Предмет сольфеджио что такое
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?
Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.
В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь. Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы. Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.
Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.
Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?
1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.
2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.
3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.
Сольфеджио можно охарактеризовать как:
При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях и во всех ключах для разных голосов, как женских, так и мужских. Преимущественно пишутся сольфеджио одноголосные, но бывают двух- и трёхголосные, цель которых состоит в приучении поющего петь самостоятельно свою партию, не сбиваясь вследствие исполнения остальных партий другими голосами.
В консерваториях на сольфеджио обращается особое внимание как на вернейший способ развития слуха и способности быстро и без ошибок читать музыкальную нотацию.
Предмет сольфеджио что такое
Сольфеджио: друг или враг музыканта
Музыка – это огромный мир, который имеет собственные правила и основы. Изучать музыкальные дисциплины достаточно интересно и увлекательно, если знать правильный подход, и к таковым относится сольфеджио. К сожалению, многие музыканты без должного внимания относятся к этому предмету. Почему это происходит, что представляет собой сольфеджио и многое другое можно прочитать в данной статье.
Что такое сольфеджио
Сольфеджио – это музыкальная дисциплина. В переводе с итальянского языка переводится, как «пение по нотам». Сольфеджио изучается на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная с музыкальной школы, заканчивая консерваторией.
Главной особенностью является насыщенность в изучении. На уроках обычно применяются следующие формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей:
Форма работы
Виды
Вырабатываемые навыки
Теоретические знания
Изучение нотной грамоты. Правила строения интервалов, аккордов, ладов, музыкальных форм, синтаксис, приёмы развития муз. материала, жанровые особенности, гармонические функции. Изучение основных музыкальных терминов. Проведение анализа муз. фрагментов.
Умение применять теоретические знания на практике.
Сольфеджирование (пение по нотам)
Чтение с листа нотных примеров в различных тональностях одноголосно, дуэтом или совместно с хором.
Овладение мастерством чтения нот с листа и точным интонационным воспроизведением нотного текста одноголосного или двухголосного, совершенствование вокальных навыков.
Развитие слуховых навыков
Определение на слух отдельных звуков, интервалов, ладов и тональностей, аккордов, трезвучий. Анализ музыкального произведения на слух. Подбор аккомпанемента на слух. Запись цифровок и гармонических оборотов.
Умение слышать и определять музыкальные элементы на слух. Развитие внутреннего слуха. Возможность отличать тембры инструментов и музыкальные краски произведений. Умение анализировать форму на слух. Навык быстрого подбора аккомпанемента или мелодической линии.
Написание музыкальных диктантов
Проведение устных и письменных диктантов в различных тональностях, одноголосных и двухголосных, размерах и темпах.
Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха учащегося.
Творческие задания
Подбор произведений с гармонией, основы композиции, импровизация, досочинения и сочинения в определенных тональностях, жанрах, ритмических фигурах.
Умение сочинять музыку в конкретном стиле, жанре. Навык импровизации. Свободное владение инструментом.
Метроритмическая работа
Изучение на практике ритмических фигур, ритмослогов, метра, размера.
Формирование ритмической основы.
Таким образом, сольфеджио способствует развитию в человеке широкого в музыкальном плане творческого потенциала.
Стоит отметить, что существует два основных вида сольфеджио:
Классическое сольфеджио включает в себя основные термины, понятия и практические упражнения. Это музыкальные основы. Примечательно, что данный вид сольфеджио в большей степени строится на принципах школы классицизма и романтизма.
Почему многие не любят сольфеджио?
Наверное, почему многие люди не любят сольфеджио понятно еще из предыдущего пункта. Ведь согласитесь, что запомнить и разобраться в таком объемном материале достаточно сложно. На данный момент времени можно выделить следующие основные причины отрицания сольфеджио:
Наверное, это основные причины, которые мешают по-настоящему проникнуться предметом и осознать все его значимость и необходимость.
Зачем необходимо сольфеджио? Польза предмета
Вне зависимости от времени, навыки, полученные от занятий, будут приносить музыкантам со всего мира необъятную пользу. К положительным качествам сольфеджио можно отнести развитие следующих навыков:
Пользу данной дисциплины нельзя недооценивать, ведь именно сольфеджио формирует основные профессиональные музыкальные способности. Подчеркиваем, предмет дает именно профессиональную базу. Согласитесь, что в мире можно найти миллион талантливых людей, которые хорошо поют, могут играть на инструменте, подбирают песни, но их нельзя назвать профессионалами, так как они делают это интуитивно. Они не знают нотной грамоты, терминологии, никогда не обучались в музыкальной школе. Несмотря на наличие их таланта, начать развиваться в музыкальной отрасли или получать образование, без изучения школьной базы, они вряд ли смогут.
Но не стоит печалиться раньше времени, вне зависимости от возраста можно начать изучать сольфеджио. Главное проводить занятия систематически и в правильном порядке, в более взрослом возрасте лучше нанять репетитора по сольфеджио, если это ребенок, то вполне можно ограничиться занятиями в музыкальной школе.
Чтобы изучать сольфеджио требуется следующее:
Сольфеджио является таким предметом, который требует большой самоотдачи. Не пугайтесь, если, что-то не получается с первого раза, систематические упражнения сделают свое дело. Необходимо помнить, то что легко дается, также легко теряется. Если вы нарабатывали навык ценой усилий, тратили время, то полученные результаты будут радовать больше.
Так друг или враг?
Чтобы, кто не говорил, сольфеджио является неоспоримым другом музыканта. Необходимо только понять, что сложности придумываем мы сами. Просто поймите, зачем вам эти знания, что принесут они в будущем. Поверьте, ваши труды в изучении не пропадут даром. Сольфеджио – это основа музыки, постигнув данную дисциплину, можно стать настоящим музыкантом, так давайте не упускать этот шанс!
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что такое сольфеджио?
Что такое сольфеджио? В широком смысле, сольфеджио – это пение по нотам, пение с называнием нот. Кстати, само слово сольфеджио образовано сложением названий нот соль и фа, потому-то это слово и звучит так музыкально. В более узком смысле, сольфеджио – это учебная дисциплина, которую изучают в музыкальных школах, училищах, колледжах и консерваториях.
Для чего нужны уроки сольфеджио в школах? Для воспитания музыкального слуха, для взращивания его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? С помощью тренировок, специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.
Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу. К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе). Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.
Сольфеджио в музыкальной школе
Школьный курс сольфеджио можно разделить на две составляющие: теоретическую и практическую часть. В среднем звене теория отделяется от практики, в школе же они проходятся параллельно. Теоретическая часть – это элементарная теория музыки на протяжении всего периода учения в школе, на начальном этапе – на уровне музыкальной грамоты (причём это довольно серьёзный уровень). Практическая часть – это пение специальных упражнений и номеров – отрывков из музыкальных произведений, а также запись диктантов (разумеется, музыкальных) и анализ на слух различных созвучий.
С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый этап, который, к слову, заканчивается очень скоро.
Если вы думаете, что нотную грамоту в музыкальных школах преподают все 7 лет, то это не так – месяц-другой максимум, затем происходит переключение на собственно музыкальную грамоту. И, как правило, уже в первом-втором классе ученики школ осваивают базовые её положения (на теоретическом уровне): виды мажора и минора, тональность, её устойчивые и неустойчивые звуки и созвучия, интервалы, аккорды, простую ритмику.
При этом параллельно начинается собственно сольфеджирование – практическая часть – пение гамм, упражнений и номеров с дирижированием. Не стану сейчас писать тут о том, для чего всё это нужно – читайте отдельную статью «Зачем изучать сольфеджио». Просто скажу, что по прохождения курса сольфеджио человек сможет читать ноты как книги – ничего не играя на инструменте, будет слышать музыку. Подчеркну, что для такого результата знания одной нотной грамоты не достаточно, нужны именно упражнения, которые развивают навыки интонирования (то есть воспроизведения) как вслух, так и про себя.
Что нужно для уроков сольфеджио?
Мы разобрались в том, что такое сольфеджио – это и вид музыкальной деятельности, и учебная дисциплина. Теперь несколько слов о том, что ребенку нужно приносить с собой на урок сольфеджио. Непременные атрибуты: нотная тетрадь, простой карандаш, ластик, ручка, тетрадочка «для правил» и дневник. Уроки сольфеджио в музыкальной школе проходят раз в неделю по одному часу, на дом обычно задаются небольшие упражнения (письменные и устные).
Если вы искали ответ на вопрос, что такое сольфеджио, то вполне закономерно, что у вас может возникнуть вопрос: а какие ещё предметы изучаются при обучении музыке? По этому поводу читайте статью «Что дети изучают в музыкальных школах».
Обратите внимание!
Кстати, совсем скоро будут выпущены серии видео уроков по основам музыкальной грамоты и сольфеджио, которые будут распространяться бесплатно, но только в первое время и только среди посетителей данного сайта. Поэтому, если вы не хотите пропустить данную серию – прямо сейчас подпишитесь на рассылку материалов (форма с левой стороны), чтобы получить персональное приглашение на эти уроки.
В завершение – музыкальный подарок. Сегодня будем слушать Егора Стрельникова – классного гусляра. Он споёт «Казачью колыбельную» на стихи М.И. Лермонтова (музыка Максима Гавриленко).
Е. Стрельников «Казачья колыбельная» (стихи М.И. Лермонтова)
Сольфеджио – что это и для чего нужно?
В музыкальном искусстве существует такое понятие, как сольфеджио. Что это такое, для чего оно необходимо и необходимо ли оно вообще? В этой статье мы постараемся ответить на все эти вопросы более понятным и простым языком.
Говоря более простыми и понятными словам, без углубления в музыкальную теорию, сольфеджио – это пение без слов. Вместо слов, здесь используются названия нот, поэтому фактически это можно называть пением по нотам. Но, несмотря на свою, казалось бы, простоту, сольфеджио является настоящей дисциплиной, которую проводят в музыкальных школах и училищах, консерваториях и т.д.
К слову, далеко не все ученики любят эту дисциплину по той причине, что большинство других предметов более интересны и основываются на практике и игре на музыкальных инструментах, например. А вот сольфеджио более направлено на изучение нот и нотных символов, поэтому данный предмет может быть не столь любим, как остальные. Однако, роль сольфеджио в музыкальном образовании огромна и неоценима.
Данный предмет важен для развития музыкального слуха и для того чтобы слушать музыку более детально. Изучение сольфеджио помогает не просто развить слух, но и дает возможность научиться раскладывать каждую композицию «по полочкам». Слушая определенную песню, ребенок четко формирует в голове аппликатурный рисунок – из каких нот состоит музыка, и в какой последовательности они располагаются. Знания, полученные в этой дисциплине, делают из обычного музыканта – профессионала.
Дисциплина имеет две подкатегории, впрочем, как и везде – это теория и практика. На теоретических занятиях изучается музыкальная и нотная грамота. На практических занятиях изучаются музыкальные отрывки и произведения «на слух». После занятий ученики сдают музыкальные диктанты, описывая в них ноты из услышанных произведений.
Программа музыкальных школ направлена на параллельное изучение теории и практики, в то время как музыкальные консерватории изучают эти дисциплины отдельно. Прежде чем приступить к изучению дисциплины сольфеджио, ученикам необходимо выучить, как пишутся и читаются музыкальные ноты, таким образом, изучение нотной грамоты является обязательным условием для занятий. Курс изучения нот длится порядка 2-3 месяцев, на уроках которого изучаются миноры, мажоры и тональности.
Сольфеджио проводится по одному разу в неделю (реже, бывает два занятия). Длительность одного занятия – 1 час. Кроме того, ребенок дополнительно должен заниматься самоподготовкой в домашних условиях.
Сольфеджио
В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое сольфеджио с позиции обычной деятельности человека, что не является сольфеджио, для чего нужно сольфеджио и как им правильно заниматься.
В первую очередь, проведем демистификацию понятия. Название, как и многие музыкальные термины, происходит из итальянского языка, в котором solfeggio буквально означает названия нот «соль» и «фа». На английском сольфеджио так и называется solfa.
Давайте подумаем о чем нам это говорит? Почему названия нот обозначаются дисциплину?
Здесь все очень просто – название подразумевает, что основная задача сольфеджио состоит в том, чтобы научить нас называть ноты и конечно же правильно их петь! Что является единственным возможным способом контролируемо развивать слух.
То есть, сольфеджио это дисциплина, которая учить нас петь ноты, петь по нотам, читать ноты и петь, читать ритмы и хлопать их или воспроизводить с помощью звуков и записывать звучащую музыку на ноты.
Многие путают понятия сольфеджио и теории музыки по одной простой причине: в музыкальной школе эти предметы преподаются совместно и очень часто, для удобства, предмет просто называют сольфеджио, хотя правильно он называется сольфеджио и этм. В результате чего, некоторые, иногда говорят: я не помню, как называется этот аккорд, мне нужно повторить сольфеджио. Это абсолютно неверно, так как сольфеджио это исключительно практическая дисциплина, главная задача которой состоит в том, чтобы развить ваш музыкальный слух.
Вторая ошибка, которую многие допускают состоит в том, что они забывают о практике, а сольфеджио без практики не приносит никакой пользы.
И здесь мы подходим к одной из самых важных причин, по которой многие не любят сольфеджио.
Когда мне было 6 лет, то большая часть окружения моих родителей и они сами твердо настаивали на моем обучении в музыкальной школе, так как все вокруг меня были профессиональными музыкантами. И, так как я уже бывал на уроках сольфеджио, в качестве наблюдателя, то единственная причина, по которой я не хотел идти в муз школу было именно сольфеджио! Петь при посторонних людях, да я и петь то не умею, брррр, ужаc….
Тут важно понять, что голос это ваш ключ к развитию слуха и освоению материалов курса сольфеджио.
Сольфеджио помогает нам выучить и освоить важнейшие аспекты музыкального языка. Для любого языка этих аспекта 4:
В музыке их также 4!
Говорение это не что иное как умение воспроизводить или петь ноты.
Чтение нот это умение их читать на инструменте и голосом.
Слушание это умение слышать интервалы, ритмы, аккорды.
Письмо это умение записать услышанное или придуманное!
Как вы думаете, можно ли освоить язык без какого-либо из этих 4 пунктов?
Например, уметь читать, писать, слушать, но не говорить?
Очевидно, что нет! В музыке тоже самое. Ученые давно доказали – все, что вы можете спеть вы можете сыграть, если вы что-то не можете спеть, то и сыграть хорошо у вас это не получится.
Конечно, кроме пения, для развития слуха нужно выполнять и упражнения на слуховой анализ, писать диктанты, работать над развитием чувства ритма. Поэтому, если посмотреть более глубоко на сольфеджио, то можно увидеть, что внутри самой дисциплины существует несколько групп, например, таких как развитие мелодического и тонального слуха, развитие гармонического слуха, навыки записи музыкальных диктантов, развитие ритмического слуха, а также ансамблевого слуха, внутреннего слуха.
Как видите, здесь не все так просто, как может показать на первый взгляд!
Может возникнут закономерный вопрос, а как развивали слух известные музыканты, которые не занимались сольфеджио?
И ответ здесь достаточно простой, но он мало кому понравится, но что ж…
Если вы читали биографии известных музыкантов, то скорее всего знаете, что они очень много времени потратили на съем чужих композиций. По сути, это и есть занятия сольфеджио, только в очень неэффективном, кустарном виде.
Почему: спросите вы?
Целенаправленные занятия по сольфеджио дают результаты уже через 1 год обучения. Для того, чтобы развить слух до такого же уровня занимаясь методом съема вам понадобится 2-3, а может и больше лет. При этом, если снимать музыку бессистемно и не записывать ее на ноты, то КПД будет еще ниже.
Поэтому очевидно лучше потратить 2-3 года на занятия по сольфеджио, чем 5—6 лет снимать музыку.
Итак, надеюсь, что после прочтения этой статьи вы лучше поймете в чем разница между сольфеджио и ЭТМ, почему нужно заниматься сольфеджио и начнете практические занятия по развитию вашего слуха.