Приставка корень суффикс окончание что это
Состав слова
Морфемика — это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.
Морфема — это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.
Значимые части слова
Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой — :
Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах
корнем является -сол-, который содержит общий смысл родственных слов.
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :
тереть – про тереть,
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :
Окончание слова
Окончание — это изменяемая часть слова, с помощью которой образуются формы слов. Окончания вместе с предлогами служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях. Окончание обозначается :
Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.
Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:
горячо, тепло, стыдно;
Основа
Основа — это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :
Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа — это основа, состоящая только из корня, например:
Производная основа — это основа, образованная из непроизводной основы. Например:
Непроизводная основа, от которой образовано новое слово, называется производящей. Например, для слова
Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:
кот-ик — простая основа,
кот-о- лов — сложная основа.
Разбор слов по составу
Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.
В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.
План разбора
План разбора слова по составу состоит в следующем:
Примеры разборов
Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:
Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.
Особенности разборов
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.
Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.
Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.
Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.
Морфемные словари
Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:
В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.
Что такое морфемы в русском языке
Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe — форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Морфема — это минимальная значимая неделимая часть слова. Деление морфем на части приводит только к выделению незначимых элементов — фонем.
Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой.
Разновидности морфем
По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).
Окончание — изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий — рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени — лица и числа, в прошедшем времени — рода и числа.
Нулевое окончание — окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил — на ед. ч. м. р.
Чтобы выделить окончание, следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.
Основа
Основа — часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ‑а.
Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).
Корень — главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег — бережок — береговой — прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень ‑вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.
Приставка, или префикс (от лат. praefixus — прикреплённый спереди) — служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый.
Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный, приколоченный) — служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать — привыкнуть, читатель.
Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).
Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими.
Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро — утренний, знают — знающий, правда — неправда).
Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать — форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший — форма превосходной степени прилагательного чистый, писал — форма прошедшего времени глагола писать).
В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик‑, ‑ость и др. — имён существительных, -ск‑, ‑н- и др. — имён прилагательных, -ова‑, ‑ева‑, ‑ива‑, ‑ыва- и др. — глаголов, -о‑, ‑е-, ‑ому‑, ‑ему‑, ‑и- и др. — наречий).
Практические упражнения
1. Какое слово неправильно разбито на морфемы:
А) подо-жд-а‑в,
Б) не-по-движ-ен‑,
В) с‑верк-а-вш-ий,
Г) (много) из-мен-ений.
2. Какое слово верно разбито на морфемы?
А) сер-ов-ат-ое,
Б) на-столь-ный,
В) вы-воз-ит,
Г) рассказ-чиц‑а.
3. Какое слово состоит из пяти морфем?
А) подготовка,
Б) превзошли,
В) стремится,
Г) утомлен.
4. В каком слове есть суффикс ‑н-?
А) бессменный,
Б) лиственный,
В) увеличен,
Г) львиный.
5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) перелистывая,
Б) скудный,
В) раздробление,
Г) пересыпавший.
6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?
А) водица,
Б) напутствовать,
В) загордиться,
Г) переоценка.
7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания
А) переулок,
Б) огородный,
В) обнова,
Г) освещение.
8. В каком слове нет суффикса?
А) огурец,
Б) ребенок,
В) речка,
Г) горошек.
9. Отметьте «лишнее» среди родственных.
А) пахать,
Б) пахота,
В) пахнуть,
Г) пахарь.
10. Какое слово не является родственным остальным?
А) дорожить,
Б) придорожный,
В) дорога,
Г) подорожник.
11. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) издалека,
Б) насаженный,
В) прослушавший,
Г) приготовлю.
12. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
А) посадка,
Б) заморгавший,
В) соловушка,
Г) складывая
13. В каком ряду все слова родственные?
А) пригорок, горестный, взгорье;
Б) годный, годовой, наводнение;
В) водный, заводить, наводнение;
Г) гордость, горделивый, загордиться.
14. Укажите слово с нулевым окончанием.
А) пятого,
Б) ходить,
В) лисий,
Г) зарумянились.
15. В каком слове правильно выделено окончание?
А) занижены‑й,
Б) обещани‑е,
В) обладае-шь,
Г) предчувств-ую.
16. В каком слове нет приставки?
А) примерка,
Б) прищепка,
В) принцесса,
Г) пришелец.
17. В каком слове верно выделена приставка?
А) подо-рожник,
Б) подо-зревать,
В) подо-блачный,
Г) по-дборщик.
18. В каком слове неправильно выделен суффикс?
А) сель-ск-ий,
Б) парашют-ист-к‑а,
В) лепет-ал‑и,
Г) заоблач-н-ый.
19. Укажите слово, которое состоит из корня, двух суффиксов и окончания.
А) разбушевались,
Б) служила,
В) водительские,
Г) наступление.
20. В каком слове неправильно выделен корень?
А) по-золоч-енный,
Б) за-дрож-али,
В) за-жгл-ась,
Г) син-еет.
Узнать ответ 1. — Г
2. — В
3. — Б
4. — А
5. — В
6. — Г
7. — В
8. — А
9. — В
10. — А
11. — Б
12. — А
13. — Г
14. — В
15. — Б
16. — В
17. — Б
18. — В
19. — Б
20. — В
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
В русском языке четыре морфемы, которые принято обозначать специальными знаками.
Части слова изучает один из разделов языкознания – морфемика.
Морфемика – от греческого слова морфе – форма.
Давай поподробнее поговорим о каждой из морфем.
Окончание
Восстанови пословицы. Что помогло тебе связать слова в предложения?
Какие пословицы у тебя получились? Проверь себя.
Что ты сделал, чтобы восстановить пословицы? Правильно, изменил окончания.
Слова в предложениях помогают связывать окончания и предлоги.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание?
Например, нам нужно выделить окончание в слове умный.Это имя прилагательное, значит, изменяем по падежам: умного, умному, умного, умным, об умном. Ту часть, которая меняется, выделяем. В данном случае – это окончание –ый.
Слово может иметь окончание, которое не выражено звуками и буквами (если слово записано). Поэтому это окончание называют нулевым.
Сравни: урок, урока, уроку, уроком, (об) уроке.
В слове урок значение именительного падежа единственного числа выражает нулевое окончание- □
У слов, которые не изменяются (например, наречия), нет окончаний, поэтому нужно говорить: «Слово оканчивается на…».
Потренируйся. Выдели окончания в словах: главного, песчинка, квадрат, читатель, чисто.
Проверь себя. Главного, песчинка, квадрат□,читатель□, чисто – нет окончания, так как слово не изменяется.
Основа слова
В основе заключается лексическое значение слова. Основа есть у каждого слова. Какие значимые части внутри основы можно выделить? Основа может состоять из одного корня (друг); из корня с суффиксом (друж-ок); из корня с приставкой и суффиксом (под-окон-ник); из корня с приставкой (вы-ход). Если слово не изменяется, то оно состоит только из основы.
Корень
Как мы уже сказали, в основу входит корень.
Что надо сделать, чтобы найти корень?
Чтобы найти корень, надо:
Та часть, которая будет постоянно присутствовать в словах и имеет одно значение, является корнем этих слов.
А теперь давай поработаем.
Спиши. Найди в словах корень, укажи в каждом из рядов «лишнее» слово.
Проверь себя. «Лишние» слова: 1) морковь, 2) лестница, 3) горестный, 4) летний. «Лишними» они являются потому, что имеют иное лексическое значение.
Суффикс
Кроме окончания и корня, в русском языке много суффиксов. С их помощью образуются слова как одной, так и разных частей речи: голубой – голубоватый, жить – житель.
Например: учить – учитель, белый – беловатый, дед – дедушка, фокус – фокусник и т.д.
Чтобы найти в слове суффикс, надо:
Потренируемся. Ответь на вопросы. В словах-ответах укажи суффиксы.
Как называют человека, который:
Проверь себя. 1) футболист, фигурист, программист. 2) читатель, спасатель, строитель, учитель. 3) переводчик, переплетчик.
Приставка
Например, от глагола нести с помощью приставки в- можно образовать новое слово внести.
Чтобы найти приставку, нужно:
Например: нужно найти приставку в слове подходить. 1. Находим корень – -ход- (для этого нашли общую часть родственных слов: ходить, ходунки, сход и т.д). 2. Подбираем слова с такой же приставкой: подплыть, поднести, подлететь. 3. Делаем вывод, что приставка в слове под-.
А теперь снова время для упражнений.
Прочитай слова, выдели в них приставки. Найди слова, в которых нет приставок.
Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, стукнуть, озеленить, оленевод, предсказать, предмет.
Проверь себя. Рассмотреть, вложить, унести, безграмотный, озеленить, предсказать. Слова без приставок: стукнуть, оленевод, предмет.
Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание и основа слова
Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.
Значимые части слова
Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой – :
Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :
Основа
Основа – это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :
Если основа содержит один корень, то она называется простой. Основа, содержащая несколько корней, называется сложной. Например:
Тест 5 тема: «состав слова. основа и окончание. корень, приставка, суффикс. однокоренные слова»
Тема: «Состав слова. Основа и окончание. Корень, приставка,
суффикс. Однокоренные слова»
Представление о морфемном строении слова: о составе слова, его значимых частях (основа и окончание, корень, приставка, суффикс), о возможных вариантах состава слова.
Владение терминологией, связанной с характеристикой слова по составу.
Понимание значения каждой морфемы (корня, приставки, суффикса) для построения слова и его смысла.
Знание того, что называется основой и окончанием, корнем, приставкой и суффиксом.
5) Представление об однокоренных словах и о разных формах одного и того же слова.
Умение различать слова однокоренные и разные формы одного и того же слова.
Умение подбирать (выделять) группы однокоренных слов.
Умение разбирать слова (существительные, прилагательные) по составу, выделять корень и приставку в глаголах.
Представление о способах словообразования в русском языке: образование новых слов при помощи суффиксов и приставок.
Представление о словах, близких по значению, но не являющихся однокоренными; о словах, имеющих одинаково звучащие корни, но не составляющих группу однокоренных слов.
1. Прочитай. Впиши недостающие слова.
2. Разбери слова по составу, используя условные обозначения каждой части слова.
Прогулка, переход, поле, зимушка; безголосый, лесная, голубой; пробегает, светит.
3. Разбери слова по составу. Стрелками укажи, по какой схеме построено каждое слово.
4. Прочитай. Вставь пропущенные слова.
7*. Прочитай. Укажи, являются ли слова каждой группы однокоренными.
Очи (глаза), очки, очевидец. (Да, нет.)
Водопровод, вода, водитель. (Да, нет.)
Пароход, пар, ход. (Да, нет.)
Мореплаватель, море, плавать. (Да, нет.)
Лесник, лес, лесная. (Да, нет.)
Забор, бор (хвойный лес), борец. (Да, нет.)
Мел, мельница, мель. (Да, нет.) Стол, столовая, столик. (Да, нет.)
8*. Составь (и запиши) слово с корнем -вод-. Приставка у него должна быть такая, как в слове подсказка, суффикс — как в слове дворник.
Состав слова
Предложения состоят из слов, но и у слов есть свои составные части. Если разобрать слово по составу, можно многое понять о его происхождении и значении. Изучение состава слова – тема 3 класса русского языка – помогает лучше понять правила правописания и родной язык в целом.
Есть четыре вида “кирпичиков”, из которых состоят слова. Два из них есть в слове всегда – это корень и окончание. Приставка и суффикс используются во многих словах, но это не обязательные части.
Корень – это то, что выражает значение слова, его главная часть. Он объединяет родственные слова, которые еще называют однокоренными.
После корня ставится окончание – та часть слова, благодаря которой оно меняет свои формы. Эта часть также изменяется, она служит для того, чтобы связывать слова в словосочетании и предложении.
Что касается приставки, то она стоит перед словом и необходима для того, чтобы образовывать новые слова. Ту же функцию выполняет и суффикс, но он ставится не перед корнем, а после него. В слове одновременно может использоваться и то, и другое, а может только что-то одно.
У каждого слова также есть основа – это все, что стоит до окончания. То есть существуют такие единицы языка, основа которых состоит только из корня, есть такие, где она включает дополнительные составляющие части.
Умение определять, из каких частей состоит слово, очень важно, проще всего сделать это на практике. Вот несколько примеров состава слова.
Так, слово леса имеет корень лес – (он же – основа) и окончание – а. Определить, что это именно окончание, можно, просклоняв его: лесам, лесов и т.д.
В русском языке есть слова с нулевым окончанием, когда в начальной форме после основы нет никаких букв, а проявляется окончание только при склонении: мяч – мяча – мячом и т.д.
Если разобрать по частям слово поход, то основа у него будет такая же – поход, корень – ход –, образовано оно с помощью приставки по-. Окончание – нулевое.
Слово поездка, разобранное по составу, даст основу поездк –, которая разбирается на приставку по-, корень – езд – и суффикс – к-, а также окончание а.
Любое слово в русском языке можно разобрать по составу. Всего есть четыре единицы, на которые оно “разбирается” – это корень, окончание, приставка и суффикс. Основная часть слова – корень, к ней “пристраивается все остальное, слова с общим корнем называются однокоренными.
Есть слова, состоящие только из корня и окончания, причем последнее может быть и нулевым. Окончание выполняет важную функцию, оно изменяется, делая устную и письменную речь связной. С помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка ставится перед корнем, а суффикс – после него.
Та часть слова, которая идет до окончания, называется его основой.
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 96.
Состав слова. (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа). Алгоритм разбора слов по составу
Ответ:
Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, грибок, грибной, грибник – корень гриб-).
Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибной, основа грибн-)
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. ( у дома, к дому,за домом).
1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.
— Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зелене́ли – зе́лень, зелёный)
— Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.( пена́л, горизо́нт)
1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): тростник — тросточка, трость, вестник — весточка, весть.
1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.
2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат.
3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.
4.Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.
Билет № 9
Имя существительное. Начальная форма.
Морфологические признаки.
Ответ:
Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.
Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).
· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)
или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)
· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),
· склонение (1,2 или 3).
· число (ед.ч. или мн.ч.) ( Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь,
а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,
например: каникулы, ворота, ножницы.
У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)
Билет № 10
Что такое склонение. Падежи имён существительных.
Чтобы определить падеж имени существительного, надо:
1. Найти слово, от которого зависит это существительное.
2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.
3. По вопросу и предлогу определить падеж.
Билет № 11
Имя прилагательное. Начальная форма.
Морфологические признаки
Ответ:
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета.
Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).
Глагол. Начальная форма.
Морфологические признаки.
Ответ:
Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета.
Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.
· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени
· время ( прошедшее, настоящее или будущее)
· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени
· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе
Билет № 13
Местоимение. Начальная форма.
Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица — на вопросы кто? или что?
· род ( м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!
Словообразование
Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.
Корень слова.
Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
В слове может быть один корень или два корня.
Суффикс.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Способы образования слов
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий.
Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.
Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня.
Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е.
Сложные слова образуются:
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов. В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец; колхоз — колхозный — колхозник.
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Другие заметки по русскому языку и литературе
Разбор слов по составу
Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы.
Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания.
Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.
К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.
Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа
Краткая шпаргалка по разбору
Основные правила разбора и исключения
Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).
Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:
При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.
На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.
Состав слова
Слово состoит из основы и окончания. В основу входят приставка, корень, суффикс. Части слова называются морфемами.
Морфема (от греч. — форма) — это минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие eдиницы того же уровня. Морфема обладает грaмматической формой и грамматическим знaчением.
Она способна передавать разные типы значений: 1) лексическое (носителем его является корневая морфема); 2) грамматическое (носителем его являются служебные морфемы); 3) словообразовательное (оно вносится аффиксами).
Кроме мaтериально выраженных, в языке иногда встречаются нулевые морфемы, т.е.
морфемы, материально не выраженные, но обладающие грамматическим знaчением, например, в слове дом материально не выражено окончание, а в слове нес — окончание и суффикс прошедшего времени
Главной мoрфемой слова является корень (общая часть родственных слов), соотносящийся с понятием и предопределяющий лексическое значение слова. Корень обязательно присутствует в слове, он может употребляться и без аффиксальных морфем, тогда как аффиксы без корня употребляться не могут,
Аффикс — этo служебная морфема, видоизменяющая значение корня или выражающая отношение между словами в словосочетании и предложении. В классификации служебных морфом учитывается не только их местоположение по отношению к корневой морфеме, но и выполняемая ими функция, а тaкже способность сочетаться с другими элементами этого же уровня.
Знaчимыми морфемами слова являются корень, приставка, суффикс.
Урок русского языка 4 класс «Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа»
Та?ырып: Состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание, основа.
Ма?саттар: обобщить знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова; развивать умение анализировать слова;
К?рнекілігі: карточки для определения темы урока, работы в группах и в парах, таблица для проверки, тема урока, словарное слово, схемы, слова для загадки.
Охотники выставляли кол перед собой и смело шли на медведя.
— Внимательно посмотрите на это изображение.Зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слова.
— Распределите слова на группы. Сколько групп может получиться? Запишите в 4 столбика.
Французы взяли древнескандинавское слово «багги» — «узел», превратили его в свое «баг» — «пакет», произвели от этого «баг» слово «багаж» — разные тюки с вещами – и затем его перебросили нам.
— Как по-казахски это слово? ( ж?к)
— Внимательно посмотрите на это изображение. Зачеркните непарные согласные по твердости-мягкости, и вы узнаете слова.
— Распределите слова на группы. Сколько групп может получиться? Запишите в 4 столбика.
Упакованные для отправки поездом, пароходом и т. п. Вещи, груз пассажиров. Сдать в багаж.
Перен. О запасе знаний. Умственный запас.
Французы взяли древнескандинавское слово «багги» — «узел», превратили его в свое «баг» — «пакет», произвели от этого «баг» слово «багаж» — разные тюки с вещами – и затем его перебросили нам.
— Как по-казахски это слово? ( жүк)
Домашнее задание. С. 8 упр. 18