Предметно эстетическая среда в школе что такое
Воспитательная программа. Модуль.«Организация предметно-эстетической среды»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Щёлковская гимназия № 6» городского округа Щёлково
Котляр Вера Григорьевна
«Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МАОУ «Щёлковской гимназии № 6» ГОЩ», при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия
оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.)
конкурс рисунков к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся, стендовая презентация, подготовка к ГИА и ЕГЭ, отличники учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Отличники физической подготовки», уголок Здоровья
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха
акции «Аллея выпускников», «Аллея первоклассников», проект «Школьный двор» (проектирование и разбивка клумб)
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми
оформление классных уголков
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.)
создание фотозоны к традиционным школьным праздникам, оформление календарных листов (Вечер встречи выпускников), оформление школы к традиционным мероприятиям
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах
оформление здания школы (Новый год, День Победы, День государственного флага, конкурс плакатов, создание Знамени Победы, календарь отсчета событий до 95-летия Щёлково)
Текст модуля публикуется в авторской редакции
ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.
© ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020.
© Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Круглов В.В., Парфенова И.С., Степанова И.В., Черкашин Е.О., Шустова И.Ю.
© Авторы модулей, 2020.
Организация предметно-эстетической среды в школе
Организация предметно-эстетической среды в школе.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое администрацией школы;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
Предметно-эстетическая среда школы –это не только предметное окружение в помещениях здания и вокруг, прежде всего-это гармонично организованное учебно-воспитательное пространство, содержащее:
-отражение взаимосвязи педагогического и ученического коллектива.
Праздник-это особое состояние души. Правильно подобранное оформление пространства усиливает и закрепляет эмоционально-радостный настрой.
Благоустройство пришкольной территории-это создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, развитие творческих способностей детей, воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни. Правильно организованная территория пришкольного участка –это зоны отдыха, с учетом возраста, место для практических занятий и сезонных экскурсий.
Совместная с детьми разработка и создание особой школьной символики формирует узнаваемый имидж образовательного учреждения. У школы есть свой флаг, гимн, эмблема, элементы школьной формы. Использование школьной символики сопровождает все торжественные, значимые моменты жизни школы.
Таким образом, предметно-эстетическая среда в нашей школе играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником культурного развития:
-формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива;
-отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и детей;
-создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения.
Предметно-эстетическая среда наиболее эффективно влияет на личность школьника тогда, когда ведется специальная работа, направленная на формирование и развитие у обучающихся готовности, знаний и умений правильно воспринимать и на этой основе значимо оценивать достоинства предметно-эстетической среды.
Воспитательный план модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Необходимо важно развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности. При условии грамотной организации окружающей предметно-эстетической среды школы, обогащается внутренний мир ученика, развивается у него чувство вкуса и стиля. Формируется позитивное восприятие ребёнком школы, создается атмосфера психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации. Воспитывающее влияние на ребёнка в МАОУ «Сылвенская средняя школа» осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися, проявляющее фантазию и творческие способности учащихся, создающее повод для длительного общения педагогов с детьми;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха. В фойе школы(2 корпус) в несколько этапов реализуется социальный проект «Школьный зимний сад»: разработка эскизов оформления зимнего сада, разработка дизайна школьной скамьи для зоны отдыха в зимнем саду; озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы (2 корпус) стеллажей свободного книгообмена «Буккроссинг», на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
создание школьной дизайн-студии «Креатив» занимающейся событийным дизайном – оформлением пространства проведения конкретных школьных мероприятий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, фотозон, собраний, конференций и т.п.
акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) например, объемная книга с указанием исторических вех развития школы, стена «Я люблю свою школу » важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Выставки рисунков, фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам
Выпуски стенгазет к предметным неделям.
Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов
Оформление классных уголков, уголков здоровья, создание лепбуков на различные темы.
Благоустройство родного посёлка.
Трудовые десанты по уборке территории школы и поселка
Участие в акциях «Добрые дела», «Наш чистый посёлок», «Аллея первоклассников» Акция «Тропы здоровья»
Озеленение школьной и пришкольной территории.
Конкурс по благоустройству территории пришкольного участка «Лучшая клумба»
Во дворе школы на асфальтированных участках разработать проект размещения активных, креативных игровых площадок.
Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, творческих вечеров)
Оформление классов к школьным календарным событиям (День знаний, Новый год, День защитника Отечества,8 марта, День Победы.
Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.)
Создание стендов «Гордость школы» (фото отличников) и Фотогалерея учителей начальных классов(2 корпус)
Создание стенда «Наше творчество»(2 корпус)
Социальный проект «Школьный зимний сад»: разработка эскизов оформления зимнего сада, разработка дизайна школьной скамьи для зоны отдыха в зимнем саду; озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений;
Разработка и создание проекта «Школьный зимний сад»
Фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми, стендовая презентация «Отличники учебы», правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Отличники физической подготовки», «Сдаем ГТО», «Уголок Здоровья.» «Подготовка ГИА, ЕГЭ»
Создание фотозоны к традиционным школьным праздникам, оформление календарных листов.
Конкурс плакатов на различные темы.
Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов
Оформление классных уголков, уголков здоровья, уголков ПДД, профориентация.
Благоустройство родного посёлка.
Трудовые десанты по уборке территории школы и поселка.
Участие в акциях «Добрые дела», «Наш чистый посёлок»
Озеленение и благоустройство школьной и пришкольной территории
Проект «Школьный двор»
Конкурс «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству и озеленению пришкольной территории класса.
Оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха.
Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, творческих вечеров)
Оформление классов к школьным календарным событиям (День знаний, Новый год, День защитника Отечества,8 марта, День Победы.
Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.)
Оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности.
Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, творческих вечеров)
Оформление классов к школьным календарным событиям ( День знаний, Новый год, День защитника Отечества,8 марта, День Победы.
Оформлением пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, фотозон, собраний, конференций и т.п.)
Коллективные работы по обновлению декоративной отделки интерьера школы – воплощение дизайнерских идей обучающихся, членов школьной дизайн-студии «Креатив»
Создание виртуального музея школы.
Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.)
Оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), Лагерь дневного пребывания, мотивационные плакаты, уголок безопасности
Озеленение и благоустройство школьной и пришкольной территории
Создание клумб, цветников, живых изгородей, поддержание чистоты территории школьного участка.
Проект «Школьный двор»
Конкурс «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству и озеленению пришкольной территории класса.
Оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха.
Дипломная работа «Организация предметно-развивающей среды в эстетическом воспитании младшего школьника»
ВВЕДЕНИЕ
Начало обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.
В гуманистическом воспитании подрастающего поколения эстетическая направленность является одной из ведущих. Эстетическое воспитание ставит задачи художественного отражения действительности в сознании и чувствах детей, развитие способностей понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
В законе «Об образовании» ДНР [1] указано, что материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными требованиями, образовательными стандартами.
В Государственно образовательном стандарте начального общего образования (ГОС НОО) ДНР [2], раскрыты условия организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; формирования успешной компетентной личности, способной к творчеству и саморазвитию в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлению к созиданию; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Донецкой Народной Республики, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа Донецкой Народной Республики.
Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды (Платоном, Г. Песталоцци, Ф. Дистервергом, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, Л. Н. Толстым, В. Я. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгером, В. А. Сластениным, С. А. Козловой, Н. А. Сорокиным, В. А. Ясвиным и др.), на котор ые опирались при написании работы.
Эстетическое воспитание осуществляется в тесном взаимодействии семьи, школы, учреждений дополнительного образования и всей окружающей ребенка действительности. И роль каждого компонента, влияющего на эстетическое развитие, огромна. В ряду этих источников заметное место принадлежит школе.
Школа должна обеспечить право обучающегося, как на образование, так и на разностороннее развитие. Новому этапу развития образования способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества образования, повышение ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Задача педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений (далее МОУ) состоит в умении организовать предметно-пространственную среду так, чтобы она позитивно влияла на мышление и воспитание детей младшего школьного возраста.
Актуальность заключается в том, что именно правильно организованная предметно-пространственная среда в муниципальном общеобразовательном учреждении, позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Проблема исследования заключается в необходимости создания такой предметно-пространственной среды, которая позволит детям не только всесторонне развиваться и воздействовать на формирование универсальных учебных действий, но и воспитывать эстетические вкусы младшего школьника. Поэтому тема работы: «Создание предметно – развивающей среды для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста».
Цель данного исследования – теоретическое и практическое изучение процесса организации предметно-развивающей среды школы и класса как необходимого условия для эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Согласно указанной цели были поставлены следующие задачи:
¾ раскрыть современные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в начальной школе;
¾ рассмотреть особенности организации и содержания предметно- пространственной среды в эстетическом воспитании младших школьников;
¾ изучить требования, предъявляемые к пространственно-педагогической среде в учебном классе начальной школы;
¾ ознакомиться с важностью предметно пространственной развивающей среды в процессе эстетического воспитания детей;
¾ составить практические рекомендации по оформлению эстетической среды в МОУ.
При выполнении работы использовался комплекс методов:
1. общетеоретические (анализ понятийно-терминологической системы, анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии, изучение и анализ методической литературы по проблеме, построение гипотез, прогнозирование, моделирование);
2. эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогических средств развития личности в МОУ, обобщение педагогического опыта);
3. социологические (анкетирование, интервьюирование, опрос воспитателей и родителей);
4. прогностические (моделирование, проектирование), описательные (самоотчет, диалогическая беседа);
5. экспериментальные (констатирующий и опытно-поисковый эксперименты);
6. математическая и статистическая обработка экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. на основе личностно-деятельностного подхода спроектирована структурно-функциональная модель развития познавательного интереса у школьников в педагогической деятельности МОУ, отражающая процесс эстетического воспитания с помощью правильно организованной предметно-пространственной развивающей среды;
2. выявлены и экспериментальным путем проверены педагогические средства, включающие субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение и модернизация новых технологий и организации предметно-развивающей среды, развитие и воспитание эстетического восприятия окружающей среды;
3. дано определение понятия «предметно-развивающая среда в начальных классах», под которым понимается специально организованный комплекс условий развивающей среды класса, для правильного воздействия на эстетическое воспитание младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в целенаправленной организации и использовании возможностей предметно-пространственной среды в эстетическом воспитании детей и разработке основных рекомендаций для оформления эстетической среды в МОУ для дальнейшего применения учителями в школах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Современные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в начальной школе
Среда в жизни человека состоит из четырех взаимосвязанных компонентов – подсистем: природной среды; порожденной агротехнической среды – «второй природы»; искусственной среды – «третьей природы»; социальной среды. Уточним, как раскрывается понятие «среда». В самом общем смысле среда понимается как окружение, но многие ученые уточнили эту общую трактовку. С.И. Ожегов и Н. Шведова в своем толковом словаре русского языка раскрывают многозначность понятия «Среда». Одно из значений данного слова является «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [53, с.1009]. Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо [43, с. 23]. Б.С. Гершунский в своих работах утверждает, что среда – это внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации [6, с. 31]. Общее в этих понятиях то, что среда – это все то, что окружает человека. Проанализировав данные понятия, можно сказать, что среда – это пространство, включающее в себя все окружение человека. В это окружение входят определенные условия, люди, другие живые организмы, т.е. средой человека можно назвать все то, что не является частью самого человека. Все это влияет на развитие и формирование его личности. Отсюда вытекает более узкое понятие, входящее в понятие «среда» – социальная среда. Социальная среда человека – это совокупность людей, объединенных определенным образом, и постоянно контактирующих с человеком в повседневной жизни: семья, одноклассники, государство и так далее. В большей мере социальная среда формирует качества, убеждения личности, а также удовлетворяет ее психологические, культурные, социальные потребности.
Таким образом, можно сказать, что социальная среда имеет важное значение в формировании личности человека. Отсюда следует, что в детском возрасте немаловажную роль играют семья, дошкольные учреждения и школа. Исходя из этого, раскроем сущность понятия среда в образовательных учреждениях (далее – ОУ).
Среда взрослого человека отличается от среды ребенка тем, что детская среда включает в себя не только людей, но и различные игры и игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Среда ОУ предполагает образовательную среду, которая включает в себя совокупность материальных объектов образовательного процесса и отношения, которые возникают в рамках образовательного взаимодействия. Изучим образовательную среду ОУ.
Современная школа – это не просто учебное заведение, это важнейший компонент в единой системе общественного воспитания, включающий, помимо школы, другие специальные институты. Это и семья, и внешкольные учреждения культуры, и средства массовой информации [32, с. 7]. Каждая школа имеет определенно заданные задачи и функции, а также свою направленность, свои способы организации деятельности, вырабатывает собственные пути достижения поставленных задач. По мнению В.В. Рубцова, образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и реально решает в своей деятельности, проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются, содержательно оцениваются по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь [40, с. 18]. Образовательная среда школы должна быть максимально насыщена, так как данная среда способствует развитию обучающихся.
Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс личностного развития [44, с. 54]. По мнению И.Д. Устиновой образовательная среда – это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей [49, с. 43]. Е.С. Мертенс утверждала, что образовательная среда – это совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные, национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, а также окружают, развивают и формируют личность.
Л.И. Божович среду определяет как «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые качественные образования» [19, с. 13].
В.А. Ясвин считал, что образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [55, с. 41]. Общее в этих определениях то, что под образовательной средой понимается система условий, которые влияют на развитие и формирование личности. Учеными давно уже отмечена взаимосвязь между созданными условиями в образовательном процессе и развитием личности. В этих условиях у обучающихся формируется отношение к миру, к людям и друг к другу. Поэтому были выделены критерии, которые определяют влияние образовательной среды на личность. Различия в этих определениях заключаются в том, что в определении Е.С. Мертенс конкретизированы условия и их содержание. Но только у В.А. Ясвина отмечено, что образовательная среда включает в себя социальное и предметно-пространственное окружения, через которые также развивается личность.
В данной работе нами будет изучена более узкая составляющая образовательной среды – предметно-пространственная среда. Для раскрытия данного понятия необходимо разобрать, что представляет собой пространство и предметная среда. Самое общее представление о пространстве связано с расположением объектов. Многие исследователи, изучавшие пространство, говорят о том, что пространство – это связанные между собой определенным образом условия, которые могут оказывать влияние на человека. Пространство – это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения образовательных, воспитательных и иных задач [52, с. 41]. Пространство не может складываться само по себе, оно появляется с помощью специально организованной деятельности. Пространство может существовать без человека. В этом заключается основное различие между понятиями «пространство» и «среда», так как среда предполагает нахождение в ней человека, на которого происходит влияние, действие.
Многие исследователи выделяют образовательное пространство, которое трактуется как место, в котором осуществляется специальная деятельность, направленная на развитие и обучение индивида.
В.П. Борисенков в своих трудах говорил, что образовательное пространство – это вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося [3, с. 17]. Рассмотрим, что такое предметная среда.
Предметная среда представляет собой совокупность материальных изделий, которые окружают человека. Данные предметы человек использует для организации процессов жизнедеятельности и удовлетворении потребностей. Обогащенная предметная среда создает условия для организации различных видов деятельности и способствует развитию ребенка. Многими учеными была выделена развивающая предметная среда, которая рассматривается как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [36, с. 11]. Так как пространство всегда находится в тесной взаимосвязи с предметной средой, отсюда и происходит понятие «предметно-пространственная среда». Предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В связи с этим, учебным процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи, не нанося вред здоровью воспитанников и обучающихся, а также обеспечивался нормальный процесс роста и развития организма. Правильно организованная предметно-пространственная среда должна стать развивающей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Предметно-пространственная развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомиться с окружающим миром, а также умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности [27, с. 56]. Также данная среда способствует развитию инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются.
Школа — это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками [13].
Правильно организованная предметно-пространственная среда школы, способствует успешной адаптации первоклассников. Необходимо организовать такое учебное пространство, которое будет схоже со средой ДОУ, так как от этого зависит насколько комфортно первоклассник будет себя чувствовать в школе. Опираясь на труды В.А. Сухомлинского, определим предметно-пространственную среду школы как особым образом организованную в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и обучающегося в учебном и воспитательном процессе [47, с. 29].
Предметно-пространственная среда школы включает в себя:
¾ здания и помещения школы (классы-кабинеты, спортзал и т.п.);
¾ школьный двор и прилегающее к школе пространство;
¾ мебель и оборудование (классная доска, парты, компьютер и т.п.);
¾ средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещенность, температурный режим, чистота, вентиляция) и техники безопасности;
¾ элементы, предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов педагогического процесса: выставки творческих работ обучающихся, взрослых (учителей, родителей), фото-, видеоматериалы из школьной жизни и т.п.;
¾ специальные элементы эстетического оформления;
¾ информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды – специально оформленное в классе место для размещения информации, например: расписание занятий, объявления, документация: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), примерная образовательная программа, требования к отметкам и т.п. [50].
Исходя из того, что включает в себя предметно-пространственная среда школы, можно сказать, что организовать данную среду не может один учитель, в создании предметно-пространственной среды имеют важное значение все участники образовательного процесса: администрация, родители, учитель, обучающиеся.
Особое место проблема создания развивающей среды, в которой оптимальным образом взаимодействуют школа, природная и социальная среда, занимала в педагогической теории и практике С.Т. Шацкого. Он считал, что развивающее влияние среды будет тем выше, чем активнее включаются дети в ее изучение и преобразование. Организуя различные аспекты жизнедеятельности личности — трудовой, физический, умственный, игровой и др., школа должна быть инициатором «социокультурных изменений, «изучать жизнь и участвовать в ней в целях ее преобразования».
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка [2].
В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:
— рациональность использования пространства;
— взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
— целесообразность озеленения интерьера [ 1 1].
Для того, чтобы правильно влиять на гармоничное развитие и воспитание младших школьников, предметно-развивающая среда должна нести определенные функции. Функции предметно-развивающей среды МОУ:
· Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
· Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
· Функция сохранения психологического здоровья. Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
· Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
· Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
· Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности [3].
Организации пространственно-предметного компонента образовательной среды уделялось внимание ещё в «Великой дидактике» Я.А. Коменского. Причём, пространственно-предметная среда учебного заведения рассматривалась им, прежде всего, с точки зрения её привлекательности для ребёнка: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, некоторыми эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя), но также небольшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предоставлять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Если дело будет так поставлено, то дети, вероятно, будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки, где они всегда надеются увидеть и услышать что-либо занимательное» [14].
Таким образом: предметно-пространственная среда школы, способствует развитию личности ребенка. Данная среда должна быть открытой и обновляться в соответствии с возрастными особенностями детей и их потребностями, также предметно-пространственная среда должна обеспечить активную и разноплановую деятельность обучающихся, создать условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий детей, а также для развития самостоятельности, инициативности. Предметно-пространственная среда будет благоприятной только тогда, когда в ее организации будут принимать участие все стороны образовательного процесса.
1.2 Воспитание эстетического восприятия окружающей среды
Государственный образовательный стандарт начального общего образования ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из пяти направлений развития детей является художественно – эстетическое [7].
Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а также формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем школьном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации эстетической деятельности в МОУ.
При проектировании предметно-развивающей среды важно не забывать о том, что детям необходимо как можно больше пространства и не загроможденности, также не упустите момент стилистического решения и цветовой гаммы. Детям должно быть интересно на переменах, но и не стоит переусердствовать с яркими, бросающимися в глаза цветами и плакатами, для того, чтобы не отвлекать внимание младших школьников во время урока.
В книге Я.А. Мамонтова [13] «Проблема эстетического воспитания», есть следующие рекомендации: «Эстетическое воспитание будет достигнуто само собой легко и приятно, если мы поместим ребенка в художественную среду. Для создания этой среды надо начать с самого ребенка: он должен быть здоров и красив, поэтому, прежде всего, необходимо позаботиться о гармоничном развитии его тела, чего можно достигнуть при помощи разумной гигиены и гимнастики. Надо также, чтобы и костюм ребенка был удобной и изящной оболочкой тела и дополнял красоту его. Дальше, дом и комната, где ребенок живет, школа, где он учится, должны представлять художественный фон и красивую рамку для его портрета; они должны быть просторными, светлыми, украшенными цветами и произведениями истинного искусства, доступного детскому пониманию. Находясь постоянно в художественной обстановке, ребенок постепенно, незаметно разовьет в своей душе потребность в красоте, научится ценить прекрасное в искусстве и в жизни, выработает тонкий вкус. Дело руководителей на этой начальной ступени эстетического воспитания должно состоять только в подсказывании, в направлении внимания на эту красоту, которая не замечается самим ребенком. Для этого полезны прогулки в город и за город, посещение музеев, различные экскурсии: во время таких прогулок предоставляются чрезвычайно удобные моменты не только для того, чтобы научить детей видеть красоты природы и искусства, но и для того, чтобы сообщить им попутно массу полезных сведений из истории искусства, а также из области наук естественных и социальных.
С этапами взросления младших школьников эстетическое воспитание посредством художественной среды должно дополняться элементарным теоретическим и практическим изучением искусства: эстетические эмоции и способности будут развиваться путем методических упражнений в декламации, пении, рисовании и т. д. но при этом всегда нужно помнить, что искусство есть радость и наслаждение, и обучение ему всегда должно быть увлекательным, радостным [14].
Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития, обеспечивающим такие направления как:
Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно-пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации учителем.
Создавая правильно организованную предметно-развивающую среду, учитель должен руководствоваться тем, чтобы все это на подсознательном уровне воздействовало именно на развитие эстетических чувств детей. Тем не менее, задача учителя состоит и в том, чтобы обращать внимание на окружающую их среду, с целью увидеть всю красоту и ее художественное оформление, так как дети в младшем школьном возрасте еще недостаточно способны сами анализировать окружающий мир и его эстетику.
Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности учеников.
В играх и игрушках ребенок больше всего познает окружающий мир, развивает органы внешних чувств, творческие способности. И эти средства детского развития надлежит использовать для пробуждения в юной душе чувства прекрасного, поэтому должны быть художественны или, меньшей мере, не должны противоречить художественной среде, в какую хочет поставить ребенка эстетическое воспитание. Находясь постоянно в художественной обстановке, ребенок постепенно разовьет в себе потребность к красоте, научится ценить прекрасное в искусстве и в жизни, выработает тонкий вкус.
Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка. Поэтому, необходимо при организации ППРС учитывать эти стороны эстетического воспитания младших школьников и обустроить информационные уголки.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественной деятельностью. Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающийся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Младшие школьники высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлениях, испытывают эстетические чувства. Следовательно, организуя педагогический процесс, надо заботиться не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего о такой системе воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребёнка.
И. Н. Ефимова[8] указывает, что между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация, в отличие от информации научной, должна не только пониматься, но и эстетически переживаться.
А. М. Вербенец [16] уточняет, что формирование эстетического отношения к действительности не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Если младший школьник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление к расширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя его познавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматривать произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые, хоть в какой-то степени обобщают то, что непосредственно пережил он сам. В процессе организации эстетического воспитания младших школьников учитель с помощью искусства помогает ребенку осознать реальную действительность, прекрасное в ней. В ходе обучения происходит развитие не только умственных сил ребенка, но его нравственных качеств, его эстетического отношения к миру. Осваивая искусство, красоту жизни, школьники так же развиваются в умственном и нравственном отношениях.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания [9].
1.3 Требования, предъявляемые к пространственно-педагогической среде в учебном классе начальной школы
Начальная школа – это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей у обучающихся, учитывая их индивидуальность. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим – увидеть, а третьим необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени. Есть дети, нуждающиеся в одиночестве, а для других одиночество – дискомфортное состояние. Все это должна учитывать образовательная среда и предметно-пространственная среда.
Предметно-пространственная среда учебного класса в начальной школе представляет собой специально организованное пространство, включающее в себя дидактические материалы, оборудование, инвентарь для развития обучающихся в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Классная комната в начальной школе – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС НОО, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.
Занятия в классной комнате должны способствовать:
¾ активизации мыслительной деятельности обучающихся;
¾ формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками;
¾ формированию коммуникативной культуры обучающихся;
¾ развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
¾ воспитанию высокоорганизованной личности.
Правильное создание предметно-пространственной среды кабинета начальных классов определяет учебный процесс, психологический фон, формирующийся среди учеников.
Значимой в оформлении является каждая деталь, поэтому лучше всего оформление начинать с выбора цветовой гаммы, потому что на умственные способности, внимательность и желание что-то делать влияют именно те цвета, которые обучающиеся видят перед собой.
О значении цвета говорил Н.В. Герасименко. Он в своей работе утверждал, что для стен класса больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый), т.к. эти тона дисциплинируют, а также активизируют умственную деятельность и способствуют концентрации внимания.
Данным вопросом занимались А. Ксавер и Г. Фрилинг. В своей работе «Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология.» они утверждают, что выбор цвета должен зависеть от возраста обучающихся. Конечно, при выборе цвета для классной комнаты, в которой обучаются младшие школьники, необходимо исходить из их возрастных особенностей и склонностей к тому или иному цвету, но не стоит забывать о том, что каждый цвет обладает своими свойствами и что для младшего школьного возраста желательно использовать теплые тона.
Также психологи считают, что неразумно использовать один цвет при оформлении классной комнаты, так как монотонность быстро утомляет, поэтому нужно использовать разные цвета, но при этом разнообразие цветовых гамм должно быть ограничено двумя-тремя цветами во избежание пестроты. Для организации учебного процесса в кабинетах начальных классов должны быть предметно-развивающие зоны [2, с. 59].
Учебная зона. Данная зона включает в себя учебную доску, комплекты «парта-стул» для обучающихся и рабочее место учителя. Что касается учебной доски, то в начальной школе желательно, чтобы она была трехстворчатая с регулировкой высоты, часть которой разлинована для выработки у обучающихся графических навыков по русскому языку и математике. Также желательно, чтобы одна створка имела магнитную основу. Лучше всего, чтобы доска была темно-зеленым цветом, т.к. выяснилось, что на черной доске плохо различимы записи белым мелом, а коричневая доска усыпляет. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее – СанПиН) обозначают то, что высота нижнего края учебной доски над полом должна быть 70-90 сантиметров [37, с. 11]. Помимо обычной учебной доски в классе должна быть еще и интерактивная доска или выдвижной экран с проектором. Над доской необходимо установить лампу дневного света, которая будет обеспечивать подсветку материала, представляемого учителем.
Традиционная классная комната предполагает расстановку мебели таким образом, что парты для обучающихся стоят в ряд, ориентируясь на классную доску и стол для учителя. При установке мебели нужно в первую очередь учесть требования СанПиН, а также физиологические особенности младших школьников. Парты должны быть с регулированием высоты и углом наклона. Расстояние от доски до первых рядов парт должно быть не менее 1,5-2 метров [37, с. 11]. Данная расстановка мебели подходит не для всех моделей урока, так как для разных форм урока требуется различная расстановка мебели. Например, для обсуждения чего-либо удобнее, чтобы парты стояли в кругу, так чтобы все видели друг друга. Поэтому для различных изменений предметно-пространственной среды необходимо иметь в школе легко перемещаемую самими обучающимися мебель. На рабочем месте учителя должен быть персональный компьютер с возможностью записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С помощью данного компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения, а через нее – в Интернет. Компьютер должен быть оснащен лицензионным программным обеспечением.
Информационная зона располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Учебная наглядность, входит в информационную зону и может располагаться по всему периметру классной комнаты, но не стоит забывать о том, что информация, размещенная на задней стене кабинета, усваивается обучающимися гораздо хуже.
Все вспомогательные материалы можно разделить на две группы:
¾ материалы длительного пользования (например, алфавит, плакаты «Пиши правильно» и т.п.);
¾ сменяемые материалы, которые должны обязательно меняться, в соответствии с содержанием урока, чтобы не формировать у обучающихся стереотип восприятия.
Главные требования к наглядным материалам: они должны быть напечатаны крупным шрифтом и располагаться на такой высоте, чтобы обучающиеся могли прочитать все, что там написано и воспользоваться данной информацией. Также в информационной зоне должна быть вывешена символика страны, города. Она является неотъемлемым атрибутом любого класса, так как учитель с первых дней учебы должен рассказывать обучающимся о стране, городе, о значении символики и т.д., тем самым формировать чувство патриотизма в каждом обучающемся.
Классный уголок и уголок для родителей также относятся к информационной зоне. Классный уголок, как правило, представлен в виде небольшого стенда, на боковой или задней стене, на котором фиксируется список обучающихся, график дежурств, достижения класса, общие фотографии. Цветовая гамма уголков младших школьников, как правило, оказывается более пестрой, а буквенные записи органично чередуются с картинками.
Обращение к родителям необходимо для того, чтобы была взаимосвязь между педагогом и родителями, из которой последовал бы хороший результат обучения. Чтобы сообщить нужную информацию, поделиться достигнутыми результатами, в классе оформляется уголок для родителей. Информация на данном стенде должна быть актуальной, а это значит, учителю необходимо обновлять ее постоянно, важной и полезной для родителей. Например, телефоны и адреса организации, выписки из закона о правах ребенка, график и тематика родительских собраний и т.п.
Также в кабинетах начальной школы должна присутствовать игровая зона. В ней расположена мягкая мебель (диван или кресла), шкафы, в которых лежат различные игры, детские книги. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в данной зоне. Организация и использование данной зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь ощущается комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.
В учебном классе учителю необходимо создать зону творчества («Очумелые ручки»), где будет представлена работа каждого ребенка, для того чтобы каждый обучающийся мог почувствовать свою значимость. Данная зона будет способствовать пробуждению активности к творчеству у младших школьников.
В каждом классе нужно продумать хотя бы маленький зеленый уголок, т.е. зеленую зону, в которой будут стоять комнатные растения. Это будет способствовать развитию трудолюбия у детей, ухаживающих за цветами, любовь и уважение к природе. А также позволит усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство. При этом не стоит забывать о том, что по требованиям СанПиН запрещено размещать цветы на подоконниках для того, чтобы было равномерное освещение учебного помещения и для рационального использования дневного света.
Чтобы научить детей ухаживать за животными, в классе можно поставить аквариум. Зонирование классной комнаты необходимо для того, чтобы обучающиеся могли найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. В учебном классе, в котором организовано зонирование, у обучающихся появляется чувство радости, положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащаться новыми впечатлениями и знаниями. Учитель должен создать возможность для смены зон, чтобы в дальнейшем менять их в зависимости от определенных событий, то есть отвечать требованиям мобильности.
С декорированием классной комнаты нужно быть очень аккуратными, так как слишком большое количество картинок, статуэток, таблиц и других украшающих элементов может отвлекать обучающихся, что, естественно, не скажется положительно на процессе обучения.
При конструировании классной комнаты учитель должен помнить о требованиях СанПиН, в которых написано, что в классе необходимо установить умывальную раковину с учетов возрастных особенностей обучающихся. Её следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около нее устанавливают педальное ведро, держатель для туалетной бумаги. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно [37, с. 9].
Успех в решении образовательных задач во многом зависит от материальных условий на уроке: начиная с элементарного порядка в кабинете – к использованию всех ресурсов, предоставленных учителю для работы. Прежде всего, в классе должно быть чисто. И здесь нет мелочей: грязная доска, столы и стулья стоят неровно, небрежно лежат тетради и учебники – все это придает кабинету неопрятный вид и мешает настроиться на работу.
Делая вывод по всему вышесказанному, можно отметить, что кабинет начальной школы должен быть обустроен так, чтобы проявлялось уважение к каждому обучающемуся, забота о его здоровье. Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет облегчить образовательный процесс, способствует формированию доброжелательных отношений в коллективе, формирует положительную самооценку у каждого обучающегося, воспитывает патриотизм, культуру и чувство прекрасного и помогает каждому обучающемуся всесторонне развиваться. Существует множество требований, предъявляемых к пространственно-педагогической среде учебного класса в начальной школе, необходимо соблюдать эти требования в оформлении, обстановке учебного класса для того, чтобы способствовать формированию вышеперечисленных качеств младших школьников, а также не стоит забывать про родителей, оформляя классную комнату.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Мы рассмотрели современные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в начальной школе, ее функции и как ее правильно организовать в муниципальном общеобразовательном учреждении.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и полученных результатов анализа предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе были сделаны следующие выводы:
Предметно-пространственная среда школы, способствует развитию личности ребенка. Данная среда должна быть открытой и обновляться в соответствии с возрастными особенностями детей и их потребностями, также предметно-пространственная среда должна обеспечить активную и разноплановую деятельность обучающихся, создать условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий детей, а также для развития самостоятельности, инициативности. Предметно-пространственная среда будет благоприятной только тогда, когда в ее организации будут принимать участие все стороны образовательного процесса.
Кабинет начальной школы должен быть обустроен так, чтобы проявлялось уважение к каждому обучающемуся, а также забота о его здоровье. Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет облегчить образовательный процесс и создает условия для всестороннего развития личности. Существует множество требований к оформлению, обстановке, зонированию учебного класса, предъявляемых к пространственно-педагогической среде кабинета в начальной школе. Необходимо соблюдать эти требования, так как, в частности, от этого зависит развитие личности обучающегося.
Были рассмотрены принципы ППРС, и выяснено, что ее следует оформлять по общим требованиям к оформлению класса, направлена среда должна быть на развитие духовно-нравственных чувств школьников, с помощью ухода за растениями в зеленой зоне, памяток и информационных уголков и декоративных предметов.
Определены функции ППРС: воспитательная, развивающая, стимулирующая, информационная, функция сбережения психологического здоровья.
Следует помнить об оформлении цветовой гаммы класса. Все цвета должны гармонировать, успокаивать и не возбуждать нервную систему несформированного младшего школьника.
В первую очередь, дизайн и оформление класса влияет на развитие эстетических чувств у детей. Поэтому, учителю необходимо обеспечить предметно-развивающую среду класса 5-ю зонами: учебной, зеленой, игровой, санитарно-гигиенической и информационной, которые будут влиять на мышление и развитие детей, при этом соблюдая упомянутые выше требования организации.
Организация аутентичности (сообразности жизненным проявлениям) пространственно-предметной образовательной среды обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность функционирования в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, половым, индивидуальным их особенностям.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КЛАССА
2.1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы
Исследовательская работа включала в себя: проектирование диагностического комплекса по выявлению уровня сформированности эстетического воспитания младших школьников, изучение предметно-пространственной среды учебного класса; обобщение результатов исследования.
При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы:
— констатирующий, этот этап позволяет констатировать исходный уровень сформированности эстетического воспитания младших школьников и изучение предметно-пространственной среды учебного класса;
— обобщающий этап, который предоставляет возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.
Для того, чтобы глубже изучить состояние этого вопроса в современной школе на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №49 г. Донецка» было проведено изучение предметно-пространственной среды учебных кабинетов 3-а и 3-б классов начальной школы.
Также был проведен опрос среди учеников 3-а и 3-б классов на выявление уровня сформированности эстетического воспитания. В нем приняли участие 40 учеников: 20 учащихся 3-а класса и 20 учеников 3-б класса. Были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа – 3-а класс, экспериментальная 3-б класс.
2.2 Уровень сформированности эстетического развития
Эстетическое развитие обучающегося положительно влияет на общее гармоничное всестороннее развитие ребенка. Чтобы правильно проанализировать и получить наиболее точные данные, мы пытались чаще находиться в кругу младших школьников не только на уроках и мероприятиях, но и просто общаться и наблюдать за их интересами на переменах. На констатирующем этапе эксперимента, с помощью анкетирования, был выявлен уровень сформированности эстетического воспитания младших школьников.
Обработанные результаты анкетирования представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Уровень сформированности эстетического развития в контрольной и экспериментальной группах
Из полученных результатов можно сделать вывод, что 50% обучающихся контрольной и 40% школьников экспериментальной групп имеют средний уровень эстетического воспитания. На среднем уровне эстетической воспитанности младшего школьника, проявляется частичная сформированность эстетических представлений, понятий и умений, художественные интересы у младшего школьника проявляются ситуативно, слабо развиты эстетические вкусы, потребности. В целом младший школьник имеет сформированный эстетический идеал, но не всегда понимает эстетическую ценность явлений действительности и искусства.
Высокий уровень эстетического воспитания имеют 30% обучающихся контрольной и 20% школьников экспериментальной групп. На высоком уровне эстетической воспитанности младшего школьника сформированы эстетические представления, понятия, эстетический взгляд на мир, целостное восприятие. Младший школьник способен дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве.
Низкий уровень эстетического воспитания имеют 20% — обучающихся контрольной и 40% школьников экспериментальной групп. У младших школьников с низким уровнем эстетического воспитания проявляется нейтральное отношение к усвоению эстетических представлений и понятий, отсутствие знаний и умений эстетического характера явления произведения искусства, наличие ошибок в изложении и оценке эстетического объекта.
Таким образом, в экспериментальной группе, уровень эстетического воспитания детей ниже, по сравнению с рабочей группой.
Для изучения было задействовано 47 диагностических карт. Каждый критерий оценивался по трехбалльной системе:
2 балла – критерий проявляется в полной мере;
1 балл – критерий частично проявляется;
0 баллов – критерий не проявляется совсем.
Рассмотрим результаты диагностики предметно-пространственной среды учебных кабинетов рабочей и экспериментальной групп Школы №49 г. Донецка. Полученные данные критериев выстроены по рейтингу в таблице 2.1
По данным диагностики предметно-пространственной среды в кабинете рабочей группы обнаруживаются одиннадцать критериев, набравших максимальное количество баллов: комфортабельность классной комнаты, «рассадка» детей с учетом роста, особенностей здоровья и пр., обеспечение индивидуального пространства, безопасность классной комнаты, продуманная доступность помещения и оборудования, чистота классной комнаты, единый стиль оформления, использование умеренно ярких, пастельных тонов в оформлении, незагроможденность, организовано максимальное пространство, эстетика классной комнаты, наличие продуктов детского творчества. Остальные критерии находятся у приоритетных позиций, кроме того, который оказался самым слабым: сменяемость учебной наглядности.
Оценка (среднее арифметич.)
1.1. Комфортабельность классной комнаты
1.2. «Рассадка» детей с учетом роста, особенностей здоровья и пр.
1.3. Обеспечение индивидуального пространства для ребенка
3.1. Безопасность классной комнаты
3.2. Продуманная доступность помещения и оборудования
3.3. Чистота классной комнаты
6.1. Единый стиль оформления
6.2. Использование умеренно ярких, пастельных тонов в оформлении
6.3. Незагроможденность, организовано максимальное пространство
7.1. Эстетика классной комнаты
7.3. Наличие продуктов детского творчества
2.1. Наглядность, соответствующая учебной программе
5.1. Воспитательная наглядность
5.2. Обращение к родителям
5.3. Связь с ближайшим социумом
7.2. Учет различных видов активности детей
2.3. Наличие и использование ИКТ
4.2. Возможность менять зоны
4.3. Учет различных видов активности детей
4.1. Зонирование среды
2.2. Сменяемость учебной наглядности
Это значит, что предметно-пространственная среда в диагностируемом кабинете организована на достаточно высоком уровне и может выполнять функцию дидактического средства, от которого зависит успешная деятельность обучающихся, но только в том случае, если учитель четко разграничит зоны учебного кабинета. Так как зонирование кабинета способствует развитию личности обучающегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов. Также было отмечено, что наглядность соответствует учебной программе, но в то же время необходимо организовать сменяемость данной наглядности, ведь она приносит пользу только в том случае, если связана с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами заданиями.
Оценка (среднее арифметич.)
1.1. Комфортабельность классной комнаты
1.2. «Рассадка» детей с учетом роста, особенностей здоровья и пр.
1.3. Обеспечение индивидуального пространства для ребенка
6.2. Использование умеренно ярких, пастельных тонов в оформлении
6.3. Незагроможденность, организовано максимальное пространство
5.1. Воспитательная наглядность
6.1. Единый стиль оформления
7.1. Эстетика классной комнаты
2.3. Наличие и использование ИКТ
3.1. Безопасность классной комнаты
3.2. Продуманная доступность помещения и оборудования
7.3. Наличие продуктов детского творчества
2.1. Наглядность, соответствующая учебной программе
3.3. Чистота классной комнаты
4.3. Учет различных видов активности детей
5.3. Связь с ближайшим социумом
7.2. Учет различных видов активности детей
4.1. Зонирование среды
2.2. Сменяемость учебной наглядности
4.2. Возможность менять зоны
5.2. Обращение к родителям
Самыми слабыми оказываются две последние позиции: возможность менять зоны, обращение к родителям. Это значит, что среда классной комнаты недостаточно подвижна, что не соответствует требованиям мобильности. Также не предусмотрены уголки для родителей, а это значит, что среда не полностью открыта, так как не все субъекты включены в образовательный процесс.
По результатам диагностики предметно-пространственной среды учебного класса начальной школы в различных образовательных учреждениях нами была составлена сводная таблица, таблица 2.3
В отличие от кабинета экспериментальной группы в кабинете рабочей группы класса максимальное количество баллов получили такие критерии: обеспечение индивидуального пространства; продуманная доступность помещения и оборудования; единый стиль оформления; использование умеренно ярких, пастельных тонов в оформлении; незагроможденность, организовано максимальное пространство; эстетика классной комнаты.
Также по результатам диагностики предметно-пространственной среды учебного класса в различных образовательных учреждениях, представленных в таблице 2.3, можно отметить, что во всех ОУ в полной мере организован лишь один критерии – комфортабельность классной комнаты, но большинство критериев находится у приоритетных позиций.
Обратимся к критериям, которые по результатам диагностики всех ОУ оказались самыми слабыми, а это значит, что существуют проблемы при их организации, которые необходимо решить. Выделим ряд критериев, которые отмечены как самые слабые: зонирование среды, связь с ближайшим социумом, учет различных видов активности детей, обращение к родителям, сменяемость учебной наглядности, возможность менять зоны.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе по созданию правильной предметно-пространственной среды учебного класса со стороны педагогов и администрации ОУ. Возникает необходимость в оптимизации предметно-пространственной среды учебного класса в начальной школе.