Постмодернизм пропагандирует в ландшафтном дизайне что
Ландшафтное бюро
Светланы Кульбашной
т. (067) 637 39 39
raingarden.dp.ua@gmail.com
Постмодерн в ландшафтном дизайне
Постмодернистский облик моды.
Об истории и эстетике постмодернизма.
… мелодрамы с переодеванием на всех уровнях, включая философский. Мы вводим вас в мир интриги и иллюзий…
Несколько слов об истории постмодернизма.
Ее явление миру состоялось во Франции, сначала как феномен литературы и искусства, а затем, на рубеже 70-80-х годов 20 века, он оформился как самостоятельное течение. Довольно быстро постмодернизм вышел за пределы Франции и стал общекультурным феноменом. Один из ведущих российских исследователей постмодернизма И. Ильин по этому поводу написал:» Он стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение и интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи».
Высказываются мнения, что постмодернизм сформировал особый специфический менталитет, свойственный современности, и стал новым цементом массового сознания.
В начале ХХІ века постмодернизм приобретает черты зрелости и продолжает диктовать моду в различных сферах современной культуры.
Отличительной чертой духа этого времени является приоритет настоящего над прошлым, но как всегда случается, «каждая эпоха в свой час подходит к порогу кризиса». Поэтому в каждую эпоху появляется какое-нибудь течение, играющее роль авангарда. Авангард разрушает, деформирует прошлое. В новейшую эпоху это был модерн, а вслед за ним начала развиваться ситуация постмодерна. В ней расставание с прошлым происходило по-своему: путем его деканонизации, критического переосмысления, использования перекодированных элементов для нового строительства.
В предельно широком контексте под постмодернизмом понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу цивилизационного кризиса.
Характерные признаки постмодернизма.
Разрушение традиционных форм; цитатность; интертекстуальность; проявление маргинальности в отношении морали и нравственности; отказ от канонов; размытость (неопределенность); понимание мира как постоянно меняющейся, аморфной, многовариантной в своем развитии реальности.
И. Хасан уточнил и дополнил признаки постмодернизма.
1. Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок.
2. Фрагментарность. Художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный текст.
3. Деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем национальным условностям.
4. Безликость, поверхностность.
5. Представление непредставимого, непредставляемого.
6. Ирония, усмешка.
7.Гибридизация, или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы «паралитературы», «паракритики» «нехудожественного романа».
8. Карнавализация. Карнавализация означает центробежную силу языка, «веселую относительность предметов», участие в диком беспорядке смеха, имманентность смеха.
9. Перфоманс, участие. Театр становится действующей нормой деканонизации жизни.
10. Конструктивизм. Постмодернизм конструирует реальность.
11. Имманентность. При помощи новых технологических средств стало возможным развить человеческие чувства – охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков, превратив природу в культуру, в имманентную семиотическую систему.
Постмодернизм пытается разрешить столь важную проблему истины, приходя к выводу об ее относительности в современном мире.
По мнению П.Вейна, «как любой предмет современности, истина распалась и утратила свою целостность, она рассеялась, и ее движение с некоторым преувеличением можно определить как блуждание».
Возникло предложение согласиться с признанием существования в современном мире «сокращенной истины», где разграничение подлинного и ложного, правды и вымысла теряет свою четкость.
Идея «сокращенной истины» лежит в основе любого рекламного сообщения. Поскольку истина относительна, повсюду царит симуляция, реальность заменяется смоделированными знаками реальности. Постмодернизм вводит и разрабатывает такое важное понятие, каксимулякр ( с лат. образ подобие)
«Потребление – это виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс, деятельность систематического манипулирования знаками, в которые превращаются вещи», писал Ж. Бодрийяр. Тип используемых знаков – симулякров-подделок, так он понимал образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Почти весь современный мир, по его мнению, функционирует как мир «кажимостей», видимостей, симулякров-фантомов сознания, мало соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальней, чем сама реальность.
Именно этот мир Бодийяр назвал гиперреальность.
Бодийяр пытался объяснить симулякр, как результат процесса симуляции, которая выдает отсутствие за присутствие и смешивает всякое различие между реальным и воображаемым.
Важно понять, что симулякр – это моделирование, а не копия.
Ж. Делез подчеркивал, что симулякр – это знак, который отрицает и оригинал и копию, это конструкция, которая включает в себя угол зрения наблюдателя. Эффект работы симулякра – симуляция.
Теоретики постмодернизма даже рассматривают всю современность как эру тотальной симуляции. Интересны рассуждения о роли информации в современном мире. По мнению Ж. Бодийяра, например, информация сегодня на самом деле не производит смысла, а лишь «разыгрывает» его поскольку подменяет коммуникацию ее подобием (симулякром). Все это и порождает специфику мироощущения постмодернистского медиатизированного общества и сознания. Именно поэтому постмодернизм делает акцент на роли образа, который взял верх над реальностью.
Постмодернизм сосредоточился не на отражении, а на конструировании, моделировании действительности, создании искусственной реальности, для чего по своей природе весьма приспособлено телевидение. Постмодернизм оформлялся, как течение, как раз в период бурного расцвета телевидения и впитал в себя многое из его эстетики, включая свойственный ему метод мозаичной подачи и восприятия информации, для него характерна власть глаза «видеократия».
На место иерархической модели мира, где есть главное и второстепенное, выдвигается модель хаотическая, деструктурированная; для теоретического осмысления привлекаются концепции постструктурализма
Ж.Делизом был веден термин «Ризома», означающий беспорядочное, не имеющее превалирующего направления строение сознания. Это одновременно и отрицание центричности, и множественность смыслов, где нет главного и второстепенного – все важно, все одинаково заслуживает внимания и может быть отражено в тексте.
У адресата сообщения появляется новая свобода, которой не было при иерархически организованном коммуникативном акте, это свобода интерпретации, вытекающая из всех перечисленных причин.
Индивид получает возможность «творить» новые смыслы ( или их оттенки), точнее вспоминать уже имеющиеся, в соответствии с собственными желаниями или возможностями интеллекта. Поэтому, признание раскрывающейся перед реципиентом бездны интерпретаций смысла и самой возможности свободной игры со значениями одновременно декларирует свободу интерпретирующего сознания.
Законы, применимые к литературному тексту, применимы к любому полю, способному рождать значения.
Постмодернизм воздействует на вербальные и визуальные составляющие коммуникаций. Мейнстрим ( основное течение) современного креатива – это использование постмодернистской стилистики. «Причем, многое убеждает в том, что постмодернизм – не только «отшумевший дождь», но и мост в будущее».
GardenWeb
Постмодернизм в ландшафте
Постсовременная архитектура имеет ярко выраженный контрсовременный характер, она появилась вслед за серьезной критикой методологических установок и эстетики функционализма. Адептов нового движения не устраивал утилитаризм функционализма, его этика узко понимаемой честности, в жертву которым приносились разнообразные культурные смыслы архитектурных форм.
Для анализа художественно-эстетических позиций постмодернизма существенны также его связи с нигилистической контркультурой и «поп-артом». Ниспровержение всего комплекса идей, связанных с архитектурой функционализма или «новой архитектурой», бунт против превращения ее метода в догму перерос в бунт против самой архитектуры. Нигилистическая «контркультура» привела бунтарей к таким крайностям, как китч потребительского «поп» искусства. Эти парадоксы буржуазной культуры, их обусловленность социальными факторами исследованы в монографии А. В. Иконникова «Зарубежная архитектура».
Однако постмодернизм отрицает не только явные недостатки, но и положительные стороны функционализма, обусловленные его связями с развитием научно-технического прогресса. Под таким углом зрения постмодернизм уже был подвергнут объективной критике.
Особого внимания с точки зрения проблем, рассматриваемых нами, заслуживает тенденция, которую современный западный архитектор и критик Роберт Стерн назвал «контексту-ализмом». Эта тенденция — прямое следствие отрицания одного из недостатков функционализма — чуждости его «архитектуры в себе» своему контексту. Постмодернизм утверждает необходимость рассматривать отдельные строения как элементы большого целого и призывает устанавливать между ними необходимое соответствие по форме, размерам и цвету. Именно поэтому, с точки зрения Стерна, постсовременная архитектура отдает предпочтение незавершенной геометрии или смешанным формам перед чистыми.
Чарльз Дженкс — один из самых крупных западных исследователей постмодернизма — отмечает, что философской основой контекстуализма явились исследования механизма, с помощью которого город формирует различные бинарные модели, обеспечивающие его художественную целостность и информативность. И самой важной бинарной парой была оппозиция массы и пустоты, выходящая к идеям о непрерывном урбанистическом пространстве как негативном объеме.
Так формировалась идеологическая основа средового подхода, призывающего перенести акцент со зданий на их контекст, заменить принцип проектирования «изнутри — наружу» принципом «снаружи — вовнутрь». Такой подход приобрел значение для сохранения структуры не только сложившегося городского ландшафта, но и ландшафта природного.
Развитию контекстуализма в какой-то мере способствовало возрождение и приспособление для нового назначения старых построек. Первыми и наиболее известными работами этого направления стали: музей в миланском замке Сфорца (Италия, 1954 г., колл. архит.) и банк в Брауншвейге (ФРГ, 1956 г., архит. X. Вестерман). В таких работах, естественно, основное значение приобрел необходимый уровень решения задач включения в структуру исторических зданий новых форм. Как отмечает А. В. Иконников, «архитекторы при этом не делали попыток стилизовать новое, но искали глубинных аналогий в тектонич-цости и пластических свойствах формы, масштабности, методах использования текстуры и цвета материалов. При очевидной взаимосвязи старого и нового между ними намеренно сохранялся вполне ощутимый качественный разрыв, подчеркивающий подлинность и особую ценность старого».
В утверждении идей контекстуализма существенное значение приобрели градостроительные работы известных постмодернистов братьев Лео и Робера Крие. Они стремились восстановить целостность городской ткани, столь характерную для городов начала XIX в. Для этого Крие использовали четкое разделение пространств и их гармонизацию в соответствии с классицистическими принципами архитектурной композиции. Хорошо известны многие другие примеры, направленные на сохранение непрерывной и целостной городской ткани. Все они весьма неравноценны. Однако в их массе накапливается опыт и утверждается важная идеология средового подхода.
Мастера постсовременной архитектуры обращались и обращаются к разным периодам в истории архитектуры, в том числе и к эклектике второй половины XIX — начала XX в., в которой, как отмечают А. Рябушин и В. Хайт, «новейшие западные историки видят образец учета требований заказчика, а также художественные характеристики самодеятельного строительства нашего времени». Однако все большим вниманием пользуется классицизм. Основатели классицизма постмодернизма — А. Росси, братья Л. и Р. Крие, Б. Райхлин, Ф. Рейнгардт, М. Унгерс, группа Морфозис и японцы, возглавляемые А. Исодзаки, — не воскрешают классицизм непосредственно, они возвращаются к его духу и его принципам. Это приводит к возрождению его эстетических ценностей, основанных на теории гармонических пропорций. Так появляется симметрия, главные и второстепенные оси, т. е. формально-эстетические ценности, которые препятствуют установлению контактов архитектурных форм с визуальными характеристиками контекста. Существуют и многообразные отклонения от этих догм. Так, Р. Вентури обращается к периоду, предшествовавшему установлению классицистических канонов. Именно поэтому он использует асимметрию в симметрии, применяет незаконченные формы. Последователи классицизма нередко используют прием элизии для объединения сложных форм в одно целое, в известной мере независимое от визуальных характеристик среды. Это особенно примечательно для творчества Т. Ва-танабе, С. Коэн, Дж. В. Райтера и П. Ланкина.
Приверженцы классицизма зачастую повторяют его биологические ошибки, которые также наносят ущерб решению связей с контекстом. Например, Чарльз Мур и другие придают особое значение тому, к^к вписать человеческое тело в неодушевленную форму. Так возрождается Человек Витрувия, идеально пропорциональный, легко вписывающийся в круг и квадрат. Риторическая фигура этого человека, притаившаяся за архитектурой постмодернизма, нередко определяют целостность и композиционную завершенность его форм.
Вместе с тем, как отмечают А. Рябушин и В. Хайт, ретро-спективность постсовременной архитектуры породила и так называемый новый регионализм, который проявился в 50—60-е годы в архитектуре туристских и развлекательных комплексов. Копирование приемов народной архитектуры в какой-то мере способствовало решению визуальных и ассоциативных связей новых строений с природным ландшафтом. Однако механическое повторение форм сельской архитектуры, стилизации под них или их утрирование как «игра», по выражению А. Рябуши-на и В. Хайта, в региональное и сельское, должны быть отвергнуты. Необходимо творческое использование такого опыта и его овеществление с помощью современных выразительных средств.
Таким образом, провозглашая необходимость связей с контекстом, постсовременная архитектура не может решить их на необходимом уровне. Этому препятствует ретроспективность постмодернизма.
Оценивая западные концепции, следует различать и искреннее желание передовых архитекторов средствами своей профессии «направлять развитие общества», создавая для этого совершенную архитектуру, и утопичность этих желаний, не имеющих для своего воплощения соответствующего социального фундамента. Вместе с тем и в самих концепциях проявилась ограниченность, связанная с рассмотрением архитектуры как системы, не связанной с идеологией и социальными условиями. Пьер Ваго, анализируя в одном из номеров журнала «Современная архитектура» роль концепций в западной архитектуре, или доктрин, как он их называет, пишет о провале всех концепций. «Архитектура, по его мнению, одинокий цветок, исключение, случай, оправдание». Все концепции в условиях западного мира несли черты мессианских претензий архитектурной профессии.
Ни одна из этих концепций в целом не может служить фундаментальной основой и для решения связей архитектуры и природы. Совершенно очевидно, что функционализм и органическая архитектура представляют взаимоисключающие крайности. Необходимо диалектическое единство как того, так и другого. Пластическая реакция зданий на сложные условия среды может существовать только в союзе с конструктивной и функциональной четкостью решения. Неприемлема для решения задач интеграции с ландшафтом и архитектура-скульптура. Копирование природных форм как эстетических моделей — одна из разновидностей формализма. Связь с природой в концепции метаболизма является лишь механическим следствием создания форм, внедряющихся в среду. Некоторые постройки метаболистов могут служить примером лишь варианта возможных приемов соединения искусственных и природных форм. Неприемлемы в целом и способы частичной реализации контекстуализма в архитектуре постмодернизма, основанной на ретроспективности.
Вместе с тем многие выдающиеся мастера Запада, такие,, как Ф. Л. Райт, А. Аалто, Р. Пиетиля, Р. Эрскин и др., своей практической деятельностью внесли серьезный вклад в решение проблемы связей. Открытые ими средства достижения гармония между архитектурой и природой в значительной мере обогатили творческое мышление зодчих, способствовали утверждению-«экологии природы».
Газон как искусство: ландшафтный дизайн Чарльза Дженкса
Архитектор, скульптор и ландшафтный дизайнер Чарльз Дженкс — один из идеологов архитектурного постмодернизма. Он является признанным международным мастером лэнд-арта. Его работы неоднократно занимали первые места и выигрывали престижные премии мировых архитектурных конкурсов и фестивалей.
Чарльз Дженкс объясняет свое увлечение ландшафтными проектами стремлением найти применение неиспользуемым участкам земли. Каждый из его арт-проектов имеет уникальную концепцию — иногда заимствованную из культур разных времен и народов, иногда подсмотренную в природе.
В разные годы архитектор создал уникальные объекты (от приусадебных участков до городских парков), которые характеризует сбалансированное сочетание искусственных и природных деталей и которые как минимум необычно выглядят.
Garden of Cosmic Speculation
«Сад космических размышлений» — это один из наиболее масштабных проектов Чарльза Дженкса. В 1988 году его жене Мэгги Кесвик-Дженкс, тоже ландшафтному дизайнеру, досталось в наследство имение Portrack House, расположенное в Шотландии возле небольшого городка Дамфрис. На земельных владениях площадью 16 га, занятых обычными садами, огородами, лугами, пара решила разбить парк, который не походил бы ни на один другой в мире.
За два года проект был воплощен в жизнь. Согласно авторскому замыслу, этот сад представляет собой вселенную в миниатюре. Доминантой сада-вселенной служит огромная лестница на 25 пролетов, символизирующая важные вехи в космической истории длиною в 13 млрд лет. Тайны вселенной — это нижние ступеньки, которые скрываются в темной воде у подножья лестницы.
Northumberlandia
Сад «Северная богиня» расположен на севере Англии. Он создан по заказу британской угольной компании, которая решила превратить большой карьер в динамический ландшафт из гигантских курганов и искусственных озер. Главным элементом сада является огромная скульптура лежащей богини земли высотой около 35 м и длиной около 400 м. Для ее создания было использовано 1,5 млн тонн земли.
Landform Ueda
Проект реализован в ходе расширения территории шотландской Национальной галереи современного искусства (SNGMA). Чарльз Дженкс был приглашен по инициативе директора архитектурно-строительной компании, которая выполняла функции генподрядчика.
В результате архитектор превратил огромное, но ничем не примечательное травяное поле в оригинальный живой пейзаж с перепадами рельефа, террасированными склонами и искусственными водоемами в форме полумесяцев.
Holding the Eco-Line
В Южной Корее Чарльз Дженкс участвовал в ландшафтном оформлении экогородка для проходящей в 2013 году международной выставки садов в заливе Сунчхон.
В центре территории он создал проект «Озерный сад», где с учетом особенностей местной природы построил ландшафтное решение на контрасте естественных водоемов и искусственных холмов, дополнительный объем которым придает специальным образом подстриженная трава.
Dividing cells, Мэгги-центр
После того как в 1995 году Мэгги Дженкс скончалась от рака, Чарльз Дженкс основал фонд ее имени, который инвестирует в создание центров поддержки пациентов с онкологическими заболеваниями. В основу концепции этих центров лег проект, придуманный супругами раньше, во время их частых посещений больниц. Они решили, что смертельно больным людям нужно такое место ожидания приема, которое отличалось бы от мрачных больничных коридоров, — красивое здание с живописным садом.
Первый «Мэгги-центр» — так называется проект — был открыт в Эдинбурге. Над проектом Дженкс работал с шотландским архитектором Дэвидом Пейдж, придумавшим здание изогнутой формы. Сад с овальными курганами и белыми дорожками был оформлен самим Дженксом. Курганы здесь символизируют человеческие клетки. Между дорогой и зданием посажено 100 китайских берез.
Сегодня в мире работает 13 «Мэгги-центров». Все здания с прилегающими парками спроектированы известными архитекторами.
Чарльз Дженкс
Известный американо-британский архитектор, скульптор, ландшафтный дизайнер, один из основоположников теории постмодернизма в современном ландшафтном дизайне, автор монографии под названием «Язык архитектуры постмодернизма».
Чарльз Дженкс преподавал и читал лекции во многих университетах мира: в Китае, Японии, Канаде, США, европейских странах. Дженкс занимается исследованием современных архитектурных течений, освещает работы современных архитекторов, проводит многочисленные интервью и участвует в международных архитектурных конкурсах и фестивалях.
Модернизм и пост-модернизм
Модернизм и пост-модернизм в ландшафтной архитектуре и дизайне
Модернизм и пост-модернизм
Число голосов: 4072
Действительно, модернизм – это эклектичный стиль – он зачастую предлагает нам дистилляцию и синтез определенных монументальных принципов садового дизайна, отработанных веками.
Модернизм революционизировал сады и ландшафты не менее чем другие искусства – живопись, архитектуру, литературу.
Надо сразу отметить, что
В Европе и Америке реакция садовых дизайнеров на тенденции в современном искусстве и архитектуре была более адекватной и своевременной, чем в Британии. К 1900 году Гауди показал в Парке Гуэль в Барселоне (Антонио Гауди в 1900—1914 годах),элементы стиля модерн в современных принципах планировки крупного пространства, и по дизайну 1910 Фрэнка Ллойда Райта в 1910 году в Чикаго проектировал частное владение, где линии фасада современного здания проецировались на открытое пространство.
Зато реакция британских дизайнеров на тенденции современного искусства развивалась исключительно медленно.
В первой половине ХХ века подавляющее большинство английских дизайнеров придерживалось стиля «искусств и ремесел», и словно законсервировалось, отсекая английское садовое искусство от остального мира.
Ландшафтный дизайн: стили + фото
Ни для кого не секрет, что восприятие дома или дачи начинается не с внутренней отделки и прекрасного интерьера, а с его внешнего вида. Ведь именно это видят все прохожие и соседи. Ухоженное помещение с продуманным и выполненным ландшафтным дизайном смотрится красиво, эффектно и богато. При этом не всегда нужно много средств, чтобы сделать его таким.
Огромную роль в ландшафтном дизайне играет стиль. Красивым считается то помещение, которое продумано и гармонично сочетается с отделкой и интерьером. На данный момент существует большое количество направлений. Стили ландшафтного дизайна – это то, с чем нужно ознакомиться перед тем, как обустраивать свой дом или дачу. В этой статье мы рассмотрим стили ландшафтного дизайна и их характерные черты. Это поможет выбрать тот вариант, который понравиться больше всего.
Что это такое
Все мы часто слышим это слово – ландшафтный дизайн. Каждый имеет разное представление, что это такое. Для кого-то это иностранное слово, которое применимо к дорогому и эксклюзивному декорированию и обустройству помещений. Кто-то считает, что это правильная и гармоничная обстановка на территории. А что же это на самом деле? Ландшафтный дизайн – это некоторые решения, мероприятия или их комплекс, которые направлены на благоустройство территории. Все мероприятия направляются на изменение облика участка, придания ему красоты, индивидуальности и оригинальности. При этом используются самые разные природные и неприродные компоненты. Если сказать просто, то благодаря ландшафтному дизайну территория дома преображается в лучшую сторону.
Примечательно, что каждый человек индивидуален и имеет свои представления о том, что такое красиво и как ему обустраивать свое жилище. Вот почему существует так много направлений в этой сфере. Это может быть эксклюзивный ландшафтный дизайн от именитых дизайнеров, или же простое обустройство по своему желанию. Однако есть некоторые признаки и правила, которые характеризуют тот или иной стиль. Ведь можно сделать все по-богатому, однако, это не будет красиво. Ведь красота она в гармонии. Существует масса различных стилевых направлений:
Это далеко не все стили. Мы постараемся обсудить большинство из них, чтобы понять, какие особенности того или иного ландшафтного дизайна. И так как все мы разные, то можно выбрать для себя тот вариант, который подойдет больше всего. А чтобы все было наглядно, стили ландшафтного дизайна дополняются соответствующими фото. Итак, давайте для начала рассмотрим варианты ландшафтного дизайна, что являются историческими.
Ландшафтный дизайн в регулярном стиле
Регулярный стиль в ландшафтном дизайне можно назвать одним из самых известных. Его еще называют формальным, французским или классическим. Примером этого направления можно назвать французские или российские парки, что сохранились до наших дней и являются всемирно известными. Это Версаль, Тюильри, Петергоф и т. д. Французский стиль в ландшафтном дизайне или регулярный классический стиль имеет следующую концепцию: человек – это властелин природы, а значит, что все что вокруг подчиняется его уму и желанию.
Вот характерные черты регулярного ландшафтного дизайна:
Выглядит все это очень красиво и богато. Ниже приводится пример ландшафтного дизайна в регулярном стиле.
Ландшафтный дизайн в пейзажном стиле
Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне сформировался позже, чем предыдущий. Его еще называют английским, природным, натуральным или свободным. Он не зря возник после регулярного стиля, так как является прямым протестом тому, что характерно для регулярного направления. Английский стиль в ландшафтном дизайне пропагандирует подражанию природы. Основная задача – создать ландшафт, который ни чем бы не отличался от натурального.
Вот основные характерные особенности данного стилистического направления:
Если говорить о дорожках, то они не ведут строго по определенной линии. Они плавные и человек, что прогуливается по ним, приходит от одного пейзажа к другому. Все, что есть в природе, все должно быть в этом ландшафтном дизайне. При этом размещение не должно быть строгим и по определенному порядку. Если говорить о конкретных примерах, то на просторах СНГ сохранилось несколько парков в этом стиле. Это Павловский и Екатерининский парки возле Петербурга, Московский Царицинский парк, Софиевка и Александрия на Украине.
Ландшафтный дизайн в скандинавском стиле
Скандинавский стиль в ландшафтном дизайне напоминает уютный сад или участок гномов. Это очень красивый стиль, что гармонирует с природой. Неотъемлемой частью является красивый газон с небольшими природными объектами. Так как летний сезон в странах Скандинавии очень короткий, то наслаждаться этим можно недолго. Вот и тамошние люди используют много декоративных и природных элементов.
Вот некоторые характеристики скандинавского стиля:
Снова обратимся к тому, что за долгую зиму людей не радуют яркие краски и пышная зелень. Все это компенсируется элементами декора на участке. Это могут быть деревянные скульптуры, композиции из натурального камня, арки, скамейки для сада, беседки, хвойные и другие вечнозеленые растения.
Ландшафтный дизайн в колониальном стиле
Колониальный стиль в ландшафтном дизайне зародился в Америке. Впервые такое садовое оформление применили американские колонисты. Он имеет такое эмоциональное настроение: мягкость, уравновешенность, некая ленивость и неторопливость жизни. Чаще всего при таком оформлении присутствует гамак и плетеные кресла.
Ландшафтный дизайн в стиле кантри
Стиль кантри в ландшафтном дизайне можно сравнить с колониальным стилем. Он тоже пошел из Америки и похож на колониальный. Примечательно, что это направление получило очень широкое распространение в других странах. Теперь говоря о стиле кантри, можно иметь в виду некий колорит, что основывается на фольклоре местных жителей. Особенность стиля в том, что он скромный, несколько небрежный и жизнерадостный. Сюда можно отнести и деревенский стиль в ландшафтном дизайне. Однако все очень практично. Сад в таком случае экономный и за ним не нужен пристальный уход.
Для стиля кантри необязателен идеальный газон. Это может быть простая лужайка из клевера, вероники, маргариток или клевера. Приветствуются и пышные цветники. Что касается размещения растений, декоративных элементов и других аксессуаров, то оно неожиданное и произвольное. Рекомендуется использовать только натуральные материалы: камень, глина, древесина. Неотъемлемой частью можно назвать и плодовые деревья, огород и кусты.
Ландшафтный дизайн в голландском стиле
Голландский стиль в ландшафтном дизайне в нашей местности не так популярен, как остальные. Это тот вариант оформления, который подходит для обустройства просторных территорий. Голландский сад очень харизматичный и очаровательный. В него входят яркие краски цветов, разнообразные аксессуары, домашние тепло и уют.
Узнать это направление довольно просто. В его основе партерный газон, который является гордостью хозяев. Около газона высажена живая изгородь или миксбордер. В центре газона могут располагаться некоторые дополнительные элементы, статуя, фонтан или дерево. Центром композиции считается дом. Его отдаляют от центрального входа, чтобы выделить пространство, используемое для создания клумб и цветников. Они будут украшать дом. Чаще всего стены постройки увивают виноградом или плющом.
Еще одной особенностью голландского стиля являются элементы сельской жизни. Например, некоторые устанавливают тачку из дерева, украшая ее цветами или овощами, небольшая мельница из дерева или аккуратный колодец.
Ландшафтный дизайн в китайском стиле
Китайский стиль в ландшафтном дизайне – довольно популярное решение. Особенность сада в том, что он пейзажный. А архитектура и ее формы имеют свое символическое значение. Основной характеристикой китайского стиля является наличие воды и камня. Ни один китайский сад не может обойтись без небольшого водоема или пруда. При этом они не облицовываются. Через пруд может быть выложен мостик. Камень – это еще один элемент, что создан природой. Из него делают целые композиции и сады. Только вот важно правильно расположить эти самые камни. Для китайской культуры это очень важно.
Принцип садоводства в культуре заключается в том, чтобы сделать его абсолютно естественным, спонтанным и произвольным. Ведь сад – это миниатюрный мир, некая микровселенная, что влияет на эмоциональное состояние владельца. Кроме воды и камней, в дизайне используются растения:
Газоны здесь и вовсе могут отсутствовать. Характерна для китайского стиля и архитектура. Беседки, дома и другие постройки выполнены по-особенному. Они имеют четкие прямые линии, довольно просты и практичны. Сильно отличается крыша, которая может быть прямой или пирамидальной выгнутой.
Ландшафтный дизайн в японском стиле
Очень похожий по своей культуре с китайским стилем, является японский стиль в ландшафтном дизайне. Основное его отличие в миниатюрности, поэтому сад не слишком большой. Как и в предыдущем случае, каждый элемент декора имеет свой символ и скрытый смысл. Большой камень у них символизирует утес или скалу, а дорожка, уложенная в виде волн – большое море. Ландшафтный дизайн в японском стиле фото.
Здесь архитектура не играет большой роли, как все те же вода, камни и растения. Примечательно, что ландшафтный дизайн в японском стиле формируется за счет растений, что есть в данной местности. Основной задачей является создать мир на своей территории, используя ограниченные средства. Вот и получается, что простые камни, дорожки и карликовые деревья являются символом того, что есть в этом мире, чего-то большего. К тому же дополнительными элементами могут быть фонарики, бумажные изделия, японские узоры. Ни и как обойтись без Сакуры, Японской вишни.
Мавританский стиль в ландшафтном дизайне
Второе название этого стиля – мусульманский. Основное предназначение сада – неторопливый отдых, наслаждение струящийся водой, журчащими фонтанами, благоухающими цветами и слушание пение птиц в клетках. Этот дизайн чем-то напоминает райский уголок. И действительно, мусульманские страны ассоциировали сады с раем. К тому же эти сады регламентировались законами ислама. Попадая в эту атмосферу, ты попадаешь в другой мир, где журчит вода, поют птицы, есть тень от деревьев и высокая каменная стена, отделяющая вам от зноя пустыни.
Особенностью планировки пространства является прямые линии, строгость и геометрия. Примечательно, что все стили, которые мы перечислили, можно отнести к тематическим. Кантри, японский, китайский и другие – они создают атмосферу и настроение той или иной культуры, характерной определенной местности. К этому списку можно отнести и итальянский стиль в ландшафтном дизайне, средиземноморский, прованс.
Средиземноморский стиль в ландшафтном дизайне фото.
Ландшафтный дизайн в стиле прованс фото.
Ландшафтный дизайн в итальянском стиле фото.
Теперь рассмотрим современные стили ландшафтного дизайна.
Стиль модерн в ландшафтном дизайне
Еще его называют арт-нуво или либерти (свобода, свободный). Несмотря на то что впервые он увидел свет в конце 19 в начале 20 века, он является современным и актуальным до сих пор. Основная особенность стиля в ландшафтном дизайне – это простые линии и открытие объемы. При этом все должно быть практично и комфортно для человека. Это своего рода место для жилья. Территория оборудуется теннисным кортом или бассейном для плаванья.
Планирование пространства геометрическое, но не симметричное. Главный девиз подобного направления – чем меньше аксессуаров и дополнительных деталей, тем лучше. Ему присуща символичность, индивидуальность, а также четкая планировка. Модерну присуще совмещение традиций как европейских, так и восточных традиций. Как и у восточного сада, здесь немного элементов и минимальное количество аксессуаров. В то же время здесь, как и в регулярном дизайне, планирование подчиняется центральной точке, которой является дом. Вот такие вот получаются смешанные стили ландшафтного дизайна.
В обустройстве используются простые ограждения, садовая мебель, сделанная из современных материалов, плиточное мощение в виде правильного геометрического рисунка.
Постмодернизм в ландшафтном дизайне
Еще одно название – новый дизайн. Нерушимое правило постмодернизма – противоречивость и сложность лучше, чем сверхпростота и минимализм. Особенность постмодернизма в обустройстве – это асимметрия и свободная планировка. К тому же приветствуются нестандартные и креативные решения в дизайне.
Территорию украшают скульптурами и малыми архитектурными формами, которые причудливы и смелые. Много чего обустройство в стиле постмодернизма черпает из культурного и исторического периода. Только вот здесь сочетают то, что раньше могли считать неуместным.
Стиль хай-тек в ландшафтном дизайне
Для ландшафтного дизайна хай-тек новое направление. Стиль ценят за его достоинства, он удобный, гармоничный и прост в уходе. Для тех, кто занят – это самый лучший вариант, так как для поддержания порядка не нужно много времени.
Что касается материалов, то в основном для ландшафта используются современные материалы, такие как:
Что касается планировки на территории, то это четки линии. Дорожки делаются зигзагообразными и прямыми. Для создания используются плитки четкой формы. Хай тек может быть как симметричным, так и асимметричным. Разбавляют все деревьями лаконичной формы, туи, ели и можжевельники. Клумбы небольшие, не пестрые. Сюда подойдут эффектные растения, такие как ирисы, хосты или папоротники.
Минимализм в ландшафтном дизайне
Если вы ищете обустройство, которое будет лаконичным, простым, выразительным и без чего-то лишнего, то это ландшафтный дизайн в стиле минимализм. Можно сказать, что этот вариант один из самых сложных, ведь в арсенале минимальное количество деталей, из которых следует сделать что-то оригинальное и красивое. Особенность стиля в его просторе, геометрии и простоте.
Что касается материалов, то они могут быть самыми разными, современными или традиционными. Основной постулат – это фактурность и однородность материалов. Например, беседка для такого стиля будет выглядеть как обычный навес, или навес с задней стенкой. В ее роли может выступать даже живая изгородь. Если говорить о хозяйственных постройках, то для минимализма они неуместны или же их скрывают. А вот что характерно для минимализма:
Бетон и кирпич – их всегда много. Ровные линии, формы, светлые тона и необычные комбинации тоже характерны для минимализма. Если есть газон, то он простой, имеет прямоугольную форму без каких-либо деталей. Декоративными элементами служат зеркала, стволы бамбука, шары или растения в контейнерах цилиндрической или кубической формы. Главное – лаконичность.
Заключение
Это были основные стили ландшафтного дизайна, которые могут быть использованы для частных домов, дач или коттеджей. Все они примечательны и интересны, имеют свои особенности, преимущества и недостатки. Благодаря такому разнообразию, каждый может выбрать тот вариант, который был ему ближе всего. К тому же помните, что некоторые стили можно комбинировать. Главное – делать это правильно. В любом случае дизайн должен радовать вас. Осталось только выбрать его и воплотить на своем участке. Чтобы упростить задачу, можете смотреть видео эксклюзивный ландшафтный дизайн.