Придется пересчитать сумму налога и представить уточненную налоговую декларацию. При недоимке следует погасить возникшие обязательства перед бюджетом. Если не выполнить указанные требования, компании грозят штрафы от налоговой.
Учитывайте доходы и расходы кассовым методом в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Тестируйте возможности системы бесплатно в течение 14 дней.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Основы международных стандартов финансовой отчетности
2.2. Основополагающие принципы финансовой отчетности
Принцип начисления. Подготовка финансовых отчетов осуществляется с помощью принципа начисления. Согласно этому принципу результат сделок и других операций регистрируется в момент их совершения (а не во время получения или выплаты денежных средств либо их эквивалентов) в бухгалтерском учете и фиксируется в финансовом отчете соответствующего периода. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления по учету доходов и расходов в момент совершения операции, информируют пользователей не только об уже свершенных оплаченных сделках, но и об обязательствах выплаты денежных средств в будущем, а также о предполагаемых будущих источниках денежных доходов.
Принцип непрерывности деятельности (действующего предприятия). При подготовке финансовых отчетов, как правило, подразумевается, что предприятие является действующим и будет продолжать функционировать в ближайшем будущем. Таким образом, предполагается, что у предприятия нет никаких намерений или необходимости сокращать финансирование основных операций; а в случае если такое намерение или необходимость существуют, метод подготовки финансовых отчетов может быть другим.
Уместность. Для того чтобы быть полезной, информация должна соответствовать задачам пользователей при принятии ими решений. Информация может быть названа соответствующей (уместной), если она помогает пользователям, принимающим решения, оценить прошлые, настоящие и будущие события и подтвердить или же скорректировать прошлые оценки.
Уместность информации определяется ее содержанием и существенностью. В некоторых случаях содержания информации может быть достаточно для того, чтобы назвать ее уместной. Существенность зависит от объема информации или от ошибки, серьезность которой зависит от обстоятельств, при которых было допущено упущение или ложная запись. Следовательно, существенность не является только количественной характеристикой, но показывает пороговый уровень или минимально приемлемый уровень дохода, по которому уместно раскрыть информацию отдельно.
Надежность. Для того чтобы быть полезной, информация должна также быть надежной. Информация может быть названа таковой в том случае, если в ней не содержится существенных ошибок и предвзятых суждений и если она может служить надежной опорой пользователям и правдиво представлять то, что она должна представлять и что ожидают получить пользователи.
С другой стороны, информация может быть уместной, но ненадежной по своему содержанию или методу изложения, что может привести к заблуждениям.
Финансовая информация является надежной, если она:
Сравнимость. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты предприятия по прошествии определенного времени, для того чтобы выявлять тенденции в финансовом положении и его функционировании. Пользователи должны также иметь возможность сопоставить финансовые отчеты разных предприятий, функционирующих в одной отрасли. Поэтому оценка и представление последствий однотипных сделок и других мероприятий должны осуществляться на протяжении всего времени существования предприятия с помощью одних и тех же методов.
Поскольку пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовое положение, функционирование и изменения финансового положения предприятия с течением времени, очень важно, чтобы финансовые отчеты отражали соответствующую информацию за предшествующие периоды.
Своевременность. Если информация не предоставляется в срок, позже она может потерять свою актуальность. Возможно, руководителям понадобится соотнести достоинства своевременной отчетности и обеспечение надежной информации. Для того чтобы предоставить своевременную информацию, иногда необходимо сделать отчет до того, как все аспекты совершаемой сделки станут известны, что в известной мере понизит надежность информации. И наоборот, если отчетность откладывается до того момента, когда все аспекты сделки или другого мероприятия станут известны, информация может быть в высшей степени надежной, но бесполезной для пользователей, перед которыми стоит задача принятия решений в промежуточные периоды.
Рациональность. Баланс между выгодой и стоимостью представляет собой распространенное ограничение, а не качественную характеристику. Преимущества, получаемые от предоставленной информации, должны превышать затраты на получение этой информации. Оценка преимуществ и затрат является по существу процедурой, основанной на профессиональных суждениях.
Далее в табл. 2.1 сравниваются фундаментальные основы, на которых базируется бухгалтерский учет в России и в международной практике.