Предполагается что за счет более детального изучения исторических периодов обучающиеся могут освоить
Тест для учителей
Тест не являетсяавторской разработкой. Его публикация объясняется моими надеждами и желаниями помочь коллегам быстро и качественно подготовиться к тестированию. Имеются ответы.
Просмотр содержимого документа
«Тест для учителей»
Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую науку?
2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование
концентрического принципа преподавания истории в школе?
3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании Истории в школе?
4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?
5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?
6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его
2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,
Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,
4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
5) Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания исторической действительности.
7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать исторические личности?
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
5) Описывает внешний вид исторического деятеля.
9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?
10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?
11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
3) Путь исследования
12. (60c.) Предметом методики обучения истории является
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
14. (60c.) Методика истории является
1) Отраслью психологии
2) Отраслью педагогической науки
3) Отраслью социологии
4) Самостоятельной дисциплиной
15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является
16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено
17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их
Последовательность преподавания, количество часов в неделю
3) Школьная программа
19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусматривает изучение Всеобщей истории с древности до наших дней в
2) Полной средней школе
4) 7-8 классах 9-летней школы
20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник
3) Нарочницкого А. Л.
21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает
1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе
2) Сохранение монополии государственной идеологии
3) Переход к плюрализму идеологий
4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе
22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени
1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до Наших дней» входит рубрика
1) Межпредметные связи
2) Проблемы обсуждения на занятиях
3) Нормы оценки знаний и умений учащихся
4) Основная методическая литература
26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию
27. (60c.) Сложность текста учебника связана с
1) Курсом и периодом истории
2) Психологическим восприятием учащимися
3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами
4) Научными взглядами автора
28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
1) Пересказ прочитанного
2) Составление простого плана по параграфу
3) Анализ документов по выявлению новых знаний
4) Выписывание новых дат и имен
29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает
1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории
2) Изучение блоками всемирной истории
3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории
4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на более высоком теоретическом уровне
30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении
1) Чтение предшествует беседе
2) Беседа вообще не проводится
3) Беседа предшествует чтению
4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное
31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является
1) Конспективное описание
2) Образная характеристика
3) Предметная характеристика
4) Портретная композиция
32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как самостоятельный предмет в … году
34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист
35. (60c.) К репродуктивному относится метод
2) Проблемного изложения
36. (60c.) К главному материалу относятся сведения
37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался
38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обучения
1) Способы обучения
39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического документа?
40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню
42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое
значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают
Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
43. (60c.) Что относилось в русской школе XX века к «реальному методу» обучения?
1) Краткое комментирование текста учебника
2) Самостоятельное изучение исторических источников
3) Вопросно-ответная форма обучения
44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?
1) Преобладание фактов над теорией
2) Формационная версия событий
3) Обязательность выводов
4) Цивилизационный подход
5) Объемный документальный материал
6) Дискуссионные вопросы
7) Вопросы на трех уровнях
8) Преобладание индуктивного изложения
9) Хронологическая таблица
10) Тщательный отбор материала
11) Обобщающие таблицы
12) Подлинные иллюстрации
Правильные ответы 1.4.5.6.7.12.
45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в
Древности»? (несколько ответов)
1) Славяне — исконные жители Европы
2) Кочевники постоянно угрожали славянам
3) Главное занятие славян — земледелие
4) Главными становились князья
5) Землю славяне обрабатывали сохой
6) Появились первые города
7) Первоначально славяне жили родовыми общинами
8) Славяне обожествляли силы природы
9) В X в. появилась соседская община
10) Славяне жили по земледельческому календарю
11) Славяне жили различными племенами
12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства
Правильные ответы 1.2.3.4.8.11.12.
46. (120c.) Установите соответствие
Вид наглядности Пособия
1) Фото египетской пирамиды
2) Восковая табличка
4) Аппликации «Религия греков»
5) Рисунок на древнегреч. вазе
6) Телепередача «В Древних Афинах»
7) Диафильм «Афинский раб»
8) Разрез греческой триеры, рисунок
47. (120c.) Установите соответствие
Компоненты УМК Авторы
1) Научная и популярная литература
2) Учебная литература
3) Методическая литература
4) Наглядные пособия
8) Разрез греческой триеры, рисунок С. Л. Утченко
Правильные ответы (A1-B5).(A1-B8).(A2-B1).(A2-B6).(A3-B2).(A3-B4).(A4-B3).(A4-B7)
Доклад по теме «Историко-культурный стандарт:проблемы переходного периода».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бородинская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования Киреевский район
Историко-культурный стандарт: проблемы переходного периода.
Подготовила: учитель истории и обществознания МКОУ «Бородинская СОШ» Кутеева И.Н.
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории России будет строиться по линейной системе с 5 по 10классы. За счет более детального изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа. Историческое образование в выпускном классе средней школы может носить дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения. В случае обучения на профильном уровне учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии. Переход на новую структуру и содержание исторического образования началось осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса. При переходе на новую структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на следующую схему.
История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства (РЦГ), до конца правления Ивана III (1505) (40часов)
Всеобщая история XVI-XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии От абсолютизма к парламентаризму (28 часов)
История России XVI-XVII вв. От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра 1(40 часов)
Всеобщая история XVIII в. Эпоха Просвещения Эпоха промышленного переворота Первые буржуазные революции Великая французская революция (28 часов)
История России XVIII в. От начала правления Петра I до конца правления Павла I (1801) (40 часов)
Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28 часов).
История России XIX в. От начала правления Александра 1 (1801) до начала первой мировой войны (1914) (74 часа)
Всеобщая история XX в. (40 часов)
История России • 1914 – до начала XX1 в. (62 часа)
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Управление образования администрации МО Светлинский район
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Хамзина Гульсара Асылхановна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Спутниковская СОШ »
Информация об опыте
Сведения об авторе
Название темы опыта
Условия возникновения, становления опыта
Длительность работы над опытом
Ведущая идея опыта
Описание сути опыта
Список использованной литературы
В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.
Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой Государства, Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей. В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня — подготовить учащихся к адаптации в современном мире.
1.Информация об опыте
1.1. Сведения об авторе
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Опыт возник и формировался в МБОУ «Спутниковская СОШ».
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсы повышения квалификации;
активное участие в работе методических объединений (ШМО, РМО).
1.4. Актуальность опыта
1.5. Цель опыта
1.6. Задачи опыта
2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.
3. Сформировать методическую копилку учителя истории и обществознания по формированию функциональной грамотности.
1.7. Длительность работы над опытом
Таким образом, работа над данным опытом проходила в три этапа:
2.Технология опыта
2.1 Ведущая идея опыта
2.2. Описание сути опыта
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
3.Процесс образования – учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:
Ø Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
Ø Использование приемов развития критического мышления в системе.
Ø Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
Ø Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
Ø Использование самооценивания и взаимооценивания.
Ø Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся :
ü Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
ü Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
ü Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
ü Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
ü Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания :
— функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
— познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
— исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
— изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
— исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.
Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.
На примере своих уроков я хочу представить вашему вниманию
Комплекс учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся
Планируемый образовательный результат
1) стабилизировать экономику;
2) избавить ее от кризисов и инфляции;
3) поддержать высокие темпы роста и занятости.
Задание 28. Назовите две характерные черты «социально ориентированной экономики».
1) создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся;
2) наличие важных законодательных норм, касающихся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях.
— дать оценку наиболее значительным событиям
— раскрывает характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений в государстве; б) ценностей, господствовавших в обществе
— даёт оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
В 50−70-е гг. XX в. государственное вмешательство в экономику в странах Европы и США носило всеобъемлющий характер. Надо было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, наращивать экономический потенциал, усиливать конкурентоспособность своих стран.
В этот период возник значительный государственный сектор — на основе национализации ряда отраслей хозяйства или создания государственных предприятий в ведущих отраслях экономики. Увеличивалась доля государственных расходов и налогов.
В основе этого роста лежало увеличение социальных расходов (создание современной системы социального страхования и помощи нуждающимся). Были приняты важные законодательные нормы, касающиеся минимальной зарплаты, условий найма и увольнения работников, техники безопасности на предприятиях. Это стало основанием для того, чтобы называть государство с такой системой социальной поддержки «государством благосостояния», а саму рыночную систему — «социально ориентированной экономикой».
Важнейшую роль стала играть макроэкономическая политика — политика общеэкономического регулирования, призванная стабилизировать экономику, избавить ее от кризисов и инфляции, поддержать высокие темпы роста и занятости. В соответствии с идеями Дж. Кейнса и его последователей для ее осуществления использовался государственный бюджет, а также денежно-кредитный механизм. С их помощью правительства стремились управлять спросом — расширять его в условиях экономического спада и ограничивать в условиях подъема и угрозы развития инфляции.
Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
1) Указать цель писем
а) выразить свою точку зрения о возможности применения смертной казни как высшей меры наказания Б) продемонстрировать свой социальный опыт
— строитлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
— решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста
Андрей: Если опираться на экономические факторы, то смертная казнь более выгодна для государства чем пожизненное заключение.. Ведь содержать преступника нужно содержать около 20 лет. Да и среди налогоплательщиков есть родственники жертвы преступления. И высшая мера наказания показывает потенциальным преступникам уровень реальной ответственности.
Ирина: Я считаю, что смертная казнь – это дикость. Мы живем в XXI веке! В век высоких технологий! Я не могу понять как убийство еще одного человека может воскресить другого? Данный вопрос обсуждается в Венской конвенции и волнует умы людей не одно десятилетие. Да и судьи могут ошибиться, а человека не вернешь.
Выяснить: 1. что образуется в результате такого ведения хозяйства?
2. Живёт ли семья по средствам?
3. Каковы последствия такого планирования своих финансов?
(Ответ:Чтобы узнать, что получится в результате составления такого бюджета, как у Антоновых, нужно сначала сложить все расходы: 20 тыс. р. + 7500 р. + 8 тыс. р. + 4 тыс. р. = 39 500 р. Затем нужно из доходов вычесть расходы: 38 тыс. р. – 39 500 р. = = – 1500 р. В семье Антоновых образовался дефицит, так как расходы превышают доходы на 1500 р. Последствия, скорее всего, будут такие: семье придётся брать у кого-то в долг, так дефицит будет только нарастать и уже через год он составит —18 тыс. р.)
— применяет теоретические знания
по финансовой грамотности для практической
деятельности и повседневной
— сопоставляет свои потребности
и возможности, оптимально распределяет
свои материальные и трудовые
ресурсы, составляет семейный бюджет
В семье Антоновых совокупный доход составляет 38 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 20 тыс. р. Максим Антонов тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 7,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 8 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 4 тыс. р.
Большинство учащихся успешно решают данную задачу. И на выходе получают 988 год.
Что дает решение такой задачи, если брать конкретно этот пример.
1. Учащиеся использую навык обращения с историческим временем;
2. У них продолжается формироваться представление об истории, как об историческом процессе;
3. По ходу решения задачи, они узнаю еще одну ключевую в русской истории дату, которую будут изучать на уроках обществознания, или повторять ее, если дата уже пройдена. Принятие Конституции РФ.
4. Решение таких задач дети воспринимают как развлечение, вызов, отдых от основного потока информации, поэтому охотно их решают.
5. Соблюдено главное условие, учащиеся не получили готовую дату, а добыли ее сами, что значительно повышает шанс ее длительного запоминания.
Найти начало правления Петра II, Анны Иоанновны, количество лет, проведенных на троне Елизаветой Петровной.
На выходе учащиеся получают еще одну ключевую дату 1762 – год воцарения Екатерины Великой. Одного из ключевых правителей русской истории.
Близость календаря к точным наукам позволяет применять разный уровень сложности. Так, например, из задачи можно удалить некий известный компонент, тем самым дети должны будут активировать свои знания и применить их при решении проблем.
— распознаёт проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредством математики;
-анализирует использованные методы решения;
— интерпретирует полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
— формулирует и записывать результаты решения.
«1613 году в России был избран первый царь из Династии Романовых. Спустя 380 лет в Российской Федерации будет принята Конституция. За 5 лет до этого в стране праздновали юбилей: 1000 с момента принятия христианства на Руси».
Когда случилось принятие Христианства?
«Екатерина I правила Российским государством с 1725 по 1727 года. Анна Иоанновна правила в 5 раз дольше, чем Екатерина Алексеевна. А Петр II правивший сразу после Екатерины I на 7 лет меньше, чем Анна Иоанновна. Между началом правления Анны Иоанновны и воцарением Екатерины II прошло 32 года. В каком году к власти пришла Екатерина II?»
Используя материал «Схема эволюции человека», дать ответы на следующие вопросы. ВОПРОС 1. В чем состоит главная идея представленной информации?
У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
Дать объяснение данному факту.
ОТВЕТ: Это связано с процессом расселения первобытного человека по планете, в основе выделения
стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков): биологический,
Представить свои аргументы в качестве научного прогноза, за или против.
— делает краткое утверждение, используя факты, и принимать решения на основе естественнонаучных знаний
— размышляет над своими действиями, обосновать свои решения, используя естественнонаучные знания и факты
— конструирует объяснения на основе доказательств и аргументов, базированных на анализах
1. СХЕМА ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2. Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт.
Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой
Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.
На сегодняшний день мы не обладаем системой оценивания функциональной грамотности.
В своей деятельности оценивание функциональной грамотности я разделила на три уровня:
— на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания;
— на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение;
— на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках.
В российской системе оценивания качества обучения проводится целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР).
Используя некоторые из этих показателей на примере учеников МБОУ «Спутниковская СОШ», можно констатировать положительную динамику.
2. Заключение
Применение банка заданий по функциональной грамотности позволили развивать у учащихся творческие способности и личностные качества, самостоятельность, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Значительно повысился интерес учащихся к изучению истории, обществознания и права.
В дальнейшем предполагается продолжить работу по по формированию функциональной грамотности на уроках истории, обществознания и права, накапливать материал для проведения уроков.
Данный опыт мною представлен на педсовете в МБОУ «Спутниковская СОШ».
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.
В настоящее время функциональная грамотность является необъемлемым компонентом не только международной оценки качества образования, но и Российской. Формирование функциональной грамотности носит системный характер и должно формироваться не только в стенах общеобразовательного учреждения, не только в рамках одного предмета, но и дома, на улице, в общественной жизни. Функционально грамотный обучающийся – это ребенок, способный жить в современном обществе и задача общеобразовательного учреждения, это в первую очередь адаптация обучающихся к современной действительности, которую мы стараемся выполнять.
Список использованной литературы
1. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе-М.: Просвещение, 2005
3. Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. – 2019. – №23. – С. 622-625. – URL https://moluch.ru/archive/261/60361
1. Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
[1] Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.