Предикативный словарь в логопедии что это

Статья на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».

Статься на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».

В современных условиях изучение и формирование предикативного словаря у дошкольников с ОНР III уровня является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый словарь – номинативный, предикативный, атрибутивный. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико–грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

У детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Серебрякова отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью номинативной, предикативной, атрибутивной лексики. Предикативная лексика – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. В данной работе будем рассматривать только глаголы в речи дошкольников с ОНР III уровня, т.к. из всего предикативного словаря глаголы понимаются ими лучше и эти дети чаще используют их в своей речи.

Вопросами формирования словаря, в том числе предикативного, у детей с общим недоразвитием речи III уровня, занимались такие ученые, как Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина. Но сегодня не хватает методик по формированию предикативного словаря у детей с ОНР III уровня, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, О.Е. Грибовой предикативный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому для его обследования отводится совсем небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения предикативной лексики, понять механизмы ее формирования. Сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования предикативного словаря.

Обязательными элементом дидактических игр являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Мы предполагаем, что работа над новым словом включает следующие этапы: уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова; выделение семантических признаков данного слова; введение данного слова в активный словарь; закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении).

Проблема формирования предикативного словаря в настоящее время занимает важное место в лингвистической и логопедической литературе, потому что именно словарь является показателем высокого уровня умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса, который находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

У детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста отмечаются отличия в формировании предикативного словаря, в сравнении с их нормально говорящими сверстниками. А именно, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи III уровня обладает определенными особенностями, такими как: недостаточный объём, трудности в понимании и употреблении слов с лексико – грамматическим сходством, ограниченность и однообразие глаголов. Эти отличия в формировании предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

Важным средством формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является дидактическая игра, в которой происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности, что важно для них. Использование дидактической игры с целью формирования предикативного словаря происходит в ходе занятий, свободной деятельности, в режимные моменты.

В своей работе мы опирались на исследования Л.С. Выгодского, Р.И. Лалаевой, И.А.Чистяковой, С.Н. Коноваловой. Логопедическое воздействие в целом осуществлялось в рамках методической системы, предложенной Р.Е. Левиной, В.П. Глуховым, Н.С. Жуковской, Г.В. Чиркиной.

Источник

Особенности развития предикативного словаря у детей с ОНР и ЗПР

Предикативный словарь в логопедии что это

Особенности развития предикативного словаря

у детей с ОНР и ЗПР

Предикативный (глагольный) словарь – вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребенка и на становление связной речи. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребенка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и у детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

При ОНР интеллект ребенка сохранен, что дает ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола. В исследованиях отмечается, что характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

• выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

• недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

• недостаточная активность процесса поиска слова;

• несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;

• неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;

• ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено особенностями развития мышления. Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значения слова в контексте. Установлено, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Анализ литературных источников, обобщение опыта приводит к выводу о том, что значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

• дети с ЗПР значительно отстают от детей с ОНР по уровню сформированности словаря глаголов;

• у детей с общим недоразвитием речи лексическая системность и семантическая структура развиваются одновременно с развитием активного предикативного словаря, что объясняется сохранностью интеллекта;

• у детей с задержкой психического развития накопление словаря опережает развитие семантической структуры и лексической системности, что объясняется сложной структурой дефекта, в том числе и задержкой развития вербально-логического мышления.

Таким образом, при проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учетом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

• расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

• уточнение значений слов;

• формирование лексической системности (синтагматических и парадигматических связей).

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция

Источник

LV. Грамматический строй речи

Предикативный словарь в логопедии что это Предикативный словарь в логопедии что это Предикативный словарь в логопедии что это Предикативный словарь в логопедии что это

Предикативный словарь в логопедии что это

Предикативный словарь в логопедии что это

Lll. Лексическая сторона речи

Это словарный запас.

Различают пассивный и активный словарь:

— Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.

— Активный словарь – слова используемые ребенком.

— номинативный – имена существительные,

Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:

— покажи, где собака (номинативный)

— покажи, кто лечит (предикативный)

— покажи красный шар (атрибутивный)

Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:

— назови кто (что) это? (номинативный)

— скажи, что делает доктор? (предикативный)

— скажи шар какого цвета? (атрибутивный)

Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.

1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.

— Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.

— При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.

А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:

— образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:

Материал: предметные картинки

— образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:

платье – много платьев

кукла – много кукол

дверь – много дверей

— изменение имен существительных по косвенным падежам:

Именительный Кто? Что? (есть)

Родительный Кого? Чего? (нет)

Дательный Кому? Чему? (дам)

Винительный Кого? Что? (вижу)

Творительный Кем? Чем? (горжусь)

Предложный О ком? О чем? (думаю)

— употребление существительных с числительными 2 и 5

Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)

В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)

Г. Словообразование имен существительных

— образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами

— образование детенышей животных

Д. Словообразование прилагательных

образование качественных прилагательных

образование относительных прилагательных

образование притяжательных прилагательных

Е. Словообразование глаголов

— образование приставочных глаголов

Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.

Источник

Статья на тему: «Формирование предикативной лексики у детей с ОНР (5-7лет) в системе индивидуальных логопедических занятий.»

«Формирование предикативной лексики у детей с ОНР (5-7лет) в системе индивидуальных логопедических занятий.»

Рыпалева Н.Ю. (магистрант 2 года, магистерской программы «Клиническая логопедия», науч. руководитель к.пс.н., доцент Володина И.С.)

Система коррекционной работы по формированию предикативной лексики у старших дошкольников с ОНР.

В системе коррекционной работы использовались методики Лалаевой Р.И. «Придумать слово-неприятель», «придумать слово-приятель», а также адаптированные методики М.А. Поваляевой «скажи, какой» и И.А. Чистяковой «что делает предмет».

Методика «Придумай слово-неприятель».

Цель: исследовать точность употребления слов, способности выделить ведущий дифференцируемый признак.

Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляется 10 слов.

Методика «придумай слово-приятель».

Цель: исследовать уровень сформированности семантических полей. Организация: Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов: маленький, большой, веселый, грустный, теплый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Методика «скажи, какой»

Цель: исследовать уровень способности выделения признаков предмета.

Организация: Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек.

Методика «что делают предметы»

Цель: исследовать точность употребления признаков предметов.

Организация: Ребенку предлагается назвать действие по предъявляемому предмету. Всего предъявляется 10 слов: самолет, дятел, часы, мяч, солнце, рыба, утка, человек, книга, жук.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.

. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. /№ 3, 1986, №№ 1, 4, 1987.

Источник

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.

В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.

Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.

Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружаю​щей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при​знаками предметов и действий, обогащается его сло​варь. Освоение окружающего мира ребенком проис​ходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны​ми объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.

Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.

Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.

Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.

Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.

В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.

Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.

Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.

Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.

Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:

Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря

При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *