Правда ли что дети видят вверх ногами
Правда ли, что младенцы видят мир перевернутым?
Видят ли новорожденные?
Хрусталик человеческого глаза, как всякая двояковыпуклая линза, по законам физики проецирует на сетчатку перевернутое изображение. Способность мозга к исправлению картинки, передаваемой глазом, требует опыта. Сейчас известно, что в первые недели жизни младенцы не могут фокусировать зрение и выделять очертания предметов, так что «переворачивать» им, по сути, нечего.
То есть поначалу ребенок не различает «верха» и «низа», а затем обучается воспринимать верх как направление «ко лбу», а низ — «ко рту», независимо от того, на какие части сетчатки падают изображения предметов, находящихся сверху или снизу от него.
Что еще с ними » не так»?
Новорожденные не чувствуют соленый вкус — не могут его распознать. Способность идентифицировать соленое развивается у детей приблизительно между двумя и шестью месяцами жизни. При этом у малышей больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых, и расположены они не только непосредственно во рту, но и на миндалинах и в горле.
У новорожденных нет слез (иногда кажется, что у них вообще есть только одна сплошная ненависть к окружающему миру). Первые слезы вы можете увидеть в глазах у малыша не раньше, чем через три-четыре недели после рождения.
Малыши плачут на родном языке. Точнее, на языке своей матери, к тональности, звучанию и особенностям которого они особенно чувствительны еще на этапе беременности — «акцент» будущего плача закладывается в третьем триместре. Вне утробы младенцы различают материнский голос по одному лишь слогу.
Они не такие, как мы? Мифы о новорожденных.
Человек только что пришел в этот мир. Ему еще только предстоит стать таким же, как мы все – взрослым. Пока же он совсем другой, не похож на нас. Не умеет ходить, говорить. А способен ли он думать, чувствовать, радоваться? Современные ученые считают, что младенцы испытывают всю ту же гамму чувств, что и люди любого другого возраста. От радости и блаженства до одиночества и даже обиды. Благодаря современным технологиям на стыке нескольких наук ученые получили возможность хотя бы отдаленно понять мир новорожденного. О чем думает этот человечек и думает ли вообще, снятся ли ему сны? Видит ли он все, что происходит вокруг него? В последнее время ученые дают хотя бы приблизительные ответы на эти вопросы. Но, тем не менее, очень часто можно встретить у родителей, а особенно у бабушек и дедушек убежденность в достоверности многих мифов, касающихся самых маленьких детей.
Все видит вверх ногами
Самый забавный миф следующий: новорожденный все видит вверх ногами. Зрение у него перевернуто якобы из-за того, что он в утробе находился вниз головой. А как же тогда быть с так называемым тазовым предлежанием? Да и вообще, переворачивается головой вниз малыш лишь на самых последних месяцах беременности. До этого его размеры позволяют ему находиться в «свободном плавании», вплоть до того, что он может проводить время в горизонтальном состоянии.
Не слышит
Поражает способность новорожденного спать практически под любые звуки. Игры старших детей, разговоры, телевизор, кажется, совсем не мешают ему. Даже резкий звонок телефона или хлопок входной двери не всегда разбудит ребенка в возрасте до 1 месяца. Он ничего не слышит?
Оказывается, слух формируется у ребенка еще на 20-й неделе беременности. Доказано, что малыши воспринимают звуки, еще находясь в утробе. Если ребенку, когда был еще в животике, мама читала сказки или пела песенки, родившись, он реагирует на знакомые произведения: быстрее успокаивается, когда слышит их.
Ничего не чувствует
Не видит сны?
Удивительно, но новорожденные видят сны. И, по всей видимости, они гораздо ярче, чем у взрослых. Мамы часто наблюдают улыбку или, наоборот, нахмуренные бровки спящего малыша. В эти моменты он пребывает в стране сновидений. Внутренний мир малыша невероятно яркий и насыщенный. Он мыслит и чувствует, хотя не может выразить свои эмоции словами.
Не приучать к рукам
Часто можно услышать такой совет: «Как можно реже берите малыша на руки, не приучайте к рукам!» Иначе – привыкнет и будет проситься на ручки постоянно. Современные психологи опровергают и этот миф. Малышу, наоборот, нужно как можно больше контактировать с матерью. Плач – это вовсе не признак избалованности и эгоизма. Малышу жизненно необходимо не только молоко матери и нормальные бытовые условия, но и достаточный тактильный контакт с самым близким для него человеком. Чем больше носить ребенка на руках в первые месяцы, тем спокойнее он относится к этой процедуре позже. Он знает, что в любой момент мама с радостью возьмет его на руки. Значит, беспокоиться не о чем. Можно пока полежать в кроватке, рассматривая собственные ручки или муху на стене.
Кричит – тренирует легкие
Нужно устранить причину беспокойства или сделать все возможное для этого. И сразу станет легче. И малышу, и маме.
Нужно туго пеленать, чтобы ноги были ровными
Раньше было принято туго пеленать детей, буквально вытягивая их по струнке, как маленьких солдатиков. Считалось, что это комфортно и безопасно для ребенка. Видимо, чтобы неопытные мамаши не задавали лишних вопросов, а действовали по принятым правилам, и придумали «железный» аргумент про кривые ножки. Несмотря на то, что сейчас даже педиатры советской школы выступают за свободное пеленание, миф про «ноги колесом» гуляет в народе.
Стерильность везде и во всем!
Это еще один миф.Малыш вовсе не нуждается в исключительной стерильности. Обычной чистоты, гигиены и порядка в доме достаточно. К примеру, ежедневно купать с мылом и шампунем – это перебор.
Даже, наоборот, ребенок нуждается в контакте с нестерильной средой, благодаря этому вырабатывается иммунитет.Хватит 1 мытья в неделю с использованием геля или мыла, в остальные дни – просто вода или ванночка с морской солью.
baby_secret_net
baby-secret.net
Автор, к сожалению, не указан.
Представлений, мифов о младенцах много. Перечисленные ниже – одни из самых распространенных, передающихся из поколения в поколение годами. Если у вас есть другие, с которыми вы сталкиваетесь, оставляйте в комментариях. Опыт, факты и знания могут очень помочь кому-то менее опытному и знающему.
У младенца нежная кожа и купать его надо в кипяченой воде
Кипячение обеззараживает воду. Раньше, в деревнях, воду кипятили, когда брали ее из природных источников. Это было оправданное обеззараживание. Воду из-под крана обеззараживать не надо, а кипячение делает ее более жесткой. Для нежной кожи младенца жесткая кипяченая вода хуже некипяченой из-под крана.
При купании на дно ванночки надо прокладывать пеленку для тепла
Пеленку прокладывали в прошлом, когда купали ребенка в деревянных емкостях. Пеленка предохраняла от заноз. Температура дна пластиковой ванночки и температура пеленки на дне одинаковы, пеленка дополнительного тепла не дает.
Если ребенок икает – он замерз
Очень стойкое заблуждение. Икота – непроизвольное сокращение диафрагмы, вызванное раздражением брюшнины или желудка. Ребенок может икать после еды, после срыгивания (раздражают частицы пищи), даже после сильного плача (раздражает мокрота). Холод не вызывает раздражения и икоты.
В первые недели после рождения ребенок все видит «вверх ногами»
Видимо, считается, что раз в утробе младенец чаще всего находится головой вниз, видеть он должен все перевернуто. На самом деле положение в утробе не влияет на зрение – у плода чаще всего глаза закрыты. Младенец постепенно осваивает зрение в первые месяцы жизни: от размытых световых пятен до проясняющихся контуров контрастных предметов, но ничего перевернутого у него нет.
В первые недели после рождения ребенок ничего не слышит
Ребенок начинает слышать, еще находясь в утробе матери. Способность слышать после рождения никуда не исчезает. В первые недели он реагирует только на резкие звуки, но слышит все, без исключения. По мере роста начинает реагировать на все окружающие его звуки.
Надо туго пеленать младенца, чтобы у него были прямые ножки
Заблуждение, особенно популярно в отношении девочек. Тугое пеленание не исправит ничего, а вот развитие ребенка, который лишен возможности двигаться, замедляется.
Надо пеленать младенца, потому что он пугается своих рук
Вздрагивая, младенцы рефлекторно вскидывают руки. Но младенцы вздрагивают не от своих рук, а от резких звуков или быстрых теней, которые падают им на глаза, от того, что видят во сне. Руки они вскидывают, вздрагивая, а не наоборот. Собственные руки младенец не осознает до 3-4 месяцев и напугать его они не могут.
Ребенок должен сидеть в 6 месяцев
Не должен! Нет жестких норм, определяющих когда ребенок должен сесть или начать ходить, за исключением явных задержек, связанных с патологиями. Нет ничего страшного, если ребенок сядет в 7 месяцев, а ранее хождение, к которому стремятся родители, может отрицательно сказаться на не готовом к вертикальному положению позвоночнике.
Не надо стремиться сидеть или ходить раньше, чем ребенок сам это освоит.
Руки и ноги ребенка должны быть всегда теплыми, он все время должен быть одетым
Всегда теплые руки и ноги, как правило, свидетельствуют о нарушении теплообмена. Природа предусмотрела сужение сосудов в прохладном воздухе для уменьшения потоотделения и расширение в теплом для увеличения. Ребенок, у которого в прохладном воздухе руки остаются теплыми – ребенок с нарушенным теплообменом. Он рискует простудится от малейшего похолодания. Нормально, когда при +20-22 градусах в комнате на ребенке нет одежды, и он чувствует себя комфортно, при этом руки и ноги прохладные (но не холодные!).
Разумеется, правило «без одежды» не распространяется на время, когда у ребенка есть недомогания.
При насморке надо закапать в носик пенициллин или другой антибиотик
Ни в коем случае! Антибиотики из носоглотки попадают в желудок и кишечник, воздействуя на микробы и бактерии. Для несформировавшейся микрофлоры кишечника младенца такое воздействие может быть разрущающим.
Правда ли что дети видят вверх ногами
Полезные факты для родителей о развитии зрения у ребенка на разных возрастных этапах.
Бесплатные занятия с логопедом
Ваш ребенок только что появился на свет. Его маленькие глазки, которые оглядываются вокруг – это самое прекрасное, что вы видели. Вы не знаете, что в этот момент видит ребенок и отличается ли чем-то его зрение от зрения взрослого человека. Поскольку этот вопрос интересует многих молодых родителей, попытаемся в нем разобраться.
Хотя при рождении зрение ребенка еще не полностью развито, он уже различает цвета. Его зрение развиваеется постепенно, этап за этапом.
Когда у детей развивается зрение?
К концу девятого месяца зрение ребенка такое же развитое, как у взрослого. Окончательно оно формируется к концу первого года жизни. В этот период малыша сильно привлекают яркие контрастные цвета.
Глаза ребенка готовы правильно воспринимать окружающий мир уже с рождения, но его мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать такую сложную информацию. Младенцы могут различать цвета при рождении, но на элементарном уровне. Их способность воспринимать различные оттенки цветов ограничены.
Только пройдя ряд этапов развития зрения, ребенок сможет увидеть окружающий мир во всех цветах и оттенках. Рассмотрим подробнее эти этапы, длящиеся в течение первого года жизни ребенка.
Развитие зрения у ребенка
Выделяют такие этапы развития зрения:
Зрение новорожденного ребенка: что нужно знать родителям
1. Развитие глаз. На 22-м дне беременности глаза представляют собой две маленькие борозды на эмбрионе. На этом месте формируется зрительный нерв, а впоследствии – глаза.
2. Проверка на врожденные нарушения зрения. В момент рождения ребенка врач проверяет наличие врожденных нарушений зрения, которые могли возникнуть еще в утробе матери. Врач может вводить новорожденному глазные капли, чтобы препятствовать развитию глазных инфекций.
3. Как видят новорожденные. При рождении ребенок может видеть предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки мозга и органов зрения еще не развиты.
4. Неспособность фокусироваться. Новорожденный ребенок не может перемещать взгляд с одного предмета на другой и фокусироваться на объектах, находящихся на расстоянии 15–20 см от лица.
5. Дальнозоркость и близорукость. У новорожденных детей могут возникать дальнозоркость или близорукость. Из-за таких дефектов зрения взрослые вынуждены носить очки. Но у младенцев они не вызывают безпокойства. Дефекты зрения могут возникать из-за того, что у детей недостаточно развита сетчатка. Поэтому со временем они уменьшаются. Также вы можете заметить, что ребенок реагирует на яркий свет, моргая или закрывая глаза.
9 фактов о развитии зрения до двух месяцев
1. Какие цвета ребенок видит с рождения? При рождении ребенок может видеть все цвета, но неизвестно, какие из них он видит четче, чем остальные. Исследования показали, что дети с рождения могут различать основные цвета (красный, синий, зеленый). Некоторые дети демонстрируют предпочтение какому-то одному цвету. Однако в этом возрасте дети еще не могут различать похожие цвета (например, красный и оранжевый). Это означает, что ребенок распознает цвета, но не различает оттенки.
2. Отсутствие реакции. Ребенок может смотреть вам прямо в глаза, но его мозг еще не способен обрабатывать данные, полученные органами зрения, в полной мере. Поэтому не беспокойтесь, если вы улыбаетесь или подмигиваете малышу, а он никак на это не реагирует.
3. Расширенные зрачки. В течение первых двух недель зрачки у ребенка сужены, чтобы ограничить попадание света. Это связано с тем, что сетчатка глаз еще слишком чувствительна. Только после третьей недели зрачки ребенка начинают расширяться, чтобы в глаза попадало больше света. Через несколько недель вы заметите, что ребенок держит глаза открытыми в течение дольших промежутков времени.
4. Нечеткое зрение. В первый месяц жизни ребенок видит нечетко, как будто в тумане. Чтобы привлечь внимание ребенка, предметы должны быть большими и яркими.
5. Координация зрения и слуха. К концу первого месяца слух и зрение ребенка хорошо согласованы. Если вы, например, потрясете погремушкой, ребенок повернется лицом к источнику шума.
6. Развитие периферийного зрения. Ребенок в этом возрасте имеет хорошо развитое периферийное зрение и может фокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии полутора метров от него.
7. Ребенок учится фокусироваться. Взгляд ребенка может казаться блуждающим. Это нормально, потому что он еще только учится фокусироваться на предметах.
8. Четкое восприятие цветов. К концу второго месяца ребенок учится различать оттенки. При этом он отдает предпочтение более ярким оттенкам. Вот почему детские игрушки обычно такие яркие.
9. Мама улыбается! Ребенок может интерпретировать улыбку на лице матери. В двухмесячном возрасте он улыбается в ответ. Это свидетельствует о том, что его зрение развито настолько, что теперь он может состредотачиваться на определенных объектах.
Зрение ребенка в 2–4 месяца
1. Ребенок лучше воспринимает пространство. В этом возрасте у ребенка развивается восприятие глубины и пространства. Это означает, что он может оценить, насколько далеко от него находится предмет, который он видит. Это происходит потому, что в этот период у ребенка лучше развита координация между органами зрения и головным мозгом.
2. Ребенок следит за перемещением предметов. Если поменять расположение предметов в поле зрения ребенка, он начнет искать их глазами. Также он вниматтельно наблюдает за любыми действиями, происходящими возле него. Потрясите перед ним погремушкой – и вы увидите, как он станет смотреть на нее, не отводя глаз.
3. Ребенок различает больше цветов. Количество цветов и оттенков, которые он может воспринимать в этом возрасте, значительно увеличивается.
4. «Я тебя вижу». К концу четвертого месяца ребенок лучше видит отдаленные предметы. Теперь, если он сядет возле окна, он увидит то, что происходит за окном, а не сфокусирует взгляд на стеклянной поверхности.
Развитие зрения в 4–8 месяцев
1. Разноцветный мир. В 5 месяцев ребенок уже хорошо видит цвета.
2. Ребенок различает лица. Ребенок лучше воспринимает глубину пространства и узнает знакомые объекты. Он узнает знакомые лица и предметы на расстоянии нескольких метров.
3. Постоянство объектов. Зрение ребенка становится все больше похожим на зрение взрослого человека. Он замечает мелкие детали и понимает то, что объекты постоянны и не могут исчезать. Поэтому, если вы спрячете игрушку, находящуюся перед ребенком, под одеяло, он будет понимать, что она где-то рядом.
Развитие зрения в 9–12 месяцев
1. Ребенок видит лучше. В этом возрасте ребенок уже видит практически так же, как и взрослые. У него уже полностью развито цветовое восприятие, а восприятие пространства значительно улучшается.
2. Цвет глаз. В этом возрасте цвет глаз у ребенка уже практически сформирован и остается таким на всю жизнь.
3. Ребенок может определять расстояние до объекта. Он способен различать близкие и дальние объекты, их цвета, узнавать знакомые лица и предметы.
4. Координация зрения и работы мышц. В возрасте одного года у ребенка значительно развивается координация, проявляющаяся в согласованном действии мышц и органов зрения. Ребенок может выглядеть слегка неуклюжим, но его координация все ще развивается.
Для правильного развития зрения у ребенка необходимо регулярно проходить медицинскую проверку. Также следует обращать внимание на проявление определенных симптомов, которые могут свидетельствовать о проблемах со зрением.
Признаки проблем со зрением
Родителям необходимо быть внимательными к любым отклонениям от нормального развития зрения. Обращайте внимание на следующие симптомы:
1. Красные или опухшие веки. Это может быть признаком инфекции или аллергии.
2. Слишком частые движения глазами. Зрительные мышцы ребенка еще развиваются. Поэтому ребенок может совершать частые движения глазами. Но если такие движения постоянны или чрезмерны, это может свидетельствовать о проблемах со зрением.
3. Сильная чувствительность к свету. Если ребенок закрывает глаза каждый раз, когда выходит на улицу в солнечную погоду, возможно, у него повышено внутриглазное давление или есть проблемы с сетчаткой.
4. Постоянно слезятся глаза. Слезные железы у ребенка еще формируются. Поэтому у него могут часто слезиться глаза или вообще не выделяться слезы.
5. Белые зрачки. Это может быть признаком различных болезней, от онкологических заболеваний до катаракты. Появление такого признака требует немедленного медицинского вмешательства.
Когда проводить ребенку медицинский осмотр?
Врачи рекомендуют регулярно показывать ребенка офтальмологу. Это поможет вовремя распознать и вылечить ряд заболеваний.
1. Катаракта. Хрусталик глаза у новорожденных чист, как и у взрослых. Но в некоторых случаях в нем может быть помутнение, которое называется катарактой. Педиатр обычно замечает катаракту во время осмотра сразу после рождения или через несколько недель. Катаракта у новорожденных, как и у взрослых, может быть исправлена хирургическим путем.
2. Перекрытые слезные протоки. Иногда дети могут рождаться с перекрытыми слезными каналами. Это может вызвать отек и покраснение вокруг век. Младенцы имеют слабую иммунную систему, и воспаленный слезный канал может стать благоприятной средой для размножения бактерий. Лечение антибиотиками поможет избежать риска потери зрения.
3. Амблиопия, или «синдром ленивого глаза». Ребенок иногда может использовать для зрения только один глаз и из-за этого терять способность видеть другим глазом. Причины амблиопии могут быть разными, часто это расстройство возникает из-за отсутствия координации между полушарием мозга и противоположным глазом. Амблиопию очень трудно обнаружить в раннем возрасте, поскольку оба глаза выглядят совершенно здоровыми. Регулярная проверка зрения может помочь в диагностике этого расстройства.
4. Косоглазие. В первые 4 месяца вам может казаться, что движения глаз ребенка не скоординированы и каждый глаз движется самостоятельно. Начиная с пятого месяца, глазные мышцы координируют движения глаз. Если вы наблюдаете у ребенка несогласованные движения глаз даже в шесть месяцев, возможно, у него развилось косоглазие. Это расстройство можно обнаружить во время осмотра у офтальмолога. Но, если вы сами заметите у ребенка такие симптомы, вам следует обратиться к врачу.
5. Ретинопатия. Это повреждение сетчатки, которое встречается у детей, которые родились преждевременно. Ретинопатия развивается из-за того, что у ребенка не сформированы кровеносные сосуды сетчатки или сформированы неправильно. Ретинопатию легко обнаружить во время медицинского осмотра.
6. Птоз. Эта аномалия заключается в том, что движения век ребенка сдерживаются мышцами, и из-за этого веки остаются неподвижными. Иногда дети рождаются с недоразвитыми мышцами век, и из-за этого веко невольно оказывается опущенным. Это состояние и называется птозом. Сам птоз не несет никакой угрозы здоровью, но может приводить к развитию амблиопии. К счастью, птоз легко поддается хирургическому лечению.
Как помочь ребенку развить зрение
Чтобы развить зрение ребенка на различных этапах его жизни, придерживайтесь следующих рекомендаций.
До 2-х месяцев
2–4 месяца
4–8 месяцев
9–12 месяцев
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.