Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен быть
Вокальные (певческие) навыки
Елена Фоменко
Вокальные (певческие) навыки
При пении дети стоят, держа голову прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется для ребенка искусственная поза – держать руки за спиной.
Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком. без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с мягким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёба с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к,г,х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.
Сочетание гласных о,а с согласными б,п,в,ф или переднеязычными д,т,л,з приближает звук к зубам. Диапазон голоса у детей неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно, два занятия (индивидуальные и подгруппами, диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.
Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок». Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например «Во поле береза стояла»).
Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.
Дикция. При пении дети очень часто заменяют безударные гласные е,я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я,е. и. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают»исполняются : «о-го-ньки све-рка-ют».
Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:
В старших группах рекомендуется прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
Дыхание. Дыхание укрепляется во процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Чтобы помочь детям научится правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах одним из приемов может быть пение песни по фразам (цепочкой).
Частота интонации. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы. Для развития чистоты интонации надо выбрать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)
Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Такие дети должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. В каждой группе встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже. чем остальные. так как имеют небольшой объем голоса и и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое главное – научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Для расширения диапазона песни постепенно транспонируются в более высокие тональности.
Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту. губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и. т. д.
Дидактические игры «Развиваем навыки общения» Как научить детей общаться? Как развивать навыки общения? Как научить детей дружить, бережно относиться друг к другу? Эти вопросы очень.
Игры, развивающие навыки общения Год назад я набирала малышей. Все знают, что это очень трудный период в жизни малышей, и, конечно, для педагога. Чтобы поступление в детский.
Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенические навыки» Консультация для родителей «Формируем культурно — гигиенические навыки» Подготовила социальный педагог Елшанская Ю. Г. Для того, чтобы сформировать.
План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.
Лепбук «Навыки самообслуживания» Здравствуйте хочу предложить вам работу,которую я использую в работе с родителями. Вместо привычных всем консультаций в уголке для родителей,я.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста Научная статья «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.
Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно Для того, чтобы понять состояние ребенка, который учится одеваться самостоятельно, нужно вспомнить, как нам – взрослым – нелегко дается.
Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных.
Основные певческие навыки. Материал для освоения студентами теоретических основ вокального искусства
Основные певческие навыки
Важным моментом для правильного дыхания, особенно в начале обучения, является певческая установка, т.е. правильное положение головы и корпуса. При пении стоя нужно голову держать прямо, не закидывая ее назад и не опуская вниз, корпус также держать прямо, без напряжения, твердо стоять на обеих ногах, распределив тяжесть тела равномерно, руки свободно опустить. При пении сидя (на занятиях хора) нужно сидеть прямо, не сгибая спины, держа руки на коленях, ноги поставив вместе, согнув их под прямым углом.
Все, что сказано выше, относится к работе над дыханием поющих как сольно, так и в хоровом коллективе. Работа над дыханием в хоре сопровождается еще и дирижерским жестом, в котором заложено не только эмоциональное начало, но и показ техники, характера дыхания, звука.
Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука
• Ротовая и носовая полости с придаточными полостями
• Гортань с голосовыми связками
• Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой
• Мышцы брюшной полости
• Нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами (Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом)
Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея
Артикуляция — координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.
Резонатор — прежде всего усилитель звука. Обычно говорят, что резонаторы певца служат для формирования гласных. Это важная, но далеко не единственная их роль. Резонаторы голосового тракта певца не только преобразуют спектр голосового источника (складки), но могут значительно усилить звук в целом.
Простой опыт позволяет убедиться, что слабый звук камертона во много раз усиливается, если к нему приставить резонатор, например упереть ножкой на деку рояля. Специальным подбором резонатора для данного камертона можно достичь весьма большого усиления звука. При этом никакого нарушения закона сохранения энергии не происходит. Известно, что любое колеблющееся тело не целиком превращает свою колебательную энергию в звук: часть ее неизбежно тратится на преодоление трения, переходит в тепло и т. п. Участие резонатора проявляется в том, что большая часть колебательной энергии вибратора переходит в звук. Таким образом, резонатор увеличивает КПД источника звука, то есть его полезную звуковую отдачу. Это означает, что резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии.
Это важнейшее теоретическое положение имеет большое значение для практики пения, поскольку голосовой аппарат певца, как акустический прибор, подчиняется всем законам акустики (разумеется, так же как и законам психофизиологии).
Активность резонаторов проявляется не только в усилении звука, но и в усилении вибрации (дрожание) их стенок под влиянием резонанса. Эту вибрацию мы воспринимаем в виде характерных ощущений грудного или головного резонирования звука при пении. Активность певческих резонаторов мы изучали при помощи специальных вибродатчиков, позволяющих измерить интенсивность их вибрации. Исследования показали, что вибрация резонаторов у хороших певцов выражена сильнее, чем у плохих или невокалистов, даже при одной и той же силе звука.
Дыхание является одним из основных факторов голосообразования. В нашей обычной жизни мы не задумываемся над тем, как дышим. Этот процесс организм осуществляет автоматически и в разговорной речи: при вдохе объем грудной клетки увеличивается, и легкие заполняются воздухом, выдох также происходит автоматически, когда организму необходимо избавиться от углекислого газа.
Во время пения процесс дыхания организован иначе. Перед певцом встают задачи длительной фонации, обычно значительно более громкой, чем в речи. Соответственно, на мышцы дыхательного аппарата падают несравнимо большие нагрузки. Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат. Все виды певческой техники напрямую зависят от владения дыханием.
Дыхание является двигательной силой, приводящей в действие голосовой аппарат. Обычно люди пользуются смешанным дыханием, в котором участвуют грудная клетка и диафрагма. В пении перед исполнителем стоят особые задачи голосообразования, вокалисты приспосабливают дыхание для наилучшей дыхательной поддержки. Мужчины, в большинстве случаев, пользуются более глубоким низким дыханием при участии диафрагмы и брюшного пресса. У женщин часто дыхание поверхностное, при этом используются большие мышцы верхней части грудной клетки. Несмотря на единое строение дыхательного аппарата, принято различать несколько типов дыхания:
Дыхание производится расширением верхней части грудной клетки, диафрагма выключена из активной дыхательной функции и пассивно следует за ее движениями. При этом типе дыхания ключицы и плечи (верхняя часть грудной клетки) заметно поднимаются, а живот втягивается.
При вдохе грудная клетка остается неподвижной, а живот несколько выдвигается вперед. Происходит борьба диафрагмы (вдох) и группы мышц брюшного пресса (выдох). Различают верхнебрюшное и нижнебрюшное дыхание. В обоих случаях вдох производится сокращением диафрагмы и изменением напряжения в том отделе брюшного пресса, который более активно работает при выдохе. При верхнебрюшном дыхании – это подложечная область, при нижнебрюшном – нижняя часть живота.
В дыхательном процессе грудь и диафрагма участвуют в равной степени. При таком типе дыхания легкие и нижние ребра расширяются в стороны, диафрагма, сокращаясь, без напряжения опускается, а стенки живота несколько выдвигаются вперед; активизируются брюшные мышцы, которые помогают сделать более глубокий вдох, чтобы запастись достаточным количеством воздуха. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными.
Этот тип дыхания является наиболее распространенным, так как при нем объем набираемого воздуха, увеличивается за счет одновременной активной работы грудной клетки и диафрагмы; мышцы брюшного пресса поддерживают дыхание, придают ему эластичность и силу; появляется возможность естественной координации подачи воздуха с другими частями голосового аппарата.
Во время пения выдох всегда длиннее, чем вдох, так как музыкальная фраза требует определенного времени для исполнения, а вдох, как правило, производится мгновенно. При этом диафрагма остается активной, чтобы тормозить выдох, то есть удлинить его. Помогает этому передняя стенка живота, которая втягивается во время выдоха.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕВЧЕСКОГО ВДОХА И ВЫДОХА
Как говорилось выше, дыхание состоит из двух фаз, различных по своим функциям, но одинаково важных по своему значению.
Вдох (первая фаза) выполняет две функции: наполнение легких воздухом и приведение голосового аппарата в состояние готовности перед звуковой атакой. Вдох должен быть смешанным (через нос и рот), энергичным, достаточно быстрым, глубоким, полным и бесшумным. Ребра должны быстро раздвинуться, диафрагма опуститься (сократиться), несколько выдвинув вперед переднюю стенку живота. Вдох открывает гортань для прохождения вдыхаемого воздуха.
Начинающим вокалистам, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные движения, которые могут мешать успешному развитию певческого дыхания (привычка горбиться или поднимать плечи при вдохе). Нужно отучиться от порывистых, судорожных вдохов и шумного дыхания. Шум при вдохе появляется от плохого расширения русла трахеи и бронхов, а также от трения проходящего воздуха о недостаточно раскрытые голосовые связки. Шумное дыхание некрасиво и вредно для связок. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо работать над глубоким, спокойным дыханием и ощущением «полузевка», при этом фиксируя внимание поющего на шуме, сопровождающем вдох. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы происходит быстрое «спадание» стенок грудной клетки. Это указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения, и потому опора отсутствует.
• Вдох должен сознательно контролироваться.
• Тело должно принять правильную опору.
• Вдох должен быть активным, с ощущением полузевка.
• Не должно возникать чувство дискомфорта от переизбытка воздуха в легких.
• Вдох должен быть незаметным для глаз и слуха слушателей.
• Вдох производится не в последний момент перед фонацией, а чуть раньше.
• Излишек дыхания полезно выдохнуть по окончании музыкальной фразы прежде, чем начать новый вдох.
Выдох (вторая фаза) имеет большое значение для образования качественной фонации. От характера выдоха зависит ровность звуковедения и плотность звуковой атаки. Певческий звук появляется в момент выдоха, и дальнейшее пение идет при помощи выдоха. Воздух при выдохе должен выходить из легких плавно, без толчков. В это время диафрагма поднимается, а передняя стенка живота втягивается.
Процесс выдоха осуществляют межреберные дыхательные мышцы, а также мышцы диафрагмы и живота (брюшного пресса). Мышцы живота и диафрагма регулируют певческий выдох, а грудная клетка делает его объемным и мощным. В вокально-педагогической практике это называется опорой звука на диафрагму и использование грудного резонатора.
Важнейшая задача певческого дыхания – максимальное превращение воздуха в звуковые волны. Это обеспечивает контролируемый и регулируемый выдох. Дыхание нужно расходовать так, чтобы оно все превращалось в звук. Подавать дыхание необходимо плавно, не ослабляя его и не напирая, чтобы не разрушить найденной координации. Во фразе важно распределять дыхание так, чтобы звук все время был хорошо им поддержан, и чтобы к концу фразы дыхания было бы достаточно. Парадоксальность певческого дыхания заключается в том, что объем грудной клетки не опадает в то время, как дыхание расходуется.
• Нельзя перебирать дыхание, так как это не дает возможности организовать верную атаку звука и плавное голосоведение.
• Не следует начинать фонацию без достаточной дыхательной поддержки. Чтобы этого избежать, после умеренного вдоха нужно сделать мгновенную «задержку дыхания».
• Выдыхать нужно плавно, собранной струей, с хорошим напором.
• Певческий объем грудной клетки не должен опадать при выдохе.
• Излишек дыхания полезно выдохнуть по окончании музыкальной фразы прежде, чем начать новый вдох.
Задержка дыхания – это активная пауза. Производится она так: делается быстрый вдох, после чего воздух не выпускается сразу, а на мгновение задерживается в легких. Нижние ребра раздвинуты, диафрагма опущена, передняя стенка живота приготовлена для сокращения. Происходит как бы полная остановка процесса дыхания перед началом выдоха – моментом атаки звука. В это время идет борьба между волей и стремлением организма освободиться от переработанного воздуха. При этом дыхание находится во «вдыхательной установке», гортань, и органы надставной трубки свободны, не напряжены. На этой задержке следует атаковать звук, применяя атаку, которая в данном случае наиболее целесообразна и соответствует нужному звучанию. То состояние (координация), которое возникает при атаке, нужно сохранять на протяжении последующего звучания. Для этого нужно не ослаблять дыхание, не толкать, а поддерживать выдох плавно.
Задержка дыхания активизирует весь дыхательный аппарат перед моментом звуковой атаки и создает у певца ощущение «опоры дыхания». Пауза между вдохом и выдохом (звуковой атакой) должна быть мгновенной, но важно помнить, что эта мгновенная «задержка» дыхания очень важна:
• Задержка дыхания активизирует выдох.
• Устраняет потерю дыхания в начале фразы.
• Является моментом готовности, скоординированности всех органов, участвующих в звукообразовании.
• Является моментом фиксации вдыхательной установки.
ОПОРА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА
Таким образом, певческая опора является особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, то есть его активным торможением, выражающимся в произвольном препятствии спаданию стенок грудной клетки. При этом ощущается как бы вдох во время фонационного выдоха (вдыхательная установка), но дыхание не запирается, а сдерживается. Мышцы дыхательного аппарата не должны быть скованы, дыхание не закрепощено. При создании ощущения опоры дыхания у поющего после вдоха и задержки дыхания выдох производится плавно, нижние ребра должны опадать постепенно, а не сразу, ощущение торможения сохраняется до конца выдоха, в результате создается экономия дыхания. Воздух выпускается не сразу, а постепенно и при фонации превращается в звук. Применение приема «задержки» создает ощущение «опоры дыхания», которое при сохранении его в последующем процессе пения в свою очередь создает условия для выработки «опоры звука».
В понятие опоры звука входят ощущения повышенного подсвязочного давления, напряженности дыхательных и гортанных мышц, резонаторные ощущения. Чувство опоры является существенным моментом пения, так как оно создает ощущение уверенности и удобства звукообразования. Фиксация вокалистом особенностей работы дыхательного аппарата в пении, умение анализировать свои дыхательные ощущения и по ним контролировать звукообразование – один из способов овладения певческим звуком.
Певческое дыхание развивается медленно, вместе с организацией частей певческого аппарата. Спокойный, умеренный по количеству, глубокий вдох, небольшая «задержка» дыхания перед звуковой атакой, плавная подача дыхания и умение верно его распределять – это основные принципы дыхания, которыми должны пользоваться учащиеся. Для выработки такого дыхания необходимы звуковые (певческие) упражнения. Тренировка должна быть ежедневной до полного овладения приемом. Беззвуковые дыхательные упражнения являются хорошим вспомогательным средством для укрепления дыхательных мышц. Только строгая дисциплина и организованность дыхания даст в результате желаемую свободу и легкость в управлении им во время пения. Исполняя произведения, вокалисты должны искать те приемы, краски дыхания, которые соответствуют данному произведению.
Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус), губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
Ирина Константиновна Харкевич
Первоначально-певческие навыки и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста
Первоначально- певческие навыки и особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста
Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной доской: что на этой доске впервые пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно будет стереть. Эту важнейшую особенность детского мозга неоднократно подчеркивал выдающийся чешский педагог, основатель дидактики Ян Амос Коменский.
Чем раньше усвоен человеком какой-либо навык, тем он прочнее и тем труднее поддается переделке с годами. Вокальным педагогам хорошо известно, что переучить певца, обладающего дурной манерой пения, бывает значительно труднее, чем научить правильно петь человека, не обладающего никакими навыками.
Методика развития певческих навыков с детьми дошкольного возраста аналогична методике, применяемой в вокальной педагогике при обучении взрослых. Существенное различие заключается в методах и приемах.
Развитие певческого голоса тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.
Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.
Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
Следует четко разграничить певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, вторые – как следствие.
Свойства певческого голоса: Основные вокальные навыки:
1) звуковой диапазон; 1) звукообразование;
2) динамический диапазон; 2) певческое дыхание;
3) тембр; 3) артикуляция;
4) качества дикции; 4) слуховые навыки;
5) выразительность исполнения. 5) навыки эмоциональной
Звукообразование – это не только атака звука, то есть момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голосов. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с владением регистрами. С навыком сознательного управления регистровым звучанием связана подвижность голоса.
Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и прочее.
Навыкартикуляции включает в себя:
-отчетливое, фонетически определенное произношение слов;
— умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;
— умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;
-умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;
-умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;
-умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии.
Навык дыхания в пении также распадается на отдельные элементы,главные из которых:
-певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;
— глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;
-момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положением вздоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;
-фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;
— умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука.
К основным слуховым навыкамв певческом процессе следует отнести:
— слуховое внимание и самоконтроль;
— слуховое дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоционального выражения ;
— вокально – слуховые представления певческого звука и способы его образования.
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.
Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детейсредствами вокального искусства и достигается за счет:
— мимики, выражения глаз, жестов и движений;
— богатстве тембровых красок голоса;
Читать далее nsportal.ru
— развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма)
— сохранение и укрепления здоровья детей.
В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно
выдвинуть следующую гипотезу:
Если использовать индивидуальный подход, то развитие певческих навыков у детей подготовительного возраста будет более эффективным и приведет к совершенствованию данных качеств независимо от природных данных.
Особенности развития певческих навыков
и пути их совершенствования
«ми-си» 1октавы (звучание более легкое и естественное), «ре» 1- «до» 2 октавы идеал певческого диапозона.
Дети поют с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, способны воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом, ребята держат правильно корпус, относительно свободно артикулируют, стараются и умеют правильно распределять дыхание, а общее исполнение становится более выразительным и приобретает основные певческие навыки.
Во время пения сидеть (стоять) ребята должны прямо, не поднимая плеч, руки вдоль туловища.
Вокальные навыки– взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции
Дыхание–один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает и чистота интонирования, и напевность, и легкость пения.
Звукообразование, звуковедение –умение извлекать определенное качество звука: легких, мягких, что для детей чрезвычайно трудно.
Развитие данных умений связано с упражнениями на протягивание долгих звуков, пение без напряжения и крика, напевность чистоту интонирования
Пение без сопровождения, распевание гласных с их транспонированием
Содействует развитию напевности. «Эхо», «Лесенка» Е. Тиличеевой- любимые упражнения детей.
Протяжность в пении еще зависит от преобладания гласных, что характерно для народных песен («Во поле береза стояла») и подбор репертуара в желателен в умеренном или медленном темпе.
покусывать, губы покусывать, оттопыривать)
Использую четкое, внятное,понятное произношение: «снегопад»— «снег (а) па (т)», «серые»— «сер (а) (и)», играю с ребятами в скороговорки
Хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй это чистое певческое интонирование. и прежде чем его добиться, нужно собрать внимание детей.
В работе над каждым из навыковиспользую различные методы:
Для развития певческих навыков необходимо многократное повторение.
Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это подтверждает то, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.
В результате неспешной, терпеливой работы дети станут чисто интонировать каждый в силу своих возможностей. В свое время, каждый в свои сроки.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных навыков: ладового чувства, звуковедения, дикции, чистоты интонирования, слитного пения.
Таким образом, это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в подготовительной к школе группе.
Огромную роль в формировании и совершенствовании навыков пения
играет работа с родителями.
Консультации, содержащие интонационные, артикуляционные, речевые игры, которые можно использовать и дома («Музыкально-дидактические игры и развитие певческих способностей»), совместные праздники, развлечения, конкурсы
А. Е. Варламов – замечательный русский композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, говорил о необходимости раннего обучения пению.
Если ребенка учить петь с детства, его голос в занятиях приобретет гибкость и силу при соблюдении осторожности,бережного отношения к детскому голосу и некоторых непреложных правил:
— все занятия необходимо организовывать в форме игры.
— индивидуальные установки нужно проводить «глаза в глаза».
— для определения положительной динамики и эффективности проведения работы необходима диагностика.
— важен правильный подбор песенного репертуара, соответствующего естественному диапазону детей.
— следует тщательно отслеживать состояние здоровья детей.
— бережно относиться к детским голосам.
— важно вести разъяснительную работу среди родителей.
Систематизация и индивидуализация развития певческих навыков
влияют на уменьшение различных недостатков в пении детей, они имеют важную роль в самореализации личности ребенка.
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь.
Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.
При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.
Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.
Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:
Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.
Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.
Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.
Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.
Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком,дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом.Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку) ;
“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка) ;
“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад) ;
“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности) ;
“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы) ;
“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу) ;
“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами) ;
“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами) ;
Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.
Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.
Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.
В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Для этого использую в работе различные образы,например:
играет ветер с листвой;
спустился воздух из колеса машины;
сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”)
Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс. (см. фото)
С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.
Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.
Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе,дают возможность:
почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
снять усталость и утомление;
развивать интонационный и фонематический слух;
формировать правильное звукообразование.
В результате таких игровых упражнений у детей закрепляются интонационный слух и дикция.
“голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)
Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.
Варианты заданий в играх даю разнообразные:
произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;
изменяем регистр голоса: высоко, низко;
изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.
Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.
Ритмодекламация– четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха.
Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.
С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е. Попляновой и другие песни-игры.
Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на основе методического пособия «Учимся петь, играя» А. А. Евтодьевой.
ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. («Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.)
Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?
Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г. Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы.
Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.
В играх с пением дети упражняются петьа капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня.
Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям,приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.
1. Абелян Л., Как Рыжик научился петь – М. : Советский композитор, 1989. – 33с.
2. Битус А. Ф., Битус С. В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с
3. Евтодьева А. А., Учите петь, играя
4. ЕмельяновВ. В, Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.- 192c
5. Картушина М. Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М. : 2010 – 176с
Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.