Предмет в школе истоки что это

Несколько родителей в Вологде отстояли право детей не изучать «Истоки»

Пока в школах Вологды детям продолжают незаконно навязывать «Истоки», некоторые родители, прочитав публикации Newsvo на эту тему, решили взять инициативу в свои руки и отстоять право своих детей на необязательное изучение этого предмета. Из-за того, что неравнодушных к нарушению прав детей мало, на это понадобилось много времени, однако родители добились соблюдения закона. Newsvo рассказывает, как это было.

Несмотря на то, что в июле этого года в департаменте образования области родителям ответили, что в 1-8 классах «Истоки» могут изучаться только с их согласия, в школах Вологды и области продолжают ставить этот предмет в расписание без учета мнения родителей.

Так, родители учеников школы №13 в Вологде, изучив в августе учебные планы на 2018/2019 год на сайте школы, с удивлением обнаружили, что «Истоки» находятся в списке предметов, которые должны выбирать родители, однако альтернативы им не предлагается. И это после того, как была направлена жалоба в департамент образования и там ответили, что «Истоки» могут изучаться только по выбору.

Предмет в школе истоки что это

Предмет в школе истоки что это

Скриншоты сайта школы № 17 в Вологде, сделанные родителями в августе.

По словам одной из мам, в школе это мотивировали тем, что у них нет других учебников. Более того, Ирине сказали, что ни о каком письме департамента образования они не слышали.

При этом родителям выдали для подписи согласие, в котором уже стояли «Истоки», а альтернативы этому предмету не предлагалось.

Ирина – одна из мам, кто защитил право ребенка на добровольное изучение «Истоков». Она обратилась к директору, и ее сыну предложили вместо «Истоков» изучение культуры народов России в проектной деятельности (3 проекта) во втором полугодии. В итоге учебник по «Истокам» в школе забрали назад, а вот деньги за купленные рабочие тетради уже не вернуть, при том что они должны закупаться школой за бюджетный счет.

Наталье, чей ребенок учится в 13-й школе в 4 классе, тоже удалось отстоять его права. В их классе родителей тоже не спрашивали согласия на изучение «Истоков», хотя обязаны были это сделать. В первый школьный день детям выдали учебники.

— Я посмотрела темы, и на следующий день сын отнес его обратно с моей запиской, что посещать урок не будет. Когда в прошлый четверг «Истоки» были поставлены третьим уроком, я написала записку классному руководителю, что заберу сына на это время из школы. Придя в школу, позвонила сыну, он передал трубку завучу, которая ведет этот урок, и та без проблем отпустила сына со мной, – рассказывает Наталья.

Родителям в 4 классе тоже выдали для подписи согласия, оформленные с нарушением – там нельзя было отказаться от «Истоков».

— 11 сентября было род. собрание, где выдали согласия на обучение ребенка по Учебному плану, который родители в глаза не видели. Все присутствующие, не вникая, подписали их. Перед собранием завуч предложила мне написать заявление у директора об отказе посещать «Истоки», вместо этого предмета написать 2 проекта за год на духовно-нравственную тему.

Предмет в школе истоки что это

Страницы рабочей тетради по «Истокам» (4 класс).

Активные мамы и папы нашлись и в школе № 17. По словам Светланы, «Истоки» в 4 классе отменили после обращения кого-то из родителей. Свою позицию она аргументирует тем, что некоторые задания в учебниках и тетрадях по «Истокам» предназначены исключительно для детей из православных семей. На это обращала внимание и череповчанка Евгения Федоркова, дочь которой отказалась посещать этот предмет.

Светлана решила отказаться от изучения этого предмета в индивидуальном порядке, но делать этого не пришлось – благодаря активности некоторых родителей решение отменить «Истоки» в начальных классах было принято на уровне школы.

— Хочу выразить благодарность инициативной группе, поднявшей вопрос об отказе от обязательного изучения «Истоков» в школе. Люди проделали огромную работу, проанализировав документы, направив запросы во все возможные инстанции и организовав сбор подписей. Благодаря их усилиям родители школьников получили возможность критически отнестись к преподаванию этого предмета. Руководство школы тоже хочется поблагодарить за понимание.

Предмет в школе истоки что это

Страницы рабочих тетрадей «Истоки». В 3 классе детей просят определить, что «наполняет каплю райской радости», а в 4 классе рассказывают о путях, которые «ведут человека к спасению».

Судя по отзывам родителей, другие школы в Вологде и области также продолжать нарушать законодательство, навязывая «Истоки» как обязательный предмет.

Дмитрию тоже удалось добиться отмены этого предмета после разговора с директором.

— Ребенка освободили от «Истоков», скорее всего, будет индивидуальный план учебы, проектирование или что-то в этом роде, из родителей класса пока я один письменно отказался, 30 детей продолжат изучать «Истоки». Директор отнёсся с пониманием, никаких уговоров и прочих «бяк», согласилась с моей позицией. Такое ощущение, что школы и хотели бы избавиться от «Истоков», но чиновники не дают.

Нам предложили на выбор: литературное краеведение, истоки и родной край. Мы выбрали литературное краеведение (литература вологодских писателей).

Предположения Дмитрия подтверждает происходящее в Вологодском районе. По словам одной из мам, директоров школ просят включать «Истоки» в учебную программу.

— В нашем районе начальник управления образования дала устное распоряжение всем руководителям школ района о включении именно предмета «Истоки». Иначе – увольнение, – говорит Ольга.

В Вологодском районе, как и в областной столице, соблюдения закона удалось добиться тем, кто за это боролся:

Добавим, что в группе родителей, которые объединились, чтобы отстоять права детей, есть образец заявления директору, которое нужно заполнить, чтобы отказаться от изучения «Истоков». Согласно законодательству, родители имеют право выбрать вместо него другой предмет.

Источник

Предмет в школе истоки что это

Предмет в школе истоки что этоПопам и чиновникам «Основ православной культуры» мало, поэтому теперь активнее стали продвигать другой интересный предмет под названием «Истоки». На самом деле это старый предмет, появился он еще раньше ОПК, однако формально всегда оставался факультативным.

Но с недавних пор в отдельных школах его сделали обязательным. Он отличается от ОПК тем, что включен в образовательную программу всех классов и является безальтернативным. Родители желают – дети изучают. Но не везде, потому что чиновники уже проводят «эксперименты» и вводят этот предмет как обязательный. Более того, в некоторых городах он уже давно является обязательным.

Выходит, что попы задумали интересную вещь. Сейчас они добиваются того, чтобы ОПК был во всех классах школы. Однако если этого не будет, то вместо ОПК могут ввести «Истоки».

Например, одна женщина обратила внимание на учебник «Истоки». Сразу же интересные выводы:

«Предмет истоков навязчиво пропагандирует детям одну из религиозных конфессий – христианство, причём преподнося его не в качестве образца ментального и морально устаревшего наркотика, используемого народом в прежние времена, а в качестве единственно верного идеала общемировой культуры. Главнейшие законы человечества прописаны в Библии – это практически цитата из учебника, допущенного для детей Министерством образования РФ.

Меня же, как женщину и маму будущей женщины, оскорбляет надменно-снисходительное и явно превосходственное отношение истокописцев к лучшей половине человечества. Снова заглянем в Основной закон (не бойтесь, не в Библию!) государства: мужчины и женщины обладают равными правами и свободами, а также возможностями для их реализации.

А истокопоклонцы не просто никак не хотят согласиться с положениями Конституции РФ, а норовят подсунуть своё фальсифицированное мнение, выдав его за единственно верное. Как кормилец, домостроитель, судья в споре и глава семьи – так это мужчина, а как воспитательница, домработница и хранительница очага – это женщина. Как решающее слово, как хозяин, как первый после бога – так муж, а как утешительница детей, вытирательница соплей, нянька и сказительница – так жена».

«Предмет истоки в школе – это своеобразная сыворотка для общества против любых проявлений женского равноправия и феминизма, вакцина против дальнейшего развития науки, совершенствования производства, соответствия российских законодательных стандартов общемировым правилам и нормам, мечты о господстве разума над косностью, жадностью и вечной человеческой глупостью»[1].

Хочется заметить, что этот комментарий не новый, это запись от 2011 года. Пока что крупные города не трогали, то есть предмет оставался факультативным в основном, но теперь ситуация изменилась.

Родителям школьников из Подмосковья (школы №2065) сообщили в сентябре, что предмет истоки будет обязательным. Как же они поступили? Радует, что не смирились, а выражали недовольство, затем обратились в прокуратуру.

Родители в обращении назвали данный предмет:

«Антинаучной манипуляцией», «навязыванием религиозной идеологии» и «давлением на детскую психику»[2].

Не понимают родители, что чиновники всего лишь желают «возродить духовность» и поэтому законы их особо не волнуют. Видимо, в новой редакции учебник уж совсем изобилует духовными основами российской государственности.

Люди возмущаются по этому поводу:

«Я не хочу, чтобы мои дети принудительно изучали «особенности нравственной культуры воина-христианина». Я против того, чтобы их заставляли определять виды колокольных звонов и описывать решения Вселенских соборов. Туда же (на свалку истории) может отправляться и православный календарь-месяцеслов.

Проблема в том, что ни от моего, ни от вашего желания ничего не зависит. В стране нет силы, которая может повлиять на в тайне принимаемые решения Министерства образования, скрытые ароматным дымком из кадила РПЦ»[3].

Еще в учебнике «Истоки»:

«Постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы».

И вот как часто повторяются следующие слова:

«На 126 страницах книги упоминается: Бог — 60 раз, икона — 66, чудеса — 20, молитва — 26, крест — 31, храм — 83, ангел — 31». «Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом»[4].

Хочется напомнить, что, согласно законодательству РФ, правительство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»[5].

Если подобный предмет будет обязательным во всех классах, то можно забыть о светском образовании в России, потому что это явная пропаганда религиозного мракобесия.

По поводу факультативности данного предмета в школе №2065:

«В сентябре на родительском собрании нам сообщили про эксперимент департамента образования. Никакого выбора не было — сказали, что все пятиклассники раз в неделю будут ходить на урок «Истоки», отказаться нельзя».

Мать одного ученика Ирина Герасимова отметила:

«Я сама атеистка, но недовольны были вообще все верующие. У нас в классе половина детей из мусульманских семей, это ведь Новая Москва. У нас есть семьи иудеев, есть католики, адвентисты. И православные родители тоже выступили против откровенного навязывания их религии».

Заместитель председателя Отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе прокомментировал ситуацию:
«Я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии»[6].

Не все эти понятия «ключевые», а также важны не сами понятия в чистом виде, а то, что пытаются навязать религиозное мракобесие детям.

Хочется особо заметить, что предмет «Истоки» разработала так называемая Российская академия естественных наук, то есть контора, которая к науке никакого отношения не имеет, там среди академиков не только Кадыров, первооткрыватель торсионных полей Акимов, Грабовой, который «воскрешал мертвых», фальсификатор истории Фоменко, но еще целая куча всяких ясновидящих, экстрасенсов и проч. шарлатанов.

Весь год родители добивались, чтобы этот предмет исключили из программы, но директор школы сказал, что не может пойти против министерства образования. Письма в разные инстанции тоже никак не помогли. Так что обращение в прокуратуру и распространение информации в СМИ – важный шаг.

Чиновники отрицают, что в «Истоках» пропагандируется именно православие:

«Эта предметная область относится к сфере культурологии и истории родного народа, не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности»[7].

Демагогию чиновников всерьез рассматривать не стоит. Факты говорят о том, что пропаганда религии есть. Вот что пишут работники школы, которые преподают эти самые «Истоки» уже не первый год (речь идет о восторженных поклонниках).

Вот что происходит в школе в Великом Устюге:

«Если учитель чувствует, что не готов к какой-то из тем, мы рекомендуем ему не развивать ее, а просто прочитать абзац из учебника, – объясняет Нелли Владимировна. – Но тематика курса действительно простая. В 1-м классе учитель говорит детям о том, что видит человек, когда рождается. То есть о папе, о маме, о семье – как правильно ее понимать. Во 2-м классе – о том, что находится рядом с ребенком: лес, река, природа, как к ней относиться. В 3-м – уже о внутреннем мире, о терпении, о вере, о надежде, о качествах русского человека. В 4-м – подробнее о православии. Сейчас, например, наши четвероклассники изучают иконы. Сводили их в галерею, показали разные виды образов Божией Матери. Провели мастер-класс по иконописи, на котором каждый ребенок по каноническим прописям рисовал своего ангела-хранителя. Что интересно: на следующий день была контрольная по математике, и многие принесли свои иконки, положили на парты – чтобы ангел-хранитель помог.

В «Истоки» включены также поездки по родному краю, к православным святыням, в чем нам помогает Духовно-просветительский центр “Северная Фиваида”»[8].

И это просто культурология? Завуч школы Татьяна Владимировна Шарыпова вот что сказала:

«Да, теперь я понял, что это и зачем». Спустя 10 лет! Как завуч, я поначалу тоже скептически восприняла. Полистала учебники: через каждую страницу – рисунок храма, икона. Религия! Но съездила в Вологду, послушала Камкина, посмотрела – и захватило. Это ж воспитание души, чего нашим детям как раз не достает».

И главный результат промывки мозгов:

«А я сейчас даже не замечаю, что в «Истоках» религия есть, – с некоторым удивлением признается Нелли Владимировна. – Говорим-то об обычных вещах, в целом – о добре. «Истоки» сказываются и на других предметах, все учителя подмечают, что дети стали управляемей. Появился контакт и с родителями».

В дальнейшем эти замечательные лица планируют сие перенести в детские сады:

«Сейчас уже выпущены книжки для курса «Истоков» в детских садиках, я как раз занимаюсь его апробированием. За основу взят опыт классного часа, так что родители будут приучаться работать со своими детьми уже с 3-4-х лет».

Навряд ли родителям хочется, чтоб детей подобному «учили», возили ко всяким «святыням» и говорили про ангелов, бесов и проч. за счет нормальной школьной программы. Эти «Истоки» должны проверить эксперты из РАН хотя бы, так как, судя по всему, в предмете вообще нет ничего, что можно было бы отнести к культурологии, тем более что занимались учебником дельцы из РАЕН.

1. Предмет истоки в школе. URL: www.jobmamochka.ru/predmet-istoki-v-shkole/

2. Родители пожаловались в прокуратуру на уроки православия в школе. URL: https://news.rambler.ru/kids/35541416-roditeli-pozhalovalis-v-prokuraturu-na-uroki-pravoslaviya-v-shkole/

4. Родители пожаловались в генпрокуратуру на навязывание религиозной идеологии в школе. URL: https://www.znak.com/2016-12-09/roditeli_pozhalovalis_v_genprokuraturu_na_navyazyvanie_religioznoy_ideologii_v_shkole

5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 3

Источник

Роль учебного курса «Истоки» в формировании ценностно-смысловой сферы личности. Влияние интеграции курса с различными образовательными областями на творческое и духовное развитие учащихся в начальной школе

В данной статье рассмотрены возможности интеграции экспериментальной программы «Истоки» с различными образовательными областями в начальной школе и ее влияние на эмоциональное развитие личности ребенка, формирование его творческого потенциала. Авторами подчеркивается необходимость считать духовно-нравственное воспитание в современных условиях приоритетным в системе школьного образования. В статье даны методические и практические рекомендации по использованию инновационных технологий на интегрированных уроках в начальной школе.

« …система «Истоков» развивает духовно-нравственную стержневую основу образования. Стержневая основа способна интегрировать предметы гуманитарного и естественно-научного направлений в единое образовательное пространство».

(научно-методическое издание «Истоковедение» стр.7)

Целью написания данной статьи является рассмотрение возможностей программы «Истоки» в качестве важнейшего междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании, нацеленного на гармоничное развитие личности участников учебно-воспитательного процесса на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.

В современном обществе произошел переход на новую парадигму образования и воспитания – на личностно-ориентированную, нацеленную на формирование личности, способной к самореализации, а активному взаимодействию с другими. Личностно-ориентированный подход рассматривает действительность как интегрированное целое и способствует формированию творческой личности.

когнитивно-коммуникативные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, ресурсный круг, монтаж, работа с таблицами, дискуссии, решение проблем и др.) Данные технологии ориентированы на развитие учебно-познавательной компетенции, а уже затем на развитие других компетенций: коммуникативной, филологической; развивают интеллектуальные способности учащихся, формируют их учебно-исследовательские умения.

сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.); Данные технологии ориентированы на создание условий активной совместной деятельности учащихся в коллективе для решения разных учебных задач.

мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, создание презентаций); Данные технологии направлены на развитие коммуникативной компетенции путем подключения различных каналов запоминания с помощью ТСО;

Разработка новых технологий, их сочетаемость на уроках истоковедения, интеграция программы «Истоков» с различными образовательными областями стали важным направлением в деятельности экспериментальной площадки нашего ГОУ ЦО № 1473 имени Г.А.Тарана, участвующего в ГЭП с 2009 года.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Ученик не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины. Какими же мы увидели результаты интеграции курса «Истоки» с различными образовательными областями?

Интеграция в начальном обучении помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

• Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире. Результат интеграции – ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.

• Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения знаний. На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают всё новые и новые представления о явлениях окружающего мира.

• В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остаётся изолированным элементом.

Опираясь на тематику курса «Истоки», рассмотрим возможности его интеграции с литературным творчеством учащихся.

Во 2 классе курс «Истоковедения» предполагает знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. На данном этапе обучения учащиеся изучают следующие темы: «Род», «Семья», «Родные просторы», «Храм», «Путь-дорога» и т.д.

Изучение данных тем, таких близких и понятных детям, вдохновило их на выражение своих переживаний и чувств в собственном поэтическом творчестве. Изучая тему «Родные просторы» Аня Витер, ученица 2 класса, восхищается красотой русского леса:

Лес осеннюю порой в злате весь сверкает.

Окружающим он всем радость доставляет.

— О, русский лес, как ты прекрасен!

Люблю тебя, люблю я всей душой!

И звери, птицы, муравьи и мошки

Давно уж стали для меня родней.

Как прочувствованно, мудро и трогательно девочка отразила восприятие темы «Храм» своим стихотворением:

Храм – место Божьего завета.

И мы должны ценить все это,

Что Бог нам подарил и дал.

А учащиеся 1 класса при подготовке проведения общешкольного праздника «День славянской письменности и культуры» написали целую серию четверостиший, посвященных «Азбуке истоков». Коллективное детское творчество вылилось в небольшой рассказ о том, что происходило с ребятами на уроках «Истоков» в течение года.

1 ученик : Азбука истоков – книга не простая,

В ней слова и образы мы дружно разбирали.

И простые истины: мир, любовь и дружба

Обсуждали с классом мы вместе, так и нужно!

2 ученик : Говорили мы о школе, о семье, о русском поле,

О родных и близких наших, о России, что нет краше!

О святынях Земли русской, о героях прошлых лет

О защитниках известных, о былинах интересных.

4 ученик: Мы читали о героях, край родной прославивших,

Славу добрую, почет, о себе оставивших.

5 ученик: Мы читали о войне и о дне победы.

Мы гордимся подвигом прадедов и дедов.

В память о героях, подаривших мир нам

Вместе сняли мы кино, не забудем их мы.

Работая над Образом и Словом в первых-вторых классах, мы не забывали о возможностях изобразительного искусства и художественного труда. Не нарушая тематики данных предметов, учителя нашей школы сумели провести интеграцию со следующими темами по «Истокам»: «Лес», «Поле», «Река», «Образ защитника Отечества».

Изучая предмет «Истоки» в 3 классе, тематика курса познакомила нас со следующими нравственными понятиями: правда, послушание, терпение, согласие, доброта, милосердие, мудрость.

Акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

Это и определило следующую интеграционную связь: Истоки – воспитательная работа.

Воспитательная работа в современной школе является одним из самых трудных и душевно-затратных направлений в работе учителя. Читая детям нотации, мы добиваемся кратковременного и непрочного эффекта. Требуются другие способы воздействия на души и сердца детей, затрагивающие их собственный личный опыт, воспитанный и сформированный на уроках истоков.

Навыки коммуникативного общения вырабатываются путем долгого и целенаправленного душевного труда. Итогом этой кропотливой работы можно считать памятку, которую определили для себя учащиеся 3 класса на уроках «Истоков».

1.Ты живешь среди людей.

Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.

2.Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

3.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.

Уважай и почитай мать и отца– они дали тебе жизнь, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

Выделяя и осмысливая такие нравственные категории, как благодарность, добро, храбрость, честь, мужество, милосердие дети приобретали реальный опыт духовного развития. На уроках мы рассматривали эти понятия, узнавали лексического значение этих слов, делали рисунки к этим понятиям, и постепенно эта работа переросла у нас в проектную деятельность. В этом году параллель вторых классов в нашей школе работала над проектом – создание «Азбуки нравственности».

Эта работа определила следующую интеграционную связь: Истоки – проектная деятельность.

Проект «Образ защитника Отечества» вылился в создание фильма, в котором учащиеся рассказывают о своих дедушках и бабушках – участниках Великой Отечественной войны. При создании этого фильма уроки истоков пересекались с различными образовательными областями, прежде всего с литературным чтением, историей, уроками рисования, труда и русским языком.

В данной статье мы хотели бы подчеркнуть необходимость считать духовно-нравственное воспитание в современных условиях приоритетным в системе школьного образования.

И пожелать УЧИТЕЛЮ, решившемуся на преподавании курса:

— Только душою не зачерствей, Образы мира, добра, красоты,

Истоковский учитель! Доброго слова, семьи и любви

Детское сердце любовью согрей, С достоинством в сердце своем неси,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *