Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

Вокальные (певческие) навыки

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен Елена Фоменко
Вокальные (певческие) навыки

При пении дети стоят, держа голову прямо, а руки опущенными вдоль туловища. Не рекомендуется для ребенка искусственная поза – держать руки за спиной.

Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком. без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с мягким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёба с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к,г,х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.

Сочетание гласных о,а с согласными б,п,в,ф или переднеязычными д,т,л,з приближает звук к зубам. Диапазон голоса у детей неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. Через одно, два занятия (индивидуальные и подгруппами, диапазон голоса и певческие навыки у них восстанавливаются.

Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок». Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например «Во поле береза стояла»).

Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Дикция. При пении дети очень часто заменяют безударные гласные е,я гласным и, лучше произносить их несколько неопределенно, что-то среднее между я,е. и. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Например, «огоньки сверкают»исполняются : «о-го-ньки све-рка-ют».

Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:

В старших группах рекомендуется прием коллективной читки на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

Дыхание. Дыхание укрепляется во процессе пения. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Чтобы помочь детям научится правильно дышать во время пения, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах одним из приемов может быть пение песни по фразам (цепочкой).

Частота интонации. Часто дети не умеют правильно воспроизвести слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Чистота интонации зависит от степени развития музыкального слуха, что также оказывает влияние на состояние голосового аппарата. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные задерживаются в развитии и могут проявиться только в результате планомерной музыкально-педагогической работы. Для развития чистоты интонации надо выбрать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Чистота интонации достигается различными приемами. Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)

Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Такие дети должны сидеть ближе к хорошо поющим детям и к инструменту. В каждой группе встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже. чем остальные. так как имеют небольшой объем голоса и и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Если такое звучание стойко держится у детей, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое главное – научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. Для расширения диапазона песни постепенно транспонируются в более высокие тональности.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель должен учитывать особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше»; другому – какое положение придать рту. губам; третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и. т. д.

Дидактические игры «Развиваем навыки общения» Как научить детей общаться? Как развивать навыки общения? Как научить детей дружить, бережно относиться друг к другу? Эти вопросы очень.

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох долженИгры, развивающие навыки общения Год назад я набирала малышей. Все знают, что это очень трудный период в жизни малышей, и, конечно, для педагога. Чтобы поступление в детский.

Консультация для родителей «Формируем культурно-гигиенические навыки» Консультация для родителей «Формируем культурно — гигиенические навыки» Подготовила социальный педагог Елшанская Ю. Г. Для того, чтобы сформировать.

План работы кружка в подготовительной группе «Графические навыки» Месяц Неделя Тема Цель Сентябрь 3 неделя 16.09.15 18.09.15 Дождик 1. Выработать навык ориентирования в разлинованной тетради. 2. Учить проводить.

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох долженЛепбук «Навыки самообслуживания» Здравствуйте хочу предложить вам работу,которую я использую в работе с родителями. Вместо привычных всем консультаций в уголке для родителей,я.

Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста Научная статья «Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.

Навыки самообслуживания: помогаем малышу научиться одеваться самостоятельно Для того, чтобы понять состояние ребенка, который учится одеваться самостоятельно, нужно вспомнить, как нам – взрослым – нелегко дается.

Навыки эффективного взаимодействия детей и родителей посредством куклотерапии Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остаётся одной из приоритетных.

Источник

Роль певческого дыхания в формировании вокальных навыков

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Роль певческого дыхания в формировании

преподаватель по классу «Хор»

Дыха­ние является самым первым навыком, которым должны овладеть обу­чающиеся. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр. Певческое дыхание, так же как и обычное, состоит из вдоха и выдоха, но на этом их схожесть и заканчивается.

оно осуществляется не произвольно, но только по воле дышащего,

в обычном дыхании разница в длительности вдоха и выдоха небольшая, тогда как в певческом она может достигать разницы в 5-10 раз (выдох длиннее вдоха),

певческое дыхание гораздо глубже обычного.

При развитии певческого дыхания происходит развитие в первую очередь работа дыхательных мышц. При наблюдении за органами, которые участвуют в дыхании, можно разделить дыхание на следующие типы:

Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки при малоподвижной диафрагме и втянутом на вдохе животе.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости- активно.

Наиболее целесообразным и правильным дыханием в во­кальной педагогике и практике признается смешанное дыхание, возникающее в процессе приспособления дыхания к пению.

Как отмечалось выше, певческое дыхание значительно отличается от дыхания обычного. Если в обычном дыхании есть только вдох и выдох, то певческое подразделяется на три этапа: вдох, задержка дыхания и выдох. Итак, теперь можно рассмотреть этапы певческого дыхания.

Работа над воспитанием певческого дыхания у детей должна носить созна­тельный характер и осуществляться постепенно и систематически с самого начала занятий. Все этапы должны усваиваться учащимися сознательно, и, путем постоянных повторений должны закрепляться.

Большую пользу на начальном этапе развития певческого дыхания приносит беззвуковые дыхательные упражнения, которые применяются, как вспомогательное средство для укрепления дыхательных мышц.

В самом начале работы с хором приходится проявлять большое терпение, вводя постепенно одно-два упражнения, пока их полезность не станет понятной каждому и тогда они уже исполняются осознанно и заинтересованно.

В дыхательных упражнениях руководителю хора необходимо:

1. Обращать внимание на правильное положение корпуса детей, в меру активное, упругое в пояснице и расслабленное в плечах;

2. Вырабатывать умение сохранения нижних ребер в раздвинутом положении на протяжении всего упражнения, требующего непрерывного звучания. Этот навык для детей является новым и очень важным, поэтому овладение им является одной из важных педагогических задач. Ощущение вдыхательной установки достигается при экономном, медленном, спокойном выдохе и сопротивлении нижних рёбер опаданию. Это умение способствует наиболее экономному расходованию воздуха при пении, что создает оптимальные условия для выработки кантилены и способности петь длинные музыкальные фразы.

3. На дыхательных упражнениях без звука сознательно контролировать ощущение раздвижения нижних ребер.

Приведем некоторые примеры из этих упражнений:

Упражнение проводится 3-4 раза в один прием.

упражнение повторяется 3-4 раза.

Во время про­ведения этих упражнений учащимся рекомендуется для контроля держать правую руку на диафрагме, а левую на грудной клетке

Вдохнуть глубоко через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды, затем выдохнуть воздух, совершив пять-шесть толчков, прерывая струю воздуха плотно смыкая губы. В этом случае возникает короткий, похожий на «п» звук.

Это упражнение полезно тем, что увеличивает очистительный процесс в лёгких, так как воздух из них выходит в еще большем количестве, чем при обычном дыхании. Лео Кофлер называл это упражнение «лечащим веником для лёгких».

Постепенно вдыхать через узкую щель между губами воздух. При этом возникает звук, похожий на «фф-фф». Задержать дыхание на 2-3 секунды и постепенно выдохнуть через щель между губами.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению и развитию дыхательной мускулатуры у детей, что облегчит постановку певческого дыхания. Навыки, полученные в этих упражнениях, переносятся в вокальные упражнения, что способствует созданию и закреплению контролируемого и регулируемого выдоха.

При работе над певческим дыханием, необходимо учитывать то, что у детей младшего школьного возраста еще крайне не крепкие (или отсутствующие) рефлекторные связи между дыхательной мускулатурой с голосовым аппаратом. Преобладает верхний (ключичный) тип дыхания, что приводит к поверхностному дыханию, и подъёму плеч. В связи с чем, на занятиях необходимо жёстко следить за правильным дыханием учеников, так как, упустив этот момент вначале обучения, его крайне трудно будет исправить в дальнейшем.

На первом этапе не следует торопить учащихся, надо акцентировать их внимание на сознательном контроле подготовки к подаче звука. Сначала целесообразно применять медленный темп и короткие музыкальные фразы, не требующие большого запаса дыхания. При этом необходимо указать учащимся на необходимость сохранения вдыхательного положения грудной клетки и части воздуха в конце музыкальной фразы, что позволит быстро организовать новый вдох. Также очень важным является умение соизмерять количество вдыхаемого воздуха музыкальной фразе, ее продолжительности и динамике.

При переходе от пения с закрытым ртом к пению с открытым ртом целесообразнее всего использовать гласные «у», «о,» «а», сочетая их с друг с другом. Из согласных лучше брать звонкие сонорные согласные «м», «н», «л». Их применение включает в работу весь голосообразующий аппарат учащихся, в том числе, и резонато­ры. Сочетание гласных с согласными помогает эффективнее бороть­ся с недостатками голосообразования, такими, как носовой приз­вук, сипота, зажатый, горловой звук.

Для создания акустической формы надгортанного пространства вместе со свободным положением корнем языка служит гласный «у» (статья В. Каменского «О певческих навыках 1 и 2 классов»). Кроме того, «у» освобождает голос от носового призвука, так как поднятое мягкое нёбо перекрывает вход в носовую полость.

Одно и то же упражнение можно применять для:

Примером первого вокального упражнения может служить распевка » МА-ЛА КУ-МА», » «МА-ЛА ЛУ-НА»

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

Данное упражнение может применяться и для отработки вариантов дыхания:

дыхание возобновляется после каждого слога

дыхание возобновляется после двух слогов

все слоги исполняются на одном дыхании

Как показывает практика, на начальном этапе также целесообразно использовать распевки на одном звуке, в умеренном темпе на неподвижной ноте.

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

На одном звуки пропеваются слоги «ма-мо-ми-мэ-му», «на-но-нэ-ни-ну»

Использование одной высоты звука при чередовании гласных и согласных на слоге способствует выравниванию их звучания, а также развивают экономный выдох и ощущение опоры дыхания.

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен
на одном звуке петь «Та-тэ-ту, Бери трубу» «Да-дэ-ду. Дуй в трубу»

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

На одном звуке петь «Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом»

следить за тем, чтобы звук не был плоским, использовать цепное дыхание (распевка на выстраивание унисона и на умение тянуть звук, и на замыкание слов).

В ходе работы над певческим дыханием, вышеизложенные упражнения дают возможность развивать и закреплять навыки верного вокального дыхания, что позволяет в дальнейшем на занятиях развиваться вокальным навыкам

Учащиеся постепенно начинают лучше разбираться в работе своего голосового аппарата, благодаря работе над дыханием.

Одной из главных задач в работе над дыханием это осознать то, что от выдоха зависит длительность звучания и сила звука

Таким образом, следует вывод, что, умение верно использовать (распределять) дыхание при вокальном исполнении, оказывает огромную роль в передаче характера звучания произведения.
При отсутствии должного процесса работы над певческим дыханием дальнейшее развитие вокальных данных невозможно, более того, не правильное певческое дыхание может привести к полной потере певческого голоса.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) Основой работы над вокальной техникой является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

2) Певческое дыхание – это основа, на которой строится пение в целом.

3) С самого начала занятий необходимо обращать внимание на постепенное развитие дыхания.

4) Для формирования певческого голоса необходимо выработать координацию в работе голосового аппарата, которая должна обеспечить высококачественную фонацию, что может обеспечить только сознательный контроль скорости вдоха, количества вдыхаемого воздуха и продолжительности выдоха.

Список использованной литературы

Варламов А.Е. «Полная школа пения». М. Музыка, 1953г

Глинка М.И. «Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса». М., 1913

Грачева М.С. «Гортань человека» в кн. «Детский голос»., М., 1970

Добровольская Н.Н. «Распевание в детском хоре начальной школы». М., Музыка, 1964

Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 1970

Каменский В.О. «О певческих навыках I и II классов». Л., Педагогика, 1958

Минин В.Н., «Вопросы распевания», М. 1959

Попова Л., Тихеева В. «Школа хорового пения» вып.1, М., «Музыка», 1986

Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио». М., 1979

Соколов В. «Школа хорового пения» вып.2, М., 1978

Источник

Певческое дыхание. Комплекс упражнений над певческим дыханием.

Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его основой пения. Большинство из них сходилось во мнении о необходимости использования грудобрюшного типа дыхания, так как только в этом случае певец может сохранять упругое и стабильное положение гортани, зафиксированное на каком-то оптимальном для него уровне. Этот уровень стабилизации положения гортани в пении зависит от двух факторов: манеры пения и индивидуальных особенностей голоса певца. При академической манере пения гортань, как правило, занимает всегда более низкое положение относительно нейтрального (в состоянии покоя), хотя и в неодинаковой степени у разных певцов. Именно понижением гортани, которое происходит рефлекторно при активном вдохе и особенно при зевке, достигается округление звука, характеризующее академическую манеру пения.

Про задержку дыхания при сольном пении в методических работах прошлого ничего не сказано, а, напротив, рекомендуется «во время вдоха, в тот момент, когда в глубине горла ученик почувствует холодок, мгновенно взять ноту мягким ударом назад, напоминающим движение вдыхания, на гласный «а». Во время пения необходимо сохранять ощущение, как будто процесс вдыхания продолжается. Этого ощущения можно достичь, упираясь диафрагмой на стенку живота, в бока и в спину, что и создаёт чувство опоры в пении».

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например, поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.

Если это необходимо, я показываю некоторым учащимся правильные дыхательные движения, объясняю их сущность и значение, так как нет ничего бессмысленнее упражнений, цель которых непонятна.

В процессе работы над техникой певческого дыхания я всегда обращаю внимание на характер исполняемого произведения. Поскольку дыхание в пении является выразительным средством, то один и тот же певец в зависимости от исполнительских задач может варьировать типы дыхания. Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука также обусловлен характером произведения.

Основные типы певческого дыхания

Фундаментом вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:

ключичный, или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи; такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения неприемлемо;

В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по всей своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объёме в области пояса. Воздух заполняет нижние отделы лёгких, и это ощущают мышцы спины. Боковые мышцы раздвигаются в стороны, а стенка живота выдвигается вперёд. Диафрагма уплощается и становится упругой. В момент атаки звук, как бы опускаясь сверху, давит на диафрагму, как на педаль. Она же, мягко пружиня, «подхватывает» голос, чтобы поддержать его снизу, и «замирает» в положении вдоха, упираясь изнутри во все стороны туловища по всей окружности. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы, немного расширенные изначально (т.е. до начала вдоха), во время дыхательных движений певца сохраняют неподвижное положение.

Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ХОРИСТОВ

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов я акцентирую их внимание на следующих правилах:

голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

корпус держать прямо, без напряжения;

руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение

затрудняет работу мышц живота при пении.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ И ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ТЕХНИКИ

Тип и качество дыхания певцов определяют характер звучания хора в целом, так как певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.

Например, из-за перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов. Это приводит к неразборчивости дикции, напряженности звучания голоса, детонации и быстрому утомлению певцов.

Отсутствие одномоментной задержки дыхания перед атакой звука также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» и, как правило, снизу к нужной высоте.

Таким образом, правильное певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирование других певческих навыков.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ С ДЕТЬМИ

На первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика). Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений для формирования навыка певческого дыхания. Большинство педагогов-вокалистов всё же считают их необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь вводится понятие о правильных дыхательных движениях. В работе я опираюсь на такой комплекс дыхательной гимнастики:

Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.

Также в практике работы с детьми применяю метод произнесения слов песни, а также скороговорок активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

Регуляцией продолжительности фонационного выдоха является длина музыкальной фразы. Я рекомендую использовать упражнение, способствующее продолжительности фонационного выдоха:

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

На начальном этапе работы с хором особенно важно выбирать произведения с учётом степени развития навыка экономного распределения дыхания при пении: от песен с короткими музыкальными фразами я постепенно перехожу к песням с более длинными. Если музыкальная фраза оказалась для данных певцов слишком длинна, то в процессе разучивания произведения я считаю допустимым немного ускорить темп, а затем постепенно замедлить его до нужного.

Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. Но на репетициях хористы не всегда могут долго сохранять необходимую подтянутость. Нарушение правильной позы есть признак утомления певцов. В этом случае мы делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Повторяем движения несколько раз. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также снимают усталость, поднимают настроение певцов, повышают их работоспособность.

Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (я использовала такие произведения, как: русская народная песня «Ничто в полюшке не колышется», латышская народная песня «Вей, вей, ветерок», «Тропарь Рождества Христова», «Тебе поем» муз. Бортнянского, «Аве Мария» Каччини и др.).

Основные правила цепного дыхания:

— не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

— не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;

— дыхание брать незаметно и быстро;

— вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места партитуры;

— чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

Упражнение исполняется несколько раз в разных тональностях в пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю-, на-, ма, ю- и т.д.

Дирижёру необходимо следить за тем, чтобы певцы брали дыхание не на стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно, внутри длинных нот.

Также поём закрытым ртом либо на какой-то слог длинные по протяжённости звуки, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен:

Правильные вокальные навыки предполагают что вдох должен

И здесь контроль проницательного и опытного дирижёра-хормейстера важнее всего для певцов.

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

(Рекомендуется выполнять 2–3 минуты.)

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу, надо дождаться момента, когда естественно захочется вздохнуть. Только в этом случае вдох осуществиться органично правильно: достаточно глубоко и оптимально по объему.

Короткий вдох по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5 и т. д.

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимании хористов.

Каждый контролирует свои движения, положив ладони рук на нижние ребра. Выдох длинный, со счетом. Ряд цифр также постепенно увеличивается.

Упражнение 3 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, медленный выдох со счетом. При этом певцы стремятся сохранить нижние ребра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4 (выполнение упражнения активным шепотом).

Короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания, по руке дирижера с мягкой атакой спеть один звук и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2–3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние ребра фиксируются в положении вдоха.

Чтобы настойчивая просьба повторять распевания не показалась детям слишком утомительной, педагог может разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах.

Сначала вся группа поет распевание относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом, поется ряд распеваний с движением по хроматической гамме.

Педагог делит коллектив на две группы. Сначала распевание поет одна группа, затем его же повторяет вторая. В переходе на исполнение распевания с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевание поет вторая группа, а затем его же повторяет первая.

Группа поочередно исполняет попевку. Педагог или сами дети дают оценку исполнению: кто точнее спел. По мере освоения простейших распеваний следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне.

прима – «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока»;

секунда – «Уж как шла лиса по саду»;

терция – «Ходит зайка по саду»;

кварта – «Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни);

квинта – «Пойду ль я, выйду ль я, да» (первая фраза), «Во поле березка стояла» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза). Для распеваний в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М. Красева «Елочка», В. Калашникова «Тень-тень», вокализированные пьесы Э. Грига «Утро».

Список использованной литературы

Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. – Тюмень: «Вектор Бук», 2002.

Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения (вып. 2). – М.: «Музыка», 1971.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: «Владос», 2002.

Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: «Музыка», 1988.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *