Пост внос что это
Войска ВНОС
Содержание
Выполняемые задачи
На подразделения ВНОС возлагались следующие задачи:
История войск ВНОС
Зарождение
Система наблюдения за небосклоном и опознавания воздушных целей в России начала формироваться с 1913 года, когда было предложено создать специальную сеть наблюдательных постов вдоль южного побережья Финского залива по линии Петербург — Рига (проект русского авиаконструктора Пороховщикова А.А.). Предполагалось использовать для этой цели силы воздушного флота вместе с имеющейся полевой и крепостной артиллерией. Для организованного ввода их в бой предлагалось создать сеть так называемых «воздушных станций», расположим их в две линии: одна — Петербург—Виндава, другая — Петербург—Сувалки. Назначение этих станций состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов в зоне ответственности станции, размеры которой определялись дальностью обзора воздушного пространства с помощью оптических приборов, выделять среди них чужие и сообщать о факте их пролёта и его направлении заинтересованным командирам. Также высказывалась мысль о возможности оказания помощи своим лётчикам в отыскании нарушителей воздушного пространства. Наблюдение в боевых условиях должно было вестись повсеместно и непрерывно, независимо от погоды и времени суток. Обнаружив воздушный объект, наблюдатель должен был оповестить об этом командование и весь личный состав. Порядок оповещения вырабатывался в частях, для него использовались доступные средства сигнализации. Подавать сигнал тревоги должен был наблюдатель, первым обнаруживший воздушного разведчика.
1914 — 1918 годы
При создании осенью 1914 года воздушной обороны Петрограда и Императорской резиденции в Царском Селе особое внимание уделили постам наблюдения за небосклоном. Дальние посты воздушного наблюдения располагались вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. Ближняя линия воздушного наблюдения была развернута на базе артиллерийского укреплённого района вокруг российской столицы и на кораблях Балтийского флота.
Для установления быстроты связи между постами воздушного наблюдения и немедленной передачи донесений от них в Петроград начальника воздушной обороны Петрограда обязали организовать непосредственную связь постов с избранным им центральным пунктом, а также связь между центральным пунктом и артиллерией, аэропланами и командами, назначенными для отражения воздушного нападения противника.
12 мая 1915 года главнокомандующий 6-й армией издал специальную Инструкцию № 1 «Постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном». В ней определялись:
Впервые для оперативности передачи информации о воздушном противнике по линии связи Инструкцией вводится термин «Воздух», который и в настоящее время используется в ходе боевого дежурства подразделений противовоздушной обороны.
На постах наблюдения за небосклоном Инструкцией вводились специальные рабочие журналы, ставшие прообразом современных журналов несения боевого дежурства.
В течение 1915—1917 годов для организации воздушной обороны крупных военно-политических, административных центров страны: Могилева, Двинска, Минска, Пскова, Одессы, Николаева формируется структура воздушного наблюдения и оповещения, входящая в состав организации обороны от воздушного нападения германской и австро-венгерской авиации.
В годы первой мировой войны служба наблюдения за небосклоном получила свое рождение и развитие и вошла в состав формируемых систем воздушной обороны важных военно-политических, административных центров, военных округов, группировок войск и сил флота России.
1918 — 1925 годы
В связи со сменой государственной власти и строя в России в эти годы происходило формирование службы наблюдения и оповещения только вокруг важнейших военно-политических и административных центров страны.
В апреле 1918 года в связи о переездом Советского правительства в Москву формируется воздушная оборона города Москвы. На подступах к городу разворачиваются сигнальные пункты — посты воздушного наблюдения.
В течение февраля — мая 1919 года было определено расположение наблюдательных вахт за небосклоном (в качестве приложения к Плану воздушной обороны Петрограда) в следующих пунктах: Сестрорецк, Дибуны, Станки, Токсово, Осиновец, Ораниенбаум, Стрельна.
1926 — 1932 годы
С 1926 по 1932 годы происходит формирование в приграничной зоне и вокруг главных экономических и административных центров страны постоянной сети визуальных постов наблюдения, комплектуемых в основном за счет сил местной милиции.
30 июня 1927 года приказом Реввоенсовета СССР задействовано «Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения». Посты создавались в частях (подразделениях) связи корпусов, дивизий, полков, в частях воздушно-химической обороны и авиапарках Военно-воздушных сил. Посты подчинялись начальникам связи всех уровней руководства.
31 января 1928 года Реввоенсовет СССР принял решение узаконить термин «противовоздушная оборона» (сокращенно ПВО) и отказаться от термина «воздушно-химическая оборона», а также утвердил термин «служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)».
В 1928 году постановлением Распорядительного Заседания Совета Труда Обороны (РЗ СТО) впервые утвержден перечень важнейших пунктов, подлежащих противовоздушной обороне (всего 48), определено развертывание службы ВНОС по линии гражданских наркоматов.
28 января 1930 года Реввоенсовет СССР обсудил вопрос о Плане противовоздушной обороны и признал необходимым объединить зенитные, артиллерийские, пулеметные, прожекторные, воздухоплавательные, химические и наблюдательные части ПВО тыла в дивизионы, полки, бригады и дивизии ПВО.
7 февраля 1931 года вышла в свет совместная директива Штаба РККА и Главного управления милиции и УТРО при СНК РСФСР о создании при органах милиции главных и наблюдательных постов ВНОС. Директивно определялись пункты дислокации главных постов (ГП) и количество наблюдательных постов (НП) по областям (краям) и автономным республикам, вводились штаты ГП и НП ВНОС.
1932 — 1938 годы
В период с 1932 по 1938 годы осуществляется передача всех функций службы ВНОС специально созданным в войсках противовоздушной обороны воинским частям ВНОС. В этот период создаются первые радиолокационные средства обнаружения воздушных целей.
11 июля 1934 года — день рождения отечественной радиолокационной техники для службы ВНОС.
8 июня 1933 года наркому обороны СССР Ворошилову К.Е. была представлена докладная записка инженера-конструктора Ощепкова П.К. с изложением идеи использования радиоволн для обнаружения самолетов и принципов использования приборов радиообнаружения в системе ПВО.
20 июня 1937 года директивой НКО СССР № 34990сс на территории страны установлены в отношении ПВО закрытая приграничная полоса и особо охраняемые зоны. Вся служба ВНОС, за исключением пунктов ПВО, была подчинена командующим ВВС военных округов.
1938 — июнь 1941 года
7 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР «О противовоздушной обороне СССР», которое внесло изменения в руководство местной противовоздушной обороной. За Наркоматом обороны СССР оставались функции руководства и организации службы воздушного наблюдения, авиазенитной обороны территории и пунктов ПВО, борьба с воздушным противником.
25 января 1941 года вышло постановление СНК СССР № 198-97сс «Об организации противовоздушной обороны». Организация ПВО предусматривалась в угрожаемой воздушными нападениями зоне на глубину 1200 км от госграницы. В соответствии с данным постановлением 14 февраля издан приказ НКО СССР № 0015 «О разделении территории страны СССР на зоны, районы и пункты ПВО». Приказ определил сформировать в приграничных и некоторых внутренних военных округах зоны ПВО (всего 13), в т.ч. в составе частей и подразделений ВНОС.
Великая Отечественная война
По состоянию на 21 июня 1941 года в составе 13 зон ПВО СССР находились подразделения войск ВНОС:
Выполнение задач обеспечивалось системой наблюдательных постов, а на наиболее важных участках — радиолокационными станциями (РЛС). Система ВНОС создавала сплошное поле визуального наблюдения за воздушным пространством в приграничной полосе глубиной 150—250 км и вокруг особо важных объектов страны глубиной 60—120 км. Так, только в приграничных военных округах, в развёрнутом состоянии находились 1 полк, 19 отдельных батальонов, 3 роты ВНОС, 1 радиобатальон, а ПВО Москвы обеспечивали 702 поста ВНОС.
В период с 21 по 23 сентября 1941 года с помощью первых отечественных радиолокаторов (РУС-2) и последующих действий истребительной авиации, зенитной артиллерии и других средств ПВО Ленинграда и Балтийского флота сорван план военного командования Германии уничтожить флот СССР в Финском заливе путем проведения трехдневной воздушной операции своих военно-воздушных сил. Налеты вражеских самолетов отражались силами истребительной авиации, зенитными батареями и корабельной зенитной артиллерией. В ходе воздушной операции ВВС противника было предпринято 12 массированных налетов и несколько ударов мелких групп с общим числом до 500 самолетов-бомбардировщиков. Все налеты были обнаружены расчетами РЛС 72-го орб ВНОС. Действиями истребителей 7-го авиакорпуса ПВО, ВВС Ленинградского фронта и авиации Балтийского флота, огнем зенитной артиллерии 25 вражеских самолетов уничтожено, большое количество повреждено. Замысел противника по уничтожению кораблей Балтийского флота и подавлению военно-морской базы Кронштадт был сорван.
К концу войны основным средством войск ВНОС были РЛС, а визуальные посты ВНОС стали использоваться как вспомогательное средство для создания сплошного поля наблюдения на ближних подступах к объектам.
В ходе Великой Отечественной войны произошёл резкий количественный рост войск ВНОС и их качественное усовершенствование.
В 1950-е годы войска ВНОС преобразованы в радиотехнические войска ПВО.
Войска ВНОС
Войска ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) — собирательное название воинских формирований (войска), являвшихся составной частью войск противовоздушной обороны (войск ПВО), предназначенных для ведения воздушного наблюдения, предупреждения об угрозе воздушного нападения противника, а также наведения на него боевых средств ПВО своих войск.
В Вооружённых Силах СССР просуществовали до 1952 года, зародившись ещё в Вооружённых силах Российской империи. Накануне Великой Отечественной войны организационно состояли из полков, отдельных батальонов (рот) и радиобатальонов ВНОС, а также подразделений ВНОС армейских (флотских) объединений и соединений.
Выполняемые задачи
На подразделения ВНОС возлагались следующие задачи:
История войск ВНОС
Зарождение
Система наблюдения за небосклоном и опознавания воздушных целей в России начала формироваться с 1913 года, когда было предложено создать специальную сеть наблюдательных постов вдоль южного побережья Финского залива по линии Петербург — Рига (проект русского авиаконструктора А. А. Пороховщикова). Предполагалось использовать для этой цели силы воздушного флота вместе с имеющейся полевой и крепостной артиллерией. Для организованного ввода их в бой предлагалось создать сеть так называемых «воздушных станций», расположим их в две линии: одна — Петербург—Виндава, другая — Петербург—Сувалки. Назначение этих станций состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов в зоне ответственности станции, размеры которой определялись дальностью обзора воздушного пространства с помощью оптических приборов, выделять среди них чужие и сообщать о факте их пролёта и его направлении заинтересованным командирам. Также высказывалась мысль о возможности оказания помощи своим лётчикам в отыскании нарушителей воздушного пространства. Наблюдение в боевых условиях должно было вестись повсеместно и непрерывно, независимо от погоды и времени суток. Обнаружив воздушный объект, наблюдатель должен был оповестить об этом командование и весь личный состав. Порядок оповещения вырабатывался в частях, для него использовались доступные средства сигнализации. Подавать сигнал тревоги должен был наблюдатель, первым обнаруживший воздушного разведчика.
1914—1918 годы
При создании осенью 1914 года воздушной обороны Петрограда и Императорской резиденции в Царском Селе особое внимание уделили постам наблюдения за небосклоном. Дальние посты воздушного наблюдения располагались вдоль западной границы Финляндии и по берегу Ботнического залива Балтийского моря. Ближняя линия воздушного наблюдения была развернута на базе артиллерийского укреплённого района вокруг российской столицы и на кораблях Балтийского флота.
Для установления быстроты связи между постами воздушного наблюдения и немедленной передачи донесений от них в Петроград начальника воздушной обороны Петрограда обязали организовать непосредственную связь постов с избранным им центральным пунктом, а также связь между центральным пунктом и артиллерией, аэропланами и командами, назначенными для отражения воздушного нападения противника.
12 мая 1915 года главнокомандующий 6-й армией издал специальную Инструкцию № 1 «Постам из нижних чинов для наблюдения за небосклоном». В ней определялись:
Впервые для оперативности передачи информации о воздушном противнике по линии связи Инструкцией вводится термин «Воздух», который и в настоящее время используется в ходе боевого дежурства подразделений противовоздушной обороны.
На постах наблюдения за небосклоном Инструкцией вводились специальные рабочие журналы, ставшие прообразом современных журналов несения боевого дежурства.
В течение 1915—1917 годов для организации воздушной обороны крупных военно-политических, административных центров страны: Могилева, Двинска, Минска, Пскова, Одессы, Николаева формируется структура воздушного наблюдения и оповещения, входящая в состав организации обороны от воздушного нападения германской и австро-венгерской авиации.
В годы первой мировой войны служба наблюдения за небосклоном получила своё рождение и развитие и вошла в состав формируемых систем воздушной обороны важных военно-политических, административных центров, военных округов, группировок войск и сил флота России.
1918—1925 годы
В связи со сменой государственной власти и строя в России в эти годы происходило формирование службы наблюдения и оповещения только вокруг важнейших военно-политических и административных центров страны.
В апреле 1918 года в связи о переездом Советского правительства в Москву формируется воздушная оборона города Москвы. На подступах к городу разворачиваются сигнальные пункты — посты воздушного наблюдения.
В течение февраля — мая 1919 года было определено расположение наблюдательных вахт за небосклоном (в качестве приложения к Плану воздушной обороны Петрограда) в следующих пунктах: Сестрорецк, Дибуны, Станки, Токсово, Осиновец, Ораниенбаум, Стрельна.
1926—1932 годы
С 1926 по 1932 годы происходит формирование в приграничной зоне и вокруг главных экономических и административных центров страны постоянной сети визуальных постов наблюдения, комплектуемых в основном за счет сил местной милиции.
30 июня 1927 года приказом Реввоенсовета СССР задействовано «Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения». Посты создавались в частях (подразделениях) связи корпусов, дивизий, полков, в частях воздушно-химической обороны и авиапарках Военно-воздушных сил. Посты подчинялись начальникам связи всех уровней руководства.
31 января 1928 года Реввоенсовет СССР принял решение узаконить термин «противовоздушная оборона» (сокращённо ПВО) и отказаться от термина «воздушно-химическая оборона», а также утвердил термин «служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)».
В 1928 году постановлением Распорядительного Заседания Совета Труда Обороны (РЗ СТО) впервые утвержден перечень важнейших пунктов, подлежащих противовоздушной обороне (всего 48), определено развертывание службы ВНОС по линии гражданских наркоматов.
28 января 1930 года Реввоенсовет СССР обсудил вопрос о Плане противовоздушной обороны и признал необходимым объединить зенитные, артиллерийские, пулеметные, прожекторные, воздухоплавательные, химические и наблюдательные части ПВО тыла в дивизионы, полки, бригады и дивизии ПВО.
7 февраля 1931 года вышла в свет совместная директива Штаба РККА и Главного управления милиции и УТРО при СНК РСФСР о создании при органах милиции главных и наблюдательных постов ВНОС. Директивно определялись пункты дислокации главных постов (ГП) и количество наблюдательных постов (НП) по областям (краям) и автономным республикам, вводились штаты ГП и НП ВНОС.
1932—1938 годы
В период с 1932 по 1938 годы осуществляется передача всех функций службы ВНОС специально созданным в войсках противовоздушной обороны воинским частям ВНОС. В этот период создаются первые радиолокационные средства обнаружения воздушных целей.
11 июля 1934 года — день рождения отечественной радиолокационной техники для службы ВНОС.
8 июня 1933 года наркому обороны СССР К. Е. Ворошилову была представлена докладная записка инженера-конструктора П. К. Ощепкова с изложением идеи использования радиоволн для обнаружения самолётов и принципов использования приборов радиообнаружения в системе ПВО.
20 июня 1937 года директивой НКО СССР № 34990сс на территории страны установлены в отношении ПВО закрытая приграничная полоса и особо охраняемые зоны. Вся служба ВНОС, за исключением пунктов ПВО, была подчинена командующим ВВС военных округов.
1938 — июнь 1941 года
Проведенные исследовательские и опытные работы в области радиолокации позволили советским ученым к 1938 году создать радиолокационную станцию «РУС-1» (радиоулавливатель самолётов — первый), которая получила боевое крещение в войне с Финляндией в 1939—1940 годах. Осенью 1939 года была создана более совершенная станция «РУС-2», принятая на вооружение в июле 1940 года.
4 декабря 1938 года постановлением Главного Военного совета РККА № 10200сс службы ВНОС подчинены начальнику Управления ПВО РККА, а в военных округах — помощникам командующих войсками по ПВО.
7 октября 1940 года вышло постановление СНК СССР «О противовоздушной обороне СССР», которое внесло изменения в руководство местной противовоздушной обороной. За Наркоматом обороны СССР оставались функции руководства и организации службы воздушного наблюдения, авиазенитной обороны территории и пунктов ПВО, борьба с воздушным противником.
25 января 1941 года вышло постановление СНК СССР № 198-97сс «Об организации противовоздушной обороны». Организация ПВО предусматривалась в угрожаемой воздушными нападениями зоне на глубину 1200 км от госграницы. В соответствии с данным постановлением 14 февраля издан приказ НКО СССР № 0015 «О разделении территории страны СССР на зоны, районы и пункты ПВО». Приказ определил сформировать в приграничных и некоторых внутренних военных округах зоны ПВО (всего 13), в том числе в составе частей и подразделений ВНОС.
Великая Отечественная война
По состоянию на 21 июня 1941 года в составе 13 зон ПВО СССР находились подразделения войск ВНОС:
Выполнение задач обеспечивалось системой наблюдательных постов, а на наиболее важных участках — радиолокационными станциями (РЛС). Система ВНОС создавала сплошное поле визуального наблюдения за воздушным пространством в приграничной полосе глубиной 150—250 км и вокруг особо важных объектов страны глубиной 60—120 км. Так, только в приграничных военных округах, в развёрнутом состоянии находились 1 полк, 19 отдельных батальонов, 3 роты ВНОС, 1 радиобатальон, а ПВО Москвы обеспечивали 702 поста ВНОС.
В период с 21 по 23 сентября 1941 года с помощью первых отечественных радиолокаторов (РУС-2) и последующих действий истребительной авиации, зенитной артиллерии и других средств ПВО Ленинграда и Балтийского флота сорван план военного командования Германии уничтожить флот СССР в Финском заливе путём проведения трехдневной воздушной операции своих военно-воздушных сил. Налеты вражеских самолётов отражались силами истребительной авиации, зенитными батареями и корабельной зенитной артиллерией. В ходе воздушной операции ВВС противника было предпринято 12 массированных налетов и несколько ударов мелких групп с общим числом до 500 самолётов-бомбардировщиков. Все налеты были обнаружены расчетами РЛС 72-го орб ВНОС. Действиями истребителей 7-го авиакорпуса ПВО, ВВС Ленинградского фронта и авиации Балтийского флота, огнём зенитной артиллерии 25 вражеских самолётов уничтожено, большое количество повреждено. Замысел противника по уничтожению кораблей Балтийского флота и подавлению военно-морской базы Кронштадт был сорван.
В мае 1943 года на основании Приказа НКО СССР в системе ПВО Москвы для усиления системы ПВО были сформированы две дивизии ВНОС:
К концу войны основным средством войск ВНОС были РЛС, а визуальные посты ВНОС стали использоваться как вспомогательное средство для создания сплошного поля наблюдения на ближних подступах к объектам.
В ходе Великой Отечественной войны произошёл резкий количественный рост войск ВНОС и их качественное усовершенствование.
В 1950-е годы войска ВНОС преобразованы в радиотехнические войска ПВО страны.
Глава 4 Система и средства обнаружения самолетов ВНОС
Система и средства обнаружения самолетов ВНОС
Прежде чем применить многочисленные средства ПВО, нужно было решить задачу обнаружения самолетов противника. Эта задача в основном возлагалась на службу ВНОС. От своевременности, точности, быстроты и четкости ее работы во многом зависел успех боевых действий всей противовоздушной обороны. Служба ВНОС на территории страны организовывалась по трем системам: кольцевой, сплошного поля и комбинированной.
Кольцевая система применялась в пунктах, для обороны которых имелось ограниченное число истребителей или же их вообще не было. Посты ВНОС располагались вокруг пункта, образуя одну или несколько кольцевых полос наблюдения на различном удалении от центра объекта обороны, в зависимости от времени, необходимого на приведение в боевую готовность зениток и других средств.
Сплошное поле постов ВНОС организовывалось в важнейших центрах страны, для обороны которых имелось значительное количество авиации. Система состояла из полосы предупреждения, как и в кольцевой системе, и самого сплошного поля наблюдения, включавшего несколько полос, непосредственно примыкавших друг к другу.
При комбинированной системе часть участков создавалась по принципу сплошного поля наблюдения, а часть – по кольцевому. Этот метод организации ВНОС применялся, когда нужно было обеспечить наблюдение на главных и второстепенных направлениях полетов авиации противника. Все эти системы были разработаны до войны и страдали определенным схематизмом.
Главным элементом службы ВНОС независимо от ее боевого применения являлся наблюдательный пост (НП), который обычно состоял из семи человек: начальника, заместителя и нескольких наблюдателей. Средством связи служил телефон и лишь в редких случаях радиостанция. НП также должен был быть оснащен биноклем, прибором прослушивания (звукоулавливателем), часами, компасом и в некоторых случаях примитивными высотными и курсовыми планшетами. Оснащение поста выглядело достаточно убогим, но другими средствами наша ПВО не располагала.
– обнаружить в необъятном небе самолет;
– опознать его (определить национальную принадлежность);
– установить количество самолетов;
– определить направление полета;
– установить типы самолетов, количество моторов;
– определить их строй;
– измерить высоту полета;
– зафиксировать точное время пролета самолетов;
– донести эти сведения в штаб или на главный пост ВНОС. Надо признать, что эти задачи рядового наблюдателя, которые он должен был решить в ограниченный отрезок времени, выглядели явно невыполнимыми. Днем, при хорошей погоде и отсутствии источников шума, наблюдатель по звуку мотора мог обнаружить самолет на расстоянии до 10 км, а увидеть его на расстоянии до 6– 7 км. Оптические приборы (бинокль и подзорная труба) помогали лишь опознать самолет, но никак не могли служить средством его обнаружения. Понятно, что при ухудшении погоды результаты работы поста резко ухудшались. Не говоря уже о том, что ночью, в туман и при сильной облачности самолеты можно было обнаружить только на слух.
С опознаванием самолетов тоже была большая проблема. Государственная принадлежность надежно определялась по опознавательным знакам, однако четко увидеть их можно было только с расстояния не более полутора километров. Силуэты же самолетов были различимы в бинокль на высотах до четырех километров, и то если руки наблюдателя не дрожали от холода, страха, волнения или по другой причине. Высоту полета самолета наблюдатель определял с помощью высотного планшета, а чаще всего на глазок. Выяснение направления полета и строя самолетов при хорошей видимости являлось делом не очень сложным, но требовало определенного времени и выдержки. Засечка времени пролета вражеского самолета над наблюдательным пунктом была самой простейшей из вышеперечисленных операций. Результаты всех этих наблюдений должны были немедленно передаваться в вышестоящие инстанции.
При самой тщательной выучке и натренированности личного состава НП, во что верится с большим трудом, ему требовалось в лучшем случае (при благоприятных метеоусловиях, сравнительно небольшой высоте полета цели и скорости до 450 км/ч) от одной до полутора минут, чтобы как-то управиться со своими многочисленными обязанностями. Ночью, в туман, в пасмурную погоду, при большой высоте полета, НП мог справиться с задачей в лучшем случае частично, например, указав, что «над пунктом „А“ в сторону объекта „В“ в такое-то время пролетел какой-то самолет» [6].
Прожекторы и звукоулавливатели
К средствам обнаружения можно также отнести и зенитные прожекторы, используемые для освещения целей и создания световых полей. В 1928 г. прожекторные батальоны получили на вооружение отечественную технику – станции 0-151 и звукоулавливатели ЗП-2. В 1931 г. советскими конструкторами было создано очередное «чудо техники» – станция-искатель «Прожзвук-1», в которой прожектор был синхронно связан со звукоулавливателем. Через четыре года в прожекторные полки поступили усовершенствованные станции-искатели «Прожзвук-4», включавшие звукоулавливатель ЗП-5 и синхронно связанную с ним через специальный пост управления прожекторную станцию 3-15-4. Искатель монтировался на шасси автомобиля ЗиС-6, а прожекторная станция с отражателем диаметром полтора метра – на автомашине ЗиС-12. Комплект дополняла специальная станция-сопроводитель. Теоретически для уверенного сопровождения цели этой системе было достаточно трех-четырех лучей.
Для связи с истребителями применялось еще одно «оригинальное» средство – «электрострела». Она представляла собой размещенный на земле электрический планшет в виде стрелы, который использовался для указания летчикам направления на пойманный лучами прожекторов самолет. Для организации связи между командными пунктами подразделений прожекторного полка предполагалось использовать гражданские линии связи ввиду отсутствия телефонного кабеля.
Прожектористы не особенно надеялись на свою «современную» технику и не ждали от установок звукоулавливателей особо успешных поисков самолетов противника. Они рассуждали весьма просто: раз дали – надо использовать. В конце концов, это лучше, чем ничего. Эти пресловутые звукоулавливатели изначально имели существенный недостаток, связанный с малой скоростью распространения звука в атмосфере и его подверженностью действию ветра. Между акустическим направлением на самолет, показываемым звукоулавливателем, и истинным направлением (оптическим) образуется угол запаздывания, величина которого тем больше, чем выше скорость самолета, что увеличивает погрешность в определении угловых координат. Это означало, что звукоулавливатель ориентировал зенитное орудие и луч прожектора на то место, через которое бомбардировщик уже пролетел. Естественно, что в таких условиях осветить и поразить огнем цель было очень трудно.
Задача несколько облегчалась при массированном налете. Тогда с помощью звукоулавливателя можно было определить примерный район пролета самолетов, после чего прожектор случайно мог осветить один из самолетов группы, скажем, летящий в ее хвосте[7]. Влияние ветра сказывалось и на дальности обнаружения цели. Если при безветренной погоде самолеты могли быть обнаружены на расстоянии 20—25 км, то при ветре, особенно порывистом, дальность резко падала, а при его скорости свыше 10 м/с обнаружение вообще становилось невозможным. Кроме того, ветер создавал шумовые помехи в звукоприемнике, что маскировало шум самолета.
Попытка компенсировать эти слабости увеличением числа прожекторов тоже не могла привести к положительным результатам. Точность обнаружения компенсировалась резким уменьшением дальности освещения из-за расщепления светового луча.
В 30-е гг. разрабатывались и экзотические проекты, в частности вариант обнаружения самолетов по их тепловому излучению. Однако в ходе экспериментов быстро выяснилось, что подобная система может работать только ночью на фоне безоблачного неба. Если же в атмосфере наблюдались облака или луна, слежение становилось невозможным из-за тепловых помех от этих объектов. Выявленные недостатки позволили быстро признать данный метод бесперспективным.
Понятно, что с вышеописанными средствами обнаружения, оповещения и связи было крайне сложно обеспечить эффективную противовоздушную оборону. Следовательно, нужна была совершенно новая техника для ПВО: во-первых, для разведки воздушных целей в системе ВНОС, во-вторых, для организации огня зенитной артиллерии и обеспечения действий истребительной авиации.
Тем временем еще в 1932 г. инженер Управления ПВО Красной Армии П. К. Ощепков предложил новый подход к решению проблемы обнаружения воздушных целей, основанный на электромагнитной энергии. Конечно, он был не одинок в своих начинаниях. Идея военного инженера получила поддержку у начальника вооружений РККА маршала М. И. Тухачевского, который одобрил предложенную программу научно-исследовательских работ и обеспечил выделение необходимых средств. После проведения множества совещаний, согласований и объяснений с различными маститыми академиками, которые выражали сомнения в новациях безвестного инженера, летом 1934 г. наступил период разработки и испытаний опытных образцов аппаратуры по радиообнаружению самолетов. Работы по новой техники велись широким фронтом в различных научно-исследовательских институтах страны, которые курировались НИИ связи Красной Армии.
Параллельно с этим работы по созданию РЛС[8] для зенитной артиллерии велись под крылом Главного артиллерийского управления (ГАУ). Поскольку в середине 30-хгг. проблемы возникновения широкомасштабной войны выглядели достаточно отдаленными, то работы по созданию новой техники шли довольно медленно, методом проб и ошибок. Виной тому было также недостаточное теоретическое обоснование. Зачастую желания военных и возможности ученых резко расходились. Не обошлось и без бюрократических проволочек. Так, в конце 1936 г. по распоряжению наркома Ворошилова, мягко говоря, не отличавшегося особыми техническими познаниями, руководство работами по радиообнаружению от управления ПВО РККА было передано Техническому управлению Красной Армии, которому требовалось определенное время на освоение новой тематики. Замедлению темпа работ весьма способствовали и репрессии 1937—1938 гг., косвенным образом задевшие и армейских технических специалистов. Форсирование работ началось лишь в преддверии начала Второй мировой войны, как говорится, жизнь заставила.
После напряженной работы в НИИИС РККА была наконец разработана система радиообнаружения «Ревень», которая после доработки и полевых испытаний только в октябре 1939 г. была принята на вооружение под наивным названием РУС-1 (радиоулавливатель самолетов). Эта очень громоздкая станция, смонтированная на 16 (!) автомашинах, прошла проверку боем во время войны с Финляндией. Первобытный радиотехнический монстр мог обеспечивать дальность обнаружения самолетов на расстоянии до 90 км. Сложность в эксплуатации привела к тому, что весной 1940 г. эта техника была отправлена в Закавказье. До начала войны успели выпустить 45 комплектов РУС-1[9]. Дальнейшее их производство было прекращено, т.к. на вооружение постов ВНОС в июле 1940 г. начала поступать РЛС дальнего обнаружения РУС-2, обладавшая более высокими тактико-техническими данными. Эта станция под названием «Редут», построенная на импульсном принципе, обеспечивала дальность обнаружения самолетов противника до 120 км. Причем монтировался комплект уже только на трех автомашинах.
РУС-2 была значительным шагом вперед, т.к. позволяла не только выявлять бомбардировщики на большом расстоянии и практически на любой высоте, но и непрерывно определять их дальность, азимут и даже скорость полета. С помощью этой РЛС командование ПВО теоретически могло наблюдать за изменением обстановки в воздухе в радиусе 100 км, определять силы противника и даже в какой-то степени его намерения, т.е. куда и сколько самолетов направляется, какому объекту угрожает наибольшая опасность и т.п. Получая данные о воздушной обстановке от нескольких станций РУС-2, находящихся в оперативно-тактическом взаимодействии, и нанося их на карту-планшет, командование ПВО района или зоны имело возможность непрерывно и более или менее достоверно, не надеясь на «слухачей-глухарей» пунктов ВНОС, следить за действиями противника и наиболее целесообразно планировать и использовать свои силы и средства.
РЛС дальнего обнаружения РУС62 «Редут».
Слева – принимающая станция, справа – излучающая станция
Поступление в войска ПВО станций новых РЛС привело к тактико-технической революции в службе воздушного наблюдения и позволило при их грамотном использовании значительно повысить эффективность ПВО страны. Уже в процессе изготовления опытной партии станций РУС-2 выявилась возможность их радикальной модернизации за счет замены двухантенной системы на одноантенную, смонтированную только на двух автомашинах, что значительно облегчило ее дальнейшую эксплуатацию.
Местная ПВО имела свою разветвленную структуру во главе с Главным управлением (ГУ МПВО), подчинявшимся непосредственно Наркомату внутренних дел (НКВД). На каждом предприятии был создан штаб МПВО во главе с одним из руководящих работников и сформированы объектовые и цеховые формирования. С 1940 г. стали регулярно проводиться объектовые, районные, городские и областные учения по местной противовоздушной обороне. Так, 30 октября на артиллерийском заводе № 92 в Горьком прошли очередные учения по МПВО. В 20.00 по местному времени был подан учебный сигнал «Воздушная тревога». В течение часа заводской штаб проверял явку членов команд на свои посты, приведение в боевую готовность сил и средств пожаротушения, а также светомаскировку зданий и цехов. Затем в 21.00 прозвучал сигнал «Отбой ВТ». Результаты учений показали плохое затемнение ряда объектов, хаотичность действий некоторых лиц, отвечавших за него. В связи с этим в ноябре началось проектирование единого плана светомаскировки завода. В течение 24—25 декабря 1940 г. в Горьком проводились городские учения по МПВО. Причем утром первого дня в городе было введено «Угрожаемое положение», а в 19.30 второго дня подан сигнал «ВТ».
В 1941 г. учения на городском и районном уровне еще более участились. 14 марта в Кагановичском районе[11] с 18.00 до 22.00 объявлялось «Угрожаемое положение». Затем жители района уже в течение пяти суток – с 25 по 30 марта – жили и работали в условиях учебного «УП». При этом четыре раза давался сигнал «Воздушная тревога», в частности 26 марта в 21.00. Подобные мероприятия, по замыслу городского и районных штабов МПВО, должны были приучить людей к жизни в условиях военного времени, а также научить четко различать подаваемые сигналы и порядок действий после них. Как показали последующие годы, подобные учения были отнюдь не излишни.
Ликвидация последствий бомбардировок противника также входила и в функции пожарной охраны, тоже входившей в структуру НКВД. Ге боевыми подразделениями были военизированные пожарные части (ВПЧ), оснащенные пожарными автонасосами ПМЗ-5 и ПМЗ-6, созданными на базе автомобилей ЗиС-5.
Читайте также
Глава 9 Проекты самолетов войны
Глава 9 Проекты самолетов войны Десантный планер Он взлетел в первый раз 25 февраля 1941 года. Зрелище было завораживающее. На фоне белых полей в начале расчищенной от снега полосы стояла громадная темная птица с высоко распростертыми крыльями невиданного размаха в 55
Глава 12 Средства и стремления
Глава 12 Средства и стремления Толкачеву наконец прислали ампулу с ядом. Она прибыла в московскую резидентуру через несколько недель после октябрьской встречи, с регулярной секретной почтой, в посылке размером с коробку для сигар. Ролф открыл ее. Внутри в гнезде из
ИК система обнаружения AN/UAS-4
ИК система обнаружения AN/UAS-4 Масса системы AN/UAS-4 – 273 кг. Система состоит из стабилизированного по трем осям инфракрасного датчика AN/AAS- 24 высокого разрешения, установленной у наблюдателя консоли с органами управления и индикатором, записывающего оборудования на основе
Пассивные средства обороны самолетов OV-1D и RV-1D
Пассивные средства обороны самолетов OV-1D и RV-1D На самолетах OV-1D и RV-1D установлены пассивные приемника обнаружения электромагнитного облучения AN/APR- 39(V)2. Приемник выдает звуковые и визуальные предупреждения о работе радиолокаторов противника.Активная система постановки
Средства обнаружения и обезвреживания мин
Средства обнаружения и обезвреживания мин Обнаружение мин, отдельных фугасов, а также минированных участков производится:– по внешним признакам;– специальными приборами (миноискатели, щупы, стетоскопы);– собаками минно-розыскной
Глава II. Цель и средства войны
Глава II. Цель и средства войны Познакомившись в предыдущей главе с изменчивой и сложной природой войны, приступим к исследованию влияния этой природы на цели и средства войны.Если мы начнем с вопроса о цели военных действий, на которую должна ориентироваться вся война в
Глава II Штурмовые средства
Глава II Штурмовые средства Описание специальных средств. Сверхмалая подводная лодка типа СА. Управляемая торпеда SLC и ее применение. Торпеда Сан-Бартоломео SSB. Взрывающийся катер МТМ. Однотипный ему MTR, перевозимый на подводной лодке. Торпедный катер MTS и однотипные ему MTSM
Система обозначения японских самолетов
Система обозначения японских самолетов Во время второй мировой войн» в ВВС Японии использовалось сразу несколько систем обозначения самолетов, что совершенно сбивало с толку разведку союзников. Так, например, самолет японской армейской авиации имел обычно номер «китай»
Средства обнаружения и обезвреживания мин
Средства обнаружения и обезвреживания мин Обнаружение мин, отдельных фугасов, а также минированных участков производится:– по внешним признакам;– специальными приборами (миноискатели, щупы, стетоскопы);– собаками минно-розыскной
Глава 14. Машина обнаружения
Глава 14. Машина обнаружения Еще с Первой мировой войны Гувер выискивал подпольные коммунистические заговоры против Соединенных Штатов. Через четверть века расследований он наконец увидел первую важнейшую улику. Весной и осенью 1943 года ФБР тайно записало разговоры,
Глава 4. Средства Афганистана
Глава 4. Средства Афганистана Средства страны обусловливаются прежде всего деятельностью населения, которая может быть направлена на добывание различных предметов, обработку их и, наконец, на мену — торговлю. Развитие всех этих отраслей находится в прямой зависимости