Предназначение в ведьмаке что это
«Ведьмак»: поиски предназначения
«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).
Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.
Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.
Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?
Судя по «Ведьмаку», игра с судьбой — это лотерея, но выиграть можно только ребёнка
Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.
Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.
Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.
Есть и второй момент, связанный с образом ведьмака и предназначения.
Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.
Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.
Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.
В играх Цири совершает этот выбор повторно, и от игрока зависит, насколько близки они будут с Геральтом
Вот так, дорогие коллеги. До встречи, и да пребудет с нами сила.
«Ведьмак»: поиск предназначения
«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).
Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.
Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.
Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?
Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.
Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.
Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.
Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.
Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.
Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.
Цири из Ведьмака — кто она и почему важна, часть 1
Про Цири можно реально писать почти бесконечно, ибо у нее, пожалуй, самая богатая биография из всех героев вселенной Ведьмака, так что я, пожалуй, пожалею свои пальцы и ваши глаза и сосредоточусь на главном иили интересном)) И все равно одной частью не получится. Эээх, погнали. Много букв!
Предыстория
Цири родилась в 1252 году в семье правящей семьи Цинтры. Ее мать — 15-летняя принцесса Паветта, бабушка — правящая королева Калантэ, «львица из Цинтры», а отец — нильфгаардский принц Эмгыр, скрывающийся под именем Дани.
Девочка росла активной и бойкой, также она унаследовала красоту матери — пепельные волосы, зеленые глаза, тонкие черты лица. В детстве Цири предпочитала компанию мальчишек, а не девочек, и более активный досуг. Она также много путешествует — к примеру, часто гостит у Краха ан Крайта на Скеллиге.
С детства няни Цири рассказывали, что она — ребенок-неожиданность, предназначенная некому беловолосому ведьмаку. Девочка быстро смекнула, что, раз эти истории так не нравятся ее бабушке, то, видимо, являются правдой.
) пять лет, в море пропадают ее родители, и Калантэ остается единственным ее родным человеком. Цири привязывается к бабушке, проводит с ней почти все свое время, пытается походить на нее.
Когда девочке исполнилось десять, ее в первые раз попытались сосватать, и с ее согласия отправили в Вердэн. Жених на потрете был куда симпотнее, чем оказался в реале (привет, тиндер, привет, инстаграм), так что Цири закономерно решает, что ну его нафиг, и решает сбежать (думая, что бабушка будет против ее отказа), попутно вспоминая историю о ведьмаке и считает, что раз она кому-то там предназначена, то и черт с ним, пора отдаться судьбе.
Первая встреча с Геральтом
Сбежать девочке помогает местный пацан-оруженосец, но в процессе они друг друга теряют (в лесу, конечно же), и Цири сутки болтается среди деревьев, пока не набредает на чудище-сороконожку, которое не прочь ей закусить. К счастью, на помощь к ней приходит беловолосый воин (привет, судьбинушка!) и убивает чудовище. Девочка, однако, не дура и начинает теперь бояться воина, подозревая, что он — ее преследователь из замка, откуда она сбежала. Геральт, впрочем, и правда хочет отвезти ее назад, но Цири упорствует (ну, с детства, в общем, окаблучила «папку»), и тому ничего не остается, как тащиться с ней дальше в дебри (помните дриад из сериала? ну вот там «маленько» упустили, что с ней был Герка — что делает ее бросание к нему в объятия в сериале еще тупее). В пути ведьмак заботится о девочке и, переживая за ее ноги, берет к себе на плечи и тащит так полпути, а у костра рассказывает сказочки на ночь. Короче, Цири все больше убеждается, что он и есть тот, кому она предназначена, и постепенно решает остаться с ним вместо возвращения куда бы то ни было. Но планам ее не суждено было сбыться, и после долгих мытарств с дриадами, которые есессн решили ее сделать одной из них и отпустили лишь после рассказа о предназначении, и волевом (поразительно) решении Геральта вернуть ее в Цинтру, что он и делает, отводя к Мышовуру (привет, бро, вот ты кого-то вроде потерял слегка). Утром, когда Цири просыпается, ведьмака уже нет. Но бойкая девочка не унывает, ибо теперь знает наверняка — они еще встретятся.
Юность, войны, первые морковки и все дела
В одиннадцать девочка вновь отправляется на Скеллиге, где волею судьбы влюбляется в сына Краха ан Крайта Хьялмара (того рыжего дровосека из игры, да), и тот отвечает взаимностью.
Они решают обручиться (да, в 11 и 15 лет, как говорится, житие тогда тяжкое было), но бабуля Калантэ их намерениям не обрадовалась, в срочном порядке приплыла на острова и, несмотря на сопли-слезы внучки, забрала ту обратно в Цинтру.
Дома девочке вскоре стало не до романтики — на Цинтру вероломно нападает Нильфгаард. По приказу королевы-львицы, девочку пытаются вывести из города, но тщетно — отряд, сопровождавший ее, попадает в засаду. Цири спасает нильфгаардский рыцарь (Кагыр — тот сериальный кэп Америка, который простой сельский парень и все равно способен сражаться с богом, в данном случае с Вильгефорцем, да).
Встреча у них вышла, мягко говоря, так себе. В огне и пыли, среди криков и трупов, парень в черных доспехах кажется княжне почти демоном, так что после недолгих попыток сопротивления она теряет сознание. Кагыру нужно было отмыть малявку от запекшейся крови и сажи, так что ему пришлось ее полностью раздеть (согласна, сомнительное решение), что безумно пугает девочку, так что она просто дрожит и в ужасе ждет, когда сие действие закончится. Вероятно, это было первым моментом, с которого у Цири отношения с мужиками не заладились. Хотя Кагыр и пытался ей объяснить, что злых намерений у него нет (впрочем, хреново он пытался — сам так перенервничал, что начал забывать в процессе всеобщий язык, а нильфгаардского Цири не знала). В общем, Цири дождалась, пока он вырубится, и сбежала.
Далее сериал, в общем и целом, точен — помотавшись впроголодь по окрестностям, Цири прибивается к беженцам и в итоге ее забирает семья крестьян, живя с которыми Цири учится работе по хозяйству и в полях. Однажды утром девочка узнает, что в город прибыл купец, а вместе с ним Геральт. Она бежит ему навстречу, он крепко обнимает ее и обещает никогда больше не покидать (согласитесь, так гораздо логичнее, чем бежать к ноунейм качку в лапы) и забирает с собой в Каэр Морхен — крепость ведьмаков школы Волка.
Становление: первые шаги
В крепости Цири обучается фехтованию и прочим воинским дисциплинам, показывая невероятную стойкость и талант, а также проявляя искренний интерес и почти любовь к этому мастерству. Параллельно девочку начинают мучить ночные кошмары и внезапные трансы (ну, вы поняли, не про тайцев), после которых они не может ничего вспомнить, и чем крайне волнует ведьмаков. Лишь Трисс смогла избавить (хоть и временно) девочку от кошмаров — она подсунула ей «белую чайку», чтобы наладить психологический контакт, и все ночи провела подле постоянно в ужасе просыпающейся девочки, успокаивая и убаюкивая ее. Спустя 10 дней кошмары отступают, и дальнейшее обучение в крепости проходит без эксцессов. Параллельно Трисс дает Цири уроки бабских уловок и мейкапа. И Старшей речи, ладно.
В тринадцать Цири отвозят на обучение в этот раз к Йеннифер. Поначалу отношения их не слишком задались — чародейка дама своевольная и своеобразная, а Цири ей не уступает (нашла коса на камень…), но постепенно девочка привязывается к Йен, находя ее общество интересным и впадая в экстаз от ее рассказов о магии. Также чародейка полностью избавляет девочку от ее кошмаров, заставляя взглянуть в собственные сны и встретиться со своим страхом, после чего продолжается полноценное обучение Цири.
Помимо прочего, девочка растет, и ее начинают смущать перемены в собственном организме (ugh, tell me about it), вдобавок местные подружки начинают над ней подшучивать, рассказывая обо всяких смущающих вещах типа «девичества». В конце концов, Йен это за. долбало все, и она забирает Цири жить в свою комнату, что еще больше сближает их, и позволяет девочке открыться перед чародейкой, включая то прошлое, которое она решила забыть. Так, бок о бок с Йен, Цири живет 2 года. Когда они вместе покидают храм, ей уже пятнадцать лет.
Йен, ясен пень, желает отправить Цири в Аретузу — той это не ахти как по душе, но она знает (как и все прочие, лол), что спорить с Йеннифер — дело пустое. К тому же, Цири надеется вновь увидеть Геральта, с которым ни она, ни Йен давненько не виделись. И хотя не сразу, но ей это удается, но радость прервана первой попыткой Дикой Охоты (или Гона) захватить девочку-потомка Лары Доррен.
Ну, теперь отвлечемся от биографии и перейдем к вопросу, что же в Цири такого особенного, на чем в этот раз и закончим
Старшая Кровь
Носителем такого гена, наконец, становится Лара Доррен — талантливая и прекрасная ведунья из древнего аристократического рода.
Возможно, уже ее ребенок будет в полной мере владеть даром. Для чего Лару обручают с Авалакхом (тем криповым эльфом из В3: Дикая Охота).
Но Лара своевольна, и надо же было о чем-то баллады складывать, и в общем влюбляется Лара в человека, и сбегает с ним, и остается эльфам-мудрецам лишь следить, в ком из потомков Лары проявится этот дар… (Ц-ц-ц-ц-цирилла у микрофона!). Ибо тот, кто получит этот дар (или получит того, кто им обладает — чем, сами понимаете, и объясняется повальная охота за Цири), сможет продолжить дело эльфийских ведунов и добиться такого могущества, по сравнению с которым личная власть даже самых могущественных из королей и магов окажется просто смешной.
На этом первую главу заканчиваю и надеюсь, что было интересно)
ВЛАСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
Кто слышал, как свистнула стрела, отбитая стремительным взмахом меча? Кто видел, как мелькнули клыки, и кожей чувствовал голодное дыхание оборотня? Кто навсегда запомнил пронзительный визг упырицы, скакнувшей к желанной человеческой плоти?
“Что? Вы слышали и видели все это? И остались при этом живы. Определенно, сударь, вы трижды в жизни встречали ведьмака. А ну-ка, садитесь сюда, поближе к очагу. Марыська, подай пива гостю, и пожрать чего-нить побыстрее — не беспокойтесь, почтенный, все за счет заведения. Да вы не стесняйтесь. Это сынки мои, а это постояльцы, кметы да кметки почтенные. Вон тама в углу местный друид сидит, ему до людев дела нету. Хм, смотри-ка, тоже уши навострил; видать, интересно про ведьмаков послушать. А вы-то сами, сударь, кто? Поэт? Говорите, с одним из ведьмаков несколько лет рука об руку странствовали? Во дела.
Ну так потешьте рассказом! Какие они, эти ведьмаки?”
Мы идем в мир, где людьми всевластно правит Предназначение, где извечные законы сказки и правила героической саги переплетаются воедино, создавая уникальное пространство, сшитое скобами жестокого реализма, но, вместе с тем, пронизанное поэтикой удивительной красоты и силы. Мир, где несгибаемая воля, отвага и честность одного человека способна переломить хребет даже Предназначению. Мир Ведьмака.
Образ сказочного мира
Ведьмак Геральт из Ривии, главный герой произведений Сапковского.
Когда пан Анджей начинал писать первые новеллы о соз данном им герое — ведьмаке Геральте, Белом Волке, его мир был разрозненной сказочной страной, в которой мелькали привычные европейские имена и названия, слегка измененные автором, и явно прослеживались сюжеты, аналогичные привычным сказочным. Но на поверку известные с детства герои (Белоснежка, Красавица и чудовище, Золушка, короли, шуты, рыцари и так далее) оказывались не совсем или совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в детских сказках.
Обманутая принцесса, лишенная трона и постоянно спасающаяся от наемных подсылаемых мачехой убийц, — это Белоснежка Сапковского, которая, чтобы выжить, превратилась в жестокое и циничное создание. Добрые и слегка глупые короли оказались людьми недалекими и развратными, хоть и практичными. Эльфы из эфирных созданий фольклора и сияющих воинов Толкина превратились в надменный и жестокий народ, вымирающий и ненавидящий людей, причину своего вымирания. Многочисленные монстры, от оборотней до мутировавших мусорных куч, терроризируют сказочное королевство — и хуже монстров оказываются люди, ведущие себя отнюдь не по-сказочному.
При этом на всех живущих в этой сказочной стране действуют жесткие законы сказки — правило Третьего раза, сила данного слова и обещания, нерушимость проклятия, и так далее.
И в этой мрачной, на первый взгляд, действительности, работают пугающие, возможные лишь в этом мире воины-мутанты, очищающие вселенную от чудовищ. Ненавидимые и презираемые людьми, чужие среди них, не имеющие друзей и родственников, они ведут непрерывную борьбу со злом, угрожающим человечеству. Наемники, работающие за плату. Непревзойденные фехтовальщики, владеющие основами темной магии. Уже не люди. В общем, ведьмаки.
Нетрудно догадаться по аналогии, что эти самые ведьмаки впоследствии оказываются самыми человечными из всех населяющих сказочное королевство существ.
Хронология основных событий мира | ||
Экранизация Сапковского | |
В Польше популярность пана Анджея, безусловно, бешеная. Не могли поляки, известные хорошим сказочным кино СССР-овских времен, не попытаться снять по “Ведьмаку” одноименный фильм (2001 год). Он вышел и у нас в России, где поклонники Сапковского весьма активны и многочисленны. Затаив дыхание, мы смолкли у телевизоров, и. Почему фильм получился полным провалом, говорить можно долго и обоснованно — но суть от этого не изменится. Львиная доля смотревших и читавших считает фильм ужасным, а многие смотревшие, но не читавшие, теперь навряд ли прочтут оригинал. Как Сапковский отзывается о сем творении (и о сериале, доснятом чуть позже и повествующем о других похождениях Ведьмака), автору обзора неведомо. Не знаем мы и того, будет ли экранизирован “Ведьмак” снова — но нам бы очень этого хотелось. И первый роман, и весь цикл — отличный кинематографический материал, который вечно ищущим сюжеты голливудским продюсерам грех не использовать. Однако на Западе хватает и своей, англоязычной фантастики. Ее постепенно начинают переносить на пленку, но процесс это долгий, и ежели серьезные режиссеры и серьезные студии доберутся до Сапковского, произойдет это весьма нескоро. Жаль. Но мы надеемся все же увидеть это хотя бы лет через десять-пятнадцать. ВойнаВойне у Сапковского посвящена львиная доля сериала. Это не милый пасторальный фон, на котором происходит увлекательное приключение Геральта и его товарищей, “ищущих Цири по всему свету”. Война — это массовое убийство, охватившее весь Север, завораживающее своим размахом и пугающее своей жестокостью. Цири, маленький человек, на которого охотятся эльфы, маги и короли. С нехарактерной для фэнтези реалистичностью Сапковский показывает, как Нильфгаардские армии захватывают страну за страной. Разрозненный Север едва-едва в силах собраться воедино и хоть что-то противопоставить имперской мощи. Имперцы бьют в спину нордлингам, используя банды озверевших эльфов, скоя’таэлей, творящих жестокости почище “Мертвой головы”. Северные маги, уже однажды защитившие королевства нордлигнов, приняв битву на Содденском холме и потеряв четверть состава, теперь участвовать в этом официально отказываются, но все же готовят выступление — одни на стороне Нильфгаарда, другие по-прежнему преданны Северу и свободе. В царящем хаосе все сражаются со всеми, а мародеры уничтожают то, что не уничтожено скоя’таэлями и регулярными войсками. Бедный народ старается выжить в этом кипящем котле. Война Сапковского очень натуралистична. Она ставит перед героями нелегкие моральные дилеммы, порой повергая читателя в трепет. Для фантастики начала и середины девяностых годов это было новшеством, граничащим с нонсенсом — пожалуй, только у Глена Кука (из известных фэнтези-авторов) средневековый мир настолько же реалистично жесток — но “Черный отряд” не содержит художественно выписанных подробностей. У Сапковского война пожирает мир, и, кажется, ничто не сможет это остановить. Война завершается в последнем томе, венчая раздел мира — на тот, что был до нее, и тот, что стал после. Эти два мира разительно отличаются. Мир сказки и мифологических образов, известных сюжетов и сопровождающей их иронии. И мир реального, наполненного страстями поля битвы. Одно перерастает в другое, корни сплетаются с ветвями, и получившийся клубок уже невозможно размотать обратно. Но остается память. О тех далеких временах, когда Геральт и Лютик странствовали бок о бок, заботясь только о том, где бы переночевать, и куда ведьмаку наняться, чтобы избавить несчастных поселенцев от оборотня, виверны, гуля или грайвера, гига-скорпиона, баньши или тролля. Когда всякий раз, выходя на бой, ведьмак рисковал только жизнью — и не было ответственности за “нечто большее”. МагияВ мире “Ведьмака” магия и маги с их интригами являются едва ли не основной движущей силой. Маги наделены властью не меньшей, чем, например, в Dungeons & Dragons, при этом, судя по всему, не ограничены определенным количеством заклинаний в день — а потому маг-одиночка может порой шарахнуть кулаком по столу советов на приеме у какого-нибудь короля и сказать ему: “Ты, Визимир, дурак, и генералы у тебя придурочные! Делать будем так. ”. Разумеется, королям не нравится это свободолюбие. Но северным владыкам нечего противопоставить независимым одиночкам, обладающим невиданным могуществом. Способным в одиночку превратить отряд пехоты или конницы в кур и свиней — причем даже в связанном состоянии, одним пальцем левой ноги. Прекрасные волшебницы, разодетые в шелка и драгоценности, с помощью косметологической магии становятся красавицами и получают возможность жить втрое, вчетверо дольше, чем обычные люди. Маги-мужчины в этом отношении от волшебниц мало чем отличаются. Вот такие люди реально правят Севером. А большинство политических вопросов решается на ежегодном магическом конвенте на острове Таннед. Впрочем, у королей есть свои тайные методы. Не обладая магией, они могут пытаться манипулировать магами. Иной раз это удается — но приводит к ужасным жертвам с обеих сторон. Император Эмгыр, впрочем, весьма скор на расправу с непокорными внутри Империи — будь то обычные смертные или маги. Его маги, как и положено, стоят на службе у государства. Альтернатива одна, и весьма неприятная. Но и это не помешает волшебницам Империи объединиться со своими бывшими врагами — женщинами-магами нордлингов, и создать тайную Ложу, целью которой будет отделение магии от государства и жесткий контроль “магичек” над политикой. И это понятно — высший хочет быть с высшим, и только его считать за равного. А вовсе не каких-то жалких смертных императоров и королей. Ведьмаки, кстати, тоже обладают магическими свойствами. Помимо своей экстраординарной реакции, живучести и прочих привнесенных ритуалами свойств, в своей ведьмачьей крепости они обучаются простейшим магическим формулам — Знакам, с помощью которых могут совершать несложные магические действия. Знак Аард, например, позволяет взмахом руки отбросить противника назад, свалить его с ног и даже причинить небольшой огненный урон. Знак Аксий — успокоить испуганное животное (например, ведьмачью лошадку, которая на своем веку переживает множество весьма неприятных моментов, способных повредить хрупкую лошадиную психику). И так далее — знаков более десятка, на разные случаи жизни: запечатать дверь, отбить брошенное в ведьмака заклинание. Они здорово помогают ведьмакам в их опасной работе. Произведения А. Сапковского в России издает “АСТ”. Помимо цикла “Ведьмак”, на русском опубликован сборник статей, а в ближайшее время выйдет роман “Башня шутов”, начало нового фэнтезийного цикла Сапковского. 1. “Последнее желание”, “Меч предназначения” (сборник “Ведьмак”) ЗаключениеКонечно, мы далеко не обо всем рассказали. Про фирменный юмор Сапковского, например, даже и не упомянули — а это, на самом деле, нечто незабываемое. Ничего вы не услышали ни о Мильве, ни о Кагыре, ни о Матери Нэннеке, ни о вампире-травнике Регисе, ни о Бонарте. ни о ком из примерно ста пятидесяти основных персонажей саги о ведьмаке. Вы даже не слышали песен и шуток великого трубадура Лютика, что вообще является преступлением. Ну, что же. Надеемся, все эти досадные недоразумения будут исправлены вами незамедлительно. И если вы еще не приобщились к книгам Анджея Сапковского и не стали их поклонниками, мы даже завидуем вам. Как всякий любитель фантастики завидует человеку, читающему фэнтези-шедевр в первый раз.
|