Поурочный план по географии 6 класс что изучает география

Конспект урока географии «Что изучает география» 6 класс

Тема: Введение. Что изучает география.

учебник Т.М. Лифанова «Начальный курс физической географии» 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии «Что изучает география» 6 класс»

Тема: Введение. Что изучает география.

Цель: обучающиеся узнают о географии, как науке о природе Земли, познакомятся с первооткрывателями и исследователями Земли.

дать понятие о географии, как науке о природе Земли;

познакомить с первооткрывателями и исследователями Земли.

коррекция и развитие связной устной речи;

расширение словарного запаса, развитие памяти.

способствовать повышению интереса к географии.

Оборудование: презентация, портреты Христофора Колумба и Фернандо Магеллана, учебник Т.М. Лифанова «Начальный курс физической географии», рабочая тетрадь.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

— Урок, ребята – это мгновение, и мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели получить множество знаний.

— Ребята, скажите, пожалуйста: «Где вы живете?» Ведь на этот вопрос есть много правильных ответов. (слайд 1)

Вы конечно, хорошо знаете, что и где находится в вашей квартире. Где кухня, где спальня. Вы хорошо изучили свой маленький дом! Но в большом доме – на Земле – гораздо больше интересных мест. Поэтому нашу планету изучают люди всех стран. Изучают, исследуют, и все новое и интересное записывают.

Записи о Земле называются география. Начиная с 6 класса, во всех школах нашей большой страны ребята начинают изучать этот предмет.

III Объяснение нового материала.

География изучает поверхность нашей планеты (материки, океаны, моря, равнины, горы, реки, озера), климат, растительный и животный мир, хозяйственную деятельность людей, которые живут на планете Земля.

Географические знания помогают людям использовать богатства природы, не нанося ей вреда.

Основная задача географов состоит в том, чтобы, всесторонне изучив разнообразие природы на земном шаре, узнать ее особенность, разумно использовать в интересах человека, приумножать ее богатства.

Но о земле люди узнали не сразу. Несколько тысяч лет пришлось потратить на описание и изучение поверхности Земли. По описанию составили карты.

– Как вы считаете, из каких источников, из чьих наблюдений составляли описание Земли? Послушайте внимательно и ответьте.

Первыми географами считают путешественников, мореплавателей и купцов. Первые путешествия были короткими. Люди боялись диких животных, не умели объяснять многие природные явления. Когда они научились делать лодки и парусные суда, то стали плавать по рекам и вдоль берегов морей и океанов. (слайд 4)

Изобретение компаса способствовало дальним плаваньям. Из своих путешествий и военных походов люди привозили сведения об открытых ими островах и морях, о жизни людей в других странах, своеобразии растительного и животного мира в разных уголках Земли. Все известные земли изображали на картах. Во время путешествий на карты наносили новые реки, озера, горы, моря, острова и даже материки и океаны. В конце 15 века экспедиция Христофора Колумба открыла Америку. (слайд 5)

В 16 веке корабли Фернандо Магеллана обогнули земной шар. (слайд 6)

В начале 17 века голландцы впервые ступили на берег Австралии, а в 19 веке русские мореплаватели открыли Антарктиду, хотя природу ее изучают только последние 70 лет.

В 20 веке тоже были сделаны новые открытия, но их стало намного меньше. Исследователи изучили труднодоступные районы в Арктике, Антарктике, вечнозеленые леса Южной Америке, дно Мирового океана.

Чтение текста и выполнение заданий.

а) Чтение текста, стр. 4-5, рассказать о первых географах;

б) Чтение текста, выборочное чтение – экспедиция Христофора Колумба;

в) Чтение текста, найдите ответы в тексте:

– Чьи корабли обогнули земной шар? В каком веке?

– Кто первый вступил на берега Австралии? В каком веке?

– Какие мореплаватели открыли Антарктиду? В каком веке?

Что означает слово география?

Что изучает география?

В чем заключается основная задача географов.

Источник

Конспект урока по географии для учащихся 6 класса VIII вида «Что изучает география»

По географии для 6 класса

Тема урока: «Что изучает география»

Учитель: Епифанцева Т.В

Познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии

Учить учащихся отвечать на вопросы учителя полным, развернутым ответом

Учить слушать друг друга

Учить уважать друг друг

Учить бережно относится к нашей планете

Учить учащихся готовить своё рабочее место к уроку в соответствии с темой урока

Развивать память, мышление, логику

Оборудование: карта, учебник, презентация

Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.

По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какая была тема нашего урока? Что мы сегодня узнали нового? География древняя наука. Вы узнали, как накапливались знания о земле.

Как вы думаете, какое значение география имеет для человека, или какие задачи решают географы?

Сегодня оценки за урок получают… так как вы были активные, и отвечали правильно на мои вопросы.

Источник

Конспект урока по географии в 6 классе на тему «Что изучает география?» (разработка для работы с детьми с нарушением интеллекта))

Тема: Введение. Что изучает география.

Цель: обучающиеся узнают о географии, как науке о природе Земли, познакомятся с первооткрывателями и исследователями Земли.

дать понятие о географии, как науке о природе Земли;

познакомить с первооткрывателями и исследователями Земли.

коррекция и развитие связной устной речи;

расширение словарного запаса, развитие памяти.

способствовать повышению интереса к географии.

Оборудование: презентация, портреты Христофора Колумба и Фернандо Магеллана, учебник Т.М. Лифанова «Начальный курс физической географии», рабочая тетрадь.

Вы конечно, хорошо знаете, что и где находится в вашей квартире. Где кухня, где спальня, где спрятана конфета. Вы хорошо изучили свой маленький дом! Но в большом доме – на Земле – гораздо больше интересных мест. Поэтому нашу планету изучают люди всех стран. Изучают, исследуют, и все новое и интересное записывают. (слайд 2)

Объяснение нового материала

География изучает поверхность нашей планеты (материки, океаны, моря, равнины, горы, реки, озера), климат, растительный и животный мир, хозяйственную деятельность людей, которые живут на планете Земля.

Географические знания помогают людям использовать богатства природы, не нанося ей вреда.

Основная задача географов состоит в том, чтобы, всесторонне изучив разнообразие природы на земном шаре, узнать ее особенность, разумно использовать в интересах человека, приумножать ее богатства.

Но о земле люди узнали не сразу. Несколько тысяч лет пришлось потратить на описание и изучение поверхности Земли. По описанию составили карты. (слайд 4)

– Как вы считаете, из каких источников, из чьих наблюдений составляли описание Земли?

Послушайте внимательно и ответьте. (Чтение текста из учебника, стр. 4.)

Чтение текста и выполнение заданий.

а) Чтение текста, стр. 4-5, рассказать о первых географах;

б) Чтение текста, выборочное чтение – экспедиция Христофора Колумба;

в) Чтение текста, найдите ответы в тексте:

– Чьи корабли обогнули земной шар? В каком веке?

– Кто первый вступил на берега Австралии? В каком веке? (слайд 7)

– Какие мореплаватели открыли Антарктиду? В каком веке? (слайд 8)

Что означает слово география?

Что изучает география?

В чем заключается основная задача географов.

Источник

Конспект урока по географии «Что такое география» (6 класс)

Поурочный план по географии 6 класс что изучает география Поурочный план по географии 6 класс что изучает географияЧто такое география?

Цели: 1 познакомить учащихся с новым предметом, с основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии.

2 познакомить учащихся с учебником, его структурой, с основными требованиями подготовки домашнего задания, при работе с атласом и контурными картами.

1 Требования к подготовке к уроку : ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты, дневник, рабочая тетрадь и тетрадь к учебнику. Плюс к этому необходимы ручки, карандаши, линейка. В отличии от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно, но и в контурных картах и по атласам.

2 Требования учителя к ведению тетрадей:

Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.

Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.

Рисунки выполняются карандашами

Писать и рисовать в тетради только необходимое, или с разрешения учителя

Тетрадь должна быть каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.

Между темами оставлять расстояние 4 клетки.

Все записанные в тетрадь определения учить наизусть.

В конце каждой четверти тетради будут проверяться и за их ведение выставляться оценки.

3 Как лучше работать с учебником, чтобы достичь успеха?

Что сделать, прежде чем изучать параграф

1. Подготовьтесь к работе. Подумайте, что вам понадобится, кроме учебника. Не забывайте, что рядом с учебником должен лежать географический атлас.

2. Если вы приступаете к новой теме, сначала познакомьтесь с информацией п еред ее началом. Определите, что вам уже известно по этой теме.

На что нужно обращать внимание, читая параграф

1. Каково содержание параграфа.

2. Какие ключевые термины, понятия и сведения выделены в тексте.

3. Какие карты, диаграммы, графики, таблицы, фото есть в параграфе.

4. Как соотносятся вопросы и выводы в тексте параграфа.

5. Как можно связать полученные знания с окружающей жизнью и вашим личным опытом.

6. Работая с картой, схемой, таблицей, сопоставляйте их с текстом, находите взаимосвязи между ними и обязательно делайте вывод.

Что сделать, прочитав параграф

1. Проверить себя, ответив на вопросы и выполнив задания.

2. Повторить все самое главное, пройдя по маршруту «Легкий экзамен».

3. Если тема завершается, проверить себя, прочитав обобщение в конце темы

4. Решить для себя: как и где вам могут пригодиться знания по этой теме как и где вы сможете получить дополнительную информацию.

1. Учитесь работать самостоятельно, всегда начиная с постановки цели и планирования «по шагам».

2. Консультируйтесь у учителя, если появляются затруднения. Обсуждайте проблемы с товарищами и родителями.

3. Очень полезно делать собственный конспект параграфа — на бумаге или на компьютере, в виде текста или схемы. Конспект должен содержать: главную идею; новые термины, понятия, географические названия; основные мысли.

4 Знакомство с учебником.

Чтение текста на странице 3-4 с комментариями учителя.

5 Что такое география?

География – это наука о природе земной поверхности.

Слово география появилось более 2 тыс. лет назад в древней Греции. Это название дал ученый Эратосфен.

Чтение части 2-й параграфа стр. 6-7.

Современная география – это система наук, изучающих природу, население, хозяйство отдельных стран и Земли в целом.

Физическая география изучает природу земли.

Экономическая география изучает население и его хозяйственную деятельность.

Задачи, которые решает современная география, разнообразны.

Геология – изучает строении и состав Земли

Климатология – изучает климаты Земли, условия их формирования, типы.

Гидрология исследует воды Земли

Метеорология – изучает воздушную оболочку, ее свойства, строение, движение воздуха и другие процессы и явления

Биогеография – это наука, изучающая состав и распространение растений и животных, их зависимость от природных условий.

Картография – наука, изучающая и разрабатывающая методы создания и использования различных географических карт.

6 Для чего необходимо изучать географию?

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возросло: современный мир стал почти «единым». Сети Интернета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение информацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.

По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особенности поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особенности размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического бизнеса — все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

7. Источники географических знаний:

Традиционные источники географической информации— географические карты и атласы. На них нанесено все то, что человечество открыло на Земле за века. Изучая географию, вы будете знакомиться с разными видами карт.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Географические информационные системы

Графические карты, атласы

Результаты исследований используются в промышленности, сельском хозяйстве. Они необходимы и важны для жизни человечества.

И Т О Г: Вы познакомились с новым предметом, узнали, что изучает география.

География древняя наука. Вы узнали, как накапливались знания о земле.

Как вы думаете, какое значение география имеет для человека, или какие задачи решают географы?

Источник

Конспект урока по географии 6 класс

Тема урока: Что изучает география.

Цель урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Ученик должен знать: имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли

Оборудование: атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников,

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности и населения отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

— «Как вы объясните тот факт, что, давая название новой науке, отец географии Эратосфен на­звал ее география, а не ойкуменография, как называли греки населяемую ими сушу?»

(Эратосфен расширил предмет новой науки, включив в него не только известные и населенные зем­ли, но и еще не открытые, еще не известные)

— Что было необходимо древнему мореплавателю, чтобы благополучно доплыть до места назначения?

Прежде всего, моряк должен был знать об очертаниях бе­регов, о мелях или коварных рифах, преобладающих ветрах, погоде (когда штиль, когда шторм, как спасаться от него и т. д.). И обязательно — о людях, живу­щих на далеких берегах. Как они относятся к чужакам? Какие у них обычаи и верования? Как они одеваются и в каких домах живут? А для купцов самое главное — что можно купить или обменять у заморских жителей, и по каким ценам, а какие товары они сами хотят купить. Это значит, что очень важна бы­ла информация — описание моря и суши, природы, хозяйства и жителей разных стран.

Постепенно между странами налаживался взаимовыгодный обмен — например, оливковое масло из Греции меняли на пшеницу из Скифии (северное побережье Черного моря). Постепенно возникали территориальное разделение труда и организованные потоки товаров меж­ду странами — развивалась международная торговля. И сейчас мы можем видеть, как во многих странах мира, в том числе в России, едят бананы из Эквадора, пьют кофе из Бразилии, чай из Индии. Сотрудничать друг с другом — это всегда гораздо полезнее, чем конфликтовать: вместе мы, жители Земли, можем сделать нашу жизнь намного лучше.

ГЛАВНЫМ «ДВИГАТЕЛЕМ» РАСШИРЕНИЯ ГЕОГРА­ФИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА БЫЛА ТОРГОВЛЯ.

— Ребята, так зачем же нам география?

Значение информации в наше время еще более возрос­ло: современный мир стал почти «единым». Сети Интер­нета и телефонов опутали его своей незримой паутиной, а главный фактор успеха в любом деле — владение инфор­мацией.

Какую же информацию для современного человека и лично для каждого из вас поможет получить география? Что для всех нас важно?

Во-первых, знание процессов развития природы и хозяйства. Это позволит ответить на множество вопросов. Как «живет» наша природа? Почему различаются природ­ные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах? Куда отправляют товары из вашего города или района и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?

Во-вторых, практические вопросы, которые каждому приходится решать в по­вседневной жизни.

По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы?

Удобно ли по­звонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск?

В какое время года лучше отправиться в путешествие, например в Индию или Таиланд?

Откуда у нас дома еда на столе, и из какой страны домашняя техника?

В-третьих, выбор профессии. Военные, летчики и моряки обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи — горные породы. Строители — особеннос­ти поверхности и грунта застраиваемого участка. Предприниматели — особеннос­ти размещения предприятий и связи между ними. Работники туристического биз­неса — все о разных странах и регионах.

ГЕОГРАФИЯ ПОМОГАЕТ НАМ ВИДЕТЬ ОБРАЗ МИРА И ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ.

Какие задачи и методы у науки географии?

География — это наука не только о расположении географических объектов. Она изучает природу и общество — людей, ведущих совместную деятельность, создавших цивилизации и государства. Посмотрите на схему, она поможет вам понять главные задачи современной географии.

КПоурочный план по географии 6 класс что изучает географияакие задачи и методы у науки географии? Описание

Почему это так происходит?

Что будет через день, месяц, год, 10 лет?

Как сделать так, чтобы…

Проектирование новых объектов с заранее заданными свойствами

Строительство городов, водохранилищ, каналов…

В каждой науке есть свои методы исследований (метод исследования — это способ, путь познания).

Есть такие методы, которые используются в самых раз­ных науках:

моделирования и др.

Они так и называются — общенаучные. Все они активно используются и в современной географии.

Но есть и такие пути познания, которые зародились в самой географии, — методы географической науки.

Самый древний из них — сравнительно-описа­тельный метод. Человек описывает какую-то новую для него местность и срав­нивает с той, которая ему уже известна. Давно используют в географии экспе­диционный метод — исследования непосредственно на местности.

Важнейший метод в географии — картографический. Ученые сначала наносят на карту объекты или явления, а затем изучают уже готовые карты. Карта дает очень много информации, и нужно научиться ее правильно читать. Это удиви­тельный труд, созданный Человеком. Многими из методов исследований восполь­зуемся и мы, изучая географию Земли.

География долгое время занималась описанием природы земной поверхности отдельных стран. Путешественники открывали новые земли и моря, несколько

тысячелетий понадобилось, чтобы описать земную поверхность и составить географические карты.

Изучая земную поверхность люди, поняли, что она разнообразна.

Что изображено на фотографиях, какие участки земной поверхности?

(море, остров, город, степь, горы)

Все это элементы земной поверхности.

Элементы земной поверхности, со всем, что на них расположено, называется географическими объектами.

ГПоурочный план по географии 6 класс что изучает географияеографические объекты

Поурочный план по географии 6 класс что изучает география

Природные (природа) Антропогенные (человек)

Почему на полюсах всегда холодно, а на экваторе наоборот жарко

Почему в Австралии не бывает землетрясений

почему в одних местах лесные массивы, а в других песчаные пустыни

Впервые размеры Земли вычислил астроном и географ Эратосфен в III веке до н.э. Путешествуя по Нилу, он заметил, что 22 июня в южном городе Асуане солнечные лучи падают вертикально. Солнце освещает дно глубоких колодцев, пальмы не отбрасывают тени. В этот же день в городе Александрии, находящемся севернее, лучи солнца падают под углом. Эратосфену удалось измерить этот угол, равный 7°12‘. Эта величина – 1/50 часть окружности, которая содержит 360°. Значит, если измерить расстояние между Асуаном и Александрией и умножить его на 50, можно узнать длину окружности всей Земли. Расстояние Эратосфен определил, зная, за сколько дней и с какой скоростью его преодолевают торговые верблюжьи караваны. Длина окружности Земли составила 39500 км. Расчеты Эратосфена оказались весьма точными: окружность Земли составляет 40 000 км. Эратосфен составил первую карту известного к тому времени мира с учетом шарообразности Земли.

Выводы о шарообразности земли древнегреческих ученых.

Греческий ученый Аристотель, наблюдая за тенью от Земли на Луне во время лунного затмения. Тень была круглой, а значит, её отбрасывала Круглая Земля. Эратосфен составил первую карту мира (см. атлас рис. 1) и рассчитал размеры Земли.

5. 1492 г.- экспедиция Х.Колумба- открытие Америки.

Сообщение о путешествии.

Колумб: I и II экспедиция

3 августа 1492г. из порта Палос в плавание вышли три корабля: Санта-Мария, Пинта и Нинья с 90 участниками. Экипажи кораблей в основном состояли из осужденных преступников. После ремонта корабля “Пинта” у Канарских островов потянулись томительные дни. Прошло 33 дня после того как корабли покинули Канарские о-ва, а земли все не было. Вскоре появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргассово море. Вскоре за этим морем, 12 октября впередсмотрящий увидел полоску суши. Это был небольшой остров с пышной тропической растительностью, который Колумб назвал Сан-Сальводор и объявил владением Испании. Колумб был уверен, что достиг Азии.

Колумб оставил на о-ве Эспаньола несколько людей во главе со своим братом и отплыл в Испанию, взяв в доказательство несколько индейцев, перья невиданных птиц и несколько растений. 15 марта 1493 года в Палосе его встречали с триумфом как героя.

Снарядив немедленно новую экспедицию, Колумб отправился из города Кадикса во второе плавание, которое продолжалось с 1493 по 1496. Было открыто много новых земель в гряде Антильских островов (Доминика, Гваделупа, Антигуа), о-ва Пуэрто-Рико, Ямайка, обследованы южные побережья Кубы, Эспаньолы. Но и на это раз Колумб так и не достиг Материка. С богатой добычей корабли возвратились в Испанию.

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор «Спаситель», высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай.

Колумб: III и IV экспедиция

6. 1522 г.- первое кругосветное путешествие Ф.Магеллана

Вопрос: » Какой Океан был открыт во время этого плавания?»

— Сравнить в атласе карты XV и XV11 веков с современной.

— Какие материки и океаны не были известны составителям этих карт.

Магеллан (подлинное имя Магальянш) родился в Португалии около 1480 г. Бедный португальский дворянин воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию, где он заключил договор, по которому Карл I снарядил 5 кораблей с припасами на 2 года. Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

20 сентября 1519 г. флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира.

ПЕРВЫЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН

28 ноября 1520 г. Магеллан вышел из пролива в открытый океан. Нельзя, конечно, говорить, что во время 15 дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки, но он, по крайней мере, доказал, что в диапазоне широт от 53 15 до 38 ю.ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление. К счастью погода все время была хорошая, потому-то Магеллан и назвал океан «Тихим».

На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

ФИЛИППИНСКИЕ ОСТРОВА И ГИБЕЛЬ МАГЕЛЛАНА

XV11 век- ОТКРЫТИЕ АВСТРАЛИИ (ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН)

Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой Гвинее.

28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчеством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера остров Ай и Ару, он достиг «Болотистой земли» (юго-западного берега Новой Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш.

Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали побережьем этого острова до северной оконечности, длина открытой части австралийского полуострова, которую Янц окрестил Новой Гвинее, составила около 350 км

Луис Ваэс Торрес (1560-1614) 3 октября 1606 г. лишь увидел в отдалении берег Австралии, что было спустя четыре с лишнем месяца, открыл южный берег Новой Гвинеи, проплыв между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван его именем.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ТАСМАНА: ОТКРЫТИЕ ВАНДИМЕНОВОЙ ЗЕМЛИ, НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ И ОСТРОВОВ ТРОПИЧЕСКОЙ ОКЕАНИИ

В 1642 г. небольшая экспедиция (110 чел.) во главе с Абелем Тасманом направилась из Банталии на о. Маврикий. От Маврикия Тасман должен был попытаться на высоких широтах обнаружить Южный материк, обогнув с юга Новую Голландию через цепь Соломоновых островов, вернуться в Банталии, разведать более удобный путь от Индии к Чили.

Шесть недель потребовалось Тасману на преодоление 2100 км. 1 апреля Тасман подошел к юго-восточной части о. Новая Ирландия и через восемь дней обогнул ее и о. Лавонгай с севера, повторив открытие Ле-Мера и Схаутена. Он пересек в меридиональным направлении Новогвинейское море и утром 13 апреля усмотрел гористый о. Новая Британия.

29 января 1644 г. маленькая флотилия (111 чел.) Тасмана вышла из Баталии в восточном направлении. Из чертежа, освещающего голландские открытия Австралии, видно, что суда Тасмана провели непрерывную съемку южного берега Новой Гвинее на протяжении 750 км от 7 до 9 ю.ш., завершив открытие залива Карпентария. Все побережье залива показано непрерывной линией.

4 августа 1644 г. Тасман вернулся в Банталию.

Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс?

В своих воспоминаниях Джеймс Кук писал: «Я обошел океан Юж­ного полушария на высоких широтах и совершил это таким обра­зом, что неоспоримо отверг возможность существования матери­ка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания».

Менее чем через 50 лет это утверждение было полностью опро­вергнуто русскими мореплавателями Фаддеем Фаддеевичем Бел­линсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым. В 1820 г. ко­рабли под их командованием подошли на расстояние всего в несколько километров к берегам Антарктиды. Таким обра­зом, был открыт последний материк Земли. Можно только восхи­щаться искусством российских флотоводцев, которым на деревян­ных парусниках приходилось лавировать у берегов «ледяного» ма­терика среди огромных айсбергов при сильнейшем встречном ветре.

Сплошь покрытый льдом, самый холодный, самый темный и самый ветреный материк завладел умами людей. И, прежде всего манил к себе Южный полюс, расположенный почти в центре Ан­тарктиды. Однако его достигли лишь спустя девяносто лет после открытия Антарктиды при довольно трагических обстоятельствах.

В природном отношении Южный полюс ничем не отличается от окружающей территории. Это точка в ледяной пустыне, кото­рая простирается на сотни километров вокруг. И все же в нашем воображении это совершенно особая точка земного шара. Здесь про­ходит земная ось, и сходятся все меридианы. Здесь нет ни востока, ни запада, а всюду — север.

В октябре 1911 г., когда в Южном полушарии была весна, на штурм полюса примерно в одном и том же направлении выступи­ли две экспедиции. Одну возглавлял норвежец Руаль Амундсен, дру­гую — англичанин Роберт Скотт. Обеим группам предстояло пре­одолеть без малого 2500 км по изрезанному глубокими расселина­ми и открытому всем ветрам ледяному куполу Антарктиды.

Примерно 5 тыс. лет накапливались знания о природе земной поверхности. Давно открыты все материки и океаны, острова и новые земли.

Как вы думаете, почему и в наше время ученые, географы продолжают исследовать нашу планету?

— Какие исследования необходимы человеку в наше время?

Открытия новых материков, океанов, островов, рек и озер, горных хребтов ос­тались в прошлом. Лишь в самых труднодоступных местах Земли — глубоко на дне океанов или высоко в горах — остались неисследованные участки. На карту нанесены тысячи и тысячи географических объектов, созданы подробные описания. Но, как и раньше, нам необходимо знать, что и где лучше строить, добывать, вы­ращивать. Как защититься от стихийных бедствий, уменьшить потери от них? Как и чем торговать? Где отдыхать? Какие изменения происходят в природе и хозяй­стве? Чем больше информации получит человек о территории, тем с большей ответственностью он сможет осваивать ее.

— Как сегодня собирают информацию о Земле?

Еще сто лет назад для того, чтобы узнать что-то о неизвестных землях, на­до было самому направиться туда — на судне или пешком. После того как был изобретен самолет, возникла авиаразведка.

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли стало возможным с созданием искусственных спутни­ков Земли — космических аппаратов, постоянно обра­щающихся вокруг нашей планеты. Русское слово спутник вошло во все языки мира и теперь везде понимается без перевода. А 12 апреля 1961 г. был совершен и первый пилотируемый полет: первым в мире космонавтом был русский, уроженец Смоленской области Юрий Гагарин.

Спутники собирают огромное количество информа­ции. Они фотографируют Землю, наблюдают за пого­дой, обеспечивают связь между странами и конти­нентами. На основе космических снимков разные исследования территории. Например, тщательно изучают все свойства поверхности и грунта перед строительством дороги или нефтепровода, для объяснения прогноза погоды, стихийных явлений (ураганов, землетрясений, извержения вулканов.)

Множество спутников, постоянно летающих вокруг Земли, позволило решить очень важную задачу — достаточно точно вычислять местоположение любого объекта. Человек научился создавать навигационные системы, помогающие пило­там, лоцманам и даже водителям автомобилей.

ИНФОРМАЦИЯ, ПОЛУЧАЕМАЯ СО СПУТНИКОВ И ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИ ЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ, ПОЗВОЛЯЕТ ИССЛЕДОВАТЬ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ.

Откуда получают и где хранят географическую информацию?

Традиционные источники географической информации— геогра­фические карты и атласы. На них нанесено все то, что человечество открыло на Земле за века. Изучая географию, вы будете знакомиться с разными видами карт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *