Предназначение в ведьмаке что это

«Ведьмак»: поиски предназначения

«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).

Предназначение в ведьмаке что это

Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.

Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.

Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?

Предназначение в ведьмаке что это
Судя по «Ведьмаку», игра с судьбой — это лотерея, но выиграть можно только ребёнка

Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.

Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.

Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.

Есть и второй момент, связанный с образом ведьмака и предназначения.
Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.

Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.

Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.

Предназначение в ведьмаке что это
В играх Цири совершает этот выбор повторно, и от игрока зависит, насколько близки они будут с Геральтом

Вот так, дорогие коллеги. До встречи, и да пребудет с нами сила.

Источник

«Ведьмак»: поиск предназначения

«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).

Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.

Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.

Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?

Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.

Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.

Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.

Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.

Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.

Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.

Источник

Цири из Ведьмака — кто она и почему важна, часть 1

Предназначение в ведьмаке что это

Про Цири можно реально писать почти бесконечно, ибо у нее, пожалуй, самая богатая биография из всех героев вселенной Ведьмака, так что я, пожалуй, пожалею свои пальцы и ваши глаза и сосредоточусь на главном иили интересном)) И все равно одной частью не получится. Эээх, погнали. Много букв!

Предыстория

Цири родилась в 1252 году в семье правящей семьи Цинтры. Ее мать — 15-летняя принцесса Паветта, бабушка — правящая королева Калантэ, «львица из Цинтры», а отец — нильфгаардский принц Эмгыр, скрывающийся под именем Дани.

Девочка росла активной и бойкой, также она унаследовала красоту матери — пепельные волосы, зеленые глаза, тонкие черты лица. В детстве Цири предпочитала компанию мальчишек, а не девочек, и более активный досуг. Она также много путешествует — к примеру, часто гостит у Краха ан Крайта на Скеллиге.

Предназначение в ведьмаке что это

С детства няни Цири рассказывали, что она — ребенок-неожиданность, предназначенная некому беловолосому ведьмаку. Девочка быстро смекнула, что, раз эти истории так не нравятся ее бабушке, то, видимо, являются правдой.

) пять лет, в море пропадают ее родители, и Калантэ остается единственным ее родным человеком. Цири привязывается к бабушке, проводит с ней почти все свое время, пытается походить на нее.

Когда девочке исполнилось десять, ее в первые раз попытались сосватать, и с ее согласия отправили в Вердэн. Жених на потрете был куда симпотнее, чем оказался в реале (привет, тиндер, привет, инстаграм), так что Цири закономерно решает, что ну его нафиг, и решает сбежать (думая, что бабушка будет против ее отказа), попутно вспоминая историю о ведьмаке и считает, что раз она кому-то там предназначена, то и черт с ним, пора отдаться судьбе.

Первая встреча с Геральтом

Предназначение в ведьмаке что это

Сбежать девочке помогает местный пацан-оруженосец, но в процессе они друг друга теряют (в лесу, конечно же), и Цири сутки болтается среди деревьев, пока не набредает на чудище-сороконожку, которое не прочь ей закусить. К счастью, на помощь к ней приходит беловолосый воин (привет, судьбинушка!) и убивает чудовище. Девочка, однако, не дура и начинает теперь бояться воина, подозревая, что он — ее преследователь из замка, откуда она сбежала. Геральт, впрочем, и правда хочет отвезти ее назад, но Цири упорствует (ну, с детства, в общем, окаблучила «папку»), и тому ничего не остается, как тащиться с ней дальше в дебри (помните дриад из сериала? ну вот там «маленько» упустили, что с ней был Герка — что делает ее бросание к нему в объятия в сериале еще тупее). В пути ведьмак заботится о девочке и, переживая за ее ноги, берет к себе на плечи и тащит так полпути, а у костра рассказывает сказочки на ночь. Короче, Цири все больше убеждается, что он и есть тот, кому она предназначена, и постепенно решает остаться с ним вместо возвращения куда бы то ни было. Но планам ее не суждено было сбыться, и после долгих мытарств с дриадами, которые есессн решили ее сделать одной из них и отпустили лишь после рассказа о предназначении, и волевом (поразительно) решении Геральта вернуть ее в Цинтру, что он и делает, отводя к Мышовуру (привет, бро, вот ты кого-то вроде потерял слегка). Утром, когда Цири просыпается, ведьмака уже нет. Но бойкая девочка не унывает, ибо теперь знает наверняка — они еще встретятся.

Юность, войны, первые морковки и все дела

В одиннадцать девочка вновь отправляется на Скеллиге, где волею судьбы влюбляется в сына Краха ан Крайта Хьялмара (того рыжего дровосека из игры, да), и тот отвечает взаимностью.

Предназначение в ведьмаке что это

Они решают обручиться (да, в 11 и 15 лет, как говорится, житие тогда тяжкое было), но бабуля Калантэ их намерениям не обрадовалась, в срочном порядке приплыла на острова и, несмотря на сопли-слезы внучки, забрала ту обратно в Цинтру.

Дома девочке вскоре стало не до романтики — на Цинтру вероломно нападает Нильфгаард. По приказу королевы-львицы, девочку пытаются вывести из города, но тщетно — отряд, сопровождавший ее, попадает в засаду. Цири спасает нильфгаардский рыцарь (Кагыр — тот сериальный кэп Америка, который простой сельский парень и все равно способен сражаться с богом, в данном случае с Вильгефорцем, да).

Предназначение в ведьмаке что это

Встреча у них вышла, мягко говоря, так себе. В огне и пыли, среди криков и трупов, парень в черных доспехах кажется княжне почти демоном, так что после недолгих попыток сопротивления она теряет сознание. Кагыру нужно было отмыть малявку от запекшейся крови и сажи, так что ему пришлось ее полностью раздеть (согласна, сомнительное решение), что безумно пугает девочку, так что она просто дрожит и в ужасе ждет, когда сие действие закончится. Вероятно, это было первым моментом, с которого у Цири отношения с мужиками не заладились. Хотя Кагыр и пытался ей объяснить, что злых намерений у него нет (впрочем, хреново он пытался — сам так перенервничал, что начал забывать в процессе всеобщий язык, а нильфгаардского Цири не знала). В общем, Цири дождалась, пока он вырубится, и сбежала.

Далее сериал, в общем и целом, точен — помотавшись впроголодь по окрестностям, Цири прибивается к беженцам и в итоге ее забирает семья крестьян, живя с которыми Цири учится работе по хозяйству и в полях. Однажды утром девочка узнает, что в город прибыл купец, а вместе с ним Геральт. Она бежит ему навстречу, он крепко обнимает ее и обещает никогда больше не покидать (согласитесь, так гораздо логичнее, чем бежать к ноунейм качку в лапы) и забирает с собой в Каэр Морхен — крепость ведьмаков школы Волка.

Становление: первые шаги

В крепости Цири обучается фехтованию и прочим воинским дисциплинам, показывая невероятную стойкость и талант, а также проявляя искренний интерес и почти любовь к этому мастерству. Параллельно девочку начинают мучить ночные кошмары и внезапные трансы (ну, вы поняли, не про тайцев), после которых они не может ничего вспомнить, и чем крайне волнует ведьмаков. Лишь Трисс смогла избавить (хоть и временно) девочку от кошмаров — она подсунула ей «белую чайку», чтобы наладить психологический контакт, и все ночи провела подле постоянно в ужасе просыпающейся девочки, успокаивая и убаюкивая ее. Спустя 10 дней кошмары отступают, и дальнейшее обучение в крепости проходит без эксцессов. Параллельно Трисс дает Цири уроки бабских уловок и мейкапа. И Старшей речи, ладно.

В тринадцать Цири отвозят на обучение в этот раз к Йеннифер. Поначалу отношения их не слишком задались — чародейка дама своевольная и своеобразная, а Цири ей не уступает (нашла коса на камень…), но постепенно девочка привязывается к Йен, находя ее общество интересным и впадая в экстаз от ее рассказов о магии. Также чародейка полностью избавляет девочку от ее кошмаров, заставляя взглянуть в собственные сны и встретиться со своим страхом, после чего продолжается полноценное обучение Цири.

Предназначение в ведьмаке что это

Помимо прочего, девочка растет, и ее начинают смущать перемены в собственном организме (ugh, tell me about it), вдобавок местные подружки начинают над ней подшучивать, рассказывая обо всяких смущающих вещах типа «девичества». В конце концов, Йен это за. долбало все, и она забирает Цири жить в свою комнату, что еще больше сближает их, и позволяет девочке открыться перед чародейкой, включая то прошлое, которое она решила забыть. Так, бок о бок с Йен, Цири живет 2 года. Когда они вместе покидают храм, ей уже пятнадцать лет.

Йен, ясен пень, желает отправить Цири в Аретузу — той это не ахти как по душе, но она знает (как и все прочие, лол), что спорить с Йеннифер — дело пустое. К тому же, Цири надеется вновь увидеть Геральта, с которым ни она, ни Йен давненько не виделись. И хотя не сразу, но ей это удается, но радость прервана первой попыткой Дикой Охоты (или Гона) захватить девочку-потомка Лары Доррен.

Ну, теперь отвлечемся от биографии и перейдем к вопросу, что же в Цири такого особенного, на чем в этот раз и закончим

Старшая Кровь

Носителем такого гена, наконец, становится Лара Доррен — талантливая и прекрасная ведунья из древнего аристократического рода.

Предназначение в ведьмаке что это

Возможно, уже ее ребенок будет в полной мере владеть даром. Для чего Лару обручают с Авалакхом (тем криповым эльфом из В3: Дикая Охота).

Но Лара своевольна, и надо же было о чем-то баллады складывать, и в общем влюбляется Лара в человека, и сбегает с ним, и остается эльфам-мудрецам лишь следить, в ком из потомков Лары проявится этот дар… (Ц-ц-ц-ц-цирилла у микрофона!). Ибо тот, кто получит этот дар (или получит того, кто им обладает — чем, сами понимаете, и объясняется повальная охота за Цири), сможет продолжить дело эльфийских ведунов и добиться такого могущества, по сравнению с которым личная власть даже самых могущественных из королей и магов окажется просто смешной.

На этом первую главу заканчиваю и надеюсь, что было интересно)

Источник

ВЛАСТЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Кто слышал, как свистнула стрела, отбитая стремительным взмахом меча? Кто видел, как мелькнули клыки, и кожей чувствовал голодное дыхание оборотня? Кто навсегда запомнил пронзительный визг упырицы, скакнувшей к желанной человеческой плоти?

“Что? Вы слышали и видели все это? И остались при этом живы. Определенно, сударь, вы трижды в жизни встречали ведьмака. А ну-ка, садитесь сюда, поближе к очагу. Марыська, подай пива гостю, и пожрать чего-нить побыстрее — не беспокойтесь, почтенный, все за счет заведения. Да вы не стесняйтесь. Это сынки мои, а это постояльцы, кметы да кметки почтенные. Вон тама в углу местный друид сидит, ему до людев дела нету. Хм, смотри-ка, тоже уши навострил; видать, интересно про ведьмаков послушать. А вы-то сами, сударь, кто? Поэт? Говорите, с одним из ведьмаков несколько лет рука об руку странствовали? Во дела.

Ну так потешьте рассказом! Какие они, эти ведьмаки?”

Мы идем в мир, где людьми всевластно правит Предназначение, где извечные законы сказки и правила героической саги переплетаются воедино, создавая уникальное пространство, сшитое скобами жестокого реализма, но, вместе с тем, пронизанное поэтикой удивительной красоты и силы. Мир, где несгибаемая воля, отвага и честность одного человека способна переломить хребет даже Предназначению. Мир Ведьмака.

Образ сказочного мира

Ведьмак Геральт из Ривии, главный герой произведений Сапковского.

Когда пан Анджей начинал писать первые новеллы о соз данном им герое — ведьмаке Геральте, Белом Волке, его мир был разрозненной сказочной страной, в которой мелькали привычные европейские имена и названия, слегка измененные автором, и явно прослеживались сюжеты, аналогичные привычным сказочным. Но на поверку известные с детства герои (Белоснежка, Красавица и чудовище, Золушка, короли, шуты, рыцари и так далее) оказывались не совсем или совсем не такими, какими мы привыкли их видеть в детских сказках.

Обманутая принцесса, лишенная трона и постоянно спасающаяся от наемных подсылаемых мачехой убийц, — это Белоснежка Сапковского, которая, чтобы выжить, превратилась в жестокое и циничное создание. Добрые и слегка глупые короли оказались людьми недалекими и развратными, хоть и практичными. Эльфы из эфирных созданий фольклора и сияющих воинов Толкина превратились в надменный и жестокий народ, вымирающий и ненавидящий людей, причину своего вымирания. Многочисленные монстры, от оборотней до мутировавших мусорных куч, терроризируют сказочное королевство — и хуже монстров оказываются люди, ведущие себя отнюдь не по-сказочному.

При этом на всех живущих в этой сказочной стране действуют жесткие законы сказки — правило Третьего раза, сила данного слова и обещания, нерушимость проклятия, и так далее.

И в этой мрачной, на первый взгляд, действительности, работают пугающие, возможные лишь в этом мире воины-мутанты, очищающие вселенную от чудовищ. Ненавидимые и презираемые людьми, чужие среди них, не имеющие друзей и родственников, они ведут непрерывную борьбу со злом, угрожающим человечеству. Наемники, работающие за плату. Непревзойденные фехтовальщики, владеющие основами темной магии. Уже не люди. В общем, ведьмаки.

Нетрудно догадаться по аналогии, что эти самые ведьмаки впоследствии оказываются самыми человечными из всех населяющих сказочное королевство существ.

Когда-то давно: эльфы пришли в этот мир, бежав из своего собственного.

Через несколько столетий: Сопряжение Сфер — катаклизм, способствовавший сдвиганию границ миров, их частичному пересечению и даже смешению.

Примерно 764 год: приход людей — высадка с кораблей в устье реки Яруги и в дельте реки Понтар. Позднее из четырех причаливших кораблей вырастет три королевства.

Маги заново обретают силу в новом для них мире, и заключают соглашение с военачальниками людских племен пакт о ненападении.

Примерно 765: Джеоффрей Монк, один из сильнейших магов того времени, заключает договор с эльфийскими ведунами.

Примерно 770: войска маршала Раупеннэка из Третогора учиняют резню в Лок Муинне и Эст Хэмлете. Начало войны эльфов и людей.

836: формирование жесткой иерархической системы магического сообщества — Ложи магов. Маги, желающие отстаивать свою независимость от этой организации, уничтожаются.

964: появление первых ведьмаков.

Неизвестная дата: эльфийские ведуны начинают искусственный процесс создания Избранного, носителя гена Старшей Крови, способного преодолевать барьеры между мирами.

Примерно 1144: легендарная любовь эльфийской ведуньи Лары Доллен аэп Шиадалль и человека-мага Крегеннана из Лода. Начавшаяся как “Ромео и Джульетта”, так же трагически и закончившаяся. Ген Старшей Крови начинает долгое путешествие в роду людей.

1163: кровавый мятеж Фальки, нечто среднее между восстанием Емельяна Пугачева и кровавой резней бензопилой в Техасе — безумие, охватившее полконтинента.

1244: встреча Геральта и Йеннифер. Загаданное “Последнее желание”.

1249: Геральт оказывает Калантэ услугу, в результа те которой Предназначение связывает его и еще не родившегося ребенка Паветты, носительницы гена Старшей Крови.

1249: рождение Цири. Наследницы людей и эльфов, в которой ген достиг максимальной чистоты.

1261: начало первой войны с Нильфгаардом. Содденский холм — битва магов юга и севера. Первое исчезновение Цири.

1262: начало событий “Крови эльфов” и остального сериала. Гибель королевы Калантэ, Львицы из Цинтры. Второе и третье исчезновения Цири. Странствие Ведьмака.

1265: Окончание Саги о Ведьмаке.

Как так получилось

Мир этот спокойно жил-поживал, отданный Старшему народу (эльфам) и их младшим братьям (вроде гномов и карликов, только на свой, авторский лад — краснолюдам и низушкам, соответственно). Краснолюды появились здесь в незапамятные времена, затем пришли эльфы, переселившиеся из родного мира, который опустошили, и теперь нуждались в новой жилплощади.

В те времена перемещение между планами было привилегией многих созданий, и в первую очередь — эльфийских магов-ведунов. Самая старшая ветвь эльфов так и осталась в своем родном мире, в меньшинстве, а молодые эльфы, освоившие новую землю, в какой-то момент перестали подчиняться их воле.

Менестрель Лютик, постоянный спутник Ведьмака.

И ничего бы не изменилось, если бы не грянул по неизвестной причине великий катаклизм, потрясший множество миров. Сопряжение Сфер — нечто вроде Слияния Миллиона Сфер во вселенной Майкла Муркока (оттуда, очевидно, и выросло), но не плановое (“раз в миллион лет”), а совершенно нежданное.

Сопряжение это затронуло целую вереницу миров, отчасти смешало их границы, сделало их на короткое время легко преодолимыми. И сонм разнообразных монстров из чужих вселенных обрушился на мир, который выбрали для своей спокойной доли эльфы. Самыми чудовищными из этих монстров оказались люди, приплывшие неизвестно откуда на четырех кораблях. Они высадились на земли Севера и с тех пор расплодились в великом множестве.

В довершение всего, после Сопряжения мировые константы были нарушены, и теперь прохождение между мирами сделалось практически невозможным — даже для эльфийских ведунов.

Это означало серьезную трагедию — ведь эльфы, существа великие, надменные и гордые, собирались кочевать из мира в мир, используя миры для своих нужд. А тут так случилось, что выползшая из реки слабая и быстроживущая раса “недоносков”, поначалу вообще не принимаемая всерьез, теперь размножилась и развилась с невероятной скоростью, став реальной угрозой власти бессмертных.

Человеческие маги оказались ничуть не слабее эльфийских, а вот способности к выживанию у человечества были куда выше. Надменность не прошла для эльфов даром — став сильнее, люди начали войну против них и победили в этой войне, загнав старший народ в резервацию и едва полностью не истребив.

Прошли столетия. Отвоевывая у монстров и представителей других рас каждую пядь земли, люди расселились по материку, оставляя исконным обитателям крошечные территории и птичьи права в совместных государствах и городах. В этой ситуации и существовал мир — чудовища множились и, истребляемые простым людом, причиняли человечеству много неудобств и даже страданий.

Ответом на них стали ведьмаки — тайный орден, созданный для борьбы с чудовищами.

Анджей Сапковский родился в городе Лодзь (Польша) 21 июня 1948 года. Ученик факультета Внешней торговли местного ун иверситета, с 1972 по 1994 год работал в торговле. Геральта он создал еще в 1986 году, а в 1990 вышла первая книга из шести новелл о Ведьмаке — “Последнее желание”. В 1992 году увидела свет вторая часть — “Меч предназначения”. Ну, а затем, на волне успеха и популярности романа, были написаны и изданы еще 5 книг саги о Ведьмаке. Сага была закончена в 1999 году.

Помимо основной серии, Сапковским были написаны несколько повестей, эссе и рассказов, а также вышедший в 2000 году стилизованный “Бестиарий”, в котором с юмором и иронией описывается множество известных существ, населяющих наш мир и миры fantasy.

Понятно, что невероятная популярность Ведьмака не могла остаться без дальнейшего развития. Однако на данный момент это развитие удручающе-куцее. Сага о Геральте была переложена в формат комикса, а также по ней были сняты известные фильм и сериал — и то, и другое получило негативную оценку. И это понятно, ибо трудно сделать нечто, соответствующее уровню таланта Сапковского.

В последние два года в Польше вышло сразу несколько настольных игр по миру Ведьмака, и все они весьма популярны на родине автора.

В 1998 году писатель был удостоен премии “Passport”, присуждаемой еженедельником “Polityka” за заслуги перед польской культурой. Его романы и рассказы изданы на чешском, русском и немецком языках.

Ведьмаки

Ведьмаки — это закрытая каста воинов-мутантов, переставших быть людьми, и в обмен на это обретших множество нечеловеческих способностей. Реакция их на несколько порядков превышает человеческую, живучесть и быстрота уникальны. Они куда совершеннее людей, но не могут оставлять потомства, а потому зависимы от человеческих детей, которых, после специального отбора, превращают в таких же ведьмаков.

То, что выживают при этом едва ли двое из сотни “кандидатов”, никого не волнует.

Воистину, нет ничего более отвратного, нежели монстры оные, натуре противные, ведьмаками именуемые, ибо суть они плоды мерзопакостного волшебства и диавольства. Это есть мерзавцы без достоинства, совести и чести, истинные исчадия адовы, токмо к убиениям приспособленные. Нет таким, како они, места меж людьми почтенными.

А их Каэр Морхен, где оные бесчестники гнездятся, где мерзкие свои дела обделывают, стерт должен быть с лона земли, и след по нему солью и селитрой посыпан.

Аноним. “Монструм, или Ведьмака описание”.

Как видите, ведьмаков обыватели не особо любят. Часто случалось, что израненный ведьмак выползал, например, из норы с убитым василиском, а там его ждало пустое место — вместо его бывшей лошади и вещей. Или просто никто умирающему не помогал, потому что темные кметы сглаза боялись. Ведьмаки не вымерли только благодаря живучести и способности регенерировать.

Как ведьмаки получают новых отпрысков себе на воспитание? Да очень просто. “Пообещай мне, что, вернувшись домой, ты отдашь мне то, что застанешь нового. То, о чем еще не знаешь”. Неумолимая логика сказки проста: за время отсутствия спасенного у жены родился ребенок. Будущий ведьмак. Королева Цинтры Калантэ, нанимая ведьмака и разыгрывая многоходовую комбинацию с целью упрочить свой трон, не знает, что дочь ее уже беременна от своего избранного, проклятого Йожа, расколдованного только сейчас. “Проси что хочешь!” — щедра королева. О, на какие ухищрения пойдет впоследствии Калантэ, когда придет время отдавать ребенка ведьмаку, свято блюдя обещание. И ведь перехитрит Предназначение! Заставит ведьмака уйти, отказаться!

Но Предназначение не перехитришь, и от него не уйдешь, однажды с ним соприкоснувшись. Калантэ будет убита, все королевство уничтожено и растоптано; судьба вручит ведьмаку подросшую девочку, этого ребенка — когда никого родного у нее уже не останется. Она, предназначенная ведьмаку дважды, станет ведьмачкой. Но. она не женщина-ведьмак (таких попросту не бывает). Не мутант. И даже не Предназначение Геральта. Она — нечто большее.

Цири. Самое время рассказать немного о ней.

Ген Старшей крови

Предназначение висит над этой девочкой уже давно — несколько столетий.

Помните эльфов, оставшихся в этом мире запертыми, без возможности уйти покорять другие, не испорченные человеком миры? Так вот, эльфийские ведуны все это время не сидели, сложа руки. Они тщательным образом выводили, культивировали в процессе жесткого генетического отбора особый дар, присущий некоторым из ведунов — ген Старшей крови.

Будучи доминантным, этот ген дает носителю высшие магические силы — в том числе, власть над пространством и временем, способность пересекать барьеры между мирами. Эльфы жаждут вырваться из этого мира, остановить вымирание, сменить свое жалкое существование на свободу. Они хотят вернуть утраченную власть, статус существ межмирных, истинно высших.

Могущественная волшебница Йеннифер, любовница Геральта.

И это у них получается: талантливая и прекрасная юная ведунья из древнего аристократического рода, Лара Доллен аэп Шиадаль является носителем гена. Осталось совсем немного. Возможно, уже ее ребенок станет именно тем, кто спасет эльфов, поведет их к новым мирам.

Предназначение хохочет, скалится. Что такое? Лара, наше сокровище, влюблена? Не в того, кто предусмотрен программой отбора? В человека? В молодого мага Крегеннана из Лода. Нет, не может быть! Остановите их! — но уже поздно. Лара беременна. Ген передается ее дочери — и кровь эльфов растекается в крови людской. Носители гена из старшего народа мертвы, и ген, утерянный, гуляет в человеческих землях, а Предназначение следит за ним пристально, коверкая и ломая судьбы. Поколение за поколением.

И все, кто знает истину — ведуны, шпионы, короли, избранные маги, включая главного антагониста всей серии, гениального мага Вильгефорца, и даже император Нильфгаарда, эдакий местный Наполеон напополам с Гитлером — тратят огромные силы на поиски гена и на борьбу друг с другом в желании обладать им.

Ведь тот, кто получит в свое распоряжение носителя гена, сможет продолжить дело эльфийских ведунов. Сможет добиться такого могущества, по сравнению с которым личная власть даже самых могущественных из королей и магов кажется смешной.

Вы, разумеется, уже поняли, что окончанием и завершением этой генетической линии является Цири, внучка Калантэ. Львенок из Цинтры, стертой с лица земли императором Нильфгаарда, ищущим ген Старшей крови. И что все власть имущие континента теперь, установив причинно-следственные связи прошлого и настоящего, зная о том, что это за девочка, ищут денно и нощно именно ее.

Казалось бы, ну что может сделать в этой ситуации даже самый непревзойденный воин-одиночка? Даже чертов ведьмак, не знающий такого слова, как “уступить вопреки воле и убеждениям”. Ну как он может сопротивляться королям, магам, императору Нильфгаарда и ведунам старшего народа? Как он сумеет в послевоенном хаосе отыскать девочку и сделать все зависящее, чтобы в конечном итоге дать ей свободу выбора, позволить жить по-настоящему?

Но ведь это не просто девочка. Не просто какая-то расфуфыренная носительница мега-важного гена, который вожделеет каждый второй. Эта девочка Предназначена Геральту дважды. Она ведьмачка! И еще они любят друг друга, как отец и дочь. И, черт побери, среди окружающих регулярно находятся люди (и краснолюды, и даже маги), которые тоже любят эту девочку и этого ведьмака. А человеческие любовь, преданность и отвага под предводительством Веры, бывает, кладут Предназначение на обе лопатки.

Вот тут-то и летят к чертям собачьим законы всемирного равновесия, а сферы дрожат хрустальным звоном, повергаемые в трепет — грядет час Великого Хлада, предрешенный Итлиной, древней эльфийской пророчицей.

Ведьмак носится по всему северу, разыскивая вторично утерянную Цири. Все шпионы всех государств, все двойные агенты снова охотятся на нее. А она. теряется из виду в горниле новой войны.

Хронология основных событий мира
Экранизация Сапковского
Предназначение в ведьмаке что это

В Польше популярность пана Анджея, безусловно, бешеная. Не могли поляки, известные хорошим сказочным кино СССР-овских времен, не попытаться снять по “Ведьмаку” одноименный фильм (2001 год). Он вышел и у нас в России, где поклонники Сапковского весьма активны и многочисленны. Затаив дыхание, мы смолкли у телевизоров, и.

Почему фильм получился полным провалом, говорить можно долго и обоснованно — но суть от этого не изменится. Львиная доля смотревших и читавших считает фильм ужасным, а многие смотревшие, но не читавшие, теперь навряд ли прочтут оригинал.

Как Сапковский отзывается о сем творении (и о сериале, доснятом чуть позже и повествующем о других похождениях Ведьмака), автору обзора неведомо. Не знаем мы и того, будет ли экранизирован “Ведьмак” снова — но нам бы очень этого хотелось. И первый роман, и весь цикл — отличный кинематографический материал, который вечно ищущим сюжеты голливудским продюсерам грех не использовать.

Однако на Западе хватает и своей, англоязычной фантастики. Ее постепенно начинают переносить на пленку, но процесс это долгий, и ежели серьезные режиссеры и серьезные студии доберутся до Сапковского, произойдет это весьма нескоро.

Жаль. Но мы надеемся все же увидеть это хотя бы лет через десять-пятнадцать.

Война

Войне у Сапковского посвящена львиная доля сериала. Это не милый пасторальный фон, на котором происходит увлекательное приключение Геральта и его товарищей, “ищущих Цири по всему свету”. Война — это массовое убийство, охватившее весь Север, завораживающее своим размахом и пугающее своей жестокостью.

Цири, маленький человек, на которого охотятся эльфы, маги и короли.

С нехарактерной для фэнтези реалистичностью Сапковский показывает, как Нильфгаардские армии захватывают страну за страной. Разрозненный Север едва-едва в силах собраться воедино и хоть что-то противопоставить имперской мощи. Имперцы бьют в спину нордлингам, используя банды озверевших эльфов, скоя’таэлей, творящих жестокости почище “Мертвой головы”. Северные маги, уже однажды защитившие королевства нордлигнов, приняв битву на Содденском холме и потеряв четверть состава, теперь участвовать в этом официально отказываются, но все же готовят выступление — одни на стороне Нильфгаарда, другие по-прежнему преданны Северу и свободе.

В царящем хаосе все сражаются со всеми, а мародеры уничтожают то, что не уничтожено скоя’таэлями и регулярными войсками. Бедный народ старается выжить в этом кипящем котле.

Война Сапковского очень натуралистична. Она ставит перед героями нелегкие моральные дилеммы, порой повергая читателя в трепет. Для фантастики начала и середины девяностых годов это было новшеством, граничащим с нонсенсом — пожалуй, только у Глена Кука (из известных фэнтези-авторов) средневековый мир настолько же реалистично жесток — но “Черный отряд” не содержит художественно выписанных подробностей. У Сапковского война пожирает мир, и, кажется, ничто не сможет это остановить.

Война завершается в последнем томе, венчая раздел мира — на тот, что был до нее, и тот, что стал после. Эти два мира разительно отличаются. Мир сказки и мифологических образов, известных сюжетов и сопровождающей их иронии. И мир реального, наполненного страстями поля битвы. Одно перерастает в другое, корни сплетаются с ветвями, и получившийся клубок уже невозможно размотать обратно. Но остается память. О тех далеких временах, когда Геральт и Лютик странствовали бок о бок, заботясь только о том, где бы переночевать, и куда ведьмаку наняться, чтобы избавить несчастных поселенцев от оборотня, виверны, гуля или грайвера, гига-скорпиона, баньши или тролля. Когда всякий раз, выходя на бой, ведьмак рисковал только жизнью — и не было ответственности за “нечто большее”.

Магия

В мире “Ведьмака” магия и маги с их интригами являются едва ли не основной движущей силой. Маги наделены властью не меньшей, чем, например, в Dungeons & Dragons, при этом, судя по всему, не ограничены определенным количеством заклинаний в день — а потому маг-одиночка может порой шарахнуть кулаком по столу советов на приеме у какого-нибудь короля и сказать ему: “Ты, Визимир, дурак, и генералы у тебя придурочные! Делать будем так. ”.

Разумеется, королям не нравится это свободолюбие. Но северным владыкам нечего противопоставить независимым одиночкам, обладающим невиданным могуществом. Способным в одиночку превратить отряд пехоты или конницы в кур и свиней — причем даже в связанном состоянии, одним пальцем левой ноги.

Прекрасные волшебницы, разодетые в шелка и драгоценности, с помощью косметологической магии становятся красавицами и получают возможность жить втрое, вчетверо дольше, чем обычные люди. Маги-мужчины в этом отношении от волшебниц мало чем отличаются. Вот такие люди реально правят Севером. А большинство политических вопросов решается на ежегодном магическом конвенте на острове Таннед.

Впрочем, у королей есть свои тайные методы. Не обладая магией, они могут пытаться манипулировать магами. Иной раз это удается — но приводит к ужасным жертвам с обеих сторон.

Император Эмгыр, впрочем, весьма скор на расправу с непокорными внутри Империи — будь то обычные смертные или маги. Его маги, как и положено, стоят на службе у государства. Альтернатива одна, и весьма неприятная. Но и это не помешает волшебницам Империи объединиться со своими бывшими врагами — женщинами-магами нордлингов, и создать тайную Ложу, целью которой будет отделение магии от государства и жесткий контроль “магичек” над политикой. И это понятно — высший хочет быть с высшим, и только его считать за равного. А вовсе не каких-то жалких смертных императоров и королей.

Ведьмаки, кстати, тоже обладают магическими свойствами. Помимо своей экстраординарной реакции, живучести и прочих привнесенных ритуалами свойств, в своей ведьмачьей крепости они обучаются простейшим магическим формулам — Знакам, с помощью которых могут совершать несложные магические действия. Знак Аард, например, позволяет взмахом руки отбросить противника назад, свалить его с ног и даже причинить небольшой огненный урон. Знак Аксий — успокоить испуганное животное (например, ведьмачью лошадку, которая на своем веку переживает множество весьма неприятных моментов, способных повредить хрупкую лошадиную психику). И так далее — знаков более десятка, на разные случаи жизни: запечатать дверь, отбить брошенное в ведьмака заклинание. Они здорово помогают ведьмакам в их опасной работе.

Произведения А. Сапковского в России издает “АСТ”. Помимо цикла “Ведьмак”, на русском опубликован сборник статей, а в ближайшее время выйдет роман “Башня шутов”, начало нового фэнтезийного цикла Сапковского.

1. “Последнее желание”, “Меч предназначения” (сборник “Ведьмак”)

Заключение

Конечно, мы далеко не обо всем рассказали. Про фирменный юмор Сапковского, например, даже и не упомянули — а это, на самом деле, нечто незабываемое. Ничего вы не услышали ни о Мильве, ни о Кагыре, ни о Матери Нэннеке, ни о вампире-травнике Регисе, ни о Бонарте. ни о ком из примерно ста пятидесяти основных персонажей саги о ведьмаке. Вы даже не слышали песен и шуток великого трубадура Лютика, что вообще является преступлением.

Ну, что же. Надеемся, все эти досадные недоразумения будут исправлены вами незамедлительно. И если вы еще не приобщились к книгам Анджея Сапковского и не стали их поклонниками, мы даже завидуем вам. Как всякий любитель фантастики завидует человеку, читающему фэнтези-шедевр в первый раз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *