сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Крестьянство

сообщение о жизни крестьян в 16 веке сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Всего получено оценок: 574.

Всего получено оценок: 574.

Крестьянство как один из важнейших классов общества пережило длительную эволюцию, полностью изменив статус земледельца к концу Средневековья. Оно оказало огромное значение на развитие экономики и общества в целом.

Становление крестьянства

Крестьянство представляет собой одну из ранних социальных групп, занятую производством натуральной сельскохозяйственной продукции. Возникновение крестьянства пришлось на пору неолита – первобытного общества, когда древний человек от собирательства и охоты перешел к выращиванию культурных растений и одомашниванию диких животных.

К причинам крестьянства относят, прежде всего, разделение труда, отделение ремесел от земледелия, появление и усиление контраста между городскими поселениями и селом.

Главными признаками крестьян считаются:

Понятие «крестьянство» впервые было использовано в конце 14 века, и с тех пор стало общим определением сельского населения. Изначально класс крестьян был представлен свободными земледельцами, которым пришлось пережить непростой период зависимости от землевладельца и прикрепления к земле. Данный процесс захватил промежуток времени от средневековья вплоть до конца 18 века, и был распространен повсеместно в европейских странах и на Руси.

сообщение о жизни крестьян в 16 векеРис. 1. Средневековый крестьянин.

Начало закрепощения крестьян

Закрепощение крестьянства пришлось на 15-17 века, и происходило в несколько этапов.
Предпосылками этого явления послужило:

Заселяясь на новом месте, крестьяне поначалу брали у землевладельца в долг семена для посева, орудия труда. В результате они оказывались в зависимом положении от помещика, но еще могли его покинуть, полностью погасив все долги.

которые читают вместе с этой

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Положение крестьянства в 16 веке было относительно стабильным. Ежегодно крестьяне платили своему хозяину оброк – заранее оговоренное количество сельскохозяйственной продукции. Подобные натуральные платежи стимулировали крестьян больше работать на своем хозяйстве, чтобы получать больше продукции и иметь возможность прокормить свою семью и рассчитаться с помещиком.

сообщение о жизни крестьян в 16 векеРис. 2. Сельскохозяйственные работы.

Долгое время размер натурального взноса не менялся, но с ростом запросов феодалов он начал повсеместно увеличиваться. Так со временем изменился вид обязательств крестьян перед помещиками: на смену натуральным оброкам пришли денежные, а затем все большее распространение получила работа крестьян непосредственно на помещичьем поле.

Поначалу работы на помещичьих землях не были изнурительны, но с увеличением размеров хозяйских пашен крестьяне были вынуждены работать в ущерб собственному хозяйству. Так не только ухудшалось общее экономическое положение сельского населения и ущемление прав сословия, но и происходило их закабаление.

Крепостное крестьянство в России существовало вплоть до 1861 года. Однако такое положение было осуждено передовой частью русского дворянства и крепостничество было отменено государственным указом.

Категории крестьян

Крестьянство никогда не было однородным классом: во все времена оно делилось на множество групп и категорий.

Крестьяне делились на четыре основные группы:

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Что мы узнали?

При изучении темы «Крестьянство» мы узнали, что послужило предпосылками для появления такого общественного класса как крестьянство. Мы выяснили его отличительные особенности, узнали, как происходило закрепощение крестьян, на какие группы они были поделены.

Источник

uCrazy.ru

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году. Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?

Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.

Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках, эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.

Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика. Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.

Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Чтобы получить права, присущие свободным гражданам Российской Империи, крестьянину необходимо было получить особый документ – «вольную». Однако помещики не желали лишаться имущества (именно так они воспринимали крестьян), поэтому свободу давали редко.

Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.

С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.

Источник

Быт крестьян

сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.

Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.

В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.

Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.

Пища

Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.

Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Источник

Русские крестьяне в XVI веке

Со второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укре­пить свою власть над крестьянами.

Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники зако­нов) ограничивали это право крестьян на всей территории государства.

Теперь крестьянин мог уйти от своего госпо­дина, только окончив полевые работы — в те­чение недели до Юрьева дня, 26 ноября (по ста­рому стилю), и недели после него.

При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выпла­тив «пожилое» — особую плату за пользова­ние жильем и другими постройками. После введения Юрьева дня крестьянам стало на­много труднее переходить от одного господина к другому, они оказались в большей зависи­мости от феодалов.

Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабо­чих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы произ­вольно распоряжаться их трудом, имущест­вом, подвергать суровым наказаниям и даже продавать.

В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черно­сошных, живших на государственных зем­лях, имонастырских. Монастыри вла­дели обширными землями, на которых труди­лись тысячи крепостных крестьян. О хозяйст­ве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много до­кументов.сообщение о жизни крестьян в 16 веке

Он был основан в 1479 г. близ Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владе­ния и вскоре превратился в большое феодаль­ное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.

В вотчинах Иосифо-Волоколамского мона­стыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в мона­стырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный об­рок, т. е. вносили ежегодно определенную сум­му денег и доставляли для монастырского сто­ла яйца, сыр, мясо, масло и т. п.

Руководили монастырским хозяйством мо­нахи. Во главе их стоял келарь — заведую­щий хозяйством. В каждом селе были его по­мощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чи­нили суд и расправу над крестьянами по свое­му усмотрению: сажали непокорных в тюрь­му, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы («пени»).

Каждую осень приказчики получали из мо­настырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день.

В монастырской приходской книге 22 нояб­ря 1579 г. записано, что в этот день из мона­стырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 день­ги» 1 . Подобных записей много.

Во время крестьянских «отказов» происхо­дили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предло­гами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.

Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феода­лов — дворян-помещиков.

Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, сво­зили их с прежних мест и переселяли в мо­настырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть мо­настырь.

Поэтому большинство из них, попадая в дол­говую кабалу, навсегда оставались монастыр­скими, несмотря на тяжелые работы и оброки.

Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство доку­ментов и законов конца XVI в. до нас не до­шло: одни были уничтожены иноземными интер­вентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неуто­мимые исследователи ищут в архивах докумен­ты, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.

В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о новгородских поместьях 80-х годов XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «запо­ведные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х го­дах правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

В 1957 г. в Центральном государственном архиве древних актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова около 1592— 1593 гг. Этим указом право крестьянского вы­хода в Юрьев день было отменено по всему Русскому государству.

Свое горькое сожаление по поводу утрачен­ных прав русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского крестьянства наступил мрач­ный период. На всей территории Руси уста­навливалось крепостное право.

Правительство пыталось бороться с кресть­янскими побегами и организовало государст­венный сыск беглых. По указу 1597 г. крестья­не могли быть разысканы и возвращены вла­дельцам в течение пяти так называемых «уроч­ных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем.

Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе и крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая приумножить свои бо­гатства. В начале 90-х годов XVI в. монастыр­ские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали кре­стьян брать у монастыря деньги взаймы и пла­тить высокие проценты в монастырскую казну.

Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться монастырским при­казчикам и ключникам, отказались работать на барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Об­становка в монастыре приняла такой угрожаю­щий характер, что сюда приехала из Москвы специальная комиссия. Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастыр­ским властям в январе 1595 г. пришлось вре­менно пойти на некоторые уступки, чтобы успо­коить крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвест­ников большой крестьянской войны под пред­водительством И. И. Болотникова, которая разразилась в начале XVII в.

1 Алтын — старинная монета, равная 3 копейкам. Деньга — старинная монета, равная 1 /2 копейки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031