Предмет введение в специальность что это
Введение в специальность
Структура и содержание дисциплины «Введение в специальность», читаемой на 1 курсе ФИБС, а также презентации выпускающих кафедр.
Направление подготовки | Презентация выпускающей кафедры на тему «Введение в специальность» |
---|---|
12.03.01 – Приборостроение | Кафедра информационно-измерительных систем и технологий (ИИСТ) |
Кафедра лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС) | |
Кафедра электроакустики и ультразвуковой техники (ЭУТ) | |
12.03.04 – Биотехнические системы и технологии | Кафедра биотехнических систем (БТС) |
20.03.01 – Техносферная безопасность | Кафедра инженерной защиты окружающей среды (ИЗОС) |
Дисциплина «Введение в специальность»
Дисциплина «Введение в специальность» появилась в учебном плане подготовки бакалавров ФИБС в 2016/2017 уч.г. и выполняет роль адаптационного к условиям Университета курса.
Первый семестр
№ | Тема лекции | Лектор |
---|---|---|
1 | О направлениях подготовки на ФИБС | Декан ФИБС, д.т.н. Боронахин А.М. |
2 | Учебный план бакалавриата ФИБС | Декан ФИБС, д.т.н. Боронахин А.М. |
3 | Нормативные документы, используемые при реализации учебного процесса | Декан ФИБС, д.т.н. Боронахин А.М. |
4 | Об организации учебного процесса ФИБС | Зам.декана ФИБС, к.т.н. Болсунов К.Н. |
5 | Гуманитарно-социальная составляющая в подготовке студентов бакалавриата технических направлений подготовки | Зав.каф. СП, к.п.н. Строгецкая Е.В. |
6 | Программирование в «Приборостроении», «Техносферной безопасности» и «Биотехнических системах» | Руководитель ФИМЦ, к.т.н. Куракина Н.И. |
7 | Современная экологическая политика | Доцент каф. ИЗОС, к.т.н. Захаров И.С. |
8 | Основы безопасности жизнедеятельности | Проректор по УР, к.т.н. Павлов В.Н. |
9 | Теоретические основы электротехники | Доцент каф. ТОЭ, к.т.н. Дегтярев С.А. |
10 | Роль и место экономико-управленческих дисциплин в процессе обучения студентов, технических направлений подготовки | Декан ФЭМ, к.э.н. Звонцов А.В. |
11 | Профессор каф. ИИСТ, д.т.н. Антонюк Е.М. | |
12 | Основы электроники и микропроцессорной техники | Доцент каф. ЭУТ, к.т.н. Шевелько М.М. |
13 | Новые материалы и нанотехнологии: вызовы и окна возможностей | Профессор каф. ФХ, д.ф.-м.н. Кузнецов В.В. |
14 | Кафедра ПМИГ и ее место в инженерно-конструкторской подготовке бакалавров ФИБС | Зав.каф. ПМИГ, к.т.н. Воробьев С.В. |
15 | Технологическая подготовка | Доцент каф. ЛИНС, к.т.н. Торопов Ю.А. |
16 | О результатах инженерной подготовки бакалавров | Ассистент каф. БТС, Анисимов А.А. |
Практические занятия предполагают ознакомительные экскурсии студентов всех направлений подготовки в учебно-научные лаборатории выпускающих кафедр факультета, а также подготовку реферата на тему «Моя будущая специальность».
Второй семестр
Дифференцированный зачет предполагает:
Дисциплина «Введение в специальность» является адаптационной для студентов 1-ого курса ФИБС «ЛЭТИ» и призвана помочь им с профессиональной ориентацией. На протяжении всего года ребята знакомились с научными и практическими задачами, решаемыми на факультете, и теперь настала пора представить свои проекты!
Программа «Введение в профессию»
Разделы: Технология
1. Организационно-методический раздел.
1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Престиж любого профессионального образовательного учреждения определяется, прежде всего, качеством подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда.
Дисциплина «Введение в профессию» находится на начальной ступени начального профессионального образования и первой профессиональной дисциплиной с которой сталкивается обучающийся при поступлении в начальное профессиональное учебное заведение. Преподавание этого курса осуществляется высококвалифицированными преподавателями, имеющими опыт работы по определенной специфики профессии. Исходный уровень знаний и умений обучающихся соответствует полученным в школе. Поэтому особенностью данного курса является первоначальная подготовка обучающихся к успешному усвоению последующих дисциплин, скорейшая адаптация обучающихся к данной системе обучения, увеличение мотивации к учебе. Дисциплина выполняет ознакомительную роль в системе начального профессионального образования.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У первокурсников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Учащийся переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе группы и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности.
Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего или прогульщика.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Поэтому смысл адаптационного периода в образовательном учреждении состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода– помочь ребятам познакомиться с коллективом и понять сущность своей профессии
Чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:
Адаптивное обучение реализует следующие функции: ориентационная, коррекционная, реабилитационная, стимулирования.
1.2. Ведущая цель и основные задачи курса.
Цель: содействовать успешной адаптации выпускников основной школы к новым для них условиям деятельности.
Задачи:
1.3. Требования к уровню усвоения содержания курса.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
1.4. Формы работы обучающихся: практические занятия, тренинги, экскурсия.
Предполагается текущий контроль работы студентов. Итоговый контроль в форме отчета.
2. Тематический план.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Всего часов | |||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Экскурсия | |||
1. | Информационно-мотивирующий раздел. | 1 | 1 | 2 | ||
2. | Информационно-обучающий раздел. | 1 | 2 | 2 | 5 | |
3. | Информационно-обобщающий раздел. | 1 | 2 | 3 | ||
4. | Итого | 2 | 4 | 2 | 2 | 10 |
3. Учебно-тематический план.
Темы занятий | Кол-во часов |
1. Информационно-мотивирующий раздел. | 2 |
1.1. Я и училище. | 1 |
1.2. Я и коллектив. Правила группового взаимодействия. | 1 |
2. Информационно-обучающий раздел. | 5 |
2.1. Рекомендации и требования к оформлению конспектов по содержанию урока, в частности конспект по предметам профессионального блока. | 1 |
2.2. История профессии. | 1 |
2.3. Профессия, которую я выбрал; характеристики профессии. | 2 |
2.4. Я и профессия. | 1 |
3. Информационно-обобщающий раздел. | 3 |
3.1. Экскурсия на предприятие. | 2 |
3.2. Заключение. | 1 |
4. Содержание.
5. Учебно-методическое обеспечение курса.
Предмет введение в специальность что это
Лекция №1. Введение в специальность
«Введение в специальность» как общепрофессиональная дисциплина специальности «Физическая культура» 49.02.01
Литература:
« Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это-жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жал кую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам…»
Каждый год юноши и девушки решают чрезвычайно важный для себя, своих близких и всего общества вопрос: Кем быть? Куда пойти учиться или работать?
Правильный выбор профессии – важный и сложный социальный процесс.
Причины выбора специальности «Физическая культура»- любовь к спорту, желание повышать свое спортивное мастерство, стать тренером, педагогом.
Ваша будущая профессия – одна из самых благородных профессий, ведь физическая культура и спорт не только укрепляют здоровье человека, содействуют его гармоническому развитию. но и воспитывают личность в широком смысле слова, помо – гают раскрыть неисчерпаемые возможности человека через его активную физическую деятельность.
Что же ждет вас при овладении выбранной специальности? Каковы особенности и характер профессии? В какой сфере вам придется работать и какие требования вам предъявит общество? Кем вы должны стать и что для этого надо сделать?
Учебная дисциплина «Введение в специальность» должна помочь вам быстрее адаптироваться (приспособиться) к новым условиям, дать возможность заглянуть на 3 года вперед и представить свою будущую профессию, те требования, которые будут предъявлены к специалисту среднего звена.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу (вариативная часть).
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Задачи изучения дисциплины:
1)дать общее представление о структуре. содержании, характере и специфике профессии;
2)способствовать формированию личности будущего специалиста, развитию его культуры и эрудиции ; связать обязанности обучающегося с задачами овладения основами будущей специальности;
3)содействовать формированию у обучающихся склонности и потребности учить и воспитывать детей и подростков, творческой, познавательной активности;
4)дать представление о наиболее рациональных формах и методах самостоятельной и аудиторной работы в интересах овладения специальностью;
5)показать физическую культуру как область профессиональной деятельности, раскрыть ее сущность, структуру, социальные функции.
В результате освоения дисциплины «Введение в специальность» обучающийся должен:
знать:
— содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»;
— цели и задачи учебной дисциплины
— требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы;
-характеристику профессиональной деятельности по изучаемой специальности;
-общие и профессиональные компетенции, которые обучающийся должен освоить в ходе образовательного процесса
уметь:
— правильно использовать терминологию в области физической культуры;
-оценивать постановку целей и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания;
— ориентироваться в тенденциях развития физической культуры и спорта;
— находить и анализировать информацию для решения поставленных задач;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов
. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Основные задачи и цели освоения курса «Введение в профессию».
Место и роль курса «Введение в профессию» в системе юр дисциплин, в проф подготовке юриста.
Дисциплина «Введение в профессию» носит вводный, ознакомительный характер, является дополнительной к существующим учебным дисциплинам. Входит она в систему юр дисциплин, объединенных общим названием – юриспруденция, и взаимосвязана с ними.
Введение в профессию – необходимое условие последовательного изучения и понимания сущностных характеристик профессии юриста как социально-правовой категории во всех формах ее проявления – и публичной, и частной.
Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся:
1. Постепенное введение в содержание и формы будущей профессии
2. Системное накопление знаний о сферах и направлениях проф юр деятности.
3. Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями к проф сообщва юристов к своим членам.
Таким образом, курс имеет огромное значение. Он помогает студентам сориентироваться в выборе последующего направления юр деятельности, дает ответы на вопросы, что такое юриспруденция, вводит в понимание назначения профессии юриста.
Предмет и методология учебного курса «Введение в профессию».
Методология учебной дисциплины представляет собой совокупность приемов, способов изучения становления, развития и функционирования юридической деятельности, профессии юриста.. Методы изучения:
1. Философский/диалектический. Дает раскрыть генезис, эволюцию, признаки, содержание и виды юр профессии.
2. Системный. Рассмотрение проф юр деятности как единой системы.
3. Структурный. Рассмотрение профессии юриста в структурном плане.
4. Функциональный. Изучение функций профессии юриста (обеспечение подготовки юр специалистов; поддержание высокого авторитета юр профессии; гуманизация юр практики и ее подчинения интересам общва и госва; прогнозирование перспективных направлений развития юр практики и т. д.)
5. Сравнительно-правовой. Сопоставление однородных по своей природе правовых институтов с целью заимствования положительных результатов.
6. Конкретно-социологический. Позволяет выявить уровень эффективности правовых институтов
А также исторический, логический, статистический, формально-юр.
Основные задачи и цели освоения курса «Введение в профессию».
Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся:
1) Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии
2) Системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности
3) Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.
4) Представлеине о деятельности юриста
5) Раскрытие возможностей карьеры юриста и его профессионального роста
6) Подготовка к более успешному изучению юр дисциплин
7) Выработка волевых, нравственных, интеллектуальных качеств
Таким образом, курс имеет огромное значение. Он помогает студентам сориентироваться в выборе последующего направления юридической деятельности, дает ответы на вопросы, что такое юриспруденция, вводит в понимание смысла и назначения профессии юриста.
1. С самого начала проф подготовки будущих специалистов в различных отраслях юридической деятельности постепенно вводить их в понимание смысла и назначения профессии юриста.
2. Последовательно вырабатывать в их сознании устойчивые стереотипы ответственного гражданского поведения в исполнении своих проф обязанностей, безотносительно от характера их будущей деятельности – на государственной службе или частной практике.
3. Дать фундаментальное представление о социальном назначении профессии юриста;
4. Раскрыть содержание основных определений и понятий юридической специальности;
5. Познакомить с научными подходами, используемыми в юриспруденции, с основными техническими и этическими стандартами проф юридической деятельности.
Основная цель учебной дисциплины (В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего проф образования):
· Подготовка компетентных специалистов в рамках избранной юридической специальности.
Роль курса имеет огромное значение для студента-юриста. К целям курса относятся:
· Постепенное введение слушателей в содержание и формы будущей профессии
· Системное накопление конкретных знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности
· Ознакомление с функциональными правами и обязанностями отдельных категорий юристов, кодексами этического поведения, требованиями, предъявляемыми профессиональным сообществом юристов к своим членам.
4. Структура и содержание учебной дисциплины «Введение в профессию».
Содержание учебного курса отражает требования стандарта высшего профессионального образования. Учебная дисциплина разделена на основную, особенную часть и завершающую. Основная часть включает вопросы, касающиеся предмета и методологии курса, понятия юридической науки. Особенная часть посвящена отдельным аспектам юридической деятельности. Ее содержание затрагивает вопросы, связанные с определением общих оснований и условий юридической профессии, системным изложением специфики работы юристов в разных сферах деятельности и др. Завершающая часть дает общее представление о конкретных приемах работы с юридическими текстами и правилах работы с юридическими документами. Основной задачей структуры является систематизация накопленных в этой сфере знаний и практической информации. Она создает логическую последовательность в изучении данного курса.
Введение в специальность
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Учебное пособие
Рассмотрены функции, структура, задачи и методы освоения науки «Введение в специальность» как первой из вузовских наук по профессии и специальности, а также функциональные связи этой учебной дисциплины с другими специальными дисциплинами и новой общеобразовательной наукой «Профессиональное творчество».
Рекомендуется книга в качестве учебного пособия по дисциплине «Введение в специальность» для студентов специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», а полезной может быть для студентов и учащихся других технических специальностей вузов и колледжей, для школьников и вне-школьной молодежи, имеющих потребность в профориентации и самообразовании с целью приобщения к профессиональному творчеству.
1. Предмет, задачи и методы науки «Ведение в специальность»
1.1 Труд, профессия, специальность, структура системной деятельности
1.2 Возникновение и становление профессии инженера
1.3 Потребность специализации профессионала
1.4 Общие требования к характеристике профессионала
1.5 Базовые средства производства и науки по профессии
1.6 Функции, структура и предмет науки «Введение в специальность»
1.7 Задачи, принципы и методы освоения предмета
2. Технологии, науки и кадры специальности 150200
«Автомобили и автомобильное хозяйство»
2.1 Понятия об автомобиле, подвижном составе, автомобильном хозяйстве
2.2 Место автомобильного транспорта в сфере материального производства
2.3 Задачи технической эксплуатации в транспортном процессе
2.4 Деятельность автомобильного инженера и перспективы карьеры студента
2.5 Специальные науки, учебные проекты, практика, зачеты и экзамены
2.6 Профессиональное творчество студентов и качество образования
3. Гармонизация хозяйственной и природоохранной деятельности
3.1 Сохранение и улучшение экологических свойств автомобильного двигателя
3.2 Пути эволюции автомобиля и автомобильного хозяйства
3.3 Пути гармонизации хозяйственной и природоохранной деятельности общества
1. 1 ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ
«ВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
1.1 ТРУД, ПРОФЕССИЯ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, СТРУКТУРА
СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА
1.5 БАЗОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА И НАУКИ ПО ПРОФЕССИИ
1.4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛА
Профессиональные способности – это совокупность стойких психоло-гических и деятельностно-продуктивных способностей личности, обу-словленных обучением и практикой труда по профессии.
2. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА НАУКИ
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
1.3 ПОТРЕБНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛА
1.6 Системообразующие характеристики науки
«Введение в специальность»
2.3 Типовая программа дисциплины «Ведение в специальность»
Типовая программа дисциплины «Введение в специальность» для ин-женерной профессии включает следующие разделы теории.
1. Введение в профессию
2. Системообразующие функции науки «Введение в специальность»
3. Характеристики специальности
4. Профессиональное творчество и творчество по специальности
5. Типовой объект системного учебного творчества
В рабочей программе дисциплины указываются, естественно, название конкретной специальности и ей соответствующие объект системного учеб-ного творчества, объем работы (аудиторной – по видам работ, и самостоя-тельной). Кроме того, приводятся сведения о содержании самостоятельной работы, о формах контроля и аттестации.
3 ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 150200
«АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО»
3.1 Место и роль автомобильного транспорта в транспортном комплексе
3.2 Место и роль технической эксплуатации
в транспортном процессе
3.3 Специальные средства, технологии и науки по специальности 150200
О ПОЛЬЗЕ АНАЛОГИИ В САМООБУЧЕНИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ ИЗ ЖУРНАЛОВ
Транспортная система – это совокупность подвижных средств транспорта, путей, дорог и путевых коммуникаций, портов, станций и вокзалов, экс-плуатационных и ремонтно-обслуживающих предприятий и персонала, осуществляющего перевозки и обеспечивающего их на всех стадиях реа-лизации транспортного процесса.
. Уточнить.
Современный мировой парк автомобилей составляет около 680 млн. еди-ниц (по другим источникам около 1 млрд. единиц).
Виды ресурсов: технические (оборудование, сырье, материалы), техноло-гические (способы производства), кадровые (численность и квалификация кадров), информационные (количество и перерабатываемый объем инфор-мации, ее достоверность и своевременность), финансовые (количество и использование денежных средств), организационные (применяемые спосо-бы принятия решений, системы планирования и контроля) и временные (невосполнимый ресурс).
Доля сырья в себестоимости продукции на Западе в 1970 г. составляла 8%, а в 1999 г. она снизилась до 3%, а отечественной продукции еще далеко даже до 8%. Отечественному производству необходимо существенное сжа-тие ресурсного основания производства за счет высших технологий. Так, например, применение малоуглеродистой конструкционной стали, легиро-ванной ниобием, позволяет снижать массу конструкции на 30-40%, а срок службы повышать в 1,5-2 раза.
Зарубежные исследователи считают, что только 4-10% населения име-ют природные способности к предпринимательству, фактически этой деятельностю заняты около 20% активного населения, а недостаток врожденных способностей компенсируется за счет образования, исполь-зования системы подготовки кадров.
Цели управления функционированием транспортного предприятия:
— оказание транспортных услуг их потребителю в нужное время, в нуж-ном объеме, в нужном месте и в нужном качестве;
— повысить доходность и устойчивость функционирования транспортно-го предприятия.
Преимущества автотранспорта: высокая доступность; незаменимость при транспортировании на малые расстояния; возможность доставки «от двери до двери»; высокие маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; вы-сокая сохранность груза; возможность отправки груза малыми партия-ми; широкие возможности выбора подходящего перевозчика.
Недостсатки автотранспорта: низкая производительность, зависи-мость от погодных и дорожных условий; относительная дороговизна пе-ревозок на большие расстояния; недостсаточная экологическая чистота; срочность разгрузки; сравнительно малая грузоподъемность.
Автомобильный, водный (морской, речной) воздушный, городской и ос-новная часть промышленного транспорта объединены в системе Минтран-са России. Магистральный железнодорожный транспорт и часть промыш-ленного железнодорожного транспорта управляются МПС России, а тру-бопроводный и некоторые виды промышленного транспорта входят в сис-темы нетранспортных министерств. Транспорт России обеспечивает пла-тежеспособный спрос населения и экономики в транспортных услугах.
На транспортные структуры и предприятия приходится более 13% основ-ных производственных фондов страны, в них заняты 4.4. млн. человек (6,3% общей численности занятых в экономике, доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте составляет в последние годы 9-10%.
В 1999 г на транспорте России произошло 160 тыс. происшествий, в ре-зультате которых погибли свыше 30 тыс. и ранены более 180 тыс. человек, а ущерб от этого оценивается экспертами потерей 4-5% валового нацио-нального продукта.
Ныне показатель числа погибших на 1000 автомобилей: в России –1,2; в развитых странах Западной Европы – 0,3.
Для сравнения: в Финляндии за последние 30 лет (1970-2000 гг.) автомо-бильный парк вырос в 3 раза, пройденные километры – в 2,5 раза, число погибших в ДТП сократилось вдвое, а число погибших на 100 тыс. чел. на-селения снизилось с 25 до 8.
В последние годы наметилась тенденция совершенствования обслужива-ния подвижного состава транспорта с использованием современных дос-тижений науки и техники, в частности средств технической диагностики. Диагностические средства – это компьютеризированные комплексы на ос-нове микропроцессорных систем.
Основные задачи развития диагностики, как прикладной науки:
• повышение достоверности оценки технического состояния машин и уз-лов;
• расширение функциональных возможностей и производительности средств диагностики;
• упрощение взаимодействия оператора с диагностическим оборудовани-ем.
О перспективах и возможных последствиях присоединения России
к ВТО в сфере транспортных услуг
По состоянию на середину 2002 г. во Всемирную организацию торговли (ВТО) входили 142 страны, на долю которых приходилось 95% мировой торговли. В ближайшее время число стран-участниц ВТО будет расти. В России принят курс на вступление в ВТО, что предопределяет улучше-ние для страны условий доступа к мировым рынкам. Но Россия должна реформировать правила экономики так, чтобы они соответствовали еди-ным правилам, принятым в ВТО. Это относится и к правилам оказания транспортных услуг, которые по договору могут предусматривать разную степень открытости этой сферы для иностранных компаний: полную от-крытость, так и наоборот, оказание этих услуг исключительно националь-ными организациями. Договорный процесс подразумевает взаимные ус-тупки сторон в достижении компромиссного решения. Поэтому есть осно-вания полагать, что автотранспортникам России на своей территории придется конкурировать с транспортниками других стран. Оказание услуг иностранцами составит конкуренцию отечественному транспорту, что мо-жет привести к изменениям производственных технологий, повышению требований к транспортно-экспедиционным компаниям и фактической квалификации персонала, к возникновению потребностей переквалифика-ции персонала и росту безработицы. В этих условиях шанс выиграть от вступления страны в ВТО получат те, кто заранее, еще в образовательном процессе готовит себя к творчеству в будущей перестройке.
Автомобилисты до сих пор действуют по Уставу автомобильного транс-порта РСФСР от 08. 01. 1969 г. К устаревшей нормативной базе приспосо-бились на основе сложившихся обычаев, но это не гарантирует от наруше-ний со стороны перевозчиков и клиентов. В настоящее время находится в стадии доработки новый Устав, который будет представлен на рассмотре-ние в Государственную Думу РФ Правительством в качестве законопроек-та. Основными факторами, определяющими идеологию Устава, являются следующие:
1. Соблюдение единства автотранспортного права РФ и международных норм транспортного права.
2. Унификация норм транспортного права во всем мире.
3. Непротиворечивость Устава действующему российском законодательст-ву и международным договорам, участником которых является РФ.
4. Соблюдение рыночных принципов регулирования отечественного рынка автомобильных перевозок/
Недавняя повышенная потребность в малотоннажном транспорте сменяет-ся ростом потребности в автопоездах для перевозки увеличенных партий грузов на дальние расстояния в крупные промышленные центры и в международных перевозках. Спрос на транспортные услуги и транспортные средства возрастает, в связи с чем увеличивается загрузка полнопрофиль-ных автомобильных заводов, а в регионах возрастает потребность в спе-циализированных заводах по выпуску комплектующих и окончательной сборке автомобилей. Интернационализация транспортного обеспечения влечет за собой перераспределение транспортно-экспедиционной деятельности между грузоотправителем, грузополучателем и службой сервиса, которая разрастается за счет принятия на себя многих новых транспортно-экспедиционных функций на основе терминальных систем, интермодаль-ных технологий и логистической схемы организации смешанных перево-зок. В ходе реализации масштабного транспортного проекта с охватом от-раслей и объектов промышленности и транспорта разных видов органиче-ски совмещаются с коммерческой основой потребителя космические, ла-зерные и другие высокие технологии. В этих обстоятельствах транспорт рассматривается как эффективный и необходимый катализатор экономического роста страны.