Познание фэмп что это
Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр.
Среди игр дошкольников особое место занимает дидактическая игра. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детейдошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
— закрепляет знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста. Одной из положительных сторон дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
— игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста;
— в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
— игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
— умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях «энергию, которую дошкольники расходуют на «подпольную» игровую деятельность» (по определению В. М. Григорьева);
— в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;
— игра –способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача.
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, “дидактическая игра без усилия, — всегда плохая игра” «. Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развивающий потенциал игр и их влияние на познавательную активность детейдошкольного возраста зависит: от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами.
Непосредственно образовательная деятельность «Познание формирование элементарных математических представлений»
Екатерина Кулишова
Непосредственно образовательная деятельность «Познание формирование элементарных математических представлений»
Непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Путешествие по стране математика»
(образовательная область
Познание
формирование элементарных математических представлений)
Воспитатель: Кулишова Е. С
— закрепить,умение составлять арифметические действия
— упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке;
— учить согласовывать свои действия с действия партнеров при решении поставленных задач;
— развивать смекалку, зрительную память, воображение.
— способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.
— воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу,
и выполнять её самостоятельно;
— воспитывать интерес к НОД математика;
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
«Чтение художественной литературы»
Виды деятельности:
Восприятие художественной литературы
— успокаивающие упражнения перед НОД
— игровые приёмы (использование сюрпризного момента)
— наглядные приёмы (использование иллюстраций)
— словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
— решение проблемно – поисковых методов;
Предварительная работа:
— дидактические игры математического содержания;
— моделирование из геометрических фигур;
— рассматривание математического альбома;
— закрепление геометрических фигур.
Демонстрационный материал: иллюстрация треугольников, кубики с цифрами, иллюстрация домиков с точками, иллюстрация геометрических фигур, линейка цифр, цифры, иллюстрации островов.
Раздаточный материал:
веера, карандаши, листы с точками, цифры
Вадим П, Кирилл З, Алина Д
Форма проведения:
Ход НОД :
Здравствуйте дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе поприветствуйте друг друга- повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь прекрасному дню и друг к другу. Сегодня к нам с вами пришли гости, давайте поздоровоимся.
«Дорогие дети, сегодня у нас с вами непосредственно образовательная деятельность «Математика». Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлой образовательной деятельности? А сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по стране математика. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.! Вы должны слушать меня внимательно, отвечать полным ответом и поднимать руку. Готовы?»
Итак, ребята, скажите, на чём можно отправиться в путешествие по морю (лодка, катер, корабль). Давайте выберем на чем мы поплывём.
Итак, представьте, что вы – команда, и все построились на палубе.
Антон ….будет капитаном, а мы все будем матросами. Отправляемся в путь.
1. Вспомнить порядковый счет от 1 до 10
2. Вспомнить обратный счет от 10 до 1
3. Назови соседей чисел 3,5,7,9.
4. Назови предыдущее число чисел 3,6,8.
5. Назови последующее число чисел 2, 5, 9
Молодцы, посмотрите на мольберт,здесь расположились необычные дома: на каждом этаже живут числа – соседи, которые в сумме дают число дома. Нужно заселить дома точками
(дети работают у себя за столами)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием!
Дети решают логические задания.
1. У этой геометрической фигуры четыре угла, четыре вершины и четыре стороны, причем все стороны одинаковые. (квадрат)
2. У этой фигуры три угла, три вершины и три стороны (треугольник)
3. У этой фигу четыре угла, четыре вершины и четыре стороны, причем две противоположные стороны – длинные, а две – короткие (прямоугольник)
4. Эта фигура не имеет углов и похожа на тарелку или солнце (круг)
Как двумя словами можно назвать эти фигуры? (геометрические)
2. Какая фигура лишняя? Почему?
3. Найди и покажи на рисунке треугольники. Сколько их?
Молодцы, ребята как вы хорошо справляетесь с заданиями. Вы устали я предлагаю вам немного отдохнуть.
Мы на плечи руки ставим
Начинаем их вращать
Так осанку мы исправим
Раз- два – три –четыре – пять
(руки к плечам, вращения вперед, назад)
Руки ставим перед грудью
В стороны разводим
Мы разминку делать будем
(руки перед грудью и в стороны)
Руку правую поднимем
А другую вниз опустим
Мы меняем их местами
Плавно двигаем руками
(прямую руку вверх, другую вниз)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте
Отправляемся дальше! Вижу остров!
Вперед, надо решить и это задание.
1. Каких цифр не хватает?
1 2 3 4 5 6 8 9 10
1 2 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 7 8 9 10
Молодцы, а теперь я предлагаю поиграть в молчанку. Я буду показывать вам кубик с цифрой а вы будете отвечать на вопрос молча, нужной цифрой.
(покажите цифру, которая на один больше чем на кубике)
(покажите цифру, которая на один меньше чем на кубике)
Молодцы ребята, вы справились с заданием. Предлагаю немного отдохнуть. Поиграть и игру «Ручеек». Пока звучит музыка мы играем, как закончится, нужно встать парами так, что бы в сумме вышло число десять.
Молодцы и с этим заданием справились. Плывём дальше.
Вижу остров 4 «Задачки в стихах».
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? Шесть.
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять.
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? Четыре.
Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? Семь.
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята,как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? Три.
Молодцы и с этим заданием вы справились
Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Капитан держим курс на детский сад. Молодцы, а теперь предлагаю всем сойти на берег.
Мне тоже очень понравилось, что вы сегодня были внимательными, сообразительными, настойчивыми. Наше путешествие закончилось. Мне было очень приятно путешествовать с вами.
Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Елена Андронова
Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Использование педагогами в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию способствуют развитию познавательного интереса.
К данной группе методов относятся:
Немаловажную роль в развитии познавательногоинтереса играют и нетрадиционные занятия:
Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. такие занятия лучше проводитьс сигнальными карточками,например закрепляя тему: соответствие колличества предметов цифре, можно использовать веер цифр или карточки с цифрами);
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина, в которую можно включить и музыкальную паузу – физкультминутку, и конкурс капитанов);
Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Эти микросценки могут разыграть как взрослые, так и заранее подготовленные дети, а потом все вместе обсуждают полученную информацию, чтобы дети сами пришли к необходимому выводу, например разрешили спор между персонажами);
Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка, то есть попросить ребёнка помочь товарищу выполнить задание, разбив их предварительно на пары и дав совместное задание);
Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает, например опытным путём измерить длину верёвочек и определить какая длиннее (можно измерить с помощью линейки или путём наложения);
Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией);
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитиидетей является фольклор: потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.
Пословицы и поговорки могут быть использованы при ознакомлении с числом, последовательностью дней недели, временами года.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. Например загадки о временах года, месяцах, частях суток помогут малышу быстрее освоить ориентировку во времени, а загадки в которых говориться о форме предметов – помогают усвоить геометрические фигуры.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика, «пальцевой счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Физкультминутки и пальчиковые игры помогут детям:
— усвоить понятия «право», «лево», «выше», «ниже», «ближе», «дальше», «вперёд», «назад» («ветер дует нам в лицо», «руку правую вперёд» и т. д.);
— будут способствовать развитию счёта на слух («кошка учится считать» «1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать» и пр.);
— развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
Усвоение элементарных математических представлений лучше преподносить на знакомом детям материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый и количественный счёт особенно если использовать театрализацию или подробные иллюстрации.
Содержание сказки «Гуси лебеди» научит дошкольниковориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.
Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных медвежонка» при этом необходимо использовать наглядное изображение куска сыра, чтобы дети ещё и наглядно видели, как изменялся сыр, когда его делила лиса.
Изучая временные представления, используются произведения детских писателей С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Круглый год», Г. Скребицкого «Четыре художника», Н. Мигуновой «Круглый год».
Знакомя детей с понятием числа, побуждаем детей вспоминать сказки, стихотворения, где употребляются числа три, четыре,семь: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя», «Цветик-семицветик» и т. д.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной,если:
— создать специальную предметно-развивающую среду;
— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;
— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.
Разнообразие занимательного материала — это настольно-печатные игры такие, как «Формы», «Фигуры», «Геометрическое лото» и пр., игры для развития логического мышления «Четвёртый лишний», «Что получится?» и пр., головоломки, логические задачи и кубики к игре «Блоки Дьенеша»; лабиринты,игры на составление целого из частей: пазлы, разрезные картинки, кубики; на воссоздание фигур-силуэтов.
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.
Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Руководство самостоятельной и совместной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к математике.
Таким образом, математические представления у детей обогащаются и систематизируются. Успех игровой деятельности, увлеченность определяется интересом самого воспитателя к математическим задачам и играм.
Нужно привлекать малоактивных детей, стараясь их заинтересовать игрой, и помогать освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
Что такое ФЭМП в детском саду? В вашем садике проходят подобные занятия?
Меня зовут Татьяна, мне 29 лет, моему младшему сыну 2 с половиной года, и мы ходим в детский садик. Хочу рассказать о математической подготовке, которая имеет сокращенное название ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Зачем оно вообще нужно, что из себя представляет и как проходит в нашем детском саду.
Для чего необходима подготовка
Данная подготовка предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, но и их формирование. На таких занятиях у детей формируются различные представления об окружающем мире, такие как пространственные, количественные, временные и многие другие. Важно развивать мышление именно в дошкольном возрасте, чтобы ребенок учился решать различного рода задания и был готов к постепенному усложнению программы. В зависимости от возрастной группы у детей проходят разные программы обучения в детском саду. В нашей группе дети, в частности и мой ребенок, знакомятся с геометрическими фигурами, их цветами, что помогает развивать воображение и образное мышление.
В группах, где детки постарше, уже занимаются с числами и решают несложные задачки.
Такая подготовка необходима в дошкольном возрасте, потому что именно в этот период у ребенка формируется восприятие внешнего мира, а мышление начинает развиваться от 2-х лет. Сыну такие занятия кажутся интересными и веселыми. Иногда дома мы вырезаем из бумаги такие же фигуры, рисуем на них, а из объемных фигур строим пирамидки.
Как проходят занятия
Опишу чем дети занимаются на подготовке:
Занятия проходят весело и непринужденно.
Таким образом, формирование математических представлений играет важную роль в развитии мышления, восприятия и воображения ребенка в дошкольном возрасте. Такие занятия проходят несколько раз в неделю в специально отведенное время, чтобы не перегружать ребенка. Также они тесно связаны с речью, что позволяет детям учиться грамотно выражать свои мысли и проявлять активность. Это не только подготовка к математическим дисциплинам, которые ожидают ребенка в школе, но и развитие личности, так как на таких занятиях происходит взаимосвязь умственного с другими видами восприятия.