Почта потеряла уведомление о вручении что делать
Нюансы получения уведомления о вручении заказного письма
В XXI веке отправкой писем через почту все реже стали пользоваться в быту, но такой способ донесения информации постоянно применяется в бизнесе или иной деятельности, связанной с необходимостью ведения деловой переписки и соблюдения правил документооборота, где требуется направление заказных писем с уведомлением для подтверждения того или иного юридического факта. В настоящей статье разберемся, что делать, если не пришло обратно уведомление о вручении заказного письма, а также детально изучим такой способ коммуникации и донесения необходимой официальной информации.
Зачем может понадобиться уведомление о доставке письма
Как правило, заказными письмами с идентификационным номером и уведомлением отправляется документальная или письменная информация, имеющая большое значение для отправителя или получателя. На каждой стадии доставки идентификатор регистрируется в единой, постоянно обновляемой базе данных для возможности отслеживания местоположения корреспонденции, исключая необходимость ждать обратной связи с получателем.
В качестве причины для отправления заказного письма с уведомлением может быть:
Каждый самостоятельно определяет для себя, в каких ситуациях требуется отправка заказного письма с уведомлением.
Как отправить письмо с уведомлением
Ничего сложного и сверхъестественного в процедуре отправки заказного письма с уведомлением нет, однако потребуется потратить некоторое время на подготовку, а также сделать прогулку в почтовое отделение.
Хронология действий следующая:
Важно! Для того чтобы уведомление выступало не только в качестве подтверждения факта доставки письма, рекомендуется вкратце написать, что именно вы отправляете. Это не противоречит правилам и может сыграть решающую роль в качестве доказательства.
Куда приходит уведомление
Единственное место, куда приходит уведомление о доставке письма, – отправитель.
В момент вручения письма получатель должен оставить свою подпись на уведомлении, которое в последующем возвращается отправителю исходя из его прямого назначения – удостоверения факта доставки отправления.
Срок доставки уведомления отправителю
В некоторых случаях срок доставки документации может исчисляться неделями, однако следует регулярно отслеживать местоположение корреспонденции.
Порядок действий, если уведомление не пришло
К сожалению, Почта России не всегда надлежащим образом исполняет свои обязательства, и уведомления о доставке заказных писем нередко теряются и не приходят обратно. Чтобы найти уведомление, можно действовать несколькими последовательными и параллельными способами.
Заказному письму присваивается трек-номер. Это означает, что можно отследить весь маршрут перемещения отправления и выяснить, в какое последнее почтовое отделение оно было доставлено.
На официальном сайте Почты России работает специальный сервис, позволяющий отслеживать корреспонденцию с присвоенным трек-номером. Услуга предоставляется по адресу: www.russianpost.ru/Tracking20.
Ни для кого не секрет, что в отделениях Почты России всегда очередь и высокая загруженность работников. В связи с этим внесение информации об отправлении редко совпадает с днем регистрации заказного письма с уведомлением. Зачастую сведения вносятся через 2-3 дня. Поэтому попытки отследить отправление раньше этого срока редко увенчиваются успехом.
Выждав контрольные сроки доставки заказного письма, а также время на возврат уведомления и предварительно выяснив конечную точку доставки отправления, следует обратиться в почтовое отделение с заявлением на поиск уведомления.
Если действия почты оказались нерезультативными, то незамедлительно обращайтесь на имя руководителя отделения с претензией о ненадлежащем исполнении Почтой взятых на себя обязательств.
Вы, как клиент Почты России, заплатили деньги за своевременное и качественное предоставление почтовых услуг, что дает право требовать устранить нарушение прав потребителя.
Ни в коем случае нельзя выбрасывать или терять квитанцию об оплате почтовых услуг. В противном случае будет сложно доказать факт отправки письма.
Преимущества использования заказных писем
Выделим несколько причин, по которым стоит использовать заказной способ отправки корреспонденции:
Несмотря на наличие преимуществ, услуги Почты России не особо пользуются популярностью, ввиду наличия множества фактов кражи и небрежного отношения к посылкам клиентов. Поэтому, отправляя ценное письмо, всегда есть вероятность того, что получатель его не дождется, а вы не получите уведомление.
Полезные советы
Предлагается ознакомиться с некоторыми рекомендациями, позволяющими получить некоторую выгоду при отправке заказной корреспонденции:
Почта России занимает монопольное положение в сфере предоставления почтовых услуг, и иногда без подтверждающей документации об отправке просто не обойтись. Вместе с тем, следует быть готовым к непредвиденным трудностям и активным действиям по поиску уведомления о вручении, а также отстаивании нарушенных прав.
Фикция надлежащего судебного извещения
М.Полуэктов / АК Полуэктова и партнеры
Если суд направил Вам судебное извещение, но Вы его не получили, то это еще не значит, что Вы не были извещены надлежащим образом. По действующему процессуальному закону риск неполучения судебных извещений несет их получатель. И незнание правил извещений может дорого обойтись стороне судебного процесса.
В нашей практике было немало случаев, когда клиент узнавал о вынесенном в отношении него решении суда или судебном приказе уже после вступления судебного акта в законную силу. Узнавал только тогда, когда деньги уже были списаны с его счета либо когда “на пороге” объявлялись судебные приставы-исполнители. В связи с истечением сроков обжаловать такие судебные акты затруднительно.
Подобное возможно благодаря особым правилам судебных извещений, которые изложены в гл.10 ГПК, гл.12 АПК и гл.9 КАС.
Согласно этим правилам, юрлицо достаточно известить один раз о начавшемся судебном процессе и в дальнейшем оно уже самостоятельно должно предпринимать меры по получению информации о движении дела.
Физлицо, являющееся участником гражданского процесса, необходимо извещать о каждом судебном заседании.
Однако, что значит извещать? Должен ли суд располагать доказательствами того, что адресат получил судебное извещение (судебный акт)? Ответ — нет, не должен. Законодателем установлена фикция надлежащего извещения.
Суду достаточно направить судебное извещение заказным письмом с уведомлением о вручении по надлежащему адресу:
Лицо считается извещенными надлежащим образом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением судебного извещения (копии судебного акта).
Но это правило “работает” только если отделением Почты России была соблюдена процедура доставки почтовых отправлений разряда “Судебное”.
Данная процедура прописана в Правилах оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее — Правила), в Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утв. Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 N 114-п (далее — Порядок), а также в Особых условиях приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утв. Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п (далее — Особые условия).
Реальность такова, что эта процедура соблюдается нашими почтальонами далеко не всегда. Это дает ответчику шанс восстановить пропущенный срок на обжалование судебного акта (представление возражений) и отменить судебное постановление.
Так, при доставке почтового отправления разряда «Судебное» почтальон должен сначала попытаться вручить адресату под расписку извещение (ф.22, 22-в) с приглашением адресата в объект почтовой связи для получения почтового отправления. И только в случае отсутствия адресата дома почтальон может скинуть извещение в почтовый ящик (п.п.3.3, 3.4 Особых условий).
На практике, как правило, почтальоны в двери не стучатся и сразу скидывают извещение в почтовый ящик. Это нарушение, но его трудно доказать. Гораздо проще доказать другое нарушение, которое заключается в несоблюдении процедуры двойного извещения.
Так, при неявке адресата за почтовым отправлением разряда «Судебное» в течение 3 рабочих дней после доставки первичного извещения по ф. 22 ему доставляется вторичное извещение по ф. 22-в.
При этом на оборотной стороне почтового конверта делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником (п. 20.17 Порядка), а на отрывной части извещения делается отметка «Опущено в абонентский почтовый ящик», проставляется дата, подпись почтового работника (п.3.4 Особых условий).
Не врученное адресату почтовое отправление разряда “Судебное” хранится в отделении почтовой связи 7 календарных дней. День поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством РФ, не учитываются (п. 34 Правил).
После этого судебное почтовое отправление подлежит возврату в суд «по истечении срока хранения».
Таким образом, по вернувшемуся в суд почтовому конверту можно определить, была ли соблюдена процедура двойного извещения.
Помимо отметок на почтовом конверте можно принимать во внимание аналогичную информацию о движении почтового отправления, содержащуюся на официальном сайте ФГУП «Почта России» (https://www.pochta.ru/).
Вышесказанное означает, что для того, чтобы снизить риски надо регулярно проверять свой почтовый ящик.
Юрлицам и индивидуальным предпринимателям следует оформить подписку по названию, ИНН или ОГРН участника на сайте “Картотека арбитражных дел” (https://guard.arbitr.ru/#index). В этом случае при возбуждении в отношения Вас судебного дела Вы будете извещены по эл.почте.
Физлицам следует периодически проверять на сайте суда общей юрисдикции, который рассматривает дела по их месту жительства, информацию о наличии судебных производств с их участием.
Если все-таки Вы получили судебный акт, срок обжалования которого (представления возражений) уже истек, то следует искать уважительные причины для восстановления этого срока.
К таковым причинам можно отнести не только вышеуказанные нарушения правил доставки почтой судебной корреспонденции, но и отсутствие гражданина в месте жительства из-за болезни, нахождения в командировке, отпуске, в связи с переездом в другое место жительства и т.п. (п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.16 №62).
Что касается существа апелляционной жалобы, то следует помнить, что рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции (ст.330 ГПК, ст.270 АПК).
Данное основание для отмены судебного акта нельзя недооценивать.
В нашей практике был случай, когда нам удалось обжаловать решение суда общей юрисдикции по мотиву ненадлежащего извещения ответчика несмотря на то, что в судебном заседании участвовал представитель ответчика.
Дело в том, что “представитель гражданина, участвующего в деле, сам по себе лицом, участвующим в деле, не является, и его извещение не освобождает суд от обязанности известить представляемого им гражданина о времени и месте слушания дела в случае, если сторона не отказалась от личного участия в деле и не выразила это в установленном законом порядке» (Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 53-КГ18-5).
Иначе говоря, в гражданском процессе, если извещен представитель, то это еще не значит, что извещен его доверитель. В арбитражном процессе эта логика не работает, так как в ст.123 АПК есть норма, которой нет в ГПК — лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле.
Поэтому участие в судебном заседании представителя ответчика не исключает применение подп.2 п.4 ст.330 ГПК в качестве основания для отмены решения суда.
Полезно/ Что делать, если не пришло уведомление о вручении заказного письма
Нюансы получения уведомления о вручении заказного письма
Зачем может понадобиться уведомление о доставке письма
Как правило, заказными письмами с идентификационным номером и уведомлением отправляется документальная или письменная информация, имеющая большое значение для отправителя или получателя. На каждой стадии доставки идентификатор регистрируется в единой, постоянно обновляемой базе данных для возможности отслеживания местоположения корреспонденции, исключая необходимость ждать обратной связи с получателем.
В качестве причины для отправления заказного письма с уведомлением может быть:
Каждый самостоятельно определяет для себя, в каких ситуациях требуется отправка заказного письма с уведомлением.
Как отправить письмо с уведомлением
Ничего сложного и сверхъестественного в процедуре отправки заказного письма с уведомлением нет, однако потребуется потратить некоторое время на подготовку, а также сделать прогулку в почтовое отделение.
Хронология действий следующая:
Важно! Для того чтобы уведомление выступало не только в качестве подтверждения факта доставки письма, рекомендуется вкратце написать, что именно вы отправляете. Это не противоречит правилам и может сыграть решающую роль в качестве доказательства.
Куда приходит уведомление
Единственное место, куда приходит уведомление о доставке письма, – отправитель.
В момент вручения письма получатель должен оставить свою подпись на уведомлении, которое в последующем возвращается отправителю исходя из его прямого назначения – удостоверения факта доставки отправления.
Срок доставки уведомления отправителю
После вручения отправления получателю уведомление возвращается отправителю срочным способом и передается в порядке, регламентированным для простых почтовых отправлений. Срок доставки документа напрямую зависит от расстояния между отправителем и получателем и составляет в среднем 3-5 дней.
В некоторых случаях срок доставки документации может исчисляться неделями, однако следует регулярно отслеживать местоположение корреспонденции.
Порядок действий, если уведомление не пришло
К сожалению, Почта России не всегда надлежащим образом исполняет свои обязательства, и уведомления о доставке заказных писем нередко теряются и не приходят обратно. Чтобы найти уведомление, можно действовать несколькими последовательными и параллельными способами.
Заказному письму присваивается трек-номер. Это означает, что можно отследить весь маршрут перемещения отправления и выяснить, в какое последнее почтовое отделение оно было доставлено.
На официальном сайте Почты России работает специальный сервис, позволяющий отслеживать корреспонденцию с присвоенным трек-номером. Услуга предоставляется по адресу: www.russianpost.ru/Tracking20.
Ни для кого не секрет, что в отделениях Почты России всегда очередь и высокая загруженность работников. В связи с этим внесение информации об отправлении редко совпадает с днем регистрации заказного письма с уведомлением. Зачастую сведения вносятся через 2-3 дня. Поэтому попытки отследить отправление раньше этого срока редко увенчиваются успехом.
Выждав контрольные сроки доставки заказного письма, а также время на возврат уведомления и предварительно выяснив конечную точку доставки отправления, следует обратиться в почтовое отделение с заявлением на поиск уведомления.
Если действия почты оказались нерезультативными, то незамедлительно обращайтесь на имя руководителя отделения с претензией о ненадлежащем исполнении Почтой взятых на себя обязательств.
Вы, как клиент Почты России, заплатили деньги за своевременное и качественное предоставление почтовых услуг, что дает право требовать устранить нарушение прав потребителя.
Ни в коем случае нельзя выбрасывать или терять квитанцию об оплате почтовых услуг. В противном случае будет сложно доказать факт отправки письма.
Преимущества использования заказных писем
В современном мире цифровых технологий мы привыкли пользоваться электронными средствами коммуникации – социальными сетями, электронными ящиками или мессенджерами, однако использование услуг почты иногда необходимость, особенно если речь идет о пересылке важных документов.
Выделим несколько причин, по которым стоит использовать заказной способ отправки корреспонденции:
Несмотря на наличие преимуществ, услуги Почты России не особо пользуются популярностью, ввиду наличия множества фактов кражи и небрежного отношения к посылкам клиентов. Поэтому, отправляя ценное письмо, всегда есть вероятность того, что получатель его не дождется, а вы не получите уведомление.
Полезные советы
Предлагается ознакомиться с некоторыми рекомендациями, позволяющими получить некоторую выгоду при отправке заказной корреспонденции:
Почта России занимает монопольное положение в сфере предоставления почтовых услуг, и иногда без подтверждающей документации об отправке просто не обойтись. Вместе с тем, следует быть готовым к непредвиденным трудностям и активным действиям по поиску уведомления о вручении, а также отстаивании нарушенных прав.
Почта в суд: уведомления в выходной, потерянные письма, пустые конверты
Ошибки почты
Судебные почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам хранятся в течение 7 дней со дня поступления (п. 34 Приказа Минкомсвязи от 31.07.2014 № 234; п. 11.1 Приказа ФГУП «Почта России» от 07.03.2019 № 98-п).
Отсутствие штемпелей и трек-номеров на описях вложения и квитанциях, а также ошибки в них могут свидетельствовать о ненадлежащем извещении сторон.
АС Северо-Западного округа удовлетворил требования заявителя и отменил судебные акты нижестоящих инстанций, поскольку заявитель не был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела. В качестве обоснования принятого решения суд указал, что почтовое отправление 4 июля 2017 года прибыло в место вручения, а 11 июля уже отправилось по обратному адресу, то есть с нарушением срока хранения (№ А56-43367/2017).
Колбун рассказал, что иногда почтальоны приносят юрлицам уведомления в выходные либо нерабочие праздничные дни. При этом судебная практика говорит: попытка вручения корреспонденции в официальные праздничные дни означает, что юрлицо не могло явиться в отделение связи и не считается извещенным (№ Ф05-2169/2018; № Ф05-15644/2018).
Если извещение пришло позднее судебного заседания, то лицо не считается надлежащим образом уведомленным, поскольку не могло реализовать свои права на защиту. Все гражданско-правовые последствия наступают с момента доставки сообщения (п. 1 ст. 165.1 ГК).
Еще одна ошибка почты – это отсутствие отметок, проставляемых почтовым работником, о причине возврата. Верховный суд решил: возврат судебного извещения без указания причины возврата не подтверждает информирование стороны о начале судопроизводства (№ 305-ЭС19-14303).
Ухищрения контрагента
ВС признал пустой конверт с отметками и маркировками отделения почтовой связи, который вернулся в адрес службы судебных приставов в связи с истечением срока его хранения, ненадлежащим извещением (№ 306-ЭС19-758).
Новый сервис «Почты России» по отправке через личный кабинет электронных заказных писем, вероятно, мог бы решить проблему отправки пустых писем и писем, в которых содержание не соответствует описи. Но пока его использование не является обязательным во взаимоотношениях между коммерсантами.
Бывают ситуации, когда извещение направлено по неверному адресу. При этом ВС считает, что если лицо фактически получило извещение по другому адресу и имело возможность ознакомиться с его содержанием, то этот довод не может быть использован как доказательство ненадлежащего уведомления (п. 63 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25).
Что делать, если уведомление о вручении заказного письма так и не пришло
Несмотря на то, что все реже люди занимаются отправкой писем по почте, все же до сих пор в бизнесе для ведения деловой переписки или в рамках судебных разбирательств широко используется практика отправления заказных писем с обратной отправкой уведомлений о вручении отправления адресату. Правда, иногда уведомление об успешной передаче заказного письма может не доходить до отправителя. Поэтому стоит разобраться, что следует делать, если не пришло уведомление о вручении отправленного заказного письма, и какие существуют способы, позволяющие найти уведомление.
Что такое почтовое уведомление и какими они бывают
Уведомление о передаче почтового отправления адресату представляет собой специальный документ, удостоверяющий факт успешного вручения корреспонденции адресату. Такие уведомления могут быть простыми, заказными или электронными.
Чтобы отправить письмо, посылку или осуществить перевод денег через почту с оформлением простого или заказного уведомления, отправителю потребуется заполнить специальный бланк, который можно получить в любом отделении Почты России. Для отправлений, пересылающихся по территории Российской Федерации, заполняется бланк формата 119. Если же речь идет об отправке отправления за границу с сообщением о его получении адресатом, то отправителю придется заполнить бланк CN07.
Что же касается электронных оповещений, то они представляют собой полный электронный аналог простых или заказных бумажных извещений. При использовании этой услуги после успешной отправки заказного или обычного конверта отправитель сможет получить доступ к электронной версии скан-копии сообщения в своем личном кабинете на сайте Почты России в разделе «Отслеживание».
Как правило, заказные письма с оповещением о вручении адресату отправляются по следующим причинам:
По сути, каждый сам может определить для себя необходимость и целесообразность отправки заказных писем и прочих почтовых отправлений с уведомлением об их передаче получателю.
Когда уведомление приходит обратно
После того как конверт будет отправлен и успешно передан получателю, оповещение о его передаче возвращается срочным способом и передается отправителю в рамках порядка, предусмотренного для передачи простых почтовых отправлений. Сроки доставки извещения будут напрямую зависеть от региона и населенного пункта. Но в среднем такие извещения доставляются адресатам в течение 3-5 дней с момента передачи заказного письма получателю.
Важно! В некоторых случаях адресат может получить оповещение о передаче письма спустя несколько недель. Правда, это случается очень редко, и зачастую максимум приходится ждать около недели. В любом случае он сможет отслеживать его перемещение с помощью сайта Почты России, используя трек-номер, присвоенный извещению.
Куда приходит уведомление
Отдельно стоит поговорить о том, куда приходит уведомление о доставке письма. Все оповещения об успешном вручении заказных писем или прочих почтовых отправлений присылаются в почтовый ящик лица, выступающего в качестве отправителя.
В момент вручения письма адресату он ставит свою подпись на документе, которая будет выступать в качестве юридического подтверждения факта успешной передачи отправления адресату. После этого с почтового отделения получателя в обратном направлении будет отослано извещение лицу, отправившему заказное письмо или посылку.
Как понять, что уведомление утеряно
На самом деле, понять, что сообщение о передаче отправления было утеряно в процессе пересылки, достаточно сложно, так как оно может приходить на протяжении нескольких недель после передачи заказного письма получателю. При этом если доставка извещения затянулась и с момента ориентировочной передачи письма прошло более недели, то в этом случае можно будет задуматься о том, что извещение могло быть утеряно почтовой службой. Одним из явных подтверждений факта утери извещения будет то, что при отслеживании его местонахождения оно несколько дней, а то и недель, не меняет свой статус и продолжает якобы находиться на почтовом отделении или каком-то сортировочном пункте.
Нередко, казалось бы, утерянные оповещения и почтовые отправления все же приходят по нужному адресу даже спустя несколько месяцев.
Что можно предпринять, если уведомление так и не дошло
К большому сожалению, Почта России не может похвастаться безупречной работой, поэтому этот крупнейший национальный почтовый оператор нередко не только сильно затягивает сроки доставки почтовых отправлений и сообщений, но и может их и вовсе терять. Как показывает практика, находить утерянные на почте извещения можно, хоть это достаточно и проблематичная задача, которая может решаться сразу несколькими способами.
Прежде всего, для того, чтобы найти ответ на вопрос, касающийся нахождения утерянных уведомлений, важно помнить о том, что им на почте присваиваются уникальные трек-номера. С их помощью любой человек сможет отследить местонахождение извещения на сайте pochta.ru, который является официальным интернет-ресурсом Почты России. Эта услуга является бесплатной и доступна даже для незарегистрированных пользователей.
Наверное, все люди знают о том, что Почта России постоянно работает в режиме высокой загруженности, что подтверждается очередями в отделениях связи этого оператора. Поэтому зачастую день внесения информации об отправке уведомления отправителю редко совпадает с днем вручения заказного письма адресату. Как правило, информация об отправке обратно оповещения о вручении заказного письма поступает через два-три дня после передачи отправления получателю. По этой причине любые попытки попробовать отследить местонахождение извещения раньше этого временного промежутка заканчиваются безрезультатно.
После того как завершиться предполагаемое время доставки отправления адресату и обратной пересылки оповещения о вручении конверта, отправителю потребуется направиться в отделение Почты России, откуда была совершена отправка адресной корреспонденции.
В случае если сотрудники почты будут бездействовать и не заниматься поиском извещения, потребуется лично обратиться с жалобой к руководителю почтового отделения. Если и эта мера не принесет никакого результата, то попробовать простимулировать работу операторов отделения связи можно, позвонив в службу клиентской поддержки: 8-800-10-00-000.
Также можно попробовать обратиться к руководителю отделения связи с просьбой посодействовать в получении копии извещения. Правда, надеяться на то, что копия будет выдана не стоит, да и потом в копии не будет стоять подпись адресата.