Постмодерн что это простыми словами
Что такое постмодерн?
Что было до постмодерна?
Если существует нечто после модерна, можно предположить, что и до модерна что-то существовало. Этим чем-то является премодерн. В целом, всю историю человеческой мысли можно разделить на три категории: премодерн (традиционное общество), модерн (общество Нового времени) и постмодерн (постиндустриальное общество).
Отличительной чертой премодерна является его неразрывная связь с Богом. Именно поэтому подход к истине является абсолютным. Существует только правда и ложь, и ничего между ними. Ведущим сектором экономики является сельское хозяйство, а в роли регуляторов социальной жизни выступают религия и традиция. При этом формами правления являются монархическая и патриархальная, а общество находится в прединдустриальном этапе своего развития. Важно понимать, что премодерн является не столько временным отрезком в истории человечества, сколько концепцией общества, которое до сих пор существует.
На смену премодерну приходит модерн. Но какие же цели он преследует? Начиная с середины восемнадцатого века, в современной европейской истории было время больших социальных, политических и экономических изменений. Произошло становление капитализма, индустриализации, новых наук. Все это стало возможным благодаря следующим идеям.
Во-первых, это идея существования человека, как рационального, автономного индивида, другими словами »Я», которое думает и действует независимо от других людей. Эта идея, которая кажется нам вполне естественной и очевидной, лежит в основе всех современных социальных и политических учений. Второй основной идеей модерна является понятие разума и знания, потому как это некий путь к свободе человека и его счастью.
Новое время отрицает все пункты своего предшественника. Во главе всего стоит человек и из религиозного общества превращается в секулярное, светское. Человек больше не является »тварью божей», напротив, он становится творцом. Истина становится относительной, а мораль светской. Основным регулятором социальной жизни является закон, а общество превращается индустриальное. Жажда навсегда разорвать связь с премодерном, с религией, с Богом, приводит к пику модерна, к словам Фридриха Ницше: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?».Под этим высказыванием немецкий философ подразумевает, что в погоне за »совершенством» общество потеряло всякие моральные нормы и устои. Произошел нравственный кризис человечества. Вскоре модерн исчерпывает себя и наступает эпоха постмодерна.
Эпоха постмодерна
Постмодерн является антитезой модерна. Это конец традиционных структур и институтов. Это потеря веры в идею прогресса, идею о том, что мы постоянно движемся вдоль единственного пути к определенной всеобщей цели. Вместо этого делается акцент на плюрализм, на разнообразие и на различие. Если модерн акцентировал внимание на упорядоченности, согласованности, стабильности, автономии и универсальности, то постмодерн отдает предпочтение разобщенности, разнообразию, прерывистости, случайности, и прагматизму. Постмодерн стремится разрушить прежние источники власти и силы. Ведь власти нельзя доверять.
Постмодернизм в философии
Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что »текст-ткань из цитат», которые взяты из »бесчисленных центров культуры», а не из персонального опыта одного лишь человека, автора.
Согласитесь, все это звучит довольно пессимистично. Но, с другой стороны, эпоха премодерна, как и модерна, несет в себе не меньше разрушения, как морального, так и физического. А может мы и вовсе живем в эпоху постпостмодернизма? Или же метамодернизма? На эти вопросы нет однозначного ответа. Ведь все относительно.
В чём суть эпохи постмодерна, и что нас ждёт дальше
Что такое постмодерн
Итак, для начала нужно понять, что вообще из себя представляет постмодерн. Пожалуй, начнём с того, что эта эпоха до сих пор продолжается, и сколько ещё тебе предстоит жить в ней, неизвестно. Возможно, твои будущие правнуки тоже родятся при постмодерне, как их прадед и как прадед прадеда. Ведь постмодерн — настолько живучая системная модель общества, что существует уже более ста лет.
Весь прошлый век пронёсся под знамёнами приставки «пост-». Если вспомнить основные социокультурные события не только нашей страны, но и всего мира, то выяснится, что всё, чем занимались люди двадцатого столетия, — это стирание различных границ. Это и повсеместная эмансипация женщин, борьба за равноправие которых уже достигла своего пика в наше время. И открытая пропаганда гомосексуализма и других ЛГБТ-плюшек. И стирание гендерных принадлежностей, когда операция по смене пола могла решить многое, а искусство постмодерна работало по правилу «чем непонятнее, тем лучше».
То есть время постмодерна — это тотальное право на самоопределение (даже если оно противоречит природе), следовательно, пик нигилизма, анархии, вседозволенности, которую люди почему-то приравняли к свободе, хоть это не одно и то же. А один из постулатов Ницше «Бог умер» стал главным девизом этой эпохи.
Откуда взялся постмодерн, и кто его придумал
По сути, ничего придумывать не пришлось. Эпоха постмодерна — это естественный ход вещей, как авторитетно заявляют философы. И чтобы понять, как он образовался, необходимо сделать небольшой экскурс в то, что было до него.
Далее наступило время модерна, которое продлилось почти до конца 19 века. Отношения человека и Бога постепенно портились, ништяков у людей стало больше, и, когда никто не знал, куда бы направить массу полезной энергии, пришли нигилисты во главе с упомянутым Ницще и указали верную дорогу к постмодерну. После них пришли декаденты, которые хоть немного и в другом русле, но продолжили славное дело предков, окончательно возведя на трон небесный самих себя, и немножечко пустили мир колбаской под горку. Как ни печально, но это было неизбежно.
Что будет после постмодерна
Как отмечает ряд философов, суть всего существования человечества заключалась в этом переходе от премодерна к постмодерну. И они заявляют, что после ничего не будет. Постмодерн — это вечный упадок. И всё закончится тогда, когда падать уже будет некуда. И всё движение планеты Земля (а точнее, её развитие) не что иное, как закономерные взлёты и падения. То есть если сводить к общему главную мысль всего земного существования, то её довольно точно отразили в песне, которая появилась в середине 80-х: «Мы все живём для того, чтобы завтра сдохнуть». И — чёрт! — так весело пели эти строчки, что в этой правде сомневаться не приходится.
Обидно, конечно, осознавать, что всё закончится так глупо, пошло и бездарно. Но всё-таки надежда, хоть и слабая, есть. Не так давно, как говорят некоторые философы, начался переход в новую эру метамодерна или постпостмодерна. Настоящее время — это слияние всех трёх предшествующих культур в попытке объяснить всё, что наворотили до сегодняшнего дня. А если не получится, то хотя бы с этим смириться. Смириться с тем, что весь мир стал одним большим целым. И наш шарик продолжает лететь. Лететь чёрт знает куда.
Что такое постмодернизм или почему «Симпсоны» устарели
Артем Темиров
Завершив два сезона рубрики «Просто о сложном», «Теории и практики» решили перейти от понятий эмпирических к вещам более теоретическим. В новом выпуске рубрики «Словарный запас» — толкование термина «постмодернизм», без которого невозможно объяснить, почему можно одновременно обожать Ницше и ходить в церковь, как возникает усталость от идеалов и почему коммунистические идеи переживают ренессанс.
Несмотря на то, что встретить слово постмодернизм нам удается только в словарях и философских текстах, с явлениями, которые можно охарактеризовать как постмодернистские, мы сталкиваемся постоянно. Термин «постмодернизм» применяют как правило для описания определенных явлений в культуре. Он характеризует собой не внешние черты, а типы культурного производства, а подчас даже условия культурного производства — то есть контекст. В философии мы можем отнести к постмодернизму Деррида, Фуко, Делеза, Бодрийяра, Лиотара и других. В искусстве можно отнести целые направления: поп-арт, минимализм, концептуализм. В литературе нам даже не надо искать примеры среди западных авторов, так как мы богаты своими: Виктор Ерофеев, Саша Соколов, Владимир Сорокин. Виктор Пелевин о трактовке термина писал так:
— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Степа.
— Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.
Состояние культуры, называемое постмодернизмом, характеризуется концом истории, идеологии, политики, искусства, социальных классов — время конца всего. Все уже было и сегодня ничто из этого не работает, мы все преодолели и живем в некую пост-эпоху, так воспринималось это в девяностых. Автор умер, персональный стиль невозможен и не нужен, ведь в распоряжении множество стилей и форм прошлого, которые можно использовать и интерпретировать. Ни автор, ни произведение не претендуют на уникальность и тем более новизну. Возможно, самым существенным признаком постмодернизма является отсутствие каких-либо позиций. Вера в идеалы, свойственная довоенной эпохе, испарилась. В эпоху постмодернизма самые распространенная позиция — отстраненный взгляд критика, иронизирующего и пародирующего современность и прошлое.
Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России».
Можно сказать, что в определенный момент постмодернизм из особого типа культурного производства превратился в парадигму, которая порождает различные явления в культуре и социуме, возможные только в этой парадигме. То есть постмодернизм стал тотальным состоянием всей культуры, порождающей за собой не только произведения искусства, но и форму мысли как таковую.
С помощью концепта «постмодернизм» теоретики объясняют не только культурные явления, но и социальные. Постмодернизм предполагает потерю веры в некие коллективные интересы, в движение истории, в прогресс. После развала Советского Союза во всем мире произошел крах веры в большие идеи. Коммунизм как идея стал синонимом разочарования. Вместе с этим пришло разочарование в политике и вообще в построении идеалов. Крах СССР стал причиной установления на долгие годы парадигмы восприятия мира как безальтернативного. В 1990-х и начале 2000-х идея, что западная модель либеральной демократии является финальной точкой общественного развития была единственной призмой восприятия мира. Расцвет общества потребления как нельзя кстати соответствовал культурной парадигме постмодернизма. Ведь если больше нет никаких вопросов ни относительно жизненных ценностей, ни относительно форм общественного устройства, ни относительно религии (так как либеральная демократия предполагает плюрализм), то все о чем нужно думать, это как провести выходные и какой телевизор купить.
Интересно смотреть на то, как постмодернизм проникает в наше сознание. Есть люди, которые могут одновременно обожать Ницше и быть неистовыми православными, критиковать Путина и власть и работать в «Единой России», работать в рекламном агентстве и критиковать капитализм — примеров множество. Состояние культуры становится состоянием человеческого сознания. Людям становится свойственна усталость от любых идеалов, и говоря языком интернета, любые идеалы служат лишь поводом для троллинга. Сознание большого числа людей является продуктом постмодернизма, так же как им является сериал «Симпсоны» или «Южный Парк».
И если можно сказать, что «Симпсоны» устарели, так же можно сказать и про людей, сознание которых остается продуктом эпохи постмодерна. Сегодня мы можем наблюдать признаки преодоления этой парадигмы. Огромное количество людей усомнилось в безальтернативности мира. Во всем мире громко зазвучало, что система не совершенна и не может быть финальной точкой общественного развития, а все случаи насаждения Западом демократии в других странах являются проявлениями империалистических амбиций. Слова ушедшей эпохи вновь реабилитированы и мы читаем в медиа рассуждения о кризисе капитализма и вновь возникающем на горизонте коммунизме.
Неправильно «В моем фейсбуке постмодернизм мнений неуместен». Правильно — плюрализм.
Правильно «Давайте выкинем телевизор: еще Рената Литвинова говорила, что телевидение эпохи постмодерна — это гной и шлачина».
Правильно «Василий, вы не сделаетесь умнее, если будете называть постмодернистским сознанием свою неспособность прочитать ни одну книгу».
Постмодернизм
Постмодернизм — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.
Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.
Характерные черты постмодернизма:
Например, игры со штампами — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.
Особо яркие постмодернистские тропы:
Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:
Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается метамодерн — по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна).
Что такое постмодернизм простыми словами и как он конфликтует с марксизмом?
Актуален ли постмодернизм сегодня?
3. Асистемность. Отказ от создания любых систем и схем, которые бы упорядочивали для нас реальность. Постмодернисты настаивают на описании существующего без принуждающей мысли о том, что мы можем всё адекватно уложить в ложе какой-то системы. Марксизм же сам представляет собой систему.
4. Небинарность. Мышление должно быть вне оппозиций, таких как мужское-женское, внутреннее-внешнее, власть-подчинение, верх-низ, научное-обыденное и проч. Утверждается, что бинарность мышления мешает описанию и интерпретации «мира как текста». В то же самое время марксизм использует диалектику, которая оперирует сложной бинарностью как принципом единства и борьбы противоположностей, а еще строит триады (тезис-антитезис-синтез).
6. «Смерть субъекта» («смерть автора»). Эта постмодернистская концепция утверждает, что нет никакого отдельного автора или точки зрения (см. выше), есть поле культуры, есть текст и неважно кто говорит через него. Независимо от воли субъекта или автора через него проявляются силы, которые ему неподвластны и полностью его детерминируют. В марксизме же личности, классы, человечество действуют как реальные субъекты и воздействуют на природу и культуру.
Я бы сказал, что постмодернизм с точки зрения марксизма (или любого прогрессизма) представляет собой реакцию культуры Запада на становление глобального капитализма и образование новой принуждающей символическо-информационной власти (машины масс-медиа), в рамках которой действительно теряет значение истина и ложь, субъект и объект. Бессильные отделить реальность «навязанной машины» от подлинной реальности, думающие, что познание истины «тоталитарно», что оно ведет «к утрате чувствительности» западные левеющие интеллектуалы воздвигли между собой и огромной машиной информационно-манипуляционной войны стену. Этой стеной и стал постмодернизм. В рамках этой стены отрицалась значимость отдельных пропагандистов машины, отрицался прогресс (т.к. слово «прогресс» для пропагандистов капитализма означало теперь «угнетение других народов), отрицалась бинарность, т.к. бинарность формировала теперь конформное мышление, когда «изгой» подвергался осмеянию в СМИ со стороны хозяев дискурса и так далее.