Поясните что понимается под коммуникативным пространством
Коммуникативное пространство и его структурные элементы.
Конец 20-го столетия ознаменовался бурным ростом информационных технологий, интенсивным развитием средств массовой информации и коммуникации (не даром современное общество называют информационным, технотронным и пр.).
Информационные и коммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества, экономике, развитии социальных институтов. Подвергается существенным изменениям благодаря электронной почте и мобильному телефону межличностная коммуникация и повседневная речь, на макроуровне – усложняется характер социальных взаимосвязей.
Современные экономические процессы характеризуются смещением сферы материального производства на производство образов. Основным экономическим ресурсом в современном социокультурном контексте являются информация и знания. Функциональные параметры вещей престают быть довлеющим мотивом в производстве и потреблении. Для производителей главным становится не процесс создания, а процесс продажи товара (услуги, информации и т.д.). Следовательно, повышается роль коммуникации в реализации этой задачи. Немаловажным фактором обеспечения эффективности коммуникативной деятельности предприятия (фирмы, государственного учреждения и т.п.) становится построение и контроль результативных коммуникаций. В этой связи решающее значение приобретают такие направления коммуникативной деятельности организации как реклама, маркетинг и Public Relations. В этом случае на первый план выдвигается управленческая деятельность, предполагающая создание специфических условий протекания коммуникативных процессов и выражающаяся в грамотной организации так называемого коммуникативного пространства.
Технология организации коммуникативного пространства может быть применена в сфере политики, экономики, государственного управления, коммерческой деятельности и т.д.).
В самом общем виде коммуникативное пространство можно определить как систему отношений, возникающих между людьми в процессе коммуникации. Однако такое определение не соответствует всей сложности и многогранности феномена коммуникации. Тем более это очевидно в условиях современной ситуации общественного развития. В условиях современного информационного общества взаимодействия субъектов всех уровней (от личности до государства) усложняются. Всѐ более важным становится поиск путей и принципов построения коммуникативного пространства (во всей его многоплановости и многоуровневости) как в огромной степени определяющего возможности и тенденции развития личности и организации, исторического движения всего социума. Пространство коммуникации, еѐ содержание, коммуникаторы и их действия неодинаковы для каждого конкретного случая. Однако ясно одно: от качеств коммуникативного пространства будет зависеть эффективность самой коммуникации, достижение целей, которые ставят перед собой те или иные авторы информационно-коммуникационого процесса.
Специфику коммуникативного пространства обуславливают такие факторы как:
— место, в котором происходит коммуникация (социальный статус места);
— вид практической деятельности, частью которой является данная коммуникация;
— характеристика коммуникаторов и их взаимоотношений (сюда входят социально-психологический тип каждого коммуниканта, социальные отношения между ними, степень знакомства и опыт предшествующего взаимодействия, степень активности, еѐ характер, эмоциональный настрой;
— хронологический период, к которому относится данная коммуникация;
— тип стратегической и практической цели каждого коммуниканта. Важно, чтобы эта цель была общей для партнѐров;
— тип стратегической коммуникативной цели каждого коммуниканта (информирование, разъяснение, проверка знаний, спор и т.д.);
— предмет коммуникации, еѐ тема;
— характер передаваемой информации.
— ситуация общения: отношения коммуникаторов, вероятные практические цели, планы партнѐров; и др.
Можно выделить также и некоторые структурные элементы КП:
— обстоятельства коммуникативного акта (общий деятельностный контекст, включающий непосредственный акт совместной деятельности, и привходящие, фоновые обстоятельства);
— субъекты коммуникации (адресат и адресант, между которыми в процессе коммуникации происходит обмен сообщениями; ими могут быть как отдельные индивиды, так и сложные социальные институты);
— предмет коммуникации и отражающее его сообщение;
— эффект коммуникации (выраженные в поведении, внутреннем состоянии или отношениях субъектов последствия коммуникативной деятельности);
— коммуникативные действия (символически опосредованные действия, регулируемые нормами и направленными на достижение целей коммуникации);
— коммуникативные интенции (субъективные мотивы, побуждающие индивида вступать в процесс коммуникации, и обусловленные интересом либо к партнѐру по общению, либо к теме);
— программа коммуникации (план последовательных операций, определяющий, какой информацией необходимо обмениваться для решения конкретной задачи);
— коммуникативная ситуация (совокупность специфических условий и обстоятельств осуществления определѐнной коммуникации);
— код (система условных знаков, символов, сокращѐнных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации);
— коммуникативный шлюз – понятие теории информации, обозначающее специфическую информацию (отличную от сообщения), цель которой – акцентировать внимание адресата;
— текст (единица сообщения, представляющая собой совокупность информационно насыщенных элементов, функционально объединѐнных содержательно-смысловую структуру на основе концепции или замыслов партнѐров по общению);
— барьеры коммуникации (препятствия, вызванные естественными, социальными, психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации);
— модель коммуникации – абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающих взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), сообщением, каналами, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом);
— коммуникационная сеть (сеть коммуникации) – система социальных или технических коммуникационных каналов (в виде цепи, звезды, круга и др.), построенная в соответствии с целями и условиями общения;
— коммуникативный стиль (способ коммуникации, обусловленный индивидуальностью коммуникатора и выражающийся в предпочтении определѐнных кодов, каналов и средств коммуникации, степени соблюдения правил того или иного языка);
— коммуникативная цепь – совокупность звеньев коммуникационного процесса, по которым передаѐтся информация. В теории информации под цепью коммуникации понимается множество участников процесса коммуникации как единой функциональной системы. Графическая структура системы изображается в виде блок-схемы, в которой каждое звено представлено одним блоком;
— каналы коммуникации (способы и средства распространения информации);
— коммуникационный контроль – систематическая проверка и управление процессом коммуникации между индивидами, социальными группами, системами как изнутри (например, самоцензура), так и со стороны специальных институтов (цензура);
— коммуникативные потоки (циркулирующая информация).
Таким образом, сущность понятия «коммуникативное пространство заключается в «протяжѐнности» коммуникации, еѐ структурности, сосуществовании и взаимодействии еѐ элементов.
Гуманитарная соционика
Коммуникативное пространство. Уровни коммуникации, дистанции между людьми
Под коммуникативным пространством понимается среда, в которой протекает взаимодействие между людьми и группами людей. Выделяют четыре уровня коммуникативного пространства, отражающие наиболее характерные и устойчивые из этих свойств. Уровни коммуникативного пространства моделируются комбинацией трёх дихотомий (рис.1):
1) Далёкая-близкая дистанция. При взаимодействии на далекой дистанции люди разделены существенным расстоянием, их общение во многом подвержено сознательному и социальному контролю. Такая дистанция обычно возникает между незнакомыми людьми или в группах более восьми человек. Близкая дистанция означает, что общение протекает при тесном соприкосновении в пространстве и отличается спонтанностью (большей степенью влияния бессознательного). Эта дистанция наиболее характерна для групп численностью до восьми человек, особенно если они хорошо знают друг друга.
2) Глубокая-поверхностная коммуникация. Глубокая коммуникация означает плотное взаимодействие, когда в общение вовлекаются практически все имеющиеся в распоряжении социотипа ресурсы. Коммуникативные акты обычно имеют продолжительный характер. Поверхностная коммуникация происходит при неполном вовлечении имеющихся ресурсов. Продолжительность коммуникативных актов не велика.
Всего выделяют четыре устойчивых уровня коммуникативного пространства:
1) Физический уровень коммуникативного пространства. Характерен для взаимодействия людей в процессе материальной деятельности, при которой происходит непосредственный контакт с физическими объектами. На этом уровне удовлетворяются природные потребности человека — в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных продуктов. Примерами такой коммуникации могут служить: распределение бытовых обязанностей, обучение ремеслу или спортивной технике.
2) Психологический уровень коммуникативного пространства. На первое место выходит обмен сокровенной, личностной информацией, происходит тесное, неформальное общение. Доверительные отношения, как правило, протекают на психологическом уровне. На этом уровне человек удовлетворяет свои интимно-эмоциональные потребности — в любви, дружбе, семье, сопереживании и т. п. Примеры: застолье в кругу друзей, любовные отношения.
3) Социальный уровень коммуникативного пространства. На этом уровне протекает большинство общественных коммуникаций. Он наиболее формализован, поведение людей на нём регламентируется множеством общественных норм, законов, договоров, обычаев и традиций. Этот уровень коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума. Объект социальной коммуникации выступает не как уникальная личность, а как представитель того или иного социального слоя или профессиональной группы. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, профессиональном обучении. Примером взаимодействий на данном уровне являются трудовые отношения (начальник-подчинённый, преподаватель-студент).
4) Интеллектуальный уровень коммуникативного пространства. В процессе интеллектуальной коммуникации на первый план выходит мыслительная деятельность. Интенсивно работает при этом память и воображение человека. На этом уровне рассматривается наука, мировоззрение, культура, духовность. На информационном уровне человек удовлетворяет свои потребности в актуализации, раскрытии своих талантов и способностей, в творчестве, познании и самосовершенствовании. Примеры коммуникации: обучение (лекция, семинар), научная дискуссия, обсуждение философских и мировоззренческих вопросов.
Физический и интеллектуальный уровни коммуникации являются противоположными: чем больше человек живет физической жизнью, тем меньше он развивается интеллектуально.
Коммуникативное пространство. Уровни коммуникации между людьми
Очень существенно, что описанные уровни не растянуты в линию, а образуют круг, то есть соединены отношениями смежности и противоположности. Противоположными являются физический уровень и интеллектуальный. Это значит, что они находятся друг к другу в отношении обратной пропорциональности: чем больше человек живет физической жизнью, тем меньше он развивается интеллектуально и наоборот. Так же исключают друг друга социальный и психологический уровни. Невозможно одновременно заботиться об отдельном человеке (индивидуальный подход) и целой группе людей (массовый подход).
Любая реальная коммуникация может проходить не на одном, а на нескольких (обычно смежных) уровнях. Так, например, защита диссертации проходит на социально-интеллектуальном уровне. На социальном, потому что это регламентированный процесс с распределёнными и закреплёнными ролями. На интеллектуальном, поскольку происходит обсуждение продукта умственной деятельности защищающегося.
Кроме того при неизменном составе участников и месте коммуникации её характеристики, а следовательно и уровень, могут меняться. Так банкет после защиты диссертации уже протекает на психологическом (неформальное общение участников) и физическом уровнях (развлекательно-увеселительная программа).
Хотя коммуникативные уровни и цикличны, но более удобным и технологичным является их вертикальная иерархия на плоскости (рис. 2). Площадь коммуникации уменьшается от нижних уровней к высшим, что отражает не только тенденцию роста личности, но и тот факт, что относительная доля интеллектуальных форм коммуникации в любой общности будет всегда меньше, чем форм социальных, психологических и физических.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Смотреть что такое «КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в других словарях:
Коммуникативное пространство — См. Языковое пространство … Словарь социолингвистических терминов
коммуникативное пространство — См.: языковое пространство … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Коммуникативное пространство — См.: Языковое пространство … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
языковое пространство — (коммуникативное пространство, этноязыковое пространство) 1. То же, что и социальная группа. 2. По Дж.Гамперцу, социальная одноязычная, двуязычная или многоязычная группа, связь между членами которой основывается на частоте и насыщенности… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Языковое пространство — (коммуникативное пространство, этноязыковое пространство) 1. То же, что и социальная группа. 2. По Дж.Гамперцу, социальная одноязычная, двуязычная или многоязычная группа, связь между членами которой основывается на частоте и насыщенности… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Языковое пространство — (Коммуникативное пространство, Этноязыковое пространство) 1. Социальная одноязычная, двуязычная или многоязычная группа, связь между членами которой основывается на частоте и насыщенности социального взаимодействия (термин Дж. Гамперца). То… … Словарь социолингвистических терминов
Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… … История Философии: Энциклопедия
Хитарова, Эви Йохановна — Хитарова Эви Йохановна российский ученый, автор фундаментальных трудов по проблемам формирования культуры личностной коммуникации. Специалист в области теории и практики социокультурной деятельности; культурологии информационной… … Википедия
дискуссия \(в науке\) — ДИСКУССИЯ (В НАУКЕ) (от лат. discussion рассмотрение, исследование) форма научного исследования в виде коллективного обсуждения какого либо вопроса, в результате которого выявляются и формулируются новые проблемы и задачи, проводится… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Коммуникационные пространства
Источник:
» СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей»
(принят Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 N 73)
Смотреть что такое «Коммуникационные пространства» в других словарях:
коммуникационные пространства — 3.12 коммуникационные пространства (здесь): Зоны и помещения зданий, сооружений или участков, предназначенные, главным образом, для движения по ним людских потоков. Источник: СП 136.13330.2012: Здания и сооружен … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ — в избирательной кампании индикаторы, предназначенные для описания коммуникационного пространства округа. Вот наиболее важные показатели этого пространства: а) однородность коммуникаций. Этот индикатор отражает, насколько однороден округ, каковы… … Юридическая энциклопедия
СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения — Терминология СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения: 3.1 аванвестибюль : Дополнительный предвестибюль, как правило перед зоной контроля, для ожидания,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МДС 31-10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения — Терминология МДС 31 10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения: Агломерация скопление населенных пунктов в одном регионе. Определения термина из разных документов: Агломерация Альков… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она … История Философии: Энциклопедия
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) Специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она … Социология: Энциклопедия
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она … История Философии: Энциклопедия
Дыхательная арматура — комплекс технических средств, предназначенных для обеспечения проектных величин внутреннего давления и вакуума внутри нефтехранилищ различный конструкций. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть … Википедия
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Москва-Сити — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Лекция 2. Феномен коммуникативного пространства.
План лекции.
1. Коммуникативное пространство и его структурные элементы.
2. Организация коммуникативного пространства.
3. Роль символов и знаков в речевой коммуникации.
Коммуникативное пространство и его структурные элементы.
Конец 20-го столетия ознаменовался бурным ростом информационных технологий, интенсивным развитием средств массовой информации и коммуникации (не даром современное общество называют информационным, технотронным и пр.).
Информационные и коммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества, экономике, развитии социальных институтов. Подвергается существенным изменениям благодаря электронной почте и мобильному телефону межличностная коммуникация и повседневная речь, на макроуровне – усложняется характер социальных взаимосвязей.
Современные экономические процессы характеризуются смещением сферы материального производства на производство образов. Основным экономическим ресурсом в современном социокультурном контексте являются информация и знания. Функциональные параметры вещей престают быть довлеющим мотивом в производстве и потреблении. Для производителей главным становится не процесс создания, а процесс продажи товара (услуги, информации и т.д.). Следовательно, повышается роль коммуникации в реализации этой задачи. Немаловажным фактором обеспечения эффективности коммуникативной деятельности предприятия (фирмы, государственного учреждения и т.п.) становится построение и контроль результативных коммуникаций. В этой связи решающее значение приобретают такие направления коммуникативной деятельности организации как реклама, маркетинг и Public Relations. В этом случае на первый план выдвигается управленческая деятельность, предполагающая создание специфических условий протекания коммуникативных процессов и выражающаяся в грамотной организации так называемого коммуникативного пространства.
Технология организации коммуникативного пространства может быть применена в сфере политики, экономики, государственного управления, коммерческой деятельности и т.д.).
В самом общем виде коммуникативное пространство можно определить как систему отношений, возникающих между людьми в процессе коммуникации. Однако такое определение не соответствует всей сложности и многогранности феномена коммуникации. Тем более это очевидно в условиях современной ситуации общественного развития. В условиях современного информационного общества взаимодействия субъектов всех уровней (от личности до государства) усложняются. Всѐ более важным становится поиск путей и принципов построения коммуникативного пространства (во всей его многоплановости и многоуровневости) как в огромной степени определяющего возможности и тенденции развития личности и организации, исторического движения всего социума. Пространство коммуникации, еѐ содержание, коммуникаторы и их действия неодинаковы для каждого конкретного случая. Однако ясно одно: от качеств коммуникативного пространства будет зависеть эффективность самой коммуникации, достижение целей, которые ставят перед собой те или иные авторы информационно-коммуникационого процесса.
Специф ику коммуникативного пространства обуславливают такие факторы как:
— место, в котором происходит коммуникация (социальный статус места);
— вид практической деятельности, частью которой является данная коммуникация;
— характеристика коммуникаторов и их взаимоотношений (сюда входят социально-психологический тип каждого коммуниканта, социальные отношения между ними, степень знакомства и опыт предшествующего взаимодействия, степень активности, еѐ характер, эмоциональный настрой;
— хронологический период, к которому относится данная коммуникация;
— тип стратегической и практической цели каждого коммуниканта. Важно, чтобы эта цель была общей для партнѐров;
— тип стратегической коммуникативной цели каждого коммуниканта (информирование, разъяснение, проверка знаний, спор и т.д.);
— предмет коммуникации, еѐ тема;
— характер передаваемой информации.
— ситуация общения: отношения коммуникаторов, вероятные практические цели, планы партнѐров; и др.
Можно выделить также и некоторые структурные элементы КП:
— обстоятельства коммуникативного акта (общий деятельностный контекст, включающий непосредственный акт совместной деятельности, и привходящие, фоновые обстоятельства);
— субъекты коммуникации (адресат и адресант, между которыми в процессе коммуникации происходит обмен сообщениями; ими могут быть как отдельные индивиды, так и сложные социальные институты);
— предмет коммуникации и отражающее его сообщение;
— эффект коммуникации (выраженные в поведении, внутреннем состоянии или отношениях субъектов последствия коммуникативной деятельности);
— коммуникативные действия (символически опосредованные действия, регулируемые нормами и направленными на достижение целей коммуникации);
— коммуникативные интенции (субъективные мотивы, побуждающие индивида вступать в процесс коммуникации, и обусловленные интересом либо к партнѐру по общению, либо к теме);
— программа коммуникации (план последовательных операций, определяющий, какой информацией необходимо обмениваться для решения конкретной задачи);
— коммуникативная ситуация (совокупность специфических условий и обстоятельств осуществления определѐнной коммуникации);
— код (система условных знаков, символов, сокращѐнных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации);
— коммуникативный шлюз – понятие теории информации, обозначающее специфическую информацию (отличную от сообщения), цель которой – акцентировать внимание адресата;
— текст (единица сообщения, представляющая собой совокупность информационно насыщенных элементов, функционально объединѐнных содержательно-смысловую структуру на основе концепции или замыслов партнѐров по общению);
— барьеры коммуникации (препятствия, вызванные естественными, социальными, психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации);
— модель коммуникации – абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающих взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), сообщением, каналами, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом);
— коммуникационная сеть (сеть коммуникации) – система социальных или технических коммуникационных каналов (в виде цепи, звезды, круга и др.), построенная в соответствии с целями и условиями общения;
— коммуникативный стиль (способ коммуникации, обусловленный индивидуальностью коммуникатора и выражающийся в предпочтении определѐнных кодов, каналов и средств коммуникации, степени соблюдения правил того или иного языка);
— коммуникативная цепь – совокупность звеньев коммуникационного процесса, по которым передаѐтся информация. В теории информации под цепью коммуникации понимается множество участников процесса коммуникации как единой функциональной системы. Графическая структура системы изображается в виде блок-схемы, в которой каждое звено представлено одним блоком;
— каналы коммуникации (способы и средства распространения информации);
— коммуникационный контроль – систематическая проверка и управление процессом коммуникации между индивидами, социальными группами, системами как изнутри (например, самоцензура), так и со стороны специальных институтов (цензура);
— коммуникативные потоки (циркулирующая информация).
Таким образом, сущность понятия «коммуникативное пространство заключается в «протяжѐнности» коммуникации, еѐ структурности, сосуществовании и взаимодействии еѐ элементов.
Дата добавления: 2020-04-25 ; просмотров: 102 ; Мы поможем в написании вашей работы!