Предшкола что это такое
«Предшкола нового поколения» преемственность школа-детский сад
«Предшкола нового поколения, как механизм преемственности между детским садом и начальной школой»
Цели предшкольной подготовки:
— подготовить детей к обучению – новому для них виду деятельности;
— подготовить детей к обучению именно в школе, к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает их общее психическое развитие.
— формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, оказание диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
— сформировать положительную мотивацию к обучению в школе;
— познакомить родителей с наиболее эффективными приёмами и методами работы с детьми по развитию у детей инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
— формировать знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
— развивать компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
— включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста),
— обеспечить детям психолого-педагогическую подготовку к школе, позволяющую им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы;
— выявить проблемные сферы в развитии ребёнка и дать индивидуальные рекомендации его родителям
Составлено Положение о предшкольной подготовке, разработана образовательная программа на основе комплекта парциальных программ « Предшкола нового поколения»
КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ «Предшкола нового поколения» разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». В соответствии с основной идеей «ПРОГРАММЫ» парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
«ПРОГРАММА» состоит из двух разделов: «Здоровье и физическая культура» и «Развитие».
КОМПЛЕКТ ПАРЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, раскрывающий раздел «Развитие», включает ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ трех блоков «ПРОГРАММЫ»: «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально.
Все парциальные программы разработаны в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, временных государственных стандартов в области дошкольного воспитания и образования.
Поскольку КОМПЛЕКТ включает обязательную часть основной образовательной программы детей старшего дошкольного возраста, он является обязательным нормативным документом, реализуемым образовательным учреждением в соответствии со своим выбором программы или системы парциальных программ.
Составлено тематическое планирование для проведения занятий, которые строятся на основе модулей «Учимся читать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Знакомство с математикой».
В ходе занятий обеспечиваем условия для развития произвольного внимания и памяти, мышления, связной речи, мелкой моторики рук, развитие осведомлённости, восприятия, воображения, ориентирования в пространстве и на листе бумаги.
— не допускать умственных перегрузок, избегать одностороннего подхода к организации занятий (игра – ведущий вид деятельности), не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная, творческая работа ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого; должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребенка, учет индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех компонентов развития, создание ситуации успеха и эмоционально-благоприятного общения с ребенком;
— вариативность содержания и форм проведения занятий;
— соблюдение принципа преемственности и непрерывности (экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу; проведение учащимися школы концертов в детском саду; участие в совместных мероприятиях: праздниках, соревнованиях и т.д.)
Для родителей проводится просветительско-консультативная работа. На первом собрании родителям разъяснили особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей. Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося, с учебным планом, ООП НОШ, нормативно-правовой базой по профилактике безнадзорности и правонарушений, с электронными дневниками и журналами, с гигиеной младшего школьника и методами укрепления здоровья, детской литературой и ролью семейного чтения, как по-настоящему любить своего ребёнка. Школьный психолог провёл ряд тематических консультаций и практических занятий: «Особенности развития внимания и памяти. Виды внимания», «Игры на развитие логического мышления», «Психологическая готовность ребёнка к школе. Как помочь в этом ребёнку», «Роль ПМПК в определении образовательного маршрута первоклассника» и др.
Для лучшего ознакомления родителей с методами и приёмами работы должно быть их присутствие на некоторых занятиях.
— в ходе занятий дети проявляли способность к фантазии, воображению. Они фантазируют вслух, играют звуками и словами. Многие умеют выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любят наблюдать, экспериментировать;
— проводилось мониторинговое обследование готовности к школе.
Задания были приближены к региональным. Из 14 детей справились 13. По результатам видно, что у детей хороший уровень развития сенсорных способностей, наглядно-действенного мышления. Они умеют действовать по инструкции учителя, ориентироваться на листе бумаги, понимать слова, обозначающие пространственные отношения. У них сформированы элементарные математические представления, зрительное восприятие формы. Многие имеют фонетико-фонематическое восприятие, выполняют умственные операции анализа и обобщения, умеют классифицировать. Не все владеют звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове и не умеют находить закономерность на основе зрительного внимания, у многих не сформировано наглядно-образное мышление.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к учению в школе или наличие учебной мотивации
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий выполнять требования взрослого
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения
4) хорошее развитие фонематического слуха.
Результатом работы школьного психолога является составление Карты будущего первоклассника, которая включает в себя показатели уровня готовности ребёнка к школе (психологическая и социальная готовность, уровень развития школьно-значимых психофизиологических функций, волевая, интеллектуальная готовность, учебные навыки, способность к социальному взаимодействию; даны рекомендации. Она составляется по результатам индивидуальной работы психолога с детьми. По результатам диагностики с родителями всех детей проведены индивидуальные беседы и консультации.
Главный результат: готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному. И определить её лучше не после, а до первого звонка.
Ещё есть время для коррекции на занятиях (в июне) во время летней оздоровительной площадки, направлениями которой традиционно считаются оздоровление, досуговая деятельность и образование. Таким образом, лето соединяет две эпохи жизни будущих первоклассников.
Ребенок усвоит любую программу только в той мере, насколько она будет являться его собственной. Поэтому на каждого ребенка должна быть разработана индивидуальная карта развития с учетом особенностей его развития. Проводя занятия с ребенком по его программе, педагог тем самым повысит у ребенка эффективность занятия, «подтянет» несформированные функции у ребенка, даст задания того качества и сложности, в таких сочетаниях, которые необходимы данному ребенку. Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволит вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребенком. Мы считаем, что если работать по индивидуальным программам, то можно успешно компенсировать несформированность когнитивных функций, дефицит личностного и социального развития еще до поступления ребенка в школу.
Ребёнок познакомился с классом, со школой, с учителем. Мой ребёнок, чувствует себя более уверенно, стал больше уделять внимания письму. Получили полезные советы по поводу обучения и воспитания первоклассников. Ребёнок стал более усидчивым, появился интерес к занятиям Мой ребёнок стал более ответственным. Узнала много нового о воспитании ребёнка)
Предшкольное образование, зачем оно нужно детям?
Тема: Предшкольное образование, зачем оно нужно детям?
В основном предшкольная подготовка осуществляется в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, которые не посещают дошкольные учреждения и находятся дома. Некоторые родители готовят ребенка к школе самостоятельно. А в основном многие дети играют дома под присмотром бабушек и дедушек, так как в садике нет места, а родители работают и им некогда заниматься со своими детьми. Всем понятно, что родители и дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из – за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому в 2010 году на базе «Сасыкольской средней школы» № 5 была открыта группа « Предшкольного образования»
Основная цель – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования .
Мы занимались по программе образования и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора». Руководитель программы Н.Ф. Виноградова. Данная программа рассматривает психолого – педагогические аспекты развития и воспитания детей предшкольного возраста. Она предназначена для того, чтобы сделать равными стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников ДОУ через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и школе.
В структуре данной программы выделяют следующие разделы: «Познаём других людей и себя», «Познаём мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».
В начале года нами была проведена диагностика, проверяющая знания детей по всем разделам. По результатам диагностики видно, что дети делятся на три уровня:
— высокий – 2 человека
— средний – 3 человека
-низкий – 12 человек
Задания для высокого уровня. Заштрихуй машинку разными способами.
Задания для среднего уровня. Заштрихуй матрешку двумя способами.
Задания для низкого уровня. Заштрихуй фигуры.
У детей развито лучше всего мышление наглядно – образное , поэтому на своих занятиях часто применяли наглядные пособия.
Здесь дети должны назвать что видят, посчитать сколько всего и поставить нужные цифры.
Слайд № 10.
С помощью этой бабочки дети с легкостью выучили направления: вправо, влево, вверх, вниз. ( Например, ребенок выходил к доске, я ему говорила, что бабочка полетела на 1 клеточку в право и на 1 клеточку вниз. Ребенок ее передвигает. Затем задаем вопрос. Где оказалась бабочка? (В нижнем правом углу).
Когда мы учили геометрические фигуры, я принесла детям домик, который повесила на доску, шаблоны для детей.
— Ребята, что вы видите на доске? (домик)
— Правильно, домик. Сейчас мы с вами узнаем, из каких частей он построен. (Объясняю, что сделан из геометрических фигур, крыша – треугольник и.т. д. Затем предлагаю ребятам построить свой домик из шаблонов) .
— прямо и обратно считать до 10;
— называть предыдущее и последующее число от заданного;
— составлять числа в пределах 10;
— сравнивать предметы по величине, цвету, форме, расположению;
— знают геометрические фигуры круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник;
— решают простые задачки.
Наши дети маленькие, им тяжело настроиться на обучение, поэтому занятия обеспечивались постепенным переходом от игровой к учебной деятельности. Исходя из этого алгоритма, основными формами образования детей в предшкольных группах, прежде всего, являлись различные виды игр :сюжетно – ролевые, развивающие, подвижные. Например, на занятии «Учимся родному языку» часто использовали сюжетно – ролевую игру «Живые модели». После анализа слова нитки на доске выкладываю схему этого слова (зеленая, красная, синяя, зеленая и красная фишки). Детям говорю, кто каким звуком из них будет. Итак, у доски дети выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Вызываю кого – нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам и буквам, которые дети держат в руках. Затем начинаю подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне ударный гласный звук «И»; твердый согласный звук «Т» и.т.д. Так же на этом занятии проводим игры с мячом. Например, бросаю мяч ребенку и называю слово с любого мягкого согласного звука (мяч), ребенок ловит мяч и возвращает его обратно, но слово называет мне с твердой пары этого звука (мак). У многих детей плохо развита речь: «проглатывают» окончания, излишняя торопливость или замедленность, нечеткое выговаривание слов. С этой проблемой нам помогли особые дикционные упражнения: пословицы, поговорки, песенки, загадки и скороговорки.
Например, при изучении звука «Ш», мы с детьми разучили скороговорку: «Шесть мышат в шалаше шуршат». Затем с детьми при изучении этого звука, можно встать и представить, что мы ходим по лесу, и создаем звук, как будто под нашими ногами шуршат листья: «ш- ш- ш- ш».
Речь ребенка развивается на каждом занятии: музыке, где поют песни, «Познаем мир», где дети отгадывают загадки, высказывают смысл пословиц.
Подвижные игры, мы применяем на физкультурном занятии. Например: «Медведь во бору», «Охотник и утки». В этих играх у детей развивается не только подвижность, но и сплоченность, сопереживание друг за друга.
Главное для детей, чтобы педагог за правильный ответ хвалил и поощрял его. На своих занятиях мы давали детям цветочки или фишки, для них это было важно, ребята даже устраивали соревнования, кто больше наберет. Казалось бы, для них это игра, но ведь они полностью погружаются в обучение, аккуратно штрихуют, читают, решают задачки и.т. д.
К концу года дети приобрели навыки и умения:
1. Умение выделять заданный звук в потоке речи;
— умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
— владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.
4. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке,
5. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
. В конце года с детьми была проведена диагностика, результаты можно увидеть на диаграмме.
В классе 17 человек. Из них. Освоили программу: 8 человек
— 47% (высокий уровень),
— 35% (средний уровень),
3 человека – 18 % (низкий уровень).
Сравнили результаты диагностик, их можно увидеть на диаграмме.
Мы считаем, что занятия по предшкольной подготовке, необходимо продолжать, т. к. они позволяют выровнять стартовые возможности детей – дошкольников, избежать трудностей адаптационного периода в 1 классе, обеспечить психологический комфорт с целью сохранения психического и физического здоровья ребенка, развитию устойчивых познавательных интересов, уверенности в себе, самостоятельности, умения устанавливать социальные контакты.
Библиотечка для родителей
Что такое предшкольное образование?
Предшкольное образование – это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой – его успешную социализацию, т.е. вхождение в общество.
Предшкольное образование решает две основные задачи:
подготовка детей к обучению, как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно- речевое развитие и др.);
подготовка детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению с о взрослыми, сверстниками и пр.).
Где осуществляется предшкольное образование?
Предшкольное образование может осуществляться в организациях, которые имеют в качестве основной цели – образование (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы и др.). Кроме этого, предшкольное образование может осуществляться в семье (домашнее образование).
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появление у него осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.
Что способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников?
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольника, гармоничного его развития необходимо соблюдать комплекс мер, который должен включать различные направления.
Нормализация учебной нагрузки:
— отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
— разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
— использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями и функциональными возможностями ребенка.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
— использование педагогами вариативных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
— превращение физического воспитания в действенную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
— привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и проблемы в развитии. Ранняя диагностика, коррекция и последовательная их социализация.
Где можно получить консультацию по предшкольному образованию детей?
Родители, самостоятельно обеспечивающие предшкольное образование ребенка, могут активно сотрудничать с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, которые занимаются предшкольным образованием. Специалисты проведут консультацию по вопросам выбора программ, использованию методических рекомендаций для родителей с подробным описанием занятий, подбору пособий, цифровых образовательных ресурсов, наглядного и дидактического материала для ребенка.
Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?
Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
— Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
— Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
— Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).
— Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
— Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
— Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:
— Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
— Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
— Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Вопросы по работе школьных психологов можно задать по телефону 311-71-18.
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?
В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль, 1996, Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребёнок к школе». М., 1994, представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребёнка к школе.
При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углублённым изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребёнка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
Дополнительные вопросы по содержанию обучения ребёнка в начальной школе Вы можете задать по телефону 311-71-18 или по электронной почте на адрес: psyholog@
Найти ответы на интересующие Вас вопросы можно найти на сайте окружного учебно-методического центра
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика.
Вот некоторые задания и методические рекомендации из педагогической диагностики (разработали сотрудники Центра начального обучения РАО Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и Кузнецова М.И.).
Цель : выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе. Предварительно в центре листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны красный, синий, зеленый и желтый карандаши.
Текст задания : Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания :
0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
2 балла — выполнены верно два или три пункта задания.
3 балла — все пункты задания выполнены верно.
Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Цель : выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при умении правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Условия выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.
Текст задания : Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.
1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.
2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
3 балла — обе задачи выполнены верно.
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
— уметь чётко произносить все звуки речи
— уметь интонационно выделять звук в словах
— уметь выделять заданный звук в потоке речи
— уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
— уметь произносить слова по слогам
— уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
— уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово
— уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
— уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
— уметь составлять несколько предложений о предмете
— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
— уметь наизусть читать любимые стихотворения
— знать автора прочитанного стихотворения
— уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления :
— знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
— уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
— уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
— уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6=6)
— уметь соотносить цифру и число предметов
— уметь сравнивать 2 группы предметов
— уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
— знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
— уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
— уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
— уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
— уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки
— уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
— уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
— иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
— знать 1-2-3 комнатных растения
— знать названия 12 месяцев года
— знать названия всех дней недели
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
— в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
— полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
— знать правила поведения в общественных местах и на улице.
С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приёма в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного гола, проводится в условиях детского сада.
Как организовать занятия с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко представлять, как человек усваивает информацию.
В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.
То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90 %! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.
Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?
Необходимо уделить внимание тому, как ребенок держит в руке карандаш или кисть во время рисования. Впоследствии очень сложно будет переучить привыкшего неправильно держать пишущий предмет ребенка. Чтобы развить этот навык, необходимо сначала просто понаблюдать – как ваш малыш держит карандаш. Правильный захват выглядит так:
— пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца,
— фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного;
— средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.
Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Для обучения правильному захвату можно использовать прием, при котором ребенок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребенок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании.
2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Память — это нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь.
Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде.
На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений.
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
От 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на его органы чувств. Такими эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.