Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Урок по обществознанию «Что такое общество» (10 класс)

Урок по обществознанию в 10 классе.

Тема: «Что такое общество»

Обществознание. 10 класс. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Москва. «Просвещение»2011 г.

Цель урока: Познакомить учащихся с элементным составом, структурой общества, социальными институтами.

Актуализация определения понятия « Общество»

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

этап исторического развития человечества.

форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности

обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.

Примеры. В каком значении употреблено понятие общество в следующих высказываниях?

А. Двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество.

Б. За сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей.

В. Пришельцы обнаружили на земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием.

Г. В обществе в отличие от природы действует закон ускорения.

( как человечество в целом)

Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.

II .Ориентировочно-исполнительский этап.

Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системной подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система- это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков.

Наиболее простым признаком общества как системы является его качественная обособленность. Т.е. способность быть автономным явлением, отличным от других явлений природы.

Вторым необходимым признаком системности общества является гетерогенность строения. Которая означает, что данная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей.

Третьим признаком общества как системы является то, что все его части взаимосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы.

Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений. Состоит из взаимосвязанных частей и обладает интегральными свойствами, которые отсутствуют у отдельных его частей. Иными словами любая система обладает совокупностью элементов, т.е. элементным составом и структурой, как совокупностью отношений между элементами. Исходя из выше сказанного, социум как система состоит из элементов- индивидов и их объединений, находящихся между собой в взаимодействии, т.е. каким то образом структурировано и прежде всего своей совокупной деятельностью. Следовательно, общество можем определить как совокупность индивидов и их объединений.

1. Элементный состав общества в теории систем элемент определяется как наименьшая дробная часть целого, сохраняющего качественную определенность. Элементом общества является индивид- наиболее общее и абстрактное понятие, включающее в себя всю совокупность его свойств и отношений, в силу чего оно недостаточно информировано, а потому нуждается в уточнении и конкретизации. Индивид может выступить как человек, личность, гражданин. Личность характеризует индивида с позиции его автономности и независимости от других и общества в целом. Личностью можно назвать индивида, который обладает возможностью выйти из общественного производства без ущерба для благосостояния своего и своей семьи. В психологическом плане личностью становится индивид, который способен формировать собственное мнение и защищать вопреки мнения большинства. Таким образом личность обязательно связана с обществом и может формироваться только при наличии проявления активности в обществе. Индивид как гражданин характеризует взаимосвязь с государством. Определяется его правовой статус, политическое, экономическое положение в обществе. Гражданин является полноправным гражданином социума, обладает не только правами, но и обязанностями по отношению к обществу и государству, т.е. политико-правовая характеристика индивида.

2. Семья- первая общественная объединение, которое человек застает родившись. ( характеристика видов браков семей в разное время развития общества). Главная функция семьи это воспроизводство и социализация индивида, а так же экономическая функция при реализации которой она превращается в экономическую ячейку общества, став важнейшим элементом социума.

3. Корпоративные объединения, которые создаются с целью ведения совместной хозяйственной деятельности посредством объединения имущества. Денежных средств или трудовых усилий его участников. Корпоративные объединения представляют собой основную производственно-хозяйственную, финансовую или более широко экономическую единицу общества. Они могут выступить в форме АО, Товариществ, Предприятий.

4. Общественные организации, представляют собой объединения по политическим, духовным, творческим, религиозным, профессиональным и прочим интересам. Общественные объединения это добровольное самоуправляемое некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественных организаций. Виды общественных объединений:

-Общественная организация ( предусматривает членство, совместную деятельность участников, направленную на защиту и достижения уставных целей.),

-общественное движение (массовое движение, участники которого не имеют членства, преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели),

— общественный фонд ( не имеющие членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые используются на общественно-полезные цели),

— общественное учреждение ( не имеющие членчтва, ставящие своей целью оказание конкретных вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям),

— орган общественной самодеятельности ( не имеющих членства, его цель совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы; результат его деятельности удовлетворение потребности неограниченного круга лиц).

II / Функции и институты общества- как способ сосуществования людей, общество должно функционировать т.е. выполнять определенный набор функций:

производство материальных благ и услуг

воспроизводство и социализация человека

духовное производство и регулирование активности людей.

распределение продуктов труда

регламентация и управление деятельностью и поведения

Для реализации этих функций формируется соответствующие структуры, т.е. организации ( институты) и отношения.

Социальный институт это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей, регулируемое сводом социальных норм. Социальный институт- это реальная совокупность людей, которая трудится в определенной сфере. Это исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленное на удовлетворение потребностей общества.

Приведите примеры социальных институтов, которые функционируют в различных сферах общества. Задание №1

В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.

Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.

В системе политических институтов современного общества выделяются, наряду с ведущими институтами власти, демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов ( на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве),епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

В процессе удовлетворения потребностей возникают между социальными институтами связи и отношения. Совокупность этих связей и отношений составляет структуру общества. Именно структура придает разрозненным элементам целостность и качественную определенность и дает возможность назвать данную совокупность системой. Чем сильнее внутренние связи и отношения, тем выше надежность и устойчивость системы.

Общество- это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.

Экономическая, или материально-производственная сфера- это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей.

Социальная сфера- это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями( классами, нациями, социальными слоями и т.п.), их ролью в жизни общества.

Политическая, или политико-правовая сфера- это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой институтов управления.

Духовная сфера- это область общественной жизни, связанная, со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов. В рамках, которых создаются и распространяются духовные ценности.

Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказывается на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.

1.Элементы общества: индивид, семья, корпоративные объединения, общественные некоммерческие объединения.

2. Функции общества: производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация человека, духовное производство и регулирование активности людей, распределение продуктов труда, регламентация и управление деятельностью и поведения

4.Социальные институты: экономические институты, политические институты, правовые институты.

3. Общественные отношения: Экономические, социальные, политические, духовные.

Учитель: Сейчас я хочу вам предложить небольшую игру. Игра называется «Синквейн». В переводе с французского языка означает 5 строчек. Это игра поможет вам применить ваши знания в другой ситуации, способствует развитию аналитического мышления.

3.развивает, создает, радует

4.нельзя быть свободным от общества.

А сейчас попробуйте сами. По следующим словам: личность, экономика. институт, любовь, дискуссия.

Источник

Поурочный план 10 класс ««Что такое общество?»».

Урок № 1 10 Класс Дата:

Тема урока : Что такое общество. Урок новых знаний

Сформировать основы знаний на основе ответов на вопросы :

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

5) Какие отношения можно считать общественными?

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

7) Что такое «культурные универсалии»?

Развитие умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, поиска закономерностей при работе с фактами

Формирование уважительного отношения к знаниям социальных закономерностей, как основе человеческих отношений.

1. Организационный этап 2 минуты .

2. Мотивационный этап 6 минут

1. Обсуждение общих результатов ГИА. Выявление трудностей.

2. Знакомство с программой 10-11 класса. Постановка задач и форм работы на учебный год.

3. Постановка задачи формирования индивидуальных образовательных планов. Обсуждение актуальности ЕГЭ по обществознанию для абитуриентов.

3. Актуализация и постановка задачи на урок (2 мин)

Задача на урок: получить ответы на вопросы: стр.17

Формирование современных представлений по следующим вопросам.

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

5) Какие отношения можно считать общественными?

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

7) Что такое «культурные универсалии»?

4. Изучение нового материала (25 минут).

Работа в группах по 2 человека + обсуждение + запись в тетрадь

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле? С.7-8

— в узком смысле – группа людей объединенная деятельностью;

— в широком смысле – обособившаяся от природы часть мира (все люди)

Ответ группы + коррекция + запись

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

Обсуждение иллюстраций традиционного и урбанистического общества (Япония, ОАЭ),

крымских лесонасаждений и крымских свалок,

тундра и народы севера России и первые города на территории РФ (греческие колонии)

1) историческое обособление общества от природы,

2) пагубное и благотворное влияние человека на природу

3) природа тоже влияет на развитие людей

4) люди и природа развиваются по своим законам, но существует между ними взаимосвязь с. 12 аб.3.

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности? Определить 3 черты деятельности людей стр. 8-9

— преобразование окружающего мира;

— общество – это отношения больших и малых групп (коллективность)

Ответ группы + коррекция + запись

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

Учащиеся, военные, работники культуры, коллекционеры и пр.

Ответ группы + обсуждение

5) Какие отношения можно считать общественными?

Общественные отношения – отношения между группами людей в процессе деятельности

Ответ группы учеников С + краткая запись + повторить 4 сферы

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

Определить значения слова культура стр. 12-13

2) достижения духовной жизни человека или общества

3) всё, что создано людьми (в широком смысле слова)

Проблема деления материальной и духовной культуры на примере СД-диска.

Слово учителя + запись

7) Что такое «культурные универсалии»? с.14

общие черты и формы культуры

8) Выписать в тетрадь общественные науки стр. 14

История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика

5. Контроль знаний (5 минут).

(Ответить на вопросы1-8 стр. 17)

6. Подведение итогов урока. 3 минут2

Проверка записей в тетради, выставление оценок

Что вызвало затруднение, было неудобным? Что понравилось на уроке? Где можно применить эти знания?

Д/З п.1 читать, устно любой вопрос стр. 17-18 1-5 + для группы А – устно документ стр. 16-17.

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Номер материала: ДБ-1027046

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Поурочный план обществознание 10 класс что такое общество

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (§ 1)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характе­ристики общества);

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных про­цессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их до­стижения (на основе анализа знаний об обществе, получен­ных в основной школе);

владение базовым понятийным аппаратом социаль­ных наук (в данной теме — понятиями «общество», «куль­тура», «общественные науки»).

дать научное представление об обществе как совмест­ной жизнедеятельности людей, в процессе которой осу­ществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

раскрыть соотношение понятий «природа» и «обще­ство» ;

охарактеризовать основные общественные науки.

Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов исто­рии и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизне­деятельности людей», который был частью курса «Общество- знание» в 8 классе.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78—84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М.,

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбо­ва и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284— 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие обще­ства».

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, ука­занные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Обществен­ные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организу­ется практическое занятие — групповая работа по выпол­нению заданий и затем обсуждение практических выводов.

й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рас­сматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит вы­явить знания, на которые можно опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой выска­зываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

1.Что такое общество?

Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исто­рически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси­пова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определе­ние: «Общество — сумма связей, совокупность или систе­ма отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кеме- ров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбо­ра определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянны­ми носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определён­ные отношения. Последовательные действия людей, на­правленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с актив­ностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно по­казать свойства человеческой деятельности. Это её созна­тельный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использо­вании орудий труда); коллективный характер (проявляет­ся в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (M., 1984. — С. 44—45).

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъ­екты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потреб­ных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материаль­ных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только право­мерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охва­тить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно при­менительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту:

1. Сопоставьте представ­ленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры дея­тельности в учебнике? Почему?

2. Как вы думаете, сле­дует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ.

3. Приведите примеры извест­ных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности.

4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их помо­жет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4—5).

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века ви­дели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилиза­ции и роста городов человек всё более отходил от природных ус­ловий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал отно­ситься к живым существам как к вещам, используя их для сво­его удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неис­

черпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами.

Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» послед­ствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собствен­ный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им ве­щами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выра­жение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение ав­тора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните.

Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «де­градация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной ба­зой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, мож­но провести по следующим вопросам: в каком смысле сло­во «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявля­ется обособление общества от природы? Почему такое обо­собление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключают­ся экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно вза­имодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

общественное разделение труда, размещение и раз­витие различных отраслей производства;

развитие способностей человека;

темпы развития данного общества в целом;

экономические и политические отношения;

социально-психологический облик и настрой обще­ства, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине ХХ в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3.Изучение пункта плана «Общество и культура»

целе­сообразно провести путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника. При этом им предлагается проду­мать вопрос: как соотносятся понятия общества и культу­ры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку обще­ство — это совместная деятельность людей, культура неот­рывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что су­ществуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357—360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

эмпирический, описательный подход, представляю­щий культуру как сумму, результат всей деятельности че­ловека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;

оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень куль­турности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;

деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценност­ные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поко­ления к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колон­ке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу

Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей

Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества

Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа

Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изу­чения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической истори­ей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психо­логии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществля­ется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каж­дый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естествен­ных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: обще­ственные науки при всех их отличиях от естественных так­же дают знания, позволяющие ориентироваться в окружаю­щем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогно­зировать будущее, сознательно воздействовать на обществен­ные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практи­ческим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изуче­ния каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в ка­ких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представ­ляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для соб­ственной успешной деятельности необходимо учиться сотруд­ничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозави­симости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в обще­ство только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значи­мости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного вари­анта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *