Познание чего то нового

Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции

Познание чего то нового

Что такое познание?

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Источник

Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.

Познание чего то нового

Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.

Познание — это.

Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.

Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.

Познание чего то нового

Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.

Познание чего то нового

Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:

Познание чего то нового

Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.

Формы познания — чувственное и рациональное

Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.

Познание чего то нового

Рассмотрим их в отдельности более конкретно:

Познание через чувства включает в себя:

Познание чего то нового

В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.

Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.

Виды познания (научное, творчество, самопознание)

Принято различать 7 видов познания:

В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.

Познание чего то нового

Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.

Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.

Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).

Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.

Методы познания

Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:

Познание чего то нового

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.

Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.

Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!

Источник

Виды и формы познания мира

Познание чего то нового

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

Источник

ЕГЭ. Познание Тема 1. Познание и его формы.

Познание чего то нового

ЕГЭ. Познание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Ступени рационального познания

Пример.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Полезная Психология

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя. Л. Н. Толстой

Страницы

весна

Познание чего то нового

понедельник, 18 апреля 2011 г.

О понимании и познании нового

Познание чего то нового

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

Стремления понять что-то новое у нас практически не возникает. Чаще всего мы ищем подтверждение нашим знаниям и согласие с ними. Невозможно наполнить чашу, которая уже полная.

* Если вы решили впустить в себя новое, не пытайтесь понять сразу, объяснить это новое своими старыми понятиями, отпустите свои знания.

* Дайте новой информации войти в вас от начала до конца, примите ее без осмысления.

* И только после полного приема информации осмыслите ее в объеме.

Для практики попробуйте до конца выслушать чье-то мнение, с которым вы не согласны. Не перебивайте, не спорьте, не высказывайте своего мнения, не концентрируйтесь на своих мыслях, проявите интерес к информации. Если после приема информации в полном объеме, вы почувствуете, что вам что-то не понятно, задайте уточняющие вопросы, и вы увидите, что и в другом мнении есть рациональное зерно. У вас появится новое понимание.

При развитии понимания чего-то нового зарождается стремление к познанию. Ведь только стремление к познанию способно вывести человека из замкнутого круга однообразия (одни и те же результаты), показать разные стороны, например, одной и той же проблемы, одного и того же действия. Открываются новые горизонты видения.

Но часто случается так, что совершив первый прорыв в понимании, мы сталкиваемся с ловушкой, которая способна вернуть нас обратно на те же рельсы защиты своих, но уже новых знаний, а не следования по пути познания.

Происходит это так: узнавая что-то новое и важное, у нас появляется желание поделиться своим новым знанием с окружающими. Это новое знание оказывается для нас настолько важным в данный момент, что мы воспринимаем его как истину в последней инстанции. Рассказывая о новом знании эмоционально, мы снова можем столкнуться с тем, что с нашим новым знанием либо соглашаются, либо не соглашаются.

Недавно была свидетелем такого разговора между детьми:

Одна девочка спрашивает другую: «А кто из нас старше» Вторая отвечает: «Давай буду я!» В разговор вмешивается мама: «Ну как же ты? Тебе ведь всего пять лет, а Оле уже семь». На что пятилетняя девочка очень жалобно попросила: «Ну, можно буду я старшей»

Второй ловушкой, мешающей пониманию и познанию чего-то нового, может оказаться неумение мыслить, размышлять.

У каждого из нас есть определенные умственные личностные привычки, которые затрудняют нам возможность мышления. А именно:

Привычка сравнивать.

Привычка оправдываться.

Происходило ли с вами такое, когда какая-то информация несла угрозу вашему образу себя, ваше мышление и адекватное восприятие информации прекращалось? Вместо этого начинались поиски оправдания для спасения своего образа: «Я не виноват».

Привычка сопротивления переменам.

Привычка-страх не оправдать ожиданий.

Обратите внимания, вы говорите и делаете то, что лучше для вас или то, что от вас ожидают окружающие? Очень часто высказать свое мнение оказывается смерти подобно, именно поэтому некоторые его просто не имеют. Со временем многие из нас совсем разучиваются думать самостоятельно, а больше беспокоятся о том, чтобы чему-то соответствовать.

Привычка обобщать и стереотипное мышление.

Как часто вы прибегаете к классификациям, к обобщениям? Очень часто легче просто дать какое-то определение человеку, чем постараться понять его. Стереотипы, классификации загоняют нас в определенные рамки, где мышление совершенно не востребовано.

Привычка обманывать себя.

Все эти привычки приводят к тому, что мы вообще перестаем размышлять. Например, задается вопрос, а мы начинаем на него отвечать удобным для нас мнением, убеждением или концепцией. Переставая думать и осознавать, мы начинаем «подгонять» под вопрос готовый ответ. Думать и осознавать в нашем мире вообще становится непривычной вещью. Но без этого нам никогда ничего не понять, не говоря о том, чтобы что-то познать.

Познание чего то нового

Например, ребенок мог снять обувь и идти босиком по мостовой, на что я могла потребовать сейчас же надеть обувь. На вопрос «почему» я отвечала, что так в городе не принято. Этот ответ их не удовлетворял, и они шли дальше: «Почему не принято» Дальше мог последовать ответ: «Потому что так никто не поступает». На этот ответ рождался другой вопрос: «А почему так никто не поступает» и т.д.

Способность к размышлению и познанию чего-то нового блокируется не только личностными качествами, но еще и нашим обществом. Вы когда-нибудь задумывались, для чего создается столько развлекательных шоу?

Поскольку для человека снять напряжение важнее, чем разобраться с проблемой, то познание чего-то нового (а когда мы сталкиваемся с проблемой, мы всегда сталкиваемся с чем-то неизвестным для нас, чаще всего с тем, что не хотим принимать) начинает подменяться развлечениями (шопинг, телешоу, сериалы, флуд и флейм в интернете и т.п.). А там, где есть развлечения, там не возникает ни каких вопросов, человек перестает задумываться о себе и им становится намного проще управлять. Его обслуживают, развлекают, и он совершенно перестает размышлять. Развлечения меняются, и создается иллюзия разнообразия жизни, а это всего лишь смена внешних развлечений. Сознание притупляется, люди засыпают, и у них не возникает ни каких вопросов. Вопросов просто нет!

Если в тексте вам задается вопрос, что вы делаете? Пробегаете его глазами и продолжаете читать дальше или пытаетесь найти на него ответ, поразмышлять?

Какова была ваша реакция на только что заданный вам вопрос? Вы остановились, задумавшись? Стали читать дальше? Какое возникло чувство?

Вспомните себя в детстве, каждый день приносил вам какое-то новое открытие, мир казался удивительным и непредсказуемым, вы были открыты всему. Жажда жизни и познания не давала вам зацикливаться на проблемах, они были настолько несущественны перед чем-то новым и неизвестным.

Желание понять рождает стремление к познанию. А стремление к познанию приводит нас к смыслу своего существования, интересу к жизни, удовлетворенности и счастью. Удачи вам в познании себя и мира!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *