Предикативный словарь что это

ПРЕДИКАТИВНЫЙ

Смотреть что такое «ПРЕДИКАТИВНЫЙ» в других словарях:

Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж употребленный … Литературная энциклопедия

предикативный — ПРЕДИКАТ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

предикативный — прил., кол во синонимов: 1 • предикатный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж… … Словарь литературных терминов

Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

предикативный — предикативный, предикативная, предикативное, предикативные, предикативного, предикативной, предикативного, предикативных, предикативному, предикативной, предикативному, предикативным, предикативный, предикативную, предикативное, предикативные,… … Формы слов

предикативный — См. predicativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

предикативный — предикат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

предикативный — … Орфографический словарь русского языка

Источник

предикативный

Смотреть что такое «предикативный» в других словарях:

ПРЕДИКАТИВНЫЙ — ПРЕДИКАТИВНЫЙ, предикативная, предикативное (филос. и грам.). Являющийся предикатом, содержащий в себе предикат, обладающий значением предиката. Предикативная связь между именем и глаголом. Предикативное прилагательное, творительный предикативный … Толковый словарь Ушакова

Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж употребленный … Литературная энциклопедия

предикативный — прил., кол во синонимов: 1 • предикатный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Предикативный — ПРЕДИКАТИВНЫЙ. Свойственный предикату или сказуемому. П. формы прилагательных краткие формы, которыми они обозначаются, как сказуемые, в отличие от аттрибутивных (см.): дуб высок, трава зелена, собаки злы и пр. П. именительный падеж… … Словарь литературных терминов

Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Предикативный — I прил. 1. соотн. с сущ. предикат I, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат I], характерный для него. II прил. 1. соотн. с сущ. предикат II, связанный с ним 2. Свойственный предикату [предикат II], характерный для него. 3. Выражающий … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

предикативный — предикативный, предикативная, предикативное, предикативные, предикативного, предикативной, предикативного, предикативных, предикативному, предикативной, предикативному, предикативным, предикативный, предикативную, предикативное, предикативные,… … Формы слов

предикативный — См. predicativo … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

предикативный — предикат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

предикативный — … Орфографический словарь русского языка

Источник

LV. Грамматический строй речи

Предикативный словарь что это Предикативный словарь что это Предикативный словарь что это Предикативный словарь что это

Предикативный словарь что это

Предикативный словарь что это

Lll. Лексическая сторона речи

Это словарный запас.

Различают пассивный и активный словарь:

— Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.

— Активный словарь – слова используемые ребенком.

— номинативный – имена существительные,

Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:

— покажи, где собака (номинативный)

— покажи, кто лечит (предикативный)

— покажи красный шар (атрибутивный)

Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:

— назови кто (что) это? (номинативный)

— скажи, что делает доктор? (предикативный)

— скажи шар какого цвета? (атрибутивный)

Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.

1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.

— Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.

— При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.

А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:

— образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:

Материал: предметные картинки

— образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:

платье – много платьев

кукла – много кукол

дверь – много дверей

— изменение имен существительных по косвенным падежам:

Именительный Кто? Что? (есть)

Родительный Кого? Чего? (нет)

Дательный Кому? Чему? (дам)

Винительный Кого? Что? (вижу)

Творительный Кем? Чем? (горжусь)

Предложный О ком? О чем? (думаю)

— употребление существительных с числительными 2 и 5

Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)

В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)

Г. Словообразование имен существительных

— образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами

— образование детенышей животных

Д. Словообразование прилагательных

образование качественных прилагательных

образование относительных прилагательных

образование притяжательных прилагательных

Е. Словообразование глаголов

— образование приставочных глаголов

Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.

Источник

Особенности развития предикативного словаря у детей с ОНР и ЗПР

Предикативный словарь что это

Особенности развития предикативного словаря

у детей с ОНР и ЗПР

Предикативный (глагольный) словарь – вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке. Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребенка и на становление связной речи. Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребенка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и у детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

При ОНР интеллект ребенка сохранен, что дает ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола. В исследованиях отмечается, что характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

• выделение существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

• недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

• недостаточная активность процесса поиска слова;

• несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;

• неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;

• ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено особенностями развития мышления. Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значения слова в контексте. Установлено, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Анализ литературных источников, обобщение опыта приводит к выводу о том, что значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

• дети с ЗПР значительно отстают от детей с ОНР по уровню сформированности словаря глаголов;

• у детей с общим недоразвитием речи лексическая системность и семантическая структура развиваются одновременно с развитием активного предикативного словаря, что объясняется сохранностью интеллекта;

• у детей с задержкой психического развития накопление словаря опережает развитие семантической структуры и лексической системности, что объясняется сложной структурой дефекта, в том числе и задержкой развития вербально-логического мышления.

Таким образом, при проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учетом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

• расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

• уточнение значений слов;

• формирование лексической системности (синтагматических и парадигматических связей).

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция

Источник

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.

В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.

Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.

Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружаю​щей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, при​знаками предметов и действий, обогащается его сло​варь. Освоение окружающего мира ребенком проис​ходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальны​ми объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.

Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.

Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.

Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.

Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.

Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.

В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.

Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.

Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.

Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».

Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?

Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.

Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:

Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.

Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.

Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.

Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:

Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:

Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря

При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.

С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:

Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *