Предмет индивидуальный проект в 10 классе что это
Статьи для р о дителей
Что еще за школьный проект и зачем он нужен
Чтобы получить итоговую аттестацию, в 10-м и 11-м классах школьникам нужно сдать индивидуальный школьный проект. Это аналог научной работы или реферата, в котором ребенок выбирает тему, выдвигает гипотезу и доказывает или опровергает ее.
Такое требование появилось несколько лет назад, чтобы дать возможность старшеклассникам самим разобраться в вопросах, которые их волнуют, и заодно научиться проектировать, планировать, работать с информацией, выступать на публике и демонстрировать свои успехи.
В чем польза проекта для школьника
Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.
По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.
На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.
И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.
ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II
Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.
У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.
Чтобы помочь ребенку нащупать то, что его действительно вдохновляет, приходите на бесплатный интерактивный фестиваль Smartfest 16 октября. 38 экспертов соберутся вместе, чтобы ответить на вопросы родителей об образовании и воспитании в диджитал-мире, проведут открытые уроки и мастер-классы по раскрытию талантов ваших детей. Всем участникам — полезные подарки от школы Skysmart и подборка материалов об образовании.
Шаг 2. Найти руководителя проекта, который вдохновляет
Формально для защиты проекта руководителем должен быть школьный учитель, но это не значит, что именно он должен работать с учеником над проектом. Можно найти своего научрука за пределами школы и договориться со школьным руководителем о том, что он лишь будет контролировать весь процесс, чтобы школа была уверена, что ребенок не бездельничает.
Если ребенок настроен серьезно, я советую родителям прийти в школу и пообщаться с классным руководителем на эту тему. Главное — дать понять, что вы ищете руководителя вне школы не потому, что считаете учителя некомпетентным, а потому что ребенок хочет углубиться в какой-то вопрос вместе с профессионалом именно этого дела.
Если руководитель — школьный учитель
Классный руководитель и завуч регулярно напоминают школьникам про выбор темы, и если ребенок не сделает этого сам — его директивно распределят к учителю, у которого мало подопечных. Например, если тема ближе к математике, то ребенка закрепят либо за его учителем математики, либо за тем, кто посвободнее в расписании.
Бывает и так, что ребенок решил поисследовать возникновение казачества в Якутии, но хочет писать работу не с историком, а с учителем физики, потому что с первым у них не сложилось. В принципе, прямого запрета на это нет — нужно поговорить с классным руководителем и с тем самым физиком и попробовать договориться.
Если не получилось — придется либо сменить тему по профилю любимого учителя, либо найти руководителя проекта за пределами школы.
Если руководитель — компетентный педагог вне школы
Найти его можно тремя способами: через знакомых, через университет и через сервисы поиска репетиторов.
Через знакомых в вузе. Если у вас такие есть — обращайтесь за помощью. Даже если ваш знакомый — социолог, а ребенок пишет проект по биологии, узнайте, есть ли в этом вузе смежная с темой проекта специальность, и попросите знакомого переговорить с профильными преподавателями о вашем очень увлеченном ребенке. Параллельно изучите раздел с преподавателями на сайте биофака, чтобы в принципе понять, есть ли среди них интересные ребенку кандидаты.
В университете. Здесь все работает точно так же, как и через знакомых, вот только придется самостоятельно связываться с подходящей кафедрой. И, скорее всего, вам откажут. Но если смелость и настойчивость — ваши ключевые качества, стоит все же попробовать.
На сайте по поиску репетиторов. Выбираем преподавателя вузовского уровня по нужному вам направлению. Например, если это электроника — преподаватель общей физики вам тоже поможет, но лучше поискать узкого специалиста. Обязательно уточните его ученую степень — студенты бакалавриата и магистратуры не подойдут. Начиная с аспирантов можно пробовать выбирать руководителя, но будьте осторожны: аспирант — еще не кандидат наук, преподавательского опыта у него немного. А вот доценты и профессора (они часто соответствуют званиям кандидатов и докторов наук) подходят с лихвой.
В первых двух вариантах можно выйти на некоммерческую основу, но я бы рекомендовала оплачивать такое руководство, как репетиторство. Так у руководителя будет больше мотивации помочь ребенку сделать качественную работу.
Если выбираете вариант с внешним руководителем проекта — лучше найти его до разговора со школой, чтобы прийти с конкретикой и обоснованиями, почему вам важен именно этот эксперт.
Шаг 3. Выступить на конференции
Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.
Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.
Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.
Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.
Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.
Индивидуальный проект. 10 класс
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося.
В учебном плане 10 класса предусмотрено выполнение учащимися индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выполняется в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (2 часа в неделю в 10 классе).
Каждый ученик 10 класса имеет возможность выбрать себе тему индивидуального проекта.
Индивидуальный проект должен иметь практическую направленность и быть востребованным, иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог.
Консультантом могут быть родители (законные представители) учащихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры).
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений учащегося.
Отметка за выполнение проекта выставляется в 10 классе в электронный журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект».
Представление индивидуальных проектов проводится в форме публичной презентации выполненной работы с описанием и демонстрацией продукта, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
Результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Рабочая программа «Индивидуальные проект 10 класс»
Рабочая программа покурсу «Индивидуальный проект»
Количество часов в год: 35
Количество часов в неделю: 1
Составитель: Дёминов С.И.
Рабочая программа по курсу «индивидуальный проект» для 10 класса разработана на основе:федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования; авторской программы курса «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» (под ред. Б.А. Татьянкина)
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностной и социальнозначимой проблемы
· сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
· выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
· продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
· развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
· мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно, под руководством учителя в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:
· макеты, модели, схемы, планкарты;
· альбомы, буклеты, брошюры, книги;
· эссе, рассказы, стихи, рисунки;
· результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
· документальные фильмы, мультфильмы;
· выставки, игры, тематические вечера, концерты;
· отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
· круглых столов и т.д.
Формы организации занятий:
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта, учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
защита темы проекта, исследования (идеи);
Оценивание производится на основе критериальной модели:
· Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
· Оценка за защиту проекта, исследования (Приложение 2);
· Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
o уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
o потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
o готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
o готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
· умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
· умение конструктивно разрешать конфликты;
· готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
· потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
· умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
· устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
· готовность к выбору профильного образования.
· определять область своих познавательных интересов;
· искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
· находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
· планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
· распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
· использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
· ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
· видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
· предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательской деятельности(2 ч.)
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности моно проекта и меж предметного проекта.
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием(3ч.) Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета (4 ч.) Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «анти плагиат».
Раздел 4. Индивидуальное проектирование (3ч)
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников
Раздел 5.Сбор и систематизация полученной информации (6ч.)
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования
Раздел 6.Обработка полученного материала(5ч.)
Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Раздел 7.Оформление проектной/исследовательской работы(6 ч.)
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации
Раздел 8.Защита проекта/исследовательской работы(6ч.) Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации
3. Тематическое планирование
Основные понятия проектной и исследовательской деятельности
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию.
Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности моно проекта и меж предметного проекта.
Этапы работы над проектом, учебным исследованием
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Выбор темы индивидуального проекта.
Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов.
Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки.
Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Занятие с системами «анти плагиат».
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования.
Коррекция плана работы и списка информационных источников
Сбор и систематизация полученной информации
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического исследования
Оказание помощи в фиксации результатов экспериментального исследования
Обработка полученного материала
Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами. Выбор программной среды для оформления проектной работы.
Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. в программной среде
Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)
Оформление исследовательской работы
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта.
Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта/исследования
Защита исследовательской работы
Тема и краткое описание сути проекта/исследования. Актуальность
Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации
Раздел 1. Основные понятия проектной и исследовательскойдеятельности(2 ч.)
Введение. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности моно проекта и меж предметного проекта.
Подбор противоречивых фактов, интересной информации, продумывание проблемных ситуаций
Раздел 2. Этапы работы над проектом, учебным исследованием(3ч.)
Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
Практическая работа № 1. Формулирование темы, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
Практическая работа № 3. Составление плана работы
Раздел 3. Алгоритм работы с литературой и с ресурсами Интернета(4 ч.)
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Занятие с системами «анти плагиат».
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и поисковыми системами
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге
Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме проекта/исследования
Раздел 4. Индивидуальное проектирование(3ч.)
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации.
Раздел 5.Сбор и систематизация полученной информации(6ч.)
Оказание помощи в фиксации результатов теоретического или экспериментального исследования.
Практическая работа № 7 Планирование и проведение эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов, схем, таблиц, рисунков.
Практическая работа № 8 Определение актуальности темы и целевой аудитории
Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования
Практическая работа № 10 Определение рисков при реализации проекта/исследования
Раздел 6.Обработка полученного материала(5ч.)
Оказание помощи в обработке полученного материала
Практическая работа № 11 Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами.Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Практическая работа № 12 Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат)
Раздел 7.Оформление проектной/исследовательской работы(6 ч.)
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации
Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы.
Раздел 8.Защита проектаисследовательской работы(5ч.)
Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.
Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь.
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Информационное обеспечение для учащихся
1. sh9jarcevo.edusite.ru (Раздел «Образование», подраздел «Индивидуальный проект»)
Информационное обеспечение для учителя
1. Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011, с.159
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса