Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам, оказание им необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель, формируется готовность к саморазвитию.
Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Основы деятельности:
Кто такой наставник?
Дорогой читатель! Скорее всего, ты уже сталкивался в своей жизни с волонтерами и, может быть, даже не один раз. Они могли приезжать к вам в учреждение с праздниками, мастер-классами или просто зайти пообщаться. В этом пособии мы хотим рассказать тебе о таком виде волонтерства, как наставничество. Чем наставник отличается от других волонтеров? Кто может им быть? Для чего тебе может быть полезен опыт общения с таким человеком? Мы постарались дать ответы на эти и многие другие вопросы в этом пособии.
Итак, начнем с того, что расскажем тебе, кто такой наставник.
В общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает большим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль наставника – это роль старшего друга. Наставником могут быть учитель, воспитатель, тренер, социальный работник, волонтер или любой другой взрослый человек, который имеет авторитет в твоих глазах и которому ты доверяешь. Но в данном пособии мы уделим больше внимания именно волонтеру-наставнику.
И самое важное – ему очень интересно и важно общаться именно с тобой! Наставнику интересно узнать твой внутренний мир, твои хобби и увлечения, интересно узнать, что ты думаешь по поводу разных жизненных вопросов, отношений с разными людьми, отношения к жизни. Ты ему интересен как человек, с разных сторон. И также наставник всегда готов рассказать тебе о себе, о своем отношении к жизни, людям и ситуациям.
Чем мне может быть полезен наставник?
Наставник может помочь расширить твои знания и представления о мире.
Наставник может заинтересовать тебя новым интересным занятием или хобби (например, научить монтировать видеоролики, стоять на баланс-борде, делать профессиональные фотографии, готовить сладости и разные другие вещи).
Наставник может быть для тебя интересным собеседником и человеком, с которым очень весело и интересно проводить время.
Наставник всегда готов внимательно и с пониманием тебя выслушивать, давать советы и помогать принимать решения.
Наставник помогает тебе обратить внимание на твои сильные стороны, на твои успехи, поддерживает тебя во всех начинаниях.
Наставник может помочь тебе разрешить различные конфликтные ситуации со сверстниками или другими взрослыми людьми. Он поможет тебе найти разные варианты решения этих проблем.
Наставник может помочь тебе ставить и достигать различные цели, но обязательно с учетом твоих сильных сторон.
Наставник может помочь тебе становиться лучше, способствовать твоему развитию (физическому, умственному и психологическому).
Наставник может помочь тебе посмотреть с иной точки зрения на различные ситуации, увидеть в них другую сторону. Поможет найти положительные моменты в сложных ситуациях, а также обратить внимание на те моменты, где стоит быть более внимательным и осторожным.
Наставник может помочь тебе в обучении (если ты этого хочешь), а также определиться с выбором дальнейшей профессии, колледжа или вуза.
Наставник может помочь тебе в решении различных вопросов сразу после выпуска. Может подсказать, к кому обратиться в той или иной ситуации, какие документы и куда нужно подавать, как платить за квартиру и решить другие насущные вопросы.
Наставник становится тебе старшим другом и товарищем, с которым можно поделиться своими переживаниями и посоветоваться в трудной ситуации. Другом, который всегда выслушает, поддержит и поможет словом или делом. Другом, который принимает тебя таким, какой ты есть, и не пытается насильно тебя переделать.
Как проходят встречи с наставником?
Большинство встреч проходят в индивидуальном формате, то есть каждый наставник общается со своим подопечным регулярно в течение времени, предусмотренного программой наставничества, что позволяет сформироваться особой связи наставника и подопечного.
Продолжительность участия в программе наставника и подопечного может быть разной. Это зависит от целей и задач конкретной программы и договоренностей с опекуном/родителем/директором учреждения. Минимальный срок участия может составлять полгода, однако обычно минимальный срок в большинстве программ наставничества – 1 год, при этом, если наставник и подопечный становятся друзьями, они могут продолжать общаться долгие годы.
Волонтер-наставник обязуется лично встречаться с подопечным регулярно. Это может быть от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц в зависимости от программы. Но между встречами всегда есть возможность общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях.
Продолжительность встречи чаще всего зависит от выбранного занятия, это могут быть 1,5–2 часа, а может быть целый день, около 8 часов.
Встречи могут проходить как на территории учреждения, так и за ее пределами, но только по договоренности с директором учреждения (опекуном).
Как обычно работает программа наставничества?
Программа наставничества является полностью добровольной как для тебя, так и для наставника. Это значит, что все участники программы наставничества сами захотели принять в ней участие.
Волонтер-наставник обязательно приходит от какой-либо благотворительной организации, которая сотрудничает с учреждением, или с согласия директора учреждения (или опекуна).
За каждым подопечным закрепляется один наставник, с которым он общается на протяжении запланированного программой времени. Также за каждым волонтером закрепляется один подопечный.
В каждой программе наставничества кроме волонтеров-наставников есть кураторы или координаторы этого проекта. Ими могут быть сотрудник благотворительной организации, социальный работник или психолог в учреждении. Куратор/координатор – это тот человек, который договаривается со всеми участниками программы (сотрудниками учреждений, волонтерами и подопечными) и делает так, чтобы всем было комфортно общаться друг с другом.
Программа наставничества – это целый серьезный проект, работа которого обеспечивается участием нескольких сторон. Программы наставничества чаще всего реализуются некоммерческими организациями, но также могут быть созданы на базе государственных учреждений. Как правило, в программе участвуют четыре стороны.
Волонтеры, которые проходят длительную проверку: чаще всего участие предполагает интервью с психологом программы, сбор справок и рекомендательных писем и подготовительный тренинг. Поэтому все волонтеры подходят к своему участию серьезно, понимая свою ответственность в роли наставника.
Помимо волонтеров, важную роль в программе играют опекуны (директор учреждения/приемная семья/родители) и специалисты учреждения, которые должны выразить готовность участвовать и способствовать продуктивному общению волонтера и подопечного.
К участию в программе также обычно привлекаются воспитатель подопечного, психологи учреждения и другие значимые взрослые, которые окружают ребенка. К примеру, это могут быть твой учитель в школе, куратор в колледже или тренер в спортивной секции.
Как правило, воспитатель, который знает тебя много лет, может подсказать волонтеру, в каком направлении наставник способен тебе помочь, какие цели вы можете поставить перед собой в вашем общении. А ты, в свою очередь, можешь посоветоваться с воспитателем и поделиться своими переживаниями по поводу наставника.
Школьный преподаватель способен подсказать волонтеру, с какими предметами у подопечного больше всего проблем и в чем помощь наставника может быть особенно актуальной.
В целом в программе принимают участие те сотрудники учреждения, с кем у подопечного налажен хороший доверительный контакт, с кем он может поделиться тем, что его волнует.
Третья сторона в программе – это сам благотворительный фонд/некоммерческая организация и его представитель, куратор или координатор проекта, который его реализует.
Роль куратора/координатора очень важна при участии в программе наставничества. Во-первых, куратор общается с подопечными с целью понять, почему ребенок или подросток хочет принять участие в программе, определить его интересы и пожелания, а также для того, чтобы понять, с каким наставником ему было бы комфортно и интересно дружить. Также куратор общается с наставниками, чтобы определить их возможности, особенности характера и узнать их жизненный опыт. Во-вторых, бывают ситуации, когда возникают недопонимания или какие-либо проблемы со стороны наставника или воспитателей, сотрудников учреждения или даже с твоей стороны уже в процессе общения. И как раз в обязанности куратора входит помощь в разрешении различных конфликтных и спорных ситуаций. К нему всегда можно обратиться и поделиться своими мыслями и чувствами и в том случае, когда бывает трудно что-то сказать напрямую своему наставнику.
Ну и, конечно, сами подопечные, которые тоже должны выразить свое желание и готовность регулярно общаться со своим наставником и быть открытыми к подобному новому опыту.
На схеме можно увидеть, из каких этапов состоит процесс старта программы наставничества в учреждении или семье.
Мифы о наставничестве
Миф 1. Наставники получают деньги за то, что общаются с подопечными.
Волонтерство само по себе не предполагает вознаграждения. Волонтером-наставником становится только тот человек, который сам захотел принять участие в этой программе, подружиться с ребенком или подростком и узнать что-то новое для себя. Он не получает за это денег или каких-либо других льгот.
Миф 2. Наставники – это спонсоры. Они могут подарить все, что ты хочешь.
Главной целью наставничества является желание помочь подростку открыть для себя мир. Наставник хочет общаться со своим подопечным, помогать ему решать разные сложные ситуации, поддерживать во всех начинаниях, но точно не хочет быть «денежным мешком». Часто бывает, что правила программы запрещают наставникам дарить дорогие подарки своим подопечным. Это не значит, что наставник никогда ничего не дарит. В обычной жизни люди делают друг другу подарки на день рождения, Новый год или другие праздники. Эти отношения – не исключение. Иногда можно подарить друг другу небольшой сувенир как знак того, что этот человек тебе важен и дорог. Но подарки – это не цель, не стоит ждать подарков как дополнения к общению.
Миф 3. Наставник – это еще один учитель или воспитатель. Он будет учить меня жизни и давать советы, которые я не прошу.
Существует такой миф, что если наставник – это взрослый человек, то он обязательно будет учить жизни, отчитывать за ошибки и давать непрошенные советы. Но роль наставника в первую очередь – это роль товарища, старшего друга. А с друзьями мы всегда общаемся на равных. Мы можем указать на ошибки, если нас просят, можем дать хороший совет или просто выслушать своего товарища. То же самое происходит и в отношениях между наставником и подопечным. Разница только в том, что у наставника немного больше жизненного опыта и, возможно, он уже знает различные варианты решения ситуаций, с которыми ты столкнулся только что. И он готов поделиться с тобой этими решениями, если ты попросишь.
Миф 4. Наставник – взрослый человек, а значит, он вряд ли меня поймет и мне будет с ним скучно.
Насколько понимает или не понимает тебя другой человек, зависит не от возраста, а от желания понять. И это желание есть у всех наставников. При этом большинство из них активно используют социальные сети, различные гаджеты и в курсе последних событий и трендов. Даже если наставник не знает модных сейчас музыкальных групп или песен, не умеет кататься на лонгборде и никогда не играл в Майнкрафт, это совсем не значит, что вам будет скучно. Вы можете вместе обсуждать музыку, спорт, мечты и открывать для себя что-то новое.
Миф 5. Общение с наставником нужно только для развлечения.
Общение с наставником, помимо развлекательных прогулок, как правило, наполнено полезными занятиями (например, походами в интересные музеи, поиском колледжа), спортивными тренировками или другими занятиями, которые будут нужны и интересны именно вам. И при этом даже подготовку уроков можно сделать весьма интересным мероприятием.
Миф 6. Наставник может меня усыновить (взять под опеку).
Как правило, наставниками становятся те люди, которые по разным для себя причинам не готовы взять ребенка или подростка в семью, но при этом хотят оказать помощь и поддержку другим доступным для себя способом. Иногда бывает так, что сначала человек общается и дружит с подопечным, а после нескольких лет принимает решение забрать его в семью, но такое бывает очень редко, и не стоит на это рассчитывать.
Миф 7. Если я пожалуюсь своему наставнику на воспитателей/родителей/сверстников, то он сразу же сможет решить все конфликты.
Наставник – не волшебник, он не может взмахом руки решить все проблемы. Более того, он обязан согласовывать свои действия с воспитателем, директором или опекуном. Поэтому наставник может помочь тебе найти различные пути решения конфликтных ситуаций, поговорить с воспитателем или родителями и поддержать тебя в решении проблемы, но не решить ее за тебя.
Правила участия в программе наставничества
Для того чтобы программа наставничества работала хорошо и чтобы всем было комфортно договариваться друг с другом, для каждого участника существуют определенные правила. Они есть для наставника, опекуна (воспитателя), для кураторов программы и для подопечных.
Ниже разберем правила, которые должен соблюдать подопечный.
Что делать, если.
В этом разделе мы обсудим проблемные ситуации, с которыми сталкивались наши подопечные при участии в программе наставничества, и обязательно расскажем, что делать в этих ситуациях.
Что делать, если после первой или нескольких встреч тебе не понравился внешний вид или характер наставника?
Первое, что нужно сделать, – это поделиться своими сомнениями с воспитателем и/или куратором. Важно рассказать ему, что конкретно тебе не нравится во внешнем виде или характере наставника.
Второе – важно понять, что за 1–2 встречи очень сложно узнать и понять характер человека. Наставник, как и ты, может переживать и стесняться и от этого быть более молчаливым и закрытым или, наоборот, слишком болтливым и шумным. Чтобы понять характер человека, с ним нужно пообщаться какое-то время, узнать друг друга.
Третье – бывает такое, что твои ожидания от наставника очень сильно отличаются от реального человека. Например, ты думаешь, что твоим наставником станет веселая и заводная студентка 20 лет, а тебя познакомили со взрослой женщиной 45 лет. Не спеши так быстро отказываться от общения с таким наставником, так как люди бывают очень разные и по-своему интересные. И вполне возможно, что человек с богатым жизненным опытом сможет дать больше поддержки и помощи, и с ней будет не менее интересно общаться, чем со студенткой.
Что делать, если тебе не нравятся занятия, активности или темы разговоров, которые наставник предлагает на встречах?
В этом случае первым, с кем тебе стоит об этом поговорить, станет сам наставник. Не нужно стесняться или бояться того, что он обидится или будет читать нотации. Для наставника очень важно твое мнение при выборе активностей, поэтому важно сказать ему о том, что тебе не нравится или некомфортно.
Также будь готов к тому, чтобы предложить наставнику те занятия, темы или активности, которые были бы тебе интересны. Вместе вы сможете их обсудить и найти те варианты, которые будут подходящими для вас.
Если вдруг ты поговорил с наставником, а он не соглашается с тобой или возникли споры, то в данном случае стоит обратиться с этим вопросом к воспитателю и/или куратору программы.
Что делать, если ты поссорился со своим наставником?
В любых отношениях бывают ссоры и конфликты, и отношения с наставником – не исключение. Важно то, что ваша история может закончиться конфликтом, а может выйти на новый уровень. Поэтому в любом случае о сложностях в отношениях нужно рассказать своему куратору (желательно подробно, чтобы он понимал, что послужило причиной конфликта) и уже вместе с куратором и наставником найти пути решения этого конфликта.
Если ссора оказалась не очень сильной, то свои переживания и обиды можно обсудить с самим наставником.
Что делать, если твой наставник стал приезжать к тебе слишком редко, а ты хочешь общаться чаще?
В жизни наставника, как и любого человека, могут произойти неожиданные ситуации и обстоятельства, из-за которых у него остается меньше времени на общение с подопечным. Об этой ситуации важно рассказать куратору, чтобы он, в свою очередь, выяснил причины у наставника.
Если куратор узнает, что наставник не сумеет дальше продолжать участие в программе или сможет, но очень редко, то в этом случае куратор предложит тебе найти другого наставника, который способен приезжать чаще.
Даже если у тебя будет другой наставник в программе, то с предыдущим наставником ты всегда сможешь общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях. Поэтому выбор всегда остается за тобой.
Что делать, если тебе нравится общаться с наставником друга/одноклассника больше, чем со своим?
В первую очередь нужно поговорить с куратором и своим наставником о том, почему тебе может быть скучно или некомфортно общаться, и найти пути решения этой проблемы.
Бывает так, что нам просто нравится другой человек, и в этом случае в рамках программы допустимо, что встречи могут проходить совместно с другими наставниками и подопечными, но не часто и обязательно с согласия всех сторон.
Что делать, если ты или твой наставник хотите выйти из программы?
Как уже было сказано выше, в жизни любого человека могут произойти неожиданные изменения, от этого никто не застрахован. Чаще всего пары могут закрываться по причине переезда наставника в другой город или изменения рабочего графика, который больше не позволяет уделять много времени общению с подопечным. Также бывает, что изменяется количество свободного времени у подопечного или происходит смена места жительства (переезд в колледж, другой город и т. д.) либо переезд в семью. Эти обстоятельства приводят к тому, что в рамках программы наставник и волонтер перестают общаться.
Бывает и такое, что причинами выхода из программы являются внутренние сомнения или противоречия наставника или ребенка, а также конфликтные ситуации. В данном случае куратор программы пытается разрешить эту ситуацию, но если одна или обе стороны скорее готовы выйти из программы, чем продолжить, то отношения можно завершить. Нужно подчеркнуть, что участие в программе добровольное, поэтому если ты хочешь выйти из программы, то вполне можешь это сделать. Важно только понимать, будет ли это твоим решением или попыткой бегства от решения сложных ситуаций. Разобраться в своих мотивах могут помочь воспитатель или куратор. Независимо от причин закрытия пары куратор программы предложит тебе и твоему наставнику сделать завершающую встречу, на которой вы сможете подвести итоги, вспомнить, что было хорошего, чего удалось достичь благодаря вашему общению. Можно договориться о дальнейшем формате общения, если он будет.
Что ты можешь вынести из участия в программе наставничества?
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.