Председатель на выборах что нужно знать новичку
Председатель на выборах что нужно знать новичку
После открытия помещения для голосования для избирателей:
в случае выявления попытки избирателя вынести избирательный бюллетень из помещения для голосования член УИК должен убедить избирателя в необходимости исполнить положения Федерального закона № 20-ФЗ о порядке голосования и разъяснить ему возможные последствия указанных действий, если их целью является передача бюллетеня другим лицам, а именно – возможность классификации данных действий как фальсификацию итогов голосования, что влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.
секретарь УИК непосредственно после начала голосования сообщает в вышестоящую ТИК об открытии помещения для голосования и о числе избирателей, включенных в список избирателей (по федеральному избирательному округу);
секретарь УИК на основании сведений членов УИК с правом решающего голоса, выдающих избирателям бюллетени, осуществляет оперативный подсчет числа избирателей, принявших участие в выборах (по федеральному избирательному округу), подсчет числа избирателей, включенных в список избирателей на отчетное время, периодическую передачу информации об этом в вышестоящую ТИК по состоянию на 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени.
Организация голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования производится в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона № 20-ФЗ.
После этого секретарь УИК или по поручению председателя УИК иной член комиссии с правом решающего голоса проводит регистрацию вновь прибывающих указанных лиц, а также отмечает время их убытия из помещения для голосования.
В ходе дня голосования могут возникнуть вопросы, требующие коллегиального рассмотрения на заседании УИК, в том числе в случае поступления в УИК жалобы (заявления) о нарушении закона.
В связи с этим при первом появлении необходимости проведения заседания следует организовать и объявить открытым заседание УИК по вопросу «О работе УИК избирательного участка № в день голосования». Повестку дня, протокол заседания и решения УИК следует оформлять согласно образцам в методическом материале к разделу № 1 Рабочего блокнота УИК.
Последние новости
Председатель
Председатель участковой избирательной комиссии назначается вышестоящей избирательной комиссией в момент формирования УИК.
Председателем участковой избирательной комиссии не может быть близкий родственник кандидата в депутаты и/или на выборную должность, его супруг (супруга), а также лицо, находящееся в непосредственном подчинении у кандидата.
Первое заседание УИК собирает председатель участковой избирательной комиссии. На первом заседании тайным голосованием выбирают заместителя председателя и секретаря.
Права и обязанности председателя участковой избирательной комиссии
Кроме общих прав и обязанностей членов УИК с правом решающего голоса председатель участковой избирательной комиссии осуществляет следующие действия:
В день голосования
В день голосования председатель участковой избирательной комиссии обязан:
Председатель участковой избирательной комиссии должен следить за порядком в помещении для голосования в течение всего времени работы участковой избирательной комиссии.
В 20.00 председатель участковой избирательной комиссии должен объявить, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, а затем объявить об окончании голосования
Подсчет голосов
Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:
Председатель участковой избирательной комиссии обязан визуально ознакомить всех присутствующих в помещении для голосования с погашенными избирательными бюллетенями.
Председатель участковой избирательной комиссии, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в протоколы об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией.
Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом:
Председатель участковой избирательной комиссии оглашает итоговые данные, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии.
После окончания подсчета голосов и составления итоговых протоколов председатель участковой избирательной комиссии проводит итоговое заседание УИК.
После чего вся документация передается в вышестоящую избирательную комиссию.
100 вопросов председателя участковой избирательной комиссии (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Избирательная комиссия города Иванова
100 вопросов председателя
В период подготовки и проведения выборов годов возникали вопросы, при решении которых председатели участковых избирательных комиссий испытывали некоторые затруднения.
В настоящем сборнике собраны часто встречающиеся вопросы.
1. Кто назначает председателя участковой избирательной комиссии?
Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности непосредственно вышестоящей комиссией.
Председатель участковой комиссии назначается на срок ее полномочий, организует работу комиссии в пределах ее полномочий. В своей работе председатель участковой комиссии должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами и иными нормативными правовыми актами города Иванова.
(Пункт 7 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 01.01.2001 №67-ФЗ, далее – Федеральный закон).
2.Основные обязанности председателя
Организация подготовки и проведения выборов, референдума в пределах компетенции участковой избирательной комиссии: общее руководство комиссией; планирует работу комиссии; определяет повестку дня и назначает дату заседания комиссии; председательствует на заседаниях комиссии; подписывает протоколы заседания комиссии и принятые решения; рассматривает поступающие в комиссию распоряжения и директивные указания вышестоящей комиссии, обращения, заявления (жалобы), принимает решения, а при необходимости выносит на заседание комиссии. Несет ответственность за соблюдение сроков, установленных календарным планом подготовки и проведения выборов.
3. Полномочия участковой избирательной комиссии
В соответствии с п.6 ст.27 Федерального закона, ст. 16 Закона Ивановской области от 01.01.2001 N 98-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Ивановской области» (далее-Областной закон «О системе избирательных комиссий») участковая избирательная комиссия:
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из избирательной комиссии поселения;
д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
е) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также голосование по открепительным удостоверениям в случаях, предусмотренных законом;
ж) проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в избирательную комиссию поселения;
з) объявляет итоги голосования на избирательном участке, изготавливает и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования
и) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения законодательства о выборах и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
к) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
л) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;
м) выдает открепительные удостоверения, в случаях предусмотренных Областным законом;
н) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, Областным законом, иными законами.
4. Срок полномочий участковой избирательной комиссии
Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании для непосредственного обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Полномочия участковой комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
(Пункты 1, 3 статья 10 Областного закона «О системе избирательных комиссий», пункты 1-2 статьи 27 Федерального закона).
5. Как часто проводить заседания комиссии?
Деятельность участковой избирательной комиссии осуществляется коллегиально, открыто и гласно. На всех заседаниях участковой избирательной комиссии ведется протокол.
Заседания участковой избирательной комиссии созываются председателем комиссии по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
(Статья 21 Областного закона «О системе избирательных комиссий», пункт 9 статьи 28 Федерального закона).
6. Обязательно ли присутствие всех членов комиссии на заседании комиссии?
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии.
Заседание участковой избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
(Пункт 10 статьи 28Федерального закона).
7. Избрание заместителя председателя и секретаря комиссии.
Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Оформление документов по проведению первого организационного заседания комиссии представлено в Приложении (образцы № 1-7).
При принятии участковой избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
(Пункт 8 статьи 28 Федерального закона, пункт 8 ст. 21 Областного закона «О системе избирательных комиссий»).
8.Член участковой избирательной комиссии не согласен
с решением комиссии, принятым большинством голосов.
(Пункт 17 статьи 28 Федерального закона).
9. Статус члена участковой избирательной комиссии
Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях участковой избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании участковой избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания участковой избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, участковой избирательной комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;
6) вправе обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Ивановской области.
Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
Членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается вышестоящей избирательной комиссией. Удостоверение оформляется на основании решения участковой избирательной комиссии.
Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:
1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
3) составлять протокол об итогах голосования;
4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции участковой избирательной комиссии, и подписывать решения комиссии.
5) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Это не может служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных действий.
(Пункты 21.1,22-23 статьи 29 Федерального закона).
10. Гласность в деятельности участковой избирательной комиссии
На всех заседаниях участковой избирательной комиссии, а также при осуществлении ею работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать:
1. члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
2. зарегистрированный кандидат;
3. доверенное лицо зарегистрированного кандидата;
4. уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией;
5. кандидат из указанного списка;
Для присутствия на заседаниях участковой избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами.
С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках, кроме вышеназванных лиц, вправе присутствовать наблюдатели.
Составляется список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (образец № 31).
(Пункты 1, 3 статьи 30 Федерального закона).
11.Где разместить вывеску с указание номера избирательного участка?
На здании, в котором располагается помещение для голосования, должна находиться вывеска с указанием номера избирательного участка (образец № 8). При входе в здание, где размещается помещение для голосования, может использоваться государственная символика.
В здании на пути следования к помещению для голосования размещаются стрелки-указатели.
Если в здании размещено несколько избирательных участков, на вывеске указываются все их номера, а также помещается объявление с указанием наименования улиц и номеров домов, входящих в границы каждого избирательного участка.
12.Какие требования, предъявляются к оборудованию
помещения для голосования?
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой муниципального образования.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд.
13.Что рекомендуется разместить на информационном стенде?
На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, в которых должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней). Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации.
Информация о зарегистрированных кандидатах, а также об избирательных объединениях, внесенных в избирательные бюллетени, размещается на информационном стенде под заголовками «Кандидаты в депутаты. » и «Перечень избирательных объединений. ».
Информационный стенд должен содержать информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;
г) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
д) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений (если такая информация имеется);
е) в случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата.
На информационном стенде рекомендуется разместить брошюры с текстами Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ивановской области «О выборах» и плакаты:
— Извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации;
— Образец заполнения избирательных бюллетеней;
— Перечень избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов;
— Кандидаты в депутаты избирательного округа в границах которого находится избирательный участок;
Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли прочитать их.
(Пункты 3, ст. 61 Федерального закона, пункт 3. статьи 48 Областного закона «О выборах»).
14.Увеличенная форма протокола об итогах голосования.
В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.
(Пункты 1-4, 12, 17-20, 22-24 статьи 68 Федерального закона, статья 54.1 Областного закона «О выборах»).
15.Как рекомендуется разместить оборудование в помещении для голосования?
Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.
Примерная схема размещения технологического оборудования
для организации голосования в помещении для голосования
16.Что еще может находиться в помещении избирательного участка?
В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием и материалами, необходимыми для обеспечения голосования, должно также находиться техническое оборудование: столы письменные, стулья, шкафы для бумаг и одежды, настенные (настольные) часы, сейф или металлический шкаф, материалы для опечатывания ящиков для голосования и избирательной документации, печать участковой избирательной комиссии, калькулятор, канцелярские принадлежности, противопожарные средства, аварийное освещение, охранная сигнализация, телефон.
Кроме того, по возможности необходимы: пишущая машинка, копировальный аппарат, оборудование для музыкального оформления в день голосования, приемник радиотрансляционной сети.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми присутствующими в помещении для голосования.
(Пункт 16, 17 статьи 20, статья 61 Федерального закона, пункт 12, 13 статьи 11, статья 48 Областного закона «О выборах»)
17. На здании избирательной комиссии или в помещении для голосования расклеены предвыборные агитационные материалы
В зданиях и помещениях избирательных комиссий, в помещениях для голосования и на расстоянии менее 50 метров от входа в них вывешивание агитационных печатных материалов запрещается.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном Областным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.
(Пункт 4 статьи 42, пункт 10 статья 46 Областного закона«О выборах», пункт 4 статьи 49, пункт 10 статьи 54 Федерального закона)
18. Требования к кабинам или иным специально
оборудованным местам для голосования
Кабина для тайного голосования образует изолированную площадь, исключающую возможность контроля за действиями избирателя со стороны присутствующих в помещении для голосования, и обеспечивает тайну волеизъявления.
Иные специально оборудованные места для тайного голосования (настольные уголки, столики со стенками или перегородками, ширмы или иное аналогичное оборудование) образуют места для голосования, габариты, конфигурация и размещение которых должны исключать возможность контроля за действиями избирателя со стороны присутствующих в помещении для голосования и обеспечивать тайну его волеизъявления.
Кабина или иное специально оборудованное место для голосования оснащается в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Федерального закона, пунктом 2 статьи 48 Областного закона.
(Пункт 2 статьи 61 Федерального закона, пункт 2 статьи 48 Областного закона «О выборах»).
19. Стационарные и переносные ящики для голосования
Стационарные ящики предназначены для голосования в помещении для голосования. Габариты стационарных ящиков для голосования: от 50х50х95 см до 60х60х105 см; ящик должен вмещать не менее 5000 листов формата А4; размеры прорези для опускания заполненных избирательных бюллетеней должны быть не менее 22 х (1-0,5) см.
Переносные ящики для голосования предназначены для голосования вне помещения для голосования.
Габариты переносных ящиков для голосования: от 30х10х40 см до 40х30х50 см; ящик должен вмещать не менее 200 листов формата А4; размеры прорези для опускания заполненных избирательных бюллетеней должны быть не менее 22 х (1-0,5) см, вес не более 3 кг.
Количество переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования определяется решением соответствующей участковой избирательной комиссии.
На каждом переносном ящике для голосования должен быть проставлен его порядковый номер.
Ящики для голосования с момента их опечатывания и до вскрытия должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей. Опечатывание должно исключать возможность вскрытия ящиков кроме как путем снятия печатей или пломб.
Контроль за сохранностью ящиков для голосования возлагается на членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, определяемых решением участковой избирательной комиссии.
(Пункт 12 статьи 50, пункт 8 статьи 53 Областного закона «О выборах»).
20. Составление списков избирателей
Список избирателей составляется в двух экземплярах.
Первый экземпляр списка избирателей, подписанный председателем и секретарем избирательной комиссией, составившей список и заверенный ее печатью, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр в машиночитаемом виде на специальных носителях хранится в избирательной комиссии, составившей список и используется по ее решению.
(Пункты 13, 15 статьи 17 Федерального закона, пункты 10-12 статьи 8 Областного закона «О выборах»).
21. Возможно ли разделение списков избирателей на несколько книг?
Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
Выверенный и уточненный список избирателей с указанием количества сброшюрованных отдельных книг не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
(Пункт 13 статьи 17 Федерального закона, пункт 10 статьи 8 Областного закона «О выборах»).
22. Кто может быть ознакомлен со списком избирателей?
Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования
Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.
(Пункт 15 статьи 17 Федерального закона, пункт 12 статьи 8 Областного закона «О выборах»).
23. Возможно ли передавать для ознакомления список избирателей?
Не допускается передача избирателю на руки всего списка избирателей либо отдельных его частей. Ознакомление должны проводить члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с соблюдением требований об обеспечении конфиденциальности и сохранности списков.
24. Где хранится список избирателей?
Список избирателей хранится в сейфе участковой избирательной комиссии. Доступ к нему посторонних лиц запрещается.
(Пункт 7 статьи 68 Федерального закона, пункт 7 статьи 54.1 Областного закона «О выборах»).
25. Кто уточняет данные списка избирателей?
После получения от избирательной комиссии составлявшей список избирателей и в ходе ознакомления с ним избирателей участковая избирательная комиссия самостоятельно и через вышестоящую избирательную комиссию регулярно уточняет:
в органах регистрационного учета, учреждениях, где избиратели временно пребывают, центрах временного размещения – сведения о прибытии и убытии граждан;
в военных комиссариатах – сведения о гражданах, убывших к месту военной службы, в том числе службы по контракту;
в органах записи актов гражданского состояния – сведения о регистрации актов гражданского состояния;
в судебных органах и органах опеки – сведения о вступлении в законную силу решений судов о признании граждан недееспособными.
На основании полученных сведений в список избирателей вносятся все необходимые изменения.
(Статья 17 Федерального закона, Статья 8 Областного закона).
26. Как уточняются данные списка избирателей по заявлению избирателя?
Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
(Пункт 16 статьи 17 Федерального закона, пункт 13 статьи 8 Областного закона «О выборах»).
27. Какова нумерация записей списка избирателей?
Нумерация записей о дополнительно включенных в список избирателей гражданах должна быть продолжением нумерации заверенного накануне списка избирателей.
28. Как исключаются граждане из списка избирателей?
Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном настоящей статьей, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС «Выборы» указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения.
(Пункт 16 статьи 17 Федерального закона, пункт 13 статьи 8 Областного закона «О выборах»).
29. Какие особые отметки делаются в списке избирателей?
В списке избирателей делаются следующие отметки:
о дате и причине исключения избирателя из списка избирателей, которая заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии (пункт 13 статьи 8 Областного закона «О выборах»);
при включении избирателя в список избирателей на другом участке «Включен в список избирателей на избирательном участке N» с указанием номера избирательного участка (пункт 14 статьи 8 Областного закона «О выборах»);
лицо, оказывающее помощь избирателю, не имеющему возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень расписывается в графе «Подпись избирателя о получении бюллетеня» списка избирателей, указав свои фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта или заменяющего его документа (пункт 11 статьи 50 Областного закона «О выборах»);
«Проголосовал по открепительному удостоверению», дата и время голосования – избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, включается в список избирателей и расписывается в получении выданного ему избирательного бюллетеня в списке избирателей. Запись заверяется подписями членов участковой избирательной комиссии (пункт 7 статья 51 Областного закона «О выборах»);
(Статья 53 пункт 11 Областного закона «О выборах»).
30. Что представляет собой избирательный бюллетень?
Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Текст избирательного бюллетеня размещается только на одной его стороне. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
На выборах в Ивановскую городскую Думу при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.
Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются Избирательной комиссией города Иванова не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
(Пункты 1-4 статьи 63 Федерального закона, пункты 1-4 статьи 49 Областного закона «О выборах»).
31. Когда получает избирательные бюллетени участковая избирательная комиссия?
Вышестоящая избирательная комиссия передает избирательные бюллетени в участковые избирательные комиссии в присутствии членов соответствующей избирательной комиссии по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней, не позднее, чем за один день до дня голосования. Число передаваемых в каждую участковую избирательную комиссию избирательных бюллетеней определяется решением вышестоящей избирательной комиссии.
(Пункт 13 статьи 63 Федерального закона, пункт 13 статьи 49 Областного закона «О выборах»).
32. Количество избирательных бюллетеней,
получаемых участковой избирательной комиссией?
По каждому избирательному участку число избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи избирательных бюллетеней, и превышать его более чем на 0,5 процента. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.
(Пункт 14 статьи 63 Федерального закона, пункт 14 статьи 49 Областного закона «О выборах»).
33. Куда заносится число избирательных бюллетеней,
получаемых участковой избирательной комиссией?
Соответствующее число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, при установлении итогов голосования заносится в протокол об итогах голосования (строка 2).
(Пункт 2 статьи 67 Федерального закона, пункт 2 статьи 54 Областного закона «О выборах»).
34. Какие отметки делает участковая комиссия
на избирательных бюллетенях?
На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.