Посох и сума что значит

Значение слова «сума»

Посох и сума что значит

1. То же, что сумка (в 1 знач.). Охотничья сума. Нищий с сумой.[Деньги] перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. Пушкин, Дубровский. — Старик, где у тебя сума-то? Старик! — Ась? — Мешок где? Григорович, Бобыль.

2. В некоторых выражениях употребляется как символ нищеты, нищенства. Ходить с сумой (нищенствовать). Пустить с сумой (разорить). Дойти до сумы (разориться). □ Поклонниками Кувалды являлись те из мещанства, которые были известны в улице как записные пьяницы, воры и сорвиголовы, для которых путь от сумы до тюрьмы был неизбежен. М. Горький, Бывшие люди.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Сума, Мамадуба (род. 1942) — гвинейский футболист, защитник.

Сума, Сориба (1946—2004) — гвинейский футболист, полузащитник.

СУМА’, ы́, ж. 1. То же, что сумка в 1 знач. И в суму его пустую суют грамоту иную. Пушкин. Нищий с сумой. Переметные сумы (см. переметный во 2 знач.). 2. только ед. Употр. как символ нищеты, нищенства. От сумы да от тюрьмы не отрекайся. Старин. пословица. Ходить с сумой (нищенствовать). Пустить с сумой (разорить, ввести в нищету). ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. река в России ◆ Сума — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

сума́

1. устар. дорожная сумка, на ремне, через плечо ◆ Он имеет право выбирать солдат, осмотреть ружьё и сумы, а ранцов с собою не брать. А. Н. Радищев, «Офицерския упражнения», 1773—1774 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Потом, наполнив суму свою плодами, пошел с оными на гору. Д. И. Фонвизин, «Путешествие в город благополучия», 1788 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Антон Пафнутьич, призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал — красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой. А. С. Пушкин, «Дубровский», 1833 г. ◆ У него висит холстинная сума через плечо, в руках длинный посох, какой носили древние. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.

2. перен. символ нищеты, нищенства, банкротства ◆ Разве стечение бед не может и самого трудолюбивого довести до сумы? Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В пять лет не устроишь нового хозяйства, а в пять-то годов можно и до сумы дойти… П. И. Мельников-Печерский, «На горах», 1875—1881 г. (цитата из НКРЯ)

3. рег. донск. казачья артель ◆ Мы одной сумы, односумы; несколько товарищей держали в походах общую вьючную лошадь. В. И. Даль, «Толковый словарь живого великорусского языка», 1863—1866 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Посох и сума что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: хрестоматия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Александр Пушкин — Не дай мне бог сойти с ума: Стих

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Анализ стихотворения «Не дай мне бог сойти с ума» Пушкина

История написания

Стихотворение датируется 1833 годом. Но есть предположение, что произведение могло быть написано и позже, между 1833 — 1835 годами.

Исследователи поэта считают, что могло быть 3 случая, которые подтолкнули написать стих на тему душевнобольного. Одно из них — это объявление властями Российской империи его друга и философа П. Я. Чаадаева сумасшедшим из-за публикации произведения, в котором автор негодует по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода» и духовного застоя.

Вторым возможным источником для вдохновения считают встречу с душевнобольным поэтом К. Н. Батюшковым в 1830 году. Для Пушкина Константин Николаевич стал близким другом и свои переживания Александр Сергеевич мог выразить этим произведением.

Также считают, что на написание стихотворения поэта вдохновило творчество Барри Корнуолла, который служил в течении двадцати лет инспектором дома умалишенных и издал много произведений по теме сумасшествия. Допускают, что помимо стихотворения «Не дай бог мне сойти с ума,» творчество Корнуолла вдохновило Александра Сергеевича на написание (перевод) поэм «Девушка из Прованса» и «Марциан Колонна».

Автор написал стихотворение на отдельном листе бумаги с водяным знаком «А. Г. 1830».

Произведение было опубликовано уже после смерти автора, в 1841 году В. А. Жуковским.

Сюжет

«Не дай мне бог сойти с ума» можно разделить на три части.

В первой части Пушкин указывает, что быть душевнобольным – отнюдь не завидная судьба для человека. Лучше уж тяготы и невзгоды нищенского люда.

Во второй части автор развивает мысль, что сумасшествие — это некая свобода. Поэт обращается к Богу и утверждает, что без «ума» было бы легче, что он даже мешает существовать.

Александр Сергеевич предается мечтаниям, что было бы неплохо жить в лесу, в плену «чудных грез». Далее писатель «убаюкивает» читателя на волнах и в небесах, где, по мнению автора, полно счастья. Возможно Пушкин пребывал в меланхолическом настроении и негативные моменты в жизни толкали писателя на подобные размышления: что лучше уйти от «мирских» проблем.

В третьей части литератор осознает все «прелести» жизни сумасшедшего человека: решетка, отношение, как к зверю, такое же «умное» сообщество, совсем не гостеприимные надзиратели.

Стих написан в художественной форме, насыщенный эпитетами, преувеличениями и анафорами. «Не дай мне бог сойти с ума» примечателен необычной манерой — шестистишиями с рифмовкой aabccb.

В произведении сюжет повествуется от первого лица. Это лирическое взывание к Богу, наполненное горькой правдой жизни о несчастной судьбе душевнобольного.

Источник

А. С. Пушкин. Не дай мне бог сойти с ума

Поэтому мой взгляд на стихотворение более оптимистичный.
Я уверена, что поэт писал не о чёрных днях в своей жизни, а о своём счастье, а о том, что Александр Сергеевич был счастлив в семейной жизни, все почему-то забывают.

К 1833 году у Пушкина уже двое детей: годовалая дочка Маша и родившийся в июле любимчик Саша, жена по-прежнему для него ангел, тёща, видя его любовь к жене и детям, подобрела к зятю, друзья продолжали боготворить, поэтический дар поэта расцветал.

Пушкин всю свою жизнь искал своё счастье. Имея многочисленные любовные связи, большое число возлюбленных (Наталья Николаевна была сто тринадцатой), он считал, что счастья так и не знал. Он хотел жениться, но только на той, в которой сочетались бы важные (в его понимании счастья) качества: красота, молодость, ум и душевная чистота. Ему повезло, такие качества он нашёл в Наталье Николаевне Гончаровой.
Из письма Пушкина жене: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».

Пушкин добивался своего счастья два года. Увидев Наталью Гончарову, он влюбился в неё раз и навсегда. Через четыре месяца, утвердившись в своих чувствах, он сделал ей предложение руки и сердца, но Наталье всего 16, и предложение было отклонено. Пушкин писал матери Натали: «Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ при всей его неопределенности на мгновение свел меня с ума..»

Через два года новая попытка. В этот раз согласие получено. В письме к Плещееву Пушкин сообщает, что получил от Натальи «премиленькое письмо», в котором она «обещает выйти за меня и без приданого». Долгожданная женитьба на любимой девушке и будущие перемены в личной жизни приятно волновали Пушкина и вызывали в нём жажду жизни и деятельности!

18 февраля 1831 года Пушкин стал женатым человеком. Он в восторге пишет друзьям: «Я женат и счастлив, одно желание мое, чтобы ничто в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
Если до женитьбы в письме Вяземскому Пушкин писал: «Правда ли, что Баратынский женится? Боюсь за его ум», то, полюбив Наталью, он сам был «готов сойти с ума». Но это пока он добивался своей избранницы!

За свой ум он не побоялся («Не то, чтоб разумом моим/Я дорожил;»), он боялся потерять то, что ему дорого.
Сошедший с ума тоже находится в состоянии счастья, но в идиллическом и бессознательном, и не понимает своего состояния. А Пушкин хотел чувствовать своё счастье, ощущать его, осязать, погружаться в него с с головой и блаженствовать в нём!

Жизнь за стенами дома была разная: красота Натальи Николаевны вызывала неоднозначные суждения. Кто-то восхищался, например, государь Николай Павлович и его супруга, а кто-то распускал злые сплетни, как например, Идалия Полетика и графиня Нессельроде. Пушкин гордился своей «женкой», души в ней не чаял, восхищался, опекал, заботился, наставлял и утешал.

Уезжая по делам, забрасывал её письмами, в которых признавался, как ему без семьи скучно, тошно и не уставал признаваться в любви: «береги себя, мой ангел!»

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.
И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
1833

Источник

Александр Пушкин. Не дай мне бог сойти с ума

Не дай мне бог сойти с ума.*
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.
1833 год

*Данный гениальный шедевр при жизни Пушкина (1817-1820) не печатался. На вопрос «почему?» цитирую разъяснение исследователей, найденное в интернете: «во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась обществом и властью. Известны случаи из истории, когда свободомыслящий человек объявлялся сумасшедшим, как, например, П.Я. Чаадаев, с которым А.С. Пушкин был лично знаком. Чаадаев был первым, кого в России объявили сумасшедшим по политическим причинам… именно этот случай вдохновил Пушкина к созданию стихотворения».

«К Чаадаеву»* Александр Пушкин

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

*(из Википедии: Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России.
В 1829—1831 он создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

На аватаре: Орест Адамович Кипренский «Портрет Александра Пушкина», 1827 год

Источник

Посох и сума что значит

Посох и сума что значит

Посох и сума что значит

Посох и сума что значит

Но поэт решил именно так.

Посох и сума что значит

Посох и сума что значит

Не надо бросаться в крайности, неужели золотой середины нет?

Ты с утра меня заставил думать. Я здесь просто шучу

Посох и сума что значит

Посох и сума что значит

От тюрьмы и от сумы. не зарекайся. гласит русская пословица

Посох и сума что значит

Посох и сума что значит

ну и зря! некоторые виды сумашествия очень даже комфортны. сидишь себе в палате с мягкими стенами, забот никаких, накормят, укольчик и полетел

Посох и сума что значит

а смысл жизни в чем?в том что ты в четырех стенах сидишь и не видишь света белого что ли?не завидую я таким людям

если ты в эту палату попадешь, тебя смысл жизни волновать уже не будет.

Посох и сума что значит

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *