Правовой подход в криминологии характеризуется тем что
Криминология. Вопросы и ответы
Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов юридических вузов в соответствии с программой курса «Криминология» на основе действующего законодательства и результатов исследований отечественных и зарубежных криминологов. Учебное пособие может представлять интерес и для аспирантов, преподавателей, научных сотрудников юридических высших учебных заведений, а также для практических работников правоохранительных органов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Автор Малков Вадим Дмитриевич, доктор юридических наук, профессор
© Оформление. ИД «Юриспруденция», 2008
Глава 1. Криминология как наука, ее предмет, цели и методы
Криминология — это учение о преступлении (от латинского crime — «преступление» и греческого logos — «учение»). Со временем значение этого слова стало трактоваться более широко, и в настоящее время оно понимается как наука о преступности.
Как общественная наука криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т. е. ответ на вопрос, что именно она изучает.
Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты [1] ; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.
Криминология вообще не является собственно правовой наукой, не изучает правоотношений. Ее правовая сторона состоит в том, что, рассматривая преступность как социальное явление, она базируется на правовых конструкциях преступного поведения, даваемых в уголовном законе. В то же время для нее характерен широкий социологический подход к исследованию преступности, личности преступника. Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.
Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.
Теоретическая цель криминологии состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определении задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью.
Перспективные цели криминологии сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы. Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих коррективов в этот процесс.
Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:
1) получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и в настоящем;
2) криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т. д.) для дифференцированной борьбы с ними;
3) выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработку рекомендаций по их преодолению;
4) изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификацию различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;
5) определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.
Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная функция позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая функция связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.
Названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.
Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода.
Метод науки криминологии — совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии.
Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики — всеобщего метода познания. Использование основных философских законов и категорий, таких, как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т. п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов. Однако философия не дает науке криминологии готовых решений тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.
Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все большее значение. По степени глубины познания и масштабности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных всеобщих методов познания.
Системный подход предполагает изучение криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные, устойчивые стороны интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы — как способы решения конкретных исследовательских задач.
Помимо всеобщего метода познания в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.
Общенаучные методы включают формальную логику, т. е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.
Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития всего изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспроизводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.
Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.
В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.
В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса.
В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить, таким образом, закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности.
Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает, что еще не доказанное теоретическое положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы являются необходимыми элементами всякого научного знания, в том числе и криминологического.
Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет в своих целях различные частнонаучные методы, в том числе такие социологические методы, как наблюдение, опрос и анализ документов.
Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в определенной степени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и практический работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оценивает те или иные факты и явления социальной действительности, и у них складываются определенные реальные представления о сущности наблюдаемого. Эти знания могут оказать значительную помощь в решении конкретных задач. По общему правилу, приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу, включающую перечень интересующих его фактов, их характеристик и признаков. Здесь мы имеем дело с включенным наблюдением, когда исследователь имеет ясно поставленную цель и в соответствии с заранее подготовленной программой изучает нужный криминологический объект.
Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюирования.
Анкетный опрос — наиболее удобный способ получения нужной криминологической информации. Для этого необходимо четко, правильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Самое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не следует составлять громоздкие анкеты. Они могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положительной или отрицательной форме («да» — «нет»). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последующей обработки.
К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.
В некотором отношении интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку при анкетировании не всегда удается создать необходимый психологический контакт с опрашиваемым, так как оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются.
Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает анализ документов.
В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изучение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследователю в отборе нужных данных.
К числу частнонаучных методов также следует отнести логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.). Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения их существенных сторон (свойств). Достоинство этого метода прежде всего в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологического объекта, концентрирует внимание исследователя на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволяет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наиболее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уровень, рассчитанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной территории количеством населения.
Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения математических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.
Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.
Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оценка по измеряемому качеству совокупности объектов путем упорядочения по степени выраженности какого-либо признака. Каждому объекту соответствует оценка, равная его месту в данном ранжированном ряду. Числа, полученные в результате применения этих шкал, в одних случаях могут выражать непосредственную оценку измеряемого качества, а в других служить основой для дальнейшей математической обработки, например, путем использования факторного анализа.
К специальным методам (методикам) криминологического исследования относятся уже известные в социологии и психологии методы и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.
Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.
Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им.
Криминология
Криминология – учение о преступности, о ее причинах, о борьбе с ней и защите от нее. Изучение данной учебной дисциплины – важный элемент профессиональной подготовки юриста, педагога, психолога, предпринимателя, экономиста, эколога, медика и даже архитектора (клиническая и архитектурная отрасли криминологии весьма развиты за рубежом, постепенно они получают развитие и в нашей стране). Учебная программа – важный, но не единственный аргумент в пользу знакомства с наукой о преступности. Каждый, кто хочет разобраться в политических и социально-культурных хитросплетениях общественной жизни, найдет немало оснований для того, чтобы раскрыть книгу, называющуюся «Криминология».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Криминология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2 Преступность — многогранный объект исследования
Преступность — основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе связано с преступностью. Одновременно преступность — главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели — оказание разрушающего воздействия на это общественно опасное явление. Отсюда понятно, почему проблема: что есть преступность, каковы ее природа и сущность, — для криминологии является основной.
Учение — совокупность знаний о сущности того или иного явления. Эти знания передаются от одного поколения другому (отсюда термин «учение»), непрерывно пополняются за счет их расширения и углубления проникновения в природу изучаемого предмета.
Преступность — очень сложный феномен. На протяжении тысячелетий человечество пытается постичь его сущность. При этом те или иные идеи (как на уровне теорий и концепций, так и на уровне обыденного сознания и общественной практики) раскрывали определенные грани этого явления, делали понимание его более полным и объемным.
Сегодня вряд ли можно констатировать, что сущность преступности познана людьми до конца. Однако то, что уже удалось познать, может служить базой для совершенствования практики воздействия на преступность. Задача криминологи в этом аспекте как бы раздваивается:
— формулирование практически значимых выводов на основе имеющихся познаний;
— дальнейшее углубление знаний о преступности.
Сложность проблемы преступности проявляется в отсутствии у ученых единства в определении криминального феномена. Иллюстрируя многообразие подходов к пониманию преступности, И.И. Карпец в книге «Преступность: иллюзии и реальность» приводит десятки дефиниций:
«Преступность — совокупность деяний, запрещенных законом под страхом наказания, которые совершены на данной территории в данное время…»
«Преступление — показатель социальной патологии…»
«Преступность — способ достижения социальных благ и власти…»
«Преступность — побочный продукт цивилизации…»
«Преступность, как и грех, — нормальное явление в обществе…»
«Преступность — разновидность душевных болезней…»
«Преступность — разновидность нравственного помешательства…»
«Преступность — массовое социальное явление, приносящее вред…»
«Преступность — не совокупность единичных общественно опасных явлений, а социальный процесс, подчиненный общим законам развития социальных явлений…»
Сущность правового подхода заключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия — совокупности или даже системы преступлений. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их совокупность в обществе и образует преступность.
Чтобы понять сущность этого определения, необходимо уяснить этимологию термина: почему преступность, а не преступления или массив преступлений? Характеризуя массу каких-либо единиц, обычно употребляют множественную форму того же слова: книга — книги. Особого слова в данном случае не требуется. Может быть, точно так же следует определить все преступления, совершенные в обществе, — большое количество преступлений, масса преступлений?
Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к аналогии. Кирпичи, положенные один на другой, остаются кирпичами. Но если их соединить бетоном, то это уже не кирпичи, а стена. Бетон обеспечил связь между кирпичами, и возникло новое качество.
Мы подошли к главной проблеме: есть ли связь между отдельными преступлениями? А если она есть, то в чем выражается?
Связь между преступлениями, совершенными одним и тем же лицом, очевидна. Например, человек, совершивший преступление, при попытке скрыться может совершить другие преступные деяния (убийство работника милиции и т.п.). Несомненна связь и между преступлениями лиц, действующих группой, по предварительному сговору.
Существует связь и между другими преступлениями.
Такая связь есть, несмотря на то, что преступники в абсолютном большинстве не знакомы друг с другом, подчас никогда не встречались и совершают свои преступные деяния самостоятельно. Связь эта имеется, хотя и не видна на первый взгляд. Но наука для того и существует, чтобы выявлять вещи, не являющиеся очевидными, в том числе, чтобы выявлять связь между явлениями тогда, когда на первый взгляд кажется, что ее нет.
Преступность — это целостная совокупность (система) преступлений, совершенных в стране за тот или иной период времени. Причем ее элементы — отдельные преступления и их виды — находятся в определенных статистически измеряемых и прогнозируемых взаимодействиях.
Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. Во-первых, в общих причинах различных преступлений, которые подобно тому, как единая корневая система разросшегося растения объединяет отдельные, внешне не связанные между собой стебельки, в единый куст, определяют взаимосвязь внешне разнородных и разобщенных преступлений.
2. Во-вторых, одно преступление может быть причиной или условием другого. Механизмы тут могут быть самыми различными. Привлекательность «легкой» и «красивой» преступной жизни, пример безнаказанности или успешного способа совершения преступлений — все это вдохновляет на подражание и совершение аналогичных действий.
Можно привести множество примеров подобной связи между преступлениями:
— халатность должностных лиц в отношении учета или организации охраны материальных средств и хищения этих материальных средств;
— сон на посту и побег заключенных из мест лишения свободы;
— нарушение правил несения пограничной службы и незаконный переход границы;
— оскорбление лица и ответные насильственные действия оскорбленного.
Сам факт достаточно массового нарушения законов формирует в подсознании населения весьма криминогенную идею о том, что нарушение законов не есть что-то ненормальное, а в отдельных случаях это вообще становится нормой.
В отдельных случаях заражающий эффект преступности еще более очевиден. Известен, например, такой факт. Поздно вечером 13 июля 1977 года в результате нескольких ударов молнии в провода высокого напряжения снабжение Нью-Йорка электрическим током было прервано на 25 часов.
Как только происхождение и характер затемнения были осознаны населением (а жизнь в городе в значительной мере оказалась парализованной: перестали функционировать системы сигнализаций в жилищах, магазинах и хранилищах, были выведены из строя многие системы полицейской связи, было прекращено освещение улиц и помещений — Нью-Йорк погрузился во тьму), десятки тысяч людей хлынули на улицы и учинили в шестнадцати районах города оргию грабежей. Мужчины, женщины и даже дети выламывали двери, витрины и окна торговых помещений, выносили все, что можно было унести, и уничтожали все, что нельзя было сдвинуть с места.
Массовый характер преступлений в соответствии с законом перехода количества в качество формирует новую реальность. Элементами ее являются преступная среда, преступная психология, преступная культура, преступный мир. В этом отношении весьма иллюстративна следующая аналогия: большое количество деревьев — это уже не просто деревья, это новая экологическая среда (лес), которая благоприятствует их росту, создает механизмы защиты от неблагоприятных факторов.
3. В-третьих, эта связь проявляется в ярко выраженной тенденции к самоорганизации преступности. На попытки усиления борьбы с преступностью она, подобно живому организму с хорошо функционирующими защитными системами, отвечает перегруппировкой сил, изменением характера деятельности и созданием адекватных систем «криминальной безопасности». Организованная преступность, словно смерч, втягивает в свою орбиту все новых людей и приобщает их к преступным видам деятельности.
4. В-четвертых, фиксируется связь между отдельными видами преступности. Если приложить усилия к снижению, уменьшению преступности несовершеннолетних, то это повлияет на преступность в целом. Снижение данного вида преступности — важное условие снижения общей преступности, и рецидивной в особенности. Рецидивная преступность достаточно жестко связана с профессиональной, а та, в свою очередь, — с организованной.
Рост латентной преступности, то есть тех преступлений, которые остались не выявленными (а преступники, их совершившие, — безнаказанными), неминуемо повлечет через определенное время рост всей преступности, в том числе и зарегистрированной. Причина этого заключается в ослаблении предупреждающего воздействия общей превенции (угрозы уголовного наказания). Чувство безнаказанности приобретает широкую распространенность среди законопослушных граждан и некоторых из них приводит к преступлениям.
Преступность как явление может быть оценена и даже измерена в определенных количественных и качественных показателях, что очень важно для уяснения сущности этого явления, выявления его внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. Без объективной оценки масштабов преступности невозможно адекватно приготовиться к борьбе с нею и разработать соответствующие меры эффективного воздействия на нее.
Количественные характеристики преступности — это ее состояние и динамика. Состояние преступности — число совершенных преступлений за определенное время на определенной территории. Обычно состояние преступности оценивают за год по тем или иным государственным или административным единицам: страна, регион, область, район, город.
Состояние преступности может оцениваться как в абсолютных так и в относительных показателях. Например, в 2009 в России зарегистрировано 3001748 преступлений. Абсолютный показатель позволяет оценить в определенной мере масштабы преступности. Однако им неудобно пользоваться для сравнения или анализа: преступность в разных странах, регионах и городах различна. Но как понять, чем обусловлено это различие: разной интенсивностью преступности или разной численностью населения сравниваемых стран и регионов.
Для облегчения этой задачи используют относительный показатель — коэффициент преступности. Коэффициент преступности есть отношение количества преступлений к определенному количеству жителей города, области или страны, где измеряется преступность, обычно для расчета коэффициента преступности в стране используют отношение числа преступлений к 100 тыс. населения.
Сравнивая коэффициенты преступности в нашей стране (2053/100000) с аналогичным показателем в США (5500/100000), можно констатировать, что уровень преступности в России пока ниже американского.
Состояние преступности может охарактеризовать не только количество преступлений. Иногда оценку преступности делают по количеству преступников. В некоторых зарубежных странах считают, что одним из самых объективных показателей состояния преступности является количество потерпевших от преступлений. В связи с этим в целях получения более объективных данных о преступности там дважды в год проводят опрос населения на предмет выявления лиц, пострадавших от преступлений.
Динамика преступности — показатель ее изменения. Зная данные о динамике преступности, мы можем оценить, какие процессы происходят в это явлении: благоприятные для общества или негативные, растет преступность или снижается. Динамика состояния преступности может исчисляться в абсолютных показателях (количество преступлений увеличилось на 500 тыс.) или в относительных (рост преступности составил 12 %). Последнюю цифру (12 %) иногда называют темпом прироста преступности.
Динамика преступности — это изменение её уровня и структуры за тот или иной период времени.
Динамика преступности испытывает на себе определенное влияние как со стороны причин и условий преступности, так и со стороны изменений в уголовном законодательстве.
Существуют следующие виды анализа динамики преступности:
1) текущий, когда сопоставляются данные о преступности за год с данными за предыдущие годы;
2) систематический, при котором преступность анализируется последовательно по годам, при этом выделяются определенные периоды (5, 10 лет) или этапы развития общества (перестройка, реформы и др.);
3) анализ сезонных колебаний преступности (если в нем есть необходимость).
При изучении преступности в динамике вычисляются темпы ее прироста. Прирост преступности — это общий термин, применяемый как в случае увеличения преступности (положительный прирост), так и в случае ее снижения (отрицательный прирост).
Несколько забегая вперед, можно сказать, что изменяется не только состояние, но и структура, и характер преступности, поэтому корректно говорить о динамике структуры и динамике состояния преступности.
Качественные показатели преступности — это ее структура и характер.
Структура преступности — это удельный вес и соотношение различных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории.
Структуру преступности обычно характеризуют в процентных показателях. Например, в 2002 году в России 14 % составили тяжкие преступления, 86 % — иные. Или структура по субъектам:
— женская преступность — 11,3 %;
— преступность несовершеннолетних — 16,4 %.
Характер преступности определяется тем, каково количество наиболее опасных преступлений в структуре преступности, а также тем, какова характеристика личности тех, кто совершает преступления. Если быть точным, то характер преступности — это одно из проявлений ее структуры, выявление характера преступности — результат анализа ее структуры.
Помимо состояния, динамики и структуры преступности в криминологии выделяется также понятие географии преступности, под которой понимают ее различное распределение по регионам (областям, районам, городам) страны. Интенсивность преступности далеко не однородна по всей территории страны, поэтому анализ географии преступности крайне важен для уяснения, в каком регионе следует приложить наибольшие усилия, а соответственно сосредоточить больше средств для борьбы с преступностью.
Для анализа преступности в отдельных случаях целесообразно выделять следующие ее виды:
1 Фактическая преступность — совокупность преступлений, совершенных за определенное время на определенной территории.
2. Выявленная преступность — совокупность преступлений, факт совершения которых стал известен государственным органам или общественности. Соответственно антиподом ее является невыявленная преступность — совокупность преступных деяний, не известных никому.
3. Зарегистрированная преступность — совокупность преступлений, информация о которых поступила в органы уголовного преследования и которые зафиксированы в соответствии с установленными правилами.
Антиподом ее является скрытая преступность — совокупность преступлений, о совершении которых известно государственным органам, но которые не зарегистрированы и по которым не начато расследование. Преступность, установленная судом (судимость), — совокупность деяний, преступный характер которых установлен судом. В.В. Лунеев по характеру регистрации и социального реагирования выделяет следующие виды преступности:
Антиподы выявленной и зарегистрированной преступности иногда называют латентной преступностью. Наличие латентной преступности обусловливает то, что мы не знаем полностью всех характеристик фактической преступности. В этом смысле фактическая преступность — загадочное явление, об истинных масштабах, структуре и характере которого можно только догадываться.
Экспертные оценки соотношения зарегистрированных и латентных преступлений самые различные: от 1:3 до 1:10. Наиболее популярным является сравнение фактической преступности с айсбергом, у которого лишь 1/8 находится на поверхности, а скрытая часть в восемь раз больше видимой.
Ученые из США полагают, что если официальная цифра преступности в стране равна 13-15 млн., то латентная — 30 млн. и несколько более.