Предмет индивидуальный проект 10 класс что это
Индивидуальный проект. 10 класс
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося.
В учебном плане 10 класса предусмотрено выполнение учащимися индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выполняется в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (2 часа в неделю в 10 классе).
Каждый ученик 10 класса имеет возможность выбрать себе тему индивидуального проекта.
Индивидуальный проект должен иметь практическую направленность и быть востребованным, иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог.
Консультантом могут быть родители (законные представители) учащихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений учащегося.
Отметка за выполнение проекта выставляется в 10 классе в электронный журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект».
Представление индивидуальных проектов проводится в форме публичной презентации выполненной работы с описанием и демонстрацией продукта, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
Результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Рабочая программа»Индивидуальный проект»10-11 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»
Зам. директора по УВР
Лопатина Галина Александровна
Антонова Светлана Александровна
учебного курса « Индивидуальная проектная деятельность»
в соответствии с ФГОС СОО
Емцова Светлана Григорьевна
2021- 2022учебный год
Общее количество часов по плану:
Количество часов в неделю:
___________ (подпись учителя)
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Рабочая программа курса « Индивидуальная проектная деятельность» рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС СОО.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Планируемые результаты проектной деятельности:
У школьников будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать :
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Структурная логика учебного проектирования
(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)
Рабочая программа «Индивидуальный проект» 10-11 класс
Развивающемуся обществу необходим культ знаний. Это должно стать духовной потребностью личности. Самостоятельно работающий ученик включен в процесс обучения и достигает лучших результатов. В последнее время возрос интерес к курсам, ориентирующих обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованы курсы, развивающие у обучающихся исследовательские навыки. При этом учитывается, что школьники не получат объективно новый результат как ученые. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика. Данный элективный учебный предмет ориентирует учащихся на овладение определенными видами деятельности.
Настоящая Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования с опорой на примерные программы среднего общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений
Оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников;
Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов;
Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности;
Развитие умений и навыков познавательной и исследовательской деятельности;
3. Общая характеристика курса
Роль и значимость предмета
Программа курса предназначена для учащейся 10 класса, занимающейся исследовательской деятельностью. Предполагаются теоретические и практические индивидуальные занятия.
Данная программа подразумевает наличие интереса и способностей учащейся. Учащаяся обучается в универсальном классе с, где обществознание является важным предметом. В ходе освоения курса реализуется предметная связь с курсами обществознания, социологии, право. Исследования курса т применяются для углубления знаний профильного предмета и носят профориентационный характер.
Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными проблемами современности
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
4. Место учебного предмета, курса в учебном плане
5. Ценностные ориентиры предмета
Описание важности учебного курса.
Данный курс способствует определению места в обществе и выработке жизненной стратегии, формированию отношения к себе как к Гражданину Российской Федерации и достойному представителю мировой цивилизации. Изучение курса призвано создать условия для успешного выполнения выпускником экзаменационных заданий, способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Ценностными ориентирами при изучении курса являются:
1. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
2. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, а так же умение противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
3. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.
Данная программа будет реализована с обучающейся 10а класса с привлечением к работе и в качестве субъектов исследования всего класса. Основная масса учеников обладает средними учебными возможностями, достаточно мотивированна на освоение программного материала. Все обучающиеся обладают достаточными мыслительными и коммуникативными способностями, владеют навыками работы с текстом, статистическими данными, графической информацией и информационными ресурсами.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
владеть основными понятиями социально-гуманитарного профиля
Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выявлять и формулировать проблему;
планировать этапы выполнения работ;
выбирать средства реализации замысла,
работать с разными источниками информации;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта
формулировать вытекающие из исследования выводы;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
7. Содержание курса
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.
Методология научного творчества
Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.
Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.
Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.
Этапы работы в рамках научного исследования
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
Оформление исследовательской работы
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.
Представление результатов научно-исследовательской работы
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
О.А Северина. Обществознание 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2011.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вебрум-М, 2001
Огоновская И.С. Исследовательская и научно-исследовательская деятельность учащихся. Методические рекомендации для учителя. Екатеринбург, ИРРО, 2005
Ривкин ЕЮ. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС осовного образования. Теория и тхнологии. – Волгоград: Учитель, 2013.
Кабинет оснащен мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет.
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная работа над проектом
9. Предполагаемые результаты обучения
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:
Способности к творческому мышлению и исследовательской деятельности;
Коммуникативные способности – опыт выступления перед аудиторией;
Навыки использования литературы, библиографических указателей, библиотечных фондов;
Навыки работы с информацией, представленной в различных видах и различных источниках;
Итоговый контроль и система оценивания
Выполнение практических заданий
Курс завершается защитой проекта, учащиеся получают оценку, которая выставляется в аттестат об полном среднем образовании в случае выполнения практических заданий и «незачет», в случае пропусков более 50 % занятий и отсутствии проекта.
Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия
Определение проблемы, выдвижение гипотезы. Индивидуальные занятия
Знакомство с требованиями оформления письменной части работы
Знакомство с требованиями оформления письменной части работы
Анализ, оценка письменной части проекта
Планирование: от цели к результату
Критерии внешней оценки проекта
Итоговое занятие: вопросы и ответы.
Навыки делового партнерского общения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Организация малых групп сотрудничества
Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Навыки монологической речи
Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Представление работы, защита проекта. Работа комиссии
Составление архива проекта
Составление архива проекта: электронный вариант.
Анализ достижений и недостатков. Планирование работы на следующий учебный год.
10.Календарно – тематический план
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования исследованию.
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы.
Учебный проект. Определение темы проекта. Технология составления плана работы.
Особенности монопроекта и межпредметного проекта.
Знакомство с алгоритмом работы с литературой
Исследовательский проект и практико-ориентированный проекты
Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.
Определение цели, задач проекта. Индивидуальные занятия
Определение проблемы, выдвижение гипотезы. Индивидуальные занятия
Знакомство с требованиями оформления письменной части работы
Анализ, оценка письменной части проекта
Планирование: от цели к результату
Критерии внешней оценки проекта
Итоговое занятие: вопросы и ответы.
Навыки делового партнерского общения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Организация малых групп сотрудничества
Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Навыки монологической речи
Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров.
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Оценка защиты выполненного проекта. Индивидуальные занятия
Представление работы, защита проекта. Работа комиссии
Составление архива проекта
Составление архива проекта: электронный вариант.
Анализ достижений и недостатков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
Рассмотрено на заседании МО учителей истории и обществознания
Протокол №____ от _______2018 г.
Руководитель МО_____ /Т.А.Пономарева/
Заместитель директора по УВР
« ______ » _________ 2018 год
Директор МБОУ СШ № 41
___________ Т.В. Адрианова Приказ № __ от_______
Наименование учебного предмета: Индивидуальный проект по курсу «Обществознание»
Уровень общего образования: средняя школа
Учитель: Пономарева Т.А.
Количество часов по учебному плану: всего 69 часов в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе: ФГОС. Основная образовательная программа среднего общего образования.
Рабочую программу составила________________ Пономарева Т.А.