Предложение в котором советуют что либо сделать побуждают к действию как называется

Тест по русскому языку Текст Предложение Словосочетание 4 класс

Тест по русскому языку Текст Предложение Словосочетание 4 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Укажи высказывание, с которым ты не согласен.

1) Предложение, в котором о чём-то спрашивают, называется вопросительным.
2) Предложение, в котором о ком-либо или о чём-либо сообщают (повествуют), называется по­вествовательным.
3) Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным.
4) Предложение, в котором советуют что-либо сде­лать, побуждают к действию, называется вопро­сительным.

А2. Укажи побудительное предложение.

1) Какое чудесное утро!
2) Уже пора собирать урожай.
3) Вечером обязательно проветри комнату.
4) Какого числа вы уезжаете в отпуск?

А3. Укажи, что не является словосочетанием.

1) золотое кольцо
2) наступило утро
3) перепрыгнул через ручей
4) папка для тетрадей

А4. Укажи главные члены предложения.

Местные жители с радостным чувством встречали весной журавлей.

1) местные жители
2) встречали весной
3) жители встречали
4) с радостным чувством

A5. Укажи предложение с обращением.

1) Петя, принеси мне игрушку.
2) Петя принесёт мне игрушку.
3) Принёс Петя игрушку и убежал.
4) Петя подбежал, подал игрушку, отошел в сто­рону.

В1. Укажи предложения с обращением, где верно расставлены запятые.

1) Налей, мама мне яблочного сока.
2) Послушайте мой рассказ, друзья.
3) Съешь, Машенька, моего ржаного пирожка.
4) Посмотрите ребята, на картину Шишкина.

В2. Укажи предложения, которые имеют две грамма­тические основы.

1) Побежал ручеёк по дорожке, зажурчал громко.
2) Жёлтые, красные, бордовые листья медленно падают на землю.
3) Ворона каркнула во всё горло, сыр выпал.
4) На востоке медленно разгорается заря, дует тёплый ветерок.

С1. Определи порядок предложений, чтобы получился связный текст.

(А) А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим.
(Б) Солнце отдаёт Земле свое тепло.
(В) Потому что· если ты только сам пользуешься тем, что имеешь, то и тебе от этого никакой радости и никому никакой пользы.
(Г) Если б Солнце не отдавало своё тепло, то ни­какого толку от этого тепла не было бы.

1) АВБГ
2) ВАГБ
3) БГВА
4) АГВБ

2 вариант

А1. Укажи высказывание, с которым ты не согласен.

1) Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побу­дительным.
2) Предложение, которое произносится с восклица­нием, называется восклицательным.
3) Предложение, в котором о чем-то спрашивают, называется побудительным.
4) Предложение, в котором о чем-то спрашивают, называется вопросительным.

А2. Укажи побудительное предложение.

1) После еды вымой за собой посуду.
2) Весело чирикают воробьи.
3) Ты вернёшься до заката солнца?
4) На берёзе появились первые листочки.

А3. Укажи, что не является словосочетанием.

А4. Укажи главные члены предложения.

Несчастного журавля с больной ногой охотник поймал в гигантском тростнике.

1) с больной ногой
2) охотник поймал
3) в гигантском тростнике
4) журавля поймал

A5. Укажи предложение с обращением.

1) Александр, Владимир и Тимофей готовились к диктанту.
2) Ты подготовился к диктанту, Александр?
3) Александр подготовился к диктанту.
4) Писал Александр диктант, а сам волновался.

В1. Укажи предложения с обращением, где верно расставлены запятые.

1) Ванюша, не забудь полить грядки с морковью.
2) Посмотри, Татьяна, в окно!
3) Вот, тебе Катя подарок, от дедушки.
4) Нарисуй, маленький кораблик Юра.

В2. Укажи предложения, которые имеют две грамма­тические основы.

1) Наступила весна, журавли прилетели из тёплых стран.
2) Белка наелась вкусных орешков, оглянулась и исчезла.
3) В саду расцвели бархатцы, астры и хризан­темы.
4) Ночью месяц сверкает, а днем солнце осве­щает.

С1. Определи порядок предложений, чтобы получился связный текст.

(А) Может быть, и ты когда-нибудь научишься разговаривать со Вселенной, будешь так у неё спрашивать, чтобы на каждый вопрос получать ясный ответ.
(Б) И тогда всем будет интересно с тобой пого­ворить.
(В) Вселенная ничего не рассказывает, пока у нее не спросят ученые.
(Г) И чем больше ты будешь знать, тем больше сможешь рассказать.

1) АГБВ
2) ВАГБ
3) ВАБГ
4) БАГВ

Ответы на тест по русскому языку Текст Предложение Словосочетание 4 класс
1 вариант
А1-4
А2-3
А3-2
А4-3
А5-1
В1-23
В2-34
С1-3
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-4
А4-2
А5-2
В1-12
В2-14
С1-2

Источник

Побудительные предложения в русском языке

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или при­ка­за.

Чтобы понять, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим, какие быва­ют виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния, и при­ве­дем при­ме­ры.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим харак­те­ри­сти­кам.

С помо­щью связ­но выра­жен­ной мыс­ли гово­ря­щий пре­сле­ду­ет свою цель, кото­рую он ста­вит в речи:

С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды пред­ло­же­ний:

Предложение в котором советуют что либо сделать побуждают к действию как называется

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных пред­ло­же­ний?

Что такое побудительные предложения?

Если вду­мать­ся в линг­ви­сти­че­ский тер­мин «побу­ди­тель­ные», то без­оши­боч­но мож­но опре­де­лить, что такие пред­ло­же­ния побуж­да­ют к дей­ствию.

Побудительными назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ния, в кото­рых гово­ря­щий побуж­да­ет кого-либо к совер­ше­нию опре­де­лен­но­го дей­ствия.

Присядьте на минут­ку!

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му пар­ку.

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

Предложение в котором советуют что либо сделать побуждают к действию как называется

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний. Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния. Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Послушай эту мело­дию.

Спи спо­кой­но, сыно­чек.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за гри­ба­ми.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невос­кли­ца­тель­ны­ми.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без про­яв­ле­ния чувств, без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся вос­кли­ца­тель­ным.

Не застав­ляй­те меня ждать!

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти. Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии пове­ли­тель­но­го:

Присядем, дру­зья, перед даль­ней доро­гой,
Пусть лёг­ким ока­жет­ся путь!
Давай, маши­нист, поти­хо­неч­ку тро­гай
И пес­ню в пути не забудь!

Евгений Беляев. Перед даль­ней доро­гой.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собрать­ся с силой
И до веш­них толь­ко дней
Прокорми и обо­грей!

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным под­спо­рьем в созда­нии побу­ди­тель­но­сти явля­ют­ся модаль­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы. В выра­же­нии побуж­де­ния к дей­ствию могут упо­треб­лять­ся фор­мы гла­го­ла 3 лица с части­ца­ми «да», «дай», «пусть», «пус­кай», «давай», «как» и пр.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми сло­во­фор­ма­ми.

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом слу­чае.

Ванюша, позво­нил бы ты отцу!

Время, впе­рёд! (В. В. Маяковский).

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

Вы бы про­шли на верх­нюю палу­бу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

Споем наш сту­ден­че­ский гимн!

Отправьте заказ­ное пись­мо.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

-Отдать кон­цы!- ско­ман­до­вал боц­ман.

Бежать, не мед­ля ни секун­ды!

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и непол­ным.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Тема: Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, предложение по цели высказывания, повествовательное предложение, побудительное предложение, вопросительное предложение.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 17-20.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 10.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Общаясь друг с другом, люди говорят или пишут не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим о чём-то сказать, сообщить, иногда – узнать, спросить или побудить что-либо сделать: попросить, предложить, потребовать, посоветовать. Вот поэтому предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными. Например, пришла осень. Покраснел шиповник. На болотах поспевает клюква. Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными. Например, как ты живёшь, синичка? Скоро ли придёт зима? Когда начнутся каникулы? Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными. Например, береги своё здоровье. Чисти зубы после еды. Вымой, пожалуйста, посуду. Определим, какие знаки препинания ставятся в конце предложений. В конце повествовательного предложения ставим «точку» (.) или «восклицательный знак» (!). Наступила осень. Наступила осень! При чтении этих предложений важно понять, что хотел сказать автор, какое слово хотел выделить (наступила или осень), какое настроение, чувства хотел передать (грусть, радость). В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательный знаки. Читать надо эти предложения с вопросительной интонацией. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – установление соответствий между элементами двух множеств.

Соедините понятие и соответствующее ему предложение.

Источник

Побудительное предложение – что это такое, каким оно бывает и что про него надо знать, чтобы не делать глупых ошибок

Предложение, которое побуждает к действию. Может выражать приказ, совет, просьбу, мольбу.

Предложение в котором советуют что либо сделать побуждают к действию как называется

Побудительное предложение – это предложение, которое побуждает к чему-либо. Побуждать – значит «подталкивать» человека к действию. Делать это можно очень разными способами. Можно приказать: «Молчать!», можно попросить: «Дайте, пожалуйста, воды», можно посоветовать: «Идите, лучше домой» и так далее.

Давайте познакомимся с этой структурой подробнее.

Как характеризовать побудительное предложение

«Побудительность» – это цель высказывания. Поэтому побудительное предложение не может одновременно быть повествовательным или вопросительным. Вы либо побуждаете к действию, либо о чем-то рассказываете = повествуете, либо спрашиваете.

По интонации такие предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Чаще всего они именно восклицательные: «Разойдись!», «Пошел вон!». Но восклицания может и не быть, потому что можно легко побудить человека к действию без восклицания: «Ложись спать, уже поздно», «Принеси, пожалуйста, мои книги».

Чтобы определить, есть восклицание или нет, надо смотреть не только на восклицательный знак. Обращайте еще внимание на само предложение, например на междометия «Ах», «Ай»: «Ах, прекратите, прекратите…» – такое предложение тоже можно отнести к восклицательным, потому что оно явно произносится с эмоциями.

По количеству грамматических основ побудительные предложения обычно простые. То есть у них одна грамматическая основа. Но бывают и сложные, например: «Пусть Саша польет цветы, а Андрей вымоет доску» – тут в одном сложном предложении два простых.

Дальше переходим к характеристике главных членов. Когда мы побуждаем человека к действию, мы обычно используем для этого предложения без подлежащего: «Ляг и спи», «Ешь», «Перестань хныкать». Они односоставные.

Реже в таких предложениях будет присутствовать подлежащее и они будут двусоставными. Предыдущий пример «Пусть Саша польет цветы» – как раз двусоставное – в нем есть подлежащее «Саша» и сказуемое «польет».

Обращение – это не подлежащее

Запомните, обращение – это не подлежащее. Оно никогда им не бывает. Потому что подлежащее – это тот, о ком говорится в предложении, а обращение – тот, к кому просто обращаются. О нем ничего не говорится.

Поэтому предложение «Андрей, полей цветы» – односоставное, в нем нет подлежащего, но есть обращение – мы обращаемся к Андрею. А предложение «Пусть Андрей польет цветы» – двусоставное, в нем Андрей – подлежащее, а не обращение.

По наличию второстепенных членов побудительные предложения бывают как распространенными, так и нераспространенными. Если есть определение, или дополнение, или обстоятельство – то предложение сразу становится распространенным. «Читай книжку» – распространенное побудительное предложение, потому что в нем есть прямое дополнение «книжку».

Побудительные предложения могут быть чем-то осложнены. Например, обращением. Если оно есть – вы сразу должны отмечать в характеристике: «осложнено обращением».

Все, с характеристикой на этом закончили.

Как образуются побудительные предложения

Чаще всего – просто с помощью глаголов в повелительном наклонении: «Напишите письмо». Употребили повелительное наклонение и всё – сразу побудили к действию.

Говорить надо, что глагол В побудительном наклонении. Нельзя говорить, что он «побудительного наклонения», потому что наклонение – это непостоянный признак. Запомните это и говорите правильно.

Но есть и другие способы. Например, с помощью частиц:

И еще бывает так, что предложение просто само по себе выражает побуждение: «Я думаю, что вам лучше идти домой» – это мягкий-мягкий такой совет, который делает предложение побудительным.

Вопросительно-побудительное предложение

Я намеренно его вынес в отдельный блок. Это такое предложение, которое побуждает к действию через вопрос. Представьте, хозяин устал от гостей, но не может им прямо сказать: «Всё, идите все домой», поэтому он осторожненько так спрашивает: «Не пора ли вам домой?»

Когда характеризуете такие предложения, пишите, что они побудительные. Потому цель здесь – не спросить, пора или не пора, а подтолкнуть к действию.

Но мне в школе ни разу не приходилось работать с такими предложениями. Думаю, вам тоже не придется.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на нашу рассылку. Вам на почту будут приходить ссылки на новые статьи по русскому языку. Если надоест получать от нас письма – просто отпишетесь.

Посмотрите вот эти три подборки с курсами по русскому. Они помогут вам подготовиться к экзаменам лучше, чем любые репетиторы. Плюс, там есть бесплатные материалы для скачивания: хорошие справочники и пособия.

Уважаемые читатели, пожалуйста, дайте обратную связь. Напишите в комментариях, понятно ли я объяснил вам, что такое побудительное предложение, легко ли было читать эту статью или, наоборот, она вам показалась сложной и громоздкой. Я учту ваш отзыв на будущее.

Источник

Побудительные предложения в русском языке

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или приказа.

Чтобы понять, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим, какие быва­ют виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния, и при­ве­дем примеры.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим характеристикам.

С помо­щью связ­но выра­жен­ной мыс­ли гово­ря­щий пре­сле­ду­ет свою цель, кото­рую он ста­вит в речи:

С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды предложений:

Предложение в котором советуют что либо сделать побуждают к действию как называется

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных предложений?

Что такое побудительные предложения?

Если вду­мать­ся в линг­ви­сти­че­ский тер­мин «побу­ди­тель­ные», то без­оши­боч­но мож­но опре­де­лить, что такие пред­ло­же­ния побуж­да­ют к действию.

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му парку.

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

Предложение в котором советуют что либо сделать побуждают к действию как называется

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний. Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния. Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за грибами.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных предложениях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невосклицательными.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без про­яв­ле­ния чувств, без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся восклицательным.

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти. Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии повелительного:

Евгений Беляев. Перед даль­ней дорогой.

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным под­спо­рьем в созда­нии побу­ди­тель­но­сти явля­ют­ся модаль­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы. В выра­же­нии побуж­де­ния к дей­ствию могут упо­треб­лять­ся фор­мы гла­го­ла 3 лица с части­ца­ми «да», «дай», «пусть», «пус­кай», «давай», «как» и пр.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми словоформами.

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом случае.

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и двусоставными.

Вы бы про­шли на верх­нюю палубу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и неполным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *