Предмет слушание музыки что это
Дополнительное образование всегда играло большую роль в определении и формировании профессиональных интересов детей на начальном этапе. Дополнительное образование, приобщая детей к искусству, помогает им стать маленькими музыкантами, танцорами, актерами, художниками. Детская школа искусств занимает особое место в российском образовании, так как выполняет две наиважнейшие образовательные функции – как первая ступень профессионального образования в сфере искусств и культуры и как вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и юношества.
XX век ознаменовался открытиями во всех отраслях жизнедеятельности человека. Этому способствовали и технический прогресс, достигший совершенства, ускорившийся темп жизни, информационная нагрузка. У современного человека свои приоритеты, свои ценности. В профессиональном мире ценятся люди, владеющие техническими, юридическими, банковскими профессиями. Это заметно даже в школе, когда математический блок предметов выдвигается на передний план, поэтому особенно важно дать возможность для развития творчества, неистощимой фантазии, неординарные решения для своих задач, предмет «Слушание музыки» дает эту возможность.
Какие методы и приемы необходимы, чтобы привлечь внимание детей?
Я предлагаю проводить развернутые насыщенные беседы о композиторе и изучаемом музыкальном произведении. Учащиеся-подростки готовят рефераты, сообщения о композиторах, музыке. При этом они работают с энциклопедиями справочниками, интернетом. Задания на активизацию слухового внимания: поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов. Интересны и такие задания: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено). «Вижу, слышу, чувствую» помогает расширить границы восприятия, развивая воображение, формируя интерес к музыкальному искусству.
С интересом ребята передают свои мысли и чувства в рисунках и раскрасках, используя различные цветовые гаммы, холодные и теплые тона, линии, штрихи, геометрические формы, как средства выразительности. Светлые тона – светлое нежное спокойное настроение музыки, темные – тревожность, таинственность, яркие, сочные краски – веселый, радостный характер музыки. Важно не просто изображение музыкальных портретов, внешних обликов, звукоизобразительность, но и проникновение в сущность персонажей. Эти рисунки отличаются нестандартностью ассоциаций. Даже известные музыкальные произведения, возможно знакомые детям через просмотр фильмов-сказок, видятся ими иначе: снежными образами, озерами в горах, вихрями, стихией, колдунами…
Слушание музыки проходит по III этапам:
Первоначальное знакомство детей с музыкальным произведением. На первом этапе педагог должен возбудить интерес к произведению. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать ее общий характер. Слово педагога, посвященное музыке, должно быть кратким, образным, направленным на ее основное содержание.
На II этапе – повторном слушании – перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Этот этап характеризуется углубленным восприятием музыки, путем привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности: развитием музыкальной памяти.
На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребенок начинает узнавать их, что свидетельствует о сформировавшихся представлениях, о музыке. В результате частого повторения произведений ребята часто запоминают, выделяют наиболее понравившееся. У них появляется избирательное отношение к музыке.
с разнообразными по содержанию музыкальными произведениями;
углубляет и расширяет круг их представлений;
воспитывает чувства, музыкальный вкус.
Обучая предмету «Слушание музыки» я стремилась добиться следующих результатов:
— постепенное накопление у учащихся музыкально-теоретических сведений, которые вводятся ненавязчиво и очень осторожно.
— обучение учащегося эмоциональному восприятию музыки и умению анализировать в определенных масштабах.
— формирование у юных слушателей творческой инициативы, собственное отношение к искусству, познавательную активность, художественное воображение.
— приобщение детей к шедеврам мировой классики.
В заключении хочется сказать, необходимо находить поводы и точки соприкосновения уроков «слушания музыки» с повседневной жизнью. Чем больше жизненных различных связей в музыке будет на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как части жизни, как сама жизнь.
Слушание музыки как часть музыкального занятия
Наталья Хабарова
Слушание музыки как часть музыкального занятия
Слушание музыки как часть музыкального занятия.
Я являюсь постоянным участником web-семинаров Издательского Дома «Воспитание дошкольников» (ссылка: vebinar@preemstvennost.ru ). 30 марта 2016 года я прослушала web-семинар на тему: «Методика работы по развитию творческого пения и творческого танца у дошкольников», лектором которого был музыкальный руководитель детского сада г. Москвы, член редколлегии журнала «Музыкальный руководитель» Е. А. Гомонова. Елена Анатольевна комментировала, что ФГОС ДО определяет такие основные цели развития дошкольников, как социализация и индивидуализация. Поэтому ориентиры перед ДОУ в области музыкальноговоспитания следующие:
Ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства.
Эстетическое отношение к окружающему миру.
Элементарные сведения о музыкальных видах искусства.
Восприятие и сопереживание к художественным образам произведений.
Самостоятельная творческая деятельность.
Рис. 1. Модель взаимосвязи музыкальных видов деятельности.
Мною была разработана Программа по слушанию музыки для старших дошкольников «Музыкальная шкатулка», которая была реализована на практике в 2016-2017 учебном году. Перспективный план по этой дополнительной Программе включен в Календарно-перспективное планирование моей работы. Слушание музыки я проводила и на музыкальных занятиях, и в режимных моментах работы с детьми (фото 1).
Фото 1. Режимные моменты работы с детьми.
Результатами таких занятий были Выставки рисунков детей «Мы слушаем музыку» (фото 2, Интегрированные занятия по слушанию музыки на основе взаимодействия искусств (фото 3) и Открытые выступления детей (фото 4).
Фото 2. Выставка рисунков детей. П. И. Чайковский Балет «Щелкунчик».
Фото 3. Интегрированные занятия. М. И. Глинка Опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора».
Фото 4. Открытие выставки птиц в Доме-музее В. В. Вересаева. П. И. Чайковский балет «Лебединое озеро». Танец лебедей.
Диагностика уровня освоения детьми Программы по слушанию музыки в конце года показала высокий уровень.
Я уверена, что основной целью музыкального воспитания детей является научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.
Конспект занятия по чтению рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», Е. Чарушина «Волчишко». Слушание музыки Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура». Виды детской деятельности:.
Конспект музыкального занятия «Развитие музыкального вкуса и слуха у детей посредством восприятия музыки» Конспект непосредственной образовательной деятельности занятия в подготовительной к школе группе на тему «Развитие музыкального вкуса и.
Конспект музыкального занятия (НОД) «Волшебная книга музыки» Конспект музыкального занятия (НОД) «Волшебная книга музыки» Цель: учить детей внимательно слушать музыку, высказываться о её характере,.
Конспект музыкального занятия с использованием интерактивного стола «В гостях у Феи музыки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» Старооскольского городского округа Конспект музыкального.
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Мир музыки чудесной» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»). Подготовительная к школе группа. Цель: способствовать развитию.
Конспект музыкального занятия в старшей группе Слушание музыки С. Прокофьева «Утро» (из сборника «Детская музыка») Конспект музыкального занятия в старшей группе (направлено на формирование основ музыкальной культуры дошкольников) Слушание музыки С.
Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Слушание и восприятие музыки- основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста» МА ДОУ.
Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС до Тема: «Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в условиях ФГОС ДО». Гиганова Варвара Валерьевна,.
Слушание музыки П. И. Чайковского Цели • Учить детей слушать музыкальные произведения, представлять, что можно сделать под эту музыку. • Развивать творчество в движении,.
Слушание музыки у дошкольников Программа воспитания дошкольников по разделу «Слушание музыки» имеет конкретные задачи: знакомить детей с художественными, доступными их.
Статья «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Аннотация: в статье рассматривается важность одного из видов деятельности учащихся на уроке – слушание музыки. Особое внимание уделяется вопросу развития слушательской культуры и применения методов и приёмов активного слушания.
Ключевые слова: слушание музыки, слушательская культура, методы и приёмы активного слушания.
LISTENING to MUSIC AS ONE of the ACTIVITIES of STUDENTS at the MUSIC CLASSES
А bstract: the article deals with the importance of one of the activities of the students in the classroom-listening to music. Special attention is paid to the development of culture and constituencies of methods and techniques of active listening.
Keywords: listening to music, the reader’s culture, the methods and techniques of active listening.
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Слушание музыки как вид деятельности в обязательном порядке входит в содержание каждого урока. Следует заметить, что восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связано с жизнью и «Слушание музыки» является не только отдельным разделом урока, но и является ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Поэтому музыкальное развитие детей должно проводиться комплексно.
Восприимчивость к музыкальному искусству обогащает внутренний мир ребёнка. Но человек не рождается с этим чувством, его нужно развивать, воспитывать. Музыка является благодатной почвой для этого. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на её звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии. Оно способствует расширению у детей представлений о музыкальных произведениях. Звучание музыки оказывает и терапевтическое воздействие: дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Очень важно приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры. Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Дальнейшее приобщение к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры продолжается в дошкольном периоде. Затем основной акцент приобщения детей к произведениям высокого музыкального искусства ставится и неоднократно повторяется на разных этапах обучения в школе.
С первых встреч на уроках музыки (1-й класс) детям у надо помочь понять и осознать особую реальность сложного мира музыкальных звуков. Это заключается прежде всего в усвоение и осознание некоторых конкретных понятий и явлений, а именно: звука и его характеристик (высоты, длительности, силы, окраски), метра и ритмического рисунка, фактуры, мелодии и аккомпанемента, темпа, штрихов и т.д. Пусть дети, слушая музыкальные произведения, пока ещё не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений.
И, конечно, важно прививать детям слушательскую культуру, в которую входит умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Ведь музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Педагогу необходимо научить детей управлять своим собственным восприятием п процессе познания музыки, то есть понимание её «и умом, и сердцем».
Прежде всего слушание музыки должно начинаться со знакомства с памяткой по слушанию музыки, первым пунктом которой является слово-сигнал «Тишина». Детям объясняется, что на уроках они будут учиться слушать музыку сразу предлагается послушать тишину ведь звук «рождается из тишины»). Это очень важный момент для подготовки к прослушиванию, формирующий умение сосредоточиться, настроиться на слуховую работу, помогающую понять свое отношение и понимание предложенного материала. В частности, сам педагог во время звучания произведения должен быть эталоном слушателя, потому что учащиеся берут пример с учителя.
Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. В первом классе, в частности, большая часть урока должна отводится разъяснениям, рассказам. Это поможет им оживить в своем восприятии звучащий материал: ведь для них всё это ново, необычно, всё интересно (чтобы составить интересную беседу о музыке надо подумать, что в не интересного и для чего её надо послушать детям. Один из учеников Д. Б. Кабалевского говорил: «Прежде чем дать слушать музыку детям, послушайте её сами 100 раз и поймите: о чём она вам рассказывает и чему учит. Если не удалось проникнуть в суть произведения, то слушайте с детьми другую музыку. Не объясняйте то, чего сами не понимаете…» И это очень верно). При этом возникает необходимость стимулироватъ активпую практическую и игровую деятельностъ ребят. Детям предлагается определиться, что будем делать, а потом изображать это в действии (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воздухе рисунок мелодии, попробовать пропеть ее).
Пример использования методов и приёмов активного слушания на уроке музыки в первом классе (на примере музыкального произведения «Клоуны» Д.Б. Кабалевского).
Существуют основные методы и приёмы активного слушания:
— Метод моделирования художественно – творческого процесса.
— Иллюстрирование музыкального произведения
— Метод «пластическое интонирование»
Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния. «Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте. Дети «рисуют» рукой движение музыки. Им предлагается стать клоунами и передать в движениях их характер.
Инструментальное музицирование. Подбор соответствующие музыке шумовых инструментов (например: музыкальные молоточки, бубны, колокольчики, погремушки).
Графическое изображение. Прослушав произведение, графически изобразить элементы музыкальной речи.
Вокализация мелодии. Попытка пропеть мелодию.
Приём «синквейна». Обычно применяется на стадии рефлексии.
1 строка –заголовок: «Клоуны»
2 строка – два прилагательных: «Озорные», «Смешные»
3 строка – три глагола: «Бегают», «Прыгают», «Играют»
4 строка – фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства: «Радость. Смех. Удовольствие».
5 строка – вывод, одним словом или фразой: «Весело!»
Использование подобных методов и приёмов позволяют непосредственно вовлечь самого ребёнка в процесс творчества, раскрыть его неповторимость и индивидуальность.
Уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок-воспоминание, урок-сказка, урок-исследование с большой долей самостоя-тельной аналитической работы, ypок – настроение, комплексный урок и т.д.
Однако в центре любого урока всегда должна стоять звучащая музыка и соответственно эмоциональный отклик на неё каждого ребёнка.
Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усоверш. учителей по предмету «Музыка». –М.: МИРОС, 1992;
Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983;
Арчажникова П. Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984;
Кабалевский Д. Б. О нравственном воспитании учащихся. М., Просвещение, 1984;
Скаткин М.Н. текст /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971;
Хижняк Ю.Н. Там, где музыка живет. М., Просвещение, 1996 г.
«Формы работ по слушанию музыки»
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Чеченский государственный университет»
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ»
Выполнила: студентка 3 курса
3. Формы работы по слушанию музыки……………………………..…. 7
4. Работы по слушанию музыки в разных возрастных группах……….….9
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкус.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка всесторонне, а это главная задача в дошкольном образовательном учреждении.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоционально отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, чувствовать прекрасное.А значит необходимо уделять огромное внимание занятиям музыкой в дошкольных образовательных учреждениях, так как это наиболее сенситивный период для эстетического и нравственного воспитания будущего человека и члена общества, именно в дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности
Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание ими определенных понятий и терминов.
Слушая музыкальные произведения, дети часто воспринимают их как некую звучащую музыкальную ткань. Они еще не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений. Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на другой. Они могут «видеть» музыку в цвете, осязать ее (мягкая, твердая, плотная и т.д.), могут слышать стихи как музыкальную интонацию (веселую, озорную, жалобную), могут «озвучивать» рисунок динамическими оттенками.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов, различать вокальные, инструментальные, оркестровые произведения. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Слушанию музыки может предшествовать и поэтическое слово, и короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения. Например, педагог читает рассказ А. Толстого «Желтухин», а затем исполняет «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ, составленный педагогом, предлагается перед исполнением музыки к сюжетной игре, этюду. Однако не следует слишком часто пользоваться рассказом перед исполнением музыки, чтобы дети не воспринимали его как единственно возможное толкование музыкального произведения, не искали конкретное образное содержание в каждом произведении.
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников
Екатерина Барашкина
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки, благодаря которому у детей развивается интерес, любовь к ней, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость, воспитываются зачатки музыкального вкуса.
Известный советский композитор Д. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Композитор отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. В процессе восприятия и анализа музыки, у ребенка развивается мышление и воображение. При правильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества.
Сила воздействия музыки на человека зависит от его подготовленности к восприятию. Развитие же восприятия музыки – работа сложная, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать.
Основная цель слушания музыки как вида деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры.
Закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.
Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость – они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. У детей 5-7 лет вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.
По сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем.
С детьми старшей и подготовительной групп, когда у них приобретены некоторые навыки слушания музыки (умение различать ее характер, средства выразительности и способность более длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить занятия, целиком посвященные слушанию музыки. В такое занятие могут быть включены 4-5 произведений (1-2 инструментальные, а остальные вокальные, новыми для детей должны быть не более 1-2. По времени оно может занимать 15-20 минут.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания детьми, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников. Отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания – художественность и доступность.
Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы, близкие, родные интонации. В репертуар для слушания музыки включаются те из них, в которых простыми, выразительными мелодиями переданы конкретные, близкие детям образы, например русские народные песни ласкового, напевного, колыбельного характера – «Бай, качи-качи», «Летит галка» или легкие, подвижные, игровые песни для самых маленьких – «Петушок», «Ладушки». Используются также песни, литературный текст которых вначале посвящен близким, поэтичным образам природы, а в дальнейшем повествует о событиях, недоступных для детского восприятия. В этих случаях используются лишь первые куплеты: «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «Калинка», «У меня ль во садочке». Особое место занимают народные плясовые мелодии, которые вызывают положительные эмоции у ребенка с самых ранних лет. Это русские народные мелодии «Из-под дуба», «Ах, ты, береза», «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль» и др.
Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр – «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты – «Баба Яга», «Нянина сказка»; танцевальная музыка – «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Русская»; поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка».
Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра М. Глинки («Детская полька», Н. Римского-Корсакова (фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане», С. Рахманинова («Полька», А. Глазунова («Галоп») и др.
Из произведений западных классиков в репертуар, предназначенный для слушания детьми, входят «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта и ряд других.
Совершенно напрасным является слушание классической музыки детьми перед сном, когда их мозговая активность сводится к минимуму. А если дети слушают музыку и не понимают ее, у них может пропасть к ней всякий интерес. Гораздо целесообразнее детям перед сном слушать колыбельные песни. Они отличаются тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией и приводят ребенка в состояние спокойствия. При прослушивании колыбельных песен у детей возникает чувство защищенности от всякого рода воздействий внешнего мира, что способствует скорейшему их засыпанию.
Много внимания в программах по слушанию музыки детьми уделено произведениям советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Ан. Александрова и др. Особую радость доставляют детям всем нам известные и полюбившиеся песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова, А. Рыбникова и др.
Процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование следующих методов: наглядного, словесного и практического.
Велико значение словесного метода в процессе развития музыкального восприятия. Слово педагога раскрывает содержание произведения, оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта.
Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Пе-ред тем как познакомить детей с инструментальной музыкой, педагог в не-скольких словах знакомит детей с ее содержанием. Например, перед прослушиванием сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. Предварять прослушивание музыкального произведения может стихотворение, если оно созвучно ему по настроению. Если произведение несложное, доступно пониманию детей (например, «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вальс» Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, педагог может ограничиться перед слушанием только его названием. Беседа также может включить в себя сведения о композиторе, жанровой принадлежности произведения.
Хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. После его прослушивания педагог беседует о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.
Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело плясали под эту музыку», – говорит педагог, после того, как прозвучала народная плясовая мелодия. Или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает: «А я спою вам песню о птичке».
В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер. Важно, чтобы дети поняли, что ха-рактер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: например, нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного, отрывистого звука.
В процессе развития восприятия музыки также эффективен практический метод. С целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях следует ориентироваться на мышечно-двигательные ощущения детей. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.
Рассмотрим некоторые приемы развития музыкального восприятия.
1. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные по характеру произведения.
2. Прием «цвет-настроение». Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные, светлые тона соответствуют нежному, спокойному характеру музыки. Темные, густые тона – мрачному, тревожному настроению. Яркие тона – веселому, радостному, торжественному характеру. Детям можно раздать по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру прослушиваемых произведений, и объяснить, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат торжественную музыку, а темно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Также детям можно предложить выполнить рисунок, передающий характер музыки.
3. Прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.
4. Прием передачи характера музыки в движении. Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.
Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.
Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Музыка обогащает духовный мир ребенка, воздействует на процесс становления его нравственных качеств. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только музыкальным руководителям, но и всем педагогам. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Без этих добродетелей мы не можем взывать к сознанию детей, не имеем на то морального права.
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация в музыкальной деятельности дошкольников в аспекте ФГОС» ФГОС-это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от (2 до 8 лет). Музыка и детская музыкальная.
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Здоровье – одна из главных ценностей.
План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.
Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.
Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности. Составила музыкальный руководитель Терехова Т. Б. ДС №67 «Радость».
Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Различные виды искусства обладают специфическими.
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Тема: «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» «Истоки творческих способностей и.
Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.
Влияние театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников 2 слайд «Детское творчество» является нормативным и постоянным спутником детского развития – Л. С. Выготский С самого раннего возраста ребенок.