Позвоните в ца что это
Объявление
Отказ на терминале в магазине
Как же так?
В СМС указано название магазина, и сумма, которая была введена в терминал, из которого и появился чек.
Разные суммы в смс и в чеке (отказном) говорит лишь о том, что это разные операции.
Ничего не нужно ждать, сообщите в свой банк о сложившейся ситуации. Денежные средства пока не списаны но не доступны Вам (приготовлены к списанию). Только Ваш банк может их разблокировать.
Комментарий
Как же так?
В СМС указано название магазина, и сумма, которая была введена в терминал, из которого и появился чек.
Разные суммы в смс и в чеке (отказном) говорит лишь о том, что это разные операции.
Ничего не нужно ждать, сообщите в свой банк о сложившейся ситуации. Денежные средства пока не списаны но не доступны Вам (приготовлены к списанию). Только Ваш банк может их разблокировать.
Есть ли в чеке графа «код ответа» или ей подобное? (обычно после реквизитов карты и суммы)
Если есть, напишите пожалуйста, что там.
5rik.ru
Материалы для учебы и работы
Коды ответов банка
Рекомендуется прокатывать карту и держать пин-пад подальше от постоянных источников магнитного излучения (размагничиватели, магнитные рамки и т.д.)
Для карт Maestro обязателен ввод пин-кода держателем карты. По окончании ввода необходимо нажать клавишу «ОК» на пин-паде.
До нажатия клавиши «ОК»:
— если нажать клавишу «С» сотрутся все цифры пин-кода, и можно набрать пин-код ещё раз (если клиент нажал не ту цифру пин-кода);
— если нажать клавишу «STOP», произойдет отказ от ввода пин-кода, и карту нельзя будет обслужить.
5. Подтверждаем тип карты на кассе клавишей «ВВОД» (либо клавиша «ДА»)
Проходит авторизация, ответ, и чек закрывается автоматически в случае ответа ОДОБРЕНО.
На первом экземпляре получить подпись клиента, второй отдается клиенту с подписью кассира вместе с картой и товаром.
Чек «одобрено» примерно выглядит так:
Номер кассы: 4 06/07/2007 17:14
1. Орбит без сахара
50173204 9.79* 1.000= 9.79
Терминал: 30802501 Чек 9
Код авторизации: 629521
Дата: 06/07/07 17:15:15
ИТОГО СУММА ПО ЧЕКУ: 9.79 РУБ
ПОЛУЧЕНО НАЛИЧНЫМИ: 0.00 РУБ
ПОЛУЧЕНО ПО Б/Н: 9.79 РУБ
В случае отказа (недостаточно средств, не оплачивать и т.д. см. приложение 1) на принтер выйдет из принтера отказной чек, ошибка будет выведена на экран, но сам кассовый чек НЕ ЗАКРОЕТСЯ и касса перейдет к пункту №2. Чек можно будет закрыть по другой карте, либо за наличные деньги.
ВНИМАНИЕ: В случае отсутствия канала связи с банком, пин-пад будет запрашивать авторизацию определенное время, не получив ответ, пин-пад будет пытаться сделать автоматическую отмену во избежание финансовых потерь. Перегружать в это время кассу не рекомендуется, касса самостоятельно после проведения отмены выдаст ошибку.
Опять мошенничество.
Работаю в магазине, иногда заменяю продовца. Ну когда она отлучается по своим делам. Поэтому монеты и китайские телефоны по цене оригинала, стабильно, раз в месяц встречаю. Даже раз было, признаюсь, развели на штуку по известному сценарию. Но, сегодня был новый развод о котором уже писали на пикабу. Видимо начал набирать обороты, раз это уже коснулось и меня, так что будте окуратны, а я опишу его по подробнее чтоб были все в курсе.
С утра зашел обычный покупатель, набрал товара на тыщи, примерно, две и расплатиться хочет картой зеленого банка. Ну провожу оплату, выходит чек а на не нем написано ОТКАЗ ПОЗВОНИТЕ В ЦА. О чем я и говорю покупателю, на что он начинает возмущаться, что быть такого не может, деньги есть только что закинул восемь тысяч. Через несколько секунд спора, он мне выдаёт что ща посмотрим у него в телефоне. И тут до меня доходит в чем дело, парень же не знал что я постоянно читаю пикабу. Ну я ради интереса на все соглашаюсь и каково моё было удивление когда я увидел от номера 900 смс с текстом что были зачислены деньги и второе смс с названием НАШЕГО магазина и с точной суммой списания и с точным остатком на счету. Смска была сделана грамотно, придраться было не к чему. Тут мне уже крыть было не чем и я пошёл в отказную, типа ни фига подобного оплата не прошла и все вопросы к своему банку, а если что то мы все вернем. Он сразу развернулся и ушёл, без покупок.
PS. Спасибо людям зато что делятся своим опытом, который уже не раз, лично меня спасал. Ну то что я раз попал на штуку, то это не считается.
За что ты так русский язык ненавидишь?
Люди добрые, поделитеся ссылкой в час трудный на пост ранний о мошенниках лютых.
Не разу никто не возвращался с обвинениями.
Видно всем деньги возвращались как полагается, в течении 30 дней.
Хотя нет, однажды было, обвиняли что 3 дня уже деньги не вернулись, в итоге прониклись обьяснениями и больше не пришли.
может быть уже баян. но. АККУРАТНЫ БЛЕАТ. 1111111
В 1000 раз повторяю, что СМС не является подтверждением оплаты!
Пусть идет в ближайшее отделение банка, берет выписку.
Продавец пишется, через а, а не о: проверочное давать а, не доит(s)
детский какой-то развод- ну в каком магазине в такое поверят? Платеж не прошел- все, деньги не перечислены.
Все ок, название магазина, цена. Timestamp какой? То есть дата и время.
Если кассир не идиот, он знает что документ подтверждающий обмен товара\услуги на деньги это чек.
Пока нет чека, товар\услуга может оказываться лишь на условии взаимного доверия. Ну или не взаимного.
была похожая ситуация.
поел в пельменной вкусной где в тот момент жизни дотсаточно регулярно жрал..
расплачиваюсь картой и в момент этот сдыхает терминал..
попрощались я уехал, а утром приходит смс об отмене платежа.
В итоге мошенник лоханулся сам
Ну а так, спасибо, предупрежу добрых тёток из дикси под домом)
Ждал знакомого в пиццерии. Купил кофе 45 руб. Приложил карточку к терминалу и пошел. Подходит официантка: отказ операции. Чек заело в аппарате, ничего не видно, но если включить воображение. В общем, не та сумма, чтобы права качать. Расплатился мелочью. Через час и правда: пришло смс об отмене.
А вот стоял бы с телегой еды в Ашане и в такой ситуации тоже бы ушел, все бросив. А вечером на Пикабу появилось бы 2 поста: про мошенников и про воров кассиров.
Ответ AlexMiracle08 в «Разводняк 80-го уровня или добро пожаловать в лигу тупых»
Ответ на пост «Разводняк 80-го уровня или добро пожаловать в лигу тупых»
Стала жертвой мошенников, учась на первом курсе. Сейчас, когда думаю об этом, совсем не понимаю, как я на это повелась. Ситуация:
Подруга искала подработку на всем известном сайте и наткнулась на объявление о поиске англоязычного гида на сопровождение иностранцев на два дня. У самой нее не было возможности работать в те дни, поэтому она прислала мне контакт этой конторы, зная, что я копила на подарок маме. Со мной созвонились, в подробностях рассказали о предстоящей работе, что нужно сопроводить двух девушек, погулять их по Москве, пока их родители на каком то там бизнес митинге. Рассказывали все настолько детально, что сомнений абсолютно не возникало (вплоть до «одна из девочек не есть мясо, позаботьтесь заранее найти подходящее место для обеда, чтобы было разнообразие вегетарианских блюд).
Следующим утром я поехала забирать «клиентов» на другой конец Москвы. Уже на подходе к зданию гостиницы, мне позвонили и попросили помочь «срочно перевести 5000 на такой то номер телефона». Абсолютно не понимаю, как я на это повелась, если честно, вспоминая этот день, у меня в голове сплошной туман. Вроде была уже не глупая, слышала миллиард подобных историй, однако деньги я перевела (по правде говоря, даже не помню откуда у меня, студентки первого курса на стипендии 2500 в месяц, они вообще были). Ну и дальше все было по классике: после перевода, трубку больше не брали. Причём, поняла я это, как только транзакция была завершена. В ту же секунду. Будучи все ещё в салоне связи, я сразу попыталась отменить платеж, но (чудеса!) деньги ушли с того счета в тот же момент, как и поступили. Само собой я обратилась в полицию, написала заявление. Не потому, что надеялась получить деньги обратно, но хотя бы, чтобы тот номер заблокировали и больше никто бы не пострадал.
Надо отдать должное моей подруге, как только она узнала про весь этот развод, она сразу предложила вернуть мне всю сумму. Таня, если читаешь, я не забыла про это приключение!
Целевая аудитория: что это такое, как ее определить и почему это важно для бизнеса
Подробно и понятно о выборе целевой аудитории с примерами из бизнеса
Ася Челован
Представим: компания придумала классный продукт, который точно «взорвет рынок», вложила деньги в производство и продвижение. А продукт не покупают — деньги и усилия потрачены зря.
Почему так произошло? Вариантов много: неудачный выбор времени запуска, изменение законодательства, неожиданный кризис. Но чаще всего причина провала проще — неправильное определение целевой аудитории.
Понимание целевой аудитории не гарантирует на 100%, что продукт будет успешен и принесет прибыль. Но оно повышает шансы, что продукт будет отвечать потребностям людей и они будут его покупать.
В этой статье используем термин «продукт» в качестве абстракции, которая обозначает все, что можно продать: от продуктов в магазине у дома до услуг адвокатского бюро.
Что такое целевая аудитория и зачем ее изучать
Целевая аудитория — люди, которым, по мнению бизнеса, настолько интересен продукт, что они будут его покупать. Маркетологи часто сокращают словосочетание до аббревиатуры «ЦА» — не удивляйтесь, если увидите.
Бывают ситуации, когда кажется, что изучать целевую аудиторию не надо — ведь продукт нужен буквально всем. Но это только кажется: целевую аудиторию нужно изучать каждому бизнесу, чтобы лучше понять задачи потенциального клиента и предложить ему их решение с помощью вашего продукта.
Допустим, на рынок выходит новый банк для бизнеса и он решает, что целевая аудитория расчетно-кассового обслуживания — все бизнесы России. Похоже на правду — счета действительно нужны всем ИП и компаниям.
Сложности начинаются, когда банк пытается ответить на вопросы, чтобы построить маркетинговую стратегию:
— Что делать в первую очередь: валютные переводы, эквайринг или интеграцию с 1С?
— 20 000 ₽ в месяц — это дорого или дешево для расчетно-кассового обслуживания?
— Для продажи этого продукта нам нужно запускать рекламу в интернете или нанимать продажников?
— На что делать акцент в рекламе: обслуживание счета 0 ₽ или выгодная ставка на остаток по счету?
— Как нам нужно говорить про продукт: ярко и дерзко или размеренно и спокойно?
Если банк исходит из того, что ЦА — это все компании и ИП России, то однозначно ответить на эти вопросы не получится: у микробизнеса одни потребности и возможности, а у корпораций — другие. И сформировать эффективную маркетинговую стратегию на всех не выйдет.
Если бизнес будет стараться сделать продукт сразу для всех, рискует не сделать ни для кого: потратит много денег и времени, но никого не заинтересует.
Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф
Чем понимание ЦА помогает бизнесу
Знание целевой аудитории и ее потребностей помогает бизнесу отвечать на такие вопросы.
С чего начать и как дальше развивать продукт. Когда бизнес понимает, что важно для целевой аудитории, он может решить, какие функции нужны продукту в первую очередь, потому что них клиент и будет его покупать. Остальные функции не так важны и их можно добавить чуть позже.
Предприниматель хочет открыть компанию, которая будет оказывать услуги по бухгалтерскому сопровождению бизнеса. Если он попытается сразу удовлетворить все потребности потенциальных клиентов — сдача нулевой отчетности сдача всей налоговой отчетности, ведение кадров, возмещения НДС и так далее, компания запустится через пару лет, а потом еще столько же будет пытаться выйти в прибыль.
Имеет смысл для начала выбрать один сегмент целевой аудитории — например, ИП на специальных режимах налогообложения без сотрудников. Им можно предлагать сдавать отчетность по УСН, ПСН и отчитываться перед фондами. Так бизнес может быстрее открыться и начать зарабатывать.
Дальше можно планировать новые функции — например, сдачу отчетности за сотрудников и ведение участков бухгалтерии.
Сколько должен стоить продукт. Понимание особенностей своей аудитории помогает сформировать правильную цену на продукт — ту, что не отпугнет потенциальных клиентов и при этом не уведет бизнес в минус.
Фитнес-тренер в бюджетном спортзале и фитнес-тренер в премиальном спортивном клубе ставят разные цены на свои, по сути одинаковые, услуги.
Большинство людей, которые покупают абонементы в бюджетные спортзалы, имеют ограничение по деньгам или не видят смысла переплачивать. Они считают стоимость дополнительных предложений относительно основной услуги — пользование спортзалом.
Если поставить цену 5000 ₽ за персональную тренировку в спортзале с годовым абонементом за 14 000 ₽, желающих воспользоваться предложением будет мало.
В случае с премиальным спортзалом посетители могут и готовы платить больше за дополнительный сервис: удобное расположение, воду в кулерах, полотенца, самые крутые тренажеры, лучших тренеров. И тренировка за 5000 ₽ при годовом абонементе за 150 000 ₽ будет более востребована.
Есть ли спрос на продукт или нужно его создать. Если бизнес знает, кому продает продукт, становится понятно, в чем задача: удовлетворить существующий спрос на понятный клиенту продукт или сначала объяснить потенциальному клиенту, чем продукт будет полезен.
Компания планирует продавать систему финансового учета для бизнеса.
Если предложить ее микробизнесу, скорее всего, возникнет сложность: аудитория пока не понимает, зачем ей нужен финансовый учет. А значит, спроса на продукт не будет. Когда спроса нет, бессмысленно рассказывать, чем система лучше предложений конкурентов.
В этой ситуации нужно создать спрос: объяснить, какие проблемы микробизнеса система помогает решить. Например, рассказать о том, как она отслеживает кассовые разрывы и помогает их избежать.
Если же предложить систему бизнесу, который уже понимает, зачем им финансовый учет, стратегия будет другой: показать преимущества системы по сравнению с конкурентами. Например, рассказать, что система совместима со всеми банками и что такого больше нет ни у кого на рынке.
Какие рекламные каналы и площадки протестировать в первую очередь. Когда целевая аудитория известна, легче сформулировать гипотезу о том, в каком порядке тестировать рекламные площадки. Это важно, потому что в бизнесе ресурсы или бюджет всегда ограничены.
Компания продвигает платформу для подбора нянь с педагогическим образованием и свободным английским. Потенциальная аудитория — прогрессивные родители со средним доходом и выше.
Значит, нужно идти на площадки, где чаще всего обитает ЦА: в Фейсбук, Инстаграм, спецпроект в журнале «Мел» и интеграции к блогерам, которые ведут каналы про современные методы воспитания и осознанное родительство.
Что и как рассказать про продукт. Понимание целевой аудитории помогает подобрать упаковку, рекламный креатив, тональность коммуникаций с покупателем.
Дизайн упаковки вечернего чая для спортсменов будет отличаться от дизайна чая для малышей — даже если по составу они одинаковые.
Тональность коммуникаций тоже будет разная: слоган «Помощь маме. и папе» не зацепит внимание профессионального кроссфитера.
Во всех описанных примерах встречаются исключения: малый бизнес может осознавать потребность в управленческом учете, к выдающемуся тренеру могут ездить на тренировки за 5000 ₽ в районный спортзал, «Одноклассники» могут показать лучший результат для платформы с нянями, а некоторые спортсмены едят детское питание.
Но в большинстве случаев понимание целевой аудитории дает информацию для работы над продуктом и его продвижением.
Основные характеристики ЦА
Чтобы подробно изучить и понять своего потенциального клиента, разбираются в таких характеристиках:
Географические характеристики могут повлиять не только на настройку рекламы, но и на дизайн продукта: например, требования к продукту «зимняя шапка» у жителей Норильска и Краснодара будут различаться.
Социально-демографические характеристики — образование, доход, пол, семейное положение, наличие детей и другие. Они могут влиять на коммуникации, упаковку продукта и даже его суть.
Для людей из разных социальных слоев — с разным образованием и доходом — будет важно разное: одному покупателю достаточно, чтобы футболка вписалась в бюджет, а другому важна экологичность производства.
Упаковка и коммуникации для мужского и женского геля для бритья будут различаться: у мужчин и женщин различается кожа, сфера применения и частота использования. Функциональное назначение товара одинаковое — средство, чтобы бритва лучше скользила, но ключевые характеристики будут разными.
Психографические характеристики — социальная группа, к которой относит себя покупатель, личные качества человека, ценности, мечты и страхи, хобби. Это самый сложный для изучения блок характеристик ЦА. Как правило, глубоко в изучение психографики своей аудитории погружаются корпорации и крупные бренды.
Малому и среднему бизнесу понимание психографических характеристик помогает разместить рекламу на правильных площадках и сформировать эффективное рекламное сообщение.
Например, в пик популярности сериала «Игра престолов» бизнесы, которые продают верхнюю одежду, создавали креативы по мотивам расхожей фразы из сериала — «Зима близко».
Поведенческие характеристики — анализ поведения человека, когда он принимает решение о покупке и совершает ее. Есть разные подходы к оценке поведенческих характеристик.
Например, аудиторию можно делить на тех, кто долго и вдумчиво принимает решение о покупке, изучив все отзывы, и на тех, кто готов купить более или менее подходящий продукт сразу.
Компания продает китайские смартфоны за 15 000 ₽ и после бесед с потенциальными клиентами понимает, что основная часть аудитории — люди, которые внимательно читают отзывы. В этом случае правильно будет сосредоточиться на том, чтобы отзывов о товаре и его обзоров было больше и они хорошо искались по ключевым словам.
Если же компания поняла, что люди сравнивают просто по цене, то главной задачей будет показываться в первых строчках в выдаче условного Яндекс.Маркета и поиска по запросу «смартфон дешево».
Еще один пример: есть люди, которые склонны к демонстративному потреблению, а есть те, кто, наоборот, попадает под «эффект сноба». В первом случае люди стремятся выглядеть круче в глазах своих знакомых за счет того, что могут себе позволить купить последнюю модель Айфона сразу же после ее выпуска. Во втором случае люди отказываются от покупки Айфона, потому что «все с ними ходят».
В большинстве случаев сложно определить поведенческие характеристики «на берегу». Наиболее корректным выглядит путь, когда бизнес предполагает характеристики, а потом проверяет их. Например, добавляет на лендинг блок с отзывами покупателей и смотрит, как влияет этот блок с «социальными доказательствами» на конверсию из посетителя сайта в покупателя.
Как и зачем сегментировать ЦА
То есть у курсов английского ЦА будет делиться на несколько частей, к каждой из которых будет свой подход. Разделение ЦА на отдельные части называется сегментацией. Она помогает бизнесу эффективнее растить продажи.
Главный секрет сегментации в том, чтобы разделить ЦА на сегменты, которые сложатся в единый образ потенциального клиента. Дробление целевой аудитории на слишком мелкие сегменты может навредить: будет непонятно, кому и что предлагать.
Например, для компании, которая продает кнопочные телефоны, нормально делить ЦА на тех, кто любит олдскульную технику, и тех, кто покупает аппарат попроще для бабушки. А сегмент «для бабушки, которая сидит на даче и любит заниматься вязанием» — это слишком мелко.
Нет универсального ответа на вопрос, по каким критериям сегментировать ЦА. Все зависит от задачи и продукта.
Разберем примеры сегментации на рынке B2C и B2B.
B2С — так говорят, когда компания продает товары или оказывает услуги конечному потребителю: физическому лицу. При работе с такой аудиторией важны социально-демографические характеристики — кто клиент: студент или менеджер среднего звена, есть ли у него дети и так далее.
Компания продает деловую женскую одежду в Москве.
Если целевой сегмент — студентки средних московских вузов, нужно выбирать материалы попроще и ставить ценник поменьше.
Если компания рассчитывает на бизнесвумен и сотрудниц банков, стоит выбирать более дорогие материалы и поставить цену выше.
И конечно же, рекламные кампании в этих случаях тоже будут разными — от креатива до площадки.
B2B — так говорят, когда бизнес продает услуги или товары другому бизнесу. Здесь нужно понимать, какие компании пользуются такими услугами и товарами: отрасли, коды ОКВЭД и другое.
Рассмотрим транспортно-логистическую компанию, которая помогает другим компаниям купить за границей, растаможивает, а затем доставляет товар на склад своего клиента.
Чтобы планировать работу менеджеров по продажам, выбирать выставки, на которых важно присутствовать, и другое, нужно понимать, каким компаниям чаще всего такие услуги могут понадобиться. Вряд ли услуги транспортно-логистической компании понадобятся бюро переводов. Но они могут быть полезны для ресторана, производства или торговой компании.
Сегментирование аудитории помогает выстроить воронку продаж. Так называют процесс от момента, когда клиент впервые услышал о продукте компании, до момента, когда он его купил. Грамотно выстроенная воронка помогает увеличить конверсию из тех, кто услышал о продукте, в тех, кто купил.
Отличия воронки продажи B2B от B2C:
В случае с ЛПР важны его роль в компании и задачи, за которые он отвечает. Если упростить, задача финансового директора — снижать расходы, задача коммерческого директора — повышать доходы, то есть увеличивать продажи, задача офис-менеджера — обеспечить офис водой, бумагой, ручками и так далее.
ИП предлагает услуги по аутсорсу бухгалтерских услуг или участка бухгалтерии. Каждому ЛПР нужно предлагать свои услуги с разным посылом. Если прийти к главному бухгалтеру с предложением сократить расходы на штат бухгалтеров, это вряд ли его заинтересует. Но может сработать предложение освободить его сотрудников от рутинных дел — например, от обработки первичной документации или работы с дебиторкой.
Финансовому директору же не важна рутина бухгалтеров, но будет интересно, если предложить сэкономить деньги компании.
Сегментация помогает увидеть самые крупные части своей аудитории, разобраться в их характеристиках и задачах и на основании этого сформировать эффективную рекламную кампанию. Если у бизнеса несколько сегментов ЦА, должно быть несколько коммуникационных кампаний.
Как меняется ЦА
Целевая аудитория — это не то, на что мы смотрим один раз на старте бизнеса и что дальше остается неизменным. Она меняется со временем: это может быть связано со старением аудитории и со стадией развития продукта.
«Старение» аудитории. Бренд Old Spice существует с 1938 года. В 2010-х годах компания столкнулась с тем, что бренд стал ассоциироваться с продуктом для старшего поколения, — просто потому, что им пользовалось старшее поколение. Чтобы изменить это восприятие, компания Procter & Gamble работала в том числе с коммуникациями: наверное, самый яркий пример — это ролики с Айзаей Мустафой.
Развитие продукта. Подробно это описал Джеффри Мур в книге «Преодоление пропасти», которая посвящена выводу на рынок инновационных продуктов. Он говорит о том, что не стоит пытаться продать инновации всем: сначала нужно продать его ранним последователям — гикам и фанатам бренда, а затем последовательно дорабатывать для более широкой аудитории.
Если компания Apple выпускает очки дополненной реальности, сначала их будут покупать те, кто без ума от новых технологий, или просто фанаты бренда. Дальше к продукту начнет присматриваться более широкая аудитория — так и до консерваторов дойдет.
, надо обращать внимание каждого сегмента на характеристики продукта, которые отвечают его интересам. Ранние последователи или гики будут более сосредоточены на технических характеристиках продукта — например, на том, что очки работают на процессоре М1, а для более широкой аудитории будет достаточно информации, что очки самые быстрые на рынке.
Изменение аудитории нужно учитывать и в случае, если нужно скорректировать аудиторию, например выйти на новый сегмент, и в случае, если нужно оставить как есть — если продукт хочет взрослеть вместе с пользователями.
Где искать информацию о ЦА
Если упростить, есть два пути поиска информации о целевой аудитории:
Если компания уже продает продукт и хочет масштабировать продажи, изучать целевую аудиторию лучше начать с базы действующих клиентов. Для этого базу клиентов нужно сегментировать, об этом мы рассказываем в отдельной статье.
Если бизнес только собирается выводить продукт на рынок и не хочет полагаться исключительно на интуицию, нужно изучать аудиторию потенциальных клиентов. Для этого можно смотреть на аудиторию конкурентов, читать отзывы об их продуктах, искать информацию в соцсетях, проводить опросы или покупать готовые исследования.
Отзывы. Чтобы понять, кто пользуется продуктами-конкурентами, можно посмотреть, кто и что пишет про конкурентов в открытых источниках.
Отзывы можно искать:
Специализированные площадки — это, например, «Банки.ру» для финансовых услуг или iRecommend и «Отзовик» для товаров повседневного спроса. Здесь есть нюанс: некоторые площадки сами просят пользователей оставлять отзывы. Нужно учитывать, что выборка не будет отражать объективную реальность: мы видим отзывы только людей, которые заинтересованы в том, чтобы оставить отзыв, а это далеко на 100% аудитории. Строить гипотезы на основании одних лишь отзывов некорректно.
У отзывов в соцсетях тоже есть особенность — по велению сердца люди чаще пишут плохие отзывы, чем хорошие. Просто хорошая работа воспринимается как норма. Поэтому рассказывать будут про из ряда вон: либо про сервис, который превзошел ожидания, либо про то, как разочаровал.
Соцсети. Если база клиентов маленькая или ее совсем нет, можно использовать данные соцсетей. В некоторых из них можно собрать данные о социально-демографическом портрете аудитории конкурентов: с помощью сервисов парсинга аудитории мы можем получить данные о людях, которые подписаны на группы той или иной компании.
Опросы. Опрашивать людей можно в интернете, по телефону или в офлайне. С помощью опросов можно собрать как качественные, так и количественные данные — вопрос размера выборки и глубины вопросов. Если проводить интервью с 20 людьми, задавая им по часу открытые вопросы, где нужно выразить свое мнение, это будет качественное интервью. Если же задаем закрытые вопросы формата «да/нет», «согласен/не согласен» тысячам человек — это опрос количественный.
Как организовать опрос | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Своими силами: на улице или по телефону | На первый взгляд, дешево |
Вы понимаете, что именно хотите спросить и какие данные получить
Можно не учесть важные детали, так как проведение опросов не ваша специализация
Дорого
Готовые исследования. Крупные компании регулярно проводят объемные исследования рынков — например, РБК, Тинькофф Дата и другие крупные бренды. Их можно найти в открытом доступе, купить готовые или заказать исследование для себя в агентстве.
Если ищете готовые варианты, изучите публикации в СМИ по теме: они часто публикуют колонки с мнением эксперта со ссылкой на исследования, по которой можно перейти и прочитать источник. Лучше изучить исследования целиком и сделать выводы самостоятельно, чем пользоваться выводами в статьях.