Постмодерн что это такое
В чём суть эпохи постмодерна, и что нас ждёт дальше
Что такое постмодерн
Итак, для начала нужно понять, что вообще из себя представляет постмодерн. Пожалуй, начнём с того, что эта эпоха до сих пор продолжается, и сколько ещё тебе предстоит жить в ней, неизвестно. Возможно, твои будущие правнуки тоже родятся при постмодерне, как их прадед и как прадед прадеда. Ведь постмодерн — настолько живучая системная модель общества, что существует уже более ста лет.
Весь прошлый век пронёсся под знамёнами приставки «пост-». Если вспомнить основные социокультурные события не только нашей страны, но и всего мира, то выяснится, что всё, чем занимались люди двадцатого столетия, — это стирание различных границ. Это и повсеместная эмансипация женщин, борьба за равноправие которых уже достигла своего пика в наше время. И открытая пропаганда гомосексуализма и других ЛГБТ-плюшек. И стирание гендерных принадлежностей, когда операция по смене пола могла решить многое, а искусство постмодерна работало по правилу «чем непонятнее, тем лучше».
То есть время постмодерна — это тотальное право на самоопределение (даже если оно противоречит природе), следовательно, пик нигилизма, анархии, вседозволенности, которую люди почему-то приравняли к свободе, хоть это не одно и то же. А один из постулатов Ницше «Бог умер» стал главным девизом этой эпохи.
Откуда взялся постмодерн, и кто его придумал
По сути, ничего придумывать не пришлось. Эпоха постмодерна — это естественный ход вещей, как авторитетно заявляют философы. И чтобы понять, как он образовался, необходимо сделать небольшой экскурс в то, что было до него.
Далее наступило время модерна, которое продлилось почти до конца 19 века. Отношения человека и Бога постепенно портились, ништяков у людей стало больше, и, когда никто не знал, куда бы направить массу полезной энергии, пришли нигилисты во главе с упомянутым Ницще и указали верную дорогу к постмодерну. После них пришли декаденты, которые хоть немного и в другом русле, но продолжили славное дело предков, окончательно возведя на трон небесный самих себя, и немножечко пустили мир колбаской под горку. Как ни печально, но это было неизбежно.
Что будет после постмодерна
Как отмечает ряд философов, суть всего существования человечества заключалась в этом переходе от премодерна к постмодерну. И они заявляют, что после ничего не будет. Постмодерн — это вечный упадок. И всё закончится тогда, когда падать уже будет некуда. И всё движение планеты Земля (а точнее, её развитие) не что иное, как закономерные взлёты и падения. То есть если сводить к общему главную мысль всего земного существования, то её довольно точно отразили в песне, которая появилась в середине 80-х: «Мы все живём для того, чтобы завтра сдохнуть». И — чёрт! — так весело пели эти строчки, что в этой правде сомневаться не приходится.
Обидно, конечно, осознавать, что всё закончится так глупо, пошло и бездарно. Но всё-таки надежда, хоть и слабая, есть. Не так давно, как говорят некоторые философы, начался переход в новую эру метамодерна или постпостмодерна. Настоящее время — это слияние всех трёх предшествующих культур в попытке объяснить всё, что наворотили до сегодняшнего дня. А если не получится, то хотя бы с этим смириться. Смириться с тем, что весь мир стал одним большим целым. И наш шарик продолжает лететь. Лететь чёрт знает куда.
Что такое постмодерн?
Что было до постмодерна?
Если существует нечто после модерна, можно предположить, что и до модерна что-то существовало. Этим чем-то является премодерн. В целом, всю историю человеческой мысли можно разделить на три категории: премодерн (традиционное общество), модерн (общество Нового времени) и постмодерн (постиндустриальное общество).
Отличительной чертой премодерна является его неразрывная связь с Богом. Именно поэтому подход к истине является абсолютным. Существует только правда и ложь, и ничего между ними. Ведущим сектором экономики является сельское хозяйство, а в роли регуляторов социальной жизни выступают религия и традиция. При этом формами правления являются монархическая и патриархальная, а общество находится в прединдустриальном этапе своего развития. Важно понимать, что премодерн является не столько временным отрезком в истории человечества, сколько концепцией общества, которое до сих пор существует.
На смену премодерну приходит модерн. Но какие же цели он преследует? Начиная с середины восемнадцатого века, в современной европейской истории было время больших социальных, политических и экономических изменений. Произошло становление капитализма, индустриализации, новых наук. Все это стало возможным благодаря следующим идеям.
Во-первых, это идея существования человека, как рационального, автономного индивида, другими словами »Я», которое думает и действует независимо от других людей. Эта идея, которая кажется нам вполне естественной и очевидной, лежит в основе всех современных социальных и политических учений. Второй основной идеей модерна является понятие разума и знания, потому как это некий путь к свободе человека и его счастью.
Новое время отрицает все пункты своего предшественника. Во главе всего стоит человек и из религиозного общества превращается в секулярное, светское. Человек больше не является »тварью божей», напротив, он становится творцом. Истина становится относительной, а мораль светской. Основным регулятором социальной жизни является закон, а общество превращается индустриальное. Жажда навсегда разорвать связь с премодерном, с религией, с Богом, приводит к пику модерна, к словам Фридриха Ницше: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?».Под этим высказыванием немецкий философ подразумевает, что в погоне за »совершенством» общество потеряло всякие моральные нормы и устои. Произошел нравственный кризис человечества. Вскоре модерн исчерпывает себя и наступает эпоха постмодерна.
Эпоха постмодерна
Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие. Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы. Ведь власти нельзя доверять.
Постмодернизм в философии
Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что »текст-ткань из цитат», которые взяты из »бесчисленных центров культуры», а не из персонального опыта одного лишь человека, автора.
Согласитесь, все это звучит довольно пессимистично. Но, с другой стороны, эпоха премодерна, как и модерна, несет в себе не меньше разрушения, как морального, так и физического. А может мы и вовсе живем в эпоху постпостмодернизма? Или же метамодернизма? На эти вопросы нет однозначного ответа. Ведь все относительно.
Эпоха Постмодерна
Постмодернизм (лат. post — «после», фр. moderne — «новейший», «современный»), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.
Возникнув как художественное явление в 1914 году в США (сначала в визуальных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, а позже в дизайне, видеоклипах), постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке. Его теоретическое осмысление несколько запоздало, однако с фундаментированием постмодернизма на философии французских постфрейдистов и деконструктивистов справедливость была восстановлена.
Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования.
Содержание
История возникновения
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин «Постмодернизм» не приживается.
В 1947 году А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Американский теолог X.Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология».
Характерные особенности
Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий начала XX века, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала различных эпох, регионов и субкультур.
Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур, которые до этого не использовались. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, в котором происходит свободное движение смыслов. Но, включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения. Идя по пути свободного заимствования из различных художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их, создавая единое мировое культурное пространство.
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Нагляднее всего продемонстрировать различия на примере литературы. Согласно классификации Ихаба Хасана отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица | |
---|---|
модернизм | постмодернизм |
закрытая замкнутая форма | открытая разомкнутая антиформа |
цель | игра |
замысел | случай |
иерархия | анархия |
мастерство/логос | исчерпывание/молчание |
предмет искусства/законченное произведение | процесс/перфоманс/хеппенинг |
дистанция | участие |
творчество/тотальность/синтез | деконструкция/антисинтез |
присутствие | отсутствие |
центрирование | рассеивание |
жанр/границы | текст/интертекст |
семантика | риторика |
парадигма | синтагма |
метафора | метонимия |
селекция | комбинация |
корни/глубина | ризома/поверхность |
интерпретация/толкование | противоинтерпретация/неверное толкование |
означаемое | означающее |
чтение | письмо |
повествование/большая история | антиповествование/малая история |
основной код | идиолект |
симптом | желание |
тип | мутант |
фаллоцентризм | полиморфность/андрогинизм |
паранойя | шизофрения |
истоки/причины | различие/следствие |
Бог-Отец | Святой дух |
метафизика | ирония |
определенность | неопределенность |
трансцендентное | имманентное |
Постмодернизм в философии
Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…» [1]
Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
Постмодернизм в кинематографе
Рубеж между постмодернистом и художником пролегает по границе между цитатой и реминисценцией. Незначительная часть зрелых постмодернистов владеет навыками игры при дозированном смешивании элементов чужого и собственного творчества. В кинематографе к числу последних следует отнести Вуди Аллена, сумевшего в стилистике урбанистического искусства создать калейдоскопический образ Нью-Йорка и коллективный портрет ньюйоркцев; с некоторой оговоркой можно отнести к постмодернистам режиссёра Дэвида Линча, в своих зрелых работах пользующегося кинематографическими клише и сталкивающего их в сюрреалистических пропорциях для выявления мистической абсурдности бытия. Также одним из самых известных приверженцев постмодернизма в кино является Квентин Тарантино.
Из последних самых ярких произведений постмодернизма в кинематографе можно смело назвать фильм Сергея Соловьева 2-Асса-2 (2009).
Постмодернизм в литературе
Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Умберто Эко, Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Милорад Павич, Том Стоппард и др. Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.
Несомненно, не все из перечисленных выше русских авторов считают себя постмодернистами, а, следовательно, несмотря на мнения постмодернистских литературоведов, заинтересованных в пополнении постмодернистской команды как можно большим числом известных литераторов, не являются ими.
Постмодернизм в изобразительном искусстве
В актуальном изобразительном искусстве постмодернизм воплотился не так ярко, как в литературе или в кинематографе. Самым известным художником постмодернизма является Иозеф Бойс, который, как и полагается постмодернисту, проявил себя в разных ипостасях: устраивал акции, создавал скульптуры из нетрадиционных материалов и т. д. Другие известные имена: Миммо Паладино, Альберт Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское изобразительное искусство лучше всего представлено соц-артом Виталия Комара и Александра Меламида.
Постмодернизм: бездна новых смыслов под маской иронии и эпатажа
Постмодернизм — это широкое направление в искусстве, отражающее поиски современными художниками новых смыслов. Эти поиски — ответ на кризис классической культуры. Считается, что в XX веке произошла так называемая «смерть супероснований»: Бога, человека и автора. Иными словами, пошатнулся религиозный фундамент, возник кризис гуманистических идей, а творцы перешли от создания нового к переосмыслению старого. Постмодернизм в искусстве является частью глобального тренда, охватившего мировую культуру и философию.
Постмодернизм — это не единый стиль, а комплекс направлений, объединяемых общим мировоззренческим базисом. Многие из них даже вступают в конфронтацию друг с другом.
Особенности постмодернизма
Что такое постмодернизм в живописи? Искусствоведы дают разные ответы на этот вопрос, поскольку постмодернистская культура — феномен многоликий и не имеющий чёткой идеологической платформы. Постмодернисты не создали универсального канона, более того — принципиально отказались от его создания. Пожалуй, единственная базовая ценность, декларируемая приверженцами этого направления, — бесконечная свобода самовыражения.
Тем не менее, можно выделить ряд особенностей, характерных для постмодернистского искусства:
История постмодернизма и его стили
Постмодернистское течение оформилось в 1960-1970-х годах, но предпосылки его появления связаны с кризисом мировоззрения, возникшим гораздо раньше. Среди них:
Постмодернисты пришли к выводу, что современный мир невозможно описать в рамках классических подходов в философии, науке, культуре. А следовательно, и классические методы искусства не подходят для его описания.
Какие же художественные стили можно отнести к постмодернистским? На этот у искусствоведов нет единства мнений: например, некоторые стили одновременно относят и к авангарду, и к постмодерну. Но всё-таки можно выделить следующий список стилей постмодернизма:
Известные художники-постмодернисты
Поскольку мы — современники постмодернисткого искусства, трудно выделить знаковые имена эпохи: как говорится, «лицом к лицу лица не увидать». Лишь по прошествии времени можно будет сказать, какие художники оставили выразительный след в истории живописи, а чья известность была всего лишь данью моде. Но, поскольку постмодернизм развивается более полувека, можно назвать некоторые имена, уже вписанные в историю.
К таковым относятся, к примеру:
Постмодернизм — один из самых распространённых сейчас творческих методов. Сотни современных художников-постмодернистов из разных стран выставляют свои работы на сайте VeryImportantLot. Эти картины можно приобрести, связавшись напрямую с автором. А произведения мастеров-постмодернистов, работавших десятилетия назад, можно найти на онлайн-аукционах. Они пользуются большим спросом у ценителей современного искусства и инвесторов, вкладывающих средства в перспективные имена.