Пространственное звучание в apple music что это
Протестировал Объёмный звук в Apple Music и сделал выводы. Он хорош, но есть важное НО
Вчера ночью сразу после WWDC 2021 в Apple Music появились музыка без сжатия и объёмный звук, обещанные нам в мае. Для их работы нужно, чтобы на вашем iPhone была iOS 14.6 или новее.
Через абсолютно любые AirPods невозможно послушать песни в полноценном формате Lossless и Hi-Res Lossless. Даже в AirPods Max, хотя через них и добьётесь чего ближе к звучанию без сжатия.
Многие в редакции со мной в том числе протестировали новый формат и оказались в замешательстве. Звук оказался другим, часто не в лучшую сторону по сравнению с привычным стерео.
Но утром в метро я случайно понял, как раскрыть потенциал пространственного аудио и увидеть всю разницу. Оказывается, треки в нём на самом деле преображаются. Но обо всём по порядку — сначала нужно понять природу формата.
Чем хорош Dolby Atmos
Dolby Atmos представляет из себя технологию симуляции объёмного звука. Она включает в себя набор инструментов для записи, сведения и рендеринга трека.
Из-за того, что мы слышим мир двумя ушами, с помощью аудиоинженерии вполне возможно воссоздать эффект присутствия объектов даже с помощью наушников.
Понять суть можете в видео на странице от самой Dolby.
Если коротко, звук записан так, чтобы точечно находиться там, где он должен быть относительно сцены. Вертолёт слышно сначала впереди, потом сверху, потом сзади. Взмах факела в пещере отражается от стен и наполняет сцену богатой ревербацией.
Последний эффект особенно важен для музыки. Он позволяет визуализировать сцену в голове слушателя и сильнее погружать его в контент.
Для синтеза такой звуковой дорожки нужны дополнительные ресурсы по сравнению с созданием звука в стерео и, тем более, в моно.
Так выглядит комната для сведения песен в формате Dolby Atmos
Артистам нужна особая студия, звукорежиссёрам потребуется фирменный софт, а нам, конечным пользователям, нужно на чём-то всё это слушать.
Поэтому сейчас мы не видим технологию повсеместно, а в Apple Music из 75 миллионов треков всего «тысячи» (цитата Apple) доступны в Dolby Atmos. В основном от самых популярных артистов с богатыми лейблами.
Возможно, благодаря аудитории в десятки миллионов пользователей AirPods и Beats треков станет больше. Но так ли оно надо?
Dolby Atmos расцветает на высокой громкости
Утром в метро мне попался старый тип поезда, который грохочет так, что иногда проверяю, работает ли активное шумоподавление в AirPods Pro.
Из-за этого выкрутил ползунок громкости сильнее, и удивился, что с включённым Объёмным звуком мне пришлось довести его почти до максимума.
А затем удивился ещё раз, когда впервые ощутил прелесть Dolby Atmos.
При той же громкости, что и в обычном стерео, объёмный звук будто забирал большую часть инструментов, оставляя вокал. Иногда наоборот.
Но, если сделать громче для того же комфорта, объёмный звук преображает композиции, раздвигает пространство как в рекламе HomePod с FKA Twigs.
Инструментам и вокалу становится легче «дышать», хотя многие песни и начинают звучать иначе.
Эту разницу хорошо показали в двух треках ниже, подготовленных специально для демонстрации Dolby Atmos на одном уровне громкости.
Монозвук начинается с 00:34, стерео с 00:54, объёмное с 1:22
Стереозвук начинается с 00:43, объёмное с 1:23
Ниже сравнил несколько песен, уже доступных в объёмном звучании. Объясняю, какие перемены вас ждут.
Готовьтесь, что объёмный звук будет разным
Местами чарующим, местами странным.
В специальном плейлисте сейчас можно найти композиции, адаптированные под объёмное звучание.
На этапе сведения звукорежиссёр может отодвинуть вокалиста дальше или приблизить его. Он способен расположить инструменты в разных точках виртуальной сцены и даже заменить характер их звучания.
Всё это ощутимо в композициях ниже.
В In The End от LINKIN PARK при прослушивании через AirPods Pro стерео звучало на 20% громче, чем Dolby Atmos, но на этом разница кончалась.
Однако в AirPods Max легко чувствовалось, что инструменты благодаря обходному звуку находятся в разных точках. Проблема с этим режимом была в том, что выразительный вокал, на котором строится вся песня, уходил на второй план.
То есть, да, сцена ощущалась богаче, но теряла пронзительный эффект, потому что Честер Беннингтон звучал где-то далеко, а инструменты близко.
В Latch от Disclousure мне пришлось прибавить громкость на добрые 25%, чтобы ощутить разницу. И оно того стоит. На отрезке с 1:07 до 1:47 вокал Сэма Смита переключается сначала со средних на высокие, затем обратно.
В этот момент буквально чувствовал, как его голос расходился по виртуальной сцене. Он то выходил ближе, напевая рядом, то отдалялся, преображаясь в гипнотический транс.
Если переключиться обратно на стерео, все инструменты и вокал будто пытаются залезть в уши в одном потоке. То есть, сразу видно, что без Dolby Atmos композиция звучит хорошо, но плоско.
Интересно, что у нашего главреда Никиты Горяинова оказалось абсолютно противоположное впечатление. Он считает, что микс здесь плохой, будто им занималась нейросеть.
Получился спорный случай применения Dolby Atmos.
В песне Into You Арианы Гранде добавил около 10% громкости.
В отличие от In The End вокал тут, наоборот, выражен ярче музыки. В Dolby Atmos голос и поддерживающие его дорожки чувствуются кристально, словно вокруг вас и исполнителя пустое пространство, заполненное отражёнными волнами.
Единственное, в самом конце фирменная «нота Арианы Гранде» на уровне морских сирен в самом конце почти растворяется с музыкой и чётко слышна на протяжении последней секунды.
Но инструменты звучат совсем иначе, словно вы слушаете другую песню. Где-то они громче и насыщеннее, а где-то тише и глухие по сравнению со стерео. Возможно, дело в том, что в производстве этой песни использовалось много электронных сэмплов, которые не существуют физически.
Is This Love Боба Марли и The Wailers удивила сильнее всего.
Здесь громче оказался трек с поддержкой Dolby Atmos, а эффект присутствия заключался в том, что вокал стал громче.
Между инструментами появилось пространство, каждый лучше слышно поотдельности.
У Apple несколько Объёмных звуков, не запутайтесь
Так выглядит интерфейс iPadOS 15, когда система превращает стерео в объёмное
Изначально под «Пространственным звучанием» Apple называла эффект, который появляется в AirPods Pro и AirPods Max при просмотре адаптированных фильмов и сериалов.
При активации функции звук зависит от положения головы относительно экрана iPhone и iPad, а сама дорожка становится более объёмной.
Сейчас термин означает ещё и работающий Dolby Atmos в Apple Music.
Помимо этого на iOS 15 и iPadOS 15 появилась функция, которая эмулирует объёмное звучание на треках, а позже комания добавит к Dolby Atmos отслеживание головы в Apple Music. Наверняка это можно будет отключить с помощью тумблера, который уже есть в Универсальном доступе.
Dolby Atmos нужно повзрослеть, но в целом это шаг вперёд
Иногда новый опыт кажется странным и будто хуже. Но стоит вернуться назад к прошлой технологии, и всё становится понятно.
До того, чтобы большинство треков звучало в этом формате шикарно всегда, осталось дождаться двух вещей:
1. Когда в Apple Music среди 75 миллионов треков с поддержкой технологии их будет не «тысячи», а хотя бы десять процентов.
2. Чтобы звуковики разных лейблов научились друг у друга моделировать вокал и инструменты самым благозвучным способом.
А пока плейлист с треками в объёмном звучании похож на галерею с произведениями искусства в разных стилях.
Какие-то безоговорочно ощущаются шедеврами, а другие вы либо поймёте и полюбите, либо не разберёте и вернёте в старое и привычное стерео.
🎧 FAQ по Lossless и Dolby Atmos в Apple Music. Сколько весит, как скачать и так далее
Apple Music официально перешёл в новую эру. И теперь у многих накопилось немало вопросов: как всё это работает, насколько нужно в реальности, и главное – стоит ли заморачиваться с загрузкой подобных треков в память устройства.
Здесь я собрал вопросы и мои ответы на подобные вопросы. Список будет пополняться, а вы можете задать свой в комментариях.
Касаемо особенностей Dolby Atmos в Apple Music вышла отдельная статья от Паши Телешевского.
▣ Слышно ли разницу между обычным качеством звука и Lossless в AirPods?
Обычных? Нет. Конечно нет.
▣ А в AirPods Pro?
Наверное, да.
В абсолютной тишине, без включенного шумоподавления, с полной фокусировкой сознания через AirPods Pro вроде как есть микроскопическая, едва уловимая разница в чистоте самых сложных, «забитых» треков: например, совсем мясной электроники и металла. Но в любых условиях кроме идеальной тишины и настроенности слышать музыку изо всех сил вы не заметите разницу абсолютно, кроме психологической.
Ничего удивительного: Bluetooth остаётся Bluetooth, а кодеки не изменились.
▣ А в AirPods Max?
Скорее да, чем нет – но минимальная.
Ну вот тут чуточку поинтереснее. При беспроводном подключении общие впечатления от Lossless на AirPods Max похожи с AirPods Pro, просто разницу проще ощутить из-за гораздо большей сцены. Опять же, надо сидеть в тишине, на улице или просто в дороге вы ничего не заметите.
Вот честно, я вроде не глухой, но великой разницы в качестве ни в одном из десятка совершенно разных треков не заметил. Apple другого и не обещала, ведь Lossless всегда был забавой самых отчаянных аудиофилов.
Поэтому до появления способа прямой передачи сигнала в Max, без двух конвертаций, особого смысла слушать именно Lossless в AirPods Max я не вижу. Подождем Rtings и их сравнений на профессиональном оборудовании, потому что уши у всех разные.
▣ Как скачать трек для оффлайн-прослушивания в качестве Dolby Atmos (Объёмный звук)?
Ранее загруженные треки в медиатеке не будут иметь поддержку Dolby Atmos, пока вы не удалите их не скачаете снова —с включенной настройкой по инструкции выше.
▣ Что будет с уже загруженными треками в медиатеке?
Треки останутся в качестве, в котором были сохранены ранее в локальной медиатеке. Они будут проигрываться в нём, даже если в самом Apple Music есть трек с качеством выше или с Dolby Atmos.
Чтобы перевести их в формат без потерь или Dolby Atmos, вам нужно:
▪ зажать палец на треке или альбоме, чтобы появилось выпадающее меню
▪ снова зажать палец на этом треке или альбоме и в выпадающем меню нажать на Загрузить.
После загрузки трек будет сохранён в том формате без потерь, который вы выбрали ранее в Настройках.
▣ Сколько уходит трафика при стриминге в Lossless?
Один трек на 5 минут забрал 30 мегабайт. Другой на 7 отнял 50 мегабайт. Если у вас лимитированное подключение, то лучше не увлекаться.
▣ Сколько весит альбом из Apple Music в Lossless?
Много, но это крайне расплывчатое понятие: треки бывают разными, альбомы тоже.
Вот сравнительные примеры далее.
Альбом Truth B Told от Paul Brown в жанре Джаз на 10 треков и общей длительностью 45 минут:
▪ Высокое качество (AAC 256 Кбит/сек): 89 МБ
▪ Без потерь (ALAC): 289 МБ
То есть вес файлов повысился более чем в 3 раза.
Ещё один пример в другом жанре. Альбом S&M2 (Live) от Metallica, 22 трека, 2 часа 24 минуты:
▪ Высокое качество (AAC 256 Кбит/сек): 284 МБ
▪ Без потерь (ALAC): 1,79 ГБ (1790 МБ)
Разница более чем в 6 раз.
Последний пример. Альбом Pulse от Steve Cole, 10 треков, 43 минуты, но теперь с поддержкой максимального качества звука – Hi-Res Lossless:
▪ Высокое качество (AAC 256 Кбит/сек): 86 МБ
▪ Без потерь (ALAC): 562 МБ
▪ Без потерь (Hi-Res Lossless): 933 МБ
Разница между AAC и ALAC – более 6 раз, между AAC и Hi-Res Lossless – более 10 раз.
▣ Реально ли стримить Lossless в Apple Music на мобильном интернете?
Если у вас нет приёма LTE хотя бы на 2 «палки», то лучше не пытаться.
В московском метро более-менее можно, если просто слушать, а не «щёлкать» треки – но в любой момент стрим может оборваться вместе с потерей связи. Тогда музыка не вернётся вплоть до момента, когда приём LTE не возобновится до хотя бы 4-6 мегабит в секунду.
▣ А Dolby Atmos на мобильном интернете – как стримится?
Треки с Dolby Atmos весят побольше, и при нестабильном LTE они буферизуются дольше – то есть периодически набирается 5-10 секундная пауза между началом воспроизведения. На быстром сигнале мобильного интернета паузы неотличимы от обычного стриминга.
▣ Можно ли как-то разом перевести всю медиатеку в Lossless и Dolby Atmos?
Да, если уверены, что у вас хватит места на устройстве под такие треки (напомню, умножаем вес медиатеки на 8). Вы удалите всю медиатеку с устройства, а затем загрузить заново. Вот инструкция, как сделать это грамотно.
2. Далее я советую создать специальный смарт-плейлист на компьютере (в приложении Музыка на macOS или iTunes на Windows).
► нажимаем на OK. Этот умный плейлист появится на всех ваших устройствах и будет показывать, какие треки из медиатеки лежат только в iCloud, а не в локальной памяти.
Теперь будет очень удобно скачивать разом всю медиатеку в случае удаления загрузок (что мы и планируем сделать). Как и любой плейлист в Apple Music, этот качается по нажатию на иконку «стрелочка вниз» в правом верхнем углу.
Когда загрузка завершится, у вас на устройстве будут локально сохранены треки и в Dolby Atmos, и в Lossless – если такие сейчас вообще есть в Apple Music.
▣ Сильно ли разряжает аккумулятор стриминг и прослушивание Lossless?
Примерно в полтора-два раза сильнее, чем при стриминге в обычном качестве. Конкретнее сказать невозможно, нужен многочасовой тест в одинаковых условиях. Но то, что «батарейка» тает быстрее – однозначно.
Ответы на главные вопросы про новый Apple Music: как включить Spatial Audio, какой формат выбрать?
Разбираемся в нововведениях стримингового сервиса.
Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media
Сразу после WWDC 2021 Apple начала открывать доступ к двум новым функциям стримингового сервиса Apple Music. Это пространственное аудио и музыка с качеством без потерь. Нынешнее обновление рискует стать революционным на рынке сразу по нескольким параметрам. Первый — цена, ведь стоимость подписки осталась прежней. Второй — Spatial Audio, большое количество подписчиков и заинтересованность лейблов.
Apple в июне запустит Apple Music без сжатия и с пространственным аудио
Spatial Audio
Где-то в интернете я столкнулся с жаргонным словечком «шпатель» — так назвали новую функцию в Apple Music. Кто автор, не знаю, но звучит, как мне кажется, забавно.
Пространственное аудио в плейлистах помечено значком Dolby Atmos. При активации этой технологии создаётся ощущение эффекта присутствия, которого можно достичь лишь с помощью систем вроде 5.1 или 7.1. По задумке, музыка, изначально сведённая для двух каналов, будет звучать так, будто бы вы находитесь в одном помещении с артистами, расположенными по всей комнате.
Spatial Audio в Apple Music реально может изменить музыкальный рынок. Дело в том, что у Apple в 2019 году было более 60 млн платных подписчиков сервиса, а AirPods — самые популярные наушники в мире. То есть лейблы сейчас могут быть реально заинтересованы в продвижении музыки в Dolby Atmos.
В каких наушниках работает?
Dolby Atmos в Apple Music включится автоматически, если у вас AirPods, AirPods Pro, AirPods Max, BeatsX, Beats Solo3 Wireless, Beats Studio3, Powerbeats3 Wireless, Beats Flex, Powerbeats Pro и Beats Solo Pro.
Как включить?
Заходите в настройки вашего айфона и ищите в списке приложение «Музыка»:
В этом разделе вам необходим подраздел «Звук»:
Открывайте и выбирайте нужный вариант:
Если у вас наушники из списка выше, то подойдёт вариант «Автоматически». Режим «Всегда включено» активируется, когда у вас другие наушники. Но это будет имитация Dolby Atmos и, скорее всего, довольно посредственная, о чём свидетельствует предупреждение:
Как звучит?
Я сравнил звучание одного трека Linkin Park — In the End:
Сравнение сделал в трёх разных версиях:
Для начала поясню, что я в прошлой жизни работал звукорежиссёром, а вообще немножко музыкант и кое-что знаю о сведении музыки.
В AirPods Max исходный трек звучит очень хорошо. Всё меняется с включением Dolby Atmos. Вначале действительно по-новому расставленные инструменты вызывают восторг. Ровно до тех пор, пока не вступают гитары в припеве.
Эти гитары в исходном треке давали роковый напор. Но в новом миксе он потерян, поскольку звук распределился по отдалённым краям.
Затем я надел другие наушники, включил имитацию — и тут стало совсем всё плохо.
Ради интереса я послушал другие треки в Dolby Atmos в AirPods Max и понял, что слушать музыку в этом формате вряд ли когда-либо буду.
Но тут стоит понимать, что это чисто субъективно. Мне вот не понравилось, а Вале Wylsacom очень зашло:
Музыка без Dolby Atmos теперь кажется плоской как Земля. 🙆♂️
Сколько альбомов доступно в Spatial Audio?
Точное количество Apple не называет. На данный момент есть несколько плейлистов с музыкой разных жанров, где представлены треки исключительно в Dolby Atmos. Также есть несколько выделенных старых и новых альбомов, их число не превышает 70 штук.
Со временем медиатека Dolby Atmos в Apple Music будет расширяться.
Lossless и Hi-Res
Если про «шпатель» слышали немногие, то вот жаргонное «лось» для Lossless известно давно.
Lossless — музыка без потерь. Она идёт в том качестве, которое могут дать вам CD-диски, где был лишь один альбом (помните, в нулевых мы покупали такие?), а также DVD Audio. Качество в данном случае будет от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц.
Hi-Res или «аудио высокого разрешения» — один из максимально качественных вариантов звучания, находящихся в относительно широком доступе. По сути, к Hi-Res многие относят и обычный Lossless, но всё-таки настоящим «хайрезом» считается звук в качестве выше указанного, то есть это может быть от 24 бита / 50 кГц до 24 бит / 192 кГц. В случае с Apple Music, скорее всего, Hi-Res будет представлен в качестве 24 бита / 192 кГц.
Что это вообще за цифры?
Число в кГц — это частота, с которой аналоговая волна будет считываться для перевода в цифровой эквивалент. Чем выше частота, тем выше качество.
Дело в том, что аналоговая волна по своей природе является плавной и мягкой:
Аналоговая волна. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
А цифровой звук — грубо говоря, «рубленый». Чем выше частота считывания волны, тем более плавным будет «слепок» этой самой волны, то есть звук будет максимально близким к аналоговому сигналу.
Красным показана схематичная дискретизация для перевода аналогового сигнала в цифровой. В первом случае частота дискретизации низкая, а во втором — высокая, что повышает качество сигнала. Иллюстрация: Светлана Чувилёва / Wylsacom Media
Цифра, указанная в битах, является разрядностью сигнала. Она свидетельствует о том, сколько бит информации будет содержаться в одном семпле. Семпл — это как раз та часть информации, которая определяется частотой дискретизации. То есть в случае со 192 кГц будет 192 тысячи семплов, разрядность которых достигнет 24 бита.
В обоих случаях работает зависимость «чем выше параметр — тем лучше».
Сколько песен представлено в Lossless и Hi-Res?
Судя по всему, из 75-миллионной фонотеки в Lossless доступно только 20 млн треков. Полностью всю медиатеку Apple надеется обработать к концу года.
Hi-Res для наушников будет практически бесполезен. Разницу, связанную непосредственно с самой записью, в Lossless и Hi-Res услышат единицы, а при слепом прослушивании, скорее всего, либо никто, либо люди с очень натренированными ушами. Вся разница проявляется при подключении к усилителям, которые вносят значительные коррективы в сам сигнал.
Hi-Res для беспроводного подключения будет ещё более бесполезен. Связано это с Bluetooth, потому как пропускная способность его канала сильно ограничена. Поэтому я составил рекомендации, какой формат, на чём слушать.
Форматы
HE-AAC подходит для самых дешёвых наушников, а также если вам глубоко плевать на качество звука. Ну либо вы живёте в месте, где прямо-таки очень плохо с интернетом, а каждый байт стоит примерно миллиард евро.
Формат AAC выдаёт подходящее для большинства людей качество — кому-то же нравится звук в Spotify. Максимальный битрейт составляет 256 кбит/с, что из-за специфики сжатия сигнала может во множестве мест звучать лучше, чем звучит mp3 в качестве 320 кбит/с. Разница достигается из-за того, что ААС опирается на психоакустику, а mp3 по-простому сжимает сигнал.
Вариант «Без потерь» предоставляет музыку в формате ALAC с качеством, сравнимым с CD Audio и DVD Audio, то есть от 16 бит / 44,1 кГц до 24 бит / 48 кГц. Этот формат также подходит для прослушивания на беспроводных наушниках с поддержкой кодека AAC c той лишь разницей, что качество не будет ограничено 256 кбит/с, а будет примерно в два раза выше: в стерео максимальный битрейт AAC составляет 529 кбит/с. Это спокойно переварят ваши AirPods и другие наушники с поддержкой такого кодека. Также подойдут и проводные наушники, которые можно подключить через донгл «Lightning — 3,5-мм»:
Последний вариант «Высокое разрешение, без потерь», то есть тот самый Hi-Res. Apple не советует его слушать без внешних инструментов вроде высококлассных ЦАПов. Без них музыка в упомянутом качестве на айфоне даунсемплится до 24/48, поскольку айфон понимает, что сейчас нет инструмента, который сможет «разогнать» сигнал. Но даже с такими ЦАПами вы, скорее всего, услышите лишь изменения, внесённые самим ЦАПом, нежели повышением битрейта.
Hi-Res отлично подходит для прослушивания музыки с компьютера, к которому у вас подключена дорогая акустика. Либо Hi-Res подойдёт в том случае, если ваша Apple TV подключена через HDMI к качественному AV-ресиверу, который уже распределяет звуковой сигнал на существующие колонки.