Фантастика, посвященная гибели цивилизации, называется апокалиптической. Понятие «апокалипсис» (греч. apokalypsis — откровение) произошло от названия одной из книг Нового Завета, «Откровение Иоанна Богослова», которая содержит пророчества о конце света. О мрачном и суровом будущем после гибели устоявшегося мира повествует уже постапокалиптическая фантастика.
Впрочем, первый образчик интересующего нас жанра появился намного раньше, еще в 19 веке. Это был роман «Последний человек» (1826) Мэри Шелли, автора знаменитого «Франкенштейна». А как литературное направление постапокалиптика оформилась на рубеже 20 века, когда, наряду с грезами о светлом будущем, некоторые прозорливые умы задавались вопросом о возможной гибели цивилизации («Машина времени» и «Война миров» Герберта Уэллса, «Отравленный пояс» Артура Конан-Дойля, «Алая чума» Джека Лондона). И не зря — мир стоял на пороге эпохи масштабных войн и революций.
Настоящий бум постапокалиптической фантастики произошел после появления атомной бомбы, когда мир и вправду оказался на грани самоуничтожения. Потом возникли новые угрозы: загрязнение окружающей среды, истощение озонового слоя, перенаселение. Благодатное поле для придумывания кошмарных вариантов будущего!
Каким же образом гибнет человечество и чем заняты наши потомки на обломках былого величия? В фантастике цивилизация приходит к печальному финалу по двум основным причинам — в результате внешней катастрофы или из-за человеческой глупости.
Теме жизни после всемирной катастрофы посвящено немало ярких фильмов: «Безумный Макс», «Водный мир», «На последнем берегу», «Матрица», «Послезавтра», «Письма мертвого человека», огромное количество японского аниме. Из компьютерных игр стоит отметить культовую серию Fallout, недавние The Fall: Last Days of Gaia и Ex Machina.
Безумный Макс — герой пустынных дорог.
Пока гром не грянул
Уберечься от глобальной катастрофы невозможно. Остается закапываться поглубже, в глубине души надеясь на Чудо. Но зачем ждать милостей от Природы? Ничто не сравнится с феерическим умением человечества собственными руками спустить мир в унитаз.
Смерть с небес
Метеорит или комета — один из излюбленных фантастами способов радикально разобраться с человечеством. Тем более камни с небес и так валятся на Землю регулярно и в большом количестве, различаясь только размером. Возможно, исчезновение динозавров и ледниковый период были вызваны падением огромных метеоритов. А Тунгусская катастрофа? В общем, легко представить, что случится с нашей планетой, если из космоса пожалует «каменный гость» эдак с километр диаметром.
В романе Ларри Нивена и Джерри Пурнелла «Молот Люцифера» Земля оказывается в хвосте гигантской кометы и подвергается бомбардировке больших и малых метеоритов. Часть планеты затоплена, большие города разрушены, а уцелевшие люди грызутся за остатки былой роскоши. Правда, отдельным группам инициативных американцев удается сохранить основы технической цивилизации. И, после множества испытаний, люди потихоньку начинают свое возрождение.
Небесная Тьма и монстры со Звезд.
По схожему сценарию развиваются события в аналогичных произведениях: «Год кометы» Джона Кристофера, «Странник» Фрица Лейбера, «Когда сталкиваются миры» Филипа Уайли и Эдвина Балмера. И неважно, что угрожает Земле, — комета, метеорит, не имеющий постоянной орбиты планетоид — результат одинаков.
Ну и, конечно, инопланетяне, обожающие наведываться из космоса «на огонек». Крайне редко чужаки оказываются рафинированными интеллектуалами вроде хозалихов Уолтера Йона Уильямса, при помощи которых, пусть и насильственной, земляне, поднимаются на более высокую ступень развития. Гораздо чаще Чужие — от марсиан Герберта Уэллса до посслинов Джона Ринго — просто хотят прибрать к лапам нашу планету, уготовив людям в лучшем случае роль рабов. Ведь в человеках довольно много полезного для организма протеина, ням-ням.
Бич божий
Матушка-Земля может и без космического вмешательства разобраться по-свойски с человеческими паразитами. Из-за глобального потепления тают арктические льды и начинается новый всемирный потоп («Водный мир» Джеймса Балларда). Парниковый эффект порождает монструозное торнадо («Дурная погода» Брюса Стерлинга). Ветер в 550 миль в час по камешкам разносит цивилизацию («Ветер ниоткуда» Дж. Балларда). Новый ледниковый период вынуждает европейцев переселиться в Африку («Долгая зима» Дж. Кристофера) и затягивает небеса кромешной тьмой («Империя льда» Ричарда Морана).
Встречаются и довольно экзотические катаклизмы. Например, останавливается вращение нашей планеты («Долгие сумерки Земли» Брайана Олдисса), и усиленное солнечное излучение вызывает бешеный рост растений, которые попросту вытесняют человечество. Отдельные группы людей жалко копошатся, подобно муравьям, в корнях гигантских деревьев. По непонятным природным причинам перестает работать электричество («Опустошение» Рене Баржавеля) или разрушается металл («Смерть железа» С. С. Хельда).
Нет предела только глупости.
Но особенно обидно умирать, сознавая, что смертоносный вирус вырвался на свободу в результате человеческой глупости или преступного умысла. В романе Челси Куинн Ярбро «Время Четвертого всадника» правительство пытается решить проблему перенаселенности путем искусственно вызванных эпидемий. Маленький просчет приводит к фатальным для человечества последствиям. В «Белой чуме» Фрэнка Герберта маньяк-биолог распространяет убийственный для женщин вирус. Резвые военные, играясь с микробами, не просчитали последствий, из-за чего слишком многие услышали колокол Апокалипсиса («Штамм «Андромеда» Майкла Крайтона).
Могильщики мира
Среди различных вариантов глобального мочилова выделяется «Триумф» Филипа Уайли — дотошное моделирование Третьей мировой войны, после которой не остается даже крыс. Не менее пессимистичен и Нэвил Шют («На последнем берегу»). Пока мир горел в атомном пламени, Австралия оказалась в стороне. Но спастись не получится — на континент со всех сторон надвигается радиоактивное облако.
Война до последнего человека!
Люди в охотку изыскивают и другие способы коллективно сыграть в ящик. Например, размножаются, как лемминги, не задумываясь о последствиях. Результат — каннибализм как единственный способ выживания («Корабль-акула» Сирила Корнблата). Либо собственными руками выращивают преемника-могильщика: искусственный интеллект, который холодной машинной логикой выносит человечеству приговор — «Не быть!».
Десять книг постапокалиптики
Ларри Нивен, Джерри Пурнелл «Молот Люцифера»
Роберль Мерль «Мальвиль»
Джеймс Баллард «Водный мир»
Джон Кристофер «Долгая зима»
Джек Лондон «Алая чума»
Дэвид Брин «Почтальон»
Нэвил Шют «На последнем берегу»
Роберт Хайнлайн «Свободное владение Фарнхэма»
Стивен Кинг «Противостояние»
Уолтер Миллер «Страсти по Лейбовицу»
После Судного дня
Действие постапокалиптической фантастики может происходить сразу же после глобальной катастрофы, с упором на психологию оставшихся в живых людей, их тяжкую борьбу за выживание, — или значительно позже, с показом нового общества, возникшего на обломках цивилизации. Такое общество часто изображается как возврат человечества в прошлое, когда остатки чудом уцелевшей технологии воспринимаются людьми как магия.
События сразу после Катастрофы предвидеть нетрудно. Привычные общественные отношения распадаются, как карточный домик. Царит закон джунглей: сильный безо всяких угрызений совести поедает слабого, иногда в буквальном смысле этого слова. Повсюду бродят банды вооруженных отморозков — современных варваров. Этакий социал-дарвинизм в незамутненном виде.
Хайнлайну, каждый по-своему, вторят Пат Франк («Увы, Вавилон»), Дэвид Брин («Почтальон»), Л. Нивен и Дж. Пурнелл («Молот Люцифера»). Раздолбанное общество восстанавливается усилиями кучки энтузиастов. И даже злобные мутанты или властолюбивые маньяки не в силах помешать героям нести надежду в массы!
Варвары постъядерного века.
Спасительным якорем после крушения цивилизации может оказаться религия. Опеку над уцелевшими смело берут на себя небольшие, но сплоченные секты вроде мормонов («Системный шок» Дина Инга, «Люди на краю пустыни» Орсона Скотта Карда) или харизматичные пророки («Том О’Бедлам» Роберта Силверберга). Положением может воспользоваться и Дьявол, хотя и на него есть управа («Противостояние» Стивена Кинга, «Ужин во Дворце Извращений» Тима Пауэрса).
И пусть теперь я не читаю сказки, зато я слышу очень хорошо!
Но на каждого оптимиста найдется свой пессимист. Мрачные картины жизни после ядерного Холокоста рисуют Альфред Коппел («Темный декабрь»), Уитли Стрибер («День войны»), Вячеслав Рыбаков («Первый день спасения»). Уцелевшие люди не живут, а выживают — тяжко и в муках.
А в условиях массированного радиоактивного заражения и «ядерной зимы» неизбежно проявление различных мутаций. «Сумеречный мир» Пола Андерсона, «Ложный рассвет» Ч. К. Ярбро, «Этот бессмертный» Роджера Желязны, «Команда Нины» Валери Коландер, «Джаг» Зеба Шилликота показывают мир, который подвергся фатальным изменениям.
Но, допустим, человечество все-таки сумело преодолеть первые годы хаоса. По какому пути оно двинется?
Прогнозы, как правило, малоутешительны: разруха, упадок и все новые войны. Герой романа Андре Нортон «Сын звездного человека» бродит по руинам городов и сражается с гигантскими крысами-мутантами. Новые варвары, создавшие квазифеодальные государства, погрязли в бесконечных битвах («Конные кланы» Роберта Адамса, «Воин» Дональда Маккуина, «Войны Амтрака» Патрика Тилли). Сон разума рождает чудовищ — спустя тысячелетия технология может превратиться в настоящую магию или выглядеть таковой («Восточная Империя» Фреда Саберхагена, «Путешествие Иеро» Стерлинга Ланье, «Анастасия» Александра Бушкова).
Последний аргумент в океане Хаоса.
Иногда здравый смысл все же одерживает робкую победу. Пол Уильямс в цикле «Пелбар» показывает мир через тысячу лет после ядерной войны, население которого, впавшее в варварство, находит в себе силы бескровно объединиться и попытаться начать все сначала, опираясь на гуманные ценности.
Мир, в котором мы живем, похож на хрупкий цветок посреди заснеженной пустыни. Раздавить его легко, для этого не надо особого ума или доблести. Но вот вырастить заново — почти нереальная задача. Так может, не будем рисковать зря? Об этом и заставляет задуматься фантастика о конце света.
Какая разница между апокалипсисом и постапокалипсисом?
Это два определения, которые обозначают фактически разрушение, разруху, хаос, анархию, катастрофу и всё с этим связанное. Однако!
Постапокалипсис доступен для понимания- осознания, только тем, кто переживет
сам- апокалипсис. А разницы- никакой,- некоторая радость от того, что остался
в живых, сменится острой завистью к тем, кто покинул этот мир.
апокалипсис это момент когда жизнь на планете Земля рушится. А постапокалипсис это тот период который длится после апокалипсиса до создания новой жизни.
апокалипсис относится к реальному времени то что сейчас действительно или действует, а постапокалипсис в прошедшем времени где события развивается спустя сколько там времени после разрухи.
Это только конец жизни земной с её привязанностями.
В интернете есть два сайта, с названием «Апокалипсис 2012». Первый из них имеет адрес
6 реалий постапокалипсиса, которые сильно отличаются от фантастики
Но реальный постапокалипсис — это не голливудские фантазии, а суровый мир, где такие сильные и независимые подростки не прожили бы и одного дня. Вот несколько реалий, которые сильно отличаются от фантастики.
1. Не будет никаких путешествий и добрососедских отношений
Нередко в фильмах о постапокалипсисе показывают, как группы людей подрываются с места и двигаются к мифическому райскому месту, которое не затронула катастрофа. Но не в реальности, ведь у людей будет множество проблем, которые нужно решать здесь и сейчас, а не ходить непонятно куда. Кроме того, идти в неизвестность, где группу могут встретить радиоактивная пустошь, мутанты и грабители-людоеды — вряд ли самая удачная затея.
Также нередко показывают добрососедские взаимодействие групп людей, даже если они живут в десятках километрах друг от друга. Но это вымысел, ведь большинство выживших будут крайне недоверчивы к любым чужакам или даже испытывать к ним ненависть, что, скорее, приведёт к постоянной борьбе за ресурсы и территории, нежели к взаимовыгодному сотрудничеству.
Если хочешь оказаться в атмосфере постапокалипсиса без риска быть застреленным соседом за банку тушёнки, лучше сделай это в игре.
2. По улицам не будут ходить красивые люди в красивой одежде
Обычно в голливудских фильмах про постапокалипсис показывают стильных молодых парней и девушек, которые будто только что вышли из барбершопа или салона красоты, а перед этим заглянули на показ мод. Чистые, аккуратные, причёсанные, подстриженные и, конечно же, хорошо пахнущие.
Если считаешь, что постапокалипсис выглядит именно так, спешим разочаровать. В реальности он будет смотреться хуже, чем то, что было показано в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости». Запасы мыла, шампуней и других средств гигиены быстро закончатся. Поплескаться в ванной тоже не получится. Быстрый душ в виде поливания себя грязной водой из реки — вот всё, что будет доступно выжившим.
Никаких духов, чищенных зубов, только естественные запахи. Так что, когда видишь в фильме сцену, где парень нюхает кожу девушки и говорит «от тебя так приятно пахнет», он имеет в виду, что сегодня к запаху сероводорода добавилось что-то ещё, например, аромат варёной картошки.
Что касается стиля, то это будут максимально практичные вещи, защищающие от погодных условий и, желательно, от скользящих ударов ножом. Это значит, что одежда будет состоять из нескольких слоёв, делая человека похожим на мешок картошки. И забудь про метросексуалов и девушек модельной внешности со стильными причёсками, вроде тех, что были показаны в «Дивергенте». Скорее всего, люди будут предпочитать брить голову налысо, чтобы не чесаться, как бездомная собака от вшей.
3. Можно забыть о восстановлении численности населения
Как здорово видеть сцены в фильмах, где на руинах цивилизации появляется новая жизнь. Но если принять таблетку реальности, всё становится не таким радужным. Проблемы начнутся, когда для младенцев не найдётся вакцин. Обычно в фильмах дети, рождённые в постапокалипсисе, сильнее, умнее своих предков и, что важно, лучше приспособлены к новым условиям. Однако в реальности у их родителей будет огромное преимущество: они привиты от большинства страшных болезней.
Детям, увы, такой иммунитет не передастся. Это значит, что они ощутят на себе все прелести кори, оспы и других болезней. Кроме того, даже роды уже станут опасным испытанием как для матери, так и для ребёнка. Никакого оборудования, никакой стерильности, только примитивные методы. Это приведёт к высокой младенческой смертности и необходимости рождения большого количества детей, чтобы выжила хотя бы небольшая часть потомства.
Так что все эти сцены с весёлыми детьми, бегающими по развалинам некогда большого города — вымысел сценаристов. В реальном постапокалипсисе выживет лишь небольшая часть малышей, которые будут с самых ранних лет работать наравне со взрослыми.
4. Будут происходить локальные катастрофы
Не забывай и про дамбы, удерживающие миллиарды литров воды. Рано или поздно бетон без должного обслуживания треснет, и огромные массы воды ринутся вниз, сметая всё на своём пути в радиусе десятков километров. Постоянно горящие нефтяные месторождения, выбросы радиации и другие последствия оставшейся без присмотра разрушающейся инфраструктуры окончательно добьют человечество.
5. Одна лёгкая травма будет приводить к смерти
Можно возразить, что люди в Средневековье выживали без антисептиков и антибиотиков даже с серьёзными травмами. Но, во-первых, это лишь редкие исключения, а во-вторых, достаточно посмотреть на то, что стало с участниками крестовых походов, чтобы понять, что шансов на выживание было мало даже у благородных людей, у которых имелся доступ к самым лучшим лекарствам своего времени.
Так что все эти пафосные фразы в духе «ничего страшного, это лишь царапина» при виде глубокого пореза — фантазии сценаристов в угоду зрелищности. Если хочешь увидеть более реалистичные сценарии выживания людей, посмотри на этот список фильмов, где герои пытаются выкарабкаться из проблем, а не ходят в пафосные походы против системы.
6. Это не будет мир свободных от диктатуры государства людей
Многие подростки, насмотревшись фильмов про постапокалипсис, думают, что этот вариант будущего самый лучший, ведь наконец уйдут в прошлое государственный контроль, законы и правила, и можно будет делать всё, что захочется, без опасения получить штраф или сесть в тюрьму. Анархия в её лучшем виде.
С какой проблемой люди точно столкнуться в постапокалиптическом мире, которой не уделяется внимания в кино и играх?
1. Природные катаклизмы. У нас не будет развитых систем предупреждения, что делает грозы гораздо опаснее. Даже мелкая гроза может вызвать крупный пожар. Некому будет обслуживать дамбы, что делает их крайне уязвимыми во время потопов. Пожары из-за утечек газа во время землетрясений и торнадо будут повсюду. Природные катаклизмы будут намного страшнее, чем сейчас
2. Если я не ошибаюсь, газопроводы без должного обслуживания будут взрываться. То же самое можно сказать об атомных электростанциях
Комментарий к предыдущему ответу: В зависимости от апокалипсиса. Если АЭС угрожает что-то, помимо ядерного удара/цунами/т.д., то операторы просто свалят оттуда и станции больше не будут работать, если что-либо не помешает сделать все правильно (такого скорее всего не будет).
Обычно реакторы — одни из самых защищенных объектов, основная масса людей их избегает, да и чаще всего вокруг них ничего нет. Работники станций скорее всего будет пробовать привезти туда свои семьи. Там есть охрана, припасы, возобновляемые источники воды, ученые и инженеры высшего класса, каждому из которых пришлось стать крайне дисциплинированным, чтобы попасть на АЭС,
Короче говоря, в постапокалипсисе АЭС будут либо самым хорошим местом для жизни, либо самым плохим
3. У меня Диабет 1 типа. Мне пиздец
4. Месячные. Большая часть запасов тампонов и прокладок будет уничтожена водой/грязью/т.д. Женщинам придется импровизировать
5. Если я потеряю свои очки, я умру через 20 минут
6. Дефицит соли и всех полезных веществ, содержащихся в ней. Единственная художественная работа, которая задумывается об этой проблеме — “Alas, Babylon!”
7. Санитария останется в прошлом. Как писатель я прекрасно понимаю: никому не нравится писать про сантехнические проблемы или засоры посреди их большого дистопичного/постапокалиптического романа. Но в реальности проблемы точно будут
8. Никто никогда не показывает, как люди переносят воду. Человеку необходим килограмм воды каждый день. В большинстве сериалов/кино люди просто идут с походным ящиком с припасами, хоть им нужно 4-5 кило воды для нормального существования. Невозможно всегда надеяться на то, что найдешь источник воды — нет никаких гарантий, что он будет чист и что ты вообще его найдешь
9. Стоматология. Никаких профилактики и ухода. Особенно с учетом того, что больше не будет зубной пасты и щеток
10. Ломки. Я сижу на нейролептиках, без них у меня просто поедет крыша. Никому не пожелаю становиться свидетелем этого
11. Туалетная бумага. Точка
12. Никто не будет заботиться о животных, поэтому фермы, зоопарки и любые другие места с высокой концентрацией зверей будут дичайше вонять
13. Никакого пикабу 🙁
Постапокалипсис
318 постов 4.1K подписчиков
Правила сообщества
— Запрещено оскорбление кого-либо.
— Запрещены посты, не имеющие отношения к тематике сообщества.
— Запрещено выкладывать арт, видео, комиксы, рассказы без указания на автора.
Природные катаклизмы были и на заре человечества и ничего расплодились же и развились. Дамбы, газопроводы, АЭС, зоопарки, фермы будут разрушены во время апокалипсиса, а не после.
Женщины с месячными импровизировали все тогда же, на заре человечества и даже в 21 веке. К примеру в Сирию в ряд ли регулярные поставки тампонов и прокладок делают.
По поводу очков: если ты одиночка, то да сдохнешь быстро.
Найдутся умники которые соль добудут и выменивать будут.
Проблема санитарии, это проблема современного человека. Для человека постапокалиптического, это будет такая же реальность, как и для человека скажем раннего средневековья.
По поводу воды: если останутся источники чистой воды, то выживут люди только поблизости от таких источников. Для трупов не будет проблем с водой.
Стоматология. представляем все ту же зарю человечества.
Туалетная бумага все к той же санитарии.
Вся твоя писанина настолько наивна шо пипец.
Какие мелкие надуманные проблемы в вашем апокалипсисе.
Санитария? в сёлах как то живёт без центральной канализации и не помер никто от антисанитарии.
Туалетная бумага? В древнем риме камнями подтерались, мусульмане подмываются и тоже не особо страдают без туалетной бумаги.
Почему никто не будет заботится о живых животных, живые люди резко перестанут питаться?
Всех полезных веществ содержащихся в соли?!
Раньше то как люди жили?
Они все разбегутся
Хуйня школьнега в общем
Насчёт 12 пункта, животные вонять не будут, их попросту съедят.
Вот такое у меня видение. я не выживальщик, я только учусь)
Дефицит соли и всех полезных веществ, содержащихся в ней.
Какие полещные вещества содержатся в соли?
Нет мягкого знака в слове «столкнутся» в данном случае.
Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Постапокалиптика зародилась в конце XIX — начале XX веков. Первое классическое произведение этого жанра — роман Ричарда Джеффриса «После Лондона» (1885), в котором действие происходит спустя тысячи лет после катастрофы. Сценарий Джеффриса, согласно которому сразу же после катастрофы следует период варварства, а вслед за ним новый (неурбанизированный) феодализм, многократно использовался впоследствии, в том числе и в «Алой чуме» Джека Лондона, «Смерти травы» Джона Кристофера, «Мальвиле» Робера Мерля, «Земле без людей» Джорджа Стюарта. Сползания к этому сценарию изо всех сил стараются не допустить герои «Молота Люцифера» Ларри Нивена и Джерри Пурнеля. Иногда спокойствие такого пасторального общества подрывают молодые бунтари, намеренные возродить запрещенную технологию (уже в рассказе Стивена Винсента Бене «На реках Вавилонских» есть намек на такое развитие, классические примеры — «Долгое завтра» Ли Брэкетт и «Отклонение от нормы» Джона Уиндема).
На постапокалиптическую образность отчасти повлияли картины деградировавшего человечества и остывающей Земли в романе Уэллса «Машина времени» (а в его экранизации причиной деградации становится именно глобальная катастрофа).
«Новая волна» добавила к постапокалиптическому пейзажу банды рокеров («Долина проклятий» Роджера Желязны) — черта, популяризованная в «Безумных Максах».
Постапокалиптическими можно назвать и образы мест «локальных катастроф» — например, заброшенных территорий, в обилии оставшихся на территории Советского Союза после его распада — с полуразвалившимися зданиями, заросшими травой, с валяющимися тут и там ржавыми остовами техники и механизмов. К этой ветви постапокалиптики принадлежат и образ «безлюдных пространств» Крапивина, и «Пикник на обочине» братьев Стругацких.